|
УСТАВНЫЕ ГРАМОТЫ КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ XVI — XVII вв.Уставные грамоты — документы, определявшие порядок местного суда и управление в Русском государстве, — появляются в конце XIV в. Широко известны Двинская 1397 — 1398 гг. и Белозерская 1488 г. уставные грамоты. 1 Подобные правовые акты выдавались отдельным городам, селам или группам сел. 2 Они исходили от великих или удельных князей, а также от церковных и монастырских властей. 3 Н. П. Загоскин, отмечая особенности уставных грамот, писал, что они вмещают характерные черты «и судных, и губных, и таможенных грамот» и «не имеют в виду регламентацию одной какой-либо отрасли», а включают «постановления, касающиеся и судебного права, и уголовного, и финансового, и административного, и полицейского в обширном смысле этого слова». 4 Монастыри право суда над крестьянами своих вотчин получали на основе жалованных несудимых грамот. Кирилло-Белозерский монастырь это право имел уже в конце XIV — начале XV в., со времени приобретения первых земельных угодий. 5 Суд в вотчинах проводился лицами монастырской администрации: приказчиками и доводчиками. Как писал Н. К. Никольский, приказчик в монастырской документации упоминается со времени игумена Касьяна (1448 — 1469): он «назначался или игуменом или монастырским собором редко из старцев, а в других случаях из монастырских слуг...». 6 Обязанность приказчика, отмечал автор, «состояла в производстве суда над монастырскими крестьянами в тяжбах их между собою и в уголовных делах, обыкновенно кроме душегубства, разбоя и татьбы с поличным», а также «в случаях судебных споров между монастырскими крестьянами и посторонними лицами он принимал участие вместе с княжескими волостелями и их тиунами в так называемом "смесном" суде...». 7 Кроме того, приказчики принимали участие в «полюбовном» решении спорных дел о межах в пределах монастырских владений. 8 В вотчинах Кирилло-Белозерского монастыря суд осуществлялся, как и повсеместно в России, на основе уставных грамот. Самая ранняя сохранившаяся уставная грамота относится к 1593 г. 9 Она была заменена в 1654 г. новой грамотой, а в 1676 г. ее нормы с некоторыми уточнениями были подтверждены. 10 По содержанию кирилловские уставные грамоты распадаются на несколько отчетливо выраженных статей. Вступительные статьи указывали причины, вследствие которых давалась новая уставная грамота, называли дату монастырского собора, утвердившего грамоту. Далее следовали статьи, где определялись размеры судебных пошлин (явка, хоженое, езд, правда, пожелезное и др.), пошлины за порчу полевой межи, свадебные и торговые пошлины. Заключительная клаузула документов содержит обычную для XV — XVII вв. санкцию. Однотипность уставных грамот 1593 и 1654 гг. указывает на то, что порядок судопроизводства в вотчинах Кирилло-Белозерского монастыря после Соборного Уложения 1649 г. не изменился, остался по старине. [262] Изменения произошли в статьях, регламентирующих размеры праздничного корма и платежи в пользу административных лиц. Уставная грамота 1593 г., в отличие от грамот XVII в., содержит сведения о праздничных платежах (рождественском, петровском и пасхальном кормах). Эти платежи распространялись только на крестьян Белозерского уезда. Исключение этих статей в 1654 г., вероятно, было связано с тем, что в 1601 г. они были наряду с другими платежами монастырю включены в переписную книгу, при этом их стали платить крестьяне всех вотчин. 11 Из уставных грамот XVII в. были исключены статьи о мерах по защите населения от притеснений административных лиц, приглашенных на пиры. Изменения также коснулись платежей в их пользу. Если по уставной грамоте 1593 г. приказчику «въежжего давали с выти по две денги да осеннего с выти по пяти денег», доводчику «въежжего и осеннего давати по тому же», то в 1654 г. им платили «денег по гривне с выти да хлеба по осмине овса, по полуосмине ржи». 12 В уставной грамоте 1654 г. появляется нарядчик, которому полагалось «по четверику ржи, по четверику овса да по денге с дыму». 13 Важным новшеством в уставной грамоте 1654 г. стало право монастырской администрации заменить «вытный хлеб» на десятинную пашню, где они себе «укажут», а «крестьянам запахать». В дальнейшем эта статья открыла дорогу злоупотреблениям со стороны монастырских слуг, которые, «будучи на приказах... своим самодерством пашут на себя монастырские десятины по три и по четыре и болши. И тое де пашню пахать и сенные покосы велят косить на себя крестьяном не в честь и в неволю и за работу ничево им не дают». 14 В 1675 - 1676 гг. в монастырь поступили «многие изветы и челобитье» от посельских старцев, старост и крестьян. 15 На монастырском соборе в июне 1676 г. была принята новая уставная грамота, которая подтверждала прежние нормы, а на «ослушниках» постановила «доправить вдвое и отдать челобитчикам... им же... монастырское жесткое наказание и в монастырскую казну взять на них пеня». 16 Новая уставная грамота была разослана по селам с предписанием прочитать ее на мирском сходе и отдать «выборным старостам и целовальникам и со крестьяне», и велели «держать в церкви впредь, впредь для ведома». 17 Таким образом, подтвердив на соборе нормы уставной грамоты 1654 г., монастырские власти возвращались к старине, пытаясь тем самым оградить крестьянский мир от незаконных действий местной администрации. Кирилловские уставные грамоты по составу статей отличаются от аналогичных документов других монастырей. В уставных грамотах властей Соловецкого монастыря (1561, 1564, 1591), Троицкого монастыря 1590 г. важное место занимают статьи, регламентировавшие размеры платежей и повинностей в пользу монастыря. 18 Возможно, отсутствие этих статей в уставных грамотах Кирилло-Белозерского монастыря определяют особенности внутривотчинных отношений: отработочные повинности на его землях не получили широкого распространения до середины XVII в. Нормы же оброчных платежей определялись не уставными грамотами, а вытными книгами, составленными в 1559 г. 19 В настоящую публикацию включены три сохранившиеся уставные грамоты Кирилло-Белозерского монастыря: 1593, 1654 и 1676 гг. 20 Уставная [263] грамота 1593 г. была опубликована в 1836 г. в составе «Актов, собранных Археографической экспедицией» под № 357 по списку, хранившемуся в библиотеке Новгородского Софийского собора. 21 В настоящее время этот документ находится в сборнике, принадлежавшем П. М. Строеву (ОР РНБ. Погод. собр. 1566). Первоначально он входил в состав «Обиходника келарского» старца Варфоломея (ОР РНБ. Соф. 1150). Такое заключение сделано мною на основе изучения Обиходника и сохранившегося текста. В оглавлении Обиходника, написанном почерком XVIII в., он значигся под № 4 «Уставная грамота Кирилова монастыря, какие пошлины с монастырских крестьян брати». Грамота следовала после текста кормовой книги. На этом месте сейчас видны остатки трех вырванных листов. В правом верхнем углу сохранившегося текста грамоты заметна прежняя пагинация, соответствующая нумерации Соф. 1150. Уставная грамота писана тем же почерком, что и последний текст Обиходника: «Слово о еже како лепо есть быти учителю», что еще раз подтверждает ее происхождение из рукописи Соф. 1150. Публикуемая уставная грамота 1593 г. (ОР РНБ. Погод. 1566. Л. 44 — 46), в 4°, писана полууставом, переходящим в скоропись, на бумаге с филигранью Одноручный кувшинчик с литерами «IV» — близок к Гераклитову № 423 (1618). 22 Уставные грамоты 1654 и 1676 гг. находятся в составе книги копий, содержащей разного рода административно-хозяйственные документы Кирилло-Белозерского монастыря (списки с соборных приговоров, монастырских памятей, челобитных крестьян и др.), писаны разными почерками XVII в. (ОР РНБ. Собр. СПб. Духовной академии. AI/18. F°. 610 л.). Уставная грамота 1654 г. (л. 16) писана на бумаге без филиграни. В той же тетради бумага с филигранями: Страсбургская лилия с литерами «MG» - — типа Гераклитовов № 216 (1671) и Двуглавый орел — типа Дианова, Костюхина № 1033 (1633). 23 Уставная грамота 1676 г. (л. 301 — 304) писана на бумаге с филигранью Страсбургская лилия с литерами «MG» — см. выше. Тексты публикуемых грамот подготовлены к печати в соответствии с правилами публикации документов конца XVI — XVII в. Первые буквы начальных слов уставной грамоты 1593 г. «Лета» и «Кирилова» и заключительных «Таковы», писанные киноварью, отмечены в публикации полужирным шрифтом. 1593 г. марта 31 — Уставная грамота властей Кирилло-Белозерского монастыря о пошлинах с крестьян /л. 44/ Лета 7101-го марта в 31 день. Кирилова монастыря игумен Марко, да старец Леонид, да келарь старец Елеуферей, да казначей старец Иона Брудков, и все старцы соборные приговорили на соборе, по чему крестьяном во всех селех монастырские отчины давати пошлин на монастырь. Давати старостам и крестьяном на три праздникы, на Велик день, да на Петров день и Павлов, да на Рожество Христово празднишново с выти по две денги, да на Велик же день Белозерскаго уезда во всех селех с выти по десяти яиц, да на Петров день и Павлов по сыру да по десяти яиц с выти, да на Успеньев день по тому же, а в ыных во всех селех монастырские отчины яиц и сыров не имати. Да в Белозерском же уезде, да и в ыных во всех селех монастырские отчины имати с выти по овчине да по я/л. 44 об./рятине. Да присудных пошлин с рубля по десяти денег. А межной или перекосной боран алтын. А куница выводная два алтына в монастырьской вотчине; а в которой волости за рубежом емлют на монастырьских куницу болши тово, и им имати против тово, как заволостные емлют. А згонного с лошадей имати по два алтына, которая лошадь прибежит из-за волости; а где за рубежем на монастырьских згонного емлют болши того, и им имати по тому же. А явки с человека денга; а з животины, с лошади и с коровы, с купца и с продавца, с обеих, по денге. А с меновных лошадей и с коров явки с обеих по две денги. Да приказшикам давати въежжего с выти по две денги, да осеннего с выти по пяти денег, за которым приказщиком довод; а за которым дово/л. 45/ду нет, ино ему с стола два рубли. Да присудных пошлин приказшику с суда по две денги. [265] А довотчиком в их ключех въежжего и осеннего давати по тому же. А хоженово довотчику в селе денга, а правда вдвое. А езду довотчикам на десять верст пять денег, а на дватцать или на тритцать верст та же пять денег езду. А случится ссылка с суда на правду, человек на десять или на пятнадцать в одном деле, и правда давати та же две денги, а с одного человека та же две денги. А будет исцова правда, а ответчикова правда же, и с обеих сторон правда имати по две денги. А которые христиане учнут варити пива, и им являти приказщику, а явки с них нет; а без явки им пив не варити; а сварит хто без явки, и на том християнине на монастырь пени гривна без отдачи. /л. 45 об./ А приказщиком и доводчиком незванным на пир християном не ездить, а кто позовет хлеба есть или пить, ино им то волно. А доведут на приказщика или довотчика, что оне у которово крестьянина ели или пили силно, и на том на монастырь пени два рубли; а тот християнин, у кого ели или пили силно, чево взыщет, и приказщикам и доводчикам те иски платить без суда. А пожелезного довотчику имати с человека по две денги на днь да на ночь, по ком поруки не будет. А вязчево имати с татя или з душегубца по два алтына. А которово человека поколют или убиют болечо не до смерти, и смотреново довотчику имати по два алтына на виноватом. А на которово приказщика или довотчика доведут, что на котором грестиянине силно возмет /л. 46/ лишка, через сю уставную грамоту, и на том приказщике или на довотчике, сыскав, взяти вдвое без суда да отдати тому хрестиянину, кто чево взыщет. К сей уставной грамоте Кирилова монастыря игумен Марко печать свою приложил. Таковы грамоты хрестияном даваны по всем селам. ОР РНБ. Погод, собр. 1566. Л. 44-46. Публ.: ААЭ. Т. I. № 357. 1654 г. июля 18 — Уставная грамота властей Кирилло-Белозерского монастыря о пошлинах с крестьян /л. 16/ Список. Лета 7162-го июля в 18 день Кирилова монастыря архимандрит Митрофан, келарь старец Саватея Юшков, казначей старец Игнатей и старцы соборные, приговоря на соборе, для государевых служб указали старую жалованную грамоту переписать вновь, по чему монастырские вотчины во всех селех крестьяном давать приказщиком и доводчиком всяких пошлин и вытного хлеба. Судных пошлин с рубля по десяти денег. А случитца с суда ссылка человек на десять или болше, и правды давать по две денги. А с одного человека две денги же. А с обчие правды по четыре денги. Да судново приказщику две денги. А буде в каком деле поруки по ком не будет, пожелезново на сутки давать по две денги с человека. [266] А езду приказщиком и доводчиком в своих ключех имать на десять верст и болше по пяти денег. А хоженово в селе денга. А у ково с кем учинитца драка, избитого человека или ранена смотреново имать на виноватом по два алтына. А вясчево с татя или з душегубца по два алтына же. Дворовой и загородной боран по два алтына по две денги. А полевой межной или перекосной боран семь денег а-и сь ездом. -а Выводная куница в монастырской вотчине по два алтына по две денги, новоженно алтын. А з заволосных вывод и з животины згонное но противням. А явки с человека денга. А с продажной лошади или с коровы с купца и с продавца по денге. А с меновных лошадей и с коров с обеих сторон по две д[енги]. b А монастырских крестьян згонново по денге з животины. с /л. 16 об./ Приказщиком же и доводчиком денег по гривне с выти да хлеба: по осмине овса, по полуосмине ржи d-в их колючех. -d Нарядчиком по четверику ржи, по четверику овса да по денге з дыму. А буде приказщику или доводчику или нарядчику укажут под яровой сев земли дать, и крестьяном запахать. И им вытного хлеба со крестьян не имать. А пошлины и вытной хлеб приказщику и доводчику имать в своем ключе. А буде которой приказщик или доводчик или нарядчик через сю уставную грамоту на ком возмет лишек, и тем ево доведут, и на том приказщике или доводчике или нарядчике по сыску взять вдвое и отдать тому, у ково лишнее будет взято. e РНБ. Собр. Санкт-Петербургской духовной академии. AI/18. Л. 16 — 16 об. Список XVII в. а-а Вписано над строкой. b Конец слова утрачен. с Далее зачеркнуто: денги. d-d Вписано под строкой. e Далее дополнено другим почерком: Такова грамота послана в село Кобаново с кабановским крестьянином с Васкою Артемьевым 173-го году генваря в 11 день. 1676 г. июня 22 — Уставная грамота властей Кирилло-Белозерского монастыря о пошлинах с крестьян /л. 301/ От а архимандрита Никиты и от келаря старца Гедеона и старцов соборных b-з братьею -b Кирилова монастыря в село на Волок Словинский поселскому старцу Матфею, священником, и старостам, и житничным целовалником, и всем крестьяном. В нынешнем во 184-м году в разных месяцех и числех били челом нам и подавали многие челобитные Переславского уезду, Резанского всех сел, да Пошехонского уезду села Семеновского с приселки, и иных монастырских вотчин мирские старосты и крестьяня на монастырских слуг, кои были в прошлом во 183-м и во 184-м году в монастырских вотчинах на приказех, и им де, крестьяном, чинили многие налоги и убытки для своей безделние корысти и неправеднаго собрания сверх прежних властей уставных грамот и наших [267] наказных памятей, каковы им, слугам, даются. И про то про все сыскивано, и по сыску за их воровство учинено тем слугам наказание. И что в прошлом во 176-м году бывшей строитель старец Ефрем Потемкин указал им же, кои бывают пожалованы приказом и доводом и нарядом в монастырских вотчинах, сверх прежних властей уставных грамот под яровой сев десятинную пашню и сенные покосы приказщиком земли по две десятины, сенных покосов по осми копен, доводчиком и нарядчиком по десятине, а сенных покосов по четыре копны. И о том нам ведомо учинилось. От поселских старцов, и старост, и целовалников, и крестьян многие /л. 301 об./ изветы и челобитье на них слуг c было, что де они, слуги, будучи на приказах, приказщики, и доводчики, и нарядчики без нашего указу своим самодерством пашут на себя монастырские земли десятины по три и по четыре и болши. И тое де пашню пахать и сенные покосы велят косить на себя крестьяном не в честь и в неволю и за работу ничево им не дают. А сена де косят на себя в монастырских же лугах лутчие места, копен по дватцати и по тритцати, по сороку и по пятидесяти. А иные де приказщики косят копен по сту и по полтораста. И мы, архимандрит Никита, келарь старец Гедеон и соборные старцы з братиею приговорили тое пашню пахать и сенные покосы косить по-прежнему на монастырь. А приказщиком, и доводчиком, и нарядчиком пашни пахать и сенных покосов косить впредь давать не велели для того, что в прежней уставной грамоте пашни и сеных покосов давать им не написано. А написано в прежней уставной грамоте прошлаго 162-го году июля в 18 день имать со крестьян вытной хлеб. А буде приказщику или доводчику или нарядчику укажут под яровой сев земли дать, и крестьяном запахать, и им вытного хлеба со крестьян не имать. Да приказщиком же и доводчиком судных пошлин с рубля по десяти денег. А случится с суда ссылка человека на десять и болши, и правды давать по две денги, а с одного человека две денги же. А с опчие правды по четыре денги. Да судного приказщику две денги. А буде в каком деле поруки по ком не будет, пожелезного имать на судки по две денги с человека. А езду /л. 302/ приказщику и доводчиком в своих ключех на десять верст и болши по пяти денг. А хоженого в селе денга. А у ково с кем учинитца драка, избитого человека или ранена, смотреного имать на виноватом по два алтына. А вящего с татя или з душегубца по два алтына же. Дворовой и загородной боран по два алтына по две денги. А полевой и межевой и перекосной боран и с ездом семь денег. Выводная куница в монастырской вотчине по два алтына по две денги. Новоженного алтын. А з заволостных вывод и з животины згонное имать по противням. А с продажной лошади или с коровы с кубца и с продавца по денге. А с меновных лошадей и коров с обоих сторон по две денги. А с монастырских крестьян згонного по денге з животины. [268] Приказщиком же и доводчиком денег по гривне с выти да хлеба: по осмине овса да по полуосмине ржы вь их ключех. Нарядчику по четверику ржи, по четверику овса да по денге з дыму. А пошлины и вытной хлеб приказщику и доводчику имать в своих ключех. Да они же дe слуги, будучи в монастырских вотчинах на приказе, крестьяном чинят многие налоги и напады дают безвинно, для своей безделной корысти емлют дe со крестьян сверх указов въезжее и празничные, и про домашней свой обиход свякую посуду, и дворовым своим послужилцам денги, и на всякую свою домашнею работу работных людей. А как де они уроченное время отживут на приказах, и они де тое со крестьян взятую посуду свозят в свои домы. А пив де они варят, сколко кто похочет. И мы, приговоря, указали приказщиком и доводчиком и нарядчиком вытной хлеб и денги и всякие доходы имать со крестьян против /л. 302 об./ уставные грамоты прошлаго 162-го году. Да приказщиком же сварить в год два пива по четыре чети в монастырскую меру в их приказщикове хлебе на два празника на Иисус Христово Рожество да на Светлое Христово Воскресение. А доводчиком и нарядчиком по одному пиву по четыре чети в их же хлебе. А у тое пивные вари быть работником со крестьян. А болши того приказщиком и доводчиком и нарядчиков пив не варить. И въезжево и празничного и про домашней обиход никакие посуды и работных людей не имать, чтоб крестьяном от них, слуг, конечнаго разорения впредь не было. А буде они, слуги, не послушати прежних властей и наших уставных грамот и соборного приговора, учнуть со крестьян имать болши и о том нам ведомо учинитца и челобитье будет, и что они на ком возмут и сыщется про то допрямо и по сыску, на них, слугах, доправить вдвое и отдать челобитчиком. Да им же за их преслушание учинить монастырское жестокое наказание и в монастырскую казну взять на них пеня. И как к вам ся наша грамота придет и вам бы в селе учинить мирской сход и на сходе сю нашу грамоту велеть вычесть, чтоб крестьяне прежней указ и соборной наш приговор ведали. Приказщиком и доводчиком и нарядчиком хлебные и денежные всякие указные доходы платили против прежней уставной грамоты и нынешняго нашего соборного приговору, как писано выше сего. А сверх указу поселским старцом и целовалником и впредь хто будет /л. 303/ пашни им и сенных покосов не давать, а крестьяном по их налоге на них не пахать и не косить. А прочет сее нашу грамоту отдать выборным старостам и целовалником и со крестьяны и велеть держать в церкви впредь, впредь для ведома. 184-го году июня в 22 день таковы грамоты посланы в село на Волок, в Рукину, на Колкач, в Талицу Словенской мелницы с мелником с Матюшкою Ермоловым. Того же числа таковы же грамоты посланы в Кабаново, в Ыльгощи и в Тереботуни, в Шаблыкино с шаблыкинским крестьянином с Епиксимком Ивановым. Того же числа таковы же грамоты посланы в Куность, на Городища, в Мегру, в Танища с слугою с Артемьем Хватовым. [269] Июня же в 24 день таковы же властиные грамоты посланы в село Спаское, и в Юрцово и в Стретенское с монастырскими служкою с Ываном Бабкиным. Того же числа в Кему село Покровское, и на Ярбозеро, и на Баботозеро таковы же властины грамоты посланы /л. 303 об./ Кемы села Покровского с крестьянином с Сидорком Масловым. Того же числа такова же властиная грамота послана в село Санниково с санниковским крестьянином сь Естюнкою Ивановым. Того же числа таковы же грамоты посланы в село на Сизму с приселки d с сиземским крестьянином из Оночисти деревни Артемьева с Лучкою Федоровым. Такова же властиная грамота послана на Давыдове с крестьянином деревни Дербенинского с Кирилком Федоровым. Такова же грамота послана в село Новую Ергу с крестьянином деревни Кузнецова з Герасимком Ильиным. Того же числа такова же грамота послана в село Яргомож с крестьянином с Назарком Григорьевым. /л. 304/ Того же числа такова же грамота послана в село Троецкое с крестьянином деревни Пантелеймоновского сь Якимком Ивановым. Того же числа таковы же грамоты посланы в село Вашкий и в Кивуй с кивуйским крестьянином деревни Подгорной с Никифорком Яковлевым. Июля же в 25 день таковы же властиные грамоты посланы в Лозу село Антушево и в Старое село Никитцкое с лозским крестьянином деревни Зорина с Нанкою Насоновым. Того же числа в село Романову Слободку такова же властиная грамота послана села Елизарова Раменья деревни Тюшкова с Васкою Ивановым. РНБ. Санкт-Петербургская духовная академия. AI/18. Л. 301 — 304. а На верхнем поле перед текстом другим почерком скорописью XVII в.: Список с уставной грамоты 184-го году. b-b Вписано над строкой. с Вписано над строкой. d Вписано над строкой. Комментарии 1 Российское законодательство X - XX веков. М., 1985. Т. 2. С. 180 -206; Алексеев Ю. Г. Белозерская уставная грамота 1488 г. и вопросы наместничьего суда // ВИД. Т. 23. Л., 1991. С. 208—222; Он же. Белозерская Уставная грамота и некоторые вопросы социальной политики Ивана III // Проблемы социально-экономической истории России: К 100-летию со дня рождения Бориса Александровича Романова. СПб., 1991. С. 88-97. 2 Загоскин Н. П. Уставные грамоты XIV— XVI вв., определяющие порядок местного правительственного управления. Казань, 1875. Вып. 1; Казань, 1876. Вып. 2; Сведенный текст дошедших и изданных до нашего времени Уставных грамот XIV—XVI вв., определяющих порядок местного правительственного управления: Наместничьи, губные и земские Уставные грамоты Московского государства / Под ред. А. И. Яковлева. М., 1909. 3 Тексты уставных грамот монастырским крестьянам см.: Сборник документов по истории СССР. Ч. III. XVI век/Под ред. А. М. Сахарова. М., 1972. № 16, 21, 29—30, 50—53. 4 Загоскин Н. П. Уставные грамоты XIV-XVI вв. Вып. 1.С. 23. 5 АСВР / Сост. И. А. Голубцов; Отв. ред. Л. В. Черепнин. М., 1958. Т. 2. № 9, 44, 45 и др. 6 Санкт-Петербургское отделение Архива Российской Академии наук. Ф. 247 (Личный фонд [264] Н. К. Никольского). Оп. 1. Д. 32 (Управление в Кирилло-Белозерском монастыре XIV—начала XVII в.). Л. 660. 7 Там же. Л. 660—660 об., 663. 8 Там же. Л. 663. 9 Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Императорской Академии наук (далее — ААЭ). СПб., 1836.Т. 1.№357. 10 ОР РНБ. Собр. СПб. Духовной академии. AI/18. Л. 16—16 об.; 301—304. 11 Вотчинные хозяйственные книги XVI в.: Вытные книги, хлебные оброчники и переписная книга вотчин Кирияпо-Белозерского монастыря. 1559—1601 гг. / Сост. А. X. Горфункель, З. В. Дмитриева; Отв. ред. А. Г. Маньков. М.; Л., 1985. С. 358—434. 12 ААЭ. Т. 1. С. 435; ОРРНБ. А 1/18. Л. 16 об. 13 ОРРНБ.АI/18.Л. 16 об. 14 Там же. Л. 301— 301 об. 15 Там же. Л. 302 об. 16 Там же. Л. 302 об.—303. 17 Там же. Л. 303. 18 Сборник документов по истории СССР. Ч. III. № 29, 30, 52, 53. 19 Вотчинные хозяйственные книги XVI в. С. 133—310. 20 Включение в данное издание опубликованной уставной грамоты 1593 г. вызвано необходимостью комплексного изучения уставных грамот конца XVI—XVII в. 21 ААЭ. Т. 1. № 357. Помимо этого известен еще один список уставной грамоты 1593г.,включенный в состав келарского обиходника XVII в. (РГБ. Ф. 344. № 298. Л. 159—162). 22 Гераклитов А. А. Филиграни XVII века на бумаге рукописных и печатных документов русского происхождения. М., 1963. № 216. 23 Филиграни XVII в.: по рукописным источникам ГИМ / Сост. Т. В. Дианова, Л. М. Костюхина. М., 1988. № 1033. Текст воспроизведен по изданию: Уставные грамоты Кирило-Белозерского монастыря XVI-XVII вв. // Российское государство в XIV-XVII вв. СПб. Дмитрий Буланин. 2002 |
|