Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ЖАЛОВАННАЯ ГРАМОТА СТРОГАНОВЫМ 1591 ГОДА

Архивы промышленного и торгового предприятия именитых людей Строгановых являются уникальным примером сохранности значительного частного комплекса документов XVI столетия. Но и он дошел до нас далеко не полностью, рассосредоточен по различным хранилищам и фактически не описан, несмотря на долгую историю его изучения 1. Обнаруженные А. В. Антоновым в столбцах Поместного приказа спорные дела Строгановых 1640-х – 1650-х гг. с пермскими крестьянами содержат списки и упоминания нескольких неизвестных документов XV–XVI вв., представляющих значительный интерес 2. Их изучение в контексте запутанной тяжбы должно стать предметом специальной работы, предваряющей их публикацию. Но среди них есть акт, имеющй принципиальное значение для изучения деятельности и положения Строгановых в конце XVI в., требующий скорейшего введения в научный оборот.

В мае 1645 г. при разбирательстве дела соликамским воеводой Ю. В. Телепневым Данила Иванович Строганов представил подлинную жалованную грамоту царя Федора Ивановича, выданную 20 апреля 1591 г. его деду Максиму Яковлевичу и двоюродным братьям деда – Андрею и Петру Семеновичам Строгановым на все их пермские вотчины – «городок и остроги на Чюсовой и на Усолке, и на Сылве, и на Яйве». Это было не простое подтверждение старого пожалования Ивана Грозного, а снятие опалы и возвращение конфискованных несколько лет назад земель. Причины этой «великой опалы» давно вызывали недоумение и споры ученых в связи с отсутствием прямых источников. О ней было известно из аналогичной грамоты 1591 г., данной Никите Григорьевичу Строганову, которому также возвратили его пермские вотчины – городок Орел на Каме. Грамота эта не сохранилась, а известна в пересказе сводной жалованной грамоты Строгановым 1692 г. 3 Об отписке на государя и последующем возвращении пермских вотчин двоюродным братьям Н. Г. Строганова – М. Я., А. С. и П. С. Строгановым вообще не было известно. [191]

Попытку объяснить причину опалы сделал еще в XVIII в. И. П. Икосов – автор первого труда по истории Строгановых. Он, будучи их управляющим, вероятно имея в руках текст грамоты Н. Г. Строганову, указал дату опалы – 1588 г. и утверждая, что Орелгордок «взят был от Строгановых для способности Сибирской дороги, а когда сыскана дорога мимо Перми, то есть города Чердыни, то паки в 1591 (7099) году к Строгановым возвращен» 4. С объяснением Икосова не согласился другой известный историк Строгановых – А. А. Дмитриев. Его смутила дата опалы – 1588 г., поскольку он считал, что дорога через Чердынь в Сибирь была освоена ранее этого времени 5. Публикуемая грамота называет более раннюю дату опалы – 1585/1586 г., а названные ее причины и отмены – «взято у них на нас для Сибирские дороги <...>, ныне дорога Сибирская миновалсь, а проложена новая дорога в Сибирь мимо Пермь, Чердынь, да на Новой город на Лозьву» – совпадают с текстом Икосова, основанном на аналогичной грамоте. Тем более представляется неубедительной гипотеза А. А. Дмтриева о причинах царской опалы на Н. Г. Строганова – его неучастием в организации экспедиции Ермака. Как мы видим, вотчины были конфискованы и у активного участника завоевания Сибири Максима Яковлевича Строганова. Возможно опала именитых людей была связана с внутриполитической борьбой после вступления царя Федора Ивановича на престол.

А. А. Введенский отметил, что грамота 1591 г. Н. Г. Строганову «полностью восстанавливает прежние судебные, финансовые и другие иммунитеты, какие даны на эту вотчину первоначально жалованной грамотой 1564 г. января 2 отцу Никиты Григорьевича Григорию Аникеевичу Строганову» 6. Также грамота Максиму Яковлевичу, Андрею и Петру Семеновичам Строгановым восстанавливает все права и льготы грамоты от 25 марта 1568 г., данной Иваном IV Якову Аникеевичу Строганову на земли по реке Чусовой 7. Новое в грамоте 1591 г. – это указание на подотчетность Строгановых в Чети дьяка Андрея Щелкалова; он же и подписал грамоту. Публикуемый список воспрозводит также ее подтверждение царем Борисом Годуновым в 1599 г.

Большую часть текста грамоты 1591 г. М. Я., А. С. и П. С. Строгановым занимает выпись из писцовой книги Пермского уезда 1579 г. Ивана Яхонтова и подъячего Третьяка Карпова. Выписи и сотные из этой книги неоднократно фигурируют в данном деле, одна из них подана вместе с грамотой 8. Впрочем, описание вотчины Строгановых 1579 г. ранее публиковалось 9.

Сам список грамоты 1591 г. писан на столбцовых листах обычного формата тем же почерком, что и текст челобитной Д. И. Строганова (Л. 256–261), очевидно одним из его приказчиков. На обороте по склейкам скрепа: «К сему списку Данило Строганов руку приложил». Почерк его – каллиграфическая скоропись свидетельствует о его привычке к письменным занятиям.


1591 г. апреля 20. – Жалованная данная, оброчно-несудимая, односрочная и заповедная (от ездоков) грамота ц. Федора Ивановича Максиму Яковлевичу, Андрею и Петру Семеновичам Строгановым на их вотчину городок, остроги, слободку и соляные варницы на pp. Чусовой, Усолке, Сылве, и Яйве в Перми, с подтверждением ц. Бориса Федоровича 1599 г. марта 12.

/Л. 281/ Список з государевы царевы и великого князя Феодора Ивановича всеа Русии вотчинные грамоты слово в слово

Се яз, царь и великий князь Феодор Иванович всеа Русии, пожаловали есмя Максима Яковлева сына Строганова да Ондрея да Петра Семеновых детей Строганова. Что они нам били челом, а сказали, что в прошлом в 94-м году взято у них на нас для Сибирские дороги отцов ихних вотчина городок и остроги на Чюсовой и на Усолке, и на Сылве, и на Яйве и с варницами, и с цырены, и с посацкими дворы, и з деревнями, и с починки, и с мелницами по Каме реке, и по Яйве, и по Чюсовой, и по Сылве, и по Обве, и по Иньве, и по Косве и с лугами, и с лесами, и с островы, и со всякими угодьи по писцовым книгам и з береги с пустыми и с ыстоки по обе стороны Камы реки, и Яйвы, и Чюсовой, и Сылвы, и Обвы, и Иньвы, и Косвы, и с речками, кои в те реки впали, и с озеры, и с рыбными ловлями, и с езом, и с их дворовыми крепосными всякими людьми, и с посадцкими людми, и з деревеньскими всякими 10 крестьяны, и со всяким городовым нарядом, и с хлебом, и з сеном, и с варничными дровы 11, и з железом, и со всякими железными снастьми, и с лошадьми, и скотом рогатым, и со всяким их животом, чем он, Максим, преж сего владел и чем отец их Семен преж сего владел, порознь своими вотчинами, по деловым, что меж собою отец их Семен с Максимом поделился; и наши всякие доходы платили по писцовым книгам: дань и оброк порознь же на срок Благовещеньев день.

И в нынешнем в 99-м году он, Максим Яковлев сын, и Ондрей и Петр Семеновы дети нам били челом /Л. 282/ о той своей вотчине о городке и острогах, что ныне дорога Сибирская миновалсь, а проложена новая дорога в Сибирь мимо Пермь, Чердынь, да на Новой город на Лозьву. И мы их пожаловали, их вотчину город и остроги со всем, з деревнями, и с мельницами, и со всякими угодьи отдали, чем он, Максим, преж сего владел по писцовым книгам и по деловой, и людьми дворовыми крепосными и посадцкими и деревеньскими крестьяны владети ему велели по-прежнему 12, 13-как он -13, Максим, преже сего владел своим жеребьем, и подати наши, дань и оброк, по писцовым книгам платити 14 по-прежнему же порознь на Благовещеньев день. А им, Андрею да Петру, велели владеть по писцовым же книгам и по своей деловой, чем отец их Семен владел, городком и острогом, и деревнями, и всякими угодьи, и животы отца их, и дворовыми людьми крепосными, и посадцкими, и деревеньскими крестьяны владети велели им по-прежнему, как преже сего отец их Семен владел, и подати наши, дань и оброк, по писцовым книгам платити 14 по-прежнему же порознь на Благовещеньев день, как преже сего отец их Семен платил.

И нам бы их, Максима и Ондрея и Петра, ныне пожаловати, велети им на ту их вотчину на городок и на остроги дати свою жаловальную грамоту, по чему им вперед владети и нашу дань и всякие подати и оброк платить по писцовым же книгам по-прежнему на срок Благовещеньев день. И посадских людей 15 и деревеньских крестьян им судити самим или они кому прикажут по старине, а наши б перьмские приказные люди и наши пермьские наместники и их тиуны к ним не въезжали ни [193] по что, и кормов не збирати, и их людей и крестьян не судили. А кому будет до них и до их людей и до их крестьян какое дело, и им бы отвечати на Москве на срок на Благовещеньев день, чтоб им и их людем и крестьяном породажи и убытков не было. И с перьмичи и с усольцы ни в какие в сибирские отпуски запасов и судов, и людей, плотников и посошных людей, /Л. 283/ и подъвод, и кормов, и проводников гонцом всяким и послом сибирским не давати же, потому что перьмичам и усольцом для сибирских отпусков наша дань и оброки и всякие подати отданы, и с них ничего не емлют. А им, Максиму да Ондрею и Петру, платити за все про все дань и оброк по писцовым книгам по-прежнему.

А в писцовых книгах писма и меры Ивана Яхонтова да подьячего Третьяка Карпова 87-го году написано:

Слобода Чюсовая на реке Чюсовой. В слободе церковь Богоявленье Господа Бога Спаса нашего Исуса Христа. В слободе ж острог, а в остроге двор Семенов да Максимов. Да слободе ж Чюсовой дватцать пять дворов, сошного писма треть сохи и пол пол трети сохи, а в пусте два двора.

За острогом на реке на Чюсовой пять варниц соляных с церены да четыре варницы пустые без церенов, и с тою варницею, что на реке на Усолке. Оброку с варниц тритцать три рубли с пяти варниц, в которых соль варят, по пяти рублев с варницы, а с пустых с четырех по два рубли с варницы, да пошлин с оброку казначеевых и диячих рубль дватцать один алтын четыре деньги, с рубля по десяти денег.

На речке Усолке мелница немецкое колесо, оброку пять рублев, да пошлин с оброку восмь алтын две деньги, с рубля по десяти денег.

Сена на Чюсовой и на Круглом лугу тысяча пятьсот семьдесят копен.

Да к Чюсовой же пять деревень да шеснатцать починков опричь церьковново починка. А в них сорок дворов, а людей в них пятьдесят пять человек. Пашни добрые и середине земли сто восмьдесят две чети, перелогу пятьдесят одна четь в поле, а в дву по тому ж. Лесу пашенного двест[и] дватцать пять десятин, сена три тысечи триста дватцатьпять копен. Сошново писма соха без трети. А в соху положено по штидесят дворов.

А уезду к Чюсовой от межи от Микитины Строганова слободы от Орла от Каришова /Л. 284/ острова вниз рекою Камою до Усть Чюсовые реки восмьдесят верст. А от Устья Чюсовой реки вниз по Каме до бору до Ласьвы дватцать верст. А от Камы реки Чюсовою рекою вверх до Усть реки Сылвы десять верст. А от Усть реки Сылвы вверх Чюсовою же рекою до слободы до Чюсове сорок верст. А от слободы от Чюсовой вверх по реке по Чюсовой до деревни до Калина лугу сорок верст. А от Калина лугу вверх по Чюсовой до Гулких улусов и до Утки реки. И в той меже по обе стороны тех рек береги пустые. И островы и речки, которые впали в реку в Каму и в Чюсовую от устья и до вершин, и озерка лешие с ыстоки, и леса дикие Семеновы и да Максимовы, а Карышова острова Семену да Максиму две трети.

Слобода Сылва на реке на Сылве, а в ней острог. А в остроге двор Семенов да Максимов. Да за острогом двор конюшенной, да семь дворов пищалников, да два двора пусты. Пашни добрые земли сто десять чети, перелогу триста дватцать шесть четь в поле, а в дву по тому же. Лесу пашенново пятьдесят восемь десятин. Сена по реке по Сылве и на Васильеву лугу тысеча восмьсот пятьдесят копен.

Да на Усть речки Урмана мелница большая, оброку с мелницы пять рублев да пошлин с оброку восмь алтын две деньги.

Да к слободе к Сылве три деревни да пять починков, а в них тритцать пять дворов, а людей в них тритцать шесть человек. Пашни добрые земли сто [194] осмьдесят одна четверть да перелогу триста тритцать две чети в поле, а в дву по тому ж. Лесу пашенново сто шестьдесят четыре десятины. Сена две тысечи девятьсот семьдесят копен. Сошново писма полсохи и пол-полтрети сохи, в соху по шти десят дворов. А в пусте на Сылве и в деревнях четыре дворы.

А уезду к слободе к Сылве от реки Чюсовой рекою Сылвою вверх до острогу дватцать верст. А от острогу вверх рекою же Сылвою до деревни до Верхолузья /Л. 285/ десять верст. А от деревни Верхолузья вверх рекою Сылвою до остяцких улусов. И в той меже по обе стороны реки Сылвы береги и островы пустые и речки, которые впали в Сылву [с устья] и до вершин, и озерка лешие с ыстоки и леса дикие Семеновы и да Максимовы.

Да слоботка Яйва на реке на Усолке, а в ней церковь Николы Чюдотворца да четыре дворы церьковных. Да к слободе Яйве три починки. И всего [в] слободе и в починках тринатцать дворов, а людей в них тож, пашни семьдесят три чети в поле, а в дву по тому ж. Да церковные пашни 16. Лесу пашенново шестьдесят семь десятин. Сена тысеча девятьсот тритцать копен. Сошново писма в слободке и в починках полтрети и пол-пол-полтрети сохи.

А уезду к слободке к Яйве вниз по реке по Яйве до речки до Уньвы пятьдесят верст. А от слободки от Яйвы от усть речки Усолки вверх по реке по Яйве до речки до Вилвы и до речки до Чалвы семьдесят верст. И в той меже по обе стороны рики Яйвы речки малые и озерка дикие и лес.

Да у слободки же у Яйвы на речке на Усолке две варницы соляных с цырены да три варницы пустые. А оброку им с тех варниц давати шеснатцать рублев да пошлин казначеевых и дьячих с оброку дватцать шесть алтын четыре деньги, с рубля по десяти денег.

И всего в Перьми Великой Семена да Максима Строгановых три слободы, а к слободам восмь деревень да дватцать четыре починков. А в них сто тринатцать дворов, а в них сто дватцать девять человек. Пашни Семеновы да Максимовы и крестьянские двести четыре чети добрые земли, да семьдесят три чети середние земли, да сто пятьдесят девять чети худые земли. И обоего, добрые и середние и худые земли, четыр[е]ста /Л. 287/ тритцать шесть чети в поле, а в дву по тому же. Перелогу 17 триста восмь десятин три чети. Лесу пашенново сто шестьдесят одна десятина. Сена десять тысяч восмьсот копен. Сошново писма в слободах и в деревнях и в починкех две сохи без получети сохи. А положено в соху по штидесят дворов, а пашни ялось в соху добрые и середние, и худые земли, и перелогу по триста по десяти чети с осминой, лесу пашенново по штидесят десятин с полдесятиною, сена по четыре тысячи по девятисот копен.

А государевых податей платити им за ямские и за приметные деньги, и за городовое и за засечное и за емчужное дело дватцать восмь рублев шеснатцать алтын четыре деньги, с сохи по пятинатцати рублев. Да пошлин казначеевых и дьячих дватцать два алтына, с сохи по одиннатцати алтын по четыре деньги. Да с соляных варниц и с мельниц и с рыбных ловель с неводу да с езу оброку восмьдесят рублев да с оброку пошлин казначееых и дьячих четыре рубли, с рубля по десяти денег. Да оброку с реки с Камы да с реки с Чюсовые, да с реки с Сылвы, да с реки с Косьвы, да с реки с Яйвы, да с реки с Обвы, да с реки с Сыньвы с рыбных ловель с тех урочищ, которые писаны в уездех под слободами, и с речек, которые в те реки впали, и с озерок с леших, и с островов, и с лесов тритцать рублев. Да с оброку пошлин рубль шеснатцать алтын четыре деньги, с рубля по десяти денег. И всего дани и оброку и пошлин сто сорок четыре рубли дватцать два алтына две деньги. [195]

И яз, царь и великий князь, выслушав их челобитья, Максима да Андрея, да Петра Строгановых, пожаловал, велел им их вотчиною городком Чюсовую и Усолкую, и варницами, и остроги, и Сылвою з деревнями да слободкой Яйвою владети по старине по писцовым книгам писма и меры Ивана Яхонтова да подьячего Третьяка Карпова 87-го году и по своим деловым, как меж ими за их руками писаны деловые /Л. 288/ меж Максимом и Семеном. Максиму владети своим жеребьем по деловой, как преже сего владел. А Семеновым детям, Ондрею да Петру, по отца своего Семена деловой своим жеребьем владети, как преже сего отец их Семен владел.

И посадцких людей деревеньских крестьян судити им самим или кому прикажут, кои в коем жеребью живут за ними, всякому своих судити. А перьмские наши наместники и воеводы и приказные люди его, Максима, и Андрея и Петра и их посадцких людей и крестьян не судят ни в чем, и в их вотчину не въезжают и не посылают ни по что, опричь розбоя и татьбы с поличным. И сибирских хлебных запасов и посошных людей, и плотников, и подвод, и проводников, никому не давати опричь ратново вестового дела. А коли мимо поедут городок Чюсовую и Сылву, и нашим перьмским намесником и их людем и сибирским послом кормов и поборов никаких недавати. А судом и всякими нашими податьми ведает их на Москве в Чети дияк наш Ондрей Щелкалов.

А дати им, Максиму, да Андрею, да Петру с 18 своей вотчины з городка с Чюсовой и с острогов, и с варниц, и с 18 слобод, и з деревень и с рек, с лесов, и с озер звериных, и с рыбных ловель по писцовым книгам оброк сто сорок четыре рубли двадцать два алтына две деньги впервые на Москве в Чети дияку нашему Ондрею Щелкалову на срок на Благовещеньев день 101-го году. И вперед им тот оброк платить на тот же срок ежегодно безпереводно.

Дана /Л. 289/ ся наша жаловалная грамота на Москве, лета 7099-го, апреля в 20 день.

Позади грамоты пишет:

Царь и и великий князь Федор Иванович всеа Русии.

Да позади же грамоты пишет на дву склейках:

Дияк Андрей Щелкалов.

На той же грамоте позади написано:

Лета 7107-го, марта в 12 день, царь и и великий князь Борис Феодорович всеа Русии и с сыном своим с царевичем со князем Федором Борисовичем всеа Русии сее жаловальные грамоты слушав, Максима да Ондрея, да Петра Строгановых пожаловал, велел им сее жаловальную грамоту подписати на свое царьское имя и рушити сее жаловалные грамоты у них ничем не велел, и ходити им велели о всем по тому, как в сей жаловальной грамоте писано. А подписал диак Офанасей Иванов сын Власьев.

РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Нижнему Новгороду, № 499/20890. Ч. 2. Л. 281-289 (л. 286 пропущен при нумерации). Список 1645 г.


Комментарии

1. См.: Введенский А. А. Библиотека и архив у Строгановых и XVI-XVII вв. // Север. Вологда, 1923. № 3, 4; Морозов Б. Н. К изучению архивов Строгановых в XVI–XVIII // Археография и изучение духовной культуры. III Уральские археографические чтения. Тезисы докладов. Свердловск, 1987. С. 19-21.

2. РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Нижнему Новгороду, № 498-500/20890 Ч. 1-3.

3. Введенский А. А. Дом Строгановых в XVI-XVII вв. М., 1962. С. 112, 113.

4. Икосов П. История о роде и отечественных заслугах фамилии Строгановых. Пермь, 1789. С. 63.

5. Дмитриев А. А. Пермская старина. Пермь, 1895. Вып. 6. С. 60.

6. Введенский А. А. Дом Строгановых... С. 113.

7. ДАИ. СПб., 1846. Т. 1. № 119.

8. РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Нижнему Новгороду, № 498/20890. Ч. 1. Л. 270-277.

9. Пермские губернские ведомости. 1878. С. 82–104; Дмитриев А. А. Пермская старина. Пермь, 1891. Вып. 3. Отд. 2. С. 161-169.

10. Так в ркп.

11. В ркп. испр. из: дворы.

12. В ркп. далее зачеркнуто: же.

13. В ркп. написано по подчищеному.

14. В ркп. испр. из: платили.

15. В ркп. испр. из: посадским людем.

16. В ркп. далее зачеркнуто: лесу.

17. В ркп. далее зачеркнуто: перелогу.

18. В ркп. пропущено.

Текст воспроизведен по изданию: Жалованная грамота Строгановым 1591 года // Русский дипломатарий, Вып. 6. М. Памятники исторической мысли. 2000

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.