Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

СКАЗАНИЕ О СМЕРТИ ЦАРЯ ФЕДОРА ИВАНОВИЧА И ВОЦАРЕНИИ БОРИСА ГОДУНОВА

(Записи в разрядной книге)

В сохранившихся списках разрядных книг нередко встречаются интересные документы XVI—XVII вв., иногда не известные в исторической литературе. Это относится, прежде всего, к разрядным книгам пространной редакции, которые фактически до сих пор остаются вне поля зрения исследователей. Объясняется это отчасти тем, что согласно установившейся после работ П. Н. Милюкова 1 и Н. П. Лихачева 2 традиции разрядные книги этого типа причисляются к так называемым частной и компилятивной редакциям. Этим определялось недоверие к ним как историческим источникам. Между тем их анализ показывает, что они содержат официальный текст разрядов о назначениях на должности (военные, гражданские, придворные), о местнических спорах и т. д. Оригиналы разрядных книг пространной редакции до нас не дошли, они сохранились лишь в составе позднейших, известных теперь в количестве более 100 3, частных списков.

Пространная редакция в течение XVI — начале XVII вв. велась в Разрядном приказе 4. Ее отличительными признаками являются помещение свадебных разрядов среди остальных разрядов за соответствующие годы 5, наличие записей о придворных церемониях — о приемах и отпусках послов, «столов» при дворе и пр. — и регулярность ведения записей, вносившихся обычно вскоре после происшедших событий. Эта редакция заключает в своем составе большое количество сведений, необходимых [168] служилым феодалам в местнических целях: росписи воевод, записи о местнических спорах, пожалованиях в чины и т. д. Заинтересованностью феодалов и объясняется наличие большого количества сохранившихся списков пространной редакции разрядных книг. Некоторые из них содержат относительно полный текст официальных разрядов пространной редакции 6, большинство же в той или иной степени сокращают ее текст. К последнему типу разрядных книг относится рукопись, хранящаяся в Музейном собрании Отдела рукописей Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина под шифром ф. 178 № 4464, с разрядами за 1485-1599 гг., писанная скорописью второй половины XVII века на 508 листах (считая и чистые); бумажный водяной знак — голова шута — датируется 1676 годом 7. В тексте разрядов много пропусков, чистые листы оставлены, по-видимому, для последующего заполнения. На полях рукописи проставлены начальные буквы фамилий, упоминаемых в тексте. Заглавные буквы, а также некоторые слова написаны киноварью. Переплет сделан в виде «конверта» из мягкой тисненой кожи без досок. Рукопись принадлежала стольнику П. А. Колюбакину. Об этом говорит его собственноручная запись по нижним полям листов: «...стольника 8 Поликарпа Артемьевича Колюбакина. А потписал своею рукою».

На вставочном листе между листами 354 и 355 имеется следующая запись: «Прежних годов с княжения князя Дмитрея Донскаго 6866-го году по 6992 году 9 надобно сыскать и в книгу в новую 10 написать 126 годов, а со 6992-го году по 7107-й год в книге вписано 116 годов, а со 107-го году по 153-й год (то есть с 1599 по 1645 гг. — В. Б.) не дописано 46 годов, потому что тех годов последних 11 не с чего было дописать». Эта запись, вставленная в список (он будет в дальнейшем называться Колюбакинским), свидетельствует, как будто, о составлении списка в середине XVII века, так как 1599-1645 гг. называются в ней «последними». Однако характер скорописи и бумага не позволяют отнести список к этому времени.

Колюбакинский список, как и многие другие, имеет все характерные черты пространной редакции. В нем разряды свадеб помещены среди других записей за соответствующие годы: среди записей за 1525/26 гг. помещен разряд свадьбы Василия III 1526 года 12; то же самое относится к свадьбе Ивана IV в феврале 1547 года 13, его брата князя Юрия Васильевича в сентябре 1547 года 14 и др. Находим мы здесь и записи о придворных [169] церемониях: о приеме Шах-Али в 1542/43 гг. 15, приеме литовских послов в октябре 1590 года и посылке в Литву русских послов 12 апреля 1591 года 16, о «столе» (парадном обеде у царя) в 1595 году «в троецком объезде вешнем, от Троицы идучи... в селе Воздвиженском» 17 и т. д. В Колюбакинском списке имеется ряд подробных записей о военных действиях русских войск, например о походе под Казань в 1549-1550 гг. 18, ливонском походе 1577 года 19 и т. д. В основном он передает текст пространной редакции с рядом сокращений и пропусков 20. Это объясняется, очевидно, качеством рукописи, с которой списывались разряды для стольника П. А. Колюбакина. Так, в разряде 1552 (7060) года приводится роспись воевод, посланных против «горней луговой черемисы» «до казанского взятья». В ней названы двое воевод большого полка — кн. А. Б. Горбатый и Д. Р. Юрьев; первым воеводой передового полка был кн. П. С. Серебряный, вторым — князь Григорий Голова Звенигородский (отчество не обозначено, написано только окончание «вич» и оставлено чистое место). В левой руке был «князь Дмитрей ...вич Жижимской» (второго нет). Воеводы сторожевого полка не названы совсем 21. Эта неполная роспись взята из небрежно составленной рукописи, с которой снималась копия. Об этом говорит запись на небольшом листке, вложенном в рукопись — левая часть его расположена между листами 179 и 180, а правая — между листами 185 и 186. Запись, восполняющая пробел в росписи воевод, сообщает: «7060-го (1552. — В. Б.) в сторожевом полку Степан Григорьев сын Сидорова да князь Андрей Булгак Григорьев сын Борятинских, а в котором походе, того подлинно в столбце не написано. А в книге в посылке горней черемисы в сторожевом полку оставлено место, и хто был, — не писано». Таким образом, запись сообщает, что протограф [170] Колюбакинского списка страдал в данном случае неполнотой; его данные дополняются записью, взятой из «столбцов».

Помимо пропусков и сокращений в Колюбакинском списке наблюдается путаница в датировке событий. Так, он начинается с записей о походе на Казань и ее взятии, датированных 1483/84 (6992) годом 22; на самом деле эти события относятся к 1487 (6995) году. Записи о них приводятся в Колюбакинском списке и под этим годом 23. Это объясняется, очевидно, желанием составителей частных списков подобного рода заполнить чем-то 6992 год, записи за который не были вставлены в официальный текст разрядных книг пространной редакции.

Кроме того, в Колюбакинском списке, как и во многих других, имеется ряд посторонних вставок, например: «Лета 7033-го (1524/25. — В. Б.) загорится о себе свеща в Орхангеле над гробом великого князь Дмитрея Донскаго и горела 6 дней, и угасла о себе же. Того же году почат делать город Коломна каменной. Toe же весны поставиша Новой Девичей монастырь на Москве за посадом близ моностыря святаго Савы» 24.

В записях за 1526/27 (7035) гг. вставлены известия об освобождении из тюрьмы кн. М. Л. Глинского («а сидел он за литовской отьезд»), о посылке в город Романов С. Ф. Рагозина, кн. М. Козловского и С. Волкова «для денежного збору из Дворца в Борисоглебскую слободу и в Рыбную для рыбных ловель и тягловых правежей» 25. Имеются и другие вставки: о казни А. А. Бутурлина 3 сентября 1544 года («урезаше язык ему у терему за его вину, за невежливая слова») 26, о сожжении Москвы в 1571 году 27. Подобные вставки встречаются во многих других списках разрядных книг; в этом отношении Колюбакинский список не является исключением. Но он имеет в своем составе еще одну большую вставку, очень интересную по содержанию, отсутствующую в других списках. Это сказание о смерти царя Федора Ивановича и воцарении Бориса Годунова в 1598 году. Она, как и ряд других вставок в этом списке (см. выше), является инородной по отношению к разрядным записям, но в то же время довольно искусно вмонтирована в разрядный текст. Запись носит повествовательный характер и представляет собой, по существу, новый самостоятельный источник, дополняющий наши представления о событиях конца XVI века. [171]

* * *

Для большинства исторических источников, в той или иной степени затрагивающих время царствования Годунова, характерно или сдержанно-неодобрительное или же резко отрицательное к нему отношение («Повесть 1606 г.», «Сказание» Авраамия Палицына, «Новый летописец» и др.) 28. Эти произведения возникли после его смерти и отражали официальную точку зрения по отношению к царствованию Годунова, установившуюся при Василии Ивановиче Шуйском и при первых Романовых. До нас дошло не много памятников, составленных в царствование Годунова. Не позднее 1603 года патриархом Иовом была написана «Повесть о честнем житии царя и великого князя Феодора Ивановича всеа Русии» 29. В этой повести Иов представил Бориса Годунова в образе идеального правителя, который «зело преизрядною мудростию украшен и саном паче всех и благим разумом превосходя», чьим «правительством благочестивая царская держава в мире и в тишине велелепней цветуще» 30. С повестью Иова перекликается публикуемое ниже Сказание о смерти царя Федора Ивановича и воцарении Бориса Годунова, — новый исторический источник, неизвестный до сих пор в литературе и составленный, вероятно, в конце XVI — начале XVII в. Сказание помещено среди разрядных записей за 1598 год (см. ниже текст) и занимает в целом 22 листа рукописи 31.

Сказание посвящено описанию кончины и погребения царя Федора Ивановича, недолговременного правления царицы Ирины, ее пострижения и, наконец, воцарения «московского правителя» Бориса Годунова. Главное внимание уделяется описанию избрания на престол Годунова по «прошению» всех чинов русского государства. Здесь Сказание следует за официальной правительственной версией, которая приводится в Утвержденной грамоте 1598 года об избрании на царство Бориса 32. Можно предположить, что Сказание было составлено еще при жизни Годунова. Об этом свидетельствует ряд данных: о царе Борисе в нем говорится как о живом — рассказывая о приходе патриарха Иова со всеми церковными чинами, боярами, дворянами и т. д. в Новодевичий монастырь к царице Ирине, автор Сказания говорит, что «брат ея, государь наш (подчеркнуто мной. — В. Б.) Борис Федорович туть же у царицы...» 33. Сказание, написано в панегирическом стиле по отношению к Борису Годунову. В нем всячески подчеркивается, что он «государев шурин и московский правитель, слуга и конюшей и боярин», родной брат царицы Ирины. С пафосом перечисляются его заслуги при жизни Федора [172] Ивановича, когда он «по его государеву (Федора Ивановича. — В. Б.) приказу правил великим и крепким правительством все Московское государьство во всем Росийском царстве четырнатцать лет в земских росправах и в полководном в воинствех и многих пограничных государей учинил... государю... в холопех и царства пограничные и дальные многий государю покорил... и землю государеву великим пространством розширил». Далее автор говорит, что благодаря «правительству» Годунова все люди в Русском государстве были «в покои и в тишине» 34. В стиле «хвалословия» описывается и решение Бориса выступить против крымского царя Казы-Гирея, совершившего в 1598 году набег на русские земли 35, прежде, чем венчаться царским венцом. Ни о каких событиях, которые могли бы бросить тень на Годунова (например, смерть царевича Дмитрия, казни и ссылки), здесь, конечно, не упоминается. Составление Сказания преследовало ясно выраженную политическую цель — прославить «ратную храбрость» и «земское правительство» Годунова, обосновать законность его избрания на царство благодаря его личным качествам как государственного деятеля и особенно благодаря родству с царской семьей через сестру царицу Ирину. В этом плане показательно отсутствие даже упоминания о Земском соборе 1598 года. Описывая события, связанные с избранием Бориса, автор неоднократно и настойчиво проводит мысль о том, что он был избран по «прошению», «молению» царицы Ирины, патриарха Иова, всех церковных чинов, бояр, дворян, приказных, гостей и «всего московского народу и с сущими младенцы». С другой стороны, согласие Бориса Годунова стать царем встречается, по словам автора, единодушным одобрением всего народа и квалифицируется им как акт «великого и неизреченного божиего милосердия» 36. Все это позволяет предполагать, что Сказание, имеющее такой официальный характер, было составлено в царствование Годунова, может быть, вскоре после его избрания на царство. По языку и стилю оно заметно отличается от повестей начала XVII века и скорее приближается к более простому и деловому изложению Утвержденной грамоты 1598 года. По изложению событий оно напоминает официальную приказную реляцию, отчет, составленный каким-нибудь деятелем правительственной администрации.

Начинается Сказание сообщением о смерти царя Федора Ивановича ночью 6 января 1598 года. Затем описывается его погребение в Архангельском соборе, скорбь царицы Ирины и всего московского народа 37. [173]

Об отъезде вдовой царицы и Бориса Годунова в Новодевичий монастырь, ее пострижении «во иноческий чин», о походах в Новодевичий монастырь патриарха Иова и всех чинов собора, бояр, дворян, приказных, гостей и «всего московского народа и с сущими младенцы», их «молении» и согласии Годунова вступить на царский престол говорится подробно, неторопливо, с частым перечислением состава лиц, ходивших к Новодевичьему монастырю, и повторением титулов царицы Ирины и Бориса.

Таково краткое содержание публикуемого Сказания, которое является одним из немногих памятников, с такой обстоятельностью и яркостью воссоздающих картину избрания на царство Бориса Годунова.

* * *

Сказание печатается по правилам современной орфографии: «ъ» в конце слов опускается, слова под титлами раскрываются, надстрочные буквы вставляются в строку. Разделение текста на слова, абзацы, пунктуация сделаны в соответствии с современными правилами. Числа, обозначенные в тексте буквами, передаются арабскими цифрами. Стилистические и лексические особенности источника сохраняются. Явные ошибки текста исправляются и оговариваются в примечаниях.


/Л. 466/. Лета 7106-го генваря в 6 день в ночи, в часу 38 ночи, преставися благоверный и христолюбивый государь царь и великий князь Феодор Ивановичь всеа Русии самодержец, а сидел /л. 466 об./ на Московском государстве тринатцать лет и десять месяц.

По преставлении же государя царя и великого князя Феодора Ивановича всеа Русии государыня царица и великая княгиня Ирина Федоровна всеа Русии, видя такой грех великой над собою, что она, государыня, отстала такова великого государя царя и великого князя Феодора Ивановича всеа Русии, многою скорбию сердечною одержима бе и многая слезы изливала. Тако же и все Росийское Московское государьство: Иев патриарх, и митрополиты, и архиепископы, и епископы, и архимандриты, и игумены, и весь священнический чин, тако же государев шурин и московской правитель /л. 467/ слуга и конюшей и боярин Борис Федорович, тако же и бояре все, и дворяне, и дьяки, и приказныя люди, и дети боярския, и гости, и весь московской народ, и все Российское государство по всем градом в скорби велии бе. И плач, и рыдание их безпрестани по государе своем царе и великом князе Феодоре Ивановиче всеа Русии, плачю же их до небес досезающе. И не бе утешения в такой великой скорби во всем Росийском Московском царстве не едиму человеку. По многой же великой скорби и безчисленном слезном рыдании государыня царица и великая княгиня Ирина Федоровна всеа Русии с патриархом Иевом, и с митрополиты, и со архиепископы, и епископы, и архимандриты, и игумены, тако же и государев шурин московской правитель Борис Федорович, и бояре, и дворяне, /л. 467 об./ и приказные люди, и гости, и дети боярские, и весь народ московской генваря в 7 день выносят с великим воплем и [174] рыданием тело государя царя и великого князя Феодора Ивановича всеа Русии из его царьских полат и вносят в храм Архангела Михаила, где их, государей, родители лежат, и поставляют его в церкви Архангела Михаила. Потом же, генваря в 8 день, государыня царица и великая княгиня Ирина Федоровна всеа Русии, отпевши погребальная пения над государем своим, царем и великим князем Феодором Ивановичем всеа Русии, в церкви Архангела Михаила и погребала государя своего, царя и великого князя Феодора Ивановича всеа Русии, на Москве в церкви Архангела же Михаила, где их государския родители лежат. А положила его, государя, подле отца его, /л. 468/ государя царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии, и подле брата его, царевича Ивана Ивановича. А на погребании государеве была государыня сама, царица и великая княгиня Ирина Федоровна всеа Русии, потом же Иев, патриарх Московской, и митрополиты, и архиепископы, и епископы, и архимандриты, и игумены, и весь освященный чин. Тако же на погребании был шурин государев и конюшей и боярин и правитель Московского государьства Борис Федорович, и бояре, и дворяне, и дьяки, и приказныя люди, и гости, и дети боярския, и многое множество московского народу. И погребши государыня царица и великая княгиня Ирина Федоровна всеа Русии государя своего царя и великого князя Феодора Ивановича всеа Русии, и излия многия слезы в своей великой кручине, и приходит /л. 468 об./ в свои царьския полаты и во многом слезном рыдание безутешна пребывает. Тако же потом призывает святейшаго патриарха Иова, и митрополитов, и архиепископов, и епископов, и архимандритов, и игуменов, и весь священнический чин и черноризческий чин, потом же и бояр своих всех, и дворян, и дьяков, и детей боярских, тако же и гостей, и всех торговых лутчих людей москвич и изъявила государыня царица и великая княгиня Ирина Федоровна всеа Русии святейшему патриарху Иову, и митрополитом, и архиепископом, и епископом, и архимандритом, и игуменом, и всему священному собору, тако же и бояром, и дворяном, и дьяком думным, и детем боярским, и всем приказным людем, гостем, и всему народу московскому, что государь ея, царь и великий /л. 469/ князь Феодор Иванович всеа Русии, на преставлении своем, отходя сего света, призвал ея, государыню царицу и великую княгиню Ирину Федоровну всеа Русии 39 и приказал ей, государыне, чтоб она после его, государева, живота преселилась от мирского жития и приняла б аггельской образ, а царьство б его, государево, и свое, пресловущий град Москву и все Росийское государьство, предала в руце бога жива[го] господа нашего Исуса Христа и пречистой богородицы, его матери, и великим московским чюдотворцом Петру, Алексею, Ионе и всем росийским московским чюдотворцом 40: кому господь наш Исус Христос и пречистая его мати [175] восхощет, тому и предаст царствовати Росийским Московским государством. Вселенский же святейший патриарх, и митрополиты, и архиепископы, и епископы, и архимандриты, и игумены, и весь священнический чин, и вселенский собор, тако же и бояре, и дворяне, и дьяки, и дети боярския, и все приказныя люди, и гости, и весь /л. 469 об./ московской народ, слышав такия многия скорбныя слова от государыни царицы и великой княгини Ирины Федоровны всеа Русии, и воздвигли плач неутешимый и молят ея, государыню царицу и великую княгиню Ирину Федоровну всеа Русии с великим воплем и рыданием святейший патриарх Иов всеа Русии, и митрополиты, и архиепископы, и епископы, и архимандриты, и игумены, и весь священнический чин и вселенский собор, тако же и бояре, и дворяне, и дьяки, и дети боярския, и все приказныя люди, и гости, и весь московской народ, чтоб она, благоверная государыня царица и великая княгиня Ирина Федоровна всеа Русии, государьства Московского не презрила и их бы сирых не оставила. Государыня же великая царица и великая княгиня Ирина Федоровна всеа Русии, слышав от патриарха /л. 470/ Иова, и от митрополит, и от архиепископов, и епископов, и архимандритов, и игуменов, и у всех священнического чину и вселенского собору, тако же и у бояр, и у дворян, и у дьяков, и детей боярских, и всех приказных людей, и у гостей, и у всего московского народу такое их скорбное, сердечное и слезное моление и рыдание, и никако не приложися на их мольбу, хотя исполнить приказ государя своего, царя и великого князя Феодора Ивановича всеа Русии, и восхоте приняти аггельской образ, а царство Росийское, пресловущий град Москву и все Росийское государьство, предаст в руце живаго бога, господа нашего Исуса Христа, и пречистой его матери и великим московским чюдотворцом Петру, Алексею, Ионе и всем росийским московским чюдотворцом. Да в такой своей великой скорби /л. 470 об./ государыня царица и великая княгиня Ирина Федоровна всеа Росии, воспомянувши о укреплении Московского государьства, и призывает к себе Иова, патриарха Московского, да поговоря со святейшим патриархом Иовом, и приказала государыня бояром, чтоб они послали бояр и воевод по городом на литовскую украину и немецкую для укрепления Московского государьства от пограничных государств. И по приказу государыни царицы и великия княгини Ирины Федоровны всеа Росии в Смоленеск послан боярин и воевода князь Тимофей Романовичь Трубецко[й], да воеводу князя Михаила Самсоновича Туренина, да князя Андрея Звенигородцкого. А в Смоленску прежней готов воевода князь Василей Васильевич Голицын.

/Л. 471/ Во Псков послан боярин и воевода князь Андрей Иванович Голицын. А во Пскове готовы воеводы прежния: князь Василей Буйносов Ростовской да Алексей Фомин сын Третьяков 41.

В Чернигов послан воевода Федор Ивановичь Шереметев да головы: князь Василей княж Михайлов сын Мосальской да Михайло Соловой. А прежния воеводы, что были в Чернигове: князь Василей Туренин да Андрей Измайлов, — и князю Василью Туренину из Чернигова велела государыня тотчас быть на своей [176] государеве службе в Почепе да князю Гаврилу Коркодинову, а Ондрею Измайлову велела государыня быть в Чернигове с Федором Шереметевым.

/Л. 471 об./ В Новгородок Сиверской послан воевода князь Лука Осипович Щербатой.

В Стародуб Сиверской послан воевода князь Михайло Федорович Кашин.

Во Брянску тогды был воевода Михайло Михайлович Салтыков.

В Рословле воевода князь Иван Федорович Засекин Жировой. И генваря в 15 день государыня царица и великая княгиня Ирина Федоровна всеа Росии, отставя Росийское царство Московское, и поехала с Москвы в Новой Девичь /л. 472/ монастырь и, приехав в монастырь, да переменилась от мирского жития во иноческий чин и приняла ангелской образ в Новом Девичье монастыре, что стоит от града Москвы за посадом на Москве реке близ монастыря святаго Савы, и наречена бысть во иноческом чину имя ей государыня царица и великая княгиня инока Александра Федоровна всеа Росии. А на постриганье были святейший патриарх Иев, и митрополиты, и архиепископы, и епископы, и архимандриты, и игумены, и весь священнический собор, тако же и брат ея, московской правитель конюшей и боярин Борис Федорович, и бояре все, и дворяне, и дьяки, и дети боярские, и приказные люди, и гости, и все много множество московского народу. Государыня же царица и великая /л. 472 об./ княгиня инока Александра Федоровна всеа Росии, приняв аггельской образ, и велела брату своему родному слуге и конюшему и боярину и правителю московскому Борису Федоровичю быти у себя в монастыре до времяни, зане же ей, государыне, в таких ея великих и неудобообдержимых скорбех по государе своем царе и великом князе Феодоре Ивановиче всеа Росии обвеселитися нечем, опричь того, что в таких ея великих скорбех он, Борис Федорович, государыню царицу и великую княгиню иноку Александру Федоровну всеа Росии молением утешает и божественным писанием разсуждает ей, государыне, прежних государств государей царей преставление и извещает ей, государыни, что такая великая скорбь ея божиими судьбами сталося. Святейший же /л. 473/ патриарх Иов, и митрополиты, и архиепископы, и епископы, и архимандриты, и игумены, и весь священнический собор, тако же и бояре, и все дворяне, и дьяки, и дети боярские, и гости, и приказные люди, и все московского народу людие, видя себе в таких великих скорбех всех сирых оставша, что государь их царь и великий князь Феодор Иванович всеа Росии, преселился от земнаго царства в небесныя обители вечных благ, а государыня царица и великая княгиня Ирина Федоровна всеа Росии приняла по приказу государя своего, царя и великого князя Феодора Ивановича всеа Росии, аггельской образ и наречена во иноческом чину, государыня, царица и великая княгиня Александра Федоровна всеа Росии, преселилась от земнаго царства во иноческий ангелский образ, /л. 473 об./ и совещастася же меж себя единодушно всем государьством Московским: святейший патриарх Иов со всеми митрополиты, и архиепископы, и епископы, и архимандриты, и игумены, и весь священнический [собор [177] (или чин)], тако же и бояре, и дворяне, и дьяки, и дети боярские, и приказные люди, и гости 42, и много московского народу и приходили по многия дни генваря от 20 числа февраля по 20 день в Новой Девичей монастырь с великим воплем и со слезами ко государыне царице и великой княгине иноке Александре Феодоровне всеа Росии и молили ея, государыню, чтоб она, государыня, над ними смиловалася, а их бы сирых не озставила, а дала им во государи цари на Росийское Московское государьство брата своего Бориса Федоровича. И государыня же царица и великая княгиня инока Александра Фе/л. 474/доровна всеа Росии на то моление их никако 43 не приклонися, что такому великому делу быти, а Борис Федорович многою скорбию бе о том 44 одержим и патриарху Иову и всем о том вельми возбраняет, что ему быть на Московском Росийском государстве государем невозможно да и на уме того у него нет, что ему на такой великой царьской престол дерзнуть; и они б то прошение у царицы и великой княгини иноки Александры отставили. И февраля в 20 день просвященный Иов патриарх Московской велел быть к себе 45 на Москве в соборную апостольскую церковь Пречистой богородицы митрополитом, и архиепископом, и епископом, и архимандритом, и игуменом, и всему священническому и чернеческому чину, тако же велел быть в соборную же церковь бояром, и дворяном, и дьяком, и приказным /л. 474 об./ людем, и всему московскому многому народу и с сущими младенцы и, певши в соборной и апостольской церкви многое моления ко господу нашему Исусу Христу и пречистой его матери и великим чюдотворцам и взяв образ пресвятыя богородицы честнаго ея Одигитрия, юже написал Лука еуагелист и к тому многия и чюдныя иконы и честныя кресты, и поидоша с Москвы за образы и за кресты патриарх Иов, и митрополиты, и архиепископы, и епископы, и архимандриты, и игумены во всем своем святительском сану в Новой Девичей монастырь, а за ними пошли бояре все, и дворяне, и дьяки, и дети боярские, и приказные люди, и гости, и много московского народу и с сущими младенцы. И пришед в Новой Девичей монастырь, пришли все с чюдотворными образы и честными /л. 475/ кресты во всем своем святительском чину к царице и великой княгине иноке Александре Федоровне всеа Росии, и брат ея, государь наш Борис Федорович, туть же у царицы, и молили и великим воплем вопияли Иов патриарх, и митрополиты, и архиепископы, и епископы, и архимандриты, и игумены, и весь священнический собор, тако же и бояре, и дворяне, и дьяки, и дети боярския, и приказные люди, и гости, и все московского народу люди с сущими младенцы государыню царицу и великую княгиню иноку Александру Федоровну всеа Росии и брата ея Бориса Федоровича. А моление их сице бысть, чтоб она, государыня царица и великая княгиня инока Александра Федоровна всеа Росии, пожаловала, над Московским государьством смиловалася, /л. 475 об./ а их бы бедных [178] моления и плача не презрила и сирых бы их не оставила, а дала б им во государи, цари и великия князи на Росийское государьство брата своего родного, слугу и конюшего и боярина Бориса Федоровича, потому что он же, Борис Федоровичь, при государе, царе и великом князе Феодоре Ивановиче всеа Росии по его государеву приказу правил великим и крепким правительством все Московское государьство во всем Росийском царстве четырнатцать лет в земских росправах и в полководном в воинствех, и многих пограничных государей учинил он, Борис Федорович, государю царю и великому князю Феодору Ивановичю всеа Росии в холопех, и царства пограничныя и дальные многия государю покорил под его государеву крепкую десницу, и землю государеву велиим простран/л. 476/ством розширил. И люди государевы всего Московского государства его, Борисовым Федоровича, правительством все были в покои и в тишине. И во многих порубежных землях и заморских странах у многих государей бусорманских и латынских его, Бориса Федоровича, имя прославилось за многия лета его полководным ратным воинством и земским правительством по его великому разуму. И они, порубежныя и дальныя все государи, цари, и тогды еще, при государе царе и великом князе Феодоре Ивановиче всеа Росии, слыша такова его, Бориса Федоровича, грозна и разумна и ратной его разум и земское правительство, и они и тогды от его имяни, Борисова Федоровича, страх велий в сердце своем имели и присылали к нему, Борису Федоровичю, /л. 476 об./ послов своих, чтоб он, Борис Федорович, к себе их по дружбе и в братьстве учинил, а государю царю и великому князю Феодору Ивановичю всеа Росии от них бил челом, чтоб их государь царь и великий князь Феодор Иванович всеа Росии по его, Бориса Федоровича, печалованью воевать земель их не велел и рати бы своей государь на них не посылал, а они холопи государевы вовеки. А се он же, государь Борис Федорович, с родством от крови ея царьския царицы и великия княгини Ирины Федоровны всеа Росии единоутробной родитель. Потом же патриарх Иов, и митрополиты, и архиепископы, и епископы, и архимандриты, и игумены царице государыне и великой княгине иноке Александре извещают от всего сердечного желания, что им с себя всем святительской свои чин сложити /л. 477/ и посохи свои положити, не отходя от Новаго Девичья монастыря, только им царица государыня и великая княгиня инока Александра Федоровна всеа Росии не пожалует во государи на Московское Росийское государьство брата своего Бориса Федоровича. Государыня же царица и великая княгиня инока Александра Федоровна всеа Росии, видя то 46, что патриарх Иов Московской, и митрополиты, и архиепископы, и епископы, и архимандриты, и игумены, и весь священнический чин, тако же и бояря, и дворяне, и приказные люди, и гости, и весь народ воздвигнули с Москвы образ пресвятей пречистой богородицы честнаго ея Одигитрия, юже написал Лука еуагелист, и честныя кресты, и живоносныя образы и пришли в Новой Девичь монастырь молити ея, государыню царицу и великую /л. 477 об./ княгиню иноку Александру Федоровну всеа Росии, о брате ея, о Борисе [179] Федоровиче, чтоб она, государыня царица и великая княгиня инока Александра Федоровна всеа Росии, их моления, всех их [с] суших младенец не презрила и сирых их не оставила и дала им во государи на Росийское Московское государьство брата своего Бориса Федоровича. Тако же потом Иов патриарх, и митрополиты, и архиепископы, и епископы, и архимандриты, и игумены, и весь священнический чин, и бояре, и дворяне, и дьяки, и приказные люди, и гости, и много московского народу и с сущия младенцы молят государя Бориса Федоровича, чтоб их всех сирых не оставил и моления их не презрел и учинился на Московском государстве государем, а опричь его, государя Бориса Федоровича, во государи на Мо/л. 478/сковское Росийское 47 государство ни к кому не обретают прибегнути, развее его, государя Бориса Федоровича. Государыня же царица и великая княгиня инока Александра Федоровна всеа Росии, видя то, что такой великой подвиг божиими судьбами образ пречистыя богородицы патриарх Иов со всем вселенским собором воздвигнул, а толик многочеловечьно 48 народ молят ея, государыню царицу и великую княгиню иноку Александру Федоровну всеа Росии, о брате ея Борисе Федоровиче на Росийское Московское государьство и избранием божиим, и призывает государыня царица и великая княгиня инока Александра Федоровна всеа Росии к себе брата своего Бориса Федоровича, увещавает его и благословляет его государыня государем на Росийское /л. 478 об./ Московское государство по молению и по прошению с великим воплем святейшаго патриарха Иова, и митрополитов, и архиепископов, и епископов, и архимандритов, и игуменов, и всего священнического чину, тако же и бояр, и дворян, и дьяков, и детей боярских, и всех приказных людей, и гостей, и всего росийского московского народу и сущих младенец. Государь же наш Борис Федорович, слышав то 49 от сестры своей, царицы и великой княгини иноки Александры Федоровны всеа Росии, и многия слезы излия и не хотя дерзнути на такой превеликой царьской престол, да не волею ни хотением повинися в таком превеликом деле сестры своей царице и великой княгине иноке Александре Федоровне всеа Росии и видя то, что такое дело сталося /л. 479/ божиими судьбами, а не человеческим хотением. Потом же государь Борис Федорович сказал свое жаловальное слово святейшему патриарху Иову, и митрополитом, и архиепископом, и епископом 50, и игуменом, и всему вселенскому собору, и бояром, и дворяном, и дьяком, и приказным людем, и детем боярским, и гостем, и всему московскому народу, что он, Борис Федорович, по благословению сестры своея царицы и великия княгини иноки Александры Федоровны всеа Росии и по прошению святейшаго патриарха Иова Московского, и митрополитов, и архиепископов, и епископов, и архимандритов, и игуменов, и всего вселенского собору, и бояр, и дворян, и всего росийского московского народу и с сущими младенцы /л. 479 об./ дался 51 на волю божию, а учинитца у них на Московском Росийском [180] государстве государем. Патриарх же Иов и митрополиты, и архиепископы, и епископы, и весь вселенский собор, тако же и бояре, и дворяне, и приказные люди, и гости, и дети боярские, и весь народ московской и сущия младенцы, слыша такое великое божие милосердие и его неизреченныя божия судьбы, что хощет их государь Борис Федорович пожаловать, а государем быть на Московском Росийском государьстве, они же все единодушно обрадовалися такому великому и неизреченному божию милосердию. И того же дни 106-го февраля в 20 день в Новом Девичье монастыре в соборной апостольской церкви Пресвятей пречистей богородицы Смоленской по благословению государыни царицы и великой княгини иноки Александры /л. 480/ Федоровны всеа Росии и по молению святейшаго патриарха Иова, и митрополитов, и архиепископов, и епископов, и архимандритов, и игуменов, и всего священного собору, тако же по молению бояр, и дворян, и приказных людей, и детей боярских, и гостей, и всего Росийского государьства многочеловечного народу наречен бысть на Московская государьства царь и великий князь Борис 52 Федоровичь всеа Росии и на всех росийских государьствах. А царьским венцом еще не изволил венчатися до времени. Потом же государь царь и великий князь Борис Федорович всеа Росии нача пребывати еще в Новом Девичье монастыре у сестры своей, государыни царицы и великой княгини иноки Александры Федоровны всеа Русии 53, а в Московское Росийское государьство, в свой царьской двор, государь царь и великий князь /л. 480 об./ Борис Федорович всеа Росии не изволил еще до времени поехать.

И как государь царь и великий князь Борис Федоровичь всеа Росии наречен бысть царем и государем на Московском Росийском государстве, и послал государь тотчас в Крым гонца своего Леонтья Лодыженского ко крымскому царю Каз-Гирею объявить свое государево царство 54.

/Л. 489/. Того же году апреля в 30 день по благословению государыни царицы и великой княгини иноки Александры Федоровны всеа Росии и по молению святейшаго Иева, патриарха Московского, и митрополитов, и архиепископов, и епископов, и архимандритов, и игуменов, и всего священнического собора, и бояр, и дворян, и приказных людей, и детей боярских, и гостей, и всего московского народу и [с] сущими младенцы приехал государь царь и великий князь Борис Федорович всеа Росии из Новаго Девичья монастыря к Москве с своею царицею и великою княгинею Марьею Григорьевною всеа Росии и с своими благородными чады: царевичем Федором Борисовичем всеа Росии и с царевною Оксиньею Борисовною в свой царьской московской каменной двор жити. [181]

/л. 489 об./. Того же году майя в 3 день изъявил государь царь и великий князь Борис Федорович всеа Росии Иову патриарху всеа Росии, и митрополитом, и архиепископом, и епископом, и архимандритом, и игуменом, и всему священному собору, и бояром мысль свою государеву, что хощет государь царь и великий князь Борис Федорович всеа Росии, прося у бога милости, и у пречистой его матери, и у великих чюдотворцов, ити сам с Москвы со всеми своими государевыми ратьми 55 на берег против своего недруга крымского царя. Патриарх же Иов, и митрополиты, и архиепископы, и епископы, и архимандриты, и игумены, и весь освященный собор, и бояре, слыша от него, государя, такое /л. 490/ ратное храброе слово и его царьские ратные мысли, обрадовалися всею душею и молят все государя царя и великого князя Бориса Федоровича всеа Росии, чтоб он, великий государь, преже венчался царьским венцом по древнему обычаю, да венчався царьским венцом, да пошел бы против своего недруга крымского царя. Государь же царь и великий князь Борис Федорович всеа Росии отвещает патриарху Иову, и митрополитом, и архиепископом, и епископом, и архимандритом, и игуменом, и всему священному собору, и бояром: «Ныне, прося яз у бога милости и пречистой его матери и великих чюдотворцов, хощу ити с Москвы на берег против своего недруга крымского царя Каз-Гирея и ничто /л. 490 об./ милосердный бог надо мною смилуится, а желанное свое получю, и яз тогды венчаюся царьским венцом». Патриарх же Иов, и митрополиты, и архиепископы, и епископы, и архимандриты, и игумены, и весь священный собор, и бояре, слыша такое государево храброе и разумное слово, что он, великий государь, хощет преже показать свое храбрование и тщание и за святыя церкви и за христианскую веру и за все православное христианство против своего недруга крымского царя, тако же потом хощет венчатися царьским венцом, — они же все единодушно обрадовалися всею душею 56.

/Л. 498 об./. И июля в 2 день пришол государь царь и великий князь Борис Федорович всеа Росии к Москве. И встретил государя царя и великого князя Бориса Федоровича всеа Росии в Китае-городе патриарх Иев Московский [и] всеа Росии со кресты и с чюдотворными образы. А с патриархом на встрече были митрополиты, и архиепископы, и епископы, и архимандриты, и игумены, и весь освященный собор. Тако же встретил государя сын его, царевичь князь Федор Борисович всеа Росии, а с царевичем бояре, и дворяне, и приказные люди, которые были на Москве, и все множество народа. Государь же царь и великий князь Борис Федорович всеа Росии, и взяв у патриарха Иева благословение и приложася к честным крестом и к живоносным образом, и быв в соборной апостольской церкви пречистой /л. 499/ богородицы у ея честнаго образа Одигитрия, приложася и у гробов московских чюдотворцов Петра, и Алексея, и Ионы, и сына своего 57 жаловал, о здоровье спрашивал и пошел к царице своей, [182] к великой княгине Марье Григорьевной всеа Росии, и потом поехал в Новой Девичь монастырь к царице, к сестре своей государыне великой княгине иноке Александре Федоровне всеа Росии 58.

/Л. 499 об./. Лета 7107-го сентября в 1 день был государь царь и великий князь Борис Федорович всеа Росии в Новом Девичье монастыре у сестры своей царицы и великой княгини иноки Александры Федоровны всеа Росии. И в то же время приехал в Новой Девичь монастырь Иев, патриарх всеа Росии, а с ним митрополиты, и архиепископы, и епископы, и архимандриты, и игумены, и соборные старцы честных монастырей. И как приехав патриарх Иев и с ним митропо/л. 500/литы, и архиепископы, и епископы, и архимандриты, и игумены, и весь святительской чин, и пришол ко государыне царице и великой княгине иноке Александре Федоровне всеа Росии, а с ним государевы бояре, и дворяне, и приказные люди, и гости, и дети боярские, и весь московской народ и молили и великими слезами просили у государыни царицы и великой княгини иноки Александры Федоровны всеа Росии, чтобы она, государыня, благословила брата своего царя и великого князя Бориса Федоровича всеа Росии, чтоб он, великий государь царь и великий князь Борис Федорович всеа Росии, свершил свое царьское достояние и венчался б царьским венцом и царьскою диадимою по древнему обычаю. Государыня же царица и великая княгиня инока Александра Федоровна /л. 500 об./ всеа Росии призывает к себе брата своего царя и великого князя Бориса Федоровича всеа Росии и изъявляет ему, государю, в царьском венчание от патриарха Иева моление и митрополитов, и архиепископов, и епископов, и архимандритов, и игуменов, и всего святительского чину, тако же и моления изъявляет ему, государю, бояр его, и дворян, и приказных людей, и гостей, и детей боярских, и всего московского народу. Да и сама государыня царица и великая княгиня инока Александра Федоровна всеа Росии говорит прилежно брату своему, государю царю и великому князю Борису Федоровичю всеа Росии, чтоб он свершил свое царьское достояние и венчался б царьским венцом и царьскою диадимою по древнему обычаю, /л. 501/ а ея б, сестры своей царицы и великой княгини иноки Александры Федоровны всеа Росии, слова не оставил и патриаршеского, и митрополичья, и архиепископов, и епископов, и архимандритов, и игуменов, и всего святительского чина, и бояр своих, и дворян, и приказных людей, и гостей, и детей боярских, и всего московского народу моления и слез не презрел. Государь же царь и великий князь Борис Федорович всеа Росии сестры своей царицы и великой княгини иноки Александры Федоровны всеа Росии слова послушал и патриарху Иову, и митрополитом, и архиепископом, и епископом, и архимандритом, и игуменом, и всему святительскому чину, тако же и бояром, и дворяном, и приказным людем, и гостем, /л. 501 об./ и детем боярским, и всему московскому народу свое государево жалованное слово сказал, что он, великий государь, [183] хощет венчатца царьским венцом. Патриарх Иев, и митрополиты, и архиепископы, и епископы, и архимандриты, и игумены, и весь святительской чин, тако же и бояре, и дворяне, и приказные люди, и гости, и дети боярские, и весь московской народ, слыша такое великое жалованное милосердое слово от государя царя и великого князя Бориса Федоровича всеа Росии, что он, великий государь царь и великий князь Борис Федорович всеа Росии, хощет венчатися царьским венцом и царьскою диадимою, они же все обрадовашася душею и сердцем о таком великом государеве жа/л. 502/лованье и поидоша во град Москву, аки некое безценное сокровище обретоша.

Лета 7107-го сентября в 3 день на память святаго священномученика Анфима, епископа Никомидийского, венчался царьским венцом и царьскою диадимою государь царь и великий князь Борис Федорович всеа вели 59 в пресловущем граде Москве в соборной апостольской церкви пречистой богородицы честнаго и славного ея Успения от святейшаго Иева, патриарха Московского [и] всеа Росии. И венчася царьским венцом и царьскою диадимою государь царь и великий князь Борис Федорович всеа Росии от святейшаго Иева патриарха, стоя у обедни, слушал /л. 502 об./ в пречистой соборной церкви в царьском венце и диадиме и, слушав обедни, пошол государь царь и великий князь Борис Федорович всеа Росии из соборной пречистыя богородицы из церкви. И в церковных дверех осыпал государя 60 золотыми сын его царевичь князь Федор Борисовичь всеа Русии. И поиде государь царь и великий князь Борис Федорович всеа Росии в храм великого небесного воеводы архистратига Михаила. И в церкви Михаила архангела во дверех осыпал государя золотыми сын царевичь же князь Федор Борисович всеа Росии. И потом государь поиде в храм пречистыя богородицы чеснаго ея 61 Благовещения. И в храму пречистыя богородицы Благовещения осыпал государя золотыми сын его царевичь же князь Федор Борисович всеа Росии. А из Благовещения государь пошол в свои царьския /л. 503/ хоромы подле Грановитой полаты лесницею. И на той леснице осыпал государя золотыми сын его царевичь Федор Борисович всеа Росии. А как государь царь и великий князь Борис Федоровичь всеа Росии шол из соборные церкви Пречистой богородицы ко Архангелу, а от Архангела к Благовещению и от Благовещения шол в свои царьския хоромы и коим местом государь шол и по тому месту посланы были сукна черчатые добрыя, и на верх сукон бархаты золотые. И венчався государь царь и великий князь Борис Федорович всеа Росии царьским венцом и пришод от обедни в свои царьския хоромы и поехал тотчас в Новой Девичь монастырь к сестре своей царице и великой княгине иноке /л. 503 об./ Александре Федоровне всеа Росии сказати ей свое царьское венчание. И быв государь царь и великий князь Борис Федорович всеа Росии в Новом Девичье монастыре у сестры [184] своей царицы и великой княгини иноки Александры Федоровны всеа Росии и поехал к Москве. И на тот день был у государя царя и великого князя Бориса Федоровича всеа Росии стол в Грановитой полате. И были у государя в тот день и ели Иев патриарх Московской, и митрополиты все, и архиепископы, и епископы, и архимандриты, и игумены, и много множество чернорисского чину 52. Тако же у государя ели его государевы все бояре, и дворяне, и приказные люди, и гости, и дети боярские, и много множество /л. 504/ московского народу вь его государеве Грановитой полате и в ыных многих полатах и на площади. И сентября сь 3-го числа сентября же по 10-е число у государя были большие столы так же как и на первой день 53.

Комментарии

1. Милюков П. Н. Официальные и частные редакции разрядных книг. — Чтения ОИДР, 1887, кн. 2. Его же. К вопросу о составлении разрядных книг. — ЖМНП, 1889, май.

2. Лихачев Н. П. Разрядные дьяки XVI в. Спб, 1888, стр. 284-349.

3. См. Буганов В. И. Обзор списков разрядных книг последней четверти XV — начала XVII вв. — «Проблемы источниковедения», вып. VI (печатается).

4. См. Буганов В. И. Разрядные книги последней четверти XV — первой половины XVII вв. как исторический источник. М., 1955. Автореферат диссертации.

5. В официальной краткой редакции 1556 года свадебные разряды были выбраны из остальных записей и помещены Отдельной группой перед другими разрядами. См. П. Н. Милюков. Древнейшая разрядная книга официальной редакции (по 1565 г.). М., 1901, стр. 1-10 (в дальнейшем — ДРК).

6. Таковы разрядная книга 1380-1605 гг. Щукинского собрания, № 496, в Государственном Историческом музее; разрядная книга 1375-1605 гг. Эрмитажного собрания, № 390, в Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина; разрядная книга 1577-1605 гг. собрания А. В. Горского, № 16, в Государственной библиотеке СССР им. В. И. Ленина.

7. Тромонин К. Изъяснение водяных знаков, видимых на писчей бумаге. М., 1844, № 1253.

8. Далее стерто Еуфима.

9. Далее зачеркнуто в книгу.

10. Сыскать... новую написано над строкой.

11. Последних написано над строкой.

12. Ф. 178, № 4464, л. 98-98 об.

13. Там же, лл. 151-153.

14. Там же, лл. 154-155 об.

15. Там же, л. 142 об.

16. Там же, л. 371 об.; см. также записи о приеме германского посла А. Бургграфа в мае 1597 года — там же, лл. 461 об. - 465 об.; о приезде посла от папы римского — там же, лл. 465 об. — 466.

17. Там же, л. 451.

18. Здесь подробно говорится о передвижении русского войска к Казани, о его расположении под Казанью (перечень мест, где стояли полки, и т. д.), об осаде города и возвращении войска в Москву — там же, лл. 167-170 об. Подобное же описание похода см. в других рукописях — ГПБ, Эрм. 390, лл. 171 об.-173, 173 об.-178; ГИМ, Щук. 496, лл. 245-251 и многие другие. В краткой редакции записи об этом походе более сжаты. См. ДРК, стр. 134-139.

19. В Колюбакинском списке помещены выдержки из подробного разряда ливонского похода 1577 года, в которых описывается взятие ряда городов в Ливонии. См. ГБЛ, М., 4464, лл. 290-306. Такие же выдержки помещены в других списках пространной редакции. См. ГБЛ, М., 1585, лл. 469-481 об.; М., 5256, лл. 172 об.-180 об.; ЦГАДА, ф. 181, д. 113, лл. 299 об.-315; д. 473, лл. 293 об.-300; ГИМ, Увар. 593, лл. 457-466, 472 об.-480.

20. В рукописи нет разрядов за 1554—1559 (7065-7067), 1588/89 гг. Разряды за отдельные годы весьма кратки и отрывочны — см., например, записи за 1577/78 (7086) г. ГБЛ, М., 4464, лл. 308-309 об. (ср. ГБЛ, Горск. 16, лл. 6-31); за 1578/79 (7087) г. — там же, лл. 310—312 об. (ср. ГБЛ, Горск. 16, лл. 32-62 об.); за 1579/80 (7088) г. — там же, лл. 312 об. — 315 об. (ср. Горск. 16, лл. 63-114); за 1580/81 (7089) г. — там же, лл. 318-322 (ср. Горск. 16, лл. 115-148) и т. д.

21. Ф. 178, № 4464, л. 180.

22. Там же, л. 5.

23. Там же, л. 6-6 об., см. также: ГБП, Эрм. 390, л. 7 об.-8; ГИМ, Щук. 496, л. 11-11 об.; ДРК, стр. 14-15,

24. Ф. 178, № 4464, л. 97.

25. Там же, л. 101 об.

26. Там же, л. 147 об.; далее говорится об опале, постигшей 15 сентября 1544 г. князей И. Кубенского, П. Шуйского, А. Горбатого, Д. Палецкого и боярина Ф. Воронцова. Там же.

27. «А государь царь и великий князь был в ту пору в Ростове. И приде государь из Ростова к Москве и, видя ту велию беду и излия многия слезы, и повеле град чистити от мертвых людей. И городы чистили до Ильина дни». Там же, л. 267.

28. См. РИБ, т. XIII; ПСРЛ. т. 14, первая половина. История русской литературы. Т. II. Ч. 2. М.-Л., 1948, стр. 30-34, 50-56, 65-67; Л. В. Черепнин. «Смута» в историографии XVII века. «Исторические записки», 1945 т. 14 стр. 81—128.

29. История русской литературы. Т. II. Ч. 2. М.-Л., 1948, стр. 28-30; ПСРЛ, т. 14, первая половина, стр. 1-21.

30. ПСРЛ, т. 14, первая половина, стр. 6.

31. Ф. 178, № 4464, лл. 466-480 об., 489-490 об., 498 об.-504. Отрывки из этих записей имеются в разрядной книге рукописного отдела ЛОИИ, ф. 239, д. 518, лл. 478 об.-480, 481.

32. Древняя Российская Вивлиофика. Т. VII. Изд. 2. М., 1788.

33. Ф. 178, № 4464, л. 475. См. также на л. 478 об.: «Государь же наш Борис Федорович... не хотя дерзнути на такой превеликой царской престол...»

34. Ф. 178, № 4464. лл. 475 об.-476.

35. Автор Сказания приписывает Годунову такие слова: «ныне... хощу ити с Москвы на берег против своего недруга крымского царя Каз-Гирея и ничто милосердный бог надо мною смилуится, а желанное свое получю, — и яз тогды венчаюся царьским венцом»; патриарх и весь священный собор и бояре, по словам автора, «слыша такое государево храброе и разумное слово..., все единодушно обрадовалися всею душею». Там же, л. 490—490 об.

36. Там же, лл. 478 об.-479 об. Получив согласие Бориса Годунова венчаться царским «венцом... все, — по словам Сказания, — обрадовавшася душею и сердцем о таком великом государеве жалованье и поидоша во град Москву яки некое безценное сокровище обретоша». Там же, лл. 501 об.-502.

37. Ф. 178, № 4464, л. 467. «И плач, и рыдание их безпрестани по государе своем..., плачю же их до небес досезающе. И не бе утешения в такой великой скорби во всем Росийском Московском царстве не едиму человеку».

38. Для обозначения часа в рукописи оставлено место.

39. Слова на преставлении... Федоровну всеа Русии пропущены в тексте, но написаны другим почерком по правому полю листа 469. Они обведены сплошной чертой, над словом на стоит выносной знак, такой же знак стоит в тексте над словом Русии (Феодор Иванович всеа Русии).

40. «Петру... чюдотворцом написано другим почерком по правому полю листа 469, над ними — выносной знак, такой же знак в тексте над словом чюдотворцом.

41. Далее другими чернилами добавлено сын Вельяминов.

42. Над словом гости вверху справа стоит выносной знак, но вставок никаких нет.

43. В тексте ошибка; накако.

44. о том повторено дважды, но в первом случае зачеркнуто.

45. В тексте вместо к себе ошибочно тебе.

46. То вставлено другим почерком.

47. Росийское написано над строкой.

48. Слог но вставлен над строкой.

49. то вставлено в текст другим почерком.

50. В тексте далее повторено: архиепис..., что заключено в скобки.

51. исправлено из дався.

52. Борис написано вместо стертого слова.

53. Всеа Русии написано над строкой.

54. Далее на лл. 480 об.- 487 — росписи украинных и береговых полковых и городовых воевод, воевод Смоленска, Пскова. Большая часть листа 484 об., лл. 485, 487 об., 488 — чистые. В других списках записи об этом намного подробнее — см., например, ГБЛ; Горск. 16, лл. 477 об. -494, 494-496 об. (более подробные росписи воевод, записи об их перемещениях, местнических спорах между ними).

55. В тексте ошибочно трами, другими чернилами переделано а ратьми.

56. Далее в рукописи — разрядные записи о походе Бориса Годунова «на берег» в Серпухов по случаю набега крымских татар в 1598 году — лл. 491— 498; ср. ГБЛ, Горск. 16, лл. 496 об. — 517 об.

57. Далее в тексте оставлено чистое место.

58. Далее на лл. 499-499 об. две краткие разрядные записи о посылке воевод в Белгород и Оскол. Более подробные записи о воеводах белгородских, оскольских, а также 16 других украинных городов (полковых и городовых) — см. ГБЛ, Горск. 16, лл. 517 об.-520.

59. Так в рукописи.

60. В тексте ошибка: государь, ср. ниже.

61. Чеснаго ея вставлено над строкой другими чернилами.

62. Чернорисского чину написано вместо выскобленных слов (вероятно, московского народу — ср. ниже).

63. Записи на этом заканчиваются. Далее (лл. 504-513) идут разрядные записи о пожалованиях в бояре, окольничие, о посылке воевод в города от немецкой и литовской украины, об украинном полковом разряде весной 1599 года. Разрядная книга заканчивается этими записями. Более подробно об этом см. ГБЛ, Горск. 16, лл. 523-532 об.

 

Текст воспроизведен по изданию: Сказание о смерти царя Федора Ивановича и воцарении Бориса Годунова (Записи в разрядной книге) // Записки отдела рукописей, Вып 19. М. Государственная библиотека СССР им В. И. Ленина. 1957

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2021  All Rights Reserved.