Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ИЗ РУКОПИСЕЙ ДРЕВЛЕХРАНИЛИЩА ПРИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ.

Несудимая патриаршая грамота, данная патриархом Иовом Арзамасскому Спасо-преображенскому монастырю и подтвержденная патриархами Гермогеном и Филаретом.

I.

(1594).

Божиею милостию, се аз смиренный Иев, патриарх царствующаго града Москвы и всея Руси. Что мне били челом из Арзамасскаго Спасскаго монастыря игумен Тихон с братиею его, что-де им и крестьянам их от наших Арзамасских десятников чинится насильство и пропажа великая. И на мельнице-де на монастырской мелют на себя и на других насильством безденежно. И вперед-де им от десятников прожити и священников призвати не можно. А старцы-де их и крестьяне от их насильства разбрелися. И нам бы игумена Тихона с братиею пожаловати, велети им наша церковная дань и казенныя и платежныя пошлины платити в нашу казну самим на Москве на срок, на Крещение Христово, а десятникам и старостам по повесткам для нашей дани к нему игумену Тихону в монастырь не въезжати.

И я, Иев, патриарх царствующаго града Москвы и всея Руси, игумена Тихона с братиею его или по нем иный игумен в том монастыре будет, пожаловал: нашим Арзамасским десятником к нему игумену Тихону с братиею в монастырь для нашей дани не въезжати и не судити и на мельнице им того монастыря на себя и на другов сильно не молоти; а давати игумену Тихону с братиею в нашу пользу патриархову дани десять алтын, десятнику за корм и за въезд пять алтын, казенных и платежных пошлин пол-четверти алтына на год.

Также, если того игумена Тихона или по нем иный игумен в том монастыре будет, пожаловал: кто по него и по братии того монастыря в каком деле возмет моего патриархова пристава, и [154] он пишет им один срок к году — стати перед нами на Крещение Христово; а мимо того сроку приставы мои к ним не выезжают, и на поруки их не дают, и зазывных не наметывают. А учнут приставы мои въезжати и сроки наметывати, или зазывную возмут, а не по тому сроку, и аз тем приставам на поруки даваться не велел, а срок не в срок, и безсудная не в безсудную. А венечныя знамена того монастыря крестьянам имати у наших Арзамасских десятников. А венечных пошлин денег с отрока по два алтына, с двоеженца по четыре алтына, с троеженца по шести алтын, да писчаго и печатнаго по три деньги с знамени.

“А дана грамота в Москве лета 7102 года Марта в 15-й день. Смиренный Иев, Божиею милостию, патриарх Московский и всея России”. “Гермоген Божиею милостию, патриарх всея Руси”.

“7115-го года Февраля в 9-й день великий государь святейший Гермоген патриарх Московский и всея Руси, сии грамоты слушал из Спасскаго монастыря игумена Иесея с братиею его, пожаловал сии грамоты у них рушати не велел никому ничем, а велел оттоля о всем ходити как в сей нашей жалованной грамоте написано”.

“7127 года Июля в 19-й день великий господин и государь святейший Филарет патриарх Московский и всея России, сея грамоты слушал из Спасскаго монастыря игумена Иосифа с братиею, пожаловал сея грамоты у них рушати не велел никому ничем, а велел о том о всем ходити, как в сей нашей жалованой грамоте написано”.

“Филарет, Божиею милостию патриарх всея России”.

II.

Настольная и отпустная грамота, данная Ионою, митрополитом Сарским и Подонским, Ржевскому священнику Василию Андрееву.

(1617 года).

Божиею милостию преосвященный Иона, митрополит Сарский и Подонский, по благодати, дару и власти, данной нам от Пресвятаго и Животворящаго Духа, по повелению Государя Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея Руси самодержца, благословил есми из патриаршия области Ржева Володимирова 1 соборныя церкви пресвятыя [155] Богородицы, честнаго и славнаго Ея Успения, священника Василия Андреева сына, и соверши его в протопопа во Ржеву Володимирову к той же соборной церкви Успения пресвятыя Богородицы, меж патриаршии 2; по неже бо обретохом его во всем любомудра и добродетельна, и страх Божий всегда в себе имуща и свидетельствуема в кротости, и смирении, и чистоте, и в прочих добродетелях, боголюбива и человеколюбива, и сокрушенна сердцем, и православием сияюща, и разумом божественных писаний довольна и исполнена, и приводяща себе во всякое благоспасительное нело, и ныне се прииде по благословению нашего смирения, наипаче же великие труды к церковному исполнению без лености несуща.

И сего ради нашего смирения благословение благословляет и уставляет его быть священнопротопопу той же соборной церкви пречистыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Успения во Ржеве Володимирове, со всяцем благоговением и страхом Божиим и чистотою и со благословением нашим (блюсти) божественныя церковныя правила святых Апостолов и святых отец.

Обретающиеся же тамо священницы, и диаконы, и весь причет церковный да почитают его, и слушают его, и повинуются ему о Господе во всем, яко присному своему господину и отцу, пастырю и учителю священнопротопопу Василию по нашему благословению.

Да имеет же сей протопоп Василий совет с нами во всяких духовных вещех, паче же и в неудомеваемых, и во всех церковных вещех имети же его во всем яко святителя глаголю, во Христа место, такоже и к детям духовным имети ему о Христе духовную любовь и попечение, и о ваших единородных безсмертных душах пещися и направлять еже ко спасению. А милость Божия и пречистыя Богородицы и святых великих Московских и всея Руси чудотворцев Петра, Алексея и Ионы, и всех молитва и нашего смирения благословение да есть и будет всегда и во веки. И сего ради дана бысть ему сия наша настольная и отпустная грамота на утверждение его. Писано на Москве, на Крутицах, лета 7125, Сентября в 18 д.

“Смиренный Иона, Божиею милостию митрополит Сарский и Подонский”. Внизу краснаго воска печать с благословляющею рукою в средине и с надписью кругом: “Смиренный Иона, митрополит Сарский и Подонский”. [156]

На обороте подтвердительныя подписи: “Филарет, патриарх всея Руси”. “Иоасаф, патриарх”.

III.

Молитва святому Димитрию Ростовскому.

Молитва эта, написанная на небольшой деревянной доске, хранилась в Спасской церкви, перенесенной из бывшаго прихода села Кавреси, Ардатовскаго уезда, в с. Канергу в 1871 году. В Церковное Древлехранилище Нижегородской Духовной Семинарии молитва доставлена священником села Канерги.

1758 3. Молитва св. Димитрию, Ростовскому чудотворцу; празднуется обретение его мощей Сентября 27 дня. О великий святителю и предивный Димитрие, град Ростов тобою радуется и прославляется имя Божие новообретенными вашими мощами. Угодниче Божий, помилуй нас, не забуди в молитвах своих нас грешных рабов Божиих. Старость подкрепи, болезнь облегчи, младых в одной совести утверди, вдовиц и сирот призри, младенцев воспитай, нищих награди, больных, темничних посети и свободи, алчных напитай, печальных горести услади и к радости обрати, злобных присмири и обидимых защити чрез святыя твои молитвы к Богу и пречистой Богородице, не даси в отчаяние приити и душею пропасти. На тебя святителя Димитрия надежду несомненно имеем, уже и многия исцеления получили, и мы того ожидаем, готовы наследницы царствия небеснаго быти во веки аминь.

Содержание молитвы несколько напоминает 9-й икос акафиста свитителю Димитрию: „Радуйся, больных исцеление, Радуйся, немощных подкрепление, Радуйся, скорбных и печальных утешение, Радуйся, страждущих скорая помощь".

(Сообщил Ф. Кудринский).


Комментарии

1. Так в старину, и даже в прошлом столетии, назывался нынешний город Ржев, Тверской губернии. П.Б.

2. Т.е. междупатриаршество. Патриарха тогда в Москве не было, так как Филарет еще находился в плену Польском. П.Б.

3. Т.е. на другой год после открытия святых мощей. П.Б.

Текст воспроизведен по изданию: Из рукописей древлехранилища при нижегородской духовной семинарии // Русский архив, № 10. 1897

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2021  All Rights Reserved.