Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

О взаимоотношениях Киево-Печерского монастыря с правительством Ивана IV в 1583 г.

Во второй книге т. н. “греческих дел”, охватывающей период с 1582 по 1588 гг., сохранились копии грамот, которыми обменялись архимандрит Киево-Печерской лавры Мелетий (“Мелентей”) Хребтович и царь Иван IV в 1583 г. (РГАДА. Ф. 52 (Сношения России с Грецией). Оп. 1. Кн. 2. Л. 21–23об. (челобитная Мелентия), 42–43об. (грамота Ивана IV) Книги “греческих дел”, отражающие взаимоотношения России с т. н. “христианским Востоком” (для России он являлся Западом), давно привлекли внимание русских и зарубежных исследователей. В эти регистры включались списки грамот, получаемых и отправляемых русским правительством по делам, касающимся взаимоотношений со вселенскими патриархами и другими церковными иерархами православного мира, а также с афонскими, сербскими и иными православными монастырями за пределами России (Подробнее см.: Каштанов С. М. Эволюция великокняжеского и царского титула в грамотах афонским монастырям // Россия и христианский Восток. М., 1997. Вып. 1. С. 105–134). Зарубежными корреспондентами русского правительства были не только сами иерархи и монастыри, но и государи ряда стран, от которых зависело положение представителей “православного Востока” (часто в связи с их проездом в Москву и обратно).

Еще в середине XIX в. А. Н. Муравьев составил довольно подробный обзор содержания “греческих книг”, в том числе и кн. № 2, однако он не упомянул ни словом о сношениях Киево-Печерской лавры с правительством Ивана Грозного (См.: [Муравьев А. Н. ] Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858. [Ч. 1]. С. 131–135). Ничего не говорят об этом ни Н. М. Карамзин, ни С. М. Соловьев. У последнего Мелетий Хребтович упомянут лишь в связи с собором 1590 г. в Бресте Литовском (См.: Соловьев С. М. Сочинения в восемнадцати книгах. М., 1990. Сочинения. Кн. V. История России с древнейших времен. Т. 9–10. С. 371). Современные специалисты по эпохе Ивана Грозного А. А. Зимин и Р. Г. Скрынников также не дают никакой информации о переписке Мелетия Хребтовича с русским царем (См.: Зимин А. А. В канун грозных потрясений. Предпосылки первой крестьянской войны в России. М., 1986; Скрынников Р. Г. Царство террора. СПб., 1992).

Как явствует из публикуемых документов, переписка возникла в связи с окончанием Ливонской войны в 1582–1583 гг. Десятилетнее перемирие с Польшей было заключено 10 января 1582 г. Челобитная Мелетия (“Мелентия”) Хребтовича датирована 6 апреля 1583 г. (см. док. № 3). Ответ Ивана Грозного появился в сентябре 1583 г. (док. № 5), видимо, до 21-го числа, когда была составлена указная грамота воеводе в Чернигов с сообщением об отъезде из [190] Москвы делегации киево-печерских монахов (док. № 7), прибывших в Москву 29 июля 1583 г. (док. № 2).

В наиболее полном виде состав печерской делегации описан в указной грамоте от 21 сентября 1583 г. (док. № 7). Здесь названы старцы Михаил, Иосиф и белый священник Иаков. Имя “Иаковъ”, написанное при реставрации рукописи почерком XIX в. на подклеенной бумаге того же временя, является искажением настоящего имени этого священника, которого звали “Иоаким” или “Яким” (см. док. № № 1, 2, 4). Такое же искажение в грамоте Ивана IV архимандриту Мелентию (док. № 5). Судя по записям июня — августа 1583 г., Иоаким был главой делегации, хотя в сентябрьской указной грамоте он упомянут почему-то на последнем месте. Имена слуг, сопровождавших делегацию, как обычно, не названы. Отмечено только, что слуг было двое (док. № 7).

Архимандрит Киево-Печерской лавры Мелетий (Мелентий) Богуринский Хребтович, обращавшийся к Ивану IV с челобитной, — известный представитель знатного и влиятельного в Великом княжестве Литовском рода Хребтовичей. Согласно П. М. Строеву, он стал архимандритом Лавры 15 марта 1574 г., а с 1576 г. был одновременно владимиро-волынским епископом. Датой его смерти Строев в одном месте называет 1590 г. (См.: Строев [М. ] Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877. Стб. 13), в другом — 1591 г. (Строев М. Списки… Стб. 1039)

Мелетию, видимо, стала известна расцветшая в XVI в. при московском дворе практика наделения разными “милостынями” (крупными денежными вкладами и т. п. ) зарубежных православных иерархов и монастырей. Их представители не раз проезжали через Киев и могли поделиться своими впечатлениями. Архимандрит православной Лавры не замедлил воспользоваться перемирием, установленным в 1582 г. между его государем, польским королем-католиком Стефаном Баторием, и православным российским государем — Иваном Грозным.

Содержавшиеся в челобитной Мелетия ссылки на пожалования Лавре со стороны царских “прародителей и предков” носили расплывчатый и неконкретный характер. Чины московской бюрократии, и прежде всего опытный сподвижник царя, дьяк Андрей Щелкалов, должны были проверить по писцовым книгам северских городов, действительно ли шла такая “милостина” Печерскому монастырю (док. № 4, 5). Интересен тот предполагаемый источник, где власти надеялись почерпнуть нужную информацию, — писцовые книги, причем именно северских городов, т. е. Чернигова, Новгород-Северского и др. Это могла быть “милостина”, исходившая от русских князей Великого княжества Литовского, перешедших на службу государям “всея Руси” при Иване III и Василии III. Таковыми были, например, Василий Иванович Шемячич, Семен Андреевич Стародубский и др. Предполагалось, что здесь могли находиться земли, принадлежавшие когда-то Киево-Печерскому монастырю.

Во всяком случае, в Москве не восприняли ссылку Мелетия на “милостину” “прародителей и предков” ни как указание на пожалования со стороны великих князей времен Древней Руси или периода раздробленности, ни как указание на пожалования со стороны московских великих князей XIV—XVI вв. Поэтому Иван IV, не отвергая достоверность ссылки, все же отложил решение вопроса до “зимы”, когда будут изучены необходимые материалы. Пока же он решил пожаловать Печерский монастырь “слехка”, послав ему 100 р. на помин души царевича Ивана Ивановича (док. № № 4, 5). Царевич умер 19 ноября 1581 г. (Зимин А. А. Указ. соч. С. 90) По его душе в 1582—1583 гг. царем были сделаны богатые вклады в русские и зарубежные православные монастыри. Киево-Печерский монастырь попал в их число. [191]

Нерешительность Грозного в отношении установления постоянной “милостивы” в пользу Киево-Печерского монастыря диктовалась, возможно, и некоторым неверием царя в лояльность Мелетия по отношению к нему. В своей челобитной Мелетий показал себя верноподданным вассалом польского короля. Его обращение к Ивану IV ограничивалось титулом “ваша милость”. Вместе с тем от греческих иерархов и монахов Иван IV привык слышать титулование “светлостью” и “величеством”. В соответствии с политическими установками своего государя Мелетий ни разу не назвал Ивана IV “царем”, а в его территориальном титуле опустил атрибуты, не признанные польской короной. В инскрипции (адресной части) челобитной нет титула “Смоленскому”; при титулах “Казанскому” и “Астороханскому” нет типичного для русских грамот рангового определения “царю”.

Несмотря на ограниченность пожалования, сделанного Иваном IV в отношении Киево-Печерского монастыря в 1583 г., установление контактов между монастырем и русским правительством имело большое положительное значение.

В настоящую публикацию включены все обнаруженные нами в “греческой” посольской книге № 2 документы, которые касаются московско-киевских контактов 1583 г.: четыре записи (док. № № 1, 2, 4, 6) и три грамоты — одна арх. Мелетия (док. № 3) и две — царя Ивана IV (док. № № 5, 7). Документы расположены не строго по хронологии, а в порядке их следования в посольской книге.

Тексты подготовлены к печати по общим правилам издания документов XVI— XVII вв., с той особенностью, что буква “й” не употребляется (во всех случаях дается “и”), буква “ъ” конце слова передается, если она есть в рукописи. Текст “греческой” посольской книги № 2 плохо сохранился; все листы подклеены при реставрации, причем буквы XVI в. часто дописаны почерком XIX в.; в начале и конце строк в целом ряде случаев утраченный текст XVI в. воспроизведен почерком XIX в. Состояние текста источника обусловило необходимость составления многочисленных палеографических примечаний, которые даются для каждого документа отдельно. Они помещаются после текста документа и имеют общую для него нумерацию.

Публикацию подготовил член-корреспондент РАН С. М. Каштанов.

Текст воспроизведен по изданию: О взаимоотношениях Киево-Печерского монастыря с правительством Ивана IV в 1583 г. // Исторический архив, № 4. 2002

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2025  All Rights Reserved.