Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад
[429] нашему указу посылана наша грамота на Тулу к осадному голове к Ивану Зыбину, а велено ему про ту землю, что была за Предотеченским монастырем по выписи Петра Вельяминова, сыскать какими людьми, а обыски прислал к нам к Москве, а в обыске сказали: протопопов и попов, и служивых людей и оброчных кузнецов сто шестьдесять пять человек, что в прежних годех блаженные памяти при Госудapе Царе и Великом Князе Федоре Ивановиче всеа Русии на Туле в острог Предотечева монастыря, крестьянские дворы, монастырской огород и коровей двор взяты под Стрелецкие земли и под Черкаские дворы, и в прошлом во 107 году в Предотечев монастырь в тое земли место на Tуле-ж в Никитцком конце за Ржавцем по Царя Борисове грамоте Тульской осадной голова Петр Вельяминов земли на усадище под крестьянские дворы и под монастырской огород и под коровей двор дал, и выпись им на тою землю дал-же, почему им владеть. И монастырские крестьяне на той земле жили, а после того поселились и ныне живут посадские люди. И мы, Великий Государь, Царь и Великий Князь Михаил Федорович всеа Pycии и отец наш Великий Государь, Святейший Филарет Никитич Патриарх Московский всеа Pycии, слышав обысков Предотечева монастыря Игумена Феодосия с братиею, что на Туле, пожаловали землю двадцать десятин, что была на оброке за Константином Михайловым, в Предотечев монастырь на усадище под крестьянские дворы и под [430] монастырской огород и под коровей двор дали в монастырь безоброчно в старые их земли место, что у них взято в остроге под Стрелецкие и под Черкаские дворы, и в тое землю место, что была им дана, а на ней поселились и ныне живут посадские люди, и оброк с тоя земли, что платил в нашу казну Константин Михайлов, и что Константин имал собе, и тех оброчных денег имати не велели, и изокладу их велели выложить, и в прошлом де во 132 году наша грамота им дана на Тулу к осадному голове к Ивану Зыбину, а велено ему ту мельничную оброчную землю двадцать десятин, что была на оброк за Константином Михайловым, отвести по старым межам в Предотечев монастырь безоброчно. И ныне били нам челом Тульского Предотечева монастыря Игумен Феодосий с братиею, а сказали: тоя-же оброчные земли, что им дано двадцать десятин, Тульской городовой прикащик Юрий Остреков неведомо почему рубеж испортил, и столп и грани учинил свои, и посадские люди на той земле живут; и нам бы их пожаловати велети им тое оброчную землю отмежевать и грани учинить по прежнему, как было наперед сего. И буде так, как нам Тульского Предотечева монастыря Игумен Феодосий с братиею били челом, а тое буде мельничные земли Юрий Остреков рубеж у них испортил и столп, грани учинил свои и посадские люди на той земле буде живут: то как к вам ся наша грамота придет, и вы-б на Туле взяли с собою посадских старост и целовальников, и [431] посадских лучших людей, и Предотечева монастыря cтарцов, и слуг и крестьян, да с теми людьми тое мельничную оброчную землю, что была за Константином Михайловым, а ныне отдана в Предотечев монастырь, досмотрили, и досмотря тое мельничную землю двадцать десятин отвели и отмежевали в Предотечев монастырь по старым межам, как было наперед сего за Константином Михайловым, и на той земле им межи учинили и грани потесали, и в книги те межи и грани велели написати именно; а как ту землю отмежуете и вы-б о том отписали и межевые книги прислали к нам к Москве и велели отдати в Володимерскую четь Дьяку Гуляю Золотареву. А прочет сю Нашу грамоту и списав с нее список слово в слово оставили у себя, а сю нашу подленную грамоту отдали-бы есте Игумену Феодосию с братиею в перед для наших Воевод и приказных людей. Писана на Москве, лета 7136, Сентября в 20 день.

На обороте граматы подписали: Дьяк Гуляй Золотарев. Справил Данилко Жданов.

№ 20

Челобитная Тульских граждан, поданная Великим Государям, Царям и Великим Князьям Иоанну Алексевичу и Петру Алексеевичу и Великой Княжне Софии Алексеевне в 1687 году 2

Великим Государем, Царем и Великим Князем Иоанну Алексевичу, Петру Алексеевичу и [432] Великой Государыне Благоверной Царевне, и Великой Княжне Софии Алексеевне, всеа Великия и Малые и Белые Pocии Самодержцем, бьют челом холопи ваши Тульские помещики и вотчинники, стольники и дворяне, жильцы Московские и всяких чинов люди. В прошлых, Государи, годех, до Московского разоренья и в Московское разоренье, в Королевичев приход, прадеды и деды наши побиты на ваших Государских службах, а иные от ран померли, и деды наши по отцах своих, а по наших прадедах, и отцы наши по своих отцах, а по наших дедах давали на Туле для поминовения вкладу крестьян, и построили на Туле в деревянном городе монастырь, и церковь Божию воздвигнули во имя Святого Иоанна Предотечи, для того что прадеды и деды их в том монастыре погребены; и те наши вкладанья крестьяне, которые даваны по душам прадедов и дедов наших, поселены были в Епифанском узде, на диком поле, что дано по указу отца вашего Великих Государей блаженные памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всеа Великия и Малые и Белые Pocии Самодержца двесте четвертей, и те крестьяне ту землю дикое поле пахали и дворы на той земле построили и церковь Божию воздвигнули, и в прошлых Государи во 186 годех, по имянному указу отца вашего Великих Государей блаженные памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всеа Великия и Малые и Белые Pocии Самодержца взята та монастырская распашная земля к Богородицкому городу [433] х десятинной пашне, и построено на той земле монастырской Ваше Великих Государей гумно, а вместо, Государи, той распашной монастырской земли дано того монастыря крестьяном в Епифанском же узде дикого поля на речке Ситунке двесте четвертей, и те монастырские крестьяне на то дикое поле переселилися, дворы построили и землю распахали и церковь Божию воздвигнули. И в прошлом, Государи, в 180 году, по указу брата Вашего Великих Государей, блаженные памяти Великого Государя, Царя и Великого Князя Федора Алексеевича всеа Великия и Малые и Белые Pocии Самодержца, и по отпискам Богородицкого города Воеводы Петра Жаденского, да Моисея Литвинова, взята у тех монастырских крестьян и другая роспашная земля к Богородицкому городу к селу Михайловскому к Вашей Великих Государей десятинной земле, а вместо той монастырской роспашной земли дано им монастырским крестьянам в Донковском узде дикого поля три ста четвертей сверх дачь Донковцов детей боярских села Малинова за их дачами примерной земли; и те монастырские крестьяне на ту землю, в Донковском узде, на дикое поле переселилися, дворы построили и землю роспахали и церковь Божию воздвигнули; и от тех, Государя, розных многих переселений крестьянишки разорилися и оскудели, а иные розна разбрелися и Вашему Великих Государей богомолию Предотечеву монастырю учинилася скудость великая и безхлебье. И в прошлом, Государи, во 193 году, по Вашему Великих Государей указу валовые писцы [434] Федот Кобяков с товарыщи тое монастырскую землю мерили и межевали и на той, Государи, земле тех монастырских крестьян села Покровского за тем Предотечевым монастырем в писцовые Книги написали, и той монастырской объявилося по их писцовой мере двесте пятдесят четвертей. И в прошлых, Государи, годех во 194 и в нынешнем во 196 году по ложному челобитью Донковцов детей боярских села Малинова Констянтина Калабина с товарыщи послана Ваших Великих Государей грамота в Донков к Воеводе Федору Грекову; велено ему про ту землю розыскать, будто то земля их детей боярских в межах и гранях, а то, Государи, монастырская земля за межами и гранями от тех детей боярских, и Донковцы дети боярские всыску сыскивают не пpaвдою, и урочища отводят не те, не их села Малинова, многие свойственники и хлебоежцы подъячие Донковские стакався с челобитчиками за одно пишут обыски не правдою и чертеж чинят ложно, для того, что у тех подъячих у Федосия Маркелова в том селе Малинове построены дворы, для того на монастырских крестьян посягают и с той земли гонят напрасно. А как Государи, писцы Федор Кобяков ту монастырскую землю мерили и межевали, на том межеваньи те дети боярския села Малинoва были, и о той монастырской земле ни чем не спорили, и к тем писцовым межевым книгам они дети боярские руки положили; а ныне, Государи, тех монастырских крестьян дети боярския и подъячие с той земли згоняют напрасно. [435] Милосердные Великие Государи Цари, и Великие Князи Иоанн Алексевич, Петр Алексеевич и Великая Государыня Благоверная Царевна и Великая Княжна София Алексеевна всеа Великия и Малые и Белые России Самодержцы: пожалуйте нас холопей своих за службу, и за кровь и за смерть родителей наших, и за нашу холопей ваших службишку, и за кровь и за раны не велите Государи тому их ложному челобитью и не правому сыску и чертежу поверить; и велите Государи той земле быть за Предтечевым монастырем против прежнего своего Великих Государей указу, по писцовой меже Федота Кобякова с товарыщи, того ради, это та их земля Предотечеву монастырю дана вместо их роспашных монастырских дву земель, что взята к Богородицкому городу, а другая роспашная земля взята к селу Михайловскому, а та земля дана им в Донковском уезде тех детей Боярских села Малинова примерная за их дачами, и за межами и за гранми; и велише, Государи, послать от себя дворянина для подлинного розыску, кому вы, Великие Государи, укажете, чтоб тем детем Боярским, села Малинова, по писцовым книгам, сколько кому дано четвертей намерять по крепостям их.

* * *

Тульский Предтечев Кафедральный монастырь основан во второй половине XVI столетия, Тульскими гражданами; но в котором году – неизвестно. Он построен по левому берегу реки Упы, подле Кремля, с каменною оградою. Из здания сего монастыря сохранилась одна только каменная [436] церковь, построенная посреди монастырского двора, о трех пирамидальных верхах, иждивением Царя Бориса Федоровича Годунова.

Великие Государи и граждане Тульские всегда оказывали большое усердие к сей обители. Памятниками Царских благоволений остались граматы, жалованные ей на поместья, земли, леса и рыбные ловли. Государь Феодор Иоаннович в 1596 году пожаловал сему монастырю богатое село Волынцево со всеми доходами, а Михаил Феодорович в 1622 году утвердил граматою за ним 100 четвертей пахатной земли, по речке Рагожки, рыбную ловлю по рекам Упе и Плесу, и строевого лесу на одну версту. Кроме того Тульские городовые дворяне и посадские люди жертвовали по своим родителям крестьян и разные имущества на содержание братии монастырской. Всех крестьян за Предтечевым монастырем находилось 1 111 душ.

Настоятелями сей обители были Игумены и Архимандриты. При учреждении Духовных штатов в 1764 году, Предтечев монастырь положен по штату в 3 классе, степенью 73, с настоятельством Игуменским. В 1798 году Коломенский Епископ Aфанасий, на основании указа 1797 года, Игумена сего монастыря, Галактиона, посвятил в Архимандриты. Сей монастырь существовал до 1800 года, и при открытии Тульской Епарxии уничтожен и обращен в Архиерейский дом. Нынешний Архиерейский дом построен Преосвященным Мефодием из старых монастырских [437] зданий. Для сего разобрана была тогда церковь, сооруженная над святыми воротами, а колокола монастырские были проданы к Сретенской церкви. Внутри сего дома тогда-же была устроена и церковь во имя Св. Николая, которую Преосвященный Авраам распространил и назвал во имя Св. Иоанна Предтечи, в память монастыря и той церкви, которая была над св. воротами. Кроме сего дома, Епархиальный Епископ имеет еще другой загородный, близ Щегловской засеки, построенный Преосвященным Амвросием, внутри коего устроена им церковь во имя Амвросия, Епископа Медиоланского. Внутри Apxиeрейского двора находятся еще два каменные корпуса, оставшиеся от монастырских зданий. В одном из них помещается ныне Духовная Консистория, в которой имели пребывание Настоятели сего монастыря; в другом отведены покои для певческой капеллы, в котором прежде помещались братии. Сей Архиерейский дом положен по штатy в 3-м классе, а число всех монашествующих назначено быть до 9. Содержаниe получает от жалованья, определенного ему по штату, и доходами с Тульского Архиерейского подворья, находящегося в Москве, и с лугов и рыбной ловли. При нем имеется 39 десятин и 970 квадр. сажен пахатной и луговой земли, одна мукомольная больница и рыбная ловля.

Богатая Архиерейская ризница, привезенная из Коломны, обращает особенное внимание посетителей. Вместе с нею сохраняются деревянные [одно слово неразборчиво. Strori.], резные образа на кости, умывальные [438] кувшины, употреблявшиеся при Архиерейской службе и жалованные граматы Предтечеву монастырю. Из грамат уцелели только со времен Царя Михаила Феодоровича, а древния погибли во время Междуцарствия. Большое собрание грамат, принадлежавших Иерархам и монастырям Коломенской Eпархии, находится в этой-же Архиерейской ризнице.


Комментарии

1. Подлинная грамата, писанная на столбце, связным почерком, хранится с другими граматами в Архиерейской ризнице. Всех грамат Царских находится, как мне известно, до 16, не включая в то число привезенных из Коломны.

2. Подлинная челобитная приобретена мною от Тульского К. Черникова; она писана на столбце, мерою в длину 20 вершков, связным почерком.

Текст воспроизведен по изданию: Известия о нескольких древних, и доныне бывших неизвестными, граматах // Московский телеграф, Часть 41, № 19. 1831.

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2021  All Rights Reserved.