Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 1

1584 г. октября 11.Указная с прочетом грамота ц. Федора Ивановича на Белоозеро городовому приказчику Добрыне Толмачеву в подтверждение прежних жалованных грамот

Список з грамоты от царя и великого князя Федора Ивановича на Белоозеро городовому прикащику Добрыне Толмачеву.

Бил нам челом Успенья Пречистые Богородицы Кирилова монастыря богомолец наш игумен Варлам з братьею, а сказал: отца де нашего царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии жаловалная грамота, и на мое, царя и великого князя, имя подписана, что в их монастырскую вотчину нашим посланником и розсылщиком и губным старостам и городовым приказщиком для наших денежных доходов не въезжати, и к денежным сборам и к тамгам их кириловских крестьян не имати, а наши всякие доходы велено им збирати и платити в нашу казну самим на Москве. И губные де старосты, и городовые приказщики и наши посланники по всем городом в их кириловскую вотчину учали въезжати, и к денежным збором, и к тамгам учали кириловских крестьян выбирати, и крестьяном де их в том чинятца бои и продажи великие, и нам бы богомольца своего, Кирилова монастыря игумена Варлама, з братьею пожаловати по-прежнему, отца нашего и по нашей жаловалной грамоте в кириловскую вотчину нашим посланником и городовым приказщиком въезжати не велети, и к денежному збору, и к нашим ко всяким делом, и к тамгам целовалников не имати.

И как к тебе ся наша грамота придет, и ты б в кириловскую вотчину сам для наших всяких денежных доходов не ездил и розсылщиков и целовалников не посылал. И к нашим ко всяким доходом и к тамгам кириловских крестьян в целовалники не имати, чтоб им в том продажи никоторые не было, а наши ямские денги и всякие наши подати с тое их кириловские вотчины велели есмя им платити самим на Москве по прежним нашим жаловалным грамотам. [66]

А прочет сю грамоту, и списав с нея противень отдал бы еси кириловскому игумену Варламу з братьею или их слуге, и оне держат ея у собя вперед для наших иных городовых приказщиков, и губных старост, и денежных зборщиков, и наших посланников.

Писана на Москве лета 7093 октября в 11 день.

А позаде грамоты пишет: Царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии.

А на сставе пишет: Дьяк Дружина Петелин.

А список писал Кирилова монастыря дьячек Левка Турилов.

Архив СПбФИРИ РАН. Кол. 174. Oп. 1. № 441. Список конца XVI в.

№ 2

1584/85 г.Выпись из наказа посланникам о сборе сведений, касающихся монастырских владений в Двинском уезде

/л. 1/ Выпись из наказу.

Да и про то б естя обыскал: сколко на Двине Троецкого и Кирилова монастыря, и Соловецкаго, и Сийскаго, и Николы Чюдотворца, и Прилускаго, и Архангельскаго монастыря, и иных монастырей на Двине закладных или купленых или даных черных деревень, и пашенных земель, и сенных покосов, и рыбных ловель, и всяких угодей, порознь за которым монастырем сколко чего, и хто что в которой монастырь, которую деревню, и пашенную землю, и сенные покосы, или рыбную ловлю продал, или заложил, или по душе отдали, и сколь давно и за колько лет, и сколько с которые деревни, и с котораго угодья наперед того было наших податей, и ныне с тех деревень и з земель и с угодей, которые за монастыри, наши подати платили, и кто двиняне в посаде закладчиков есть ли за которым монастырем, и будет есть, и сколь давно заложилися, хто за которои монастырь, и хто имянем, и сколько хто платил наших податей, и сколько за которым монастырем варниц, и которыми делы за монастырь с варницы учинилися, и хто у них в варницах стряпает, и какие люди, и на чьей земли у них варницы и црены, и наши подати с варниц или оброк платят ли, и в подводы и в кормы и во всякие земские проторы двиняном подмогают ли, или не подмогают, и будет не подмогают, и для чего не подмогают, и сколько в которой год довелося было которому монастырю с своих угодей платить, и они будет не платили, и сколко за которые монастырские деревни и за угодья, и за промыслы двиняне наших всяких податей и во всякие розходы за те монастыри, и за которой монастырь сколько платили, и по скольку на которой год монастыри не платили: на 90, и на 91, и на 92 год. И вологжан [67] Федора да Михаила Кобелевых люди, живучи на Двине, каким товаром торгуют и промышляют, и сколько за (ни)(В ркп.: ми.)ми варниц, и наши подати с своих торгов и с промыслов, и с варниц на Двине дань всякую платят ли, или не платят, и будет не платят, и давно ли не платят, и наперед того плачивали ли, а двинянам от них насилства никакова нет ли, и пошлину таможную платят ли, или не платят, и сколько лет не платят, и в которой год /л. 2/ и сколко Кобелевых каких пошлин, и таможные пошлины вовсе не платили, и которые гости торговые люди с Москвы и из Новагорода и из ыных городов на Двине торговать приежжают ли, и пошлину таможную своих торгов платят ли, или не платят.

Архив СПбФИРИ РАН. Кол. 174. Oп. 1. № 438. Л. 1-2. Список конца XVI в.

№ 3

1584/85 г.Обыскные речи жителей посада Неноксы

/л. 2/ И в Неноксе государю сказали речи в обыску про все монастыри, у которых монастырей в Неноксе промыслы, и про Кобелева, что великие обиды им от нас. Снимок с речей слово в слово, что говорили ненокшаня в обыску про Кирилов монастырь.

А в Кирилов монастырь заложился государь в восемьдесят в шестом году ненокшанин лутчий человек ис тягла ис черных сох Павел Ананин сын Тарлянин, и продал и отвел двор свои за Кирилов монастырь, писан в сошное писмо на черном тяглом месте, и расол тои сугребы на великих местех чернои ж тяглои продал, и отвел за Кирилов же монастырь. И после того, государь, с 89 году приехали старцы кириловские в Неноксу жити и покупили, государь, в Неноксе твою государеву отчину черную тяглую — росолы внове, а промышляют с нами в черных сохах всяким усолским промыслом: соль варят, и дрова секут, и покупают, и двор у них куплен тяглой черной, писан в сошном писме на черном месте у Ивана Михайлова сына Кологривова, и онбар у них на исадех на черном же месте куплен. А промыслу оу них в Неноксе на великих местех росолу пол варницы без полудвенатцати выти, да на Наволок полдевяты выти порознь в дву варницах, и те, государь, кириловские старцы на счет с нами не садилися в своих черных промыслех, а по нашему, государь, по волостному счету с их кириловского промыслу с черных росолов из соли, что варили на черных росолех из двора и с онбара, доведетца в 90-м году в один поклад полтора рубля, итого в девятнацать даней по счету доведетца двацать полдевята рубля, и оне, государь, того разрубу не платили. А за 91 год доведетца на них в двацать в четыре [68] дани трицат шесть рублев, и оне, государь, толко дали шесть рублев, а трицат рублев не дали, а за 92 год доведетца по нашему счету, как мы считалися по животом и по промыслом, и на них, государь, доведетца с черного их промыслу в один ряд четыре рубля, итого в трицать покладов сто двацать рублев, и оне, государь, толке дали двацать рублев, а ста рублев не дали, и всего, государь, оне в те годы не платили сто пятьдесят восемь рублев с полтиною. /л. 2 об./ Да, государь, цренную оне платили с тех черных росолов своих данным зборщиком, а пошлин твоих государевых не платят не с каких торгов, а товары их, государь, писаны в таможных книгах сколько в котором году каких товаров продавали и купили. А в государевых жаловалных в их грамотах в кириловских тех ненокоских промыслов нет, не написаны, а стоят на государеве земле на черной, а те, государь, троецкие Сийскаго монастыря и Никольского Корелского монастыря, и Архангельского, и Соловецского и кирштовские промыслы, росолы их, варницы и угодья, с нами изначала были в черных сохах во всяких тяглех, а тем, государь, монастырским росолам, и полям, и пожням, и рыбным ловлям купчие и даные и закладные, и по душе дадены у них в казне в монастырех лежат, а мы, государь, истари их не ведаем. А от нас, государь, те их монастырские и Федора Кобелева черные промыслы из с тягла из черных сох не выведены, и не отставлены, и мы, государь, черные тяглые отсталые людишка, с тех промыслов в государевых податех в земских розметех в конец загибли, платячи за тех силных людей, за монастыри и за Федора Кобелева платячи, в том есмя, государь, охудали и одолжали, и в конец загибли, и толко государева отчина осталые дворишка тяглые черные пометати да розбежатися от них, и тянути, государь, за их промыслы не мочно. А иные, государь, и розбежались от тех их нужи и от голоду.

Архив СПбФИРИ РАН. Кол. 174. Oп. 1 № 439. Л. 2-2 об. Список конца XVI в.

№ 4

1585 г. января 7.Отпись посланника Тимофея Шокурова в получении с Антониева Сийского монастыря денег в счет невыплаченных налогов и таможенных пошлин

По государеву цареву и великого князя Федора Ивановича всеа Русии наказу и по росписи за приписью государева диака Ондрея Щелкалова Тимофей Шокуров доправил на Сийском монастыре пятдесят семь рублев и тритцать алтын пять денег, што велено Тимофею по государеве росписи доправити на Списком монастыре таможных денег по двинским таможным книгам дватцать рублев, да со их промыслов с варниц, [69] и с поль, и с пожен, и с рыбных ловель, что в Неноксе, и с оных деревень, и с угодей, которыми они владеют, а податей государевых не платят, 37 рублев и 30 алтын 5 денег.

К сей отписи Тимофей Шокуров печать свою приложил, а на печате человек: в правой руке сабля, а в левой ножни.

Писал отпись на Двине на Емецком стану спаской церковной диячек Васюк Володимеров лета 7093 генваря в 7 день.

Архив СПбФИРИ РАН. Ф. 5. Oп. 1. № 700. Подлинник. На лицевой стороне печать черного воска.

№ 5

1585 г. января 8.Поручная запись крестьян Емецкого стана по бывшим закладчикам Антониева Сийского монастыря Абакумовым

Се аз, Никифор, да яз, Шестой, Харитоновы дети Поповы, да яз, Яков Леонтьев сын Арап, со Емецкого погоста, да яз, Давыд Яфимов сын Кнутарева с Прилука Емецкого, да яз, Демид Кондратьев сын Вотолин з Брилина Наволока, да яз, Павел Анфимов сын из Затаечья Шилов, да яз, Иван Кирилов сын Чюрляев Болшой, да яз, Григорей Игнатьев сын, все есмя Емецкого стану, поручились есмя Тимофею Шокурову по Никите да по Антипе, да по Остафьи, да по Девятом по Ивановых детех Авакумова, по заклатчиках Сийскаго монастыря в том: жити им за нашею порукою за государем на Емецком стану на государеве земли на тяглом месте и всякие государевы подати платити с становыми людми ровно, а монастырскими заклатчики не называтись. А не учнут они за нашею порукою жити за государем на Емецком стану на государеве земли на тяглом месте и не учнут государевых податей платити с становыми людми ровно, или учнут называтись монастырскими заклатчики, и на нас на порутчиках государева пеня, што государь укажет, и прогоны с Москвы до Двины и назад до Москвы.

А которой нас порутчиков в лицах, на том государева воля и прогоны.

А на то послуси Иван Бык Петров сын да Сергей Михаилов сын Посник Колмогорец.

Писал запись спаской диячек Васюк Володимеров. Лета 7093 генваря в 8 день.

На обороте: Порутчик Никифорка руку приложил. Порутчик Шестак руку приложил.

Архив СПбФИРИ РАН. Ф. 5. Oп. 1. № 701. Подлинник.

Текст воспроизведен по изданию: Из истории закрепощения в России: прикрепление к тяглу в конце XVI - начале XVII в. // Очерки феодальной России, Вып. 5. М. УРСС. 2001

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.