Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

К истине — через документы.

Великий мыслитель П. Я. Чаадаев в своей "Апологии сумасшедшего" писал: "Прекрасная вещь — любовь к отечеству, но есть еще нечто более прекрасное — это любовь к истине" (Чаадаев П. Я. Статьи и письма. — М., 1989. — с. 147-148). Всегда и во все времена лучшие умы человечества считали истину главной ценностью общественной жизни. Любовь к отечеству, родному народу не отрицает стремления к истине, а позволяет лучше построить мысли других народов. Так же и во взаимоотношениях внутри тех или иных народов, между различными его слоями и разветвлениями.

Известно, что татары — народ многокорневой. Именно поэтому ведутся бесконечные споры об их происхождении. Однако должно быть совершенно ясно, что найти какой-либо единый корень татарского народа или отдать необоснованное предпочтение одному из них — дело бесперспективное. Оно ни к чему хорошему не может привести, тем более что руководством к изысканиям не могут быть личная корысть или симпатии, равно как и антипатии.

В наше время наблюдается определенное стремление развести татар по первокорням, т. е. вывести как отдельную этническую единицу сибирских или астраханских татар, мишарей и кряшен. Конечно, было время, когда определились побеги из единого общетюркского корня. В ряде случаев эти побеги срастались с угро-финскими, славянскими и иными побегами, и в результате создавалось нечто особенное. На огромных пространствах Евразии в течение многих веков смешивались племена и народы. Одни из них исчезали, другие как бы появлялись заново. Так было с гуннами. Они исчезли, но передали свое культурное и духовное наследие хазарам и булгарам. Известный ученый древности Константин Багрянородный отмечал, что в VII-м веке в поле зрения истории появляется племя гуннугундур, которых также называли болгарами (Артамонов М. И. История хазар. — Л., 1962. — с. 157-158). В 619 году некий гуннский властитель прибыл в Константинополь с просьбой к императору о наставлениях в христианской вере. Полагают, что это был дядя хана Кубрата или даже он сам. Следовательно, булгары [294] вышли на историческую арену в гуннском чреве, основательно переварившись в общетюркском котле, и более всего в рамках Тюркского каганата. Тем более, что Кубрат, так же как и каганы Хазарского каганата, был из рода Ашин, основавшего Тюркский каганат. Можно очень много спорить о достоверности многих сведений, в том числе и тех, в которых болгары выводятся из гуннов. Однако бесспорно одно: эти сведения надо изучать и сопоставлять.

Немало других документальных материалов более позднего периода, достоверность которых неоднозначна. В том числе и тех, которые повествуют о происхождении татар-кряшен или мишар. Журнал "Гасырлар авазы — Эхо веков" взял на себя смелость воспроизводить документы целиком, без купюр. В настоящее время готовятся к публикации материалы по истории хазар и булгар, в том числе и имеющих отношение к гуннскому происхождению этих народов.

В этом номере журнала читателям предлагается Царская грамота в Казань от 18 июля 1593 года. Документ интересен сам по себе, поскольку приоткрывает некую завесу над историей татар-кряшен. Однако сведения, приводимые в документе, не абсолютная истина, Нельзя не учитывать причины и цели его появления на свет. В то же время было бы неправильно не видеть элементов абсолютности, например, фактов двойного венчания как по-христиански, так и по-мусульмански. С этой точки зрения, представляют также интерес песни, исполненные школьниками новокрещенских школ в 1767 году при посещении школы императрицей Екатериной II. Ясно, что это фольклор и здесь нельзя искать достоверных конкретных единичных фактов. Однако самосознание кряшен как татар в них вполне очевидно. "Мы Татара своим же теперь разговором, сколько можно, скажем все всем нашим собором".

Публикация этих документальных материалов не раскрывает всей полноты истории происхождения татар-кряшен. Существуют материалы иного порядка. Журнал будет по мере поступления также предлагать их вниманию своих читателей.

Исторический процесс противоречив и потому сложен для восприятия. Поэтому только через максимальную полноту документов можно уверенно двигаться к Истине, независимо от того, нравится это кому-либо или нет.

Индус Тагиров, академик АН Татарстана


Царская грамота

в Казань, о построении слободы с церковью и переводе туда из уезда новокрещенов, поколебавшихся от соседства с иноверцами в православной вере, о разрушении татарских мечетей, с запрещением впредь строить оные, и о недозволении русским людям жить в услужении у татар и немцев.

18 июля 1593 г.

От царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии, в нашу отчизну в Казань, воеводам нашим князю Ивану Михайловичу Воротынскому да князю Офонасью Ивановичу Вяземскому, да дьякам нашим Ивану Осорьину да Первому Карпову. Писал к нам богомолец наш Ермоген, митрополит Казанский и Астраханский, что в нашей вотчине в Казани и в Казанском и в Свияжском уездах, живут новокрещены с татары, и с чувашею, и с черемисок», и с вотяки вместе, и едят, и пьют с ними с одного, и к церквам Божиим не приходят, и крестов на себе не носят, и в домах своих Божиих [295] образов и крестов не держат, и попов в домы не призывают и отцов духовных не имеют, и к роженцам попов не зовут, только не сам поп, сведав роженицу, приехав даст молитву; и детей своих не крестят, только поп не обличит их; и умерших к церкви хоронить не носят, кладут по старым своим татарским кладбищам; а женихи к невестам по татарскому своему обычаю приходят, а венчався у церкви и снова венчаются в своих домех попы татарскими, а во все посты, и в середы и в пятницы, скором едят; и полон у себя держат немецкой, мужиков и женок и девок некрещеных, и с женихами, и с девками с некрещеными живут мимо своих жен, и родив женка или девка робенка живет с ними в одной избе и пьет и ест из одного судна, а молитвы роженице и робенку нельзя дать для того, что добывают не у крещеных, и те новокрещенские добытки у полонянок некрещены умирают; да и многие де скверные татарские обычаи новокрещены держат бесстыдно, а крестьянской веры не держатся и не навыкают; и он, богомолец наш, Ермоген митрополит, в прошлом 99 году февраля в 12 день (1591 г.), со всего Казанского уезду призывал новокрещенов в соборную церковь Пречистые Богородицы и поучал их от божественного Писания и наказывал, и не по один день, как подобает крестьянам жити: и новокрещены учения не принимают и от татарских обычаев не отставают, а живут в великом бесстрашье и, конечно, от крестьянской веры отстали, и о том добре скорбят, что от самой веры отстали, а в православной вере не утвердились, для того, что живут с неверными с одного, и Божиих церквей не близко, и со крестьяны не вместе, и видя в новокрещенех неверье, татаровя иные не токмо не крестятся в православную веру, и поругаются крестьянской вере, да прежде сего, от Казанского взятья в сорок лет, не бывали в татарской слободе мечети, а ныне де учали мечети ставити близко посаду, всего как из лука стрелить; и нам бы о том указ учинити. — И как к вам ся наша грамота придет, и вы б тотчас в Казани на посаде и по слободам велели переписати новокрещенов по имяном, с женами и детьми и людьми, служилых и черных людей, и в Казанской во весь уезд и в пригороды послали детей боярских и подъячих, а велели новокрещеных по тому ж переписати по имяном, с женами и детьми и с людьми, а переписав велели б есте им всем быть в Казань, а как съедутся, и вы б собрав их молвили им: крещены они во имя Отца и Сына и святого Духа, по их воле и челобитью, и обещанье их всех было, что было им жити в православной крестьянской вере крепко, а к своей прежней мусульманской вере не обращатися; и ныне до нас слух дошел и богомолец наш Ермоген, митрополит Казанский и Астраханский, к нам писал, что они живут с татары и с чувашею и с черемисою, и пьют и едят с одного, и к церквам Божиим не приходят, и крестов на себе не носят, и в домех своих Божиих образов и крестов не держат, и попов в домы свои не призывают, и отцов духовных не имеют, и к роженицам попов не зовут, и детей своих не крестят, и умерших к церкве хоронити не носят, кладутся по старым своим татарским кладбищам, а женихи к невестам по татарскому своему обычаю приходят, а во все посты и в среды и в пятки скором едят, и полон у себя держат немецкой, мужиков и женок и девок некрещеных, и с женками и с девками с некрещенными живут мимо своих жен, и молбы делают по татарски, — и богомолец наш Ермоген митрополит, их призывал в соборную церковь Пречистые Богородицы и поучал их от божественного Писания и наказывал, как подобает крестьяном жити, и они ученья не приимают и от татарских обычаев не отстанут,. — и мы о душах их милостивно поскорбели и свое им милосердие показали, велели их собрати в Казань в одно место, и слободу им устроити, и церковь поставити, и попа, и дьякона, и пономаря, и проскурницу прибрати и другою устоити велели, и они б ныне пашни свои пахали, где кто живет, и хлеб прятали, а попрятався с поля ставили себе дворы в слободе, — и отвели б есте им слободу, где пригоже, в остроге или за острогом, меж [296] русских людей, а татар бы близко не было, и велели им в слободе дворы ставити самим, по их изможенью, кто сможет, те бы ставили себе всякой по двору, а иных и два-три двор, а которые дворов ставити не учнут, и вы б их велели давать на поруки, а иных в тюрьму сажали, и дворы им в слободе однолично всем ставити велели, собрав их изо всего Казанского уезду и из пригородов, служилых и не служилых и торговых и всяких людей, и церковь бы есте в той слободе поставити велели, которую во имя пригоже, и церковным строеньем устроили, и попа, и дьякона, и дьячка, и пономаря и проскурницу прибрали и ругою устроили, и сына боярского выбрав добра, которой от службы поотбыл, приказали ему ту слободу ведать и над новокрещены беречи того накрепко, чтоб они крестьянскую веру держали крепко, к церкви ходили и в домех у себя образы держали и на себе кресты носили, и попов в домы свои призывали, и отцов духовных себе имели, и умерших клали у церкви, и сами б новокрещены женились и детей своих женили у русских людей и меж собою на крещеных, и дочери свои давали за русских же людей и за новокрещенов, а в татарскую б веру от крестьянския веры не обращались, и с татары и с немцы не сходились, и с одного с ними не ели и не пили, и некрещеных татар, и черемисы, и чуваши, и немецких полоняников и полонянок, однолично у себя не держали, а которые новокрещены прижили с некрещеными татарскими или с немецкими полонянками дети, и они тех своих детей крестили же, и татар, и черемису, и чувашу, и полон вемецкой и литовской, которые у них служат, крестили ж бы, а которые татаровя и чуваша и черемиса не крестятся, и они б их поотпускали или распродали татаром и черемисе и чуваше, а для поученья б велели есте новокрещеном всем приходити к богомольцу нашему, к Ермогену митрополиту, часто и поученья его слушати и держатися, а которые новокрещены хрестьянские веры крепко держати и поученья митрополича и отцов духовных слушати не учнут, и вы б тех велели смиряти, в тюрьму сажати, и бити и железа и в цепи сажати, а на иных и заповеди имати, а иных отсылали б есте к Ермогену митрополиту, и митрополит им епитемьи чинит по правилам святых апостол, чтоб однолично новокрещенов всех во хрестьянскую веру привесть крепко и утвердить, а от татарския б веры отучити и остращати. А у которых новокрещенов пашни в Казанском уезде, от Казани далеко, и вы б теми пашнями промыслили, как пригоже, смотря по тамошнему делу, чтоб те пашни поотдавать татаром, а им бы подавать ближние пашни у Казани, взяв у татар, а будет так нельзя изместить, и их бы пашни взяти в наши дворцовые села, а им бы дати пашни с одного, близко Казани, из наших дворцовых сел, или как бы есте их пашнею устроили, смотря по тамошнему делу, только б однолично новокрещенов в слободе и пашнею устроити с одного. А что митрополит Ермоген писал к нам о мечетях о татарских, что татаровя многие мечети в слободе учали ставити, а от Казанского взятья и посяместа мечетей татарских в Казани не ставливали и указы отца нашего, блаженныя памяти царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии, и наши о том в Казани есть, что мечетем татарским в Казани быть никак не велено, и то сделалось вашим небережением и оплошкою, так есте сбредили да и к нам о том не писывали, а при прежних наших боярех и воеводах и диякех мечети татарские ото взятья и по вас не бывали: и вы б мечети татарские все велели посметати и перед татаром мечети однолично ставити не велели, конечно б есте мечети татарские извели. Да митрополит же Ермоген писал к нам: многие де русские полоняники живут у татар, и у черемисы, и у чуваши и пьют с ними, и едят с одного и женятся у них, да многие ж де русские люди, сверстные и недоросли, живут у немец по слободам и по деревням, добровольно и в деньгах, и те де все люди также крестьянские веры отпали и превратились у татар в татарскую веру, а у немец в римскую и в люторскую веру: и вы б вперед русским людем и у татар и у немец [297] жити и служати добровольно и в деньгах не велели, а переписав русских людей и взяв от татар и от немец, велели русским людям торговым жити в посадских людех, а пашенных посажали на нашу пашню в дворцовых наших селех и в деревнях, а которые будет русские пашенные люди у татар и немец служили в невеликих деньгах, и вы б за тех татаром и немцом деньги заплатили из нашие казны, а их посажали за нами на пашнях, а иных русских людей, которые у татар и у немец в деньгах, поотдавали б есте новокрещеным, а у новокрещенов в то место поимали литву и латышей да татаром и немцом поотдавали, и молвили б есте татаром и немцом, чтоб они русских людей всех поотпускали и вперед русских людей к себе не приимали, и денег им взаймы не давали, а принимали б себе, и купили литву, и латышей, и татар, и мордву. Да в котором месте новокрещеном слободу устроите, и которую церковь во имя велите в той слободе ставити, и как русских людей у немец поемлете и как их устроите и вы б о том к нам отписали, чтоб нам то было ведомо. А наперед бы есте всего, как к вам вся наша грамота придет, шли к богомолцу нашему, к Ермогену митрополиту, и сее ему нашу грамоту прочли и с ним, по сей нашей грамоте, о новокрещенех о всем советовали, а к богомолцу нашему, к Ермогену митрополиту, от нас о том писано. Писан по Москве, лета 7101 в 18 день.

Акты Археографических экспедиций. т. 1. -СПб,1836. -№358. -С. 436-439.

Текст воспроизведен по изданию: К истине — через документы // Эхо веков, № 1/2. 1999

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.