Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Указная грамота 1610 г. в Новгород боярину и воеводе кн. И. Н. Большому Одоевскому «с товарыщи» по челобитной дворцовых крестьян Обонежской пятины Оштинского стана Пиркинского погоста.

/л. 1/ От государя царя и великого князя Василья Ивановича всеа России, в вотчину нашу в Великий Новгород боярину и воеводе князю Ивану Никитичю Большому Одоевскому, да Ратману Ондреевичю Вельяминову, да дьякам Чулку Бартеньеву, да Корнило Иевлеву. Били нам челом Новгородского уезда Обонежские пятины Оштинского стану Пиркинского погоста Гришка Оглодов во всех крестьян место Пиркинского погоста, на Александрова пустыни Свирского [монастыря на игумена Паисея] з братьею, а сказали [Александровой пустыни] игумен [з братьею завладели в Обонежской пятине, Оштинском стану] (текст оборван, дописано по тексту челобитной игумена Свирского монастыря) Пиркинском погосте исстари их окладными тое волости крестьянскими пашнями насильством [и] Мандровским островом. И тот [447] деи Мандров остров в писцовых книгах приписан к их деревням третьим полем, да они ж игумен з братьею били челом блаженные памяти государю царю и великому князю Федору Ивановичю всеа Русии о пустошах в пашню на монастырский обиход и в Пиркинском погосте. И блаженные деи памяти государь царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии [игумена з братьею пожаловал в 98] году /л. 2/ в Пиркинском погосте в тот Олександров монастырь [ве]лел дати на 200 чети. И игумен з братьею по своему челобитью тех пустошей к монастырю не имали, а имали деи в тех пустошей место выбираючи их крестьянские лутчие деревни, живущие участки, и с тех деи живущих участков их крестьян [согнали] долой, а в тех живущих участков место дали им, крестьяном, те свои пустые участки, которые им были даны к монастырю, в тех их деревень место и угодей, по тем деревням их живущие участки игумен з братьею завладели насильством и крестьян деи старинных за собя поимали лутчих, и те деи старинные крестьяне и топере живут за монастырем во крестьянех в Пиркинском погосте: Гришка Володимиров з братом, да [в] Мандровской волости по речке: Нечайко Пахомов, да Суботка, [да] Иванко Мамоевы с товарыщи. А в писцовых деи книгах Ондрея Плещеева та деревня не написана, стоит в обводе, и наших деи податей с нее монастырские крестьяне не платят ничего, живут в избылых, а оплачивают деи ее теж /л. 3/ крестьяне. Да игумен де деи Паисея з братьею на наших деревнях на крестьянских участках, в Кондушской волости поставили Коровье село и в том деи Коровьем селе живут у них старцы и слуги, и около деи того Коровья села изгороды огородили и старинные деи дороги и улицы позаперли, потому что деи припустили к тому Коровью селу наших три деревни в одно поле. А с тех деи з живущих деревень, с их крестьянских прежних участков хоромы крестьянские [448] повывозили к себе в Коровье село, а иные деи хоромы сожгли на уголье, и для деи тех старинных дорог и улиц животине проходу нет. И животину деи наших крестьян собаки травят и на смерть побивают по вся годы. Да игумен же деи Паисея з братьею владеет не по даче нашими живущими деревнями. В Кондошской волости: деревня — Симанка Титова, деревня Гриши Демидова, деревня Гришинская, а в тех деи деревнях по писцовым книгам написано — выть и пол-пол-полтрети выти. Да в Пиркинском погосте владеет самовольством ... (17—19 букв не читаются) теми землями. /л. 4/ И нам бы их пожаловать, велети тое отхожую пашню Мандро остров и деревни и пустые земли, что владеет Олександрова монастыря игумен Паисея з братьею не по даче, отписати и со крестьяны на нас. И тою землею и крестьяны игумену з братьею владети ничем не велети. И велети б их от того игумена Паисеи з братьею от насильства и ото всяких обид беречь. И будет, так как нам Ноугоротцкого уезда Оштинского Пиркинского погоста крестьянин Гришка Оглодов и во всех крестьян место бил челом, и как к вам ся наша грамота придет, и вы б про те отхожие пашни, про Мандров остров и про деревни, которые в сей нашей грамоте имяны писаны и про пустые земли, про восемьдесят чети, что владеет ныне Олександровой пустыни игумен Паисея з братьею, велели сыскати писцовыми книгами и всякими сыски накрепко, сколь давно и почему теми отхожими пашнями Мандро островом и деревнями и пустыми землями Олександровы пустыни игумен владеет, по даче ли или /л. 5/ самовольством без дач. Да будет по писцовым книгам и по сыску, тот игумен з братьею отхожими пашнями Мандров островом и деревнями и пустыми землями владеют не по даче, своим насильством без дач, и вы б те все отхожие пашни, Мандров остров, [449] и деревни, и пустые земли со всякими угодьи и со крестьяны велели отписати на нас, тотчас и велели бы естя тем крестьяном наши данные и оброчные деньги и всякие наши денежные доходы платить с Пиркинского погоста со крестьяны вместе, по-прежнему, как было исстари. А Олександрова монастыря игумену Паисее з братьею теми отхожими пашнями Мандро островом и деревнями, которые в сей нашей грамоте имяны писаны, и пустыми землями осмьюдесять четвертями игумену Паисее з братьею владети не велели. /л. 6/ И от игумена Паисеи з братьею наших крестьян велили беречь, что им от того игумена, и от старцев и от слуг, насильства и продажи никакие не было, чтоб нам вперед о том Пиркинского погоста крестьяне Гришка Оглодов с товарыщи не били челом.

Писан на Москве лета 7118 мая в 5 день.

На обороте грамоты теми же чернилами и тем же почерком: «Правил подъячий Петрушка Овдокимов».

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.