Наказ 1590 г. новгородских воевод боярина
кн. В. Ф. Шуйского-Скопина «с товарыщи» Г.
Стромилову о производстве обыска в
Рождественском погосте Обонежской пятины.
/л. 49/ По государеву цареву и
великого князя Федора Ивановича всеа Русии указу
боярин и воеводы князь Василей Федорович Шуйской
Скопин с товарыщи, да дьяки Ондрей Арцыбашев да
Семейка Емельянов велели Григорью Стромилову
ехати в Обонежскую пятину в дворцовой в
Рожественской погост в Пиркиничи для того. Майя в
26 день писал ко государю в Великий Новгород
подьячей Томило Сергеев — велено ему в дворцовом
в Пиркинском погосте, взяв с собою того погоста
попов, и дьяконов,и старост, и целовальников, и
крестьян лутчих, да перед теми людми отделити
Александровы пустыни Сверьскаго игумену
Деонисью з братьею в Пиркиньском погосте из
дворцовых ис пустых земель, которые пустоши к
тому монастырю блиско подошли, пашенные пустые
земли на двесте чети со всеми угодьи. И он де
приехав в дворцовой в Рожественской погост в
Пиркиничи в волость в Кондушу майя в 20 день, и
собрав того погоста старост и целовальников, и
волосных людей, да с теми людми приехав в
дворцовую деревню в Назаровскую, у часовни, а в
той деи в Назаровской деревни по писцовым книгам
написано в живущем выть бес четверти и
пол-пол-полтрети выти, а впусте треть выти с
получетью выти, а к монастырю де та деревня
подошла блиско, от [474]
монастырские пашни версты с четыре. И учал де тое
пустую треть выти с получетью отделяти и
отводити Александровы пустыни игумену Деонисью
з братьею. И того де Пиркинского погоста староста
Заветной Максимов да крестьяне Кондуские
волости Гриша Карпов, да Друганко Оглодов, да
Федотко Лутков, да Оникейко Васильев, да Данилко
Ребуев и все волосные крестьяне тое Кондуские /л.
50/ волости в деревни в Назаровской тое пустые
земли отделить Александровы пустыни игумену
Деонисью з братьею не дали, и его деи Томила лаяли
всякою лаею. А сказывают деи, что у него наказ за
помесных дияков приписми, а не за дворцового
дьяка рукою. И того деи наказу не послушали и в
ыные деревни с ним, Томилом, не поехали. А сказали,
что велел государь дать Александровы пустыни
игумену з братьею пустые земли, а не пахотные, а у
них де та пустая треть выти с получетью пахана. А
жильцов на ней нет. И он деи, Томило, им говорил,
чтоб oнe тое пустую пашню, которой не дают
отделяти написали в живуще за теми крестьяны,
которые тое пашню пашут. И oнe деи сказали перед
игуменом и перед старцы, что оне всякие подати
платят с трехнатцати вытей, а которые по писцовым
книгам написаны впусте, все пашут, и велят деи
Александровы пустыни игумену з братьею отделяти
по конец пашенных поль заполки и отхожие нивы, а
не в полях пахотную землю. А игумен Деонисей
велит отделять по государеве грамоте пашенную
пустую землю в полях, которые земли к монастырю
блиско подошли, а дворцовые деи крестьяне,
староста /л. 51/ Заветной с товарыщи,
пустых вытей в полях отделяти не дали, для того
что оне те пустые выти сами роспахали. А
Пиркинского погоста староста Заветной бил челом
государю, а сказал: в нынешнем 98-м году приезжал к
ним в Пиркинской погост в Кондускую волость
подьячей Томило Сергеев отводити Александровы
пустыни игумену [475] Деонисью
з братьею государевых пустых сел и деревень, да с
ним ж деи приезжал игумен Деонисей, да старец
Герман з братьею и слугами, а за волостных деи
людей с Томилом не было. И Томило деи учал
отводити живущие и пустые земли, которые подошли
к монастырю блиско, и он деи Заветной с крестьяны
Томилу говорили, чтоб он землю отвел пустую по
государеву наказу. И Томило деи у них прошал
поминка дватцати рублев, а хотел отводити к
монастырю пустую землю опроче живущих. И оне деи
ему тех денег не дали, и он деи учал отводити
живущее и пустое сряду. И он деи, Заветной с
крестьяны учал ему говорити, чтоб он землю
отводил по государеву наказу. И Томило деи учал
крестьян бити, и крестьяне деи от того бою
розбежалися. И Григорью Стромилову /л. 52/
приехав в Рожественской погост в Пиркиничи,
обыскати в том погосте и около того погоста верст
по пяти, и по шти, и по десяти, и по дватцати и
больши игумены, и попы, и дьяконы по свещенству, а
митрополичими, и княжими, и боярскими, и
монастырскими старосты и целовальники, и всеми
крестьяны по государеву цареву и великого князя
крестному целованью — староста Заветной
Максимов да крестьяне Гриша Карпов, да Друганко
Оглодов, да Федотко Лутков, да Оникейко Васильев,
да Данилко Ребуев и все волосные крестьяня
Кондуские волости подьячего Томила лаяли ли и
про наказ, что у него за помесных дьяков приписми,
а не за дворцового дьяка /л. 53/ приписью
говорили ли, и того наказу не послушали ли, и в
ыные деревни с ним не поехали ли, и в полях
подьячему Томилу пустых земель отделяти игумену
з братьею не дали ли, и по конец пашенных поль
заполки и отхожие нивы отделяти игумену з
братьею велели ли, а подьячей Томило Сергеев
Александровы пустыни игумену з братьею живущие и
пустые земли отводил ли, и у старосты у Заветного
и у крестьян [476] поминка
дватцати рублев прошал ли, и пустые земли к
монастырю по поминкам отводити хотел ли, и
крестьян ис поминка бил ли. Да хто что про то про
все в обыску скажет, и Григорью то все велети
земским или церковным дьяком написати на список
подлинно. Да к тем обыском велети игуменом, и
попом, и дьяконом, и волостным людем, которые
грамоте умеют, руки свои приложити, а которые
люди грамоте не умеют, и в тех бы людей место отцы
их духовные руки свои приложили. А обыскав,
Григорью да по прежнему наказу, каков дан
подьячему Томилу Сергееву, вместе с Томилом
заодин, взяв с собою, около того Пиркинского
погоста в монастырех игуменов, и старцов, и того
Пиркинского погоста и окольных волостей и
погостов попов, и дьяконов, и старост, и
целовальников, и крестьян лутчих, да перед теми
людьми отделити Александровы пустыни игумену
Деонисью з братьею в Пиркинском погосте из
дворцовых ис пустых земель пашенные земли на
двесте чети, которые пустые земли подошли к
монастырю блиско. А отделив, написати в книги
подлинно. Да те книги, и обыскные списки за своими
и за /л. 54/ игуменскими, и за поповскими
руками привести в Великий Новгород, и отдати в
государеву казну боярину и воеводам князю
Василью Федоровичю Шуйскому с товарыщи, да
дияком Ондрею Арцыбашеву да Семейки Емельянову
часа того. А однолично Григорью да подъячему
Томилу отделити игумену з братьею ис пустых
земель пашенная земля вправду, а никому не
норовити и посулов от того не имати ни у кого
ничего никоторыми делы. А будет Григорей да
подъячей Томило отделят не в правду, а учнут кому
норовити, и посулы и поминки имати, и Григорью и
Томилу от государя царя и великого князя быти в
великой опале и кажненым.
К сему наказу боярин и воевода князь Василей
Федорович Шуйской Скопин печать [477]
свою приложил. Лета 7098-го майя в 27 день (далее в деле на лл. 55—63 помещены тексты
обысков, перечневой список их см. ниже на лл. 64—66).
|