|
НОВЫЙ ДОКУМЕНТ О МОНАСТЫРСКОМ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИИ В ГОДЫ ОПРИЧНИНЫПроблемы истории опричнины: причины, ее породившие, влияние на процессы социально-экономического развития России во второй половине XVI в., направленность опричного террора — получили разностороннее освещение в работах многих советских историков: С. Б. Веселовского, П. А. Садикова, А. А. Зимина, В. Б. Кобрина, С. О. Шмидта, Р. Г. Скрынникова, С. М. Каштанова, В. Д. Назарова и др. Опубликованный дореволюционными и советскими исследователями значительный актовый материал монастырских архивов является важной документальной базой для изучения внутренней политики в годы опричнины, вопроса о перераспределении земель внутри класса феодалов, росте монастырского землевладения, направленности опричных опал и казней. Среди не решенных до конца вопросов истории опричнины остаются причины гибели как отдельных лиц, так и целых семей, и судеб принадлежавших им вотчин, особенно тех земель, которые переходили во владение духовных корпораций, архивы которых за вторую половину XVI в. сохранились плохо. Поэтому так важны поиски и публикации документов, позволяющих пополнить наши сведения о круге лиц, лишившихся своих вотчин, переход которых к монастырям произошел именно в годы опричнины. В фондах Серпуховского историко-художественного музея хранится данная 1570-1571 гг. душеприказчиков М. И. Стромилова на его вотчину с. Собакино с деревнями Серпуховскому Высоцкому монастырю 1. Это один из немногих актов XVI в., дошедших до нас в составе сохранившейся части монастырского архива, поступившего в музей в начале 1930-х годов, опись которого была составлена Л. Д. Воронцовой в начале XX в. 2 Вклад записан во вкладной книге монастыря XVII-XVIII вв. 3: «Дал вкладу Михаило Иванов сын Стромилов село Собакино с деревнями» 4. Данные грамоты являются одним из самых распространенных видов источников, наиболее часто хранившихся в монастырских архивах 5, [91] особенно для второй половины XVI в., служат важным источником и по истории роста монастырского землевладения, отразившим многообразные формы борьбы за землю 6. Л. В. Черепнин отмечает, что данные грамоты по большей части лаконичны и сухи, но тем не менее «вскрывают иногда очень разнообразные социально-экономические отношения между вкладчиком и монастырскими властями» 7. Данная 1570-1571 гг. Я. И. Шишкина и Н. И. Боранцова не выходит из ряда обычных по содержанию данных грамот. Так, в нее входят статьи, посвященные наиболее важным для вкладчика и приобретателя вопросам: имена душеприказчиков, дающих вклад, и вотчинника, по чьей духовной (несохранившейся) вклад дается, статья об условиях — «по своей душе и по своих родителех и прародителех», наименование приобретателя, объекты дарения, составлявшие вотчину М. И. Стромилова, статьи, обеспечивающие права монастыря, указание на то, что «вотчина не заложена, ни продана и в монастырь не отдана», запрет на отчуждение вложения родственниками М. И. Стромилова, обязательство «очищения» вотчины душеприказчиками в случае претензии на нее других феодалов. В удостоверителыюй части акта перечисление послухов, писца, рукоприкладство Н. И. Боранцова и послухов. В данной грамоте повторяются в сокращенном виде статьи об условии вклада, перечисление владений, отчуждаемых монастырю. Имеются сведения о двух земельных вкладах, полученных Высоцким монастырем во второй половине XVI в. С. Б. Веселовский, отметивший их в своей работе о монастырском землевладении, не называет их конкретно и не приводит точных ссылок на источники, указывая только, что он среди других архивных фондов пользовался собранием Грамот Коллегии экономии в ЦГАДА 8. В. Н. Шумилов называет два документа по землевладению Высоцкого монастыря во второй половине XVI в. этого архивохранилища: отдельную грамоту Ивана IV на сельцо Глазово 1571 г. 9; вклад Ю. И. Карпова 10 и данную по духовной Г. Н. Безобразова на половину сельца Неданова с пустошами в Рузском уезде и две пустоши в Волоцком уезде 1595 г. 11 Таким образом, с. Собакино с деревнями, полученное Высоцким монастырем по духовному завещанию М. И. Стромилова, было третьим земельным приобретением монастыря во второй половине XVI в. и вторым в годы опричнины. Стромиловы ведут свой род (по С. Б. Веселовскому) от дьяка Алексея Стромилова, писавшего третью духовную великого князя Василия Дмитриевича в первой четверти XV в. 12 Михаил Черт Алексеевич Стромилов вместе с отцом были даны Василием Темным «неотказно в род и в род и довека» в службу митрополитам за измену великому князю и побег [92] к Ивану Андреевичу Можайскому в 1454 г. 13 Стромиловы-Чертовы служили митрополитам в XV-XVI вв. на протяжении нескольких поколений в качестве рядовых детей боярских 14.Видимо, у Алексея Стромилова был еще один сын, отец введенного дьяка Ивана III Ф. Стромилова, казненного за участие в заговоре 1497 г. вместе с В. Гусевым и другими его участниками. С. Б. Веселовский считает Ф. Стромилова внуком A. Стромилова и племянником Михаила Черта Стромилова 15. О потомстве Ф. Стромилова ничего неизвестно. В родословной Стромиловых, составленной Н. С. Стромиловым и опубликованной В. В. Руммелем и B. В. Голубцовым, в поколенных росписях отмечены для XVI в. 11 человек, служивших в основном по Юрьеву Польскому 16, а среди лиц, не вошедших в росписи, — 9 человек, где упомянуты Михайлец Иванович с братом Иванцом, дети боярские города Боровска 17.По Боровску они записаны и в Дворовой тетради 18. В Тысячной книге и Дворовой тетради записаны еще четверо Стромиловых: Павел, Юшка, Яков Никифоровичи и Яков Владимирович, дети боярские по Юрьеву 19. Известен Петр Иванов сын Стромилов, бывший в 1510 г. послухом у купчей на землю в Московском уезде 20. В разрядах второй половины XVI в. упоминаются Петр Павлинов сын и Юрий Стромиловы 21, в списке стрелецких голов и сотников записан Иван Васильев сын Стромилов 22. О службах боровских Стромиловых ничего неизвестно. М. И. Стромилов был, видимо, последним представителем боровской ветви этого рода по мужской линии к моменту передачи вотчины Высоцкому монастырю. Душеприказчиками М. И. Стромилова являются Яков Иванов сын Шишкин и Никифор Иванов сын Боранцов. Первый, видимо, брат Алексея Иванова сына Шишкина, записанного в Дворовой тетради сыном боярским по Серпухову, где служили и другие дети боярские Шишкины: Афоня и Русин Истомины дети, Михайло Григорьев сын Коптев и Яковец Коптев сын, Ширяй Протасов сын «губной староста», Русин Никитин сын Клеменов 23 1555 г. Афанасий Истомин сын Шишкин получил в поместье 100 четв. из бывших вотчинных земель Высоцкого монастыря 24. Русин Шишкин был вкладчиком монастыря в 70-80-х годах XVI в. К записи его вклада приписан вклад и по самом Русине 25. Положение Шишкиных, уцелевших после опричных репрессий против Шишкиных-Ольговых, было, видимо, не очень устойчивым. В 1571 г. [93] бежал в Литву какой-то Русин Шишкин 26. Серпуховитин Русин назван в числе детей боярских, которые «навели» Девлет Гирея на Москву весной того же года. А. А. Зимин отождествляет его с одним из Русинов Шишкиных, служивших по Серпухову 27. Второй душеприказчик — Никифор Иванов сын Боранцов принадлежал к роду детей боярских, имевших во второй половине XVI в. поместья в соседнем с Серпуховским Каширском уезде 28. О службе Боранцовых в это время ничего неизвестно. Что касается послухов, то практика предусматривала среди них как родственников владельцев отчуждаемых вотчин, так и инофамильцев. В данном случае среди послухов однофамильцев Стромиловых нет. Юрьевские Стромиловы находились далеко и не могли рассматриваться как «гаранты» вклада. В таком случае послухами являются, как мы увидим, соседи, что для приобретателя «было гарантией бесспорности границ владения» 29. Это Михаил Юрьевич и Первой Осипович Соймоновы, Иван Григорьев и Ратман Игнатьев. Интересно, что среди послухов нет Чертовых, потомков Михаила Черта Стромилова, владевших землями в 20-40-х годах XVI в. в Хотуни (в волости или уезде), соседней с Серпуховским уездом. Там владели с. Онаньинским Иван Михайлов сын Шолох Чертов в 1518-1519 гг., Семен Михайлов сын Чертов в 1519-1520 гг. 30 и 1539-1540 гг. 31, Нечай Иванов сын Чертов с. Чирковым в 1539-1540 гг. 32 Связи Стромиловых и Чертовых довольно отчетливо прослеживаются до 60-х годов XVI в. В 1510 г. Семен Васильев сын Осокин Чертов был вместе с Петром Стромиловым послухом у купчей 33, а сын С. М. Чертова Михалец Семенов сын в Тысячной книге записан по Боровску 34. Любопытно, что Чертовы и Стромиловы состояли в близком родстве в 60-х годах XVI в. Иван Михайлов сын Чертов пользовался архивом своего дяди Субботы Васильева сына Стромилова, у которого брал жалованные грамоты рода Стромиловых для челобитья по своим нуждам 35. Но боровские Стромиловы выглядят довольно обособленными к моменту отчуждения вотчины М. И. Стромилова, так как не могли или не хотели привлекать свидетелями у сделки своих родственников Стромиловых и Чертовых, хотя и предусматривали возможность их попыток «вступаться» в отчуждаемую вотчину. В Дворовой тетради записано шестеро Соймоновых по Серпухову, среди них Михайло Юрьевич, послух у данной, и Осип Юрьевич, отец послуха Первого Осиповича 36. В то же время трое Соймоновых, как и А. И. Шишкин, в 1555 г. получили поместья из бывших земель Высоцкого монастыря в Серпуховском уезде. Михаил Юрьевич получил 50 четв. 37 А в 1562 г. четыре брата Соймоновых и два их племянника стали совладельцами с. Васильевского Темнинской волости Серпуховского уезда, полученного ими в поместье 38. Среди них был и М. Ю. Соймонов. С. Васильевское расположено в 20 с небольшим километрах на юго-восток [94] от вотчины Стромиловых с. Собакино. Шишкины и Соймоновы в XVII в. владели имениями в Серпуховском уезде 39. Первой Соймонов был в 1601 г. губным старостой в Серпухове 40, а А. А. и Д. X. Соймоновы служили серпуховскими воеводами в конце XVII в. 41, как и Л.А.Шишкин 42. Таким образом, Я. И. Шишкин, М. Ю. и П. О. Соймоновы были соседями М. И. Стромилова, кроме того, Стромиловы, Соймоновы и Шишкины были связаны с Высоцким монастырем, являясь его вкладчиками и имея поместья в пределах его бывшей вотчины. Игнатьевы, к роду которых принадлежал послух Ратман Игнатьев, происходили от внука Федора Бяконта Игната; в Тысячной книге и Дворовой тетради Игнатьевых записано 12 человек, из них двое служили по Коломне 43. В XVII в они владеют землями в соседнем с Серпуховским Коломенском уезде 44. В Синодике опальных царя Ивана записано несколько Игнатьевых, казненных в опричнину 45.Григорьевы, по данным О. М. Савелова, во второй половине XVI в. были детьми боярскими и помещиками в Тверском, Орловском, Зарайском и других уездах, служили головами, казацкими сотниками, засечными сторожами; некоторые в Рязани и Зарайске 46. О послухе Иване Григорьеве данных нет. Время составления данной и перехода вотчины М. И. Стромилова Высоцкому монастырю можно уточнить. В льготной грамоте Ивана IV 1572 г. на вотчины Высоцкого монастыря, пострадавшие во время набега Девлет Гирея на Москву в мае 1571 г., бывшая вотчина М. И. Стромилова числится «Высоцкого монастыря у архимандрита с братьею сельцо Собакино, что было отчина Михаила Иванова сына Стромилова в Галичинской волости»; во время набега в Собакине был сожжен «двор монастырский да шесть келей в монастырке» 47. Следовательно, село уже в первые месяцы 1571 г. управлялось монастырской администрацией и поступило в монастырь до майского набега крымцев. На поступление вотчины в монастырь до мая указывает и то, что в данной нет никаких упоминаний о набеге. Помимо сгоревшей церкви Николая чудотворца и монастырского двора с кельями, в вотчине, согласно льготной 1572 г., было сожжено семь дворов: «на пожарище двор Митка Сидоров, двор Офонка, двор Сенко, да восмь деревень, а в них двадцать дворов сожжены...» 48. 1570-1571 годы отмечены резким возрастанием числа отчуждений вотчин в пользу монастырей. Причинами этого были внутренние потрясения в государстве, в частности опричные казни, особый размах которых приходится на эти годы, а также эпидемии и недороды 49. Судя по тексту данной, М. И. Стромилов, его жена Марья и дочь Василиса умерли примерно в одно время. Возможно, они стали жертвами одной из эпидемий. Но не исключено, что их смерть и переход вотчины Высоцкому монастырю связаны с политическими событиями конца опричнины 50. Летом 1571 г. был казнен боярин И. П. Яковлев как один из виновников разгрома Москвы в майский набег Девлет Гирея, а в опалу [95] он попал еще в начале года из- :за неудачной осады Ревеля 51. В 1550-х годах он был тысячником первой статьи по Коломне, где находились и вотчины Яковлевых. М. И. Стромилов был поручителем по И. П. Яковлеву в 1565 г. на сумму в 50 руб. 52 Не предварялась ли опала и казнь И. П. Яковлева казнями людей, связанных с ним, в том числе и его поручителей? Ибо «практика поручительства... сплачивала среду, с которой Иван (Иван IV. — В. Ш..) был в конфликте» 53. В 1570-1571 гг. с. Нефедовское, вотчина А. И. Ракова и В. Раковойт было продано московскому Архангельскому собору 54. В. Д. Назаров считает, что стремление Раковых избавиться от вотчин, обратить их в деньги, может быть связано с шаткостью их положения или с опалами периода массовых казней 55. Может быть, переход вотчины М. И. Стромилова Высоцкому монастырю вызван теми же причинами? 1570-1571 гг. Данная душеприказчиков М. И. Стромилова Я. И. Шишкина и Н. И. Боранцова архимандриту Серпуховского Высоцкого монастыря Агапию на с. Собакино с деревнями Боровского уезда 56 Се яз Яков Иванов сын Шишкин да яз, Никифор Иванов сын Боранцова. Божья воля сталось, Михаила Ивановича Стромилова в животе не стало, его жены Марьи, и его дочери Василисы, и после живота своего Михаило праказал нам дати по своей душе и по своих родителех и прародителех в дом Пречистыя богородицы в Серпухове в Высотцкой монастырь архимандриту Агапью з братьею по духовной грамоте вотчину свою село Собакино со всеми угодьи и с лесом, и с луги, а в селе был храм Никола чудотворец. Да х тому селу восм деревень: деревня Кувшинова, да деревня Лучкино, да деревня Панино, да деревня Горасимово, деревня Карпово, деревня Ми-китино, деревня Данилово, деревня Железниково во вечный благ в прок без выкупу, со всеми угодьи покамест серп и соха ходила, с пашнею и с лесом, и с луги, и со всеми угодьи. И по приказу Михаила Иванова сына Стромилова и по его духовной памяти яз, Яков Иванов сын Шишкин да яз, Микифор Иванов сын Боранцова, дали есмя ту вотчину село Собакино со всеми деревнями и с пашнею, и с хлебом з земляным, и со всеми угодьи, и с лесом, и с луги, и со всем животом в дом Пречистой в Высотцкой монастырь в Серпухове архимандриту Агапью з братьею в вечный покой без выкупу. А та была у Михаила вотчина не заложена, ни продана и в монастырь не отдана. Нет да тое вотчины Михаилову роду, племяни никому дела. А хто в ту вотчину учнет вступатись, и мне Якову да мне Микифору та вотчина очищати духовную грамотою. А ся на ту вотчину и данная грамота. А на то послуси: Михаило Юрьев сын Соймонов да Первой Осипов сын Соймонов, да Иван Григорьев, да Ратман Игнатьев. А даную запись писал Совинец Иванов. Лета 7079-го. К сей яз Микифор данай вотчину дали и руку приложил. Послух Михаила руку приложил. Послух Первый руку приложил. Послух Иванец руку приложил. Послух Ратманец руку приложил 57. Комментарии 1. Серпуховской историко-художественный музей (далее: СИХМ), № 10910. 2. Об архиве Высоцкого монастыря и публикации отдельных документов см.: Воронцова Л. Д. Вкладная книга Серпуховского Высоцкого монастыря. — В кн.: Древности: Труды Археографической комиссии императорского Московского Археологического общества / Под ред. М. В. Довнар-Запольского. М., 1898, т. 1. (То же, отд. оттиск); Она же. Два документа из архива Серпуховского Высоцкого монастыря. — В кн.: Древности. М., 1900, т. 2, вып. 1, стб. 172-175; Она же. Рукописи Серпуховского Высоцкого монастыря. — В кн.: Древности. М., 1902, т. 2, вып. 2, стб. 324-346; Тренев Д. К. Серпуховской Высоцкий монастырь, его иконы и достопамятности. М., 1902, с. 96-98. 3. Вкладная книга Высоцкого монастыря известна в двух вариантах: книга, ведшаяся в монастыре в XVII — начале XVIII в., в которую были внесены и записи вкладов XVI в., полученных монастырем с 7085 г. (СИХМ, № 2809), и редакция этой вкладной книги 1729 г., когда записи в книге были сгруппированы частично по годам и в них были опущены такие детали, как дни поминания вкладчиков и т. д. Редакция опубликована Л. Д. Воронцовой в «Древностях...» без записей вкладов после 1729 г. (СИХМ, № 1673). Мы пользовались первым вариантом вкладной книги. 4. СИХМ, № 2809, л. 13. Запись вклада без даты среди вкладов XVII в. 5. Копанев А. И. Дипломатика поземельных актов двинских крестьян. — ВИД, Л., 1974, вып. 6, с. 143; Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV-XVI в.). М., 1977, с. 189. 6. Черепнин Л. В. Акты конца XIV-XV в., их разновидности и значение в качестве исторического источника. — АСЭИ, М., 1952, т. 1, с. 640. 7. Черепнин Л. В. Русские феодальные архивы XIV-XV вв. М., 1951, ч. 2, с. 67. 8. Веселовский С. Б. Монастырское землевладение в Московской Руси XVI в. — ИЗ, 1941, т. 10, примеч. на с. 101, диаграмма на с. 102. 9. Шумилов В. Н. Обзор документальных материалов Центрального государственного архива древних актов по истории СССР периода феодализма XI-XVI вв. М., 1954, с. 86. 10. Сельцо Глазово вместе с пустошью Пониково записано как вклад Ю. И. Карпова во вкладной книге Высоцкого монастыря без даты, среди вкладов 40-х годов XVII в.: «Дал вкладу Юрье Иванович Карпов вотчину сельцо Глазово да пустошь Пониково» (СИХМ, № 2809, л. 9 об.). 11. Шумилов В. Н. Указ. соч., с. 86. Во вкладной книге запись вклада без даты с заголовком «Безобразовых вкладные 130 г.» За ней следуют записи вкладов Безобразовых разных годов. Возможно, записи производились в 1621-1622 гг. по текстам вкладных разных лет. 12. Веселовский С. В. Ономастикон. М., 1974, с. 302, 372; Он же. Дьяки и подьячие XV-XVII вв. М., 1975, с. 489; Он же. Владимир Гусев — составитель судебника 1497 г. — ИЗ, 1939, т. 5, с. 46-47. Л. В. Черепнин датирует грамоту мартом 1423 г (ДДГ, М.; Л., 1950, с. 62, № 22), А. А. Зимин — 1419-1423 гг. (О хронологии духовных и договорных грамот великих и удельных князей XIV-XV вв. — ПИ, М., 1958, вып. 6, с. 294). 13. Веселовский С. Б. Феодальное землевладение в Северо-Восточной Руси. М., 1947, т. 1, с. 222. 14. Черепнин Л. В. Русские феодальные архивы..., ч. 2, с. 295-303; Веселовский С. В. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969, с. 250-252. 15. Веселовский С. Б. Владимир Гусев — составитель судебника..., с. 46-47. См. также: Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев, с. 307; Черепнин Л. В. Русские феодальные архивы..., ч. 2, с. 295-296; Зимин А. А. Летописные свидетельства о коронации Дмитрия внука и заговоре Владимира Гусева (1497-1498 гг.). — В кн.: Летописи и хроники, 1973. М., 1974, с. 240-251; Он же. Дьяческий аппарат в России второй половины XV — первой трети XVI в. — ИЗ, 1971, т. 87, с. 270-271; Каштанов С. М. Социально-политическая история России конца XV — первой половины XVI в. М., 1967, с. 41-43, 79, 91, 100. 16. Руммель В. В., Голубцов В. В. Родословный сборник русских дворянских фамилий. СПб., 1887, т. 2, с. 420-433. 17. Там же, с. 435. 18. ТКДТ, М., 1950, с. 172, л. 130. 19. Там же, с. 70, 152, л. 114, 124 об., 132 об., 134 об. В родословной из перечисленных Стромиловых отмечены Яков, Юрий (Юшка) и Павел Владимировичи (Руммель В. В., Голубцов В. В. Указ. соч., с. 435); П. А. Садиков указывает детей боярских Стромиловых, владевших вотчинами под Переяславлем Залесским (Садиков П. А. Очерки по истории опричнины. М.; Л., 1950, с. 74). 20. Акты Русского государства 1506-1526 гг. М., 1975, № 62, с. 69. 21. Разрядная книга 1550-1636 гг. М., 1976, ч. 2, вып. 1, с. 153, 191, 195, 207; Татищев Ю. В. Местнический справочник XVII в. — В кн.: Летопись Историко-родословного общества в Москве, 1910. Вильна, 1910, вып. 2/3 (22/23), с. 18. 22. ТКДТ, с. 164, л. 496. 23. Там же, с. 122, л. 164. 24. СИХМ, № 10239; Воронцова Л. Д. Рукописи..., стб. 339. Сотная 1555 г. 25. СИХМ, № 2809, л. 11. 26. Описи царского архива XVI века и Архива Посольского приказа 1614 г. / Под ред. С. О. Шмидта. М., 1960, с. 34. 27. Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного. М., 1964, с. 452, примеч. 4. 28. Савелов Л. М. Родословные записи: (Опыт родословного словаря русского древнего дворянства). М., 1906, вып. 1, с. 11. 29. Веселовский С. Б. Феодальное землевладение.... с. 30. 30. Акты Русского государства 1506-1526 гг., № 169, с. 164; № 182, с. 179. 31. Памятники русской письменности XV-XVI вв. Рязанский край. М., 1978, № 67 с. 104. 32. Там же. 33. Акты Русского государства.... № 62, с. 69. 34. Указан как сын боярский 3-й статьи, с пометой «убит в Нижнем» (ТКДТ, с. 129, л. 173). 35. Лаппо-Данилевский А. С. Очерк русской дипломатии частных актов. Пг., 1920, с. 48-49. 36. ТКДТ, с. 122, л. 164. 37. СИХМ, № 10239; Воронцова Л. Д. Рукописи..., стб. 339. Сотная 1555 г. 38. Акты XIII-XVII вв., представленные в Разрядный приказ представителями служилых фамилий после отмены местничества / Собрал и издал А. Юшков. М., 1898, ч. 1, с. 173-174, № 191. 39. Обозрение писцовых книг по Московской губернии... / Сост. П. Иванов. М., 1840, с. 77, 78. 40 ААЭ. СПб., 1836, т. 2, № 19. 41. Симеон П. Ф. История Серпухова в связи с Серпуховским княжеством и вообще с отечественною историею. М., 1880, с. 237-342. 42. Там же, с. 177. 43. ТКДТ, л. 96, 120, 127, 135, 146, 147. 44. Обозрение писцовых книг по Московской губернии..., с. 31. 45. Скрынников Р. Г. Опричный террор. Л., 1969, с. 278-280. 46. Савелов Л. М. Указ. соч., М., 1907, вып. 3, с. 267-269. 47. СИХМ, № 10213; Воронцова Л. Д. Два документа..., стб. 172-175. 48. СИХМ, № 10213; Воронцова Л. Д. Два документа..., стб. 172-175. 49. Веселовский С. Б. Феодальное землевладение..., с. 95. 50. Известен еще один случай отчуждения вотчин Стромиловых. В 1566 г. у Субботы Васильева Стромилова была куплена вотчина с. Шильбутово в Московском уезде И. В. Шереметевым за 300 руб. (Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев, с. 233). 51. Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного, с. 147. 62. СГГД, М., 1813, ч. 1, с. 509, 512. 53. Веселовский С. Б. Исследования по истории опричнины. М., 1963, с. 124. 54. Назаров В. Д. Из истории аграрной политики царизма в XVI в. — СА, 1968, № 3, с. 110, 111; Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного, с. 483, Приложение / Публ. В. Д. Назарова. См. также: Садиков П. А. Из истории опричнины XVI в. — ИА, 1940, кн. 3, с. 242, № 41. 55. Назаров В. Д. Из истории аграрной политики..., с. 110. 56. Подлинник, написан скорописью на столбце размером 40,9 X 15,3 см. Филигрань по обрезу — верхняя часть перчатки с пятиконечной звездой над средним пальцем, очень близкая к № 686 (1564 г.) у Тромонина (Тромонин К. Я. Изъяснение знаков, видимых в писчей бумаге... М., 1844). Бумага с темными пятнами, следами многочисленных сгибов, края столбца потрепаны. К столбцу подклеен лист бумаги: XVII в. с филигранью — львы, держащие гербовый щит (по обрезу нижняя часть), на котором почерком XIX в. написаны чернилами «№ 32» и «№ 28. 7079 г.». В углу листа XVII в. наклейка, на ней почерком XIX в. чернилами написано «№ 71 Духовное завещание Кишкиных», надпись зачеркнута и написана другая иными чернилами «№ 106 Данная на вотчину завещанную Стромиловым. 7079 г.» Подклейка к документу бумаги XVII в., номера и надписи относятся к XIX в., когда составлялись описи монастырского архива. Документ был известен Л. Д. Воронцовой (Воронцова Л. Д. Рукописи..., № 54). Текст данной печатается по правилам издания документов XVI-XVII вв. 57. На обороте подписи скорописью разных рук. Текст воспроизведен по изданию: Новый документ о монастырском землевладении в годы опричнины // Археографический ежегодник за 1982 год. М. 1983 |
|