|
ПРИЛОЖЕНИЕ 21570 г. — Из донесений московского посла в Турцию Ивана Петровича Новосильцева Сказывал Ивану полоняник на море на корабле, как Иван из Азова пошел, про Астороханский поход: было, деи, под Асторохонью турских людей голова Касим бег Кафанской да восмь санчаков воевод, а с ними тысяч полтретьятцать да крымской царь; а с ним три его царевича: болшой Магмед Кирей Калга, другой Адил Гирей, третей Казы Гирей а с ними татар болши пятидесят тысяч; и те, деи, крымские татарове многие не дошед Асторохани, назад ворочалися с нужи. А турские, деи, люди шли ис Кафы к Азову на конях, а наряд и запас везли в судех изо Царягорода и из-ыних городов, которые блиско моря. А из Озова, деи, Касим бег и турские люди шли вверх подле Дону конми до Царицыны речки, а наряд и запас везли Доном в судех. А шли до той же речки [165] полтора месяца; а пришед к той речке, волочили из Дону на берег наряд и запас и суды — каторги, в которых было им судех о Переволоки итти в судех Волгою к Асторохани; да на берегу под суды и под наряд делали волоки и колеса. А стояли у берегу четырнадцать, деи, а поделав волоки и колеса, пошли проч от берегу к Волге. А шли, деи, половину дни; и стали ся у них волоки и колеса портити; и турские люди наряд, и подкоп, и суды, и казну, и запас назад отворотили к Азову с капыдоном, которому наряд и запас судовой приказал, потому что было им нелзе перекопа делати и судов проводити. А болших, деи, с ними было толко три пушки, а ядра у них были поменши головы человечьи. Да с тем же, деи, нарядом с капыданом человек з девятсот с собою; деи, турские люди взяли к Азову пушки немногие полковые. А крымской царь и царевичи шли полем а с Касимом и с турскими людми; сошлис выше Царицыны речки на той же Переволоке, а сшедчися, царь посылал царевичев добывати на Волгу и на Дону языков про государевых царевых и великого князя про воинских людей проведывати. И как царевичи поимали языков на Волге и сказали им, что государевы воеводы многие были на Волге на Царицыне острову и пошли вверх; и царь, де, и турские люди по тем вестем пошли к Асторохани; да с турскими же людми под Астороханью был Казы-мурза, а с ним было татар тысеча человек. А изрон, деи, турским и крымским людем, идучи к Асторохани и под Астороханью, был невеликой; а от Асторохани, деи, пошла проч назад потому, что у них запасу люцкого не стало, а к Асторохани приступите нелзя. А шли, деи, назад тем же местом, которым шли к Асторохани. А шли на рознь. И турским, деи, людем был изрон великой: и лошедми обмерли, а мерли, деи, турки з голоду и с нужи. А к Озову, деи, их трети не дошло. И только б, деи, тем досталным турским людем не крымские татарове и не Казыевы подмогли, а им, деи, было и достолным перепропасти; а подвозили их крымские и казыеве татарове. Крымским, деи, тотаром потому изрон был невеликой, кое у них были лошади добры; а кормилися сами конми ж, которые мерли под турскими людми. А которые турские ж люди назад Доном шли с капыданом и те, сказывают, многие с нужи померли на Дону. Да о том же астораханском походе писали х Касыму астороханский Семен мурза да Тенимом зовут Теребердеев с товарыщи, которые наперед прибежали из Асторохани в Азов. И те татарове Астороханские и з женами и з детми живут ныне в Азове, и Иван о том о всем написал ко государю в грамоте. А послал ее ис Кафы в Крым к Офанасыо Нагово с служилыми татары: с Сибанею Резановым да с Нагаем. [ЦГАДА, Турецкие посольские книги, № 2, лл. 67 об., 70 об.]. [166] Да Ивану же сказывал Касимов человек, который его провожал, про Азстороханской ж поход: «Присылал, деи, х Касыму из Нагаи Урус-мурза да азстороханцы и велели ему итти к Азсторохани — «и Азсторохани, деи, возмем до приходу, а за нем, деи, будет Азсторохань, и мы того ж будем». И как, деи, Касим пошел к Асторохани и на дороге, деи, изгибли турок 5 человек, 3 Турского, а 2 человека Касимовых, а поимали, деи, были тех людей Тинехматовы тотарове и держали их под Астороханью для языков у азстороханцов, дружачи государю московскому. И Касим, деи, писал к Урусу-мурзе, чтоб тех турок добыв, прислал к нему; и Урус, деи, у астороханцов тех турок выбоял (Взял с бою, отбил) да прислал их к Касиму. А доколе, деи, турские люди стояли у Азсторохани, и до тех мест Нагаи азстороханцы присылали к кормы; а толко б, деи, к туркам они корму не присылали, и многим было з голоду у Азсторохани померети и не отойти прочь. А стояли, деи, Крымской и турские люди под Астороханью на старом городище и промышляли, что было им Асторохань взяти подкопом, а посылали, деи, к городу крымского Мустафу с товарыши досматривати, где быти подкопу и иным приступом — «и подкопом, деи, взяти ее нелзе, что, деи, вода блиско и стоять, деи, у ней долго и людей потеряти». И меж, деи, Крымского с Касимом стала прека (Ссора) быти да пошли, деи, прочь от Асторохани. Да Астороханские ж, деи, тотарове говорили Касиму: «служили, деи, мы государю московскому, а ныне, деи, мы люди Турского». А которой Касимов человек про то сказывал, и тот у Азсторохани с Касимом был же. [ЦГАДА. Турецкие посольские книги, № 2, лл. 108—109 об.]. Текст воспроизведен по изданию: Поход татар и турок на Астрахань в 1569 г. // Исторические записки, Том 22. 1947
|
|