Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Славянские рукописные материалы в библиотеках Гарвардского университета 1

Система библиотек Гарвардского университета объединяет около ста отдельных собраний книг 2, не менее чем в двух из них есть славяно-русские рукописи — в Houghton Library и в библиотеке Law School. Наиболее важные славянские материалы сосредоточены в Хоутонской библиотеке, которая является центром для хранения специальных коллекций (что примерно аналогично отделам рукописных и старопечатных книг в наших библиотеках). Библиотека Школы правоведения (юридического факультета) покупала некоторые славянские книги и рукописи в начале 1930-х годов, но ее коллекция кириллических материалов относительно невелика и плохо описана.

В этой статье я не могу дать детального описания всех славяно-русских материалов Гарварда, но предлагаю читателю краткий обзор фондов Хоутонской библиотеки и более подробный анализ семи русских рукописей XVI-XIX веков.

Хоутонская библиотека была основана на деньги Артура Хоутона, выпускника Гарвардского университета 1929 г. Официальное открытие библиотеки состоялось 28 февраля 1942 г. В ней было сосредоточено около 250 тыс. книг, а в 1948 г. в Хоутон образован особый отдел рукописных материалов 3 и началась работа по научному описанию рукописей 4.

Краткие описания славянских материалов библиотеки находятся в карточном каталоге рукописей, а также в продолжающейся публикации The Houghton Library Report of Accessions (выходит с 1943 г.) и в компьютерных каталогах HOLLIS и RLIN. Записки о новых поступлениях, издаваемые из года в год в Report of Accessions, особенно интересны тем, что содержат некоторые сведения о предшествующих владельцах рукописей и тем самым позволяют уточнить происхождение материалов.

Основная часть собрания славянских рукописей в Хоутон восходит к личной коллекции гарвардского выпускника Байярда Л. Килгура, закончившего университет в 1927 г. В 1926 г., а затем дважды в более позднее время, Килгур посетил Россию, и потому многие до сих пор считают, что коллекция Килгура была собрана непосредственно в России. На самом деле недостаточно искушенный в русских делах Килгур пытался покупать книги в Москве в 1926 г. и даже приобрел там экземпляр Острожской библии Ивана Федорова, однако был задержан советскими таможенниками и более уже не испытывал судьбу, а покупал славянские материалы у нью-йоркских книгопродавцов Симеона Болана и Исаака Перлстайна, которые добывали свой товар через магазины «Международной книги», куда тот нередко попадал прямо из НКВД 5. Речь идет о библиотеках, конфискованных у частных лиц, как, например, библиотека Николая II или библиотека В. Г. Дружинина. Именно у Перлстайна Килгур купил единственный в мире экземпляр Азбуки Ивана Федорова 6. Коллекция Килгура была передана Хоутонской библиотеке в несколько приемов между 1952 и 1956 гг. 7, сам Килгур умер в 1984 г. [37]

Некоторые ценнейшие материалы XIX столетия, в том числе материалы о Пушкине, поступили в Хоутонскую библиотеку после покупки у барона Базилио Леммермана бумаг З. А. Волконской в феврале 1967 г. (общая стоимость бумаг составила 25 тыс. долларов, из них 21 тыс. была получена от Б. Килгура, а 4 тыс. — из фонда, составленного «друзьями Гарвардской библиотеки») 8.

Полного описания славянских рукописей Хоутонской библиотеки до сих пор нет, русскоязычному читателю доступны соответствующий раздел в библиографической книге Ю. К. Бегунова, Н. Ф. Бельчикова и Н. П. Рождественского (1963) 9 и компилятивная статья Э. Г. Баскакова (1962) 10. Указанные авторы не имели возможности de visu познакомиться со славянскими материалами Хоутон, а лишь пересказывали справочник Сеймура Де Риччи (1935-1937) 11. Обзор Н. С. Демковой (1979) 12 и статья В. И. Буганова о русских поместно-вотчинных материалах Белосельских-Белозерских XVII-XVIII вв. (1989) 13 подготовлены на основании личных впечатлений авторов, посетивших Гарвардский университет и по нескольку дней работавших в Хоутонской библиотеке.

Более подробные описания и публикации некоторых славянских материалов были выполнены составителями каталога коллекции Б. Килгура (известный нашим исследователям печатный каталог не содержит никакой специально научной информации, он состоит из факсимильных воспроизведений книжных обложек; предисловие к каталогу написано Уильямом Джексоном, 1959) 14, а также Дм. Чижевским (1955) 15, Б. Струминским (1980) 16 Яном ван Хайенуртом, который был секретарем Л. Д. Троцкого в 1932-1939 гг. (1980) 17, и Дж. Малмстедом (1987) 18.

Среди славянских материалов, поступивших в библиотеку не только из коллекции Килгура, но также из различных источников, отметим отрывок рукописи «Записок из мертвого дома» Ф. М. Достоевского (MS Russ 1), сербский Параклитик 1353 г. (MS Russ 3, ныне MS Slav. 2) 19, список малоизвестной Грамматики немецкого и русского языков Ивана Афанасьева 1725 г. (MS Russ 5), списки загадок (1805 г.) и песен (XVIII в.) (MS Russ 6, 7), «Замечания о колошенском и кадьякском языках» 1846 г. будущего московского митрополита Иннокентия (MS Russ 8), дневник Н. Б. Долгоруковой, в девичестве Шереметевой (MS Russ 10), документальные материалы из архива Л. Д. Троцкого, 94 коробки, и другие материалы (MS Russ 13), 14 писем Н. А. Римского-Корсакова к А. Т. Гречанинову (MS Russ 14), рукописи А. М. Горького (MS Russ 16), А. П. Ермолова (MS Russ 17), А. М. Ремизова (MS Russ 21, 31, 42, 65), список «Разговора» Г. С. Сковороды (MS Russ 22), 2 рукописные копии «Горя от ума» А. С. Грибоедова 1820-х годов и 1839 г. (MS Russ 23), сочинения М. Ю. Лермонтова (MS Russ 24), рукописи Д. С. Мережковского (MS Russ 25), переписку членов царской семьи (b MS Russ 26), коллекцию из 110 грамот 1543-1775 гг., из них 104 — свитки, коллекция восходит к семейному архиву Белосельских-Белозерских (b MS Russ 30), журнал М. Б. Барклая де Толли (MS Russ 33), автографы и письма Б. Л. Пастернака (MS Russ 18, 34), материалы, собранные следствием Н. А. Соколова по делу об убийстве Николая II и его семьи, семь переплетенных книг, вторая машинописная копия, принадлежавшая Р. Вильтону (MS Russ 35) 20, материалы Льва Толстого (MS Russ 40), К. Д. Бальмонта (MS Russ 45), архив 3. А. Волконской (13 томов, один ящик, MS Russ 46) и Ф. В. Волконского (b MS Russ 51), альбом А. М. Белосельского-Белозерского, умершего в 1809 г. (MS Russ 47), три песни Оссиана, переведенные А. А. Никитиным и преподнесенные императрице Елизавете, 1816 г. (MS Russ 52), воспоминания В. А. Оболенского, 1869-1951 гг. (MS Russ 55), приветственный адрес, полученный А. И. Солженицыным от Гарвардского университета (MS Russ 56), письмо Ф. К. Соллогуба (MS Russ 61), фрагмент рукописи «Последний из удэге» А. А. Фадеева, 1938 г. (MS Russ 63), материалы В. И. Лебедева-Кумача — «Песня о Родине» и «Марш веселых ребят», письма Ю. Ф. Самарина из Риги, 1846-1848 гг. (MS Russ 66), записная книга В. А. Жуковского (MS Russ 104), коллекция записей русского фольклора 1893-1897 гг. (b MS Russ 105), грамоты, выданные Мазепой в 1691-1702 гг. (1691-1702 гг., f MS Russ 106) 21, материалы Т. Г. Масарика (4 ящика, b MS Slav. 5), Евангелие от Марка, 1708 г. (MS Slav 1) 22, сербская грамота 1606 г. (pf MS Slav. 3) 23, архиерейский требник (MS Slav. 4), Апокалипсис начала XIX в. (MS Тур. 593) и некоторые славяно-русские рукописи, о которых подробнее будет сказано ниже.

Некоторые русскоязычные рукописные материалы по истории революционных движений XX столетия содержатся в фонде b MS Georg. 2 (это — архив парижского Правительства Грузинской республики в изгнании, переданный Гарварду на тридцать [38] лет в августе 1974 г.; доступ исследователей к нему открыт в августе 1988 г.) и среди бумаг Бориса Суварина (1895-1984), полученных 30 мая 1985 г. (b MS Fr 375 и b MS Fr 375.1).

Сотрудник библиотеки Школы правоведения Дэвид Феррис обратил мое внимание на две русские рукописные книги XIX века, хранящиеся в этой библиотеке. Славянские рукописи Школы правоведения поступили в библиотеку, вероятно, в 1931-1935 гг. через нью-йоркские магазины С. Болана и И. Перлстайна.

Среди русских актовых материалов Гарвардской библиотеки (MS Russ 30), полученных от князя Сергея Белосельского в июне 1962 г., находится летописец с краткими известиями за 1571-1619 гг. 24 Летописец хранится в Horughton Library под шифром MS Russ 30, № 2. Рукопись представляет собой столбец на трех склейках, ныне состоящий из 5 фрагментов. 1.176X157 мм, бумага XVII в. без филиграней. Карандашная помета почерком XIX в.: «1571-1619» и наклейка печатная, белая с синим, с записью XIX в. пером и чернилами: «№ 2/7079-7127 г./1571-1619 гг.». 2. Фрагмент, 9/5x148 мм, без маркировочного знака. 3. 246X152 мм., без маркировочного знака. 4. 386X152 мм, маркировочный знак (верхняя часть обрезана) — двуручный кувшин, сходен Heawood 3670-3671 (1630-1633 гг.). 5. Фрагмент, бумага без маркировочного знака, 247Х151. Делопроизводственная скоропись одной руки, перо, чернила.

В публикации летописца выносные буквы отмечены курсивом, границы строк обозначены одной косой чертой, а границы листов — двумя чертами, титла раскрыты, и буквы, пропущенные под титлами, помещены в скобках.


[2] В л[е]та 7079 (далее текст обрезан, видны только фрагменты букв) //

[3] и Москву пожег всю на Вознесеньев д (е)нь./

В лета 7081-г(о) взял ц(а)рь и великий Иван Ва/сил(ь)евич всеа Руси Пайду./ В лета 7088-г(о) сентября в 1 де(нь) взял корол(ь) литовской Полотцк./ В лета 7089-г(о) сентябрь 12 де(нь) взял корол(ь) Ли/товской Луки великие./ В лета 7089-г(о) августа в 18 де(нь) пришел ко/рол(ь) литовской подо Псков и стоял полгода и от/ступил за две н(е)д(е)ли до масленицы./

В лета 7092-г(о) марта в 18 де(нь) преставис(я) ц(а)рь и великий кн(я)зь Иван Васил(ье)вич всеа Руси, / а во иноцех Иона.

В лета 7106-г(о) генваря в 7 д(е)нь преставис(я) ц(а)рь / и великий кн(я)зь Федор Иванович всеа Руси.//

[4] В лета 7107-г(о) сел на Москве на ц(а)рство / ц(а)рь Борис.

В лета 7109-г(о) августа в 29 де(нь) морозом хлеб / побило и от тог(о) глад был велик.

В лета 7110 да 111-г(о) году был выход / крестьяном из за дворян и детей боярских /на два года.

В лета 7113-г(о) преставис(я) ц(а)рь Борис и во / иноцех Б(о)голеп. Того ж(е) году пришол к Москве Гришка розтрига./

В лета 7114-г(о) году майя в (далее следует пробел размером в 2-3 знака) де(нь) убили / на Москве Гришку розтригу. / Того же году сел на Москве на ц(а)рство ц(а)рь Ва/силей Иванович./ В лета 7116 пришол под Москву вор, назвал/ся ц(а)р(е)в (и)чем «Дмитреем Ивановичем всеа Ру[си], а с ним Литва и руские воры и казаки, стоял в Ту/шине мало не два года.

В лета 7118-г(о) году пришол к Москве княз(ь) Ми/хайло Васил(ь)евич Шуйской Скопин из Великог(о) Нова/города с немецкими (первоначально было: немецмини, исправлено основным почерком) и с русскими люд(ь)ми, /

тое ж(е) весны и преставис(я) на Москве.

Тогож(е) лета Москву здали (первоначально было: году, исправлено основным почерком) пану Желтовскому, цело/вал кр(е)ст королевичю Владиславу.

[5] В лета 7119-г(о) году литовские люди Москву / выжгли и высекли.

В лета 7121-г(о) октября в 22 де(нь) освободил / Г(о)с(по)дь и Пр(е)ч(и)стая [39] Б(огоро)д(и)ца московское г. (осу)д (а)рство от ли/товских людей.

В лета 7121-г(о) сел на Москве на ц(а)рство г(о)с(у)д(а)рь / ц(а)рь и великий кн(я)зь Михаило Федорович всеа Руси.

В лета 7127-г(о) приходил под Москву / королевич литовской Владислав.


Ниже публикуются описания пяти русских рукописей из собрания Хоутонской библиотеки и двух кодексов из библиотеки Школы правоведения. Цитаты из рукописей даются по упрощенной орфографии: титла раскрыты, вышедшие из употребления буквы заменены на современные, выносные обозначены курсивом.

1. Кi1gоur Е. Апостол. Третья четверть XVI в. Кодекс составлен из 596 листов: л. 1-2 (защитные листы конца XIX в.), л. 3-595 (бумага 60-х годов XVI в., однако л. 584-587 — конца XIX в.), л. 596 (бумага конца XIX в.). Бумага сложена в 4-ку и в 8-ку, 165Х107. Л. 3-145, 156-170, 173-178, 181-376, 378-387, 390-396, 399-405, 408-413, 416-422, 425-430, 433-439, 442-448, 451-457, 460-473, 475-476, 478-491, 495-509, 512-524, 526-527, 529-542, 544-545, 547-558, 560-561, 563-583, 588-595 — бумага в 8-ку, маркировочный знак расположен возле фальца и сильно обрезан, не поддается идентификации. Л. 146-155, 171-172, 179-180 — бумага в 4-ку с маркировочным знаком «сфера» — сходен Briquet 14009 (1566 г.). Л. 377-378, 388-389, 397-398, 406-407, 414-415, 423-424, 431-432, 440-441, 449-450, 458-459, 474-477, 492-494, 510-511, 525-528, 543-546, 559-562 — бумага в 4-ку с маркировочным знаком «сфера» — сходен Briquet 14010 (1567 г.). Л. 584-587 — бумага XIX в. без вержеров и понтюзо.

На л. 8 — сигнатура тетради: «2», на л. 16 — «3». Пагинация листов сделана почерком XIX в., чернила. Количество строк на странице — 17. Текст написан в один столбец. Полууставное письмо одного писца. Почерк характерен для московских рукописей середины XVI в. Чернила. Перо. Киноварь. Текст был сверен с оригиналом и поправлен другим писцом: правка на л. 3 об., 47, 129 об., 143, 222, 230, 230 об., 563 об., 564, 570 об., 583. Почерк редактора близок почерку уставщика и игумена (1575-1587 гг.) подмосковного Иосифо-Волоколамского монастыря Евфимия Туркова. О нем см.: Зимин А. А. Вкладные и записные книги Волоколамского монастыря XVI в. // Из истории феодальной России. Л., 1978. С. 79-84.

Стилистика оформления рукописи соединяет две разных школы: неовизантийского орнамента и старопечатного стиля. Заставки неовизантийского стиля на золоте: л. 13, 146, 182, 215, 221, 232, 284, 332, 367, 386, 406, 421, 435, 448, 458, 474, 486, 494, 504, 541, 568. Заставки старопечатного типа: л. 16 (частично раскрашена золотом и синей краской), 144 (раскрашена, сохраняет элементы неовизантийского стиля), 164, 196, 210, 280 (раскрашены, сохраняют элементы неовизантийского стиля). Заставки примитивного рисунка: л. 179, 218, 221, 329, 403, 432, 492. Инициалы (многие — неовизантийского стиля): л. 16, 146, 164, 182, 196,210,215, 221,221,232, 284, 332, 367, 386, 406, 435, 448, 458, 474, 486, 494, 504. Вязь (киноварь, киноварь на золоте): л. 16, 146, 182, 196, 210, 215, 221, 232, 284, 332, 367, 386, 406, 421, 435, 448, 458, 474, 486, 494, 504, 542, 568. К листам предшествующим заставкам, приклеена защитная ткань: л. 15, 145, 163, 181, 195, 214, 220, 231, 283, 331, 366, 385, 405, 420, 434, 447, 457, 479, 485, 493, 503, 541, 567.

Переплет: доски в коже (сафьян) с золотым тиснением, XIX в. Сохранилась одна медная застежка. На корешке наклеен кусок кожи (фрагмент предшествовавшего переплета XVIII в.) с тиснением: «Апостол». На л. 162 запись почерком XVIII в.: «1773 февра[ля]».

Можно предполагать, что рукопись была создана в Москве для одного из монастырей, возможно, для Иосифо-Волоколамского, в 60-х годах XVI в. Кодекс представляет большой интерес для истории книжной орнаментики.

Состав рукописи:

л. 3-12 об. Надписание начаток ап(осто)льских деяний глав... Конец: В лето 6091 оглавлен быс(ть) Ап(о)с(то)л от Исаия мниха и открыты быша суботы и н(е)д(е)ли и п(о)н(е)д(е)л(н)и(ки) и вто(рни)к(и) и сред(ы) и че(твер)к и пятки, дабы разумно было наскоро изобретение.

л. 13-14 об. Сказание деяний ап(о)с(то)льских, списана с(вя)тым ап(о)с(толом) и ева(н)г(е)листом Лукою по летех мнозех стр(а)сти Г(о)с(под)ня.

л. 16-141 об. Деаниа с(вя)тых ап(о)с(то)л списана с(вя)тым ап(о)с(то)лом и ева(н)г(е)листом Лукою. [40]

л. 142-224 об. Соборные послания апостолом,

л. 225-540. Послания апостола Павла.

л. 542-566. Сказание известно иже по вся дни зачалом в н(е)д(е)лю Пасхи,

л. 568-590 об. Соборник 12-тим м(е)с(я)цам. Сказание коемуждо ап(о)с(то)лу и избранные с(вя)тым и праздником на лит(у)ргиях. На л. 590 об. указана память Бориса и Глеба 24 июля. Конец утрачен, отсутствуют указания памятей за конец июля — август.

л. 591-593 об. Указатель прокимнов на праздники, без начала,

л. 594. Указатель чтений из Апостола в заупокойной службе на каждый день недели.

л. 594-595 об. Антиф(о)ны по все дни.

Библиография: The Kilgour Collection of Russian Literature 1750-1920. Cambridge, Mass., 1959; Демкова, № 2.

2. Kilgour F. Житие, чудеса и службы преподобным Зосиме и Савватию Соловецким. Третья четверть XVII в. Бумага кодекса сложена в 4-ку, 196X149, л. 1-350. Маркировочные знаки: л. 1-64 — кувшин одноручный под полумесяцем с литерами Р/МВ на тулове; л. 65-68, 135-350 — орел двуглавый под короной с литерами РД/М; л. 69-134 — кувшин под полумесяцем, с литерами О/ТМ на тулове — по форме отдаленно напоминает Churchill 471 (1642 г.) или Heawood 3593 (1657 г.).

Текст написан в один столбец, 18 строк на странице. Полуустав одного почерка, характерный для рукописей Русского Севера. Перо, чернила. Киноварь. На л. 1, 7 и сл. — сигнатуры тетрадей. Поздняя, XX в., карандашная пагинация. Киноварные заголовки и инициалы. На л. 7 заставка старопечатного стиля (чернила); вязь (киноварь). На л. 11, 11 об., 12, 78, 85 об. и др. инициалы с орнаментальными отростками (киноварь). Переплет: доски в коже с тиснением, XVII в., застежки утрачены.

Запись почерком XVII в. на внутренней стороне верхней крышки переплета: «Книга сия кн(и)га житие Зосимы и Саватия чудотворцав казенная, дачи попа Илариона». Почерком начала XVIII в.: «Книга житие Зосимы и Саватия чудотворьцов казенная дачи попа Лариона, она сия кн(и)га вся». Почерком XIX в.: «Нет, книга сиая (!) церьковная». На л. 349 запись почерком начала XVIII в.: «Стефана. Матроны. Иоанна. Дарш. Марш. Георгия. 40». Следовательно, рукопись была вкладом в какую-то монастырскую библиотеку, и монастырь обязался отслужить сорокоуст за упомянутых людей. Состав рукописи:

л. 1-6. Сказание главам в книзе сей.

л. 7-32. М(еся)ца сентября в 7 день. Преставление пр(е)п(о)д(о)бнаго и б(о)гоноснаго отца нашего Саватия пустыножителя Соловецкаго началника новаго чюдотворца, в лето 6953 (1444/45 г.). Служба Савватию.

л. 32 об. — 55. М(еся)ца апреля в 17 де(нь) преставление пр(е)п(о)д(о)бнаго и б(о)гоноснаго отца нашего Зосимы Соловецкаго новаго чюдотворца. Служба Зосиме.

л. 55 об. — 77 об. М(е)с(я)ца августа в 8 де(нь). Пренесение ч(е)стных мощей пр(е)п(о)д(о)бных и б(о)гоносных о(те)ц наших Зосимы и Саватия Соловецких началников новых чюдотворцов, в лето 7074 (1566 г.). Служба перенесению мощей.

л. 78-85. Предисловие житию пр(е)п(о)д(о)бных о(те)ц наших Зосимы и Саватия Соловецких началников новых чюдотворцов. Начало: Обновление почитати древний закон есть...

л. 85 об. — 159. Житие и подвизи пр(е)п(о)д(о)бных о(те)ц наших Зосимы и Саватия Соловецких началников новоявленных чюдотворцов... Списано Спиридоном митрополитом всея Русии. Начало: Во дни благочестиваго великаг(о) кн(я)зя Василия Васильевича... Редакция жития Зосимы и Савватия, составленная непризнанным митрополитом Спиридоном-Саввой в Ферапонтовой монастыре в 1502/3 году. Подробнее об этом сочинении: Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871 (переиздание: М., 1988). С. 198-203; Яхонтов И. Жития св. севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник. Казань, 1881. С. 13-32; Дмитриева Р. П. Житие Зосимы и Савватия Соловецких // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2. Ч. I. С. 264-267.

л. 159-160. О сотворении жития и чюдес преподобных о(те)ц наших Зосимы и [41] Саватия чюдотворцов. Послесловие Спиридона-Саввы, составленное в 1502/3 г. в Ферапонтовой монастыре.

л. 160-163 об. Иносказание с(вя)щенноинока Досифея о сотворении жития и чюдес. Начало: Ведомо буди вам о сем... Сказание инока и игумена Соловецкого монастыря Досифея (умер после 1514 г.), как следует из текста, было написано через тридцать лет после смерти Зосимы Соловецкого (умер в 1478 г.), — около 1508 г. Публикацию послания по ГИМ, Волок. 659, 40-х годов XVI в., см.: Дмитриева Р. П. «Слово о сотворении жития началник Соловецких Зосимы и Савватия» Досифея // Русская и армянская средневековая литературы. Л., 1982. С. 123-136.

л. 163 об.-165. О явление пр(е)п(о)д(о)бнаго о(т)ца нашего Зосимы на верху земля. Начало: Брать некий именем Тарасий... Сказание об этом чуде, как заметил В. О. Ключевский, входило в первоначальную редакцию жития, составленную Спиридоном-Саввой.

л. 165 об.-245. Сия убо чюдеса списаны быша игуменом Васияном тоя же ч(е)стныя обители Соловецкия. Следуют сказания о 22 чудесах преподобных Зосимы и Савватия. Как кажется, текст совпадает с тем, что находится в рукописи ГПБ, Солов. 175. Публикация: Великие Минеи Четии. М., 1912. Апрель. Дни 8-21. Стб. 551-595. Если верны наблюдения В. О. Ключевского, эти сказания о чудесах были составлены между 1514 и 1527 гг.

л. 245-248. Чюдеса и деяния и преславная явления новосотворена... Предисловие к чудесам, написанное в 1543/44 г. в Соловецком монастыре при игумене Досифее.

л. 248-348 об. Сказания о 26 чудесах Зосимы и Савватия. Составлены после 2 марта 1632 г. (дата на л. 346).

Библиография: Демкова, № 6.

3. MS Russ 15. Апокалипсис лицевой с толкованиями Андрея Кесарийского. Русский Север, 1693/94 г. (дата на л. 148 об.). Бумага кодекса сложена в 4-ку, 177X136. Текст написан в один столбец. 25 строк на странице. Перо. Чернила. Киноварь. Полууставной почерк одного писца. Л. 1-3 (защитные), л. 1-2 (ненумерованные), 1-148 (основной блок), 1-4 (ненумерованные). Маркировочный знак: кувшин двуручный под розеткой с литерами Д — В на тулове. Сходен Heawood 3536 (1596 г.), 3641-3643 (1609-1620 гг.)

Оформление. Заставки старопечатного стиля — л. 2, 10. Концовки (плетенки) — л. 3 об., 147, 148 об. Вязь (киноварь) — л. 6, 10, 13 об., 16 об., 18 об., 20, 22, 24 об., 26, 28, 30 об., 33 об., 35, 37 об., 38 об., 39 об., 40 об., 41 об., 43, 45, 48, 50 об., 52 об., 53 об., 54 об., 55 об., 56 об., 59, 61 об., 63 об., 65 об., 68, 69 об., 71, 73 об., 75 об., 77 об., 80, 82, 83, 85, 86, 87, 89, 90 об., 92, 94 об., 95 об., 96 об., 98, 99, 100, 102, 104, 106, 109 об., 114, 116, 117 об., 120, 122 об., 124, 125, 126 об., 128 об., 130 об., 132 об., 134, 139 об., 142, 143 об., 144 об., 146. Миниатюры (чернила, акварель) — л. 5 об., 9 об., 13, 16, 18, 19 об., 21 об., 24, 25 об., 27 об., 30, 33, 34 об., 37, 38, 39, 40, 41, 42 об., 44 об., 47 об., 50, 52, 53, 54, 55, 56, 58 об., 61, 63, 65, 67 об., 69, 70 об., 73, 75, 77, 79 об., 81 об., 82 об., 84 об., 86 об., 88 об., 90, 91 об., 94, 95, 96, 97 об., 98 об., 99 об., 101 об., 103 об., 105 об., 109, ИЗ об., 115 об., 117, 119 об., 122, 123, 124 об., 126, 128, 130, 132; 133 об., 139, 141 об., 143, 144, 145 об., 148. Украшения на полях — л. 10, 13 об., 16 об., 18 об., 20, 22, 24 об., 26, 28, 30 об., 33 об., 35, 37 об., 38 об., 39 об., 40 об., 41 об., 43, 45, 48, 50 об., 52 об., 53 об., 54 об., 55 об., 56 об., 59, 61 об., 63 об., 65 об., 68, 69 об., 71, 73 об., 75 об., 77 об., 80, 82, 83, 85, 86, 87, 89, 90 об., 92, 94 об., 95 об., 96 об., 98, 99, 100, 102, 104, 106, 109 об., 114, 116, 117 об., 120, 122 об., 124, 125, 126 об., 128 об., 130 об., 132 об., 134, 139 об., 142, 143 об., 144 об., 146, 148 об. Среди этих украшений особо выделим рисунок на поле л. 114 — изображение двуглавого орла. На л. 119 — концовка: рисунок лошадиной головы. Переплет: доски в коже с тиснением.

На ненумерованном л. 2 запись почерком XVIII в.: «[А]покалипсис лицевои 1774 [г.]». На л. 90 об владельческая запись почерком XVII в.: «Рож(е)ства Христова черной поп Леонид». На обороте верхней крышки переплета карандашная запись XX в.: «кв. № 4. /С/ 4676. Г ЪЪ/10558-м». На л. 148 об. в концовке помещены буквы: Ай йотированный, трижды, «Г/ГА/ЗС/ВГ», — вероятно, их следует читать так: «Сия книга 7202», т.е. 1693/94 года.

Состав рукописи:

л. 2-3 об. Книга Апокалипсис имеет слов 24, глав 72, стихов 311. Св(я)таго [42] Андрея архиепископа Кесария каппадокииския Сказание Апокалипсис(а). Начало: Г(осподи)ну моему брату и причетнику радоватися...

л. 6-8 об. Оглавление Апокалипсиса.

л. 10-147. Толковый Апокалипсис.

л. 148 об. «Потъписание». Начало: «Слава и хвала и благодарение...».

Рукопись поступила 18 декабря 1957 г. из собрания Б. Килгура.

Библиография: The Kilgour Collection of Russian Literature 1750-1920. Cambridge, Mass., 1959; Демкова, № 4.

4. MS Russ 19. «Ответ» царя Ивана IV Грозного Яну Роките. 1570 г.

Рукопись на 83 л., в 4-ку, 202Х152 мм. Рукопись второй четверти XVII в. Бумага однородная, маркировочный знак «кабан», характерный для западнорусских рукописей середины XVII в. Скорописный почерк одного писца. Перо. Чернила. Золото. Письмо в один столбец. 15 строк на странице. Инициалы простые, иногда обведенные золотой краской. Переплет картонный XIX в.

На с. 1 и 3 — печати: двуглавый орел в круглой рамке, по кругу надпись: «Холмской семинарии библиотеки». На с. 3 запись библиотекаря семинарии священника Степана Семеновича от 22 июня 1877 г. о том, что эта рукопись была обнаружена на чердаке семинарии «между прочими старыми отброшенными книгами и рукописями». Судя по другим записям нас. 1, рукопись некоторое время находилась в Люблине, в 1916 г. во время австрийской оккупации армейский священник вывез рукопись в Галицию, откуда рукопись в 1921 г. попала в США.

Состав рукописи:

л. 1-83. «Ответ» Ивана Грозного Яну Роките. Начало: Не хотех убо бых тебе слова подати...

Рукопись была куплена в апреле 1961 г. за 1250 долларов из средств, предоставленных библиотеке Б. Килгуром. Предшествующим владельцем книги был священник украинской православной церкви Иоанн Хундяк (John Hundiak), из церкви св. Димитрия, Carteret, New Jersey.

Библиография: Тumins V. A. Tsar Ivan IV's Reply to Jan Rokyta. The Hague-Paris, 1971. P. 15-16. В книге В. Туминс содержится описание рукописи, факсимильное издание текста, а также русская транскрипция и английский перевод. Демкова, № 3.

5. MS Russ 36. Псалтырь.

Рукопись первой четверти XVIII в. 17 строк на странице. Текст написан в один столбец. Буквенная пагинация сделана основным почерком. Текст переписан одной рукой. Перо. Чернила. Киноварные заголовки и инициалы. Поморский полуустав, не вполне выработанного типа, напоминает письмо ранних полууставных рукописей старообрядческого поморского женского Лексинского монастыря. Бумага сложена в 16-ю долю, 92X73 мм. Л. I-IV — бумага XIX в. без вержеров и понтюзо, л. V-VI — бумага XVIII в., л. 1-3, 1-2 — ненумерованные, XIX в., без вержеров и понтюзо, л. 2-229 — бумага XVIII в., с буквенной пагинацией, л. 1-4 — бумага XIX в., без вержеров и понтюзо. Маркировочные знаки: л.1-31 — герб Амстердама, львы без подставки, без литер. Л. V-VI, 33-329 — Vryheyt.

Инициалы киноварные с тонкими орнаментальными отростками, киноварь: л. 10, 20, 32, 43 об., 54 об., 70, 83 об. (отростки раскрашены также зеленой краской), л. 94 об., 105 об., 118, 133 об., 145 об., 156 об., 167, 178, 186 об., 200, 208, 219 об. На л. 1 заставка одноцветная старопечатного типа, чернила. Между л. 2 и 3 вклеен лист XIX в., на развороте слева — миниатюра, изображающая царя Давида; справа — рамка, инициал, вязь — акварель, киноварь, чернила. Заставка поздняя, среднерусского стиля, напоминает гуслицкие.

Переплет: доски в коже, XVIII в., сохранилась одна застежка.

На л. V позднейшим почерком, ближе к концу XVIII в.: Сод Никиф(ора), Тимоф(ея) с(ы)на / Инок(а) схим(ника) Ионы, Феодора, Ка/[пи]толины, Дарии, иноки Евдо/кеи, Иякова 2(ды), Харитона, Агафонника, Илию, Тихона, 40 Евдокеи, 40 Евфросинии, 40 Назара (далее пропущены пять — шесть знаков, возможно, для того, чтобы вписать имя хозяина рукописи), 40». Это — синодичное поминание, указывающее на чтения сорокоустов. На л. VI другим, более ранним почерком, напоминающим почерк Семена Денисова, написано: «Когда была баталия по[д] Платаваю, в лет (о) 7217 от Адам(а)». Тем же почерком ниже: «В суботу прок (имен): Г(о)с(по)дь [43] воцарися...» и даны другие указания прокимнов на разные дни недели. На л. 3 об. — еще одним почерком XVIII в.: «Псалтырь сия [Ма?]рфы. 16.40». Эту запись можно понимать так, что Псалтырь была дана вкладом в какую-то монастырскую библиотеку в память о некоей Марфе и монастырь должен был отслужить сорокоуст.

Состав рукописи:

л. 1-3. Разумно да боудет како начати иноку особь пети псалтыр(ь).

л. 1-229 об. Текст Псалтыри, разделенный на 20 кафизм.

Первоначально рукопись, судя по оглавлению на л. V об., содержала: «Псалмы Давыдовы и песни пророческия, 2 канон оусопшим 1-го глас (а). 3 павечерница малая, канон Б(огоро)д(и)це и анг(е)лу чрез песнь 4 м(о)л(и)твы спальныя, 5 канон тро(и)чен 6-го глава. 6 служба воскр(е)сна того ж(е) гласа. 7 канон пасце и часы, и ап(о)с(то)л и ее (ан)галие пасце 8 служба по вся дни, ст(и)х(и)ры и канон покаянен со ст(и)х (и)ры Б(огоро)д(и)цы Одигитрию и каноном. 9 святцы со уставов. 10 канон за единоумершаг(о). 11 пасхалия и лунник». Однако в настоящем виде рукопись включает только одну псалтырь, без восследований.

Рукопись была куплена 1 апреля 1966 г. за 500 долларов на деньги Б. Килгура у Alexander Hertz and Company (Elmhurst, New York).

Библиография: Демкова, №5; Strumins'kyi B. Mazepiana in the Harvard Manuscript Collection. P. 79-80 (фотографическое воспроизведение записи о Полтавском сражении и заметки о датировке рукописи).

6. Библиотека Law School. Сборник документов по истории учреждения единоверческого старообрядческого согласия в России.

Рукопись на 16 л.: л. I — защитный, л. 1 -16 — бумага второй четверти XIX в., без штемпелей и маркировочных знаков, л. II — защитный. Бумага сложена в 2-ку, 317X230. Текст написан в один и два столбца. Полууставное письмо одной руки. Чернила. Перо. Киноварь. Переплет картонный, корешок кожаный. На защитном листе I почерком XIX в., карандашом, поставлен номер — № 35.

Состав рукописи:

л. 1. Заголовок сборника: Указы на позволение старообрядцам устраивать церкви.

л. 2-5 Расположение старообрядцев, на каком основании просить быть определиннаго к ним священника. Нач.: А именно. Избрать вам священников... Соборный приговор нижегородского единоверческого собора 12 марта 1798 года, с подписью: «Подписали по листам нижегородски купец Иван Михаилов и протчие тысяча человек. При окончании сего засвидетельствовал и подписал по листам Павел епископ нижегородский».

л. 6-11. Копия. С подлинной синодальному члену преосвященному Платону митрополиту московскому и кавалеру при прошении от московских старообрядцев и высочайше его император[ск]аго величества из текущаго 1800-года октября 27 дня. Далее следуют 16 пунктов клятвы московских единоверцев, поданной митрополиту Платону 27 октября 1800 года.

л. 11 об. Указ нашему Синоду. Следует указ императора Павла от 27 октября 1800 года о дальнейшем разрешении создавать единоверческие старообрядческие церкви, как это было предусмотрено указом от 12 марта 1798 г.

л. 12-13 об. Указ его императорскаго величества самодержца всероссийскаго... Следует экстракт из указов Санкт-Петербургской духовной консистории священнику Андрею Андрееву церкви Сретения на старообрядческом кладбище за Черной речкой, данных на основании указа императора Павла I от 11 декабря 1800 г. Санкт-Петербургскому архиепископу Амвросию, в ответ на его просьбу поддержать прошение купца Никиты Федорова, просившего разрешения на строительство церкви. Подписи зеленецкого архимандрита Евгения, секретаря Якова Подляновского и др.

л. 14-15. Сверх всего того заключаю свое мнение тем... Резолюция архиепископа Амвросия, разосланная консисторией вместе с указами 6 февраля 1801 г., трактующая название единоверческой церкви и содержащая рассуждения об объединении церквей.

л. 15-16. Выписки из различных книг — из печатной Кормчей, 284; из Бесед на Апостол, ч. 2, л. 22; из книги Василия Великого, кн. 3, л. 41; из книги Иоанна Златоуста, кн. 3, л. 150, 151.

7. Библиотека Law School. Стоглав.

Рукопись первой четверти XIX в. Кодекс составлен из 279 лл.: л. 1 (защитный), [44]

л. 1-7 пагинация славянскими буквами, л. 1-271 (вторая пагинация славянскими буквами). Бумага сложена в 4-ку, 190X155. Маркировочный знак — герб «Pro Patria» с надписью «Pro Patria» и литерами АО-ЕАО, голубого цвета, изготовленная в начале XIX в. на фабрике Александра Ольхина.

Пагинация сделана почерком XIX в. Текст написан в один столбец. Полууставное письмо одного почерка; полуустав старообрядческий, характерный для среднерусской рукописной традиции. Чернила. Перо. Киноварь.

Переплет: доски в коже с примитивным тиснением, сохранились две медные застежки. На обороте верхней крышки переплета карандашом написана дата: 10.1.1935 — время поступления рукописи в собрание Law School.

Состав рукописи:

л. 1. Заголовок на защитном листе: Книга гл(аго)лемая Стоглав.

л. 1-7. Сказание главам в настоящей книзе сеи. В оглавлении указана 101 глава, оглавление соответствует содержанию

л 1 (второй пагинации). В лето 7059 м(еся)ца февраля в 23 д(е)нь. Начало: Бысть сия вопросы и ответы мнози... Далее следуют 99 глав.

л. 262-266 об. Ответ бывшаго Иоасафа митрополита о ц(а)реве и великаго князя и митрополича (!) присылке о соборной. Глава 100. Нач.: О звону по уставу и по чину...

л. 267. Лета 7059 маия в 11 д(е)нь глава 101. Нач.: Ц(а)рь и великий князь Иван Васильевич всея России... Соборный приговор о монастырских и архиерейских вотчинах, утвержденный 11 мая 1551 г.

На л. 271 основным почерком переписаны вирши (соблюдаем расположение строк и пунктуацию оригинала):

 

Слава единому Б(о)гу в неизреченных

чюдесех.

Слава, ц(а)рствующему со с(вя)тыми на

н(е)бесех.

Слава, триипостасному Б(о)ж(е)ству.

Слава, Хр(и)сту полезной ми труд

окончавшему

Слава, толикую помощь ми

давшему.

Аки златым венцем

увенчавшему.

«Стоглав», скопированный в этой рукописи, является церковно-уставной и полемической компиляцией, составленной по итогам московского церковного собора февраля — мая 1551 г. Время составления компиляции неясно. Возможно, ее следует датировать второй половиной мая — началом июля 1551 г., однако не исключена и датировка окончательного вида Стоглава концом 50-х годов XVI в. Известно более 100 списков Стоглава. Список коллекции Law School относится к наиболее распространенной, так называемой московской редакции. Д. Е. Стефановичу были известны 56 списков этой редакции. Стефанович называет 15 списков, которые содержат 101 главу и не обнаруживают существенных сокращений — это начальный вид Стоглава, лучше всего отраженный в кодексе ГБЛ, Рум. 425, см.: Стефанович Д. О Стоглаве. Его происхождение, редакции и состав. СПб., 1909. С. 142, 145-146. Однако список Школы правоведения характеризуется сокращениями в 20-й главе (л. 60 об.-61 об.), но сохранил полный текст 9-й главы (см. л. 46 об.-51), поэтому данный список предварительно может быть отнесен к 4-й группе обширной московской редакции по классификации Стефановича. Исследователь называет 11 списков, принадлежащих к этой группе, однако 6 из них заканчиваются списком послания Ивана Грозного в Кирилло-Белозерский монастырь 1572-1581 гг., которое отсутствует в рукописи Школы правоведения. Сопоставление прочих признаков позволяет указать две рукописи, обнаруживающие максимальную близость списку Школы правоведения — это ГИМ, Увар. 697, первой половины XVII в., и ГИМ, Синод. 999, 1646 г. См.: Стефанович Д. О Стоглаве. С. 165; Емченко Е. Б. Стоглав: Предполагаемый оригинал полной редакции // Исследования по источниковедению истории СССР до октябрьского периода. М., 1990. С. 21-54.


Комментарии

1. В работе над этой статьей существенную помощь оказали мне замечания моих коллег В. Федера, Д. Островского, О. Процик и особенно П. Гримстед, а также в высшей степени предупредительных и обязательных сотрудников Хоутонской библиотеки и среди них — хранителя рукописных материалов Лесли Моррис.

2. См. общие сведения в статье: Wi1liams E. Е. Harvard University Library // Encyclopedia of Library and Information Science. 1973. N 10. P. 317-373.

3. The Houghton Library: 1942-1967. A Selection of Books and Manuscripts in Harvard Collections. Cambridge, The Harvard College Library, 1967; The Houghton Library: Manuscripts and Drawings: A Handlist of the Finding Aids with a List of Published Guides. Cambridge, Mass., 1985; Noonan Th. F. Houghton Library: The Collection and Reading Room. Cambridge, Mass., n. d.; The Houghton Library, 1942-1967. Cambridge, Mass., 1967; The Houghton Library, 1942-1982. Cambridge, Mass., 1982.

4. Bond W. H. The Cataloguing of Manuscripts in the Honghton Library // Harvard Library Bulletin. 1950. N 4. P. 392-396.

5. О Перлстайне см.: Williams R. С. Russian Art and American Money, 1900-1940. Cambridge, Mass. and London, 1980. P. 38, 272; некролог Перлстайна читатель найдет в еженедельнике: А. В. Bookman's Weekly. 1975. May 12. P. 2244-2246.

6. Книга была куплена за 2250 долларов, получена Хоутонской библиотекой 5 мая 1953 г. и издана факсимильно в 1955 г.: Harvard Library Bulletin. Winter 1955. Vol. IX. N 1 (издание подготовлено P. О. Якобсоном, который, впрочем, ни одним словом не упоминает о предшествующей судьбе книги).

7. Наиболее подробные сведения о составе коллекции содержатся в Книге текущих поступлений, описывающей материалы, хранящиеся под шифром *51К-57К.

8. Подробнее см. в Книге поступлений под шифром *67М-152.

9. Бегунов Ю. К., Бельчиков Н. Ф., Рождественский Н. П. Справочник указатель печатных описаний славяно-русских рукописей. М.; Л., 1963. С. 287.

10. Баскаков Э. Г. Рукописные источники по русской истории в архивах США (по материалам нового Путеводителя по архивам и рукописным коллекциям Соединенных Штатов Америки) // История СССР. 1962. № 2. C. 217-219.

11. Riссi S. De, with assistance of W. J. Wilson. Census of Medieval and Renaissance Manuscripts in the United States and Canada. New York, 1935-1937. Vol. 1-2. См. также дополнение к описанию Де Риччи: Faye С. U. and Bond W. Н. Supplement to the Census of Medieval and Renaissance Manuscripts in the United States and Canada. New York, 1962.

12. Демкова H. С. Древнерусские рукописи и старопечатные книги в некоторых собраниях США // ТОДРЛ. 1979. Т. 34. С. 389-391 (далее при ссылке на эту статью: Демкова).

13. Буганов В. И. Русские поместно-вотчинные документы XVII-XVIII вв. в Хоутонской библиотеке Гарвардского университета // Советские архивы. 1989. № 4. С. 31-43 (описаны акты, хранящиеся под шифром MS Russ 30).

14. The Kilgour Collection of Russian Literature 1750-1920, with Notes on Early Books and Manuscripts of the 16th and 17th Centuries. Cambridge, Harvard College Library, 1959.

15. Cizevsky D. Manuscripts of Dostoevsky and Turgenev at Harvard // Harvard Library Bulletin. 1955. N 9. P. 410-415 (описаны фрагмент рукописи «Записок из Мертвого дома» и 36 писем И. С. Тургенева).

16. Strumins'kyi В. Mazepiana in the Harvard Manuscript Collection (1691-1709) // Harvard Library Bulletin. 1980. N 28. p. 64-80 (опубликованы четыре грамоты Мазепы — f MS Russ 106).

17. Heijenооrt J., van. The History of Trotsky's Papers // Harvard Library Bulletin. 1980. N 28. P. 291-298 (обзор истории архива Л. Д. Троцкого). Машинописное описание фонда Троцкого находится в подсобной библиотеке читального зала: Guide to the Papers of Leon Trotsky and Related Collections in the Harvard College Library. Second Version, 1959.

18. Malmstad J. E. Pushkin and His Friends: The Making of a Literature and a Myth. The Houghton Library, Cambridge, Mass; 1987 (краткое описание материалов о жизни Пушкина и его круга).

19. Рукопись поступила 1 января 1950 г. от жителя Нью-Йорка Imrie de Vegh.

20. См.: Соколов Н. Убийство царской семьи. Berlin, 1925; Пагануцци П. Правда об убийстве царской семьи: Историко-критический очерк. Джорданвилль, 1981. Другая копия материалов следствия хранится в частном собрании в Германии и была выборочно издана: Росс Н. Убийство царской семьи. Frankfurt am Main, 1987.

21. Грамоты Мазепы были куплены у И. Перлстайна 5 мая 1953 г.

22. Рукопись поступила весной 1943 г. от American Board of Commissioners for Foreign Missions.

23. Грамота была куплена в сентябре 1960 г. у Овидия Петреску из города Вилмигтон, Делавэр.

24. Подробнее о подобных материалах см.: Морозов Б. Н. Летописцы на столбцах в частных архивах XVII века // История и палеография: Сборник статей. М., 1993. С. 246-257. Здесь на с. 257 упомянут и краткий летописец Хоутонской библиотеки.

А. И. ПЛИГУЗОВ, кандидат исторических наук

Текст воспроизведен по изданию: Славянские рукописные материалы в библиотеках Гарвардского университета // Отечественные архивы, № 6. 1993

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.