Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

АВТОБИОГРАФИЯ ИОНЫ СОЛОВЕЦКОГО

(1561-1621)

Иона Соловецкий — глава странствующего церковного хора, выдающийся книжник конца XVI — начала XVII в. 1 В сохранившейся части его энциклопедического рукописного наследия, составляющего ныне отдельный сборник, хранящийся в РНБ (шифр Q.XVII.67) 2 на первом листе имеется специально записанная им в момент приведения всех рукописей в порядок в начале 1621 г. (накануне [448] 60-летия) краткая автобиография — "Летописец". Подобная автобиография с точными датами всех событий жизни (составленная, очевидно, на основе личного дневника) — уникальное явление для культуры Древней Руси 3. В ее начальной части имеются редчайшие для того времени сведения о датах "рождения плоти" и "наименования", о начале учения, о службе в 12-летнем возрасте нотарием (секретарем) у новгородского архиепископа Леонида, а затем о пострижении в Соловецком монастыре. Безусловно, уже в отрочестве Иона (светского его имени мы, к сожалению, не знаем) обладал необыкновенными способностями. Его почерк не просто каллиграфический, а доведенный до особого совершенства, с оригинальной системой украшений (это и послужило основанием столь раннего начала службы у видного церковного иерарха). Уже в юные годы Иона переписывает для себя тексты, составлявшие основу средневековой мудрости — сложнейшие календарно-астрономические и медико-астрологические трактаты (они сохранились в указанном Сборнике). Получить их он мог у книжников, входивших в окружение царя Ивана Грозного в середине 1570-х годов, когда весь царский двор переместился на время в Новгород. После опалы архиепископа Леонида юноша принимает пострижение, но через несколько лет Иона уходит с Соловков и начинает свои скитания по северным монастырям, пунктуальное описание которых и составляет основное содержание его автобиографии.

Этот тип монашества был до последнего времени мало известен, и необычная судьба писца сборника вызывала интерес и недоумение уже у первых его исследователей 4, а при обсуждении первого сообщения автора на данную тему в 1987 г. (до открытия имени писца сборника) было даже высказано мнение о мистификации этой автобиографии 5.

Переходя из монастыря в монастырь, Иона Соловецкий в основном находился в двух регионах — на Северо-Западе России и на Вологодской земле в пришекснинских монастырях. Первый раз, выехав с Соловков 10 июня 1587 г., он добирается до Александро-Свирского монастыря 8 июля того же года и остается в этой местности до декабря 1593 г. В то время он в основном пребывает в Тихвинском монастыре, откуда он совершает поездки в соседние обители (Дымский и Медведецкий монастыри), а в 1591 г. путешествует в Новгород, где останавливается в Антониевом и в Юрьевом монастырях. Возвратившись в конце 1591 г. в Тихвин и проведя 1593 г. в Александро-Свирском монастыре, он выезжает в Кирилло-Белозерский монастырь где находится один год. А уже после месячного пребывания в соседнем Ферапонтове, 19 января 1595 г. Иона Соловецкий начинает оттуда свое движение в центр страны, в котором он, вероятно, родился и получил образование 6. Проведя почти семь месяцев в Троице-Сергиевом монастыре, 26 августа Иона "принялся в Чюдове". В то время Чудов монастырь в Московском Кремле, тесно связанный с новообразованной Московской патриархией, был центром русской книжности и образованности. Прожив в нем три месяца, Иона Соловецкий перебирается на "Кириловское подворье" — подворье Кирилло-Белозерского монастыря, также располагавшееся в Кремле, а через два месяца, 17 января 1596 г., [449] выезжает из Москвы и возвращается на Белоозеро, где проводит в различных монастырях (Кириллове, Ворбозомском, Ниловом скиту) следующие три года своей жизни.

Новое путешествие на Северо-Запад Иона Соловецкий начал из Кирилло-Белозерского монастыря летом 1599 г. Маршруты этого и других путешествий отразились, наряду с автобиографией, в составленных им оригинальных дорожниках, помещенных среди различных текстов рукописи Q.XVII.67 7. И если в автобиографии указаны только монастыри как конечные пункты маршрутов, то в дорожниках, очевидно, большинство населенных пунктов, встречавшихся на пути (даты их посещения отсутствуют, указаны лишь расстояния между ними). Это еще раз подтверждает, что данные тексты были составлены на основании более пространных дневниковых записей Ионы Соловецкого.

"Путь из Кирилова водяный" (заголовок дорожника) начался, согласно автобиографии, 15 июля 1599 г. Доехав на телеге (редкое указание на вид транспорта в дорожнике Ионы) до р. Шексны, он сначала добирается до г. Белоозера, пересекает само озеро и по р. Ковже двигается на Север, а затем снова пересаживается в телегу и проделывает довольно значительный путь (43 версты), чтобы достичь реки, впадающей в Онежское озеро. Вдоль восточного побережья Онежского озера он продвигается к конечной цели своего маршрута — Палеостровскому монастырю, куда прибывает 31 июля 1599 г. Таким образом, весь путь из Кириллова, составивший, согласно дорожнику, 420 верст, был проделан за 16 дней. (В нашей публикации данного дорожника в 1997 г. из-за дефекта рукописи неточно указано время этого пути.) Следующий зимний путь — из Палеострова в Тихвин, составивший, согласно следующему дорожнику, 460 верст, был совершен Ионой в довольно короткий срок — с 21 декабря 1599 г. по 5 января 1600 г.

Проведя лето 1600 г. в соседней с Тихвином Зеленецкой ("Зеленой") пустыни, Иона Соловецкий направляется к Ладожскому озеру и проводит вторую половину года в Коневецком монастыре, а первую половину следующего года живет в Новгородском Хутынском монастыре. Покинув Хутынь, он возвращается на Ладогу, где пребывает свыше четырех лет, в основном на Валааме, конец зимы — весну 1602 г. — в Александро-Свирском монастыре, с августа 1602 по 23 декабря 1603 г. — в г. Корела. Это — время страшного голода в России — предвестника Смуты.

6 февраля 1604 г. Иона отправляется с Валаама в Тихвин и, проведя там конец зимы и начало лета (с 18 февраля по 19 июня), переезжает в Зеленецкий монастырь. 28 ноября 1604 г. Иона Соловецкий "съехал ис пустыни Зеленые" и отправился в район Белоозера в Нилов скит, навсегда покинув Ладогу и Онегу.

В этот период пребывания на Вологодской земле Иона не ограничивается пришекснинскими монастырями — в 1605 г. ездит в Череповец, Спасо-Прилуцкий монастырь, в 1606 г. живет в Спасо-Каменном монастыре. В мае 1606 г. он оказывается в своем "обещании" — Соловецком монастыре, почти через 20 лет после ухода, и живет там безвыездно свыше трех лет (по сентябрь 1609 г.). Что-то заставило его в разгар Смуты опять покинуть родную обитель. И, проведя свыше года в Поморье, в Антониево-Сийском монастыре, Яренге, Сырье, Иона Соловецкий возвращается весной 1610 г. в Кириллов. Он уже не выезжает из данной местности до последнего сообщения автобиографии — переезда из небольшого Подольного монастырька, где он сделал вклад, в Нилов скит 1 марта 1621 г. Маршруты его перемещений в 1610-е годы прежние — Кириллов, Ферапонтово, Спасо-Каменный, Ворбозом, Нилов скит. В то время Север был наводнен вооруженными людьми, и в сухих записях "Летописца" проскальзывают характерные фразы: "вышел... страха ради воров", "от казачиа разорениа", "нестроениа ради земскаго", "от видимых враг". [450]

Автобиография, очевидно, незакончена. Подведя итоги жизни и приведя в порядок свою обширную библиотеку-архив, Иона Соловецкий, возможно, отправился в последнее путешествие в центр страны. Об этом свидетельствует запись на другом листе его сборника с наиболее поздней датой — 7130 (1621/22 г.): в ней упоминаются Суздальский владыка и Переяславский Федоровский монастырь. Анализ этой записи — тема особого исследования. Но, несмотря на определенную лаконичность и незавершенность, автобиография Ионы Соловецкого имеет значительную ценность — и как уникальный памятник подобного рода, и как ключ для изучения его рукописного наследия.

Публикуемый текст передан с учетом особенностей рукописей Ионы Соловецкого, содержащих употреблявшиеся только им сокращения многих слов, в том числе до одной буквы. Выносные буквы внесены в строку и выделены курсивом, сокращенные части слов заключены в круглые скобки, в квадратных скобках восстанавливаются механические утраты текста. Буквы "ъ", "ь" и " Ь" сохраняются во всех случаях написания в тексте. (По техническим причинам курсивная буква Ь заменена на полужирную.)

Б. Н. Морозов


Летописец 8

В  7070 лете рож(дение) плот(и) м(е)с(я)ца н(оября) 20, наименованием в  27.

Учение кни[жное] в  7 ле[т] д(екабря) от 1 чис(ла) [...]

Нотарске вчинен в  12 лет м(е)с(я)ца д(екабря) первопр(е)стол(ьни)ком Л(еони)д(ом) в  2 лет(о) настоят(ель)ства ег(о).

В  19 ле[т] [...] во иноч(еский) образ в Велм(кой) кин(овии) Сол(овецкой) 9 от созданиа миру в лет(о) 7088 ап(реля) 20-й (с)р(еда) 10 3 н(едели) по П(асхе).

В  7095 лет(о) и(юня) 11 10 из о[бещания изшел].

Того ж(е) лет(а) и(юля) 8 во Алекс(андров) Свер(ский) приш(ел).

В  7096 лет(о) д(екабря) 8 из Алекс(андрова) изшел.

Того ж(е) лет(а) д(екабря) 13 на Тих(вин) приш(ел).

В  [...] 23 с Тих(вина) сшел на Дыми.

Того ж(е) лет(а) ав(густа) 7 з Дымеи приш(ел) на Тих(вин).

В  7099 лет(о) м(а)и(а) 19 (с)р(еда) 7 нед(ели) п[о Пасхе...] на Медведец .

И от туду того ж(е) лет(а) приех(ал) м(а)и(а) 31 в Вели(кий) Новг(о)р(од) во Онто(но)в мон(настырь).

Того ж(е) лет(а) и(юля) 17 из Онтонова в [Юрьев ...]

Того ж(е) лет(а) ав(густа) 16 из Юр(ева) исшел и приш(ел) на Тих(вин) того ж(е) ав(густа) 20-й.

В  7100 лет(о) с(ентября) 17 с Тих(вина) на Дыми паки приш(ел).

Того ж(е) [...] з Дымеи паки на Тих(вин) приш(ел).

В  7101 лет(о) н(оября) 28-й в(торник) с Тих(вина) съех(ал) во Алекс(андрову) пу(с)т(ынь), д(екабря) 3 приш(ел).

В  7102 лет(о) д(екабря) [... из Александровы?] выехал. [451]

Того ж(е) лета и м(е)с(я)ц(а) в   31-й приех(ал) в Кир(илов), иж(е) на Белеез(ере).

В 7103 лет(о) д(екабря) 4-й (2-й ?) из Кир(илова) выех(ал) в Ферапон[тов].

Того ж(е) лет(а) г(енваря) 19 ис Фер(апонто)ва выех(ал) и приех(ал) к Пр(е)с(вя)тей Тро(и)цы в Сергиев того ж(е) м(е)с(я)ца в 29-й.

Того ж(е) лет(а) ав(густа) 24 н(еделя) выехал от Тро[ицы ...] и принялся в Чуд(о)ве того ж(е) ав(густа) 26-й.

В 7104 лет(о) н(оября) 27 вышел из Чюд(о)ва на Кир(иловское) подвор(ь)е. [452]

Того ж(е) лет(а) г(енваря) 17 вы[ехал?] ис Кир(иловско)го подвор(и)а и приех(ал) на Белооз(еро) в Нилов Скит того ж(е) г(енваря) 21-й.

В  7105 лет(о) фев(раля) 4 вышел из Нил(о)вы в Кир[илов...].

В  7106 лет(о) ок(тября) 23-й н(еделя) вышел ис Кир(илова) в Ворбоз(ом), в  24 (так!).

В  7107 лет(о) ок(тября) 30-м вышел из Ворбоз(ома) в Кир(илов).

Того [же лета июля 5] 15 н(еделя) ис Кир(илова) вышел .

И того ж(е) и(юля) 31 в(торник) приех(ал) в Пал(е)ю Остров.

В  7108 лет(о) д(екабря) 21 вышел ис Палеост[ровс]каг(о).

Тое ж(е) зимы г(енваря) 5 приех(ал) на Тих(вин).

Того ж(е) лет(а) м(а)и(а) 5-й п(онедельник) вышел  с Тих(вина).

И того ж(е) м(а)и(а) 8 ч(етверг) пришел в Зел[еную] пус(тынь).

Того ж(е) лет(а) ав(густа) 14 вышел из Зел(е)ные.

Того ж(е) ав(густа) 26 в(торник) приех(ал) на Коневец.

В  7109 лет(о) д(екабря) 8 п(онедельник) [с Ко]невца съех(ал).

Того ж(е) д(екабря) 20-й с(убота) приех(ал) на Хут(ынь).

Того ж(е) лет(а) и(юня) 9-й в(торник) вышел с Хут(тыня).

Того ж(е) лет(а) и(юля) 28 в(торник) на Вала(а)м при[ехал].

В  7110 лет(о) ф(евраля) 11 ч(етверг) Сыр(ной) съех(ал) с Вал(аама).

Того ж(е) ф(евраля) 17 (с)р(еда) 1 нед(еля) Вели(кого) Пос(та) во Алекс(андров) приех(ал).

Того ж(е) лет(а) м(а)и(а) [...] по Тро(и)цыне дни вышел из Алекс(андрова).

Того ж(е) лет(а) и(юня) 3-й ч(етверг) 1 нед(еля) Петр(ова) Пос(та) паки приех(ал) на Вал(аа)м.

Того ж(е) лет(а) ав(густа) [...] с Вал(аа)ма съех(ал) в город Корелу.

В  7112 д(екабря) 28 (с)р(еда) съех(ал) ис Кор(елы) на Вал(аа)м и приех(ал) г(енваря) 4-й (с)р(еда) ж(е).

Того ж(е) ле[та] ф(евраля) 6-м в(торник) съех(ал) с Вал(аа)м(а).

И приех(ал) на Тих(вин) того ж(е) ф(евраля) 18 н(еделя) Сыр(ная).

Того ж(е) лет(а) и(юня) 19 в(торник) съех(ал) с Тих(вина) в пустын(ь) Зел[еную] и приех(ал) того ж(е) и(юня) 24.

В  7113 нояб(ря) 28 (с)р(еда) съех(ал) ис пус(тыни) Зел(еные) к Белеез(еру) и приех(ал) в Нилов Скит д(екабря) 8 с(убота).

[То]го ж(е) лет(а) ф(евраля) 2-м в Суб(оту) Мяс(о)пус(тную) вышел из Нилова Скит(а) и ездил  в Череповец и оттуду приех(ал) в Кир(илов).

Того ж(е) лет(а) [августа] 14 (с)р(еда) ис Кир(илова) вышел в Ворбоз(ом).

Того ж(е) лет(а) ав(густа) 19 п(онедельник) вышел из Ворбоз(ома).

В  7114 с(ентября) 24 в(торник) на Прилук  приш[ел].

Того ж(е) лета н(оября) 26-й сшел с Прилука.

Того ж(е) лет(а) г(енваря) 11 с(убота) приех(ал) на Кам(енный).

Того ж(е) лет(а) м(а)р(та) 16 н(еделя) сшел с Каменово.

Тог[о же] лет(а) м(а)и(а) 23-й (пя)т(ница) 5-й нед(ели) по П(асхе) пришел во обещание.

В  7118 с(ентября) 20-й (с)р(еда) с Соловков  съех(ал).

Того ж(е) лет(а) ок(тября) 25-й (с)р(еда) [в Сий]ской приех(ал).

Того ж(е) лет(а) м(а)р(та) 10-й с(убота) 3-й нед(ели) Вели(кого) Пос(та) вышел из Сийског(о).

Того ж(е) лет(а) и м(а)р(та) 21 (с)р(еда) на 5-й нед(еле) Вели(кого) [Поста] приех(ал) в  Яренгу.

Того ж(е) лет(а) и(юня) 25 (с)р(еда) вышел  из Яренге.

И паки в Сийский пришел ав(густа) 16 ч(етверг).

В  7119 с(ентября) 20 [...] вышел  из Сийского.

Того ж(е) лета н(оября) 14 (с)р(еда) приех(ал) на Сыр(ь)ю.

Того ж(е) лета ф(евраля) 4 п(онедельник) 1-й Вели(кого) Пос(та) выехал   из Сыр[ьи].

Того ж(е) лета м(а)р(та) 23-й С(убота) Вели(кая) приех(ал) в Кир(и)лов.

Того ж(е) лета и(юля) 31 (с)р(еда) вышел  ис Кир(илова).

И пришел в Ворбоз(ом) ав(густа) 4 [...] [453]

В  7120 м(а)р(та) 11 в(торник) 6-й нед(ели) Вели(кого) Пос(та) вышел  из Ворбоз(ома).

Того ж(е) лет(а) ап(реля) 29-й (с)р(еда) 3-й нед(ели) по Пас(хе) паки приш(ел) в Ворбозо[м].

Того ж(е) лет(а) и(юня) 17 (с)р(еда) 3-м нед(ели) Петр(ова) Пос(та) паки вышел   из Ворбоз(ом)а.

Того ж(е) и(юня) 20-м н(еделя) пришел в Скит.

В  7123 н(оября) 21 [...] ис Пустыни от казач(и)а разорен(и)а на время в Кир(илов).

Того ж(е) лет(а) ав(густа) 1-м паки приш(ел) в Пус(ты)ню.

В  7124 н(оября) 4 в[ышел] из Скыта в Кир(илов) по приказ(у) и нестроениа ради земскаго.

Того ж(е) лет(а) м(а)р(та) 14 (с)р(еда) 5 нед(еля) Вели(кого) Пос(та) вышел ис Кир(илова) в Ворб[озом].

Того ж(е) лет(а) м(а)и(а) 1-й п(онедельник) 6 нед(еля) по Пас(хе) вышел   из Ворбоз(ома) в Нилов Скит.

Того ж(е) лет(а) и(юня) 6-м вышел из Скита по з(о)ву в Кир(илов) и [...]

В  7125 г(енваря) 23-м вышел  ис Кир(илова) на Кам(е)ное, приш(ел) г(енваря) 27 н(еделя).

Того ж(е) лет(а) м(а)р(та) 26-м (с)р(еда) 4-й нед(ели) Вели(кого) Пос(та) вышел  [и]с Кам(е)ново в Кир(илов) по з(о)ву и приш(ел) тое ж(е) 4 нед(ели) с(убота), разстояние от Кам(еново) до Кир(илова) 9 вер(ст).

В  7126 м(а)и(а) 18 п(онедельник) 7 н[еделя] по П(асхе) вышел ис Кир(илова) в Ворбо з(ом).

Того ж(е) лет(а) ав(густа) 26-й вьшел  из Ворбоз(ома).

В  7127 с(ентября) 1 приш(ел) в Нилов Скит.

Того ж(е) лет(а) д(екабря) 5-й вышел  из Скита в Кир(илов) страха ради воров.

В  7128 с(ентября) 9 вышел ис Кир(илова) в Нилов Скит.

Того ж(е) лета г(енваря) 4-й из Скыта вышел  в Кир(илов) от видим(ых) враг и Скыт отказ(а)л .

В  7129 ок(тября) 29 вышел ис Кир(илова) в Ферапон(тов).

Того ж(е) лет(а) д(екабря) 6-й вышел ис Ферапон(това).

И приш(ел) на Кам(е)ное того ж(е) д(екабря) 16.

Того ж(е) лета г(енваря) 9 в(торник) приех(ал) на Подол(ьный) и вклад дал 5 руб(лев) и вкладную взял.

Того ж(е) лета ф(евраля) 27-й в(торник) выехал с Подол(ь)ного в Нилов Скит по з(о)ву и приех(ал) м(а)р(та) 1.


Комментарии

1. Морозов Б. Н. Первое послание Курбского Ивану Грозному в сборнике конца XVI — начала XVII в. // АЕ за 1986 год. М., 1987. С. 277-289; Зиборов В. К., Романова А. А. Иона Соловецкий // Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 1993. Вып. 3 (XVII в.), ч. 2 (И-О). С. 89-92; Морозов Б. Н. Иона Соловецкий — книжник и каллиграф конца XVI — начала XVII веков // Вспомогательные исторические дисциплины; Высшая школа, исследовательская деятельность, общественные организации: Тез. докл. и сообщений научн. конф. Москва, 27-29 января 1994 г. М., 1994. С. 102-104; Морозов Б. Н., Симонов Р. А. Календарные мотивы "Учения" Кирика (1136 г.) у Ионы Соловецкого (последняя четверть XVI в.) // Россия в X-XVIII вв.: Проблемы истории и источниковедения: Тез. докл., и сообщений Вторых чтений, посвященных памяти А. А. Зимина. Москва 26-28 января 1995 г. М., 1995. С. 363-369; То же // Россия в X-XX вв.: Проблемы истории, историографии и источниковедения. М., 1999. С. 286-290; Морозов Б. Н. Первое послание Курбского Ивану Грозному в библиотеке странствующего монаха Ионы Соловецкого (к вопросу о распространении переписки в конце XVI — начале XVII в.) // Culture and Identituy in Moscovy, 1359-1584. Московская Русь (1359-1584): Культура и историческое самосознание (UCLA Slavic Studies. New Series. Vol. III). M., 1997. P. 475-494; Он же. Странствия книжника Ионы Соловецкого по Онежскому и Ладожскому озерам в конце XVI — начале XVII веков // Исследования по истории книжной и традиционной народной культуры Севера: Межвуз. сб. научн. трудов. Сыктывкар, 1997. С. 105-118; Симонов Р. А. 988 — год христианизации Руси в календарном образе креста у Ионы Соловецкого // Гербовед. 1999. № 34. С. 134-138; Морозов Б. Н. [Иона Соловецкий о своем детстве] // Кошелева О. Е. "Свое детство" в Древней Руси и в России эпохи Просвещения (XVI-XVIII вв.): Учеб. пособие по педагогической антропологии и истории детства. М., 2000. С. 13-15.

2. Часть этого сборника с текстом Судебника 1551 г. с дополнительными указами 1555-1557 гг. была отделена и храниться ныне в РГАДА. Ф. 135 (Государственное древлехранилище хартий и рукописей). Отд. 5. Рубр. I. № 4.

3. О произведениях этого периода с элементами автобиографического повествования: см.: Крушельницкая Е. В. Автобиография и житие в древнерусской литературе: Жития Филиппа Иранского, Герасима Болдинского, Мартирия Зеленецкого. Сказание Елеазара об Анзерском ските: Исследование и тексты. СПб., 1996.

4. Калайдович К., Строев П. Обстоятельное описание славяно-российских рукописей... графа Ф. А. Толстого. М., 1825. С. 343; Симона П. К истории обихода книгописца, переплетчика и иконного писца при книжном и иконном строении. СПб., 1906 (ПДПИ. Вып. CXXII); Орлов А. С. Чаши государевы // ЧОИДР. М., 1913. Кн. 4. Отд. VIII. С. 8.

5. См. об этом: Охотина Н. А. Деятельность Археографической комиссии в 1987 г. // АЕ за 1987 год. М., 1988. С. 317-318.

6. См.: Морозов Б. Н. Первое послание Курбского Ивану Грозному в библиотеке странствующего монаха Ионы Соловецкого. С. 480-481.

7. См. описания и публикацию части из них: Морозов Б. Н. Странствия книжника Ионы Соловецкого по Онежскому и Ладожскому озерам в конце XVI — начале XVII веков. С. 106-109, 113-116.

8. Верхняя часть листа с заголовком заклеена бумагой в XIX в., заголовок был прочитан в Лаборатории кодикологического исследования и научно-технической экспертизы документа РНБ. Так же были прочитаны и заклеенные части слов по краям.

9. В нашей первой публикации 1987 г. данная фраза была прочитана как "ввел кин(овиарх) Сол(овецкий)" (АЕ за 1986 год. С. 280).

10. Значение буквы "р", выделенной с обеих сторон точками, как "среда", было определено при вычислении для недели для 20 апреля 1580 г.

11. Иона Соловецкий обозначает июнь (норм. "июнь") одной буквой "и", схожей с "н", а июль "i", в связи с чем в наших прежних публикациях было допущено несколько ошибок в прочтении данных месяцев.

12. В 1599 г. 15 число попадало на воскресенье только в апреле и в июле.

Текст воспроизведен по изданию: Автобиография Ионы Соловецкого (1561-1621) // Археографический ежегодник за 2000 г. М. 2001

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2021  All Rights Reserved.