Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

НОВЫЕ ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ ЦЕРКОВНОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ В РОСТОВСКОМ УЕЗДЕ

Предлагаемая ниже публикация представляет собой подборку четырех документов, посвященных спорному делу между церковью и мелким помещиком Ростовского уезда за относительно ранний период – конец XVI в., включая выписи кз писцовых книг третьей четверти того же столетия. Известно, что число сохранившихся ранних актов по Ростову вообще крайне мало, а документы, отражающие церковное землевладение в уезде еще более редки. Данное обстоятельство придает этим материалам особый интерес.

История разгоревшегося конфликта такова. Незадолго до составления указной грамоты 1596 г. (см. № 3) священник Воскресенской церкви Лазарь подал челобитную о захвате церковных земель ростовцем Константином Жоховым. Помещик, вовлеченный в эту довольно характерную тяжбу, принадлежал к многочисленному и разветвленному роду, чьи представители уже во второй половине XVI в. служили по Ростову в составе наименее привилегированной части провинциальной корпорации. Судя по выписке из недошедшей до нас десятни 1573 г. здесь были зафиксированы в числе городовых детей боярских с окладами в 100 четвертей два брата: Гаврило и Уланец Ивановы дети Жоховы 1. Алексей Иванов сын при составлении десятни новиков 1596 г. находился «у роспроса» при их верстании 2. Сам виновник конфликта по другим источникам более нам не известен. Интересно, что первая указная грамота, посланная в Ростов, не возымела желаемого эффекта и была практически проигнорирована Жоховым: авторитета одного городового приказчика для осуществления размежевания оказалось явно недостаточно. Поэтому вторая указная грамота (см. № 4), посланная более чем год спустя, была составлена также на имя губного старосты. К грамотам прилагались выписи из несохранившихся писцовых книг XVI в.: Петра Колединского 1560/61 г. (см. № 1) и Василия Басаргина 1573/74 г. (см. № 2) Эти выписи доказывали, что право на владение спорными пустошами безусловно принадлежит Воскресенской церкви. Вопрос, казалось бы, был решен.

Однако эта история имела своеобразное продолжение, благодаря которому собственно и сохранились публикуемые материалы. Аналогичная ситуация возникла 30 лет спустя. В декабре 1626 г. в Поместный приказ была подана [294] челобитная от вдовы охотника Ловчего пути Константина Олтуфъева Аксиньи, где она претендовала вновь на те же пустоши, апеллируя при этом на отказную выпись городового приказчика от 30 июля 1618 г., согласно которой владения К. Жохова перешли ее мужу 3. Олтуфьевы, испомешенные в Ростове после событий Смуты, были новыми людьми в уезде. Сыскной список 1616 г. не содержит упоминаний о представителях этого рода, в то время, как в десятне 1631 г. встречаются имена двух из них, в том числе сына челобитчицы Ивана 4. На этот раз у Воскресенской церкви нашелся заступник среди светских землевладельцев в лице Алексея Смирного сына Чернева. Последний объяснял в челобитной причину своей заинтересованности следующим образом: церковь являлась строением его деда Первого Осенева 5. При этом из текста остается не совсем ясным, приходился ли этот «строитель» Воскресенской церкви дедом челобитчику по отцовской линии (тогда – Первой Осенев сын Чернев), или все же по материнской. Черневы (иногда писались как Чермневы), также как и Жоховы, занимали достаточно скромные позиции в местной иерархии и традиционно служили по городовому списку с незначительными окладами. Так Иев Федоров сын Чернев владел поместьями в уезде уже в 70-х гг. XVI в. 6 Сыскной список 1616 г. содержит имена лишь вдов и недорослей 7. В десятне 1631 г. упомянуто три представителя рода 8. Однако самого Алексея Смирного в этом списке нет: вероятно, он умер до времени составления десятни.

Лело вдовы К. Олтуфьева было проиграно, и спорные земли вновь отошли к церкви. Возобновление прежнего спора свидетельствует о крайней запутанности земельных отношений, царившей в уездах Московского государства до валового описания конца 20-х – начала 30-х годов XVII в., а решение вопроса объясняется не только тем, что были представлены списки ранних документов: вдова с детьми-недорослями была в этом конфликте безусловно «слабой» стороной, чем и воспользовался А. С. Чернев.

Данное дело свидетельствует о той острой борьбе, которая шла в уездах между мелкими землевладельцами, а также является любопытным примером практики «патронажа» по отношению к церквам и их владениям со стороны отдельных помещиков.


№ 1

1560/61 г. – Выпись из писцовых книг Петра Колединского на владение Воскресенской церкви погост на р. Сотьме с пустт. Григорцово, Задеберье и др. в Сотемском ст. Ростовского у.

Список с выписи слово в слово.

Выпись с ростовских книг письма и меры Петра Колединског[о] с товарыщи лета 7069-го.

В Сотемъском стану написано: Погост царя и государя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии на речке на Сотме, а на погосте храм Воскресение Христово, (в) поп Лазарь, (в) дьячек Семейка, (в) проскурня, (в) понамарь, да две келии, а живут в них нищие. А пашни 12 чети в поле, а в дву потому ж, середняя земля, лесу десятина, сена 25 копен. Да в погосту ж пустошь Григорц|о]во, пашни десять чети в поле, а в дву потому ж, лесу десятина, сена 10 копен. Да х том [у] ж погосту пустошь Задеберье на речке на Сотме, пашни и лесом поросло 15 десятин во всех трех полях; пустошь Марково, пашни лесом поросло 10 десятин во всех трех полях; пустошь Хмелнишное, пашни лесом поросло 11 десятин во всех трех полях; пустошь Сорошкино на речке на Сотме пашни лесом поросло 15 десятин во всех трех полях; пустошь Березники, пашни и лесом поросло 11 десятин во всех трех полях; пустошь Червячка, пашни и лесом поросло 11 десятин во всех трех полях. И всего погост да пустошь Григорцово, пашни 29 чети в поле, а в дву потому ж, лесу 2 десятины, сена 35 копен, да шесть пустошей, пашни и лесом поросло 73 десятины.

РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Ростову, № 224/30062. Л. 165. Список 1626 г.

№ 2

1573/74 г. – Выпись из дозорных книг Василия Басаргина на владение Воскресенской церкви погост на р. Сотьме с пустт. Задеберье, Марково и др. в Сотемском ст. Ростовского у.

Список с выписи слово в слово ростовских книг писма и дозору Василья Басаргина с товарыщи лета 7082-го.

И в Сотемъском стану погост царя и государя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии на речке на Сотме, а на погосте храм Воскресение Христово, клетцки, (в) поп Иван, (в) диякон Михайло, (в) проскурница, (в) понамарь, да 7 двориков, а живут в них бобылки. Пашни двенатцать чети в поле, а в дву потому ж, лесу десятина, а сена по речке по Сотме 30 копен. Да к погосту же (пус) Задеберье на речке на Сотме, (пус) Марково, (пус) Хмелнишно[е], (пус) Сорошкино, (пус) Березники, (пус) Григорцово, (пус) Червечки, а в них по смете и по дозору пашни и лесом поросло 45 десятин во всех трех полях. //

А у подлинной выписи печать Василья Басаргина.

А справка подьячево Ивана Фомина.

РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Ростову, № 224/30062. Л. 166, 167. Список 1626 г. [296]

№ 3

1596 г. января 30. – Указная грамота ц. Федора Ивановича (Поместного приказа) в Ростов городовому приказчику Климу Сукину о размежевании земли Воскресенской церкви на погосте пустт. Задеберье, Марково, Хмельнишное и др. с поместной землей Константина Жохова сц. Савелково в Сотемском ст. Ростовского у.

Список с государевы грамоты слово в слово.

От царя и вели[кого] князя Федора Ивановича всеа Русии в Ростов городовому прикащику Климу Сукину. Бил нам челом Воскресения Христова с погосту поп Лазарь. К светлому де Воскресению Христову в погосту Сотемъского стану наше искони вечное жалованье семь пустошей: пустошь Задеберье, пустошь Марково, пустошь Хмелнишное, пустошь Сорошкино, пустошь Григорцово, пустошь Червячки. И тое де церковные земли пустошь Задеберье, да пустошь Марково, да пустошь Хмелнишное, да пустошь Сорошкино, да пустошь Березники смежно с Костенътиновым поместьем Жехова с сельцом Савелковым. И Костянтин де Жехов теми церковными пустошми владеет силно к своему поместью, пашню де ево пашет и сено косит, и лес сечет, и всякими угодьи владеет, и называет де те церковные пустоши к своему поместью. А как де ростовские писци наши Петр Колединской с товарыщи ту церьковную землю писали и мерили, и они де той церьковной земли пустошь Задеберьи, пустошь Маркову, да пустоши Хмелнишное, да пустошь Сорошкину, да пустошь Березников с помесною землею и меж не учинили. И ему де, попу Лазарю, или хто по нем у тое церкви иные попы будут, от Костянтинова насильства Жехова въпредь безмежно прожить немочно. И нам бы ево пожаловати, велети ему те церьковные пустоши от Костянтинова поместья // Жехова от пашень и от лесов, и от сенных покосов отмежевати оприче, чтоб им впредь в землях и в сенных покосех, и в лесех, и во всяких угодьях спору не было. И оже будет так, как нам бил челом поп Лазарь, а те будет ево церковные пустоши от Костентинова поместья Жехова не розм[е]жеваны, и 9 им тем пустошем да Костентинову поместью Жехова селцу Савелкову с ростовских книг писма и меры Петра Колединсково с товарыщи лета 7069-го году послана вып[ись] слово в слово с сею нашею грамотою за диячею приписью. И как, оже даст Бог, снег с пол[ей ] сойдет, и ты бы, взяв с собою тутошних сторонних попов и дьяконов, и старост, и целовалников, и крестьян лутчих, сколко пригоже, в Ростовской уезд в Сотемъской стан на погост к Воскресению Христову в 9 пустошь Задеберье, да пустошь Маръково, да пустошь Хмелнишное, да пустошь Сорошкино, да п[у]стошь Березники, да в Костентиново пом[е]стье Жехова в сельцо Савелково ехал, да по выписи с книг написано пашни и сена, и лесу, и всяких угодей, и, сыскав тутошними сторон[ними] старожильци многими людми, те церковные пустоши пашню и сено, и лес, и всяк[ие] // угодия от Костянтинова поместья Жехов[а] от пашень и от пожень, и от лесов, и ото всяких угодей отме[же]вал опричь, а на межах велел бы еси ямы копать и грани потесяти, именно межи сурочи[ть], и в книги написати подлинно порознь земском[у] диячку или церковному. А в чем будет меж им[и] в землях и в покосех, и в лесех, и во всяких угодьях спор, и ты бы про те спорны|е] места обыскал тутошними старожилцы накрепко, да те спорные места велел на черътеж начертати и розъезд меж их учинил безволокидно. А в чем [297] [бу]дет тебе меж их управы учинити нем[о]чно, и ты бы тот обыску своего список за обыскных людей руками и за своею рукою меж[е]вания своего книги и черътеж за поповыми руками и за своею рукою прислал к Москве в Помесной приказ г дияком нашим к Елизарию Вылузгину да к Ивану Яфонову часа того.

Писана на Москве, лета 7104-го году, генваря в 30 день.

Припись у государевы грамоты дияка Ивана Яфан[о]ва.

Справка подьячево Ивана Обрамова.

РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Ростову, № 224/30062. Л. 159-161. Список 1626 г.

№ 4

1597 г. апреля 9. – Указная грамота ц. Федора Ивановича (Поместного приказа) в Ростов губному старосте Богдану Ярцову и городовому приказчику Климу Сукину о размежевании земли Воскресенской церкви на погосте пустт. Задеберье, Марково, Хмельнишное и др. с поместной землей Константина Жохова сц. Савелково в Сотемском ст. Ростовского у.

Список з государевы грамоты слово в слово.

От царя и великого князя Федора Ивановича всеа Руси[и] в Ростов губному старосте Богдану Ярцову да городовому прикащику Климу Сукину. В прошлом во 104-м году, генваря в 30 день послана наша грамота к тебе, Климу, а велено тебе в Ростовской уезд в Сотемской стан на погост к Воскресению Христову в 10 пустошь Задеберье, да пустошь Марково, да пустошь Хмелнишное, да пустошь Сорошкино, да пустошь Березники, да Костентиново поместье Жехова в селцо Савелково ехати да по выписи с книг те церковные пустоши пашню и сено, и лес, и всякие угодья от Костентинова поместья Жехова от пашень и от покосов, и от лесов, и ото всяких угодей велено отмежевать оприче, а на 10 межах велено ямы копати и грани потесати, 11-именно межи и сурочищи, и в книги написати -11 подлинно порознь земскому или церковному диячку. А в чем будет меж ими в землях и в нокосех, и в лесех, и во всяких угодьях спор, и тебе про те спорные места велено обыскати тутошними сторонами старожилцы накрепко, да те спорные места велено на черътеж начертати, и роздел меж их учинити безволокидно. А в чем // будет тебе меж их управы учинити немочно, и тебе б тот обыску своего список за обыскных людей и руками и за своею рукою и межеванья своего книги прислати к Москве. И ты, Клим, писал нам, что ты на те пустоши на Задеберье да на Марково, да на Хмелнишное, да на Сорошкино, да на Березники ездил и дозирал, и на тех пустошах лес сечен и сено кошено, а межевати тех пустошей Костянътин Жехов от своею поместъные земли селца Савелькова и з деревнями не дал, а называет те пустоши своею помесною землею, а нашие грамоты на них тебе не показал, и ты те пустоши приказал беречи старостам и целовалником до нашего указу. А в обыску тебе сказали четыре попа да два прикащика, да семдесят человек крестьян, попы сказали по священству, а прикащики и крестьяня сазали по нашему крестному целованью: те пустоши изстари были Воскресения Христова, а владели ими попы, а ныне теми пустошми владеет Костентин Жехов насилством. Да в обыску ж два попа да тритцать человек крестьян, попы сказали по священству, // а крестьяня по нашему крестному [298] целованью: те пустоши изстари Воскресения Христова, а владели ими попы, а ныне теми пустошми владеет Костентин Жехов, а не ведают по чему, сено кошено и лес сечет. И как к вам ся наша грамота придет, и вы б, взяв с собою тутошних и сторонних попов и дьяконов, и старост, и целовалников, и крестьян лутчих, сколко пригоже, в Ростовской уезд в Сотемской стан на погост к Воскресению Хр[истову] в пустошь Задеберье да в пустошь Марково, в пустошь Хмелнишное, в пустошь Сорошкино, в пустошь Березники, да в Костентиново поместье Жехова в селцо Саведково ехали да по прежней по сей нашей грамоте и по выписи с кни[г], какова выпись с книг послана к тебе, Климу, с пержнею нашею грамотою, церков[ные] пустши пашню и сено, и лес, и всяки[е] угодья от Костянтинова поместья Жехова от селца Савелкова от пашень и от лесов, и от всяких угодей отмежевали, и на межах есте велели ямы копати и грани потесать, и межеванья своего книги прислали к нам к Моск[ве] в Помесной приказ к дияком нашим Елизарью Вылуз[ги]ну да к Ивану Яфанову точас.

Писана на Москве, лета 7105-го, апреля в 9 день.

А припись у государевы грамоты дьяка Ивана Яфанова.

Справка Ивана Обрамо[ва.]

РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Ростову, № 224/30062. Л. 162-164. Список 1626 г.


Комментарии

1. РГАДА. Ф. 388. Кн. 856. Л. 202, 205.

2. Известия Русского генеалогического общества. СПб., 1909. Вып. 3. С. 121. Возможно, А. И. Жохов приходился братом двум предыдущим представителям рода.

3. РГАДА. Ф.1209. Столбцы но Ростову, № 224/30062. Л. 151. Согласно челобитной вдовы Константина Олтуфьева, его «на государеве потехе в Рубцове медведь испортил.., и от того де его не стало».

4. РГАДА. Ф. 210. Оп. 4 (Десятни). Д. 184. Л. 37, 40 об. Иван Константинов сын Олтуфьев, городовой сын боярский с окладом 250 четвертей и Насон Смирного сын – с окладом 200 четвертей.

5. РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Ростову, № 224/30062. Л. 158 («...а храм строил со всем церковным строением дед мой Первой»).

6. Его ввозные грамоты за 1594 и 1605 гг. опубликованы : АСЗ. М., 1998. Т. 2. № 444, 446.

7. РНБ. Эрмитажное собр. № 394. Л. 43.

8. РГАДА. Ф. 210. Оп. 4 Кн. 184. Л. 18 об., 31 об., 69 об. Иван Данилов сын – оклад 300 четвертей, Андрей Данилов сын – 250 и Максим Данилов сын – 200.

9. В ркп. пропущено.

10. В ркп. пропущено.

11. В ркп. вписано над строкой.

Текст воспроизведен по изданию: Новые источники по истории церковного землевладения в Ростовском уезде // Русский дипломатарий, Вып. 7. М. Древлехранилище. 2001

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2021  All Rights Reserved.