Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ОБРОЧНЫЕ И ПОРЯДНЫЕ ЗАПИСИ АНТОНИЕВО-СИЙСКОМУ МОНАСТЫРЮ XVI-XVII вв.

№ 71. 1688 г. октября 9. — Порядная запись Федота Никитина Горбунова и других на деревню Катаевскую.

Се яз Антониева монастыря Сийского крестьяне Федот Никитин Горбунов, да яз Харлампей Миронов Махлюй, да яз Савастьян Кондратьев Ягодиных, порядились есми того же Сийского монастыря у отца игумена Варфоломия з братьею в Устюжском уезде в Кивокурской волости на их монастырскую вотчинную Катаевскую деревню на всю сполна. А пахать нам, Федоту с товарищи, та их монастырская деревня своею силою на своих лошадех добро и безохульно доброю пашнею, как в тое волости у крестьян ведетца, житней сев и ржаной и пары парить четверить и троить и семяна класть житние и ржаные свои, и около поль огороды новые городить и старые починивать, и меж поль борозды вновь копать и старые чистить. А всякая збруя к пашни наша ж: топоры и косы и дровни и навозные телеги, все без останка наша. А во дворе нам, Федоту, [173] жить в тое деревни в их монастырском. Мне, Федоту, на пригоре в нижней избе от Курьи, а мне, Харлампию, от лесу в нижней избе, а мне, Савастьяну, сверху на пригоре от Курье, где преж сего жили приказные старцы. А живучи нам, Федоту с товарищи, в их монастырском дворе двора на огноить, по вся годы вново постраивать в ызбах, и на верхах кровли и около двора заплоты и наверху кровли новые по вся ж годы прибавливать по сту желобов своею силою. И на гумне нам вместе построить вопще три овина новые и у изб дымники такожде построить новые. А которое место против дымников погнило, и нам те места сего года починивать и покрыть и построить наготово все. А хлеб и сено в ту пять лет нам, Федоту с товарищи, с тое Катаевской деревни снимать самим на себя все без останка. А за тот хлеб и за сено порядили мы, Федот с товарищи, с ним, игуменом, с той их монастырской Катаевской деревни в монастырскую казну платить за всякие годовые доходы и за платежи монастырьские по 12 рублев, да нам же, Федоту с товарищи, ставить по вся годы на монастырь в Шеромскую пустыню в Кивокурском лугу пожня прозванием Шемякино всю своею силою и за своим хлебом своим заводом безденежно. А подводы нам, Федоту с товарищи, зимою и летом возить вверх и вниз куде доведетца верстаючись с ыными их монастырскими крестьяны и с половниками. Да им же, Федоту с товарищи, в нужное время осенью привозить сена их монастырского монастырскому их скоту покамест по нужде живет на Кивокурье. А в зимное время тако ж де нам возить пособить сена на Шерму строителю в самое нужное время безденежно. А за тое мы работу себе рядили за Шемякинскую пожню и за подводы и за сенную воску за все про все у него отца, игумена з братьею, на себя поставить в Якшине у часовни крестовую полосу самим собою. А им, игумену, за то сено, что на полосы поставим, на нас ничево не спрашивать. И до срочных лет что в сей записи выше сего писано ему, отцу игумену з братьею, нас, Федота с товарищи, з деревни не ссылать и не отказывать. А нам, Федоту с товарищи, в ту вышеписанные 5 лет живучи в деревни, пашнею не запустошить, и нестроением двора не огноить, и борозд около поль не заростить, и огородов без прибавки не огноить, и на лугу пожен кустами не заростить, и жить добренько с окольними и с соседьми, и с худыми [174] людьми не водитца и к себе их не присваивать, и живучи властем худословья не привесть. А буде мы Федот с товарищи, в те вышеписаные пять лет живучи пашнею их монастырскую деревню запустошим, или своею оплошкою и нераденьем двор и около поль без прибавки огороды огноим и в полях борозды заростим, також де и пожни кустарниками заростим же, или учнем что живучи дуровать, пить и бражничать и с худыми людьми водитца и к себе их присваивать, и властем своим житьем наведем какое худословие, и буде учнем жить зазорно и ему, игумену з братьею и до сроку нам, половникам, беспенно отказать и нас сослать а за невыпашку деревни, и за огнойку дворовую деньги на нас что доведетца вдвое, а за ослышку нашу или за какое дурно монастырская пеня, а пени что власти укажут и их, властелинское безчестье. В том мы, Федот, да Харлампей да Савастьян, ему, отцу игумену Варфоломию, и запись сию на себя дали. А запись писал по их, порятчиков монастырских крестьян Федота да Харлампия да Савастьяна, велению Сийского монастыря монастырской дьячек Ивашко Сисоев лета 7197-го октября в 9 день.

На обороте:

К сей порядной записи вместо порядчиков монастырских крестьян Федота Горбунова да Харлампия Махлюя да Савастьяна Ягодина по их велению крылоской дьячек Петрушка Гурьев руку приложил.

Там же, карт. 41 (№ 125).

№ 72. 1689 г. апреля 18. — Порядная запись Семена Фофанова сына и других на монастырскую вотчину на Шерме.

Се яз Семен Фофанов сын, да яз Конан Захаров сын, да яз Федор Филатов сын Чавкун кореляна, да яз Илия Сергиев сын Опалев, да яз Федор Артемьев Кнутарев, да яз Ияков Савельев, сын Мехрежанин все мы Сийского монастыря крестьяне порядились есме того ж Сийского монастыря у отца нашего игумена Варфоломея з братиею на их монастырьскую вотчину на Шерме на всю без останка. И будучи нам пахать тое их монастырьскую вотчинную землю пашнею доброю и [175] земли пашнею не запустошить. А жить нам на Шерме в их монастырских дворех и в кельях и во всяких хоромах в анбарех, и в гумне и тако ж своею оплошкою и нерадением их монастырьских дворов и келий и всяких хором и около поль огородов не огноить, старые дворы и кельи и иные всякие хоромы починивать и постраивать и вновь строить и около поль огороды старые починивать и вновь городить и меж поль борозды старые чистить и вновь копать, где доведется и к пашни и ко дворам, к строению всяким добром радеть неоплошно. А пахать та вся их монастырьская вотчина своею силою и на своих лошадех. А всякие семяна ржаные и ячменные и скот и всякой деревенской завод железной и деревяной все наше без останка. А хлеб с деревни снимать и сена, что которые у той Шеромской пустыни прилегли, и преж сего были всяким на себя, окроме поднарки, что в Якшине с нижнего конца от Курьи. А живучи нам, Семену, с товарищи в их монастырьской вотчине на Шерме, не пить и не бражничать, и винной и табачной курехи не держать, и ни за каким бездельем не ходить и с недобрыми людьми не водитца и к себе в дом не присваивать и в том во всем монастырю убытков, а в монастыре игумену з братиею недобрые огласки не навесть. Да живучи ж на Шерме в их монастырской вотчине, без властелинской ведомости и указу прочь не съехать. А что мы в монастырское казны к себе в подъем в кабальные записи хлеба и скота и коров и всякого деревенского заводу побрали в цену, и того нам всего, не росплатясь не увесть. А которой в нас учнет наровитца или наряжатце долгами в монастырь, не росплатясь и без властелинского указу здолой похочет съехать, и нам всем такова не упустить, поймав его беречь и обо всем о том в монастырь ко властем ведомо учинить. А буде мы, Семен с товарищи своею, оплошкою и нерадением какова ис товарищей своих з монастырскими долгами или ему снаровим опустим, и те его все долги в монастырскую казну по сей записи, денежные и хлебные, на нас осталых все сполна. А в утайке монастырская пеня или тако ж которой в нас учнет их монастырские дворы и кельи и иные хоромы без постройки огнаивать и вново дворового строения не строить, где кому жить доведется, и свою долю пашнею землю пустовить и нам всем же вкупе на такова огурника в монастыре властем извещать и покликнуть. А буде мы, Семен с товарищи, и все учнем жить на [176] их монастырской вотчине оплошно с нерадением, и пашнею землю пустошить, и сенные покосы кустарниками заростим, или их монастырские дворы старые без починки огноим и вново строить не учнем, или учнем пить и бражничать, или станем держать винную и табачную куреху, и с недобрыми людьми знатца и к себе их учнем присваивать, и монастырю от нас и властем учинитца какие убытки и недобрая слава, и на всех нас за такое наше безчинство их монастырская пеня. А пени что они власти укажут. А что ныне мы себе из монастырской казны побрали в кабалы и записи хлеба и скота и всякого деревенского заводу, и то нам заплатить в монастырскую казну за наше презорство вдвое и с убытки. Или в нас один или два учинятца властем непокорны, как выше сего писано, а мы все ему или двум учнем наровить, и властем не учнем на него извещать, и за такова огурника на всех же нас его по кабалам долги в монастырь безрозвытно и их монастырская пеня. А живучи нам на Шерме по нижную сторону речки и по верхную, земля пахать вся на шестеро по жеребьям на обеих сторонах. А нынешнего 197-го году летом пахать вся тое земля вопче, а на осень земля им властем смерить кому они укажут, а нам розделить хто за что поимается. А оброком нам в монастыре перед властьми денежным как будет время обложитца. А впредь нам по верхную сторону Шермы речки пашенная земля разверстать по долям и пахать нам все перемены. А рожь и ячмень сеяти ежегод на пары и сенные покосы тако же поделить, как время будет, по долям, как они из монастыря нам те пожни укажут и прозвания им скажут. А в сей записи мы, Семен с товарищи, друг по друге порука. А жити нам, половникам, на Шерме в их монастырских дворех и в кельях по одному и по два, кому с кем совет имут полюбовной и хто где похочет. А беречь церквей божьих и церковного строения и их монастырских дворов и во дворех всяких хором и гумно и анбаров нам со всяким опасением неоплошно от огня и от всякого навета людского и самим меж собя. А приехали мы в их монастырскую вотчину, Семен с товарищи, к насияной ржи, и сеять нам тое рожь по вся годы безпеременно. В том мы, Семен с товарищи, сию на себя и запись дали. Писал запись по их, Семена с товарищи, велению Ерогоцкой волости Естифейко Васильев Базанов 197-го априля в 18 день. [177]

На обороте:

К сей порядной записи и вместо Семена Фофанова, Конана Захарова, Феодора Филатова, Ильи Сергиева, Якова Савельева, Федора Кнутарева по их велению Федька Лукианов Подвинец руку приложил.

Там же, карт. 41 (№ 126).

№ 73. 1689 г. мая 13. — Оброчная запись Елфима Иванова сына Темкина на деревню в Курейской волости сроком на 10 лет.

Се яз, Колмогорского уезда Куреской волости Елфим Иванов сын Темкин дал есмь на себя запись Сийского монастыря игумену Варфоломею и всей братии старцам тое ж обители в том, что порядился я, Елфим, на их монастырьскую деревню, что в Куреской волости на горния орамые земли и на сенные покосы, что у той же деревни пожня, как преж сего владели старые порядчики, и я, Елфим, порядился на 10 лет со 197-го году маия с 13 числа да по 207-й год маия ж до 13 ж числа. Пахати мне, Елфиму, та их монастырьская деревня в те срочные годы доброю пашнею, как водитца в людех, и деревня не запустошить, и сеять мне, Елфиму, та монастырьская деревня, и руно снимать всякое с той деревни мне, Елфиму, все на себя по вся годы до срочного году. А празги рядил платить в монастырьскую казну с той деревни на всякой год по 3 рубля к нему, игумену Варфоломею з братиею, на срок на покров пресвятыя богородицы беспереводно. А живучи, к той деревни по все годы колья и жердья прибавливать и огорода крепить, а в отъезжой год з деревни не свозить. А порука по мне, Елфиме, в той деревенской пахоты и в празговых деньгах Куреской волости крестьяне Макар Трифанов сын Девятого да Василей Денисов сын Лутков. А мы, порутчики, ручались и в сю порядную запись писать себя велели, будет он, Елфим, за нашею порукою ту их монастырьскую деревню запустошит, и празговых денег в те срочные годы не станет выплачивать на срок, что в сей записи выше сего писан, или до срочного году на той деревни не доживет и те празговые деньги по вся годы невыплатка и [178] деревенская невыпашка по сей записи, на нас, порутчиках Макаре да Васильи вся сполна и с убытки. А которой нас будет в лицах, и исцу люб безрозвытно. А хто с сею порядною записью станет Сийского монастыря старец или слуга, тот по ней и истец. На то послух Куреской волости Алексей Иванов сын. Порядную запись писал тое ж волости Левка Лукин Шеляпина лета 7197-го маия в 13 день.

На обороте:

К сей порядной записи вместо Елфима Иванова по его велению тое ж Куреской волости Ивашко Прокопьев руку приложил.

Порутчик Макарко и вместо товарыща своего Василья Луткова по его веленью руку приложил.

Послух Алешка Иванов руку приложил.

Там же, карт. 41 (№ 132).

№ 74. 1690 г. марта 14. — Порядная запись Андрея Трофимова Рудакова с детьми на деревню Осередскую.

Се яз, Антониева Сийского монастыря Равдогорской волости Андрей Трофимов Рудаков з детьми своими, порядился есми того же Сийского монастыря у отца игумена Варфоломея з братьею в тое ж Равдогорской волости в Осередской деревне на их монастырьскую деревню, а прежде на тое деревни жил Мирон Павлов. А тяглом та деревня полторы верви, чем он, Мирон, владел севчею землею, горнею и луговою, и сенными покосы, и хоромами, и со всем без вывета. И тем мне, Андрею з детьми своими, всем владеть рыбными ловли и путичным згодьем. И живучи мне, Андрею з детьми своими, их монастырьской деревни пашнею не запустошить и на пожнях где мочно и вново росчищать. А изба и двор вновь так же строить. А что взыщетце с тое деревни мироновских долгов в монастырьскую казну, и те мне, Андрею з детьми своими, долги окупать, кроме сторонных и сидоровских долгов. И на приезд с тое деревни взяли у меня отец игумен Варфоломей з братиею в их монастырьскую казну денег 5 рублев. И жить мне, Андрею з детьми своими, на тое мироновской деревни с нынешнего 198-го [179] году и монастырьское всякое зделье с миром работать. А дани и оброк платить, когда с тое деревни стану хлеб сымать, тогда и денежный побор буду платить. В том яз Андрей з детьми своими, на себя отцу игумену Варфоломею з братиею и порядную запись дал. Запись писал по Андрееву велению монастырьской дьячек Алимпийко Родионов лета 7198-го марта в 14 день.

На обороте:

К сей порядной вместо Андрея и детей его по их велению Алешка Филипов руку приложил.

Там же, карт. 38 (№ 96).

№ 75. 1690 г. марта 25. — Оброчная запись Фомы Парфеньева Дроздова о взятии на оброк монастырских сенных покосов на Усолке реке сроком на 5 лет.

Се яз, Целезерские волости крестьянин Фома Парфеньев Дроздов, дал есмь на себя запись Сийского монастыря игумену Варфоломею еже о Христе з братиею в том, что нынешнего 198 тода взял я, Фома, у него, игумена, на оброк их монастырьские згодья сенные покосы по Усолке реки на Пилтозере на 5 годов. А с тех сенных покосов платить мне, Фоме, к ним в монастырьскую казну оброку со 199 году по 2 гривны на год. И тех их монастырьских згодей сенных покосов владеючи по вся годы чистить, и не запустошить, и не заростить против сей записи. В том я, Фома, ему, отцу игумену Варфоломею еже о Христе з братиею, на себя и запись дал. На то послух Моржегорского усолья монастырьской крестьянин Родион Данилов. Запись писал монастырьской дьячек Якушко Буторин лета 7198 году, марта в 25 день.

На обороте:

Вместо Фомы Парфенова по его велению сиянин Трошка Сергиев руку приложил.

Там же, карт. 38 (№ 99). [180]

№ 76. 1691 г. марта 27. — Порядная запись Филиппа и Григория Назаровых детей Чулковых на деревню Голдобинскую сроком на 5 лет.

Се яз, Ступинской волости Кривчевской деревни Филип да Григорей Назаровы дети Чюлкова, порядились есмь живоначальные троицы Антониева Сийского монастыря у игумена Варфоломея и у келаря иеродиякона Питирима и у всей еже о Христе братьи в Ступинской же волости на их монастырскую вотчину на Голдобинскую деревню на всю на 6 лет, с нынешнаго 199-го году да до 204-го году марта до 27-го числа. И нам, порядчиком Филипу да Григорью, на их монастырьской вотчине на Голдобинской деревни жить на поряде и, живучи та деревня пахать доброю пашнею безохулки, как в людех ведетца, земля орать и навоз возить, и насевать семенами своими, и пары парить, и после паренья переорывать, и не запустошить никоторыми делы. А сена и соломы с тое деревни на свою деревню не звозить, кормить на той деревне всякой скотиной корм и круг поль огорода ставить и старая починивать. А хлебное руно и сено с тое Голдобинской деревни нам, порядчикам, снимать все на себя. А дань и оброк, и хлеб сухарной, и зделья делать нам, порядчиком, с кривецкими крестьяны вряд, ни от чего не отставать и во всем жить в послушании. Да рядили мы, порядчики, поставить к старому двору другая изба скотиная, да к тому же двору поставить стая конюшно и покрыть та изба, конюшно желобами. А буде мы, порядчики Филип да Григорей с тое их монастырьской деревни съедем, не доживши до срочных лет год яли два, а съедем по своей воли, и нам, порядчиком, за дворовую выставку и за всякие хоромы денег на нем, игумене з братьею, не спрашивать. А буде он, игумен з братьею нас, порядчиков, с тое деревни сошлет бес порока до тех срочных лет, и за ту дворовую выставку и за всякие хоромы, что построено будет, и нам, порядчиком, взять у него, игумена з братьею, из их монастырьской казны по оценки мирских и их монастырьских крестьян, за что доведетца по дочету сполна. А живучи нам, порядчиком, на тое их монастырьской Голдобинской деревни вином не торговать и зерни не держать, и дурна и пуруги и никакого бесчиния не творить, и убытка в монастырь от своей оплошки не наводить никоторыми делы. А с тое Голдобинской [181] деревни нам, порядчиком, сена и соломы и мякины на сторону не учнем платить оброку и хлеба по вся годы всего сполна, жильца на тое деревни Семена Маркова займов монастырских и сторонних на нас, порядчиках, хлебных и денежных не спрашивать. А буде мы, порядчики, живучи, с того земного тягла не учнем платить оброку и хлеба по вся годы всего сполна, или двора не построим избы или конюшни, и по их ведомости монастырской на зделья ходить не учнем, и в том будем ослушны чинитца, и на нас на порядчиках, за всякую неисправу, за что что доведетца, деньги и хлеб сполна и с убытка безрозвытно, которой нас будет в лицах. Да в том мы, порядчики Филип да Григорей, на себя ему, игумену Варфоломею з братиею, и порядную сию дали. На то послух Онтон Матфеев сийской церковной дьячек. Порядную писал на Сие Тимошка Васильев Соснин лета 7199-го марта в 27 день.

На обороте:

К сей порядной вместо братанов Филипа да Григорья по их веленью Гришка Петров Голдобин руку приложил.

Послух дьячек Онтонийко Матфеев руку приложил.

Там же, карт. 38 (№ 166).

№ 77. 1694 г. октября 1. — Оброчная запись Митрофана Федорова сына Рекина и Герасима Максимова сына Антоновых о взятии на оброк сенных покосов сроком на 10 лет.

Се яз, Лодомские волости Митрофан Федоров сын Рекин, да яз, Герасим Максимов сын Антоновых, дали есми на себя запись живоначальные троицы Антониева Сийского монастыря архимандриту Никодиму з братиею в том, что взяли мы у него, архимандрита, сенные покосы на празгу на 10 лет, с нынешнего 203-го года да до 213-го года. А празги мы рядили по рублю на всякой год. А деньги нам платить на семенов день летоначадца по вся годы безпереводно, покаместь мы владеем. А те сенные покосы по Лодмы реки по обе стороны, а межи тем покосам от росох вверх от крестьянских пашен до репишного наволока. И в ту нам 10 лет росчищати и лесы сечь. А чистить нам с первых лет. А будет мы чистить не станем с первых лет, а буде он, архимандрит, за наше какое неисправление изволит [182] отказать нам от тех сенных покосов, и нам отдать без всякого прекословия и без убытков. А нам в том отказе не отыскивать никоторыми делы. Да в том мы, Митрофан да Герасим, ему, архимандриту Никодиму з братиею, и запись на себя дали. На то послух Максим Титов. А запись писал лодменин Сенька Федоров Рекин, лета 7203-го года октября в 1 день.

На обороте:

К сей записи вместо Митрофана да Герасима по их веленью Васька Каранбатов руку приложил.

В послусех писан Максимко Титов руку приложил.

Там же, карт. 35 (№ 170).

№ 78. 1695 г. — Оброчная запись Стефана Исакова сына Капустина и других о взятии на оброк сенных покосов на реке Сухоне сроком на 1 год.

Се яз Вологодцкого уезду всемилостивого Спаса-Прилуцкого монастыря вотчины Оларевского ключа крестьяне Стефан Исаков сын з братом своим с Максимом по прозвищу Капустины, да Созон Сидоров, да Яков Арефьев, все мы деревни Токарева, да Иван да Гаврило Тимофиевы дети Бурковы, да Семен Гаврилов, все мы трое деревни Оларева, да Кипреян Тимофиев деревни Гнездова, да Дорофей Гаврилов деревни Косачева дали на себя сию запись з Двины живоначальной троицы Антониева Сийского монастыря Вологодской службы соляного двора приказному иеродиякону Герману в том; взяли мы, Стефан с товарищи своими, у его, приказного иродиякона Германа, монастырьские их три пожни в Вологодском уезде по верхной Сухоне две пожни Кобелихи, да Оплесниху вниз по верхной Сухоне по левой стороне и четвертая пожня Коптяиха вниз по верхной Сухоне на правой стороне в кортому на один год, нынешняго 204 году до николаева дни осенного 205 году, И мне, Стефану с товарищи своими, те их монастырския пожни кусты и отростели подчищать и тех пожен не заростить и у пожни Кобелихи старая борозда выкопать, и вода с той пожни выпустить в реку Сухону. И сена нам, кортомщиком, на тех пожнях косить на себя и к себе домой возить. А рядили, мы кортомщики Стефан с товарищи своими, ему, приказному иродиякону Герману, за те их монастырьские пожни кортомных денег на год [183] 19 рублев да дров килейных еловых и сосновых 20 сажен добрых ядреных. А поставить те дрова на вологоцкие монастырьские их исады на срок нынешняго 204-го года на петров день и павлов святых апостол и припровадя те дрова изсичь и сполинить и в полинницы скласть и отмерить на их исадах в государеву троеаршинную печатную сажень. А буде мы, кортомщики, тех дров не поставим, и за непоставку платить деньги по береговой цене деньги вдвое. А кортомные деньги за те пожни заплатить к нему, приказному иеродиякону Герману 19 рублев на вышеписанной срок на николаев день осенной 205-го году все сполна без остатку. А буде мы, кортомщики, тех кортомных денег не заплатим на срок, что писано в сей записе выше сего за те пожни ему, приказному иродиякону Герману, и после сроку платить те деньги все сполна и с убытки. И кто у нас будут в лицах кортомщики, на тех на нас те деньги платить кортомныя платить по сей записи все сполна и с убытки. А на то послуси: стольника князь Микулая княж Ивановича Дябринского крестьянин ево Василей Михайлов Оларевской волости николаевской трапезник Андрей Прокофьев, да пономарь Тихон Тихонов, да Спаса-Прилуцкого монастыря крестьянин Оларевского крестьянин Федос Васильев деревни Косачева. В том мы, кортомщики, ему, приказному иродиякону Герману, на себя и запись дали. А запись писал по их, кортомщиков, велению Оларевской волости никольского попа Василья сын ево Ивашко 204-го года.

На обороте:

К сей записе никольской поп Василей вместо детей своих духовных Степана с товариши по их велению руку приложил.

Послух никольской пономарь Тихон Тихонов руку приложил.

Там же, карт. 37 (№ 41).

№ 79. 1695 г. ноябрь. — Порядная запись Тимофея Васильева Соснина на половину Борисовской деревни.

Се яз, Емецкого стану Сийской волости Тимошка Васильев Соснин, порядился есми Сийского монастыря у архимадрита Никодима и у строителя игумена Варфоломея и у всей братии в их вотчину на монастырьскую деревню Борисовскую на [184] половину в Устюжском уезде в Ягрыши. И пахать мне деревни доброю пашнею, не запустошить, круг поль огороды вново ставить и старая починивать, сена и соломы з деревни не продавать. А оброк платить хлебом в монастырь по 15 мер ржи да по15 мер жита, в четырепудную меру на год. А живучи мне на тое деревни, не пити и не бражничать, карты и зернию не играть, и прихожих людей на подворьи не держать, и двора не огноити и вново прибавливать. А руно с той деревни снимать хлеб и сено мне, Тимошке, все на себя. А семенное жито на ту деревню что доведетца сеять, взять на Шермы у приказного старца в нынешнем 204-году. А в том жити дать кабала до осени. А на осень отдать к нему ж, старцу, то жито. А впредь семяна сеять свои. И зделье делать монастырское, что доведетца, неослышно. В том и порядную дал. Писал я, Тимошка, своею рукою лета 7204-го года ноября в ... день.

Там же, карт. 37 (№ 55).

№ 80. 1695 г. декабря 17. — Порядная запись Василия Иванова сына Львова на деревню Семушинскую сроком на 2 года.

Лета 7204-го декабря в 17 день Устюжского уезда Кивокурской волости крестьянин Василей Иванов сын Львовых дал сию порядную запись Антониева Сийского монастыря Шеромской пустыни строителю старцу Зоровавелю и слуге Ивану Стефанову сыну Перевозниковых в том, что с сего и вышеписанного числа порядился я, Василей, у них, строителя и у слуги, на их монастырское владение в деревню Семушинскую, что в той же Кивокурской волости, которым жеребьем той деревни Семушинские по их же монастырцов ряде владели Максим да Иван Харитоновы дети Горончаровских. А порядился я, Василей, на два года до 206-го году декабря до 17-го же числа. И тот деревенской монастырской жеребей мне, Василию, в те два годы пахать и хлеб сеять и снимать и с пожен сена ставить и снимать самому на себя. А горная земля с соседом Семеном Стефановым пополам за межами и за рубцами. И сенные покосы також пополам ставятца погодно по концам. А в тот Сийской монастырь платить с того деревенского монастырского жеребья с Семушинские мне, Василию, оброку по пяти рублев денег да по две меры хлеба, по мере ржи да по мере ячмени на год в [185] монастырскую полумеру. А подати великих государей стрелецкие дворовые рублевые и ямские и на устюжской и становой росходы на предбудщие 205 и 206 годы с того монастырского деревенского жеребья платить им, монастырьцам строителю Зоровавию и слуге Ивану или хто строители и слуги впредь в той Шеромской пустыни будут, мимо меня, Василия. А с тою деревнею я, Василей, взял у них, строителя и у слуги монастырского, сена ставленого в зороде 130 копен. А за то сено я, Василей, у сей порядной цены дал ему, строителю и слуге, два рубли денег. А тот их монастырской деревенской жеребей я, Василей, принял себе з двором и со всеми дворовыми и вонными хоромы, чем владел Максим да Иван Харитоновы дети. А буде в те вышеписанные два годы моим, Васильевым, небрежением дворовые или вонные хоромы истравятца, и мне, Василию, вместо тех хором новые таковы же хоромы. А тот деревенской монастырской жеребей деревни Семушинской принял я, Василей, у них, строителя и у слуги, с насияною рожью с коренем, что посеяно к сему 204-му году, тако же и в вырядной год на той деревне рожь насеять и монастырское вское зделье делать, как робил и зделья делал прежней той деревни владелец Максим Харитонов з братом. В том сию порядную дал. Писал сию порядную по велению Василия Кивокурской волости вознесенской церковной дьячек Кирилко Елцов.

На обороте:

К сей порядной вместо Василия Иванова по его велению Волотька Михайлов руку приложил

Там же, карт. 37 (№ 59).

№ 81. 1696 г. марта 31. — Порядная запись крестьян Семена и Андрея Сергеевых детей Окуловых на монастырские земли в Лисестрове.

Се яз, Лисестровской волости крестьяне Семен да Ондрей Сергеевы дети Окулова, порядилися есми Антониева Сийского монастыря у архимандрита Никодима и у строителя игумена Варфоломея з братиею на Лисестрове на оброчные земли бывшее владение Алексея Трифонова Окулова на орамую землю и на сенные покосы на Телятинскую Кошку и на Желтую Нарью и на Демьяновскую пустошь и на Бабинскую орамую землю и [186] на сенные покосы, чем владел Алексей Окулов. И те орамые земли нам, Семену да Ондрею, пахать и руно снимать самим на себя, и тех орамых земель и сенных покосов не запустошить, и та земля выпахивать добро и безохульно. А оброк с тех земель и с сенных покосов нам, Семену да Ондрею, платить в монастырскую казну в Сийской Антониев монастырь по 11 алтын з деньгою на всякой год с нынешняго 204 году апреля с 1 числа. А порядилися мы, Семен да Ондрей, на их монастырские отчинные места их Антониева монастыря владения. А жить нам, Семену да Ондрею, на их монастырской отчинной земле по прежней порядной записи и кругом тех пашен затульних лесов нам, Семену да Ондрею, не обсекать и от сторонних людей оберегать. На то послух Федор Мелехов. Писал порядную запись у города Ивашко Гайнов лета 7204 году марта в 31 день.

На обороте:

К сей порядной записи вместо порядчиков Семена да Андрея Окуловых по их велению Гришка Федотов Киселев руку приложил.

Послух Федька Мелехов руку приложил.

Там же, карт. 37 (№ 103).

№ 82. 1696 г. декабря 27. — Порядная запись Родиона Артемьева сына Бушковых на деревню в Моржегорской волости.

Се яз, великого государя черных сох крестьянин Емецкого стану Моржегорской волости Родион Артемьев сын Бушковых, дал есмя на себя сию запись Антониева Сийского монастыря строителю игумену Варфоломею з братьею в том, что в нынешнем в 205-м году декабря в 27 день порядился я, Родион, на их монастырскую деревню в той же Моржегорской в приходе святых и праведных богоотец Иоакима и Анны на участке веревка земли. И нынешняго ж декабря с вышеписанного числа мне, подрятчику Родиону, живучи на том их деревенском участке, платить мне, Родиону, с того участка великого государя платеж и монастырские всякие оброки и поборы и посыпной веревочной хлеб и монастырские всякие зделья такожде платить и делать без всякого ослушания. И живучи на том их монастырском деревенском участке, не пить и не бражничать и никаких [187] неистовых и воровских людей к себе не принимать и стану у себя не держать, и деревенской тот участок хранить, и з добрыми людьми насевать хлебом вместе. На то послуси: Москвитин Калина Никифоров сын Булатов да колмогорец Ипат Григорьев сын Нагибин. В том я, Родион, им, строителю игумену Варфоломею з братьею сию на себя подрядную запись дал. Запись писал по велению Родионову устюженец Вавилко Никитин лета 7205-го декабря в 27 день.

На обороте:

К сей записи иеоромонах Ефрем вместо Родиона Артемьева по его велению руку приложил.

Послух Калинка Булатов руку приложил.

Послух Ипатко Григорьев руку приложил.

Там же, карт. 37 (№ 182).

№ 83. 1697 г. февраля 1. — Порядная запись Кирилла Кириллова Волочковских на деревню Борисовскую сроком на 6 лет.

7205-го февраля в 1 день Устюжского уезда Ягрышской волости крестьянин Кирило Кирилов Волочковских дал сию порядную запись Антониева Сийского монастыря Шеромской пустыни строителю старцу Хрисанфу и слуге Ивану Стефанову сыну Перевозниковых в том, что с сего же вышеписанного числа порядился я, Кирило, у них, строителя и у слуги, на их монастырское владение в деревню Борисовскую, что в той же Ягрышской волости, которым жеребьем той деревни Борисовской по их же монастырцов ряде владел Тимофий Соснин. А порядился я, Кирило, на 6 годов до 210-го году февраля до 1-го же числа. И тот деревенской монастырской жеребей мне, Кирилу, в те шесть годов пахать и хлеб сеять и снимать и с пожен сена ставить и снимать самому на себя. А горная земля с соседом с Павлом Стефановым пополам с их же монастырской землей за межами и за рубцами и сенные покосы такоже пополам ставятца вместе. А в тот Сийской монастырь платить с того деревенского монастырского жеребья Борисовские мне, Кирилу, оброку по 30 мер на год обоего пополам ржи и жита. А буде сего лета 205-го на той деревне рожь не будет, и ему, строителю и слуге, взять житом вместо и ржи, доброе жито давать. А оне, строитель и [188] слуга, дали пожню на прибавок к той деревне Борисовской, что была преже еего той же деревни, а ставили на монастырь. А подати великих государей стрелецкие, дворовые, рублевые и ямские и на устюжской и становой росходы на предбудущие годы с того монастырского деревенского жеребья платить им, монастырьцам, строителю Хрисанфу и слуге Ивану или хто строители и слуги впредь в той Шеромской пустыни будут, мимо меня, Кирила. А тот их монастырской деревенской жеребей я, Кирило, принял себе з двором и со всеми дворовыми и вонными хоромы, чем владел Тимофий Соснин. А будет в те вышеписанные в шесть годов моим, Кириловым, небрежением дворовые или вонные хоромы истравятца, и мне, Кирилу, вместо тех хором поставить новые таковы же хоромы. А тот деревенской монастырской жеребей деревни Борисовской принял я, Кирило у них, строителя и слуги, с насиянной рожью с коренем, что посеяно к сему 205-му году. Так же и в вырядной год на тое деревне рожь насеять и монастырское всякое зделие делать, как робил и зделья делал прежней той деревни владелец Тимофий Соснин. А на тот монастырской жеребей сего 205-го года семяна сиять житные дать из казны в отсыпь кольки понадобитца, и ржаными симянами насиять к 206-му году. В том сию порядную дал. Писал сию порядную по велению Кирила с Ваской волости Карпушка Корнилов Трестиных. Тако же и Кирилу, сена и соломы не продавать и к себе не возить.

На обороте:

К сей порядной вместо Кирила Кирилова по его велению николаевской пономарь Сенька Иванов руку приложил.

Там же, карт. 37 (№ 205).

№ 84. 1698 г. мая 13. — Порядная запись Кузьмы Нестерова сына Кощуняева на деревню в Уемской волости сроком на 10 лет.

Се яз, Княжестровской волости Козьма Нестеров сын Кощуняев, порядился есмь живоначальные троицы Антониева Сийского монастыря у архимандрита Никодима з братьею на их монастырьскую деревню в Уемскую волость, где жил Марк да Никифор Мелентьевы дети кореляна, на 10 лет, с нынешнего [189] 206-го года маия со 12 числа да по 215-й год маия по то ж число. Жить мне, Козьмы з детьми, на той монастырской их деревне, пашня и земля пахать доброй пашней и пары парить тако ж де и вново причащать, где что можно не запустошить, тако ж де и сенными покосами владеть мне, Козьмы, что которые к той деревни истарь прилегли чем и прежние владельцы владели, и нигде ничего не запустошить. И сен с пожен и соломы з деревни не продавать и не закладывать. И двор и два хлева мне, Козьме, в ту 10 лет построить. И живучи мне, Козьме з детьми, на той их монастырской деревни, не пить и не бражничать, вином и табаком не торговать, и худых людей к себе не приучать. А денежные платежи стрелецкие деньги и всякие денежные розметы платить мне, Козьме, того Сийского монастыря с крестьяны с соседьми вряд, по земному тяглу и зделья всякие монастырские делать безо всякого ослышания тако ж де с ними со соседьми вряд. А что наймовал казначей монах Макарей тое деревню пахотную землю орат испуста за тое работу давал он, казначей, монастырские деньги, и мне, Козьме, что доведетца, за тое работу деньги ж платить к ним в монастырскую казну. А буде я, Козьма з детьми, тое их монастырские деревни не учну пахать доброю пашнею пахать или запустошу и задерню, или монастырских зделей работать не учну, и денег платить в монастырскую казну так же не учну, и платить мне, Козьмы, в монастырскую казну заряды 15 рублев и с убытки. А хто с сею порядною станет, то по ней истец. На то послух Кирьяк Старков, лета 7206 года маия в 13 день.

На обороте:

К сей записи вместо порядчика Козьмы Нестерова Кощуняева по ево веленью таможенной подъячей Пронька Роспопин руку приложил.

Послух Кирьянко Старков руку приложил.

Там же, карт. 36 (№ 122).

№ 85. 1699 г. января 1. — Порядная запись Тимофея Иванова сына Пальянова на деревню Ценовскую сроком на 10 лет.

Се яз, Тимофей Иванов сын Пальянова Нижнокойдокурской волости Боброва ручья крестьянин, порядился есми [190] живоначальные троицы Антониева Сийского монастыря у архимандрита Никодима да у строителя игумена Варфоломея еже во Христе з братиею на их монастырскую на Ценовцкую деревню всю без останка и без вывета, на который жили Фомка да Федька Кореляна, на горние на орамые земли и на островные, что на Баховицком острову на орамые земли и на сенные покосы на пожни что к той деревни истари прилегло, и с рыбными ловли со згодьи, со всем без вывета на 10 лет, с ряду нынешнего 207-го года марта с 1-го числа и впредь до 217 года до марта 1-го же числа. Жити мне, Тимофею, в тое Ценовцкой их монастырьской деревни в их монастырьском дворе и во всех хоромах, и та их монастырьская Ценовцкая деревня спахать горние и островные земли с пуста орамые и пахать доброю пашнею своею силою и своими работными людьми и на своих лошадех. И в ту 10 лет тое земли не запустошить и семяна на ту деревню в нынешнем 207-м году в насев дати им из монастырьской казне в отсыпь, сколько я, Тимофей, под сев земли роспашу. А мне Тимофею дати им в монастырьскую казну запись, скольки семян мер возму, и в записи срок написать отдать те семяна из насеяного хлеба, что бог уродит в нынешнем 207-м году. А достальной хлеб с тое деревни мне, Тимофею весь сверх отсыпных семян к себе взять. И сена выставя к себе ж взять. А впредь по вся годы на ту деревню семяна класть свои, и руно с той деревни хлеб и сена сымать все на собя, и солома и мякина скоту кормить и в назем топтать, и назем на ту их Ценовцкую деревню возить по вся годы. А первые два года нынешней 207-й год да 208-й дать им, архимандриту и игумену з братиею, на льготу оброку и розрубов и никаких податей и монастырьских поделок на мне, Тимофеи, за те первые за два года не спрашивать для выпашки земли. А впредь им, архимандриту и игумену з братиею, положить на ту землю на Ценовцкую деревню оброк с разсмотрением, а не з большею тяготою, что островные земли водою побило и снесло и отмыло в реку. И по их монастырьскому окладу за восемь лет оброк платить в их монастырьскую казну по вся годы с очисткою из года в год оброку не оставлять. А в котором их дворе я, Тимофей, стану жить, и тот двор мне которые хоромы погнили построивать и крыть и колья и жердья на ту деревню по вся годы прибавливать, житовеного и огородного и огороды городить. А в останошной отжилой год колья и жердья с тое их [191] деревни не свозить. А на тое их деревни в останошной отжилой год на горе оставить треть земли трою орав паром и с назмом, а треть под парьем взорав под зебелью. А островной половина земли паром двою орав и меж рольями выборонить. А будет я, Тимофей, тое их деревни не спашу и до сроку з доловь сьеду или спахав запустошу и к останошному отжилому году не оставлю трети земли на горе паром трою орав и островной половины двою орав и меж рольями боронены да на горе ж трети под зебелью взорав под парьем, и мне, Тимофею, платить в их монастырьскую казну заряды 10 рублев. В том им и запись на собя дал. На то послух Григорей Никифоров Попов. Порядную запись писал Нижнокойдокурской волости николаевской церкви дьячек Федька Никифоров Надейна лета 7207-го генваря в 21 день.

На обороте:

К сей порядной записи вместо порядчика Тимофея Иванова сына Пальянова по ево велению Гришка пономарь руку приложил.

Послух Гришка Никифоров Курапов руку приложил.

Там же, карт. 36 (№ 173).

№ 86. 1699 г. марта. — Порядная запись Родиона Перфильева на деревню в Уемской волости сроком на 10 лет.

Се яз, Сийского монастыря крестьянин Родион Перфильев, дал есмь на себя запись живоначальные троицы Антониева Сийского монастыря архимандриту Никодиму и строителю игумену Варфоломею з братиею в том, в нынешнем 207-м году марта в [Пропуск в тексте.] … день порядился я, Родион, на их монастырскую деревню в Уемской волости, где преже сего жил Ананий Никитин Колесников, на 10 лет. И та мне, Родиону, деревня живучи, пахать добро и безохульно, и в пашни деревни не запустошить в те срочные годы, а пары орати на той деревни под рожь и под жито на горы и на лугу на три ряды. А живучи мне, Родиону, на той [192] деревни в те срочные годы подниматце своею силою и конскою работою и всякой деревенской завод мой, Родионов, а монастырского ничего не спрашивать. А как я, Родион, отживу те срочные годы и поеду с тое деревни, и насеяная рожь в земли оставить. А что есть на той деревни дворового строения старого, и тот мне двор, Родиону, строить и вновь к тому двору строить же, а ничего у двора не пустошить. И живучи мне, Родиону, на той деревни, не воровать, ни корчмы, ни блядни не держать, ни вином, ни табаком не торговать, никаких воровских людей не держать, не пить и не бражничать и ни за каким дурном не ходить, жити мне, Родиону, добро и безохульно. И живучи на той деревни, мне, Родиону, всякия великого государя подати и розрубы монастырские выплачивать вси сполна без выплатки хлебные и денежные вси сполна. А внов год не заращивать. А что с тое деревни доведется всяких монастырских зделей, и мне, Родиону, те монастырские зделья всякия делать безо всякого ослышания и ничего о том не спорить. А что есть прежних жильцов на той деревни всяких монастырских долгов хлебных и денежных и те долги мне, Родиону, живучи в те срочные годы, выплачивать вси сполна. А что даст бог на той деревни хлеба и сена, и то ставить сено и хлеб снимать мне, Родиону, все на себя, а в монастырскую казну отвозить хлеба поверевочно по их монастырскому окладу на год, что доведется. А буде я, Родион, живучи на той деревни в ту 10 лет, учну пити и бражничать, или за каким воровством пойду, или блядню, или корчму стану держать или вином или табаком стану торговать, или монастырокую их вотчину учну на сторону закладывать орамные земли или сенные покосы, или в пашни ту деревню учну пустошить и дворового строения не учну строить, и за то на мне, Родионе, их монастырская пеня и монастырское смирение. А что есть по той деревни пути или рыбные ловли истарь прилегло к тое деревни, и на тех згодьях промышлять мне, Родиону, буде сила может. А на сторону от тое деревни не продавать. В том я, Родион, на себя и порядную запись дал. На то послух Сийского монастыря служебник Иван Панкратов. Запись писал по Родионову велению Ивашко Филатов, лета 7207-го году марта в [Пропуск в тексте.] ... день. [193]

На обороте: К сей порядной записи порятчик Родька Перфильев руку приложил.

Там же, карт. 36 (№ 192).

№ 87. 1699 г. марта 27. — Порядная запись Ивана Иванова Вологдина на деревню в Уемской волости сроком на 10 лет.

Се яз, Сийского монастыря бобыль Иван Иванов Вологдин, дал есмь на себя запись Антониева Сийского монастыря архимандриту Никодиму и строителю игумену Варфоломею з братиею в том: в нынешнем 207-м году марта в 26 день порядился я, Иван, у них, архимандрита Никодима и строителя игумена Варфоломея з братьею, на их монастырскую деревню в Уемскую волость на 10 лет. И та мне, Ивану, деревня в ту 10 лет пахать добро и безохульно и в пашни деревни не запустошить, пары орать на горы и на лугу на три ряды под рожь и под жито. И пахати мне, Ивану, та деревня своею силою и на своих конях и всякой деревенской завод мой, Иванов. А из монастыря ничего не спрашивать. А что бог даст на той деревни хлеба и сена, и тот хлеб и сено снимать мне, Ивану, все на себя. А в монастырь платить с тое деревни поверевной хлеб по их монастырскому окладу. А дворовое строение на той деревни старое починивать и вновь строить. А ничево дворового строения не пустошить. И жити мне, Ивану, на той деревни в ту 10 лет добро и безохульно, не пить и не бражничать, ни вином, и ни табаком не торговать, ни корчмы и не блядни не держать, и воровских людей в доме не держать, и никакого дурно не привести. А подати великого государя с тое деревни платить всякие и в монастырские во всякия проборы дань и оброк в всякое монастырское строение мне, Ивану, по их монастырскому окладу своими деньгами и всякое монастырское зделье делать без ослушания с их монастырскими крестьяны вместе. А на пожнях сенные покосы вновь розчищать, где доведется. А старого не заращивать и тем монастырскую вотчину не пустошить и жити мне, Ивану, на той деревни в послушании. В том я, Иван, и порядную дал. На то послух монастырской служебник Иван Панкратов. Порядную запись писал по Иванову велению Ивашко Филатов лета 7207-го году марта в 26-й день. [194]

На обороте:

К сей порядной вместо Ивана Иванова по ево велению куростровец Ивашко Леонтьев сын Кутолалкин руку приложил.

Там же, карт. 28 (№ 141).

№ 88. 1699 г. мая 24. — Порядная запись Якова Васильева сына Пономарева на деревню в Уемской волости сроком на 10 лет.

Се яз, Холмогорского уезда Княжестровской волости крестьянин Яков Васильев сын Пономарев, порядился есми живоначальные троицы Антония чудотворца Сийского монастыря у отца архимандрита Ннкодима и у строителя игумена Варфоломея з братьею на их монастырскую уемскую деревню, что преж сего владели Марк да Никифор Мелентьевы кореляне. А тяглов в той деревни монастырских две веревки две осьмины на все сполна, нынешнего 207-го года мая с 9-го числа с николина дня вешняго на 10 лет, да по 217 год маия до 9-го ж числа до николаева дни вешняго. А та их монастырская деревня мне, порятчику Якову, в ту 10 лет севчие земли и сенные покосы владеть и пахать самою доброю пашнею. И в те 10 лет с той деревни пашнею не запустошить и монастырское дворовое всякое строение, на той деревни живущи, строить. А жить мне, Якову, в ту 10 лет в той монастырской вотчине в Уемской волости добро и безохульно, и не за каким дурном не ходить и никаких причинных людей у себя в доме не держать. А в ту десять лет мне, Якову, с той деревни всякие государевы подати и оброки в монастырскую казну платить по их властелинскому указу сполна и всякое монастырское зделье делать без ослышания против протчих монастырских крестьян с нынешнего 207-го года с ыльина дни святого пророка да по 217 год до ильина же дни святого пророка. А им, отцу архимандриту Никодиму и строителю Варфоломею з братьею, меня, Якова, в ту 10 лет от той деревни не отказывать без порока. В том я, Яков, им, отцу архимандриту Никодиму и строителю Варфоломею з братьею, и сию порядную дал. Порядную писал по его, Яковлеву, велению емчанин Ивашко Тарасов Холопов лета 7207-го года маия в 24 день. [195]

На обороте:

К сей записи вместо Якова Васильева по его велению архиерейской певчей Васька Самсонов Кехта руку приложил.

Там же, карт. 28 (№ 142).

№ 89. 1699 г. сентября 1. — Порядная запись Ивана Стефанова сына Шестакова и Петра Фомина сына Бердина на деревню Быковскую сроком на 10 лет.

Се яз, Иван Стефанов сын Шестаковых, да яз Петр Фомин сын Бердина, оба мы Ненокоцкого усолья, порядилися есми Антониева Сийского монастыря у архимандрита Никодима з братиею на их монастырьскую Быковскую деревню, что повыше Архангельского города, да с тою же деревнею пожня сенных покосов Ивановской наволок на 10 лет, с нынешного 208 году да по 218 год сентября с 1-го числа да сентября же до 1-го числа. И жить нам, Ивану да Петру, на той монастырьской деревни в их монастырьских хоромах. И те хоромы и анбары беречь и стеретчи накрепко. А тою деревнею и пожнею владеть нам всею на себя в ту 10 лет. А празги мы рядили с тое деревни и с пожни в их монастырьскую казну архимандриту Никодиму з братиею по 20 алтын на всякой год кому он, архимандрит, прикажет. А жить нам, Ивану да Петру, на той их монастырьской деревни ту 10 лет, ни за каким дурном не ходить, корчмы и блядни и худых людей у себя не держать. А буде мы, Иван да Петр, станем за каким дурном ходить и ево, архимандрита, в чем станем ослышатца и ему, архимандриту, нас за ослышание смирять монастырским смирением без пощады до чево доведетца, и вольно ему, архимандриту з братиею, нас с тое деревни и сослать до срочных лет за какое неисправление, а нам, Ивану да Петру, на него, архимандрита з братьею, не бить челом и не отыскивать. А порукою по нас Архангельсково города посадской человек Матфей Петров сын Сосниных по сей записи во всем и в празговых деньгах. А которой нас будем в лицах порятчиков или порутчик, и на том по сей записи празговые деньги имать на всякой год беспереводно. На то послух Иван Аврамов Нюхалов. Запись писал по их порятчиков, Ивана и [196] Петра, велению гороженин Якушко Гаврилов Щипунов лета 7206-го года сентября в 1 день.

На обороте:

К сей записи вместо Ивана Шестакова по ево велению Ивашко Федоров руку приложил.

К сей записи порутчик и вместо Петра по ево велению Матюшка Петров руку приложил.

Послух Ивашко Аврамов руку приложил.

Там же, карт. 36 (№ 244).

№ 90. 1700 г. марта 1. — Оброчная запись Федора Васильева Мартыновых на деревню в Курейской волости сроком на 5 лет.

Се яз, Куреской волости государев крестьянин Федор Васильев сын Мартыновых, дал есми на себя порядную запись Антониева Сийского монастыря архимандриту Никодиму з братьею в том, что взял яз Федор, в Куреской волости их монастырьскую деревню горнюю орамую землю и сенные покосы пожню на оброк на 5 лет, с нынешнего 208-го года февраля с 24-го числа да до 213 года февраля по то же число, которая деревня преж сего была на оброке ж тое же Куреской волости за Елфимом Темкиным. И тою вышеписанною деревнею мне, Федору, в ту 5 лет владеть, и орамая земля пахать доброю пашнею орати на своих лошадях и боронити добро и безохульно, и жито сеяти, а что даст бог на тое деревни, в которой год на полях уродитца жита, и на пожни сена ставити безпометно по вся годы, и тот хлеб и сено с тое деревни в ту 5 лет сымать весь мне, Федору, и солома и мекина вся мне ж, Федору. А в которой год прилучитца орамая земля парити, и мне, Федору, пары парити доброю пашнею с назмом орати по трижды на лето и боронити. И живучи мне, Федору, в ту 5 лет, тое деревни не запустошить, и тое деревни не продать и не заложить и к своим тяглым землям не присошити. И в те годы круг орамых земель огороды старые крепить и вновь, где доведетца, огороды и круг сенных покосов городить, и жердья и колья вновь на тое деревню прибавливать и к отхожему году жердья и колья с тое деревни здолов не свозить. А в те жилые годы с тое деревни мне, Федору, на сторону сена не продавать. А в [197] те вышеписанные 5 лет ему архимандриту Никодиму з братьею до хлеба и до сена дела нет и не вступатца. А от тое деревни яз, Федор, празги рядил по 3 рубли денег на год, а празговые деньги мне, Федору, платить по вся годы без доимки по сей записи на срок на николаев осенной к нему, архимандриту з братиею, в их монастырьскую казну сполна. А порукою по мне, Федоре, в том деревенском владении и в празговых деньгах тое ж волости Макар Трифонов сын Девятого, Афонасей Алексеев сын Юрьевых, Степан Леонтьев сын Опарин, Иван Дмитриев сын Телицин, Козьма Иванов сын Мартыновых, Федор Ефремов сын Шумилов. А мы, порутчики, по нем, Федоре, в том деревенском владении и в празговых деньгах ручалися и в сию запись писались. А буде он, Федор, за нашею порукою живучи в ту 5 лет, тое деревни не учнет пахать доброю пашнею, и паров парити не станет с назмом, или живучи тое деревню запустошит, или вышеписанных празговых денег не учнет в их монастырьскую казну платить сполна, и та деревенская пашня и празговые деньги на нас, на порутчиках, по сей записи сполна и с убытки. А хто с сею записью станет того Антониева Сийского монастыря старец или стряпчей станет, тот по ней истец. А которой нас, яз порядчик Федор или мы порутчики, будем в лицах, и истцом люб на том вышеписанная деревенская пашня и празговые деньги по сей записи безрозвытно. А на то послух Куреской волости Василей Титов сын. Порядную запись писал тое ж волости земской дьячек Андрюшка Матфеев сын Зотиков лета 7208-го года марта в 1-й день.

На обороте:

К сей порядной записи вместо Федора Васильева Мартыновых по его велению Ивашко Шеляпин руку приложил.

К сей записи вместо порутчиков Степана Опарина, Федора Ефремова, Козьмы Иванова по их велению порутчик же Макарко Девятого и за собя руку приложил.

К сей записи вместо Офанасия Алексеева сына да Ивана Дмитреева сына по их велению Куреской волости Елизарко Девятого руку приложил.

Послух Васька Титов руку приложил.

Там же, карт. 30 (№ 33).

Текст воспроизведен по изданию: Оброчные и порядные записи Антониево-Сийскому монастырю XVI-XVII вв. // Исторический архив, Том VIII. М-Л. 1953

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.