Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 81-й. Расспросные речи жильца Ивана Писемского, присланного из под Смоленска с отписками от воевод князя Д. М. Черкасского да князя И. Троекурова, о состоянии русского войска пода Смоленском и о положении осажденных в Смоленск.

122 года апреля в 21 день приехали к государю из под Смоленска от стольника и воеводы от князя Дмитрея Мамстрюковича Черкасскаго да от князя Ивана Феодоровича Троекурова жилец Иван Писемской с отпискою, а поехал де он из под Смоленска, тому ныне девятый день; а в роспросе сказал, что стольник и воевода князь Иван Федорович Троекуров был из под Смоленска в походе и, не доходя до рубежа за пятнадцать верст, стоял и опять под Смоленск пришел, того всего было полтретьи недели, а под Смоленск князь Иван Федорович пришел на вербной неделе во вторник, тому ныне десятой день, а в котором месте, не доходя рубежа, стоял, того он, Иван, не упомнит, потому что он в походе не был, а был де он с сотнею вместе под Смоленском в острожку со князем Дмитрием Мамстрюковичем Черкасским. А со князем Иваном де Федоровичем Троекуровым в походе было дворян из городов и детей боярских розных же городов с головами 10 сотен да с атаманы 12 станиц казаков, да татар три городы: Темниковские, Касимовские, Кадомские, а под Смоленск де со князем Иваном Федоровичем назад из походу пришло дворян и детей боярских 8 сотен, а 2 сотни де дворян и детей боярских и татар всех оставил после себя князь Иван Федорович на рубеже для обереганья Литовских людей близко новых острожков, где он новые при себе велел поставить, а приказано де головам с дворяны и детми боярскими и татаром с рубежа ходить в Литовскую землю в войну и для языков, смотря по вестем, а атаманы де с казаки, которые были в походе назад под Смоленск все пришли. А для приходу де Литовских людей поставлено в порубежных местах 4 острожки, и сидят де в тех острожках головы с казаки, а острог де от острога поставлен в четырех и пяти верстах; а головы де в острожках: с Заруцкого с казаки голова Иван Еропкин, да в другом острожку Смольнянин Шемяка Пикин, в третьем острожку Тимофей Шепелев, да Федор Глотов, в четвертом острожке Смолянин Степаном зовут, а чей слывет, не упомнит, да Ондрей Ондреянов, а по скольку человек казаков в острожках, того не ведает. А которые де острожки ныне поставлены по рубежу, и в те де острожки переведены старые люди, которые стояли в острожках от рубежа в 30 верстах. Да которого де дня он Иван отпущен к государю, сказано на прибавку в два острожка: к Тимофею Шепелеву, да к Ондрею Ондреянову трем станицам казаков да татаром де Серпуховским сказано с теми же казаки вместе в поход, а стоять де тем татаром на рубежах. Да того же дня, которого дня князь Иван Федорович пришел под Смоленск, выпущено из Смоленска русских людей мущин и женщин и робят, которые были у Литвы в пахолках, с 70 человек, и те де выходцы сказывают, что в Смоленску хлеб дорог, селдовую бочку купят [121] в шестьдесят золотых, а купят де тот хлеб в Смоленску таем у одних у русских людей, а у Литовских де у лучших людей у шляхты всякаго запасу по невелику, а кормятся больше тем, у которых лошади побиты; а у гайдуков де немец запасу никакого нет и многие де из них опухли и помирают с голоду, а тому де третья неделя убежали из Смоленска гайдуков от голода с 150 человек. А только де немецким людем и гайдуком в Смоленску корму, что им дает Сщутцкой на месяц по золотому на человека, и им де только золотой ставится на два дни, а то де все с голоду помирают, а иные скитаются меж шляхты и своей братьи. Да те же выходцы сказывали: после де того побою, как было дело под Печерским острожком под Смоленском, приходили де на Сщутцкаго все городовые сидельцы, опроче русских, что они под Печерским острожком побиты многие и переранены и, сидя в осаде, помирают голодом, и им де до чего с ним Сшутцким во осаде сидеть и головы свои покласть так же, как и Струсь на Москве все рыцарство погубил, а им де всем Литовским людем и гайдуком и немцем с ним в осаде так не сидеть. И Сщутцкой де упросил у всего войска сроку до вторника на Светлой неделе.

Помета: «велеть пытать».

(Москов. ст. столб. №4, д. 4, лл. 190—196).

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.