№ 679-й. Расспросные речи в Розряде
татарина Байбулы Мутарзина про крымского и
турскаго царей.
142-го г. июня в 18 д. писал к государю... с Волуйки
воевода Исай Байков и прислал переещика,
крымскаго татарина, Байбула Мутарзина. А на
Москве крымской татарин сказался: Байбулатком
зовут, Мутарзы-мурзы сын, родился в Крыму от
русской, а сказывал де ему отец его, что мать его
была за ним русская, каширянка, сына боярскаго
жена, а как ее звали и за кем была, того не сказал.
И как де нынешния весны крымские послы пошли на
Волуйку на розмену, и он пошел из Крыма с дядею
своим, Самет-мурзою, утаясь отца своего; и как
послы на Волуйке розмену учинили, и он с розмены
переехал на государево имя, утаяся крымских
послов, потому что мать его была русская, а он
хочет креститься в православную крестьянскую
веру. А вестей сказал: тому ныне четыре месяца,
присылал турской царь к крымскому царю, чтоб
прислал к нему Шен-Гирея, да отца его,
Муртазу-мурзу, а для какого дела, того не ведает; и
крымской де царь послал их во Царьгород перед их
поездом вскоре. Да нынешния весны перед Великим
днем прислал польской и литовской король к
крымскому царю казну, что к нему прислал на
помочь людей идти против государевых людей, и
крымской царь людей ему на помочь не дал, а казну
отослал к турскому. Крымской царь ныне в [625] Крыму, а ожидает вести от
турскаго, куда им велит идти. Турской царь на
границу против польскаго короля выступил ли,
того не ведает, а то он слышал в Крыму, что турской
царь хотел идти против литовскаго короля
нынешняго лета, а как пойдет, и он хотел к крымску
царю прислать весть, и по их поезд вести не
присылывал. Крымских людей на государеву украйну
нынешняго лета войны не чаять, потому что в Крыму
хлеб не родился третий год, и конской падеж
великой, и с голоду многие крымские люди
розошлись по иным землям. Про государевых послов,
которые в Царьгороде, сказал: где они, того ему не
ведомо. А иных никаких вестей, сказал, не ведает.
(Москов. ст. столб. № 101, лл. 638—640).
|