Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 672-й. Дело по отписке Лебедянского воеводы о захвате им двух стругов с заповедными товарами на реке Дону.

I. Лебедянский воевода Иван Солнцев в отписке, полученной в Розряде 20 мая, доносил: «по твоему государеву... указу, велено мне беречи того накрепко, чтоб Доном рекою на низ на стругах с хлебными запасы и со всякими заповедными товары иногородцы и лебедянцы мимо Лебедяни не проходили. И в нынешнем, в 142-м г., прошел было украдом в ночи мимо Лебедяни струг Донкова города с хлебным запасом и с вином, Донкова города жилецкой человек Сидорко Кузнец, да сторожевой казак Янька Ишутин да клался в стругу лебедянской казачей уездной слободы, от города Лебедяни вниз по Дону версты с три, казачий отец Фадей Михаилов, да с ним товарищ, елчанин сын боярский Данила Матчин; и по твоему государеву указу я в нынешнем же, в 142 г., мая в 9 д., сведав про те струги, про беглой и про казачий, что укладывается, посылал лебедянца сына боярскаго Фирса Галкина, а с ним лебедянских стрельцов и казаков, а велел те струги догнать, а догнав остановить и на тех стругах всякой хлебной запас и вино переписать, а тех людей я, Донкова города Сидорку кузнеца да Якушку Ишутина, велел посадить в тюрьму до твоего государева указа. А казачьяго отца, Фадея Михаилова, голова стрелецкий и казачий, Петр Рудаков, посадил в свою тюрьму, а сказал мне про того Фадейка; «дела де тебе до него нет, моего де он приказу!» А тот хлебный запас и вино с обеих стругов я велел препроводить к городу и устроить в городе на Лебедяни в житницы до твоего же государева указа; и о тех стругах, и о запасе и о мужиках как, государь, мне укажешь? А сколько на котором стругу хлебнаго запаса и вина, и тому роспись я, подклея под сее отписку, послал к тебе, государю, к Москве»...

II. 142 г., мая в 10-й д. Роспись, сколько на беглых дву стругах запасу всякаго и иного борошня, которые струги поворочены вверх по Дону назад к Лебедяни.

На стругу Донкова города Сидорка кузнеца да донковскаго сторожеваго казака Якушка Ишутина: 127 кулей сухарей, и муки ржаной, и гречневой, и пшена и гороху, 3 полтя ветчины, 8 бочек вина, а в бочечках по смете вина ведер с десять, самопал с лядунником и с натрусником, 7 заправов пороху, 2 епанчи, арчак без снасти с войлоки, 5 топоров— 3 на корельское дело, 2 круглые обухи, корец, бочечка уксусу ведра в три.

А на другом стругу лебедянскаго казачьяго отца, Фадейка Михаилова с товарищем, запасу хлебнаго: сухарей, и муки и пшена 41 куль. [621]

III. «...Бьют челом елчанин, сынчишко боярский, Данилко Мачнев да лебедянской казак Фадейко Михаилов. Разорены мы от войны от татарских людей без остатку с женами и с детьми, а жен и детишек наших татары поимали в полон; и в прошлом, в 141 г., ходил я с твоим государевым послом, с Яковом с Дашковым, в Азов, и сынишку своего Алешку в Азове сыскал, а окупить было мне того сынишка своего нечем. И того сынишка моего окупил донской казак, и тот казак велел мне сынишку моему на окуп за него платныя деньги за двадцать рублей привезть к себе на Дон всяким запасом: мукою, и сухари, и ветчиною и вином. И я, советовався с лебедянским казаком, с Фадеем Михаиловым, и снарядили каюк запасу на окуп для грешных душ из полону; а в каюке было запасу: 46 кулей муки и сухарей и круп, да пять полтей ветчины, восмь постав вина, да кафтан шубной, да две рубашки, да двое портки. И твой государев воевода Иван Иванович Солнцов на Дон нас для окупу Полонских грешных душ не пустил и тот живот и запас наш весь пограбил, а меня, Фадейка, посадил в тюрьму, и я живот свой мучу, сижу
в тюрьме и по ся места и помираю голодною смертию». Просят запасы им выдать, из тюрьмы Фадея Михаилова выпустить и отпустить с запасами на Дон для выкупа их детишек.

Помета: «Государь пожаловал, тот запас велел ему отдати и из тюрьмы выкинуть. А то они своровали, что без государева указу на Дон поехали».

IV. Государева грамота на Лебедянь воеводе Ивану Ивановичу Солнцову послана июня в 18 д. 1634 г., а в ней писано: «и как к тебе ся наша грамота придет, и ты бы запас и вино и всякую рухлядь, которую у них взял, и каюк им отдал, а их самих отпустил с запасом для окупу в Азов с поруками, учиня срок, в колько им мочно в Азов съездить».

(Москов. ст. столб. № 106, лл. 90—98).

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2025  All Rights Reserved.