591-й. Наказ Илье Васильевичу Наумову о
призыве кормовых детей боярских, донских и
яицких казаков, сбежавших со службы из-под
Смоленска в Рословль и в другие города, на службу
под Смоленск.
Лета 7142-го, декабря в 6 д. Государь... велел Илье
Васильевичу Наумову ехати в Рословль, для того: в
нынешнем, в 142 г., ноября в 5 д. писал к государю из
Рословля воевода, князь Дмитрий Сеитов, что
октября в 5 день пришли из-под Смоленска в
Рословль донские и яицкие атаманы: Ивашко Теслев,
да Анисим Иванов Чертопруд, да Васька Иванов, а с
ними донских и яицких казаков 1,200 чел., и стали в
Рословле, и в Рословской и во Брянской уезд
розъезжают и у крестьян хлеб и животину и сено
емлют и крестьян грабят. А ныне ведомо государю...
учинилось, что к тем атаманом и к казаком из-под
Смоленска пришли дети боярские кормовые,
собралось тех кормовых детей боярских и донских
и яицких казаков с три тысячи человек, и из
Рословля тех детей боярских и атаманов и казаков
с атаманом, с Анисимом Чертопрудом, пошло с
полтретьи тысячи человек, а пошли де в Смоленской
уезд ставить острог меж Рословския и
Дорогобужския дороги; а в Рословле осталось
детей боярских и казаков с атаманом, с Федоском
Селитряниковым, 500 человек. И государь... указал
тем атаманом и казаком быти на своей государеве
службе в полкех с бояры и воеводы, со княземъ
Дмитрием Мамстрюковичем Черкасским, да со князем
Дмитрием Михайловичем Пожарским. И Илье, приехав
в Рословль, велети быти к себе детем боярским
кормовым и казаком, которые ныне с атаманом, с
Федосом Селитряниковым и с иными атаманы, а как
дети боярские и казаки сойдутся, и Илье тем детем
боярским и атаманом и казаком говорити:
Государь... велел вам, детем боярским и атаманом и
казаком, говорити: по его государскому указу были
вы на его государеве службе под Смоленском с
боярином и воеводы, с М. Б. Шеиным с товарищи, и вы,
будучи под Смоленском на его государеве службе,
за святыя Божии церкви и за истинную нашу
православную крестьянскую веру и за го-сударя... и
за всех православных хрнстиан против
исконивечных врагов крестьянских, польских и
литовских людей, стояли и ему, государю, служили и
с ними бились, не щадя голов своих; а как пришел к
Смоленску литовской король Владислав и брат его,
королевич Владислав (Казимир?),
и польские и литовские люди и черкасы, и вы, не
доверша своей службы, пошли из-под Смоленска
прочь и, собрався, ходите не по его государеву
указу, самовольством, и тем своим отходом учинили
государеву и земскому делу многую поруху. А
литовской король Владислав и брат его королевич
с польскими и с литовскими людьми и ныне стоят
под Смоленском, и боярину и воеводам, М. Б. Шеину с
товарищи и ратным людем тесноту чинят; и из-под
Смоленска польские и литовские люди и черкасы
приходят войною в Дорогобужской, и в Вяземской, и
в Серпейский, и в Мещевский уезд и в иныя места и
православных крестьян побивают, и многая
невинная крестьянская кровь от польских и от
литовских людей и от черкас льется. И государь...,
прося у Бога милости и у Пр. Богородицы помощи,
послал на литовскаго короля и на польских и на
литовских людей к Смоленску бояр и воевод, князя
Дмитрия Мамстрюковича Черкасскаго с товарищи, со
многими людьми, а вам, детем боярским и и атаманом
и казаком, указал государь... быти с бояры и
воеводы, со князем Дмитрием Мамстрюковичем
Черкасским да со князем [549]
Дмитрием Михайловичем Пожарским, а идти вам к
бояром и воеводам, ко князю Дм. М. Черкасскому да
ко князю Д. М. Пожарскому указал государь с ним, с
Ильею. И они б, дети боярские и атаманы и казаки,
помня свое крестное целованье и к себе
государское жалованье и прежнюю свою службу, от
нынешняго своего самовольства отстали и сю вину
свою потеряли, и, по государеву указу, шли на его
государеву службу к бояром и воеводам, ко князю
Дм. М. Черкасскому да ко князю Д. М. Пожарскому, с
ним, с Ильею, в Вязьму или в Дорогобуж, где будут
бояре и воеводы, не мешкая, и быти бы им с бояры и
воеводы, со князем Дм. М. Черкасским да со князем
Д. М. Пожарским, и государю служить, против
польских и литовских людей стояти и с ними
битись. А как они к бояром и воеводам придут, и
государь их пожалует, вины им, что из-под
Смоленска отошли самовольством, отдаст и свое
государево жалованье, корм, бояром и воеводам
велел давати и учнет государь их жаловати, смотря
по их службе. А изговоря, взяти ему у детей
боярских и у атаманов и у казаков имен их списки,
а в спискех велети росписати по статьям, детей
боярских кормовых себе статьею и кто котораго
полку, а донских и яицких атаманов и казаков по
станицам, кто чьей станицы, а вольных всяких
людей, которые к ним пристали, потому же велети
написати себе статьею с отцы и с прозвищи и кто
каков человекъ; да и то в спискех велети написати
именно, которые дети боярские и атаманы и казаки
и всякие вольные люди служат с мушкеты, и которые
служат с иным с каким оружьем, и кто в них конных и
пеших; и по списком тех детей боярских, и
атаманов, и казаков и вольных всяких людей
пересмотрити всех на лицо и велети им быти с
собою. И из Рословля ему с теми детьми боярскими,
с атаманы и с казаки идти к казаком, которые пошли
из Рословля наперед сего с атаманом, с Анисимом
Чертопрудом с товарищи, в Смоленской уезд, а,
сшед, говорити ему тем атаманом и казаком против
сего же государева наказу..., как писано выше,
потому же у них списки взяти и, пересмотря, велети
им идти с собою же. А будет атаманы и казаки стоят
в розных уездех, и Илье к тем атаманом и к казаком
послати кого пригоже и к ним писати протиъ сего
же государева наказу, чтоб они шли к нему тотчас,
а по государеву указу велено им быти на
государеве службе с бояры и воеводы, с князем Дм.
М. Черкасским, да с князем Дм. М. Пожарским. Да с
Ильею же Наумовым отпущено с Москвы двадцать пуд
зелья мушкетнаго да сорок пуд свинцу, и о том
зелье и к свинцу береженье держати великое, чтобы
тому зелью и свинцу истери никакия не было. А
однолично Илье с детьми боярскими и с атаманы и с
казаки сбираться наспех, безо всякаго мотчанья, а
собрався Илье с детьми боярскими и с казаки и со
всякими людьми идти в Дорогобуж тотчас, безо
всякаго мотчанья, и дожидаться бояр и воевод в
Дорогобуже. А будет в Рословском или в Серпейском
уезде и в иных местех, где стоят литовские люди и
черкасы, и Илье с детьми боярскими и с атаманы и с
казаки на тех литовских людей и на черкас посылки
посылати и самому со всеми людьми на литовских
людей и на черкас ходити и, прося у Бога милости и
у Пр. Богородицы помощи, над литовскими людьми и
над черкасы государевым делом промышляти,
сколько милосердый Бог помочи подаст, чтоб над
литовскими людьми поиск учинить и уездов воевати
и у городов стояти не дати; а быти ему в попоходе с
великим береженьем, неоплошно, и на станех
ставиться укрепясь обозомъ и вестей про
литовских людей и про черкас проведывати всякими
обычаи, чтоб литовские люди и черкасы на них и на
походе и на станех безвестно не пришли и дурна
какого не учинили. А как Илья в Рословль приедет и
котораго числа с детьми боярскими и с атаманы и с
казаки из Рословля пойдет, и в которых местех
достальныхъ детей боярских и атаманов и казаков
съедет, и как в Дорогобуж из которых мест пойдет,
и что с ним детей боярских, и атаманов, и казаков и
охочих людей всех в сборе будет и что про
литовских людей и про черкас у него каких вестей
объявится, и ему о том о всем отписати к государю
и списки тех детей боярских, и атаманов, и казаков
и вольных всяких людей прислати. Да и к бояром и
воеводам, ко князю Дм. М. Черкасскому да ко князю
Дмитрию Мих. Пожарскому, как он из Рословля с
детьми боярскими, и с атаманы и с казаки пойдет, и
как в Дорогобуж или в Вязьму придет, и что у него
про литовских людей каких вестей объявится и что
его над литовскими людьми промысл будет, писати
же, чтоб бояром и воеводам про то про все было
ведомо. А для розсылки всяких государевых дел
имати ему в [550] Карачеве у
князя Дмитрия Сеитова детей боярских, и
стрельцов и казаков, сколько пригоже, а князю
Дмитрию от государя о том писано.
Память Илье Васильевичу Наумову. Будет дети
боярские и атаманы и казаки учнут о той статье
говорити, что ныне с ними боярские и всяких чинов
крепостные и старинные люди и с пашен крестьяне,
и государь бы их пожаловал, велел тем людем и
вперед в службе быти с ними, с детьми боярскими и
с атаманы и с казаки, а для службы пожаловал бы
государь, велел им от бояр их и пашенным
крестьяном для нынешния службы свободу учинить,
и Илье де тем детем боярским и атаманом и казаком
про тех людей говорити: как государь... послал
меня на свою государеву службу к вам, и то
государю ведомо, что вы — дети боярские и атаманы
и казаки, которые были под Смоленском, а про таких
людей, что меж вас есть люди и крестьяне боярские,
государю неведомо и со мною о том государева
указа нет, и вам бы имена свои дать и о том я стану
писать к государю, и государь о том велит свой
царской указ учинить; а вы бы ныне шли на
государеву службу со мною и государю служили, а
государь вас пожалует, как вы будете на его
государеве службе у бояр и воевод, велит вам свое
государево жалованье давати корм.
(Москов. ст. столб. № 98, лл. 252—268).
|