Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

591-й. Наказ Илье Васильевичу Наумову о призыве кормовых детей боярских, донских и яицких казаков, сбежавших со службы из-под Смоленска в Рословль и в другие города, на службу под Смоленск.

Лета 7142-го, декабря в 6 д. Государь... велел Илье Васильевичу Наумову ехати в Рословль, для того: в нынешнем, в 142 г., ноября в 5 д. писал к государю из Рословля воевода, князь Дмитрий Сеитов, что октября в 5 день пришли из-под Смоленска в Рословль донские и яицкие атаманы: Ивашко Теслев, да Анисим Иванов Чертопруд, да Васька Иванов, а с ними донских и яицких казаков 1,200 чел., и стали в Рословле, и в Рословской и во Брянской уезд розъезжают и у крестьян хлеб и животину и сено емлют и крестьян грабят. А ныне ведомо государю... учинилось, что к тем атаманом и к казаком из-под Смоленска пришли дети боярские кормовые, собралось тех кормовых детей боярских и донских и яицких казаков с три тысячи человек, и из Рословля тех детей боярских и атаманов и казаков с атаманом, с Анисимом Чертопрудом, пошло с полтретьи тысячи человек, а пошли де в Смоленской уезд ставить острог меж Рословския и Дорогобужския дороги; а в Рословле осталось детей боярских и казаков с атаманом, с Федоском Селитряниковым, 500 человек. И государь... указал тем атаманом и казаком быти на своей государеве службе в полкех с бояры и воеводы, со княземъ Дмитрием Мамстрюковичем Черкасским, да со князем Дмитрием Михайловичем Пожарским. И Илье, приехав в Рословль, велети быти к себе детем боярским кормовым и казаком, которые ныне с атаманом, с Федосом Селитряниковым и с иными атаманы, а как дети боярские и казаки сойдутся, и Илье тем детем боярским и атаманом и казаком говорити: Государь... велел вам, детем боярским и атаманом и казаком, говорити: по его государскому указу были вы на его государеве службе под Смоленском с боярином и воеводы, с М. Б. Шеиным с товарищи, и вы, будучи под Смоленском на его государеве службе, за святыя Божии церкви и за истинную нашу православную крестьянскую веру и за го-сударя... и за всех православных хрнстиан против исконивечных врагов крестьянских, польских и литовских людей, стояли и ему, государю, служили и с ними бились, не щадя голов своих; а как пришел к Смоленску литовской король Владислав и брат его, королевич Владислав (Казимир?), и польские и литовские люди и черкасы, и вы, не доверша своей службы, пошли из-под Смоленска прочь и, собрався, ходите не по его государеву указу, самовольством, и тем своим отходом учинили государеву и земскому делу многую поруху. А литовской король Владислав и брат его королевич с польскими и с литовскими людьми и ныне стоят под Смоленском, и боярину и воеводам, М. Б. Шеину с товарищи и ратным людем тесноту чинят; и из-под Смоленска польские и литовские люди и черкасы приходят войною в Дорогобужской, и в Вяземской, и в Серпейский, и в Мещевский уезд и в иныя места и православных крестьян побивают, и многая невинная крестьянская кровь от польских и от литовских людей и от черкас льется. И государь..., прося у Бога милости и у Пр. Богородицы помощи, послал на литовскаго короля и на польских и на литовских людей к Смоленску бояр и воевод, князя Дмитрия Мамстрюковича Черкасскаго с товарищи, со многими людьми, а вам, детем боярским и и атаманом и казаком, указал государь... быти с бояры и воеводы, со князем Дмитрием Мамстрюковичем Черкасским да со князем [549] Дмитрием Михайловичем Пожарским, а идти вам к бояром и воеводам, ко князю Дм. М. Черкасскому да ко князю Д. М. Пожарскому указал государь с ним, с Ильею. И они б, дети боярские и атаманы и казаки, помня свое крестное целованье и к себе государское жалованье и прежнюю свою службу, от нынешняго своего самовольства отстали и сю вину свою потеряли, и, по государеву указу, шли на его государеву службу к бояром и воеводам, ко князю Дм. М. Черкасскому да ко князю Д. М. Пожарскому, с ним, с Ильею, в Вязьму или в Дорогобуж, где будут бояре и воеводы, не мешкая, и быти бы им с бояры и воеводы, со князем Дм. М. Черкасским да со князем Д. М. Пожарским, и государю служить, против польских и литовских людей стояти и с ними битись. А как они к бояром и воеводам придут, и государь их пожалует, вины им, что из-под Смоленска отошли самовольством, отдаст и свое государево жалованье, корм, бояром и воеводам велел давати и учнет государь их жаловати, смотря по их службе. А изговоря, взяти ему у детей боярских и у атаманов и у казаков имен их списки, а в спискех велети росписати по статьям, детей боярских кормовых себе статьею и кто котораго полку, а донских и яицких атаманов и казаков по станицам, кто чьей станицы, а вольных всяких людей, которые к ним пристали, потому же велети написати себе статьею с отцы и с прозвищи и кто каков человекъ; да и то в спискех велети написати именно, которые дети боярские и атаманы и казаки и всякие вольные люди служат с мушкеты, и которые служат с иным с каким оружьем, и кто в них конных и пеших; и по списком тех детей боярских, и атаманов, и казаков и вольных всяких людей пересмотрити всех на лицо и велети им быти с собою. И из Рословля ему с теми детьми боярскими, с атаманы и с казаки идти к казаком, которые пошли из Рословля наперед сего с атаманом, с Анисимом Чертопрудом с товарищи, в Смоленской уезд, а, сшед, говорити ему тем атаманом и казаком против сего же государева наказу..., как писано выше, потому же у них списки взяти и, пересмотря, велети им идти с собою же. А будет атаманы и казаки стоят в розных уездех, и Илье к тем атаманом и к казаком послати кого пригоже и к ним писати протиъ сего же государева наказу, чтоб они шли к нему тотчас, а по государеву указу велено им быти на государеве службе с бояры и воеводы, с князем Дм. М. Черкасским, да с князем Дм. М. Пожарским. Да с Ильею же Наумовым отпущено с Москвы двадцать пуд зелья мушкетнаго да сорок пуд свинцу, и о том зелье и к свинцу береженье держати великое, чтобы тому зелью и свинцу истери никакия не было. А однолично Илье с детьми боярскими и с атаманы и с казаки сбираться наспех, безо всякаго мотчанья, а собрався Илье с детьми боярскими и с казаки и со всякими людьми идти в Дорогобуж тотчас, безо всякаго мотчанья, и дожидаться бояр и воевод в Дорогобуже. А будет в Рословском или в Серпейском уезде и в иных местех, где стоят литовские люди и черкасы, и Илье с детьми боярскими и с атаманы и с казаки на тех литовских людей и на черкас посылки посылати и самому со всеми людьми на литовских людей и на черкас ходити и, прося у Бога милости и у Пр. Богородицы помощи, над литовскими людьми и над черкасы государевым делом промышляти, сколько милосердый Бог помочи подаст, чтоб над литовскими людьми поиск учинить и уездов воевати и у городов стояти не дати; а быти ему в попоходе с великим береженьем, неоплошно, и на станех ставиться укрепясь обозомъ и вестей про литовских людей и про черкас проведывати всякими обычаи, чтоб литовские люди и черкасы на них и на походе и на станех безвестно не пришли и дурна какого не учинили. А как Илья в Рословль приедет и котораго числа с детьми боярскими и с атаманы и с казаки из Рословля пойдет, и в которых местех достальныхъ детей боярских и атаманов и казаков съедет, и как в Дорогобуж из которых мест пойдет, и что с ним детей боярских, и атаманов, и казаков и охочих людей всех в сборе будет и что про литовских людей и про черкас у него каких вестей объявится, и ему о том о всем отписати к государю и списки тех детей боярских, и атаманов, и казаков и вольных всяких людей прислати. Да и к бояром и воеводам, ко князю Дм. М. Черкасскому да ко князю Дмитрию Мих. Пожарскому, как он из Рословля с детьми боярскими, и с атаманы и с казаки пойдет, и как в Дорогобуж или в Вязьму придет, и что у него про литовских людей каких вестей объявится и что его над литовскими людьми промысл будет, писати же, чтоб бояром и воеводам про то про все было ведомо. А для розсылки всяких государевых дел имати ему в [550] Карачеве у князя Дмитрия Сеитова детей боярских, и стрельцов и казаков, сколько пригоже, а князю Дмитрию от государя о том писано.

Память Илье Васильевичу Наумову. Будет дети боярские и атаманы и казаки учнут о той статье говорити, что ныне с ними боярские и всяких чинов крепостные и старинные люди и с пашен крестьяне, и государь бы их пожаловал, велел тем людем и вперед в службе быти с ними, с детьми боярскими и с атаманы и с казаки, а для службы пожаловал бы государь, велел им от бояр их и пашенным крестьяном для нынешния службы свободу учинить, и Илье де тем детем боярским и атаманом и казаком про тех людей говорити: как государь... послал меня на свою государеву службу к вам, и то государю ведомо, что вы — дети боярские и атаманы и казаки, которые были под Смоленском, а про таких людей, что меж вас есть люди и крестьяне боярские, государю неведомо и со мною о том государева указа нет, и вам бы имена свои дать и о том я стану писать к государю, и государь о том велит свой царской указ учинить; а вы бы ныне шли на государеву службу со мною и государю служили, а государь вас пожалует, как вы будете на его государеве службе у бояр и воевод, велит вам свое государево жалованье давати корм.

(Москов. ст. столб. № 98, лл. 252—268).

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.