|
№ 486-й. Доклад св. патриарху и государева грамота к кормовым детям боярским и казакам, стоявшим в Стародубском уезде, чтоб они не ходили войною на черкасские города. Доложити великаго государя, св. патриарха Филарета Никитича московскаго и всеа русии: Подлинно государю неведомо, а говорят в мире, что комарицкие мужики и Болаш, что де стоял под Стародубом, сказывают пошли под Чернигов и к черкасским городом, а ваше государское повеление преж сего в Путивль, в Рылеск, в Куреск, во Брянеск и в иные городы, которые от литовской украйны, чтоб они на черкасские городы не ходили; и те ваши государевы люди на черкасские городы и по нынешнее время не ходят, а те шарпанцы, будет на черкасские городы пошли, и к ним наскоро нарочнаго гонца не послать ли, чтоб они на черкасские городы не ходили? Помета: «Послать нарочнаго гонца наскоро, а не велеть к черкасским городком ходить». От царя и великаго князя Михаила Федоровича всеа русии Семену Рагозину, Степану Объедову, Семену Веревкину, Ивану Болашу, и розных городов детем боярским кормовым и донским казаком и северских украинных городов вольным людем, которые ныне объявились в войне на Севере. Ведомо нам, великому государю, учинилось, что вы [448] самовольством своим из Стародуба-Северскаго пошли под Чернигов и к черкасским городком для войны и грабежа без нашего указа; а по нашему указу воеводам нашим северских и украинных городов велено промышлять над городы московскаго государства, которые отданы были на время к Литве, и которые городы Литва поставили в перемирныя лета на нашей земле, чтоб их от литовских людей очистить к московскому государству по прежнему, а на черкасские городки.... северских и украинных городов воеводам нашим ходить и ратных людей до нашего указа посылать не велено, для того что черкасы стоят за веру против еретиков, что польские люди у них православную веру нарушают и за то у них с польскими людьми за веру бои были великие, да и ныне есть. А ныне, по милости всемогущаго Бога и Пр. Богородицы помощию, а нашим царским и сына нашего, царевича князя Алексея Михайловича счастьем, а отца нашего... молитвами, а бояр наших и воевод и ратных людей службою и промыслом и раденьем, городы московскаго государства, что были отданы на время Польше и Литве, очистились и учинились под нашею царскою высокою рукою. А из черкасских городов черкасы против наших ратных людей нигде на бояр не объявливались. И вы то учинили самовольством, в войне ходите, села и деревни разоряете и в плен православных крестьян емлете без нашего указа, чего в Московском государстве николи не повелось, без нашего царскаго указа сбираться и в войну ходить. И как к вам ся наша грамота придетъ, и вы б, помня Бога и наше крестное целованье, от такого самовольства отстали, без нашего царскаго указа в войну на черкасские городы никуда не ходили до нашего указа, а шли б есте, дети боярские... донские казаки на нашу службу под Смоленеск к боярину нашему и воеводам, к М. Б. Шеину с товарищи без всякаго опасения и были на нашей службе по прежнему с боярином и воеводою, с М. Б. Шеиным, и тем службы своей не теряли, а крестнаго целованья не забывали. А к боярину нашему и воеводам, к М. Б. Шеину с товарищи, от нас писано многижда, что вам никакого наказания не будет, а кормовыя деньги велено вам давати по прежнему безпереводно, помесячно. А ты, Иван Болаш, и которые с тобою охочие люди,... шли на нашу службу под Смоленеск без всякаго сумненья; а украинных и северских городов,.. потому ж шли бы по своим..., кто откуда пришел, чтоб однолично без нашего царскаго указа никто на черкасские городки войною не ходили. А будет польские или литовские люди и черкасы будутъ где в собраньи и почаят их прихода к нашим северским городам, и по нашему указу воеводам нашим указано (промышлять), а вам бы однолично без нашего царскаго указа под черкасские городы не ходить... детей боярских кормовых и донских казаков и северских и украинных городов охочих людей по станицам или по сотням и с кем именем сколько человек, и вы б о том отписали и именной список (к нам прислали), чтоб нам, великому государю,... было ведомо. Писан на Москв?, лета 7141 г., генваря в 30 день. (Москов. ст. столб. № 98, лл. 18—24). |
|