№ 379-й. Отписка Валуйского воеводы о
проходе татар из Руси мимо Валуйки и о захвате
ими людей, которые не успевают убежать в город.
Валуйский воевода Иван Колтовской в отписке,
полученной в Розряде 23 августа, доносил: «посылал
я с Волуйки в станицу вверх Волчьих вод к
Нижеголи станичнаго атамана, Артемка Чурсина с
товарищи; и августа в 8 д., в шестом часу ночи,
прибежал на Волуйку волуйский станичный атаман,
Артемка Чурсин с товарищи, а в роспросе мне
сказал: ехали они де к своему урочищу, как будут
верх Волчьих вод, от Волуйки верст с тридцать,
того же числа в полдни съехались они с татары,
идут из Руси по Изюмской сакме многие люди, а у
них де в полках два знамени, и их де, Артемка
Чурсина с товарищи, со всею станицею разогнали
врознь. И того же числа, за час до вечера, прибежал
на Волуйку волуйский полковой казак, Ломанка
Филипов, а в роспросе сказал: по твоему
государеву указу, стоял де он на стороже по
Московской дороге на Белом Созоне, от [380]
Волуйки семь верст, видел де он татар за Белым
Созоном, пришли на волуйския на казачьи и на
ездочныя пашни безвестно, разогнав тое Артемкову
станицу. И на первом Созоне по Московской дороге
на роскате, от Волуйки шесть верст, стоял с сотнею
казачий пятидесятник Афонька Чеботов с товарищи,
с ним пятьдесят человек волуйских станичных
казаков, и к той сотне подоспели с посада и с
пашни волуйские полковые казаки и стрельцы, и с
теми татары был бой и на бою татарове взяли в
полон волуйских конных стрельцов дву человек, а
на пашнях поимали волуйских гулящих людей,
которые живут в слободах за острогом по лесом, и
по гумнам и на пашнях опоздали. И ныне
безпрестани мимо Волуйки Калмиюсскою сакмою, и
Изюмскою и Савинскою сакмами многие люди
татарове в Русь ходят сот по пяти, и по шти, и по
семи и больше; и впредь мне тех атаманских, и
ездочных и ямских охотников слобод, и стрельцов и
казаков, которые живут по гумнам, их братьев, и
детей, и племянников и зятьев, гулящих людей,
уберечь нельзя, потому что из тех слобод и с гумен
гулящие люди, атаманские, и ездочные, стрелецкие
и казачьи братья, и дети, и племянники и зятья,
встав рано, самовольством, украдкою ездят на поле
и на пашнях ночуют. И наперед сего я к тебе,
государю..., о тех атаманских, и ездочных и ямских
охотников о слободах писал, что они живут за
острогом в слободах по лесом порознь и в
безвестный приход ночною порою от татар и от
воров черкас уберечь нельзя, и из тех слобод
гулящие люди, встав рано, самовольством, украдкою
ездят на поля. Да августа в 13 д., по твоему
государеву указу, послал я в поход за татары
стрелецкаго и казачью голову Юрья Чуфаровскаго,
с ним волуйских стрельцов, и казаков и многих
волуйских охочих гулящих людей, и велел ему идти
вниз по Осколу реке и стеречь по перелазом, где
татарове Оскол перелазят, и велел ему промышлять
над татары на Осколе по перелазом, сколько
милосердый Бог помочи подаст».
Помета: «Отписать, те вести ведомы. Однолично
ему жить с великим береженьем и тем людем,
которые в осаду не идут, чинить наказанье. А над
татары по речкам и по перелазом промышлять,
сколько милосердый Бог помочи подаст, а себя бы и
людей уберечь, а в проезд посылать и от себя к
государю и вести по городом писать, чтобы пришед
безвестно, украдом, города не повоевали».
(Москов. ст. столб. № 75, лл. 455—457).
|