|
№ 326-й. Отписка Велпколуцкого воеводы об отсылке в Москву “распросных речей" лазутчиков Якова Буркова да Василья Строкина “о польских вестях". Великолуцкий воевода Петр Репнин при отписке, полученной в Розряде 11 марта, прислал в Розряд распросныя речи лазутчиков Якова Буркова и Василья Строкина. Распросныя речи. 140 г. марта в 2 д. пришли на Луки Великие из за рубежа с Невельскаго уезда из Усвяцких волостей лазучики, Луцкой стрелец Якушко Бурков да Васька Строкин, а в роспросе сказали: были де они в Усвяцкой волости в Стайках и виделись с русским человеком, с Лучанином, с Федькою Масловым, а он де, Федька, был на Лукех в ямщикех и в Луцкое де разоренье зашел в Полотеск и ныне живет в Полоцке. А вестей сказали: король литовской Жигимонт и королевичи Владислав и Казимир в Варшаве; а сойм де у короля, и у королевичей и у панов радных будет в Варшаве марта с 1-го числа о послех, чтобы послать послов к Москве тех, которые мирилися под Троицею, а о чем посольство будет, того ведома нет. А цесарской де посол стоит ныне в Варшаве, а королевич де Владислав вместо того цесарскаго посла послал своего немчина умыслом и оманом к Москве, а с ним цесарских людей тридцать человек, а послал на старом, как он, королевич, хотел было завладеть московским государством, и на посольстве де ему просить Пскова с пригороды и Путивля с Северскою землею; и будет им тех городов поступятся, и у них де на том и мир будет, а будет де тому послу немчину какия не будет на Москве тесноты и отпустят его назад, и литовские де послы пойдут к Москве по траве. А прямой де цесарской посол в Варшаве на сойме и к Москве де не пойдет. Да за тем де послом, что вместо цесарскаго пошел к Москве, ехали из турския земли три человека турские люди к Москве чрезъ литовское государство и их де изымали в Смоленске, а сказывают, будто лазутчики, а посланы к государю к Москве от турскаго царя с листами, и из Смоленска де посланы они в Варшаву. Да он же им сказывал, говорят де во всем литовском государстве шляхта и многие люди, чтоб польским и литовским людем вступить наперед войною в Московское государство, не пустя московских людей в свое государство; а подлинно де войною вступят литовские люди в московское государство по траве, а на которые городы, того ведома нет. А королевич де Владислав говорит, что де ему на польское и литовское государство королем не садиться, а помочь де ему будут ратные люди от цесарскаго и ему де доступаться московскаго государства, и будет де он московскаго государства не доступит, и ему де столица делать в Смоленске и владеть русскими московскими городами, которые взяты на миру, да к тому прибавливать городов с московскаго государства. А литовских де ратных людей ныне в сборе нигде нет и запорожские де казаки по домом, а по траве де сбор всем ратным польским и литовским людем и запорожским казаком будет в Смоленске и готовятся де на бой с московским государством. Да и то де у них слух есть, что к государю пришли немецкие ратные люди на помочь и по литовским де и по порубежным городом блюдутся [345] от московскаго государства войны. А от королевича Владислава прислан на Невль горододелец города делать, и по ся де место делать не почал. А в Полотеск де пришел воевода Полоцкой Януш Кишка, да с ним князь Криштоп Друцкой-Соколинской, а с ними де ратных людей татар сто человек да двора их тридцать человек, а для чего пришли, того ведома нет, и шляхта де полоцкая к ним все в Полоцк сбираются. А воевода де Смоленской Александр Гасевской ныне в Варшаве, а в Смоленске де прибылых ратных людей нет; а как де Гасевской будет в Смоленеск, и с ним де будут прибылые ратные люди. А в порубежные де в литовские городы, в Полтеск, и на Невль и на Усвят прибывают, а по траве де прибылые ратные люди во все порубежные городы будут. Да Гасевской де послал из Смоленска для вестей к Москве и в московские городы лазутчиков. А с Невля де воевода Петр Мровинской пошел на сойм в Варшаву и с дороги де писал на Невль к писарю к Обруцкому, а велел проведывать всякими промыслы и посылать в Луцкой уезд лазучиков, для чего к государю немец четыре тысячи пришли, и где ныне в московском государстве стоят и куда им чаять походу. А в Ригу де литовской король хлеба на продажу не пустил и от того де промеж ими чаять войны. (Москов. ст. столб. № 83, частн. №10, лл. 104-107). |
|