№ 320-й. Отписка Мосальского воеводы с
приложением расспросных речей выходца Михаила
Трофимова о польских вестях.
Мосальский воевода Иван Бутурлин в отписке,
полученной в Розряде 23 декабря, доносил, что
привели к нему в съезжую избу с заставы казак
Ивашка Иванов с товарищами выходца Мишку
Трофимова, коего он распрашивал и распросныя
речи при отписке посылает в Москву.
Распросныя речи. «140 г. декабря в 17 числе привел
в съезжую избу с заставы Мосальскаго уезда,
государева дворцоваго села Берны деревни
Борисовой, московский казак Ивашка Иванов с
товарищи выходца Мишку Трофимова, и в роспросе
Мишка сказал стольнику и воеводе Ивану Ивановичу
Бутурлину: вышел де я на государево... имя из
Серпейска, а урожденец де я, Мишка, Бельскаго
уезда, государевой дворцовой волости, деревни
Гридиной крестьянский сын, а взяли де меня
литовские люди в полон в той деревни Гридиной,
как король взял Смоленеск, и служил де я у пана
Лучинскаго, Оршанскаго повета, и в нынешнем де 140
г. декабря в 4 числе пошел я, Мишка, из Серпейска из
Демина на государево имя в Вязьму и Деминские де
мужики, поимав меня, привели меня в Серпееск и
капитан де меня Залесский велел вкинуть в тюрьму,
и я де, Мишка, декабря в 16 числе ушел из тюрьмы; а в
Серпейску де с капитаном Залесским казаков и
гайдуков человек с двадцать, а в Смоленске де с
Александром и в Дорогобуже с капитаном сколько
люду, того де я не ведаю. Да слышал де я, Мишка, в
Серпейску на варте у казаков, что король старый,
Жигимонт, умер, а хотят де польские и литовские
сонаторы посадить на королевство Жигимонтова
сына меньшаго, а как де его зовут—я не ведаю, а
Владиславу де отказывают: «живи де в Смоленску, а
что де будет прибавишь московских городов, и то
де твое же!» Да скорбят де литовские люди о том
гораздо, что годы урочные выходят, а у нас де люду
мало.. А у которых де у посадских и уездных людей в
Смоленском, и в Дорогобужском и в Серпейском
уезде были самопалы, и литовские де люди самопалы
все у русских людей поотымали, а боятся де
литовские люди прихода государевых людей. А о
соли де литовские и уездные люди тужат гораздо, а
еще де ныне проимаются старою солью, которую
провозили московские люди в прошлых летех, Панка
Хам да Нестерка Козел; а литовскую де соль
черянки купят в Смоленске пуд по полутора рубля.
Да Александр де Госевский прислал к капнтаном
Дорогобужскому и Серпейскому талери, а велел
капитанам наметывать на уездные люди на
крестьянина по золотому, а емлют де у них на
всякий золотой с крестьянина по пуду пеньки, а
собрав де пеньку с Смоленскаго, и с [340]
Дорогобужскаго и с Серпейскаго уездов, Александр
Госевский (велел); отпускать
пеньку в Ригу менять на соль, а немецкие де люди в
Риге литовским людем соли на золотые и на тарели
не продают, опричь пеньки, а на капитана де соль
емлют Московскую Серпейскаго уезда деревни
Маклаковой у Фильки да у Левки Буниных, а к Фильке
да к Левке привозят соль из Мещевскаго уезда, а
кто к ним соль привозитъ, того де я, Мишка не
ведаю. Помета: «Чтена».
(Москов. ст. столб. № 75, лл. 91—94).
|