|
№ 264-й. Отписка Алатырского воеводы о розыске про съезд мордвы и черемис в Алаторском у. в д. Чукалех. Алатырский воевода Дмитрий Толочанов да подьячий Григорий Рукавов в отписке, полученной в Розряде 20 октября, доносили: «В твоей государеве грамоте, за приписью твоего государева дьяка Михаила Данилова, писано к нам, а велено в Алатаре в съезжей избе выписать из записных книг и велено сыскать всякими сыски подлинно: мордва и черемисы съезжались в Алаторском уезде Чукалех для помина родителей по отпуску ли, и кто их и сколь давно отпускал, и памяти им о том даваны ли, и кто имены и которых городов и сколько котораго города мордвы и черемисы было, и не было ли у них какого воровскаго умышленья, и какое они волшебство делали, лошади секли и русских людей для чего к себе не припускали? а которые русские люди в те поры (мимо) тое их деревни ехали, и они но тем людем из луков и из пист.... стреляли ль, и кого именем пострелили.... им говорили, как по них стреляли? и стреленых на ту мордву и черемису в Алатаре челобитье было ль, и раненых осматрмвали ль? и записка тем раненым есть ли, и что тем раненым по их челобитью учинено? и много ли на том съезде мордвы и черемисы было, и нанеред сего у них такой съезд бывал ли, и сколь давно и в которых деревнях, и для чего съезд был, и многие ль люди на том съезде были, и не было ль у них на том съезде какого воровскаго умышленья? да о том о всем велено к тебе, государю, отписать. И по той твоей государеве.... грамоте того же числа послали мы в Алоторский уезд стародубца Ивана.... дина да Рословца Никиту Толбузина, а велели алаторскую мордву розных деревень поставити перед собою; и Иван.... и Никита Толбузин алаторскую мордву перед нами поставили, и мы против твоей государевы грамоты алаторскую мордву роспрашивали порознь. А что перед нами в роспросе сказали, и мы те их роспросныя речи послали к тебе, государю, к Москве под сею отпискою; а раненым людем роспросу и росписи на Алатаре в съезжей избе не сыскано». Распросныя речи. 138 г. сентября в 25 д. перед стольником и воеводою, перед Дмитрием НикифоровичемТолочановым, да перед подьячим Григорием Рукавовым алаторскаго уезда розных деревень мордва в роспросе сказали: Дер. Игнатовы мордвин Андрюшка Игнатов сказал по своей вере по шерти за себя и за своих товарищей, за всю деревню: в прошлом, в 13… г., после Великодня, на семик, был де он в деревне в Новых Чукалех у мордвина, у Соваика Мечасова, и в тот де день была деревни Старых и Новых Чукал у мордвы [297] мольба над их родители, по вере осыпали землею — мар; а были на той мольбе Арзамасская и Нижегородская мордва с женами и с детьми, а кто именем была мордва, того он не ведает. А была де такая мольба тому де лет с пятьдесят и больше; а никакого воровскаго умышленья у них не бывало и лошадей не секли, а русских людей не припущали, что по государеве грамоте заказ нам был, что русским людем у нас у мордвы нашего молебнаго питья не пить и ествы не есть; а русские всякие люди тут приезжали и смотрили, как они по своей вере землею мары осыпали, а по них из луков и из пищалей не стреляли, а были де они на той мольбе без луков и без пищалей, только были с женами и с детьми. Да в прошлом де, в 137 г., после Великодня на другой недели в четверг была такова же мольба в Алаторском уезде у мордвы дер. Ордатовы, да дер.... чушевы, да дер. Урусовы, да дер. Тетилгеевы. Деревни Старых Чукал мордвин Сустат Секшенев за себя и за товарищей своих, за всю деревню, по своей вере по шерти сказал: в прошлом де, в 137 г., после Великодня на седьмой недели в четверг была де у них мольба у пяти деревень но своей вере, как де их деды и отцы наперед сего делали, осыпали землею мары; а были на той мольбе их же братья мордва с женами и детьми их, и племя Арзамасскаго уезда дер. Кельдюшевы Чалетка Пятов с своим племенем, да Нижегородскаго уезда, а коей деревни — того он не ведает, мордвин Ботякш Аишкеев с своим родом и со племенем, да Алаторскаго уезда розных деревень мордва: дер. Пермеевы Урняй Кузмин да Сай Гущевы дети своим родом и со племенем, дер. Стараго Ожердеева Баюш Учаев своим родом и со племенем всею деревнею, дер. Андреевки Губа Бошаев своим родом и со племенем всею деревнею, дер. Ермурзины Старко Ермелзин своим родом и со племенем всею деревнею, дер. Отяшевы Тотайко Торшанов своим родом и со племенем, тое же деревни Ушам Отюшев своим родом и со племенем, и тутошних окольных деревень мордва, а сколько их по смете, того им не ведомо. А черемисы у них на той мольбе не были; а воровства и воровскаго заводу и умышленья у них никакого не было, а лошади и коровы резали свои по своей вере на ту мольбу, а русских людей к себе молебнова есть не припущали, для того, что по государеве грамоте заказ у них наперед того был, русским людем у нас у мордвы их молебнаго питья не пить и ествы не есть; а как они по своей вере мольбу делали, засыпали землею мары, и в те де поры смотрить приезжали многие всякие русские люди, а из луков и из пищалей по них не стреляли и никого не ранили, были на той мольбе без ружья. А была де такая мольба наперед сего лет с пятьдесят и больше; да в прошлом же де, в 137 г., после Великодня на другой недели в четверг была де такая ж мольба в Алаторском уезде в дер. Ордатове, да в дер. Кечушеве, да в дер. Урусове, да в дер. Тегингееве. А как они мольбу у себя делали, и у них из приказа от воеводы памятей не было. Да алаторская ж мордва, которые тут на мольбе были, дер. Пермеевы и иных деревень, Урняйко Кузмин с товарищи, сказали по своей вере по шерти те ж речи, что сказал Чукальской мордвин Сустатка Секшенев. Помета: «Выписать в доклад из прежней и из нынешней отписки и поднести тотчас». (Москов. ст. столб. № 54, лл. 74—80). |
|