Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 258-й. Дело по отписке Мосальского воеводы о выходце Климе Иванове.

Мосальский воевода Семен Волынской в отписке, полученной в Розряде 21 сентября 1629 г., доносил: «августа в 23 д. привел ко мне твой государев крестьянин д. Болобоновы Афонька Луначенок выходца Климка Иванова; а сказался мне тот Климка в роспросе русской человек, урожденец он был Серпейскаго у. Доминской волости, а ныне де он жил в Серпсйском же у. за Колышевским, что ныне в Серпейске капитаном, а жил де он в наймех, не на жеребье, в д. Дегонке; а отца де и жены у него за рубежем нет, а в Мосальске де ему племя твой государев крестьянин Четверка Елизарьев и тот де по нем и поручится. А вестей де он никаких не ведает; в Серпейске де и в Смоленске не бывал. И я, приведши его ко кресту, отдал его тому Четверке Елизарьеву, чтоб он его берег, и роспросил его на крепко, подлинноль у него отца нет за рубежем. И августа в 28 д. пришел ко мне тот Чотверка и сказал: хочет де тот Климка идти въ Мещовский у. боярина, князь Бориса Михайловича Лыкова в поместье, а мне де он не племя, и будет де он изменит тебе, государю, и ему б де не быть в твоей государеве опале. И я того выходца Климка роспрашивал накрепко и сказал ему, будто мне ведомо учинилось, что за рубежем у него есть отец, и мать и жена, и он бы сказал правду, твоей государевы опалы не опасался; а будет для того хочет идти в Силковичи, чтоб перезвать отца своего из за рубежа на твое государево имя, и для того мочно его и отпустить. И тот Климка сказал, что за рубежем у него отец и жена, и он де будто не смел сперва сказать про отца и про жену, для того, что его сошлют к Москве, а в Мещевской у. он для того и просился, чтоб ему из за рубежа жену свою выкрасть. Да он же сказал: как де он шел в Мосалеск, и в Мосальском де уезде по деревням идучи он из Мещовскаго у. сказывался боярина, князя Бориса Мнхаиловича Лыкова, крестьянина Гапошков казачок, будто идет к Четвертому в Мосалеск взять долгу; а сказывался де для того, что его в Мосальскомъ у. порубежные мужики отдадут за рубеж. И я того Климка отдал за пристава до твоего государева указа».

Помета: «Послать государева грамота, а велеть того выходца прислать к Москве с приставом».

Государева грамота в Мосальск воеводе о присылке в Москву выходца Клима Иванова послана 7 октября 1629 года.

Мосальский воевода Семен Волынский прислал выходца Клима Иванова в Розряде при [274] отписке, полученной в Розряде 30 октября 1629 года.

На отписке помета: «Выписать, в каком деле велено прислать».

Розрядная выпись. «Нынешняго 138 г. сентября в 21 д. писал к государю... из Мосальска воевода Семен Волынской, что в 137 г. августа в 23 д. привел к нему в съезжую избу государевы дворцовой волости д. Болобановы крестьянин Афонька Луначенок выходца из за рубежа Климка Иванова, а в роспросе тот Климка сказался Серпейскаго уезда Деминской волости крестьянский сын, а жил в Серпейском у. за паном Колышевским в деревне Дегонке в наймех, не на жеребье, а тот де Колышевской в Серпейске капитаном, а отца де у него, у Климка, и жены за рубежем нет, а в Мосальск де племя ему государевы дворцовыя волости крестьянин Четверка Елизарьев и порукою по нем он, Четверка, ручается. И он, Семен, того выходца, приведши ко кресту, отдал тому Четверке Елизарьеву. И августа в 28 д. пришел к нему в съезжую избу Четверка Елизарьев, а сказал: хочет де тот Климка идти в Мещовской у. боярина, князя Бориса Михайловича Лыкова в поместье, а ему де, Четверке, он, Климка, не племя, и будет он изменит государю, сбежит за рубеж, и ему бы Четверке за то от государя в опале не быть. И он, Семен, того выходца, Климка, в другие роспрашивал накрепко: отец, и мать и жена у него за рубежем есть ли, и будет есть, и не для ль того хотел он идти боярина, князя Бориса Михайловича Лыкова, в поместье в Силковичи, чтоб ему отца своего и жену из за рубежа перезвать на государеву сторону. И Климка Иванов в роспросе сказал, что у него за рубежем отец и жена, а сперва де он отца своего и жены не сказал у себя, боялся, что его пошлют из Мосальска к Москве, и в Мещевской у. боярина, князя Бориса Михайловича Лыкова, в поместье в Силковичи хотел он идти для того, чтоб ему жену свою из за рубежа выкрасть. Да он же, Климко, идучи из Мещовскаго у. в Мосалеск, сказывался по деревням боярина, князя Бориса Михаиловича Лыкова, крестьянина Гапошков казак, а идет будто к Четвертому Елизарьеву для долгу; а сказывался де он для того, чтоб его Мосальскаго у. порубежные мужики не отдали назад за рубеж.

И октября в 7 д. писано от государя в Мосалеск к воеводе к Семену Волынскому, а велено того выходца, Климка Иванова, прислати к государю к Москве с приставом.

И Климка Иванов из Мосальска прислан к Москве.

И дьяки, думной Федор Лихачев да Михаил Данилов, того выходца Климка Иванова в Розряде допрашивали накрепко: по какому он умышленью, покиня отца своего и жену, из за рубежа вышел и с выходу в Мосальске за рубежем отца у себя и жены не сказывал, и для чего хотел идти назад к Литовскому рубежу боярина, князя Бориса Михайловича Лыкова, в поместье в Мещевской у. в село Силковичи, и не хотел назад идти за рубеж, и собою ли он из за рубежа вышел, или кто его прислал, и для какого воровства и лазучества прислан? чтоб он, Климка, про то про все сказал правду не пытан. И Климка Иванов в допросе сказал: жил де он с отцом своим в Серпейском у. за литвином за Колышевским в дер. Дегонке во крестьянех, а на государеву де сторону перешел он в 137 г., после Оспожина дня вскоре, боярина, князя Бориса Михайловича Лыкова, в поместье в село Силковичи в деревню Бельную к крестьянину к Митьке Семенову пировать, пива пить, а праздновал де тот Митька Фролу и Лавру, а ему де тот Митька дядя, матери его Климковой брат родной, а пошел де он отпросяс у отца своего и жена де его ведает же, как он пошел; а та де деревня Бельная от деревни Дегонки, где он жил, пять верст; и у того де у дяди своего запился, жил четыре дня, и бояся от пана Колышевскаго побой, за кем он жил, назад за рубеж не пошел, а пошел на государево имя, потому что отец его с ним и с женою его наперед того говаривали, чтоб им на государеву сторону всем перейдти, и чаетъ того, что отец его и жена будут на государеву сторону за ним же. И идучи он, Климка, Мосальским у. по деревням сказывался боярина, князя Бориса Михайловича Лыкова, поместья деревни Лосиной крестьянина Агафонковым казаком Сороченка, а шел будто к крестьянину ж к Четвертому Елизарьеву для долгу, для того чтоб его порубежные мужики не ограбили и, ограбя, назад его за рубеж не отдали; а как пришел в Мосалеск, и в Мосальске воеводе Семену Волынскому за рубежем отца своего и жены не сказал, чтоб воевода к Москве его не послал, а мыслил себе: как воевода, распрося его, и велит ему жить в Мосальском [275] или в Мещовском уезде, и ему было жену свою из за рубежа выкрадывать; и живучи он в Мосальске государевы дворцовыя волости у крестьянина у Четвертова Елизарьева, просился в Мещовской уезд боярина, князя Бориса Михайловича Лыкова, в поместье в тое деревню Бельную, на которую он из за рубежа вышел, для того, чтоб ему из той деревни жену свою из за рубежа выкрасть; и тот Четвертка, бояся от него побегу за рубеж, повел его в Мосалеск, а ему де было Климке за рубеж отнюдь не бегивать, да и бежать не мочно, что тот пан Колышевской, за кем он жил, убьет его до смерти, бояся де того пана убивства для того и на государевой стороне остался. А перешел де на государеву сторону собою, и никто его не посылывал, и воровства и лазучества за ним отнюдь нет.

И тот выходец Климка Иванов сидит в Розряде в задней палате за сторожми».

Помета: «Государь пожаловал, велел Климка Иванова дать на поруку с записью, чтоб государю не изменить, за рубеж не сбежать, покаместа отец его и жена выйдут из за рубежа, а безпоручно не верить, потому что речь своровал, сперва отца своего и жены за рубежем не сказал».

(Москов. ст. столб. № 54, лл. 11—13, 84, 104—110).

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.