Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

1586—1587 годов.

№ 31-й. Боярский приговор по поводу выписки из приговоров с 1573 по 1581 г. о расположены голов, и станиц в поле; о новом расположении голов и станиц, с приложением росписи Ливонских сторож и Воронежских 1587 г.

Выписано из приговоров к 94 году. В прошлых годех от 81 году до 89 году ежегод стояли головы для береженья царя и больших воинских людей приходу на государевы Украины. Из Северы головы стояли на Донце на Северском усть Уде, а иное на Комольше усть Оскола; а людей с ними посылано из Украиных городов по росписи по 70 человек с головою, а розъезды от них были на право вверх Берестовые и Береке через Муравской шлях, проезду два днища, а назад тоже; а на лево вниз по Донцу до усть Оскола и до усть Ойдара, проезду пять днищ а назад тоже; а стояли головы переменяясь по два месяца опричь проезду на три статьи от весны и до зимы, а в головах стояли дети боярские добрые с больших статей из Колуги, из Мещеска, из Серпейска, изо Брянска, и с ними посыланы дети боярские с больших и с середних и с малых статей, оберегали те головы царя и больших воинских людей приходу через Донецкие перелазы и Муравским шляхом, а станицы от них ездили по наказу встречаясь и признаками станичники на урочищах менялись. И в прошлом в 88 году и 89 году станичные головы в роспросе сказали, что на Донце на Северском стоялым головам быти ненадобно, потому что стоят на Донецких сторожах дети боярские Путивльцы да Рыляне, а стоят с весны и до зимы до больших снегов переменяясь по шти недель и с проездом, да из Путивля ж ездят вниз по Донцу до усть Айдара станицы по росписи встречаясь объезжают все царевы дороги и воинских людей походы через Донецкие перелазы и Муравской шлях, и по тех станичных голов скаске от 89 году по 94 год на Донце на Северском головы не стаивали;

во 2-м месте головы стояли на Осколе усть Убли на Семи усть Хону, а людей с ними посылано из Украиных городов по росписи по 70 человек с головою; а розъезды от них были направо к верх Корочи и Корени верх Донца Северского через Муравской шлях, проезду два днища, а назад тоже; а на лево мимо Котельсково и Погорелово лесу и верх Волуйки и до верх Айдара, проезду два днища, а назад тоже, а стояли головы переменяясь по два месяца опричь проезду на три статьи с весны и до зимы до больших снегов; а в головах стояли дети боярские добрые с больших статей с Тулы, с Коширы оберегали те головы на Тульские и на Северские места царева и больших воинских людей приходу через Донецкие перелазы и Муравской шлях и на Осколе головы стояли по вся годы; а в 91 году на Осколе головы стояли, а розъезды у них переменились для новые Калмиюские дороги направо ездят к верх Корочи и Корени по старому, а на лево от усть Убли мимо Котельского и Погорелово лесу до верх Волуйки, съезжатись с теми станицами на верх Волуйки которые станицы ездят от голов с Богатово Затону;

в третьем месте стояли головы на Дону в Вежках выше Медведицы и Хопра, а иное стояли усть Тулучеевой и усть Богатого Затону, а розъезды были на право за Дон по Крымской стороне до верх Айдара и до верх Волуйки, проезду два днища, а назад тоже, а на лево вниз по Дону по Рязанской стороне до Меловых гор, проезду три днища, а назад тоже, а в головах стояли дети боярские с Рязани, а люди с ними были дети боярские и казаки из Украиных городов по росписи по 70 человек с головою, оберегали те головы Тульские и Рязанские места приходу которые люди ходят Удонью и новою Калмиюскою дорогою и те головы стоят по вся годы и по ся места и в 93 году на Дону головы стояли же; да станичные головы говорят: на Дону усть Богатово Затону да на Осколе усть Убли без стоялых голов быти нельзе, потому что Крымские и Нагайские люди ходят на государевы украины новою Калмиюскою дорогою; а Донец лазят ниже Айдара за полднища Донецких Роздоров, а от Озова за полтора или за два днища; Путивльские станицы тех перелазов не отъезжают, а Тульским и Рязанским станицам ездить для вестей и тем людем Калмиюскою дорогою встречю и того боятись, что станицы поемлют или которые люди пойдут Удонью и станица с ними розъедетца а люди пройдут безвестно. И Удонью воинские люди ходят мало, потому что многие реки по устьем плыти, а и пойдут Удонью, и Донские головы которые стоят на Богатом Затоне сакмы переедут; а всего больши воинские люди ходят [58] ныне новою Калмиюскою дорогою, потому дорога суха перелезши Донец под Гребенными горами за полднища до Роздоров, а за полтора днища или за два от Азова, а пойдут меж рек правые речки впали в Дон, а левые в Донец, плавных речек мало уберегут их сакмы Оскольские головы;

в 4-м месте из Мещеры стояли головы меж Дону и Волги под Тилеорманским лесом на реке на Вороне меж Алабуги и Богановской поляны, а розъезды были на право до верх Толучеевой проезду три днища а назад тоже, а налево до Волги до усть Корешки и до Змеева Камени что против Медвежья острова проезду пять днищ и назад тоже, а в головах стояли станичные головы с своими товарищи, да в прибавку Цненская да Мокшанская мордва по 70 человек с головою, оберегали те головы Мещерских и Олаторских и Курмышских и Арзамаских мест, а стояли головы с весны и до зимы переменяясь по два месяца опричь проезду, а станицы от них ездили по наказу встречаясь и признаками меж собя станичники менялись, а дети боярские с головами посланы добрые и конные с больших статей и с середних. И от 88 году и по ся места под Тилеорманским лесом головы не стояли потому сказывали головы станичные и станичники, что меж Дону и Волги воинские люди мало ходят, все ходят новою Калмиюскою дорогою, а и пойдут которые малые люди и придут на Олаторские места и на Орзамаские и на Мещерскую на верхнюю на Мокшанскую и на Цненскую Мордву и тех людей сакмы объезжают станицы Орзамаские. Да по сказке станичных голов и стоялых написано 87 году как почаяти царя и больших людей приходу на государевы украины учинити бы сторожа с Орла на Семи повыше Мелового броду усть Ещина, а поставити бы на той стороже человек с десять или с пятнатцать с Орла да из Новосили, да изо Мценска детей боярских добрых и конных по четыре или по пяти человек из города, а стояти бы им по месяцу и с проездом, а розъезжати бы им на право вниз по Семи до усть Хону проезду два днища а назад тоже, а на лево вверх по Семи до Кутлубани до Юшкова бояраку полднища и назад тоже и та сторожа устережет все царевы дороги и больших воинских людей походы, которые ходят через Донец и Муравским шляхом, а с вестьми от них будут в украинные городы скорея сторожей задолго до приходу воинских людей потому что сторожи стоят на худых лошадях и близко украины с вестьми в городы не поспевают и потому приговору сторожа не стаивала; а отпускали голов на поле апреля с 1 числа, или со 8 числа, или с 10 числа, а стояли с весны и до зимы переменяясь по два месяца опричь проезду.

Роспись сколько в котором городе станиц и до которых урочищ ездят.

В Путивле 8 станиц, а ездят по прежнему государеву указу и по росписи апреля с 1 числа вниз по Донцу до усть Айдара, а по вестем как почаяти царя и больших воинских людей приходу на государевы украины велено посылати станицы к верх Самари и Арели, а к третьему урочищу к Днепру к Песьим костям, а ездят Путивльсеие станицы с весны и до зимы до больших снегов встречаясь, а посылают их из Путивля воеводы по государеву указу и по росписи пропущая меж станиц по две недели со днем.

На Туле 4 станицы, а ездят не по росписи по вестем ко Мжу и к Коломаком на цареву дорогу на Муравской шлях как поновятца вести и почаят царя и больших воинских людей приходу на государевы украины на Тульские и на Мценские и на Новосильские места, а розделены Тульские станицы на двое: две станицы на Туле, а две станицы на Дедилове.

На Рязани 4 станицы, а ездят не по росписи и по вестем к Донцу к Северскому к Великому перевозу и к Святым горам как почаят царя и больших воинских людей приходу на государевы украины на Рязанские и на Тульские места; да Рязанские же посылают за Дон к Тихой Сосне и к Колитвам меж Дону и Донца Северсково новою Калмиюскою дорогою до Донца до Северсково, где перелазят Донец Крымские и Нагайские люди идучи на государевы украины из нового города из Калмиюса, а лазят Донец под Гребенными горами, а в другом месте под Хорошими горами, а нногды Рязанские станицы посылают вниз по Донцу до Кулишка и до Роздоров Донецких и до Азова для Нагайских людей приходу которые пойдут на государевы украины Удонью; а розделены Рязанские станицы на двое: две станицы живут в Пронску, а две на Михайлове.

В Мещере 4 станицы ездят не по росписи по вестем вниз по Дону до Клеток и до Переволоки до Вольской и ниже в которых местах перелазят Нагайские люди идучи в Крым или из Крыма в Наган и как почаяти [59] нагайских людей приходу на Мещерские места; а иные стоят на Дону на Богатом затоне.

А в Путивле Донецких сторожевых голов детей боярских Путивльцов да Рылян 8 человек, а детей боярских с ними Путивльцов же 114 человек, а посылают их на сторожи по росписи апреля с 1 числа из Путивля наместник и воевода голов Путивльца да Рыле-нина, а с ними детей боярских Путивльцов 17 человек, да Рылян 17 человек с головами 36 человек, а стоят сторожевые головы с весны по 6 недель и с проездом, а в осень но месяцу и с проездом.

А сторожей из Украиных городов по Сосне и по Дону и по Мже посылают изо Мценска, из Новосили, с Орла, с Карачева, с Дедилова, с Кропивны, из Донкова, из Еиифани, из Рязского, из Шатцкого, из Кадомы, из Темникова по росписи до воевод осадные головы апреля с 1 числа или ранее как будет мочно сторожем на поле ехати; а стерегут сторожи во Мценску, в Карачеве дети боярские; а на Орле и в Новосили дети боярские и казаки; а на Дедилове, на Кропивне, на Епифани, в Донкове, в Рязском, в Шатцком месячные сторожи; а в Кадоме да в Темникове Мордва.

И 94 году марта в 1 день боярин Никита Романович Юрьев сей росписи слушал и приговорил: на Осколе усть Убли и на Дону на Богатом Затоне стоялым головам нестояти. По государеву цареву и великого князя Федора Ивановича веса Русии указу и по приговору бояр князя Федора Ивановича Мстиславского с товарыщи на Сосне не доезжая Оскола два днища поставить велено город Ливны; а на Дону на Воронеже не доезжая Богатово Затону два днища велено поставить город Воронеж; а быти на Ливнах и город ставити воеводе князю Володимеру Васильевичу Кольцову Мосальскому да Лукьяну Хрущеву, на Воронеже воеводе Семену Федоровичу Сабурову, да Ивану Судакову, да Василию Биркину. И каковы будут вести на Ливнах про приход воинских людей на государевы украины, и с Ливен посылати с вестми на Воронеж, а с Воронежа потому же на Ливны с вестми посылати, а ехати которыми дорогами поближе и бережнея, а сторожи воеводам поставити присмотря в которых местах пригоже и станицы потому же посылати присмотря, да о том отписати к государю.

И воеводы с Воронежа и с Ливен к государю писали и сторожевые росписи прислали, а куды с Ливен на Воронеж и с Воронежа на Ливны для вестей и станицы посылати к которым урочищем не прислали.

Роспись сторожем Ливенским.

1-я сторожа под Котельским лесом, а быти на ней сторожем 6 человекам с Ливен, а переезжати им на лево до Погорелово лесу и до верх Девици, а проезду днища, а назад тоже.

2-я сторожа в Пузацком лесу, а быти на ней сторожем с Ливен 6 человек, а переезжати на право вниз по Семи до Высады, а проезду полднища, а назад тоже, а на лево до верх Оскольца, а съезжатца им с теми сторожми, которые стоят с Ливны же на Семи у Мелового броду, а проезду днище и назад тоже.

3-я сторожа на Семи у Мелового броду, а быти на ней сторожем с Ливен 6 человек; а переезжати им вниз по Семи верст с пятнатцать до Индинсково городища, а верх по Семи до Высады, а съезжатца им с Пузацкими сторожами с Ливенскими, а проезду днища, а назад тоже.

4-я сторожа вверх Долгово Колодезя на Муравском шляху, а быти на ней сторожем с Ливен 3 человека, а пореезжати им на лево (к) х Щеневой верст с семь а направо беречи Ктиму (к Тиму).

5-я сторожа верх Свешен, а быти на ней сторожем 4 челов. с Ливен, а переезжати им на право до Олыми верст с дватцать; а на лево до верх Снав Донских, а переезду их до верх Снав верст с дватцать.

6-я сторожа на Муравской же дороге под Мокрецким лесом, а быти на ней сторожем с Ливен 3 человеком, а беречи им Муравской дороги.

7-я сторожа на Сосне усть Трудов выше города, а быти на ней сторожем 3 человеком с Ливен, а беречи им на лево вниз по Сосне с Речицкими сторожами, а переезду их до Речиц верст с десять.

8-я сторожа смесная на Сосне усть Речиц, а стояти на ней сторожем с Ливен 2 человеком, да изо Мценска, да из Новосили по 2 человека, а переезжати им вверх по Сосне до Хвощинских сторожей верст с пятнатцать, а вниз по Сосне до усть Трудов.

9-я сторожа смесная на Сосне усть Хвощны а быти на ней сторожем с Ливны 2 челов., изо Мценска, да из Новосили по 2 человека из города, а переезжати им вверх по Сосне до [60] усть Колпны, а вниз по Сосне до усть Речиц.

10-я сторожа смесная на Сосне усть Колпны, а быти на ней сторожем с Ливен 2 человеком, да из Новосили, да изо Мценска по 2 человека из города, а переезжати им вверх по Сосне до Луковца.

11-я сторожа смесная на Сосне в Луковце, а быти на ней сторожем 2-м человеком с Ливен да изо Мценска да с Орла по прежнему по 2 человека, а переезжати им вниз по Сосне до усть Колпны.

12-я сторожа на Сосне усть Кунача ниже города от города верст с десять, а быти на ней сторожем 3 человеком с Ливен, а переезжати им вниз по Сосне до Чернавских сторожей, а переезду их верст с пятнатцать.

13-я сторожа на Сосне усть Чернав, а быти на ней сторожем 4 человеком с Ливен, да из Донкова, да с Дедилова, да с Кропивны, да из Новосили по два человека из города, а переезжати им вниз по Сосне до Радушкина лесу.

И всего Ливенских 13 сторож, а сторожей на них на одну статью 46 человек.

А 95 года марта в 4 день воевода князь Володимер Кольцов Мосальской сказывал: посылал с Ливен станицы к верх Донцу Северскому, а другую к верх Семи к Масленому долу, проезду для, а посылати пропущая меж станиц по три дни, да с Ливен же посылал станица к Карпову сторожевью, а проезду с Ливен всего неделя, а стояти им по верхом у Карпова сторожевья неделя по верхом, и где будет пригоже, да с Ливен же посылают станицы на Тихую Сосну к Каменному броду проезду неделя.

Роспись сторожам Воронежским:

1-я сторожа ближнея от устья Воронежсково вверх по Дону три версты стоят сторожи на Дону 4 человека.

2-я сторожа на Дону же версты с три, а сторожей на ней 4 человека.

3-я сторожа на Дону же усть Девице верхних и от тое сторожи версты с четыре, а от города верст с пять.

4-я сторожа вверх по Дону под Кривом Бором, а сторожей на ней 4 человека, а от города верст с сорок.

5-я сторожа на Дону под Галичьими горами стоят 4 человека, от города верст со сто

6-я сторожа по Рязской и по Донковской дороге, стоят сторожи на Долгой поляне 4 человека от города верст с семь.

7-я сторожа по Рязской и по Донковской дороге на Рогу, а сторожей на ней 6 человек, от города 20 верст, а проезжают те сторожи на право к Воронежу к усть Усмани версты с четыре, а на лево к Дону проезжают версты с три.

8-я сторожа вверх по Воронежу у Митина перевесья на броду четыре человека, от города верст с сорок.

9-я сторожа за Доном на Крымской стороне на Тихой Сосне против Вязова броду под Терновским лесом, а сторожей на ней 6 человек розъезжают те сторожи на право по Тихой Сосне через Калмиюскую дорогу которые люди лазят в Вязов и в Каменой брод и до Исерда, а переезду верст с пятнатцать, а на лево те сторожи переезжают вниз по Тихой Сосне до царевой пасеки, которые люди лазят Сосну ниже Ольшаница, а переезду верст с пятнатцать, а от города та сторожа переезду полтора днища, а по смете верст с девяносто.

10-я сторожа вверх по Тихой Сосне усть Усерда против Каменово броду, а на лево переезжают Калмиюскую дорогу до Иловсково лесу верст с шесть, а на право переезжают верх по Тихой Сосне до верх Волуйки, а пепереезжают те сторожи сакмы которые люди ходят верх Сосны и верх Волуйки, а переезду верст с дватцать, а стоят на той стороже 8 человек.

11-я сторожа по Крымской стороне в Котельском лесу, а переезжают до Погорелово лесу через Калмиюскую дорогу, а переезду верст с пятнатцать, а проезду полтора днища, а по смете верст с девяносто.

12-я сторожа по Нагайской стороне от Дону за Воронежем на Бетюке усть Чамлыка от города проезду два днища, а по смете верст с полтораста от усть Чамлыка до верх Цны и Дачпаура проезду полтора днища, а по смете верст со сто, а переезжают сакмы, которыми сакмами ходят Заволские нагаи из Казыева улуса и азовские люди на государевы украины на Рязанские и на Рязские и на Щатцкие места; а налево проезжают от усть Чамлыка до верх Гавы, проезду днище, а по смете верст с семдесят, а переезжати сакмы которыми сакмами ходят на государевы украины воинские люди на Рязанские и на Рязские и на Шатцкие места; а посылают на те сторожи сторожей [61] случаясь по людем, сколько будет на Воронеже людей.

(Московск. ст. книга № 1, л.л. 284—304).

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.