№ 214-й. Отписка Зарайского воеводы о
приеме городового наряда.
Зарайский воевода Осип Секирин в отписке,
полученной в Розряде 12 апреля, доносил, что он
принял у прежняго воеводы, Василья Беклемишева,
на городе наряд, в казне — зелье и свинец и всякие
пушечные запасы по росписи за поповою рукою, а в
росписи писано: «В городовых в Никольских
воротех пищаль старая полуторная, ядро четыре
гривенки, к ней четыреста тридцать ядер; пищаль
полковая, дермлиг ("дермлиг" -
маленький представитель отряда соколиных, имя
собственное. Иногда обозначались так у нас
фальконеты (фальке - сокол), они же фоконы, они же
соколки, они же вальконейки. Носили как правило
имена "ястреб", "чеглик", "сокол",
"дермлиг" и т.д. - прим.: Антов Д.), ядро
две гривенки, к ней сто тридцать пять ядер; пищаль
семипядная, после пожара без станка, ядро две
гривенки, к ней сто тридцать пять ядер, а стояла
до пожара на Спасских воротех; пищаль полковая
медяна, после пожара без станка, ядро по три
гривенки, к ней пятьдесят ядер, а стояла до пожару
на Егорьевских воротех, снесены те обе пищали с
тех ворот для береженья, что на тех воротех
кровли нет и мосты худы; на тех же Никольских
воротех вверху две пищали сороковыя медяны,
стоят на сводех на воротных, а мост верхний и
кровля на тех воротех сгорели, и творило над
вороты огнило и розвалялось, одна пищаль и преже
того была тут же, а другая принесена с Наугольныя
башни от кабака, для того что в той башне мосты
выгорели сверху и до земли, как горел город; да
тюфяк железной на собаке, ядер к нему нет. На
Казенной башне пищаль сороковая медяна на
собаке, стоит на нижнем мосту, а мощено кирпичем
по деревянному мосту и тот мост худ, стоит на
подпорах, а верхний мост и кровля сгорели, как
горел город, и капель в зелейной казне великая. На
Наугольной башне от кабака пищали нет, мосты в
ней выгорели сверху и до земли. На Спасских
воротех пищали нет ни одной, мост верхний и
кровля сгорели, а свод воротной испровалился,
наряду на тех воротех стояти нельзя. На
Наугольной башне от тайника пищаль сороковая
медяна на собаке; мосты в ней выгорели сверху и до
земли и кровля сгорела, как город горел, и наряду
стояти нельзя. На Егорьевских воротех пищали нет,
верхний мост и кровля сгорели, [244]
а своды воротные испровалились и ворота
выгорели, наряду стояти на тех воротех нельзя,
засыпаны те ворота хрящем. На Наугольной башне от
Николы Площадскаго две пищали сороковыя медяны,
одна на собаке — и преж того стояла тут же, а
другая лежит на окне, принесена с Спасских ворот,
а мост верхний в той башне и кровля сгорели, как
горел город. И всего в Заразском сороковых шесть
пищалей и ядер по полугривенке к тем к шести
пищалям тридцать пять ядер, четырнадцать пищалей
затинных, к ним девятьсот двадцать ядер, и те
затинныя пищали все с города снесены после
пожара и лежат в казне, а на городе на воротех и на
башнях на всем городе кровли и мосты сгорели, как
горел город, а после пожара не крыты, а своды
кирпичные на воротех испровалялись и в приход
воинских людей на воротех и на башнях наряду
стояти немочно и стрелять из него нельзя, кровли
и мостов нет. Зелья в Заразском в казне в дву
бочках осмнадцать пуд без четверти пуда, да в
ушатке зелья полтора пуда; свинцу в казне девять
пуд двадцать пять гривенок; на городе колокол
вестовой. Да в Заразске ж для приходу воинских
людей около посада был острог стоячий, а ворота и
башни острожныя были рубленыя, а около острога
был ров и надолобы и частик, и тот острог и
надолобы и частик погнили и вывалились и ров
обвалился и засорился; и ныне около посада
острога нет ни одной тынины, и ворота и башни
острожныя все погнили, и в приход воинских людей
крепости никакой около посада нет, стояти на
стороже ни с каким боем нельзя».
(Москов. ст. столб. № 40, лл. 150 — 152).
|