|
НЕСКОЛЬКО ДОКУМЕНТОВ ПО ИСТОРИИ
ФЕОДАЛЬНОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ ХVI ВЕКА В
ЮРЬЕВ-ПОЛЬСКОМ УЕЗДЕ
Судьбам феодального землевладения в ХVI веке посвящено немало работ советских и дореволюционных исследователей. Однако, до сих пор в силу специфики источников слабо изучено землевладение светских феодалов; историкам приходится довольствоваться тем, что удается извлечь из монастырских архивов. Еще менее изучено землевладение опричников. А между тем, исследование земельных владений опричников могло бы привести к важным выводам о социальной базе опричнины. В связи с этим мы в настоящей публикации предлагаем вниманию читателей несколько документов о вотчинах опричника Демида Ивановича Черемисинова. Д. И. Черемисинов происходил из малознатной, но все же родовитой, фамилии Карауловых-Черемисиновых, приблизившейся в годы опричнины к высшим кругам государева двора. Отец Демида Ивановича — Иван Семенович Черемисинов, крупный военачальник и дипломат, начал свою служебную карьеру еще в 50-х годах и к моменту учреждения опричнины был уже опытным воеводой, выполнявшим ответственные военно-дипломатические поручения 1. Однако, сначала он не только не попал в опричнину, но даже потерял свое поместье в Суздальском уезде — село Петрово Городище, которое перешло к родственникам известного временщика князьям Семену и Тимофею Ивановичам Вяземским. 2 В состав опричного двора И. С. Черемисинов вошел позднее — в сентябре 1570 г. в числе дворян «в стану у государя» (должность в те годы опричная) он сопровождал царя в его походе из Александровой слободы на Девлет-Гирея 3. Потеря суздальского поместья не могла не встревожитьЧеремисинова — в соседнем Юрьев-Польском уезде у него была вотчина село Адамцово, купленная за 400 рублей у А. Д. Басманова в 1555/56 г. (см. документы №№ 1 и 2). Если бы вслед за Суздалем в опричнину попал Юрьев-Польский (что было вполне возможным), купленная вотчина пошла бы в раздачу служилым людям из нового государева двора. Именно этим обстоятельством можно объяснить то, что в 1566/67 г. И. С. Черемисинов передает село Адамцово Спасо-Евфимьеву монастырю (см. документ .№ 3) с правом [468] пожызненно «жити и пахати то сельце», то есть закладывается за монастырь. Подлинно закладнический характер сделки вскрывается дальнейшими документами — в 1574/75 г., вскоре после смерти И. С. Черемисинова 4, его сын Демид за 150 рублей берет у монастыря это село во временное держание вместе с монастырскими вытями в селе Головине (см. документы №№ 4 и 5). Таким образом, монастырю, видимо, и не удалось после смерти И. С. Черемисинова воспользоваться переданным им селом. Демид Иванович, надо полагать, и не выезжал оттуда. В руках Черемисиновых село находилось еще более 30 лет, и только в 1596 г., после опалы Д. И. Черемисинова, через 40 лет после выдачи данной грамоты попало в монастырь. Сыновья И. С. Черемисинова, Демид и Деменша, играли видную роль в годы опричнины и составили, вероятно, немалое состояние. Демид Иванович, к которому относятся публикуемые документы, принимал активное участие в финансовой стороне новгородского погрома — в январе 1571 г. он приезжал в Новгород в качестве «государева посланника» и вывез оттуда всю вымученную годичным «правежом» казну 5. Трудно сказать, досталась ли ему некоторая часть царской добычи (это, как известно, было в обычаях того времени), но сохранились сведения, что пребывание в Новгороде отнюдь не было для него бесполезным: при обыске в ноябре 1578 г. запустевшего поместья кн. Е. Шигачева сельца Бор с деревнями в Сабельском погосте Шелонской пятины выяснилось, что «иных крестьян вывезли Демидовы люди Ивановича Черемисинова» 6. Разбогатев в годы опричнины, Демид Иванович в 70 — 80-х годах ХVI в. занялся скупкой сел и деревень у местных вотчинников, проявляя немалую настойчивость в стремлении преодолеть разбросанность и раздробленность своих владений. Так, в 1578/79 г. он покупает у В. В. Лазарева за 200 рублей половину села Беречина (см. документ № 6), а через 10 лет, в 1588/89 г. у Л. Хворощина всего за 30 рублей четверть того же села (см. документ № 10). В 1587/88 г. он покупает за 50 рублей у Д. М. Кезомина его выть в селе Головине (см. документ № 9), остальные же выти, как говорилось выше, принадлежали монастырю и были взяты Д. И. Черемисиновым во временное держание. Таким образом, к концу 80-х годов Д. И. Черемисинов стал одним и крупных вотчинников Юрьев-Польского уезда — довольно яркий пример обогащения служилого человека в результате опричнины. Дальнейшая судьба вотчин Д. И. Черемисинова такова: в 1596 г., вероятно, после опалы их владельца, вотчины были отписаны на государя вместе с селами, взятыми во временное держание. Однако, после челобитья архимандрита Левкия они были возвращены монастырю 7. Каким-то образом монастырь смог затем «освоить» и остальные купли Д. К. Черемисинова — купчие на них оказались в монастырском архиве. * * * Публикуемые документы, кроме данной И. С. Черемисинова, извлечены из составленной в ХVIII в. и хранящейся в ЦГАДА в фонде Спасо-Евфимьева монастыря копийной книги (ф. 1203, оп. 1, д. 1). Данная [469] И. С. Черемисинова издается по подлиннику, хранящемуся также в ЦГАДА в фонде Грамот Коллегии экономии. Все документы публикуются впервые. Документы публикуются в хронологической последовательности. Транскрипция обычная для документов ХVI — ХVII вв. № 1 1555/56 г. — Купчая Алексея Даниловича Басманова на проданное Ивану Семеновичу Черемисинову село Адамцово в Сорогошинском стану Юрьев-Польского уезда. Се аз, Алексей Даниловичь Басманов, что есми продал вотчину свою в Юрьевском уезде в Сорогошинском стану село Адамцово Ивану Семеновичу Черемисинову с пашнею, и с луги, и с лесом, куды ис того села ходил плуг, и коса, и топор, и со всеми угодьи, что к тому селу истари потягло. А преж того яз, Алексей, того села Адамцова не продавал, ни закладывал в кабалах в денежных, ни в хлебных ни у кого. А где на то село Адамцово выляжет какова крепость купчая, или кабала, или запись, и мне, Алексею, очищать, а до Ивана убытка не довести. А на то послуси: Елезарей Девятого (В рукописи и Девятого) сын Ржевской, да Микита Алексеев сын Карпова, да Нечай Кулнев сын Михайлова. А запись писал Григорей Иванов сын Рокатина лета 7000 шестьдесят четвертого. У подленной пишет тако на обороте: К сей купчей и очищальной записи Алексей руку приложил. Послух Елизарей руку приложил. Послух Нечай руку приложил. Послух Микита руку приложил. ЦГАДА, ф. 1203, оп. 1, д. 1, л. 610. Копия. № 2 1555/56 г. — .Купчая Ивана Семеновича Черемисинова на купленное у Алексея Даниловича Басманова село Адамцово в Сорогокшинском стану Юрьев-Польского уезда Се яз, Иван Семеновичь Черемисинов, купил есми у Алексея у Даниловича у Басманова его вотчину в Юрьевском уезде, в Сорогошинском стану село Адамцово, а в нем церковь Воздвижение честнаго креста, с пашнею, и с луги, и с лесом, куды ис того села ходил плуг, и коса, и топор, и со всеми угодьи, что к тому селу изстари потягло, собе и своим детем впрок без выкупа. А дал есми на нем четыреста рублев, да пополнка конь. А на то послуси: Елизарей Девятого сын Ржевского, да Микита Алексеев сын Карпова, да Нечай Кулнев сын Михайлова. А купчую писал Григорей Иванов сын Рокитина лета 7000 шестьдесят четвертаго. У подленной купчей пишет тако на обороте: К сей Алексей купчей руку приложил. Послух Елиазрей руку приложил. Послух Микита руку приложил. Послух Нечай руку приложил. ЦГА ДА, ф. 1203, оп. 1, д. 1, лл. 610 — 610об. Копия [470] № 3 1566/67 г. — Данная Ивана Семеновича Черемисинова архимандриту Суздальского Спасо-Евфимьева монастыря Савватию на село Адамцово в Сорогошинском стачу Юрьев-Польского уезда. Милости ради бога живоначальныя Троица се яз, Иван Семенович Черемисинов, дал есми во обитель милосердаго Спаса, преподобнаго Еуфимья чюдотворца монастырь архиманриту Саватее з братьею, или по нем в том монастыре иные архиманриты будут, по своих родителех (В рууопси родитех), по Семене Васильевиче Черемисинове, во иноцех Серапионе, и по своей матери Елене, и по брате по своем, по Василье, и по себе, по Иване, свою куплю в Юрьевском уезде в Сорохошинском стану, село свое Адамцево, с пашнею, и с луги, и с лесом, и со всякими угодьи, куды топор, и соха, и плуг, и коса ходила, по себе и по своих родителех, впрок без выкупа в вечное поминанье, безконечных ради благ наслажения. А дал есми ту свою вотчину в Спасов монастырь после своего живота. А докуде яз жив, и жити и пахати то сельце мне, Ивану. А детем моим и роду моему тое вотчины у монастыря не выкупити, что дана по ммне, по Иване, и по моих родителех в вечной поминок. А докуде яз, Иван, жив, и архиманриту Спаскому з братьею молити бога о нашем здравье. А божья воля станетца, в животе меня не станет, и то село им в веки в монастырь. А меня им положити у милосердаго Спаса во обители у моих родителей, да кормити по мне два кормы, на память мою и на преставленье, и в сенаники во оба написати, и на литее меня, да Василья поминати. А на то послуси: Яков Гаврилович Наумова, да Тимофей Петров сын Молнянинов, да Юрьи Ондреев сын Трегубова, да Рахманин Ондреев сын Хужникова, да Третьяк Курбатов сын, да Яким Леонтьев сын Змуева. А даную писал Гриша Стефанов сын Лихонина лета 7070 пятаго. На обороте. Сельцо Адамцово, а в нем церковь Воздвижение честнаго креста, яз, Иван, к милосердому Спасу во обитель дал и руку приложил. Яков послух руку приложил. Тимофей руку приложил. Юрьи послух руку приложил. Послух Рахманин руку приложил. Послух Третьяк руку приложил. Послух Яким руку приложил (В рукописи пруложил). Сверху приклеена узкая полоска бумаги размером 17,5 x 5 см с надписью скорописью ХVII в.: Даная Ивана Семеновича Черемисинова на сельцо Адамцово. дана лета 7075-го. ЦГАДА, ф. 281, № 14/145. Подлинник. № 4 1574/75 г. — Запись («отпись») Демида Ивановича Черемисинова о неосвоении взятых во временное держание у архимандрита Суздальского Спасо-Евфимьева монастыря Иова села Адамова и монастырских вытей в селе Головине Юрьев-Польского уезда. Се яз, Демид Ивановичь Черемисинов ,что есми взял у Спаского Еуфимьева монастыря у архимандрита Иова з братиею их монастырскую вотчину село Адамово в Юрьевском уезде в Польском, а дал то село Адамово им [471] в монастырь к Спасу отец мой Иван Семеновичь Черемисинов на поминок душе своей. Да в селе в Головине взял есми у них монастырские выти в Юрьевском же уезде, со всем с хлебом стоячим из земляным, и з животиною, и з дворовою рухлядью, и что к тому селу Адамову к дан [ому] от отца моего из села Головина к вытем монастырским истари потягло, с пашнями, и с луги, и с лесы, и з пруды, и з болоты, и со всякими угодьи, куды плуг, и соха, и коса и топор ходила. А владети мне, Демиду, тем селом Адамовым и в селе Головине вытми монастырскими и всякими угодьи до своего живота. А взял у меня архимандрит Иов з братиею за то село Адамово и за выти монастырские, что в селе в Головине, и за хлеб, за стоячей и за земляной, и за всякую животину, за лошеди, и за коровы, и за быки, и за мелкую животину, и за дворовую рухлять, опричь ульев со пчелами, полтораста рублев денег. И мне, Демиду, села Адамова и вытей монастырских в селе в Головине не запустошить, ни продать, ни заложить, ни за долг не отдать, ни в каких в крепостех не записати, а по душе в ыны монастыри не отдати, и в государских книгах за собой и за всем своим родом в вочину не записати, и не освоити ничем у монастыря. А бог пошлет по душу мою, и то село Адамово и монастырские выти, что в селе в Головине, со всем опять отдати в монастырь, с хлебом стоячим и земляным и з животиною, и з дворовою рухлядъю, что останется в селе Адамове после моего живота, по сей отписи. А брату моему и роду моему всему ни во что ни вступатца у монастыря. Что в том селе после моего живота останетца, тем всем владети монастырю, а моя Демидова душа поминать. А на то послуси: Федор Семеновичь Черемисинов, да Истома Дмитрев сын Евской, да Павел Иванов сын Морышкин, да Пятой Романов сын Вирхоглядов, да Субота Юрьев сын Верхоглядов, да земской Суздальской дьяк Митя Поспехов сын Докукина. А отпись писал Демидов человек Ивановича Черемисинова Посничко Иванов лета 7083-го. У подленной пишет тако на обороте: К сей отписи Демид руку приложил. Послух и Федор руку приложил. Послух Истома руку приложил. Послух Пятой руку приложил. Послух Субота Верхоглядов руку приложил. Послух Павлик Морышкин руку приложил. Послух Митя руку приложил. ЦГА ДА, ф. 1203, оп. 1, д. 1, лл. 612о6. — б13об. Копия № 5 1574/75 г. Данная (во временное держание) архимандрита Суадальсого Спасо-Евфимьева монастыря Иова Демиду Ивановичу Черемисинову на село Адамово и монастырские выти в селе Головине Юрьев-Польского уезда. Се яз, Спаского Еуфимьева монастыря архимандрит Иов з братиею, да священник Игнатий Шишка, да священник Генадей, да священник Лаврентей, да священник Трифон, да священник Сергий, да священник Иена Кузминской, да священник Митрофан, да дьякон Леванид, да дьякон Ионикий, да соборные старцы Досифей Глотов, да казначей Геронтей, да конюшей Сава Кокорев, да старець Исаия Тихоновской, да старець Иван Мачехин, да посельской большей старець Герасим Корсаков, да чяшник старець Макарей, да старець Иена Царевской, да старець Родион Обрютин, да старець Левкея, да старець Иена Клирошанин, да старець Герман и вся братья Спаского Еуфимьева монастыря дали есмья Демиду [472] Ивановичу Черемисинову монастырскую вотчину село Адамово, а данье отца его Ивана Семеновича, в Юрьевском уезде в Польском, да в селе в Головине монастырские выти в Юрьевском же уезде, со всем с хлебом стоячим и земляным, и со всякою животиною, и з дворовою рухледью, до Демидова живота, со всем с тем, что х тому селу Адамову и села Головина монастырским вытем (В рукописи монастырских вытех) истари потягло, с пашнями, и с луги, и с лесы, и з пруды, и з болоты, и со всякими угодьи, куды плуг, и соха, и коса, и топор, ходил. А у Демида взяли есмя за то село Адамово и за выти монастырские, что в селе Головине, и за хлеб стоячей и за земляной, и за всякую животину, и за дворовую рухледь, опричь ульев, что со пчелами, полтораста рублев денег. И Демиду Ивановичу тем селом Адамовым и вытьми Головинскими, что в селе в Головине, и всякими угодьи, владеть Демиду по свой живот по сей данной грамоте. А села Адамова и вытей монастырских, что в селе Головине не запустошить, ни продать, ни заложить, ни за долг не отдать, ни в каких крепостех не записати, ни по душе в ыны монастыри не отдати, и в осподарских книгах за собою в вочину не записати, ничем ни освоить, И, бог благоволит, будуть у Демида дети, и детем Демидовым до того села дела нет и до вытей монастырских, что в селе в Головине. Владети Демиду по свой живот по сей данной, а по его животе то село Адамово и выти монастырские, что в селе в Головине, опять отдати в Спаской Еуфимьев монастырь безденожно, со всем по старине, с хлебом, и з животиною, что в сей данной писано. А мне, архимандриту Иову з братиею, или по мне хто иный архимандрит и братия в том монастыре будут, у Демида в то село и выти монастырские села Головина при его животе не вступаться, а владеть тем селом Демиду по свой живот. А учну яз, архимандрит Иов, или старцы в то село вступать при Демидове животе, или по мне хто иный архимандрит будет, и казначей, и келарь будуть в том монастмре, ино на мне, на архимандрите Иове и на старцех заряду по сей данной триста рублев. Или по мне хто иный архимандрит и старцы будут в том монастыре, а учнутся вступати в то село у Демида, ино по сей данной на них тот же зарят триста рублев. А на то послуси: Федор Семеновичь Черемисинов, да Истома Дмитрев сын Евской, да Павел Иванов сын Морышкин, да Пятой Романов сын Верхоглядов, да Субота IОрьев сын Верхоглядов, да Митя Поспехов сын Докукина, суздальской земской дьячек. А данную писал монастырской служка Ивашко Иосифов сын Ольферьева лета 7083. У подленной на обороте пишет тако: К сей данной Спаской архимандрит Иов Еуфимьева монастыря руку приложил и село Демиду дал до его живота, а после Демидова живота опять в монастырь в Еуфимьев. Священник Игнатей в детей своих духовных место руку приложил. Поп Трифон руку приложил. Поп Сергий руку приложил. Поп Лаврентей руку приложил. Чернец Мисайло руку приложил. Старець Исаия Тихоновской руку приложил. Чернець Мартемьянишко руку приложил. Старець Федорит руку приложил. Казначей Геронтей руку приложил. Чернець Сава руку приложил. Послух Федор руку приложил. [473] Чернець Иона Царевской руку приложил. Послух Истома руку приложил. Чернець Герасим руку приложил. Поп Митрофан руку приложил. Послух Пятой руку приложил. Священник Генадий руку приложил. Дьякон Леванид руку приложил. Поп Иона руку приложил. Послух Павлик Морышкин руку приложил. Чернец Левкей руку приложил. Чернець Корнилишко руку приложил. Чернець Герман руку приложил. Послух Субота Верхоглядов руку приложил. У подленной же на обороте на склейке: Архимандрит Иов, Чернець Алексей руку приложил. Старець Векентей руку приложил. Послух Митя руку приложил. ЦГАДА, ф. 1203, оп. 1, д. 1, лл. 6IЗоб. — 615о6. Копия. № 6 1578/79 г. — Купчая Василия Васильева с. Лагарева на проданную Демиду Ивановичу Черемисинову половину сельца Беречина в Шуткине стану Юрьев-Польского уезда. Се яз, Василей Васильев сын Лазарев, продал есмь Демиду Ивановичу Черемисинову вотчину жены своей Солманиды Ивановы дочери Хворощины приданую в Юрьевском уезде в Шуткине стану половину сельца Беречина, а в нем храм Фрол и Лавер, да мой Васильев двор, да шесть дворов крестьянских пусты, да два дворика людских, да двор поповской, вопче с пашнями, и с луги, и с лесы, и с пожнями, и со всякими угодьи, что х тому к полуселу Беречину истори потягло, куды ходил плуг, и соха, и коса, и топор. А продали есмья, аз, Василей, с своею женою Соломанидою Ивановою дочерью Хворощина ту половину сельца Беречина Демиду Ивановичу Черемисинову впрок без выкупа, и его жене, и его детем. А взяли есмья на том полусельце Беречине у Демида у Ивановича за ту вотчину двесте рублев, да пополнка конь бур. А роду нашему и племяни до тое вотчины половины селца Беречина, и до пашни, и до лугов дела нет, А та у нас, у Василья, да у Соломониды, половина селца Беречина, опрично Демида Ивановича, не продана, ни заложена, ни (В рукописи написано на полях) в кабалах, ни в крепостях ни в каких не записана, ни в кабалах хлебных, ни в денежных не заложена , и по душе ни в которой монастырь не отдана. (В рукописи написано на полях) А где выляжет на ту вотчину половину селца Беречина данная, или купчая, или запись, или кабалы денежныя и хлебныя, или крепости, какия ни буди, и мне, Василью, та вотчина половина селца Беречина очищати отто всяких крепостей, а к Демиду Ивановичу не привести никотораго убытка. И во государьския книги за Демидом за Ивановичем та вотчина половина селца Беречина записати. А на то послуси: Улан Иванов сын Козлов, да Осей Александровичь. Жеребятичев, да Василей Ондреев сын Костеев, да Григорей Васильев сын Тырыгин, да Григорей Нехорошева сын Лазарева, да Дмитрей Поспехов сын Докукина, да Афанасей Тимофеев сын Скрябина, да Фторой [474] Захарьев сын Попов. А купчую писал губной дьячек Трофимка Третьяков сын Стефанов лета 7000 осмьдесят седмаго. У подленной на обороте пишет тако: Яз, Василей Васильев сын Лазарев с женою со своею Соломанидою, вотчину свою продал и руку приложил. А вотчину есмя продали Демиду Ивановичу Черемисинову. Послух Улан Козлов руку приложил. Послух Василей руку приложил. Послух Митяй руку приложил. Послух Остей Жеребятичев руку приложил. Послух Фторунка руку приложил. Послух Гришук руку приложил Тыригин. Аз, Гришук Лазарев, в послусех руку приложил. ЦГАДА, ф. 1203, оп. 1, д. 1, лл. 6I0об. — 611о6. .Копия. № 7 1586/87 г. .Купчая Василия Федорова с. Шафрова на проданное Демиду Ивановичу Черемисинову селище Лы чево в Кривцовском стиану Юрьев-Поьского уезда. Се яз, Василей Федоров сын Шафров, продал есми Демиду Ивановичу Черемисинову, ему и ево жене и детем, отца своего Федора Александрова сына Шафрова и свою вотчину (В рукописи вотчину) в Юрьевском уезде Польсково, в Кривцовском стану пустошь, што было село Лычево, впрок без выкупу, с пашнею, с лесы, и с пожнями, и со всеми угодьями, куда ходила истари к тому селищу, к Лычеву, соха, и топор, и коса. А на той пустоши, на селище, на Лычеве, храм Никола чюдотворець древян, рублен вверх. А на том селище, на Лычеве, хором нет ни отдной хоромины. А взял есми у Демида у Ивановича у Черемисинова за ту свою вотчину, за пустошь, за Лычево, четыреста рублев денег, да пополнки конь карь. А та отца моего вотчина и моя селище Лычево, мимо Демида Ивановича Черемисинова, не продана, ни заложена, ни по душе в монастырь,. ни в кабалах хлебных, ни в денежных, ни в стреледских, ни в ямских, ни в каких крепостях ни заложена, ни продана, и не отдана никому. А хто станет в ту мою вотчину, в селище Лычево, вступатца, или какие на нее крепости вылягуть ни будь, и мне, Василью Федорову сыну Шафрову, та своя вотчина пустошь селище Лычево со всеми угодьи очищати ото всех крепостей, и убытка мне Демиду Ивановичу Черемисинову не довести никотораго. А после моего живота в ту мою вотчину в селище Лычево моей жене, и моим детем, и моему роду и племени не вступатца ни во что. И винити мне, Василью Федорову сыну Шафрову, та своя вотчина пустошь селища Лычево со всеми угодьи на Москве в Поместном приказе за Демидом за Ивановичем Черемисиновым в книги записати. А на то послуси: Коломенского города сын боярской Иван Федоров сын Простов, да [Б]ежевского верху дети боярские Захарей Александров сын Лаптев, да Евсегней Степанов сын Нелединской, да Иван Иванов сын Татиещев, да Ондрей Романов сын Подлесов, сотник стрелетской Афанасьева приказу Резанова, да Данило Тимофеев сын Сумороков, да Осип Панкратьев сын Хлуденев, да Левонтей Иванов сын Квашнин, да Угрим Матфеев сын Зерлин, да Михайло Иванов сын Баскаков, да Созон Ондреев сын Пестов. А купчую писал Бежевского верху сын боярской Петр Михайлов сын Нелединской лета 7000 девяносто пятого. У подленной на обороте пишет тако: [475] Аз, Василей Федоров сын Шафров, отца своего вотчину и свою продал Демиду Ивановичу Черемисинову, ему и его жене и детем впрок без выкупа, и деньги взял, и руку приложил. К сей купчей яз, Дружина Глебов сын Шафров, и в брата своего место Иваново руку приложил, и дела нам до тое пустоши, до Лычева, нет. Послух Захарья руку приложил. Послух Иван руку приложцл. Послух Данило руку приложил. Послух Евсегней руку приложил. Послух Иван руку приложил. Послух Ондрей руку приложил. [iослух Осиф Хлудов руку приложил. Послух Левонтей руку приложил. Послух Угрим руку приложил. Послух Михайло руку приложил. Яз, Осип Яковлев сын Шавров, в сей купчей руку приложил в брата своего место Федора, и руку приложил, потому что Федор писать не умеет. Послух Созон руку приложил. К сей купчей я [3], Алексей, руку приложил, Ондреев сын Шафров, и дела мне до тое пустоши нет, до Лычева. ЦГАДА, ф. 1203, оп. 1, д. 1, лл. 6I5об — 617. Копия. № 8 1587/88 г. — Купчая Дмитрия Андреева с. Лазарева на проданную Демиду Ивановичу Черемисинову деревню Коровино в Шуткике стану Юрьев-Польского уезда. Се яз, Дмитрей Ондреев сын Лазарев, псковской помещик, продал есми вотчинную свою деревню Коровино в Юрьеве Польском, в Шуткине стану, Демиду Иванову сыну Черемисинову, со всеми угодьи, изстари потягло, куды ходил плуг, и коса, и топор. А та у меня вотчинная деревня Коровино, опроче Демида, не продана никому, ни заложена ни в каких крепостях, ни по душе не отдана. А взял есми у Демида у Черемисинова (В рукописи Черемисова) за ту свою вотчинную деревню восемьдесят рублев денег, да пополнка (В рукописи пополка) вол бур. И впреть мне, Дмитрею, в ту мою вотчину в деревню Коровино, и моим детем, и братьям, и моим племянником не вступатися. А у ково выляжет на ту вотчинную деревню Коровино иная купчая, или иная крепость, какая ни буди, или закладная кабала хлебная, или денежная на мое имя, на Дмитреиво, и мне, Дмитрею Лазареву, и моим детем та вотчина очищать, а Демида Черемисинова(В рукописи Черемисова) в той вотчине, в деревне Коровине, убытка не довести некоторого. И в вотчинные книги мне та деревня Коровина написать. А на то послуси: князь Матфей княж Иванов сын Мещерской, да псковской сотник стрелетской Семейка Денисьев сын Евреев, да псковской подьячей Семейка Никитин сын Рогаткин, да псковской помещик Дани- ло Дмитрев сын Воронцов. А купчию писал Артемей Тиханов сын Опочинин лета 7000 девяносто шестаго. У подленной на обороте пишет тако: [476] К сей купчей грамоте в Дмитреево место Ондреива сына Лазарева Станищева сын боярской псковитин Петруша Ардашов сын Быков руку приложил. Послух князь Матфей руку приложил. Послух Семейка Евреев руку приложил. Послух Семейка Рагаткин руку приложил. Послух Данило руку приложил. ЦГАДА, ф. 1203, оп. 1, д. 1, лл. 617 — 618. Копия. № 9 1587188 г. — Купчая Десятого Матвеева с. Кезомина на проданную Демиду Ивановичу Черемисинову выть в селе Головине в Сорогошинском стану Юрьев-Польского уезда. Се яз, Десятой Матфеев сын Кезомин, продал есмя Демиду Ивановичу Черемисинову в Юрьевском уезде в Польском, в Сорогожинском стану,. в сельце Головине отца своего Матфея, и брата своего Михайла Матфеева сына, и свою выть вотчины в селе в Головине, пустошь выть с пашнею и з лесы, и с луги, и со всеми угодьи, что было истари к той выти потягло (В рукописи потяглу )куды и ходил топор, и соха, и коса, по старым межам, по отца своего (В рукописи своей) по духовной грамоте и по старинным крепостем. А взял яз, Десятой, за тое свою вотчину у Демида Ивановича пятьдесят рублев денег. А та у меня, у Десятого, вотчина в селе Головине выть моя, опричь Демида Ивановича, иному не продана никому (В рукописи нописано на полях )и не заложена никому, и не променена, ни по душе покой не дана (В рукописи нописано на полях )нигде, ни в приданые ни за кем не отдана, ни в духовных грамотех, ни в изусных паметях (В рукописи узусных )нигде ни за кем не написана. А где вылягут на ту мою, Десятого, вотчину, опричь Демида Ивановича, какая крепость купчая, или закладная, или меновная, или иная крепость, какая ни буди, и мне, Десятому, та своя вотчина Демиду Ивановичу ото всяких крепостей очищать, а Демида Ивановича в той своей вотчине убытка не довести, А что учинится Демиду Ивановичу в той моей вотчине какой убыток, и мне, Десятому, Демиду Ивановичу те убытки платить все сполна. А продал есми яз, Десятой, тое свою вотчину Демиду Ивановичу и ево детем впрок без выкупа. Да и винити мне, Десятому, та своя вотчина за Демидом Ивановичем написать. А на то послуси: Федор Ферепонтов сын Дубровкин, да Онтон Иванов сын Яковлева, да Нечай Филипьев сын Попов, да Гаврило Яковлев сын Иванова, да Дементей Онтипов сын Доможирова. А купчую писал Трофимец Васильев сын Захарьина лета 7000 девяносто шестаго. У подлиной(В рукописи подлной. ) на обороте пишет тако: Яз, Десятой, вотчину свою продал и руку приложил. Послух Федка руку приложил. Послух Онтонец руку приложил. Послух Нечаец руку приложил. Послух Дементей руку приложил. ЦГАДА, ф. 1203, оп. 1, д. 1, лл. 618 — 619. Копия. [477] № 10 1588/89 г. — Купчая Луки-Неустроя Борисова с. Хворощина на проданную Демиду Ивановичу Черемисинову четверть села Беречина в IIIуткине стану Юрьев-Польского уезда. Се аз, Лука, а прозвищем Неустрой, Борисов сын Хворощин, Суздалского Иева архиепископа сын боярской, продал есми вотчину свою Демиду Ивановичу Черемисинову в Юрьевском уезде в Шуткине стану четверть Села Беречина, з дворы, и с пашнею, и с луги, и с лесы, кудьг ходил плуг, и соха, и коса, и топор, со всякими угодьи, с тем, что к тому четверти села истари потягло, впрок без выкупа. А взял есми на той своей отчине тритцать рублев денег. А та моя отчина четверть села Беречина нигде не закабалена, ни в закладе, ни в записях, ни в денежном, ни в хлебном долгу не заложена. А где на ту мою отчину у ково какова крепость вьляжет, и мне, Неустрою, ту свою отчину четверть села Беречина очищати и не привести Демиду Ивановичу убытка никоторого. И роду моему и племяни нет до тое отчины дела никоторово. И купчую есми Демиду Ивановичу на ту свою отчину дал за своею рукою. А на то послуси: архиепископа Иева дети боярские Гаврило Иванов сын Ярышкин, да Костянтин Андреев сын Митрин, да Алексей Викулов сын Протопопов, да Рязан Дементьев сын Строкин, да Федор Бори сов сын Чертов, да Безсон Конанов, да архиепископли же певчие дьяки Матфей Обросимов сын Попов, да Михайло Алексеев сын Клишов. А купчую писал Суздалские губные избы дьячек Семейка Леонтьев (В рукописи Леотьев) сын Тонковой лета 7097. У подленной на обороте пишет тако: Аз, Неустрой, вотчину свою Демиду Ивановичу продал и к сей купчей грамоте руку приложил. Послух Гаврило руку приложил. Послух Констянтин руку приложил. Федоред послух руку приложкил. Послух Резан руку приложил. Послух Олексей руку приложил. Послух Безсонец руку приложил. Послух Матвеец руку приложил. Послух Михайло руку приложил. ЦГАДА, ф. 123, оп. 1, д. 1, лл. 619 — 619об. Копия. Комментарии 1. См. о нем: Тысячная книга 1550 г. и Дворовая тетрадь 50-х годов ХVI в. М — -Л., 1950, стр. 64, 153; Полное собрание русских летописей, т. ХIII, 1-я пол., СП6., 1904, стр. 169, 173, 175, 206, 273, 274, 277, 279, 281, 283, 284; т. ХIII, 2-я пол., СП6., 1906, стр. 324, 330, 355, 357, 380, 470, 473 — 475, 501; Древнейшая разрядная книга. М., 1902, стр. 231. 2. Акты, относящиеся до гражданской расправы древней России. Собрал и издал А. Федотов-Чеховский, т.I. Киев, 1860, № 84, стр. 237 — 238. 3. Синбирский сборник, т. I. М., 1845, стр. 27. 4. Он упомянут в последний раз в январе 1573 г. в качестве головы «в стану у государя» при осаде Пайди (Вейсенштейна). См. Отдел рукописей ГНБ им. Салтыкова-Щедрина, Разрядная книга № 390 из Эрмитажного собрания, лл. 462, 470 об. 5. Новгородские летописи. СП6., 1879, стр. 101. 6. Д. Я. Самоквасов. Архивный материал, т. II, ч. II. М., 1909, стр. 342. № 34. 7. Акты исторические, т. I. СП6., 1841, № 249, стр. 466. Отметим, что монахам удалось отчасти обмануть правительство — в селе Головине они получили не только свои выти, а все село целиком, то есть вместе с вытью, прикупленной Д. И. Черемисиновым у Д. М. Кезомина. Текст воспроизведен по изданию: Несколько документов по истории феодального землевладения XVI века в Юрьев-Польском уезде // Археографический ежегодник за 1957 г. М. 1958
|
|