Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

АКТЫ ТРОИЦКОЙ ФИЛИППОВОЙ ПУСТЫНИ XVI ВЕКА

Троицкая Филиппова пустынь была основана в 1517 г. учеником Корнилия Комельского - Филиппом и располагалась на правом берегу реки Андоги между впадающими в неё ручьями Большим и Малым Ирапами в местечке Красный Бор на землях Андожской волости Белозерского уезда, примерно в 55 км к северо-западу от нынешнего города Череповца 1. В конце XVII в. Троицкая пустынь была приписана к патриаршему Воскресенскому Череповецкому монастырю, однако её вотчинный архив, как впрочем и архивы многих других скромных обителей средневековой Руси, со временем, по видимому, был утрачен. До недавнего времени в нашем распоряжении имелся лишь дефектный (без начала) список жалованной грамоты 1562 г., попавший в собрание Общества любителей древней письменности в РНБ 2. В этой связи обнаруженные и публикуемые ниже документы пустыни представляют известный интерес, поскольку последовательно отражают её историю с 1540/41 по 1580/81 год. Они были [338] представлены старцами в Поместный приказ в 1667-72 гг. в связи с их тяжбой с местными крестьянами 3.

Как следует из материалов дела, и прежде всего челобитной старца Феодосия от 3 ноября 1667 г., в Смуту их пустынь была разорена литовцами, «старцы посечены и кельи их зжены, и книги, и ризы, и колокола, и всякое строенье вывезено, толко де осталось над гробом чюдотворца Филиппа церковь Живоначалные Троицы». Во время описания Белозерского уезда в 1623-27 гг. обитель всё ещё пребывала в запустении, поэтому писцы не включили её владения в писцовые книги. Ситуацией воспользовались крестьяне соседнего села Никольского и постепенно начали осваивать бывшие пустынские земли и угодья. Со временем же, по словам Феодосия, «собрались в тое пустыню старцы из розных мест и, терпя у гроба чюдотворца и за великого государя Бога моля многие годы, церковным всяким строеньем построилися прошением своим, збирая в мире, и сами питались, выходя ис пустыни прошением же и от своих трудов и подоянием от приходящих богомолцов». Как и следовало ожидать, между братией и Никольскими крестьянами разгорелся поземельный конфликт. Старцы ссылались на найденные ими в церкви две выписи 1540/41 и 1580/81 г., фиксирующие их права на окрестные владения (см. № 1 и 3), но, по словам того же Феодосия, крестьяне «тою землею им владеть не дают и крепости у них похваляютца грабежом и насилством отбить, а их побить». Конфликт обострялся и тем, что предприимчивые крестьяне незаконно начали собирать торговые пошлины, которые ранее шли в пустынскую казну на церковные нужды. Старец Феодосий просил власти разобраться в ситуации и вернуть пустыни её исконные владения, поскольку «ныне де они стали стары и дряхлы и увечны, и для пропитания с прошением в мир изходить не могут, а в ыные де монастыри без вкладу не примут». Проведённое расследование и дополнительно представленная старцами жалованная грамота 1562 г. (см. № 2) решили дело в пользу Троицкой Филипповой пустыни. В 1684-85 гг. по челобитной властей пустыни им была выдана выписка из дела 1667-72 гг. со списками представленных ими тогда крепостей, так как их подлинники были утрачены во время пожара Троицкой церкви, сгоревшей от удара молнии 4.

В заключение отметим, что выпись 1540/41 г. является одним из ранних образцов подобного рода документов, содержащих описание самой обители. [339]


№ 1

1540/41 г. - Писцовая и межевая выпись Федора Федоровича Хидырщикова и Григория Лукина сына Климентьева черному попу Троицкой Филипповой пустыни Корнилию на пустынь и её владения в Андожской вол. Белозерского у.

Лета 7049-го году, по великого князя слову Ивана Васильевича всеа Русии, белозерские болшие писцы Федор Федорович Хидырщиков да Григорей Лукин сын Клементьев с товарыщи писали в Белозерском уезде на диком на черном лесу в Красном Бору пустыни преподобного чюдотворца Филипа, стоит над рекою Андогою межу двема ручьями Ирапами Малым и Болшим. А в ней церковь Живоначалные Троицы древяна клецки, а в церкве божие милосердие образы и книги, и ризы, и колокола, и всякое строение самого чюдотворца Филиппа. На монастыре часовня да три кельи, в часове гробница чюдотворца // Филиппа покрыта бархатом черным, а в кельях живут черной поп Корнилей да три старца. За монастырем двор, а в нем живут детеныши. Пашни паханые меж ручьями Ирапами две чети да за Болшим Ирапом четь в поле, а в дву по тому ж, сена за рекою за Андогою против пустынки на наволоке ставитца тритцать пять копен. И били челом старцы, что им той земли мало, и мы, писцы, приписали к той пустынке тово ж диково поля лесу Краснове Бору вверх по реке Андоге на две версты, а вниз на три версты со всеми угодьи. И тому лесу и угодьям и межу отвели: от реки Андоги Илгобоем ручьем вверх, а с верха на Красной остров, с Краснова острова на Долгою веретею, з Долгие веретеи на Батогово озеро, з Батогово озера на вершину речки Печенги, а с вершины речки Печенги на Ефимов ручей на вершину ж, да ручьем в ту ж реку Андогу, — направе земля, приписной лес и угодья пустынские, а налеве земля великого князя Андожской черной волости.

К сей выписи писцы печати свои приложили.

Позади приписал Григорей Клементьев.

РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Белоозеру, № 405/33373. Л. 191, 192. Список 1684 г.

Списки: Там же. № 491/33430. Л. 5 (отрывок). 1667 г.; № 416/33382. Л. 180, 181 (в сокращении). 1680 г. [340]

№ 2

1562 г. марта 4. - Жалованная подтвердительная данная, обельная, ружная и заповедная (на леса) грамота ц. Ивана Васильевича черному попу Троицкой Филипповой пустыни Герасиму на владения пустыни и рыбные ловли в бассейне р. Андоги в Андожской вол. Белозерского у.

Список з государевы жаловалной грамоты слово в слово.

Се аз, царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии, пожаловал есм[и] черного попа Гарасима з братьею, что служит у Живоначалные Тр[о]ицы в Белозерском уезде в Филипове пустыне в Красном Бору на Ирапе, или хто в той пустыне впредь иные попы и братья будут. Били ми челом, что у них отца нашего жаловалная ружная грамота, велено им из нашего Болшаго дворца давать на воск и на ладан и на вино церковное по пяти рублев по дватцати алтын по две денги на год, да на соль и на масло по четыре рубли, да на платье черное и на шубы двум попам да дьякону по два рубли, а рядовой братье по рублю, и всего на девять братов двенатцать рублев, да хлеба по две чети с осминою старцу, ржи и овса по половинам. И для де той руги ездет они к нам бить челом к Москве ежегод, и им де от того чинятца убытки великие. А на празник де Живоначалные Троицы и чюдотворца Филипа и для наших кормовых день рыбы им нет и ловель рыбных не дано, и в те де празники и в наши кормовые дни братьи им накормить нечем. А что де у них под пустынею река Анъдога, и та де река падет в Суду реку, и им де на тех реках мои ловцы Шексны реки села Любца и Луковеси рыбы ловить не дают, а сами де ловят от Шексны реки рекою Судою до устья реки Андоги, а выше де того не ездят. Да они же де обыскали два озерка лещих по Суде реке, озерко Заозерье с островком да по Андоге озерко Перино во мху, а из них истоки падут в реку Андогу и в Суду, да в Суду же реку падет речк[а] Колпь, и те де озерка и истоки и речка Колпь лежат в пусте. Да им же де по моему указу в сорок девятом году болши[е] писцы приписали к старой их роспаше черного лесу Красново Бору на пять верст вниз по реке Андоге по Илгобой ручей, а вверх по Белой Ефимов ручей, что против речки Солохты, со всеми угодьи, да на другой стороне реки Андоги против пустыни наволок на тритцать на пять копен болших старая их росчисть. И тому де лесу и угодьем от черных волостей и межи отвели и выпись де им на тот лес и на угодья писцы дали, а жаловалной моей грамоты не дано, и черных де волостей крестьяне тот у них лес // секут и пустошат насилством. И мне б, их пожаловать, велети б та руга им давать денги в селе Любце или в Луковеси, а хлеб на [341] Белеозере или в Озацкой волости в подклетных моих селах безволокитно, а для праздников и наших кормов пожаловали бы их рыбными ловлями в Суде реке от устья реки Андоги вверх до устья речки Колпи, и в Колпи речки на пять верст, а в Андоге реке от Суды вверх до Перина озерка, и озерко Перино и озерко Заозерье с речки и с ыстоки, и для пристани островок, что на Заозерье, и черной лес и с угодьи, и что болшие писцы приписали, дать им к пустыни, и о том дати б им моя грамота жаловалная.

И яз того черного попа Гарасима з братьею пожаловал, или хто в той пустыни иные черные попы и братья будут, велел им ту ругу давать безволокитно, денги в селе в Луковеси ис таможни, а хлеб в Озацкой волости в подклетных моих селах из волостных зборных стрелецких и казачьих запасов против прежняго ж на девять братов без убавки. Такъже есми их пожаловал и рыбными ловлями в Суде реке от устья реки Андоги вверх до речки Колпи, и в Колпи речки на пять верст, а в Андоге реке от Суды вверх до Перина озерка, и теми озерками, Периным озерком и озерком Заозерьем, с речки и с ыстоки и островком, что на Заозерье, и черным лесом со всеми угодьи, куда по моему указу писцы приписали, дал в пустыню в дом Живоначалной Троицы и чюдотворцу Филипу, без оддачи, и своим ловцом Шексны реки села Любца и Луковеси на те рыбные ловли ездить не велел, и в тот их лес и в угодья черным волостям вступатца и лесу сечь не велел ж[е], чтоб им в том ни от кого обиды не было. Такъже есм[и] их пожаловал, хто у них в той пустыни станет жить детенышев или крестьян селитца, и им с черными людми с платежницами волостными не тянуть ни в какие протори, ни в розметы и в посоху, ни в пищалные денги с них не збирают же.

А где они явят сю нашу грамоту наместником нашим и их тиуном, и они с нее явки не дают ничево.

А дана грамота лета 7070-го году, марта в 4 день.

Позади подлинной государевы жаловалной грамоты пишет:

Царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии.

А подписал государев царев и великаго князя дьяк Юрья Сидоров.

У подлинной государевы жаловалной грамоты государева // вислая красная печать.

РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Белоозеру. № 491/33430. Л. 33, 35. Список 1669 г. На обороте пометы и подпись: 177-го, июля в 5 день, взять к делу. С подлинною справлен. С подлинною справил Ф[едор] Левонтьев. К сему списку Троецкого мон[астыря] с устья Шексны реки строит[ель] чернец Гурей Неверов руку [при]ложил, а подлинную государеву жаловалную грамоту к себе взя[л]. [342]

Списки: Там же. № 405/33373. Л. 201-204. 1684 г.: РНБ. Ф. 536 (ОЛДП). F. С. Св. II. № 36 (ветхий, без начала). XVII в. Уп.: Каштанов С. М., Назаров В. Д., Флоря Б. Н. Хронологический перечень иммунитетных грамот XVI века. Ч. 3 // АЕ за 1966 год. М., 1968. С. 237. № 1-366 (по списку из РНБ).

№ 3

1580/81 г. - Писцовая и межевая выпись кн. Семена Даниловича Жижемского и подьячего Тишины Григорьева строителю Троицкой Филипповой пустыни черному попу Логину на пустынь и ее владения в Андожской вол. Белозерского у.

Лета 7089-го году белозерские писцы князь Семен Данилович Жижемской да подьячей Тишина Григорьев писма своего // и дозору дали выпись Филиповы пустынки Ирапского чюдотворца строителю черному попу Логину з братьею. В Белозерском уезде в Андожской волости в Красном Бору пустынка преподобного Филипа чюдотворца стоит по край Андоги реки межу ручьями Ирапами. А в ней церковь во имя Живоначалные Троицы древяная клецки, церковное всякое строение домовое пустынское, гробница чюдтворца покрыта пеленою бархатною черною. Монастырь огорожен забором, на монастыре две кельи брадцких да хлебня, а в них живет строитель черной поп Логин да четыре старца. За монастырем двор, а в нем живут детеныши. Пашни паханые промеж ручьями Ирапами и за Болшим ручьем Ираном середние земли три чети в поле, а в дву по тому ж, сена на другой стороне реки Андоги против пустынки на наволоке тритцать пять копен, лесу черново, что болшие писцы приписали, на пять верст. А межа тому лесу и угодьям от Андошской черной волости по выписи прежних писцов Федора Хидырщикова с товарыщи 49-го году: от реки Андоги Илгобоем ручьем вверх, а с верха на Красной остров, с Краснова острава на Долгую веретию, з Долгие веретеи на Ботогово озеро, з Батогова озера на вершину речки Печенги, с вершины речки Печенги на верх в Ефимов ручей и Ефимовым ручьем вниз до реки // Андоги, — направе земля пустынская Живоначалные Троицы и чюдотворца Филипа, а налеве земля и угодья великого князя черные Андошские волости. И старцам и детенышем по жаловалной грамоте царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии 78-го (Так во всех списках: ср. с предыдущим актом) году с той пустынки никаких платежев с платежницами волосными плотить не велено, потому что [343] тяглых за ними деревень нет и волосных крестьян не приписано, пашут на себя хлеб сами.

К сей выписи писец князь Семен Данилович Жижемской печать свою приложил.

Позади приписал Тишина Григорьев.

РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Белоозеру, № 405/33373. Л. 192-194. Список 1684

Списки: Там же. № 491/33430. Л. 4 (без конца). 1667 г.: № 416/33382. Л. 181, 182 (в сокращении). 1680 г.


Комментарии

1. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 2005 (репринт издания 1890 года). Т. 1. С. 282. № 557; Вологодская область. Топографическая карта. М., 1998. С. 89 (см. в районе населённого пункта Зелёный Берег).

2. Каштанов С.М., Назаров В.Д., Флоря Б.Н. Хронологический перечень иммунитетных грамот XVI века. Ч. 3 // АЕ за 1966 год. М., 1968. С. 237. № I-366.

3. РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Белоозеру, № 491/33430 (дело 1667-72 гг.; крайне ветхое и неполное); № 405/33373. Л. 187-224 (дело 1684-85 гг., включающее материалы дела 1667-72 гг.).

4. Там же, № 405/33373. Л. 187-224.

Текст воспроизведен по изданию: Акты Троицкой Филипповой пустыни XVI века // Архив русской истории, Вып. 8. 2007

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.