Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

1550 г. сентября. — Жалованная обельно-несудимая грамота Ивана IV игумену Троице-Сергиева монастыря Серапиону на села, деревни, слободы, дворы и соляные варницы в разных уездах. 114

(Опыт публикации-реконструкции)

/ф. 28, № 1/97/ [Се 115 яз, царь и великий князь Иван Василье]ви[чь] всея Ру[сии] пожаловал есми живонач[альны]я 116 Троици Сергиева монастыря бого[мольца своего игум]ена Сера[пио]на 117 з братьею, или хто по нем иный игуме[н] будет у живоначяльныя Троице в 118 Сергиеве 119 [монастыре. Бил] мне челом 120, [что у] ни[х] во [м]ногых городех на их монастырские на троицкие и на пречистыя Б[л]аговещенья 121 Кирж[атцко]го монастыря 122 села и деревни, и на слободы, и на дворы, и у соле 123 на варнице 124 прадеда нашего великого князи Василья [Васильевича 125 всеа Русии 126, и деда нашего великого 127 князя Ивана Васильевичя всеа Русии, и отца 128 нашего великого 129 князя 130 Василья] Ивано[вича] всея Руссии и наши грамоты ж[алов]яльные 131 от наших всяких податей и от намесничя и от волостелина суда и отто всяких пошлин, а ямские деньги велено плати[ти им] у нашие казны 132 на Москве дияком. И наши деи намесници и волостели, и их тиуны, и наши прикащ[ики] городовые, и посланники наши жаловальные 133 грамоты 134 [у них] 135 рудят, и намесници д[е]и [наши и во]лост[ели] и их тиу[ни] 136 /кн. 528, л. 457/ людей их и крестьян, и дворников, которые живут за монастырем и торгуют монастырьским товаром, судят 137 их и всякие пошлины на них емлют 138 силно, и на мытех [139] мытчики с их людей и с товару емлют пошлину и судят их силно через наши жаловалные грамоты, а приказщики де наши городовые ямские денги 139 с них емлют по городом, и в том деи у них 140 их людем и крестьянам и дворником чинятца продажи и убытки великие. И мне бы богомольца своего, Троицкого Сергиева монастыря игумена Серапиона з братьею, или хто по нем иный игумен будет, пожаловати: грамот у них жаловолных 141 прадеда нашего, и деда нашего, [и отца нашего] 142, и наших рудити не велети, а наместником бы своим и волостелем и их /кн. 528, л. 457 об./ тиуном, и на мытех мытчиком, и приказщиком городовым, и послалником велети у них ходити по тому, как в наших прежних жаловалных грамотах и в сей нашей жаловалной грамоте писано; да пожаловати б нам их: с их с монастырьских сел и деревень, с слобод и з дворов, которые в Дмитровском уезде и в Переславском и в Радонежьском уезде, городов делати не велети и ни иных никоторых городовых дел ни в котором городе ни буди не делати, потому что у них у живоначалные Троицы и у чюдотворца Сергия и Никона свой город [делати] 143 им теми селы и деревнями и слободами и дворы переславъскими и дмитровскими и радонежьскими, на их город ямчюга варити и зелье 144 делати 145, а /кн. 528, л. 458/ недельщиком бы 146 нашим на их слуг и на крестьян сроки наметывали 147 по приставным грамотам, которые у них сроки в их жаловалных в прежних грамотах писаны.

И яз, царь и великий князь, богомолца своего, Троецкого Сергиева монастыря игумена Серапиона з братьею, или хто по нем иный игумен будет, пожаловал. Которые их люди и крестьяне, и дворники их, которые торъгуют монастырским товаром, которые в селех и в деревнях, и в слободах, и у варниц, и во дворех в троецких и в киржатцких живут, и те их люди коня моего не кормят, ни сен моих не косят, ни тукового не платят, ни камени, ни извести к городу не везут, ни к зелейным анбаром дров и земли не возят, ни анъбара зелейнова не делают, ии мостов не мостят, ни тюрем по городом не ставят, ни сторожей к /кн. 528, л. 458 об./ тюрмам не дают ни х которым делам, и наместничьих и волостелиных по городом и по волостям дворов не ставят, ни с подводами на яму не стоят и ямсково двора не делают.

А наместницы наши и [волостели, и их тиуни, и наши] 148 посланъники не судят их ни в чем по прежним нашим жалованным грамотам, иных [опричь душегубства, а иных] 149 /кн. 637, л. 408/ опричь душегубства 150 и розбоя с поличным и татьбы 151, и кормов своих на них не емлют, и не всылают к ним ни по 152 что; и лошадей их не пятнают, и пятна сь их лошадей не емлют. А правечики и довочики поборов своих у них не берут и не въезждяют к ним ни по 153 что. А лошади свои игумен з братьею велит пятнати своим пятном монастырским во всех своих селех.

А которые их села и деревни и слободы и дворы в Переславском и в Дмитровъском и в Рад[он]ежском 154 уездех, и те их люди городовых в городех дел не [140] делают никаких и пошлин не дают никаких же, потому что у них, у живоначалные Троицы и у чюдотворца у Сергея и у Никона, свой город и они 155 делают, и кроют теми селы и деревнями и слободками и дворы переславскими и дмитровскими и радонежскими свой город 156, и ямчюгу на него варят и зелье делают теми же селы и деревнями и слободками и дворы /кн. 637, л. 408 об./ переславскими и дмитровскими и радонежскими.

А неделщики наши на их слуг и на крестиян [по приставным] 157 сроки наметывают [на их сроки] 158, которые у них сроки в прежних наших жаловалных грамотах писаны 159.

А прикащики городовые ямских денег на них по городом не емлют, а платят они ямские денги на Москве в нашю казну [сами] 160. А посошных людей наряжают сами ж и отдают по нашему указу прикащиком нашим и посланником. А посулов и поминков 161 на их крестиянех прикащики и посланники не емлют и волокиты им и продажи не чинят некоторые.

А на которые села и на деревни у них наши грамоты жаловалные оброчные, и они с тех сел и деревень платят оброк в нашю казну по грамотам, как у них в грамота[х] 162 написано.

Также есми игумена Серапиона з братьею, или кто по нем иным игумен будет, пожаловал: учинится у них в их 163 селех и в деревнях /кн. 637, л. 409/ душегубство или 164 кто подкинет, а не обыщут душегубца, и наместником веры четыре рубли, а людем их и крестиян[ом] 165 в том силы и продажи нет. А учинится у них душегубство нехитростно — кого гром убьет или з дерева убьется, или дерево убьет, или зверь сьест, или утонет, или згорит, или возом сотрет, или иным которым делом, а не хитростью, — и наместником веры нет, а явки с тое головы не дают ничего, а людем и крестьяном их в том силы и продажи никоторые нет 166.

А хто у них учнет наши грамоты жаловалные рудити и не учнет у них ходити по тому, как в сей 167 грамоте писано, и тем от меня, от царя и великого князя, быти в опале и в продаже. А сю жаловалную грамоту велел есми игумену з братьею держати в манастыре впрок. А велел есми им с сее грамоты жаловалные списывати списки слово в слово да посылати те списки с монастырьскою печатью по городом и [по] 168 волостем наместником /кн. 637, л. 409 об./ и волостелем, и прикащиком городовым, и на мыты 169 мытчиком, и посланником, в которых городех и волостях их манастырьские села и деревни, и на посадех дворы и слободы и варницы, и ходити у них велел 170 по тому, как у них в наших жаловалных грамотах и в сей нашей жаловалной грамоте писано.

А кому дам жаловалные 171 грамоты и на грамочики, а на сю мою троицкую Сергиева манастыря жаловалную грамоту грамоты нет.

Дана грамота на Москве. Лета 7059-го, сентября 172.

Подпись назади у грамоты: [141]

Царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси и. //

Дьяк Юрьи Сидоров 173, 174.

Дияк Федор Семенов 175, 176.

/кн. 528, л. 460 об./ Царь и великий князь Иван Васильевичь всея Русии по сей грамоте пожаловал Троицкого Сергиева монастыря игумена Серапиона з братьею, или хто по нем иный игумен будет, сее у них грамоты рудити не велел никому ничем. Лета 7069-го, февраля в 9 день. А подписал дьяк Юрьи Сидоров.

/кн. 637, л. 410/ Лета 177 7059-го, майя в 17 день. Царь и великий князь Иван Васильевич всея Русин сеи грамоты слушал 178, и выслушав сю грамоту, живоначалные Троицы Сергиева манастыря богомолца своего игумена 179 Артемья 180 з братьею, или хто по нем иный игумен будет, пожаловал — велел сю грамоту подписати на свое царево и великого князя имя и сее у них грамоты рушити не велел никому ничем, опричь ямских денег и посошные службы и тамги: то им давати. А велел у них царь и великий князь 181 ходити по тому, как в сей грамоте на подписи подписано. А подписал царя и великого князя дияк Юрьи Сидоров 182.

Комментарии

114. В кн. 528, л. 42 об. под № 310 помещен следующий заголовок этой грамоты: Жаловальная грамота царя и великого князя Ивана ж Васильевича всеа Русии — Киржацково монастыря с вотчин пошлин никаких имать не велено. Лета 7059-го году. То же см. в оглавлении кн. 527 (л. 26 об.) и 529 (л. 32 об.).

115. Начало грамоты публикуется по списку «Актов Беляева» № 1/97. Текст списка местами поврежден; в квадратных скобках здесь и ниже без оговорок приводится текст из списка кн. 528.

116. Текст поврежден; в квадратных скобках — из грамоты 1566 г. (ГКЭ, Переславль-Залесский, № 227/8951). В списках кн. 527-529 этого слова нет.

117. Серапион II Курцев, игумен Троице-Сергиева монастыря (1549-1554 гг.); до этого был келарем того же монастыря; 14 июня 1551 г. назначен архиепископом новгородским (А. В. Горский. Историческое описание..., стр. 83-84; П. Строев. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския церкви. Спб., 1877, стлб. 139). Упоминается как троицкий игумен еще 13 января 1551 г. (ГБЛ, ф. 303, кн. 530, 532, № 1 по Дмитрову) и 9 февраля 1551 г. (публикуемая грамота),

118. Буква в читается неуверенно.

119. В рукописи последняя буква е написана вместо буквы а теми же чернилами.

120. В рукописи члом; исправлено по кн. 528.

121. Текст поврежден; в квадратных скобках — из грамоты 1566 г.; в списках кн. 527-529 вместо этого слова богородицы.

122. Благовещенский Киржацкий монастырь, приписной к Троице-Сергиеву, основан в начале второй половины XIV в. по инициативе Сергия Радонежского. Находился в Марииинской волости Переславль-Залесского уезда на р. Большом Киржаче, притоке Клязьмы.

123. В рукописи в этом слове, как и выше в слове троице, конечная гласная — «ять» в списках XVII в. слово употреблено во множественном числе — солей (кн. 527-529), так же и в грамоте 1566 г.

124. В рукописи в этом слове конечная гласная — «ять» в кн. 527-529 варницы.

125. В рукописи и списках кн. 527-529 пропуск; в квадратных скобках — из грамоты 1566 г.

126. «Всеа Русии» — этот титул начал употребляться с 1485 г. (АСЭИ. Т. I. № 516), следовательно, к Василию II Васильевичу (1425-1462 гг.) применен ошибочно.

127. Текст в подлиннике поврежден; сохранились лишь буквы в...ого.

128. Вставлено по смыслу вместо слова дяди в грамоте 1566 г.

129. Текст в подлиннике поврежден; сохранились лишь буквы в...кого.

130. Текст в подлиннике поврежден: бумага разорвана и неудачно склеена, но все буквы поддаются прочтению (кнзя).

131. В рукописи ошибочно жывоначяльные.

132. Над буквой ы знак ||.

133. В рукописи пожаловальные; исправлено по кн. 528.

134. В рукописи грамоте; исправлено по кн. 528.

135. В рукописи пропуск; в квадратных скобках — из кн. 528.

136. На этом оканчивается отрывок, сохранившийся в собрании «Актов Беляева под № 1/97; далее текст списка кн. 528 дается без квадратных скобок

137. В рукописи и судят; исправлено по кн. 527

138. В рукописи не емлют; исправлено по кн. 527

139. В рукописи и денги; исправлено по кн. 527.

140. В рукописи деи у них переделано из де их: буквы у ни вписаны над строкой.

141. В рукописи далее грамот; исправлено по кн. 527.

142. В рукописи эти слова пропущены; в квадратных скобках — из кн. 527.

143. В квадратных скобках — из кн. 527. Ср. грамоту 1566 г.

144. В рукописи зелья; исправлено по кн. 527.

145. Строительство каменной стены вокруг монастыря началось в 1540 г. (ААЭ. Т. I, № 190, стр. 167) и тянулось до 50-х гг.: упоминается в 1544, 1546 гг. (ГБЛ, ф. 303, кн. 527-529, № 288) и в 1550 г. (публикуемая грамота). Грамота 1566 г. (ААЭ. Т. I, № 273) повторяет слова грамоты 1550 г. о строительстве троицкого «города», хотя, возможно, это лишь формулярное заимствование, и строительство в 1566 г. уже не велось.

146. В рукописи ком бы; исправлено по кн. 527.

147. Так в рукописи и кн. 527, 529.

148. В рукописи пропуск; в квадратных скобках — из кн. 527.

149. В рукописи и кн. 527 пропуск; в квадратных скобках — из грамоты 1566 г. Далее следует текст, сохранившийся в кн. 637.

150. В рукописи дшегубства без титла; исправлено по кн. 528.

151. В кн. 527-528 и в грамоте 1566 г. вместо розбоя с поличным и татьбы написано розбоя и татьбы с поличным; в хронографической статье под 7057 (1549) г. указано: ...февраля в 29 день царь... уложил, что во всех городех Московьские земли наместником детей боярских не судити ни в чем, опричь душегубства и татьбы и розбоя с поличным (С. О. Шмидт. Продолжение хронографа редакции 1512 г. — «Исторический архив», VII. М., 1951, стр. 296).

152. В рукописи под; исправлено по кн. 528.

153. В рукописи под; исправлено по кн. 528.

154. В рукописи радежском; исправлено по кн. 528.

155. Слова и они в рукописи и грамоте 1566 г.; в кн. 528 ини; в кн. 527 у них.

156. Слова свой город в рукописи и в грамоте 1566 г.; в кн. 527-529 их нет.

157. В рукописи слов по приставным нет; в квадратных скобках — из кн. 528 и грамоты 1566 г.

158. В рукописи слов на их сроки нет; в квадратных скобках — из грамоты 1566 г.; в кн. 528 и на их сроки.

159. Вотчины Киржацкого монастыря оказались в менее привилегированном положении по сравнению с остальными владениями Троице-Сергиева монастыря, в которые с 20 сентября 1551 г. были назначены не просто недельщики, а данные приставы (АИ. Т. I, № 157).

160. В рукописи этого слова нет; в квадратных скобках — из кн. 528 и грамоты 1566 г.

161. В кн. 528 далее на них и; в грамоте 1566 г. этих слов нет.

162. В рукописи конец слова заклеен; в квадратных скобках — из кн. 528.

163. В кн. 527-529 коих; в грамоте 1566 г. их

164. В рукописи далее их; так же в кн. 527 и 529; исправлено по кн. 528 и грамоте 1566 г.

165. В рукописи крестиян; в квадратных скобкахиз кн. 528.

166. От слов а явки до слов никоторые нет текст написан на правом поле с выносным знаком и с пометой зри тем же почерком и теми же чернилами.

167. В кн. 528 далее нашей жалованной; в кн. 527, 529 нашей.

168. В рукописи этого слова нет; в квадратных скобках — из кн. 528.

169. В рукописи буквы мы и выносное т; в кн. 527-529 мытех; уточнено по грамоте 1566 г.

170. В рукописи велети; исправлено по грамоте 1566 г.

171. В кн. 527-529 этого слова нет, но оно есть в грамоте 1566 г.

172. В кн. 528 далее въ 2 день; в кн. 527 въ; в кн. 529 въ день.

173. В рукописи Сидоров Юрьи. Здесь, по-видимому, нарушен порядок слов подлинника в имени и фамилии дьяка Юрия Сидорова, подписывавшегося обычно Юрьи Сидоров.

174. Дьяк Юрий Сидоров — дьяк конца 40-х-60-х гг. XVI в., работавший в разных ведомствах, главным образом финансовых; происходил из рязанского рода Сидоровых; погиб окало 1570 г. H. П. Лихачев. Разрядные дьяки XVI века. Спб., 1888, стр. 30, 44, 89, 257, 269-271, 282; П. А. Садиков. Очерки по истории опричнины, см. по указателю. С. Б. Веселовский. Исследования по истории опричнины. М., 1963, стр. 444). Особенно интенсивной его деятельность была в 1550-1555 тт. Последняя подписанная им грамота (из известных нам) датируется 6 мая 1569 г. (ГКЭ, Симбирск, № 23/11663).

175. Слова дьяк Сидоров Юрьи, дияк Федор Семенов написаны в двух последних строках л. 410, после подписи от 17 мая 7059 г. Само расположение их на листе показывает, что переписчик списывал текст, скорее всего, с подлинника или с копии, составленной целиком по образцу подлинника. Переписчик механически следовал расположению подписей на обороте грамоты: ведь известно, что подписи дьяков, сделанные на сставах, оказывались после записи на обороте позднейших подтверждений, ниже этих последних. Факт подписания грамоты Ю. Сидоровым и Ф. Семеновым не вызывает сомнений: ими подписана другая грамота Троице-Сергиеву монастырю того же времени — сентября 1550 г. (ГБЛ. ф. 303, кн. 527-529, № 307).

176. Дьяк Федор Семенов в 1560 г. входил в «приказ» или, вернее, финансовую комиссию дьяков Н. Фуникова и Ю. Сидорова в качестве третьего равноправного члена (Н. П. Лихачев. Указ. соч., стр. 30; П. А. Садиков. Указ. соч., стр. 261, 265). Подписанные им грамоты встречаются в 1549 и 1550 гг. (Акты, относящиеся до юридического быта древней России. Т. I, Спб., 1857, № 122; ГКЭ, Романов, № 2/10107; ГБЛ, ф. 303, кн. 527-529, № 307). В 1551 г. упоминается также дьяк Никита Семенов (АИ. Т. I, № 157), возможно, родственник Федора.

177. С этого слова начинается текст на л. 410.

178. В рукописи слушав; исправлено по кн. 527.

179. В рукописи это слово вписано над строкой тем же почерком и теми же чернилами.

180. Артемий — игумен Троице-Сергиева монастыря в 1551 г. О нем см.: А. А. Зимин. И. С. Пересветов и его современники. М., 1958, стр. 153-168.

181. Буква з переделана из недописанной буквы х.

182. Далее в кн. 527-529 сказано: Печать у грамоты на черном воску.

 

Текст воспроизведен по изданию: Общие жалованные грамоты Троице-Сергиеву монастырю 1550, 1577 и 1578 гг. на все вотчины (соотношение текстов) // Записки отдела рукописей, Вып. 28. М. Государственная библиотека СССР им В. И. Ленина. 1966

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.