Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ ХОЛОХОЛЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

№ 1

1557/58 г. – Купчая Ивана Игнатьевича Яхонтова у Ивана Яковлевича Измайлова на приданую вотчину его жены Ирины Степановой дочери Андреева сына Васильева сц. Оверкиево с дд. в Роднинской («Родинской») вол. Старицкого у. и д. Трубичниково в Юрьевском ст. Тверского у.

Се яз, Иван Игнатьевич Яхонтов купил есми у Ивана у Яковлевича Измайлова приданую его вотчину, что он взял за женою своею за Ириною за Степановою дочерью Ондреева сына Васильева, селцо Оверкеево и с тою пашнею, [что] 1 [132] припущена в поле в селцо в Оверкеево изо Тверского уезда из Юрьевского стану деревня Трубичниково Ивановская вотчина Яндогурова, да деревню Сергеево, да деревню Холыбалово, да деревню Юрьино в Старицком уезде в Родинской волости и с хлебом з земляным, а ржи в земле сорок пол-осмы четверти, а овса семенного семдесят чети, со всем с тем, что к 2 тому селцу и к деревням и к Трубичниковской пашне изстари потягло, с лесы, и с луги, и с пожнями, и с пруды, куды ис того селца и из деревень ходила соха и коса и топор, и со всем // угодьи. А дал есми на том селце и на Трубичниковской пашне и на деревнях четыреста рублев денег да пополнка конь, а цена ему три рубли. А купил есми то селцо и Трубичниковскую пашню и деревни себе и своим детем впрок без выкупа.

А на то послуси Никита Григорьевич Голохвастов, да Василей Яковлевич Измайлов, да Тит Дмитреев сын Олександров, да Ондрей Леонтьев сын Щулепников, да Истома Ильин сын Телешов, да Костянтин Васильев сын Протопопов.

А купчую писал Костянтин Гаврилов сын Полханова, лета 7066-го.

У подлинной пишет:

Иван продал и руку приложил.

Василей послух руку приложил.

Андрей послух и руку приложил.

Истома послух и руку приложил.

Послух Костя руку приложил.

РГАДА. Ф. 281. Старица. № 5/11645. Л. 31, 31 об. Список 1683 г. Список: РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Старице, № 167/39256. Б/п. 1650-70-е гг.

Примечания:

1. B ркп. четверть строки оставлена чистой; возможно таким образом копиист отметил дефект подлинника, в соответствующем месте которого могло быть восстановленное слово (ср. ниже № 3).

2. В ркп. пропущено.

№ 2

1558 г. декабря 10. – Указная грамота старицкого кн. Владимира Андреевича Борису Оболешеву о ненарушении жалованной грамоты Богосл. Хололхол. м-ря и невзимании лошадей в подводы на ям с монастырских слуг и крестьян.

От князя Володимера Андреевичя Бориске Оболешеву. Здеся нам [бил] 1 челом Ивана Богослова Холохоленского монастыря строитель Герасим з братьею, что деи у них с их сел и з деревень у слуг и у крестьян емлете на ям подводы и нашу деи жаловалную грамоту у них рудите. И как к то//бе ся грамота придет, и ты б у Холохоленского монастыря строителя Герасима з братьею у их слуг и у крестьян на ям лошадей в подводы не имали и нашие жаловалные грамоты не рудили.

Писан в Старице, лета 7067-го, декабря в 10.

На обороте:

[Князь Володимер] 2 Андреевич 3.

РГАДА. Ф. 281. Старица. № 18/11658. Подлинник на 2 л.: 140 X (130+135) Списки: Там же. № 5/11645. Л. 34 об., 35. 1683 г.; РГБ. Ф. 256 (Собр. Румянцева) Кн. 52. Л. 90, 90 об. XIX в. [133]

Примечания:

1. В ркп. утр.; восстановлено по списку 1683 г.

2. В ркп. заклеено плотной бумагой; восстановлено по списку 1683 г.

3. В списке 1683 г. указано: У подлинной печать на черном воску.

Уп.: Каштанов С. М. Хронологический перечень иммунитетных грамот XVI века. Ч. 2 // АЕ за 1960 год. М., 1962. С. 153. № 780.

№ 3

1559 г. марта 14. – Докладная купчая, с доклада старицкому боярину кн. Василию Ивановичу Ростовскому, строителя Богосл. Холохол. м-ря Герасима у Ивана Игнатьевича Яхонтова на половину сц. Оверкиево с дд. в Роднинской («Родинской») вол. Старицкого у. и д. Трубичниково в Юрьевском ст. Тверского у.

Доложа боярина князя Василья Ивановича Ростовского, се яз, строитель Герасим Холохоленского монастыря, поставя Ивана Игнатьевича Яхонтова, а ркучи: Купил есми, господине, у того Ивана половину вотчины его купли в Старицком уезде в Родинской волости селца Оверкеева, что [он] 1 купил то селцо Оверкеево у Ивана у Яковлева сына Измайлова приданую его вотчину, что он взял за женою своею за Ориною Сте[пано]вою 1 дочерью Ондреева сына Васильева, и с тою пашнею, что припущена в поле в селцо в Оверкеево изо Тверского уезду из Юрьевского стану деревня Трубичн[иково Ивановская] 1 вотчина Ендогурова, да половину деревень, деревни Сергеева, да деревни Колыбалова, да деревни Юрьины впрок без выкупа и з хлебом з зем[ным с рожью и с яро]выми 1 Семены, со всем с тем, что х той половине вотчины селца Оверкеева и к деревням и к половине Трубичниковской пашне изстари потягло, [с лесы] 1, и с луги, и с пожнями, и з пруды, куды из того полуселца и из деревне ходила соха и коса и топор, и со всеми угодьи. А дал есми, господине, Ивану на той п[оло]вине 1 вотчине на селцо Оверкеева и на Трубичниковской полови[не па]шне 1 и на деревнях двесте рублев да пополнка конь, а цена ему три рубли. А купил есми, господине, половину тое вотчину, а другую половину тое вотчины селца Оверкеева и Трубичниковской пашни и деревень д[ал Иван и с хлебом] 1 же з земным с рожью и с еровыми семены и со всеми ж угодьи в дом к Ивану Богослову и к Николе чюдотворцу по своей душе и по своих родителе[х] 1 в вечной поминок. И Иван, господине, за половину тое вотчины селца Оверкеева з деревнями, которую он половину продал, и денги у меня, у строителя у Герасима, двесте рублев да пополнка конь за три рубли взяв, да и купчюю свою старую в четырехсот рублех в дом к Ивану Богослову и к Николе чюдотворцу мне, строителю Герасиму, на Ивана на Яковлева сына Измайлова в той вотчине выдал.

И князь Василей Ива[но]вич 1 спросил Ивана Яхонтова: Половину еси вотчины своей купли в Старитцком уезде в волости в Родне селца Оверкеева, что еси купил то селцо Оверкеево у Ивана у Яковлева сына Измайлова приданую его вотчину, что он взял за женою своею за Ориною Степановою дочерью Ондреева сына Васильева, и с тою пашнею, что припущена в поле в селцо в [Ове]ркеево 1 изо Тверского уезду из Юрь[евского с]та[ну] 1 деревня Трубичниково Ивановская вотчина Ендогурова, да половину деревень, деревни Сергеева, да деревни Колыбалова, да деревни Юрьина и с хлебом з земным с рожью и с яровыми семены, со всем с тем, что х той половине вотчины селца Оверкеева и к деревням и к половине Трубичниковской пашне изстари потягло, с лесы, [134] и с луги, и с пожнями, и с пруды, куды ис того полуселца и из деревень ходила соха и коса и топор, и со всеми угодьи строителю Герасиму в дом к Ивану Богослову и к Николе чюдотворцу впрок без выкупа продал ли. А другую еси половину тое ж своей вотчины селца Оверкеева и Трубичниковские пашни и деревень с хлебом же и з земным с рожью и с яровыми Семены и со всеми же угодьи в дом к Ивану ж Богослову и к Николе чюдотворцу по своей душе и по своих родителех в вечной поминок дал ли. И за тое еси половину тое вотчины, что еси строителю Герасиму продал, денги у него двесте рублев да пополнка конь за три рубли взял ли. И купчюю еси свою старую в четырехсот рублех в дом к Ивану Богослову и к Николе чюдотворцу строителю Герасиму на Ивана Измайлова в той вотчине выдал ли.

И Иван тако рек: Яз, господине, Иван, половину вотчины своей купли в Старицском уезде в Роденской волости селца Оверкеева, что есми купил то селцо Оверкеево у Ивана Яковлева сына Измайлова приданую его вотчину, что он взял за женою своею за Ориною Степановою дочерью Андреева сына Васильева, и с тою пашнею, что припущена в поле в селцо в Оверкеево изо Тверского уезду из Юрьевского стану деревня Трубичниково Ивановская вотчина Ендогурова, да половину деревень, деревни Сергеева, да деревни Колыбалова, да деревни Юрьина и с хлебом з земным и с рожью и с яровыми Семены, со всем с тем, что х той половине вотчины селца Оверкеева и к деревням и к половине Трубичниковской пашне изстари потягло, с лесы, и с луги, и с пожнями, и з пруды, куды ис того полуселца и из деревень ходила соха и коса и топор, и со всеми угодьи строителю Герасиму в дом к Ивану Богослову и к Николе чюдотворцу в Холохоленской монастырь впрок без выкупа продал и денги есми, господине, у него за тое половину вотчины двесте рублев да пополнка конь за три рубли взяв. А другую есми, господине, половину тое ж своей вотчины селца Оверкеева и Трубичниковские пашни с хлебом же з земным с рожью и с еровыми Семены и со всеми ж угодьи в дом к Ивану ж Богослову и к Николе чюдотворцу по своей душе и по своих родителех, в вечной поминок по моей душе и по м[оих] 1 родителех, и купчюю есми, господине, старую свою в дом к Ивану Богослову и к чюдотворцу Николе строителю Герасиму на Ивана Измайлова в той вотчине выдал.

А на докладе у боярина у князя Василья Ивановича Ростовского были дети боярские Иван Мешков сын Валуева да Иван Григорьев сын Степанова Татищев.

К сей докладной купчей боярин князь Василей Иванович Ростовской печять свою приложил, лета 7060 седмаго, марта в 14 день.

А подписал дияк Савлук Иванов.

На обороте:

[По сей д]окладной 1 купчей грамоте яз, Иван Яхонтов, у строителя у Герасима двесте рублев денег да пополнка конь взял и половину вотчины селца Оверкеева 2 продал, а другую половину того ж селца и деревень в дом к Ивану Богослову да к Николе чюдотворцу в Холохоленской манастырь по себе и по своих родителех дал по тому, как в сей купчей писано, и руку приложил.

РГАДА. Ф. 281. Старица. № 19/11659. Подлинник: 250 X 340.

Списки: РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Старице, № 167/39256. Б/п. 1650-70-е гг.; РГАДА. Ф. 281. Старица. № 5/11645. Л. 31 об.-34 об. 1683 г.

Примечания:

1. В ркп. утр.; восстановлено по списку 1683 г.

2. В ркп. далее 1-3 буквы написано неразборчиво (м. б. зачеркнуто ?); в списках на этом месте пропуск. [135]

№ 4

1560 г. сентября 1 – декабря 20. – Меновная, по указу старицкого кн. Владимира Андреевича, старицкого боярина кн. Бориса Петровича Хованского у великокняжеских детей боярских Константина Простого и Григория Васильевых детей Волкоморова на три жеребья д. Глухово за д. Митрошино в Иворовской вол. Старицкого у.

По государеву княже Володимера Андреевича указу, се яз, княже Володимера Андреевича боярин князь Борис Петрович Хованской, менял есми государя своего князя Володимера Андреевича землею с царя и великого князя детми боярскими с Кос[тею с Простым да з] 1 Гришею с Васильевыми детми Волкоморова. [А вымя]нил 1 есми государю своему князю Володимеру [Андреевичи)] 1 и его де[тям] 1 у Ко[стянтина да у Гриши в Ста]ритцком 1 уезде в Ывор[овской волости] 1 их вотчину три жеребьи деревни Глуховы со всеми угодьи, что к тем трема жеребьем деревни Глуховы изстари потягло, с луги и с лесы и со всеми угодьи, куды топор и плуг и коса и соха ходила. А променил есми Костянтину да Грише Васильевым детям Волкоморова в Старитцком же уезде в Ыворовской же волости деревню Митрошино со всем с тем, что к той деревне изстари потягло. А менял есми государю своему князю Володимеру Андреевичю и его детям впрок без выкупа. А придал есми Костянтину да Грише Васильевым детем Волкоморова сорок пять рублев государя своего княже Володимера Андреевичя денег, да четырнатцать чети ржи, да десять чети овса, да пополнъка конь.

А на мене были дети боярские Елизар Володимеров сын Рамейков, да Петр да Меншик Федоровы дети Рылова, да Иван княж Васильев сын Вяземского, да Федор Никифоров сын Мар[инин] 1.

А меновную писал Безсонец Терентьев сын Назарьева.

Князь Володимер Андреевич к сей меновной велел печать свою приложити, лета 7000 шезстьдесят девятого.

А приписал дияк Савлук Иванов.

На обороте:

Князь Владимер Ондреевич.

РГАДА. Ф.281. Старица. № 21/11661. Подлинник: 155 X 365.

На лицевой стороне грамоты в середине нижнего поля на отгибе приложена сильноповрежденная черновосковая печать с изображением человеческой фигуры и неразборчивой надписью.

Список: Там же. № 5/11645. Л. 36 об., 37.1683 г.

Примечание:

1. В ркп. утр.; восстановлено по списку 1683 г.

№ 5

1560 г. декабря 20. – Жалованная данная, несудимая, на данного пристава и двусрочная грамота старицкого кн. Владимира Андреевича строителю Богосл. Холохол. м-ря Герасиму на три жеребья д. Глухово в Иворовской вол. Старицкого у.

Се яз, князь [Володимер Андреевич, по]жаловал1 есми Ивана Богослова да Николы чюдотворца Холохоленс[кого] монастыря строителя Герасима с 2 [136] священицы и з братьею, или по нем в том монастыре иные строите[ли] или игумен будет, в своей отчине в Старитцком уезде в Ыворовьской волости трема жеребьи деревни Глухова, что выменил на меня, князя Володимера Андреевичя, боярин мой князь Борис Петрович Хованьской у Кости Простова да у Гришки Васильевых детей Волкоморо[ва их вотчину] 1, а променил им мою ж землю деревню Митрошино в Старитцком уезде в Ыворовьской волости. А дал есми тое три жеребьи деревни Глухова в дом Ивана Богослова да Николы чюдотворца по своей душе и по своих родителех в наследие вечных благ.

И хто у них в тех жеребьех деревни Глухова учнут жити слуг монастырских и крестьян, и наши наместницы старитцкие и их тиуни тех его слуг монастырских и крестьян не судят ни в чем, опричь душегубства и розбоя и татбы с поличным, а праведчики и доводчики поборов своих на них не берут и не въезжают, ни всылают к ним ни по что, а ведает и судит тех своих слуг монастырских и крестьян строитель Герасим сам во всем или кому прикажет. А случитца суд сместнай тем его слугам монастырским и крестьяном з городцкими людми или с волостными, и наши наместницы старитцкие и их тиуни тех его слуг монастырских и крестьян судят, а строитель Герасим или его приказщик с ними ж судит. А прав будет или виноват городъцкой или волостной человек, и он в правде и в вине наместнику и его тиуну, а строитель Герасим или его приказщик не вступаютьца у них ни в правого ни в виноватого. А прав будет или виноват монастырской слуга или крестьянин, и он в правде и в вине строителю Герасиму или его приказщику, а наместник или его тиун не вступаютца у него ни в правого ни в виноватого. А кому будет чего искати на самом строителе или на его приказщике, ино их сужу яз, князь Володимер Андреевич, или мой дворетцкой.

А ездят по них и на поруки дает во всяких делех княж Володимеров Андреевича данай пристав. А чинит им два срока в году – лете в той ж день по Петрова дни и Павлове, а зиме в той ж день по Крещенье Христове. А иные наши недельщики ни которые по них не ездят, и на поруки их не дают, и срокав на них не наметывают. А хто на них накинет срок не по тем их сроком, которые у них в сей грамоте, и яз им к тем сроком ездити не велел. А хто на них возмет правую и безсудную не по тем их срокам, которые у них в сей грамоте, и та безсудная не в безсудную.

А коли явят сю грамоту наместником старитцким и их тиуном, и они с нее явки не дают ничего.

А дана грамота в Старице, лета 7000 шездесят девятого, декабря в 20 день.

На обороте:

Князь Владимер Андреевич.

РГБ. Ф. 191. № 86. Подлинник: 280 X 355.

Внизу на отгибе грамоты на малиновом шелковом шнуре привешена круглая черновосковая печать (диаметр прибл. 10) с изображением птицы и стершейся надписью.

Список: РГАДА. Ф. 281. Старица, № 5/11645. Л. 35-36 об. 1683 г.

Публ.: Сборник Муханова. М., 1866. № 302. С. 585, 586.

Уп.: Каштанов С. М. Хронологический перечень иммунитетных грамот XVI века. Ч. 2 // АЕ за 1960 год. М., 1962. С. 156. № 803.

Примечания:

1. В ркп. утр.; восстановлено по списку 1683 г.

2. В ркп. пропущено. [137]

№ 6

1584 г. марта 19 – августа 31. – Жалованная тарханная грамота ц. Федора Ивановича иг. Богосл. Холохол. м-ря Герасиму на монастырскую вотчину с. Коренево и сц. Оверкиево с дд. и пустт. в Старицком у. и д. Трубичниково в Городецком ст. Тверского у.

Список с тарханной грамоты.

Се яз, царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии, пожаловал есми Ивана Богослова Холохоленского монастыря что в Старицком уезде игумена Герасима з братьею, или хто по нем иныи игумен или строитель в том монастыре будут. Что нам он бил челом, вотчина их монастырская в Старицком уезде данья князя Андрея Ивановича Старицкого в Ыворовской волости село Коренево з деревнями, деревня Кладовщиково, деревня Лисицына, деревня Борково, деревня Давыдово, деревня Боломутово, деревня Демехова, деревня Елничково, да что их земель изстари деревня Домошево, деревня Говорово, деревня Соболево, деревня Зелез... 1, деревня Лопатино, деревня Пентурово, да в [Думер]ской волости деревня Сушеницыно, да в волости в Рыкочеве пустошь Тешилова, да [их] же монастырские вотчины в Старицком же уезде в Родинской волости селцо Аверкиево, пустошь Тешилова з деревнями, да [в И]воровской волости деревня Глухово, да [в Т]верском уезде в Городецком стану деревня Трубишниково со всем с тем, что к тем селам и к деревням и к пустошам исстари потягло, и кто у них в тех селех и в деревнях учнет жити людей, и тем их людем не надобе моя, царя и великого князя, дань, ни ямские денги, ни примет, ни посошная служба, и на ям подводами не тенут, и двора ямсково не делают, ни мыт, ни тамга, и коня моего и собак не кормят, и сен не косят, и закосново и тукового не да[ют], и с сотцкими, ни з десятцкими с тяглыми лю[дьми не] тянут ни во что, ни в которые проторы [и ра]зметы, и иные им никоторые пошлин... 2 ...вински, ни поворотное, ни по... 2 ...ковых пошлин... 3

РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Старице, № 167/39256. Б/п. Список 1650-70-х гг.

Примечания: Датируется на основании даты смерти Ивана IV (18 марта 1584 г.) и по изложению грамоты – «Да в 7092-м году дана царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии жалованная грамота Холохоленского монастыря игумену Герасиму з братьею, или иные игумены и строители впредь по них будут, на село Коренево с пустошми» (Там же).

1. В ркп. утр. 3-4 буквы; в переписной книге 1663 г. эта пустошь упоминается как: Заседова (см. ниже № 10. Л. 6).

2. В ркп. утр. конец строки.

3. В ркп. утр. окончание грамоты.

№ 7

1584/85 г. – Данная Ильи Константинова сына Волкоморова иг. Богосл. Холохол. м-ря Герасиму на пуст. Митрошино в Иворовской вол. Старицкого у.

Се [яз, Илья Костентинов сын Волко]моро[в, дал] 1 есми высладу в дом Ивана Богослова и великаго чюдотворца Николы в Холохоленской монастырь по отце [своем Костянтине] 1 и по дяде своем по Григорие // Васильевых детей Волкаморова и по своих родителех в Старитцком уезде в Ыворовской волости [138] свою вотчинную пустошь Митрошина в прочной век без выкупа со всем угодием с луги и с лесом по старым межам, по ка места ходила соха и коса и тапор. И 2 игумену Герасиму з братьею и за тот мой въклад родители мои написати в синаник вечных благ наслаждение и поминати. А та моя вотчинная пустошь Митрошина апричь Ивана Богослова и великаго чюдотворца Николы не заложена, и не отдана никому, и в приданые никаму не отдана ж. А где на ту мою вотчинную пустошь Митрошина явитца закладная кобала, или рядная, или купчая, и мне, Илие, ту мою вотчинную пустошь Митрошина очищати отто всяких крепостей, а убытка игумена Герасима з братьею не довести ни в чем.

А на то послуси Третьяк Иванов сын Тулупов, да Левон Истомин сын Костин, да Первой Иванов сын Гваздочников, да Первой Максимов сын Титов.

А вкладную писал Старицы города Въздвижения чеснаго креста церковнай диячок Яковец Федоров сын Носов, лета 7000 деветдесят третьяго 3.

На обороте:

Послух Тренка и руку приложил.

Послух Левонец и руку приложил.

Послух Первуша руку приложил.

Послух Первуша руку приложил.

РГАДА. Ф. 281. Старица. № 32/11672. Подлинник на 2-х л.: 160 X (250+305). Списки: РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Старице, № 167/39256. Б/п. 1650-70-е гг.; РГАДА. Ф. 281. Старица. № 5/11645. Л. 37 об., 38. 1683 г.

Примечания:

1. В ркп. утр.; восстановлено по списку 1683 г.

2. В ркп. пропущено.

3 . В ркп. далее точка и горизонтальная черта.

№ 8

1584/85 г. – Данная Перфирия и Ивана Никитиных детей Моложенинова иг. Богосл. Холохол. м-ря Герасиму на пуст. Молодилово в Иворовской вол. Старицкого у.

Се яз, Перфирей, да яз, Иван, Никитины дети Моложенинова дали есмя вкладу в дом Ивана Богослова и великаго чюдотворца Николы в Холохоленской моностырь по отце по своем по Никите и по своих родителех в Старитцком уезде в Ыворовской волости свою вотчинную пустошь Малодилова в прочной век без выкупа со всем угодием по старым межам, по ка места ходила соха и коса и топор. И игумену Герасиму з братьею за тот наш вклад родители наши написати в синаник вечных благ наслаждение и поминати. А та наша вотчинная пустошь Молодилова апричь Ивана Богослова и великаго чюдотворца Николы ни отдана никому, ни заложена, ни в приданые никому не отдана ж. А где на ту нашу пустошь Моладилова явитца закладная кобала, или рядная, или купчая, и нам ту пустошь Моладилава очищати ото всяких крепостей, а убыткав игумена Герасима з братьею // не довести ни в чем. А игумену Герасиму з братиею та наша вотчинная пустошь Моладилова апричь нас на въклад никому не отдати.

А на то послуси Иван Афонасьев сын да Богдан Суботин сын Косимов – губныя избы дьячки, да Третьяк Михайлов сын папов да Богдан Федоров сын Щилова – государева денежнаго збору дьячки, да Третьяк Иванов сын Тулупов – старитцкой посатцкой сотцкой, да Василей Михайлов сын Косимова да Афонасей Федоров сын папов семеновскаго – земские дьячки. [139]

А вкладную писал Старицы города Въздвижения честнаго креста церковной дьячек Яковец Федоров сын Носов, лета 7000 деветдесят третья.

На обороте:

К сей вкладной [Перфилей Никитин сын Моложенинов и бр]ата 1 своего места Ивана руку приложил.

Послух Иванка руку приложил.

Послух Богданка и руку приложил.

Послух Васка я руку приложил.

Послух Третьяк и руку приложил.

Послух Тренка и руку приложил.

Послух Афонка и руку приложил.

Послух Богданко и руку приложил.

РГАДА. Ф. 281. Старица. № 31/11671. Подлинник на 2-х л.: 160 X (230+185). Списки: РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Старице, № 167/39256. Б/п (без начала). 1650-70-е гг.; РГАДА. Ф.281. Старица. № 5/11645.Л.38-39. 1683 г.; РГАДА. Ф. 1341. Оп. 2. № 4398. Л. 49, 49 об. 1778 г.

Примечание:

1. В ркп. утр.; восстановлено по списку 1650-70-х гг.

№ 9

1587 г. мая 8. – Данная старицы Маремьяны Гавриловой дочери Моложенинова, вдовы Нечая Каменева, иг. Богосл. Холохол. м-ря Герасиму на пуст. Захарьино (Нахотково) в Иворовской вол. Старицкого у., с установлением права пожизненного содержания.

Се яз, старица Маремьяна Гаври[ло]ва дочи Моложенинова, а Нечаевская жена Каменева, что изо Твери Покрова Пречистыя Богородицы и великих чюдотворцов олександрейских от Офонасия и Кирила девичья монастыря из-за Тмачья, на том, что дала есми свое писмо даную запись в дом Иванну Богослову да и чюдотворцу Николе к Холохоленскому монастырю, что в Старицком уезде в Ыворовской волости государя моего отца Гаврилова изстари после иво осталась мне благословения и молитва, и тое ныне ясма 1 свою вотчинку на половину на пустошь что было селцо Захариина, а Нахотково тож, и приказала есмя ее в приклад ныне при своем животе в вечной собе поминок и по своих родителех. И за то в монастыре родетелей моих поминать и в сеноник написати. И как буду яз, старица Маремьяна, по кое мест жива, и до тех мест за тое мою вотчинку за половину пустошь Захарьино, а Нахотково тож, и игумену Герасиму з братьею покоити меня, чим бы было мне вперед прокормитца, за 1 живота сытой быти зговореной. Имати мне з году на год с монастыря оброку собе у игумена з братьею чистого хлеба ржи две чети, да жита две чети, да овса две ж четверти, да пшеницы осмина, да солоду ячьного осмина ж, всего семь чети взяти 2 на год, да и на соль и дрова на год давати ж, как будет пригожа, и отпись у меня в том имати. И как будет впредь по мою, старицыну Маремьянину, Бог по душу пошлет, и за тое мою вотчинку по тому ж монастырем меня поминать, и сорокоустие по мне дати ж, и в сеноник написати, и поминать. В том же ясмя, старица Маремьяна Каменева, на полпустошь Захарьино и в 3 вкладной даной своей написати велела. А за другую тое ж Захарьиной половину пустоши, на селцо Захарьино, а Нахотково тож, за долг в монастырь отдала ж игумену Герасиму з [140] братьею за трицать рублев денег, что я есмя, старица Маремьяна, у него, игумена Герасима, занела, потому что надеятца мне ненаково – сродников никово нет. А дала впрок без выкупа и бесповоротно.

А на то послух отец мой духовной игумен Тихон Федоровского монастыря. А запись даную писал тверской гороцкой площедной подъячей Лучка Иванов сын Ушаков, лета 7095 году, маия в 8 день.

На обороте:

К сей вкъладной даной записи игумен Тихон въместо дочери своей духовной старицы Маремьяны по ее веленью руку приложил.

РГАДА. Ф. 281. Старица. № 33/11673. Подлинник: 165 X 400.

Списки: РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Старице, № 167/39256. Б/п (без конца). 1650-70-е гг.; РГАДА. Ф. 281. Старица. № 5/11645. Л. 39 об.-40 об. 1683 г.; РГАДА. Ф. 1341. Оп. 2. № 4398. Л. 49 об.-50 об. 1778 г.

Примечания:

1. Так в ркп.

2. В ркп.: вяти.

3. В ркп. пропущено.

№ 10

1596 г. июля 23. – Послушная грамота иг. Богосл. Холохол. м-ря Герасиму на пуст. Молодилово в Иворовской вол. Старицкого у.

От царя и великого князя Федора Ивановичя [всеа Русии в Старицкой уезд в] 1 Иворовскую волость в пустошь Молодилово, что была в вотчине за Перфирьем да за Иваном за Микитиными детми Моложенинова, а в 93-м году тое пустошь Перфирей да Иван Моложениновы дали к Ивану Богослову в Холохоленской манастырь, и тою де пустошью владел насилством Демид Черемисинов, а после Демида та пустошь дана в поместье Петру Бернову, и у Петра у Бернова тое пустошь велели есмя взяти, а его против того испоместити инде, всем крестьяном, которые в той пустоши учнут жити. Пожаловали есмя тою пустошью Ивана Богослова Холохоленского монастыря игумена Герасима з братьею, или хто по нем в том монастыре иные игумены и братья будут. А по книгам писма и меры Елизарья Старого с товарыщи лета 7096-го написано в той пустоши пашни перелогу дватцать чети в поле, а в дву по тому ж. И вы б, все крестьяне, которые в той пустоши учнут жити, игумена Герасима з братьею, или по нем хто в том монастыре иные игумены и братья будут, слушали, пашню на них пахали и оброк им платили. А ведати игумену Герасиму та пустошь, или по нем в том монастыре иные игумены и братья будут, по прежним крепостям.

Писан на Москве, лета 7104-го, июля в 23 день.

На обороте:

[Царь] 1 и великий князь Федор Иванович [всеа Русии] 1.

Правил Иванко Аврамов 2.

РГАДА. Ф. 281. Старица. № 34/11674. Подлинник: 145 X 375.

На лицевой стороне грамоты в середине нижнего поля приложена круглая черно-восковая печать (диаметр прибл. 20) со стершимся изображением.

Списки: РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Старице, № 167/39256. Б/п (без начала). 1650-70-е гг.; РГАДА. Ф. 281. Старица. № 5/11645. Л. 40 об., 41. 1683 г.; РГАДА. [141] Ф. 1341. Оп. 2. М 4398. Л. 50 об.-51 об. 1778 г.; РГБ. Ф. 256 (Собр. Румянцева). Кн. 52. Л. 122, 122 об. XIX в.

Примечания:

1. В ркп. утр.; восстановлено по списку 1683 г.

2. В ркп. далее сочетание буке похожее на: де.

№ 11

1663 г. марта 11. – Выдержка из переписной книги Богосл. Холохол. м-ря, переписи старицкого площадного дьячка Андрея Гошунина, о монастырском вотчинном архиве.

/Л. 4 об./ Да монастырьския крепости:

Вотчинноя жаловалноя грамота князя Владимера Андреявича Старицкого, на листу за красныю печатью, на вотчину Старицкого уезду Иворовской волости деревни Глухова.

Да меновная князя Володимера Андреявича Старицкого на ту ж деревню Глухова; на черном возку печать.

/Л. 5/ Дакладноя боярина князя Василья Ивановича Ростовского на селцо Аверкиева с пустошми, на пустошь Трубичникова, на пустошь Сергива, на пустошь Колыбалова, на пустошь Юрьина, что купил строитель Ерасим Холохоленского монастыря у Ивана Игнатьевича Яхонтова Старицкого уезду в Роденской волости и Тверскова уезду из Юрьявского стану Ивановской вотчины Ендаурова; а у докладной купчей печать на черном воску.

Купчея Ивана Игнатьевича Яхонтова на тож селцо Аверкеева с пустошми.

Жаловалная грамота князя Володимера Андреявича Старицкого, с вотчин Холохоленского монастыря, что на ям подвод не имать.

/Л. 5 об./ Грамота государя царя и великого князя Феодора Ивановича всеа Русии на пустошь Малодилова Старицкого уезду Иворовской волости, что пожалована в Холохоленской монастырь па вкладу Перфилья да Ивана Никитиных детей Маложениновых.

Вкладная Ильи Констентинова сына Волкоморова на пустошь Митрошина.

Поделноя и ссудоя запись дьячка Ивана Никитина сына Попова села Просковьина на сына ево Васку Иванова, что жить ему за Холохоленским монастырем во крестьянстве.

Вкладная старицы Маремьяны Маложининова Нечаявския жены Каменева на пустошь что была селцо Захарьино, а Находкова тож.

/Л. 6/ Поступная Семена Яковлева сына Дедешина на крестьянина на Осташку Исаева и на жену и на детей ево.

Список с тарханной з государевай грамоты государя царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии на пустошь Коренева, на пустошь Кладовшикова, на пустошь Ласецено, на пустошь Баркова, на пустошь Давыдова, на пустошь Баломутова, на пустошь Демехова, на пустошь Елничкова, на пустошь Домошева, на пустошь Горлова, на пустошь Соболева, на пустошь Заседова, на пустошь Лопатина, на пустошь Пентурова Старицкого уезду Иворовской волости, да Старицкого уезду Думерской волости на пустошь Тешолова, да Роденской волости на селцо Аверкиева (Л. 6 об.) с пустошми, да Иворовской волости на пустошь Глухова, да Тверскаго уезду Юрьявского стану на пустошь Трубичникова да о мимоезде о проезжих людех сухим и водным путем о мыту. [142]

Скаска Холохоленского монастыря слушки Никитки Семенова сына Пучкова да бобыля Сергушки Дементеява о пожаре, как погорела церковь теплоя Холохоленского монастыря 1.

РГАДА. Ф. 281. Старица. № 83/11723. Л. 4 об.– 6 об. Подлинник. Список: Там же. № 5/11645. Л. 46 об.-48. 1683 г.

Примечание:

1. В ркп. на обороте л. 1–10 скрепа: К сем переписным книгам я, откашик старицкой плошадной дьячок Андрюшка Гошунин, отказал и книги писал и руку приложил.

УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

№ 12

1569 г. мая 6. – Жалованная (подтвердительная) тарханно-несудимая, на данного пристава, односрочная, на конское пятно, проезжая и заповедная (от ездоков, незваных гостей, на леса и рыбные ловли) грамота ц. Ивана Васильевича арх. Усп. м-ря Иеву и строителю Герасиму на монастырские вотчины в Старицком, Тверском, Клинском, Кашинском и Бельском уу.

/Л. 1/ Список з государевы с грамоты слово в слово.

Се яз, царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии, пожаловал есми Успения Пречистые Богородицы монастыря что в Старице на посаде архимари-та Иева да строителя Герасима з братьею. Били нам челом, а сказали, вотчина де монастырьская в Старице на посаде слоботка и в Старицком, и во Тверском, и в Клинском, и в Кашинском, и в Белском уезде села, и деревни, и починки, и займища, и пустоши, и на тое де их вотчину была у них наша царьская жаловалная тарханная грамота. И в прошлом де в семдесят в пятом году канун Вознесеньева дни на посаде храм Николы чюдотворьца от молнии загореся и у них де от того монастырь выгоре и запасы всякие монастырьские и наши царьские жаловалные грамоты погорели. И нам бы их пожаловати, велети им дати на их монастырьскую вотчину своя царьская жаловалная новая тарханная грамота ото всех податей, такова ж, какова у них была.

Вотчина монастырьская.

В Старице на посаде слоботка, а в ней храм Богоявления господа нашего Исуса Христа да храм теплой Николы чюдотворьца.

Да в Старицком уезде село Лгово з деревнями, а в нем храм Ондрея Критцкаго. Да к тому селу деревни – деревня Петяшина, деревня Ескина, деревня Веревкина, деревня Люшина, деревня Голощапова с Мишиным, деревня Ейцово, деревня Тростино, деревня Домонежа, да пустоши – пустошь Нелидина, пустошь Жеребцова, пустошь Рындина, пустошь Корочюкова.

Село Поедь з деревнями, а в селе храм Рожества Иванна Предтечи. Да к тому селу деревни – деревня Волынева, деревня Токарева, деревня Коренева, деревня Чюрилкова, да пустоши – пустошь Мокрушина, пустошь что была деревня Ловрова.

Село Ефимьянова. Да к тому ж селу деревня Чюпрунова, деревня Шелимова, деревня Свинова, деревня Котелникова, да пустоши – пустошь что была [143] деревня Лопинова, пустошь Совино, пустошь Лученинова, пустошь Башмакова, пустошь Беликова, пустошь Гоголина, пустошь Замошникова, пустошь Апынина, пустошь Палцова, пустошь Наумова, пустошь Рыбушкина, пустошь /Л. 2/ Деткова.

Да в Синей волости монастырьской погост Ревякина, а на погосте храм Григория Нискаго.

Да в Синей же волости село Староя. Да к тому селу деревни – деревня Бабина, деревня Ялыгина, деревня Бессолина, деревня Сновидова, деревня Куркова, деревня Власова, деревня Деревкова, деревня Солокова, да пустоши – пустошь Иванкова, пустошь Голцова, пустошь Кросулина, пустошь Болдырева, пустошь Ребинкина, пустошь Починок Соколников.

Село Климово з деревнями, а в нем храм Николы чюдотворьца. Да к тому ж селу деревни – деревня Терехова, деревня Глебова, деревня Ворсина, деревня Полторанова, деревня Болотова, деревня Молыгина, деревня Хрепелева, починок Курочкин. Да к тому ж селу пустоши – пустошь что был починок Выпол-зов, пустошь что была деревня Онашкина, пустошь Кошуева, пустошь Моракишева, пустошь Юренева, пустошь Вечкова з Гончаровым, пустошь Шеина. Да к тому ж селу деревни.

Селцо Новое, деревня Староселье, да пустоши – пустошь Губина, пустошь Федяева, пустошь Локтева, пустошь Григорьева, пустошь Тешилова, пустошь Тетерина, пустошь Неклюдова, пустошь Копытова, пустошь Мокарова, пустошь Веретенникова, пустошь Давыдиха, пустошь Курова, пустошь Нивки.

Да в Старицком же де уезде на реке Холохолне мелница со всяким мелничным строеньем, а х той мелнице на берегу полдесятины земли да сенного покосу на речке на Холохолне копен с пять.

Да того ж монастыря селцо Лоскутьево Болшое. Да к тому ж селцу деревни – деревня Долгополе, деревня Меншое Лоскутьева, да пустоши – пустошь Крутец, пустошь Юрьина, пустошь Апаринова, пустошь Воробьиха, пустошь Ярыгин починок, пустошь Горемыкина.

Село Игнатьево з деревнями, а в нем храм Никиты христова мученика. Да к тому ж селу деревни – деревня Песточелова, деревня Воробьева, деревня Ворнавина, деревня Кононова, деревня Микитина, деревня Кривцова, да пустоши – пустошь что была деревня Глядова, пустошь Сысоева, пустошь Ключевина.

Село Терпилово. Да к тому ж селу деревни – деревня Починок, деревня Новодова, /Л. 3/ деревня Оборнева, деревня Волуйки, деревня Костыкова, деревня Щитникова, да пустоши – пустошь Желудева, деревня Бокланова.

Селцо Сорокино.

Селцо Черницыно.

Пустошь что была деревня Чернцова.

Да в Старицком же уезде в Раменской волости село Ильинское з деревнями, а в нем храм Богоявления Христова да другой храм святого Ильи Пророка. Да к тому ж селу деревни – деревня Новое, деревня Колодина, деревня Лянинова, деревня Петрова, деревня Бобынина, деревня Березникова, деревня Головино, деревня Глебово, деревня Возницева, деревня Хохлова, деревня Девулина, деревня Погорелая, деревня Шилова, деревня Савина, деревня Хилева, деревня Черная, деревня Хвостова, деревня Попадьино, деревня Тяпина, деревня Бокшеява, деревня Парфенкова, деревня Конегина, да пустоши – пустошь Пултикова, пустошь Гребушкина, пустошь Квакушина, пустошь Черкасова, [144] пустошь Кузяева, пустошь Сыркова, пустошь что была деревня Плехотьева, пустошь что была деревня Матусова, пустошь что была деревня Озарьина, пустошь что была деревня Помаскина, пустошь что была деревня Романкова, пустошь Понамаркова, пустошь что было селцо Юрьиково – дача Богдана Измайлова.

Да во Тверском уезде в Микулинском стану село Колицыно з деревнями, а в нем храм мученика христова Никиты. Да к тому ж селу деревень – деревня церковная Борохмино, деревня Глинкова, деревня Молахова, деревня Ябедникова, деревня Замошья, деревня Коптягина, деревня Ворсинова, деревня Курдуева, деревня Опрецова, деревня Кобелева, деревня Шумеева, деревня Отческова, деревня Душино, деревня Мосток 1 Болшие, деревня Мостки Меншие, да пустоши – пустошь Пустобоярова, пустошь Дьяконова, пустошь Гольянина, пустошь Устинова, треть пустоши Яковской. Да к тому ж селу Колицыну деревни Загостянки – деревня Чудинкова, деревня Шапкова, деревня Гусакова, /Л. 4/ деревня Молеева, деревня Теретбеково, деревня Селцо, деревня Болохрыстово, деревня Куземкина, деревня Васильева, деревня Столбища, деревня Воденикова, деревня Мокарова, деревня Потапова, деревня Коленова, деревня Старкова, деревня Митинкова, деревня Шилова, деревня Загоскина, деревня Ряпкина, деревня Шелепугина, деревня Сговенина, деревня Денгина, деревня Трушина, деревня Лисино, деревня Рякова, деревня Коростелева, деревня Окулова, деревня Остреява, деревня Березовка, деревня Олпатова, деревня Неледин починок, деревня Зяткова, деревня Федосова, деревня Буявкина, деревня Горохова, пустошь что была деревня Дарица, пустошь что была деревня Клобукова, пустошь что была деревня Анашкина, пустошь Шевырина, пустошь Запрудья, пустошь Солодилова, пустошь Поздерин починок, пустошь Осташев починок, пустошь Лучинники, пустошь Хренникова, пустошь Пурышев починок, пустошь Шелуткова, пустошь Носова, пустошь Горки, пустошь что была деревня Офимьина, пустошь что была деревня Пузяхина, пустошь Бескова, пустошь Васильева.

Да во Тверском же уезде в Горетцком стану деревня Якутино, да полдеревни Кузяева, полдеревни Трубникова.

Село Щеглятево, а в нем храм Покрова Пресвятые Богородицы. Да х тому ж селу Щеглятеву треть деревни Палкина.

Да в Клинском уезде деревня Ондрейкова, деревня Починок.

Да в Белском уезде в Осужской волости село Маслово на речке на Лусеи. Да к тому ж селу деревни – деревня Середникова, деревня Лаврова, деревня Чижева, починок Клоков Болшой, починок Клоков Меншой, починок Дуткин, починок Шеин, починок Бихарев, /Л. 5/ починок Июдин, починок Микляев, починок Мурашков, займища Рыжева, да пустоши – пустошь Коношева, пустошь Юрьина.

Да в Кашинском в уезде в Дубенском стану село Губин Угол з деревнями, а в нем храм Покрова Пречистые Богородицы да другой храм Флора и Лавра. Да к тому ж селу деревни – деревня Холопова, деревня Федорова, деревня Светье, деревня Соболева, деревня Пантелеева, деревня Болшая Залужица, деревня Слепая, деревня Порунова, деревня Орешница, деревня Рогова, деревня Ерунова, деревня Фофанова, деревня Чуева, деревня Окуловская, деревня Русинова, да пустоши – пустошь Домахино, пустошь Демидьева, пустошь Короваева, пустошь Столыпино, пустошь Залужица Меншая, пустошь Веснино, пустошь Репина, пустошь Жерновки, пустошь Роева, пустошь Лоскутова, пустошь Новоселова, пустошь Аксенцово, пустошь Пузиково, пустошь Корчагино, пустошь [145] Родюково, пустошь Масленикова, пустошь Нечаевка, пустошь Шишкино, пустошь Юренева.

И хто у них в тех селех и в деревнях и в починках и на пустошах, которые в сей нашей жаловалной грамоте писаны, учнут впредь жити людей и слуг и крестьян, и тем их людем и слугам и крестьяном и слобожаном не надобе моя, царя и великого князя /Л. 6/ Ивана Васильевича всеа Русии, дань ни посоха, ни пятно, ни ям, ни посошное, ни бражное, ни поворотное, ни намесничьи, ни волостелинской корм, с старостами городовыми, и с волосными, и 2 с сотцкими, и з десятцькими, и с черными людми ни в какие пошлины, ни в розметы не тянут, и целовалников к нашему делу и к денежным збором не дают, и двора намеснича и волостелина не ставят. А коли пошлю свои царьские грамоты в Старицу и по городом, а велю молотить свой, царя и великого князя, хлеб в наших в дворцовых селех и с повозом хлебом в которой город ехати всеми старицкими и иных городов черными и монастырьскими сохами, а Пречистые Богородицы Старицкого монастыря крестьяня моево, царева и великого князя, хлеба не, молотят, ни с повозом ни с каким не ездят.

А намесницы наши старицкие, и тверские, и кашинские, и белские и волостели и их тиуны, и губные старосты, и целовалники тех их людей и монастырьских крестьян ни в чем не судят, опричь душегубства и розбоя, и кормов своих на них не емлют, ни всылают к ним ни по что, а ведает и судит своих слуг и крестьян монастырьских архимарит сам з братьею во всем и в татбе с полишным или кому прикажет. А кому будет чево искать на архимарите з братьею или на их служках и на крестьянех, ино их сужу яз, царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии, или мой боярин и дворецкой Болшаго Дворца. А дает их на поруку наш даной пристав и чинит им в году один срок – зиме в тот же день по Крещенье Христове. А опричь даново пристава /Л. 7/ из иных приказов и неделщики и пошлинники к ним в монастырскую вотчину ни по что не въезжают и на поруки их не дают и сроков не наметывают. А хто возмет по них грамоту или неделщика не на тот их срок, и мы им к ответу ездить не велели. А хто по них возмет и безссудную или правую грамоту не по тому ж их сроку, и та безссудная не в бессудную, а правая грамота не в грамоту. А опричь Болшаго Дворца в Старице и по иным городом не судят их ни в чем.

А случитца суд смесной тем их монастырьским людем и крестьяном з городцкими людми или с волосными или с становыми, и намесницы наши и волостели и их тиуны, и земские старосты, и целовалники тех крестьян судят, а архимарит с ними ж судит или их приказщик. А прав ли будет или виноват монастырской человек, и он в правде и в вине архимариту з братьею, а не вступаетца в него нихто. А прав ли будет или виноват городцкой человек и волосной, и он в правде и в вине городцким судьям, а архимариту з братьею в него не вступетца. А кому будет чего искать на монастырьском крестьянине, и он емлет пристава у намесников или у волостеля или у тиунов, и пристав намесничей и волостелев и тиунов просит себе товарыща у архимарита и у его приказщика, и намесницы мои и их тиуны ездят судить монастырьского человека в монастырь. А монастырьской человек чего учнет искати на городцком человеке или на волосном, и намесник и его тиун судит в городе, а архимарит или его приказщик с ними ж судит.

Также есмя пожаловал архимарита /Л. 8/ з братьею, хто у них в монастырьских селех и в деревнях и в слободках монастырьских людей и крестьян хто что продаст, или менит лошадь оба монастырьские люди, а не за волость, и у них [146] пятнит лошади пятенщик монастырьской или кому архимарит прикажет, а намесничьи люди у них и волостелины и старецкие люди не вступаютца ни во что. А купит или продаст или променит монастырьской человек слуга или крестьянин в городе или в волости лошадь, или которую иную животину, или хлеб, или обеи, или что-нибудь, и мои, царя и великого князя, таможники и намесничьи и волостелины пошлинники и пятенщики с монастырьских людей с купца и с продавца померу и тамги и пятна и никаких пошлин с них не емлют.

А учинитца у них в монастырьских деревнях и в слободах и под монастырем душегубство, а не доищутца душегубца, ино на их на монастырьских крестьянех головщины не имати. А хто у них от своих рук утеряетца, или хто в лесе з древа убъетца и кого деревом убьет, или кого зверь съест, или хто утонет в воде, или убитой человек водою припловет, или возом сотрет, или хто озябет 3, или с храма 3 убъетца, или незапныю 3 смертью умрет, или хто подкинет уловом незнаемым человеком, а обыщут того без хитрости, и монастырьским людем и крестьяном в том веры и продажи нет, и явки с него и смотреного не дают ничего.

Также есми пожаловал /Л. 9/ архимарита Иева и строителя Герасима з братьею, что им надобе купить или продать на монастырьской обиход хлеб и запас всякой и на монастырьское строенье лес, и поедет ис 4 Старицы в которой город ни буди сухим путем или рекою Волгою и по иным рекам, и наши намесницы, и волостели, и таможенные головы, и таможники, и пошлинники, и по мытом мытчики мыта, и по рекам и в Старице на Волге перевозов и иных никоторых пошлин не емлют, и мои, царя и великого князя, таможники тамги и весчево не емлют и пропущают их везде без зацепки, неиздержав. А коли им понадобитца на монастырьское строенье лес, и они ганяют плоты или в судех рекою Волгою с верховья и из ыных рек, и оне с того лесу и с судна проезново мыта и с людей головщины не дают же, и по городом их не судят и простою им и убытков не чинят.

А епискуп Тверской и Кашинской Старицкого монастыря архимарита з братьею, священников и дьяконов черных, которые служат в монастыре, и в селех в монастырьских попов и дьяконов в духовных делех сам судит, а опричь духовных дел архимарита з братьею и черных попов и дьяконов и в селех монастырьских попов и дьяконов не судит ни в чем и приставов своих не дает, а ведает и судит их во всем боярин наш и дворецкой. А десятилники и заезщики и все епископли пошлинники не въезжают к ним ни по что и даней, и поборов, /Л. 10/ и кормов, и иных пошлин не емлют, а ведает и судит в монастыре священников, и дьяконов, и старцов, и весь причет церковной, и слуг, и крестьян, и служебников архимарит з братьею сам во всем.

Также есми пожаловал архимарита з братьею, наши князи, и бояря, и воеводы, и всякие ратные люди у них в монастырьских селех и в слоботках силно не ставятца и кормов, и подвод, и проводников, и сторожей у них не емлют, а корм свой и 2 конской купят по цене, как им продадут. А намесничи и волостелины люди, и боярские, и стрелцы, и пушкари, и затинщики, и розсылщики на пиры и на братчины незваны к ним не ездят. А хто к ним на пир и на братчины приедет незван пить силно, и они того вышлют вон безспенно. А не пойдет вон и учинитца у них при нем какая гибель, и тому та гибель платить вдвое без суду и без правды. А наши намесницы и приказные люди в Старице и по городом, и посланники и гонцы у их монастырьских служек и у крестьян подвод и [147] проводников не емлют, а ямщики старицкие монастырьских лошедей и у их слуг и крестьянских лошадей и подвод не емлют же.

/Л. 11/ Также есмя пожаловал Пречистые монастыря архимарита з братьею, в городе в Старице по обе стороны реки Волги на обеих торгех поплашным со всякого привозново продажново лесу с возу по три плахи Пречистой Богородицы на просвиры.

Также есмя архимарита з братьею пожаловал, на реке на Волге и в их вотчинах в озерках и в прудех на монастырьской обиход рыбу ловити безоброчно. А старицкие приказные люди, и земские старосты, и целовалники, и Старицкого уезда крестьяня, и всякие люди у них в те рыбные ловли не вступаютца ни во что и насилством сена на их покосех не косят, и рыбы не ловят, и лесу не секут. А хто у них учнет силно сено косить и рыбу ловить и лес сечи, и тому платити без суда.

А кому у них случитца их монастырьским служкам и крестьяном и служебником к празнику, или свадбе, или х крестинам, или по родителех пиво или брагу сварити, и оне являютца в монастырь архимариту з братьею и их приказным людем, а намесницы наши и приказные люди с того питья у них явки не емлют и с выимкою к ним не посылают.

А пожалую которого своего намесника или волостеля, дам свою жаловалную грамоту на грамотчики о корму и о суде и о всяких пошлинах, а на сю мою грамоту иные дертные грамоты нет. А коли явят нашим намесником и волостелем сю мою грамоту, и оне с нее явки не дают ничего. А хто через сю мою жаловалную грамоту чем их изобидит, и тому от меня, от великого государя царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии, быть в великой опале и в казни.

Дана ся наша царьская жаловалная грамота на Москве, лета 7077-го, маия в 6 день.

А назаду грамоты припись:

Царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии.

Припись дияка Юрья Сидорова.

РГАДА. Ф. 281. Старица. № 23/11663. Л. 1–11. Список первой половины XVII в. Уп.: Каштанов С. М. Хронологический перечень иммунитетных грамот XVI века. Ч. 2 // АЕ за 1960 год. М., 1962. С. 172. № 928 (ошибочно указан раздел ГКЭ по Симбирску).

Примечания:

1. В ркп.: Моткок.

2. В ркп. пропущено.

3. Так в ркп.

4. В ркп.: и.

№ 13

1607 г. августа 6. – Выдержка из переписной книги Усп. м-ря, переписи старицкого городового приказчика Язвеца Иванова сына Жихарева, о монастырском вотчинном архиве.

Да в казне ж государевы царевы жалованные грамоты и крепости вотчины купчия и кабалы на монастырския села и на деревни:

Блаженныя памяти государя царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии жалованная грамота тарханная ото всех податей на все села, и на деревни, и на починки, и на слободку.

Да государева другая грамота. [148]

Да грамота жалованная тарханная государя царя и великаго князя Бориса Федоровича.

Грамота данная князя Андрея Ивановича на село Ефимьяново с деревнями. Данная грамота князя Андрея Ивановича на село Лгово с деревнями. Купчая на сельцо Петяшино с деревнями.

Да кабала на сельцо Намошино да на пустошь на Починок со Внука Иванова сына Васильева в двусот рублях.

Данная грамота князя Володимера Андреевича на село Игнатьево с деревнями.

Да купчая на то ж село Игнатьево, купили его у Захара Петровича Яковлева.

Да на то ж село Игнатьево кабала выкупная князя Феодора Пронскаго. Да на то ж село запись Федора Киндырева. Меновная на село Поеди с деревнями.

Да на то ж село выкупная кабала на Иваново имя Кашинцова в тридцати рублях.

Да на то ж село Поеди на кабалу отпись в тридцати рублях. Данная да купчая на деревню Токарево.

Да разъезжая грамота на ту ж деревню Токарево с Филистовскою землею. Купчая на Чурилково да на деревню Коренево. Меновная, да три данных, да купчая на деревню Чюпруново. Духовная грамота Василья Андреева сына Сновидова на село на Симоново с деревнями.

Да правая грамота на Григорья Андреева Сновидова в том же селе Симонове.

Да кабала в полутретьяцати рублях на Григорья Федорова сына Сновидова, а в закладе деревня Наугорова.

Данная Григорья Андреева сына Сновидова на сельцо на Старое да на деревню Ялыгино.

Да на то ж сельцо кабала в полуторосте рублях.

Да на ту ж кабалу запись, что за рост то село пахати.

Да на то ж сельцо и на деревню две кабалы выкупныя, одна в шестнадцати рублях, а другая в двунадцати рублях.

Купчая на деревню Бакланово на деревню Курьково.

Разъезжая Сновидовской земле с Спасскою землею неверовскаго села.

Купчая строителя Германа на село Ревякино.

Да ... 1 кабала на Лужень.

Данная Марьи Булатовской жены Ельчина на треть деревни Шетаново.

Купчая на село Руделево с деревнями.

Данная на деревню Неклюдово.

Данная на деревню Веретенниково.

Данная на Фадеево.

Данная на деревню на Макарово.

Данная на деревню Квашнино, да на Пышерево, да на пустошь Кисляково.

Данная на деревню на Долобовскую, да на починок на Выползов, да на деревню Востец, да на Притыкино.

Да изустная Ивана Щербинина на село Ново с деревнями.

Да на пустошь на Нивки купчая.

Купчая на пустошь Курово. [149]

Купчая на пустошь на Давыдиху.

Купчая на деревню на Климово.

Купчая на починок Еремеевский.

Купчая на сельцо на Макарово на Рожеево.

Купчая на деревню на Онашкино да на Шеино.

Купчая на Полторонова да на Черную Грязь.

Купчая на деревню на Моракишево да на починок на Любильцев.

Купчая на деревню Глеезво да на Стеблево.

Купчая на деревню Дьяково да на треть деревни Долгова Поля.

Купчая на Юрьино.

Да меновная на деревню Опариново.

Меновная на полдеревни на Минино, да на Якушкино Коряво, да на починок на Еразгин.

Блаженныя памяти государя царя и великаго князя Ивана Васильевича всея Русии данная на мельницу.

Да на ту ж мельницу государева правая грамота; а мельница в Старицком уезде на реке на Холохольне.

Данная на сельцо Терпилово с деревнями.

Купчая на деревню Желудево.

Купчая на деревню Бокланово.

Духовная грамота Григорья Михайлова сына Белеутова на сельцо Рославль, а то сельцо заложил строитель Герасим в закладе у Ивана у Полева в тридцати рублях.

Данная на Якутино во Горецком стану в Тверском уезде.

Блаженныя памяти государя царя и великаго князя Ивана Васильевича всея Русии жалованная грамота на волостьку Загостенье во Тверском уезде в Микулинском стану, а дана грамота в семьдесят в шестом году.

Да государева жалованная грамота на село Губин Угол на озере с деревнями в Кашинском уезде в Дубенском стану, а дана грамота в семдесят в осмом году.

Да государева ж жалованная грамота в Старицком уезде в Раменской волости на село Ильинское с деревнями да в Бельском уезде в Ужскую волость на село Маслово с деревнями, а дана в семдесят в третьем году.

Да государева жалованная грамота отдельная на село Калицыно на Нечаево имя Граматино да на Девятаго Тихана, а дана грамота в семдесят во втором году.

Данная на деревню Душино.

Да список с духовной Алексея Булачева.

На село Щеглятево да на пустошь Озерцо семь данных, да духовная грамота, да шесть крепей.

Данная на деревню на Кобелево, а Болдырево тож.

Кабала на деревню на Трубниково в двадцати рублях данья Скриплицыных.

Данная Курбата да Михайла Шумеевских на деревню Горки, да на деревню Дьяково, да на деревню Устиново, да на треть деревни Яковской.

Данная Матвея Васильевича Воейкова на сельцо Сорокино.

Да на тое ж Сорокино купчая, а дана в осемдесят в седьмом году.

Сотная грамота села Ильинскаго с деревнями.

Данная Семена Ивановича Белеутова на сельцо Быльцыно с деревнями.

Данная грамота Горяина да Угрима Степановых детей Аболешева на деревню Корочуково. [150]

Да кабала на деревню Твердиково Кашинцовых в пятнадцати рублях.

Данная Низовца Кузымина на сельцо Корчмитово да на деревню Глазуново.

Данная на Андрейково.

Да кабала на Андрейковых во шестидесяти рублях.

Да кабала на треть деревни Палкино.

Да выкупная на Андрейковых.

Данная Тимофея Андреева сына Елдезина на деревню Зуеву в Суземской волости.

Данная Володимера Федорова Моринина на деревню на Васильцево в Воловицах.

Данная Курбата, да Русина, да Третьяка, да Петра Шумеевских на деревню Шумеево без шестыя доли да на деревню Атестьково без четверти.

Данная Некраса Шумеевскаго на шестую долю деревни Шумеева да на четверть деревни Атестькова.

Да две кабалы на деревню Атестьково в двадцати во шти рублях.

Да отпись на деревню Атестьково в тринадцати рублях.

Да две государевых грамоты на ту ж деревню Атестьково и на иныя.

Да Шумеевских купчих и кабал и отписей двадцать пять.

Да Шумеевских же четыре крепи старых.

Данная Рудака Шумеевскаго да Мити Григорьева сына Гришанина в сельце Чудове четыре выти да деревня Колитникова, выть в Горском стану.

Да кабала на четверть выти в том же сельце в Чудове и отпись, а обе по тридцати рублей.

Данная Будая Сытина на деревню Мостки.

Данная Марьи да сына ея Сабура на деревню Мостки Большие.

Да Сытиных же десять крепостей.

Данная Османа да Василья да Третьяка Семеновых детей Сытина на деревню Твердиково.

Да на ту ж деревню кабала в пятнадцати рублях в Микулинском стану.

Данная Федора Сытина да сестры его Фетиньи на деревню Пустобоярово.

Данная Истомы Сидорова сына Фотьянова на полдеревни Безково да на полпочинка Безкова.

Да кабала Страдника Федорова сына Перхурова в пятнадцати рублях на шестую долю деревни Сергеевы во Тверском уезде в Суземье.

Данная Якова Михайлова сына Воронцова да сына его Михаила на деревню Гришкино в Микулинском стану.

Две купчия на деревню Кузяево Якова Аболешева.

Кабала Курбата Григорьева сына Моклокова на два жеребея деревни Матренина в семи рублях.

Две данных на деревню Афимьино да на полдеревни Пузихино Фетиньи Федоровской жены Власьева.

Да на ту ж деревню Афимьнно да на деревню Пузихино запись.

Да на ту ж деревню изустная Фетиньина.

Данная Петра, да Григорья, да Василья, да Степана Ивановичев Колединских на деревню Смолино в Старицком уезде в Болгарской волости.

Данная Аксена Тимофеева сына Пенюева на два жеребья деревни Еремеева в волости в Родне.

Данная Андрея Яковлева сына Головкина на треть деревни Михайловской в Роднинской волости. [151]

Данная Ивана Перфирьева сына Меньшаго на деревню Колыбаново в Роднинской волости да на деревню Трубичниково во Тверском уезде в Юрьевском стану.

Данная Тимофея Данилова сына Ушакова на село Попово. Грамота святейшаго Иева патриарха Московскаго и всея Русии оброчная на деревню Жегалово.

Да на ту ж деревню Жегалово зачетная память в оброке за дьячими руками. Да на ту ж деревню грамота Игнатья патриарха.

Да оброчная запись Холохоленскаго монастыря игумена Герасима на мельницу на реке на Холохольне.

Историческая библиотека Тверской епархии. Тверь, 1879. Т. 1. С. 51–57.

Публ.: Тверская старина. Старица, 1911. № 8. С. 46, 47; № 9. С. 21–24; № 10, 11. С. 35, 36.

Примечание:

1. В публ. отмечено: Слово не разобрано.

ФОНДООБРАЗОВАТЕЛИ ГКЭ ПО СТАРИЦЕ ДО 1613 ГОДА

1. Иоанно-Богословский Холохоленский м-рь – № 5/11645 (копийный сборник), 18/11658, 19/11659, 21/11661, 31/11671, 32/11672, 33/11673, 34/11674.

2. Троицкий Сергиев м-рь – № 1/11641, 2/11642, 3/11643, 4/11644, 5/11645 (копийный сборник), 6/11646, 7/11647, 8/11648, 9/11649, 10/11650, 11/11651, 12/11652, 13/11653, 14/11654, 22/11662, 25/11665, 26/11666, 27/11667, 28/11668, 29/11669, 30/11670, 35/11675.

3. Успенский Иосифов Волоколамский м-рь – № 15/11655, 16/11656, 17/11657, 20/11660.

4. Успенский Старицкий м-рь – № 23/11663.

5. Чудов Московский м-рь – № 24/11664.

Текст воспроизведен по изданию: Старицкие монастыри в документах XVI в. // Русский дипломатарий, Вып. 4. М. Археографический центр. 1998

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2021  All Rights Reserved.