Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

МАЛОИЗВЕСТНАЯ РАЗРЯДНАЯ ЗАПИСЬ СЕРЕДИНЫ XVI ВЕКА

Предлагаемая публикация имеет целью привлечь внимание исследователей к разрядной записи о крещении царевны Анны в 1549 году. Эта запись находится в составе Никоновской летописи за 1380-1552 годы по списку XVII века, хранящемуся в Рукописном отделе Библиотеки им. В. И. Ленина, Музейное собрание № 2763. Рукопись в 1°, на 497 лл. Листы имеют цифровую и буквенную нумерации. Вторая превышает первую на две единицы. Водяные знаки: виноград, ваза с цветком, гербовый щит — 30-х годов XVII века 1. Написана скорописью разных почерков середины того же столетия.

На лл. 467-468 об. находится публикуемое известие о крещении Анны без начала, где, видимо, сообщалось о ее рождении и о посещении митрополитом, царем и боярами царицы по этому случаю. Перерыв текста, сходного с Патриаршим списком Никоновской летописи, количество листов в тетради (девять вместо обычных восьми), отличие бумаги и почерка, уплотнение строк на л. 468 об. говорят за то, что указанные листы — вставные. Вероятно, их вставили вместо вырезанного листа 466а (8–1 : 2), на котором мог уместиться изъятый текст со статьей о рождении Анны в редакции Патриаршего списка 2.

Отрывок начинается сообщением о посещении царицы митрополитом, царем и боярами, о «родинном» столе: «...владыке и боярыням, и архимаритом, и бояром и дьяком из своих рук» (л. 467). Вероятно, это было в понедельник 12 августа, так как далее говорится о приходе этих лиц к царице «на третей день, во вторник». О боярынях в конце фрагмента говорится, что они были у царицы «впервые в понедельник» и «в другие», очевидно, во вторник 13 августа, потому что о посещении их в другие дни ничего не сказано. В этот день Иван IV устроил «родинный» стол, за которым сидели митрополит Макарий, братья царя — Юрий Васильевич и Владимир Андреевич, игумен Серапион и бояре — князья Д. Ф. Бельский, В. И. Воротынский, Д. Д. Пронский и др.

17 августа Иван Грозный приехал в Новодевичий монастырь, где «поставил» обыденную деревянную церковь Иоакима и Анны, которая на [256] следующий день была освящена спасским архимандритом Нифонтом. 18 августа «на другом часу дни» Серапион крестил Анну. Кумовьями были старцы Андреян и Геннадий. Вернувшись в город, митрополит поздравил царя и благословил царицу. По этому случаю Иван IV дал крестинный стол, за которым сидели: Макарий, братья царя — Юрий Васильевич и Владимир Андреевич, бояре — князья И. Ф. Мстиславский и П. М. Щенятев, И. П. Федоров, окольничие Я. О. Салтыков и Ф. Г. Адашев.

Проверка хронологии событий, названных лиц и порядка их размещения за столом по другим источникам подтверждает достоверность издаваемого документа 3.

Точность дат и детальная роспись мест присутствующих показывают, что оригинал этого документа был составлен вскоре после описываемых событий. В 20-х годах XVII века в Посольском приказе хранилась грамота: «Рожение дщери царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии царевны Анны» 4. Возможно, что эти материалы лежат в основе соответствующей статьи Патриаршего списка.

Для XVI века рассматриваемая запись подробнее сохранившихся кратких известий о подобных случаях 5. Она содержит дополнительные сведения о государственных деятелях, уточняющие их биографии (например, документ показывает, что В. И. Воротынский уже был боярином 6), перечисляет жен видных бояр и окольничих и характеризует дворцовый быт конца 40-х годов XVI века, когда сформировалось правительство избранной рады 7. Все это определяет научное значение издаваемого фрагмента.


ТЕКСТ

Л. 467 «...владыке и боярыням и архимаритомь и бояром и дьяком из своих рук. И того дни ел у царя и великого князя митрополит и владыка и архимариты и игумены и протопопы и соборы все. А стоял перед митрополитом царь и великий князь сам и с ним брат его князь Юрьи да князь Володимер Ондреевич. А на дворце велел царь и великий князь нищих всех кормити и поити, и милостыну всем довольну давати. А на третей день во вторник царь и великий князь сидел в постелной избе в передней и велел у себя быть митрополиту и владыке и архимаритом да Троецково Сергиева монастыря игумену Серапиону. И, как пришел митрополит и владыка и архимариты и игумен, и царь и великий князь пошел к великой княине. А митрополиту и владыке и архимаритом и игумну велел с собою итти, а брату своему 8 князю Юрью Васильевичю и князю Воло-димеру Ондреевичю с собою же итти. А бояром и дьяком избным за собою же итти. И вшед митрополит царицу и великую княиню благословил. |л. 467 об.| И царь и великии князь велел митрополиту и князь Андрееве Ивановича [257] княине Ефросинье и брату своему князю Юрью и князю Володимеру Ондреевичю и владыке и архимаритом и игуменом сести. А бояром велел сести же. И носила взвары царю и великому князю и митрополиту и княгине Ефросинье и князю Юрью Васильевичю, и князю Володимеру князь Юрьева Васильевича княиня Ульяна. Да села княиня у постели царицы и великие княини и подавала взвары владыке и боярыням и архимаритом и бояром и дьяком избным. И как взвары отдали, и митрополит и владыка и архимариты поехали к себе. Да того дни у царя и великого князя ел митрополит и брат царя и великого князя князь Юрьи Васильевичь и князь Володимер Ондреевич да владыка и архимариты и Троицкои игумен Серапион. А бояре у царя и великого князя того дни ели князь Дмитреи Федорович Белскои, князь Володимер Ивановичь Воротынской, князь Данило Дмитриевичь Пронскои. А встречю бояр сидели околничие, а от бояр и от окольничих сидели княжата и дворяне многие. А на дворце в те поры кормили нищих и милостыню давали. А как стол отошел и чаши подали, и царь и великии князь с митрополитом и з братом своим со князем Юрьем и со князем Володимером Ондреевичем, и со владыкою, и з бояры, и з дьяки пошол к царице /л. 468/ и великои княгине. А архимаритом и игумену Троецкому велел за собою же итти. И подавали овощи и вина. И едши овощи митрополита и владыку отпустил. А сам царь и великии князь з братом своим со князем Юрьем и со князем Володимером Ондреевичем, и з бояры пошол в Столовую избу и пировал долго вечера. Августа же в 17 день в суботу после стола царь и великии князь поехал в Новои Девичеи монастырь и поставил в монастыре церковь древяную обыденную во имя святых праведных богоотец Иоакима и Анны, и вечерни у тое церкви слушал того дни. И начевал царь и великии князь за монастырем в шатре. А назавтреи в неделю на другом часу дни велел царь и великии князь церковь обыденную свящати, а дочь свою царевну Анну велел крестити. И церковь святил, спаскои архимарит Нифонт, а царевну Анну крестил в теплой церкви игумен Троецкои Сергиева монастыря Серапион. А кумове были старец 9 Андреян Ондроновы пустыни да старец Генадеи Сараиские пустыни. И как царевну крестили и царь и великии князь приехал в город и велел у себя быти митрополиту и владыке, и архимаритом. И митрополит, и владыка, и архимариты, пришед ко царю и великому князю в Столовую избу, поздравляли. И царь и великий князь с митрополитом и со владыкою и со архимариты /л. 468 об./ пошел к царице и великои княгине. И митрополит пришед царицу и великую княгиню и царевну благословил крестом и поздравил. А бояре и дьяки тут были. И того дни у царя и великого князя ел и пировал отец ево Макареи митрополит и князь Юрьи Васильевичь, и князь Володимер Ондреевич, и владыка и архимариты. А бояре у царя и великого князя: князь Иван Федорович Мстисловскои, князь Петр Михайлович Щенятев, Иван Петровичь Федорова. А встречю им сидели околничие Яков Ондреевичь Салтыков, Федор Григорьевичь Адашев. А от бояр и от окольничих сидели князи и дети боярские. А на дворе кормили нищих и милостыну давали. А после стола подавал царь и великии князь чаши и пировал долго вечера. А как был митрополит и владыка и бояре у царицы и великие княгини в первые в понеделник и за постелею великие княини от зголовеи сидела князь Юрья Васильевича княгиня Ульяна, а место еи учинено особное. А от нее подале в лавке по рундуку сидела кикница Васильева Михайловича Юрьева Настасья да кикница же Никитина Романовича Варвара. А у Никитины сидела Данилова 10 Романовича Анна. А от Даниловы Романовича сидела князь Васильева Васильевича Чюлкова-Ушаток княиня Фетинья. А от нее сидела Алексеева жена Адашева Настасья. А на [258] правой стороне в лавке сидела князь Иванова Федоровича Мстисловского княиня Ирина. А от князь Ивановы Федоровича Мстисловского сидела Васильева Яковлевича Анна да Григорьева Юрьевича Ульяна да князь Дмитрева Федоровича Палецкого княиня Марья да Григорьева Плещеева Олена. А в другие как был митрополит и владыка и бояре у царицы и за постелею великие княини от зголовеи сидела князь Юрьева Васильевича княиня Ульяна, а от нее сидели кикницы и боярыни потому же как и в первой приход митрополич. А на правои стороне в лавке сидела князь Иванова Федоровича Мстисловского княиня Ирина. А у нее сидела Васильева жена Юрьевича Малого Огрофена. А у нее сидела Григорьева Плещеева Олена».


Комментарии

1. К. Тромонин. Изъяснения знаков, видимых в писчей бумаге. М., 1844; № 470 под 1636 г., № 1154 под 1638 г., № 1234 под 1636 г. Рукопись указана мне академиком М. Н. Тихомировым. Приношу ему благодарность. Более подробные сведения о рукописи см. М. Н. Тихомиров «Краткие сведения о летописных произведениях в рукописных собраниях Москвы». М., 1962, № 98, стр. 102–103; «Музейное собрание рукописей», т. I, М. 1961, стр. 358-359.

2. Нумерация л. 466а условна. Виден только его остаток у корешка рукописи. Может быть, вставка была сделана при переплетении рукописи, так как нумерация не прерывается и не учитывает вырезанного листа. Бумага и почерк вставки современны предыдущим и последующим листам рукописи.

3. Полное собрание русских летописей, т. XIII, СПб., 1904, стр. 158; «Исторический архив», т. VII, стр. 295; Древняя российская вивлиофика, т. XIII. М., 1790, стр. 19, 38, 43, 51, 301; Древнейшая разрядная книга. М., 1901 г., стр. 5 , 7, 124, 126-128, 133, 136, 138, 141, 156, 157; А. А. Зимин. И. С. Пересветов и его современники. Очерки по истории русской общественно-политической мысли середины XVI века. М., 1958, стр. 74; Н. Селифонтов. Сборник материалов по истории предков М. Ф. Романова, ч. 1. СПб., 1901, стр. 59, 64; «Известия археологического общества», т. III, стр. 37.

4. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв., М.-Л., 1950, стр. 482.

5. И. Е. Забелин. Домашний быт русских царей в XVI-XVII ст., ч. 2. М., 1915, стр. 12.

6. Ср. А. А. Зимин. Боярская дума XV-XVI веков. Археографический ежегодник за 1957 год. М., Изд-во АН СССР, 1958, стр. 61, 63.

7. И. И. Смирнов. Очерки политической истории русского государства 30–50-х гг. XVI века. М.-Л., 1958, стр. 288-296. С. О. Шмидт. Соборы середины XVI века, «История СССР», № 4, 1960, стр. 74-75.

8. В рукописи своему повторено дважды.

9. В рукописи слово старец повторено дважды.

10. В рукописи можно проситать и Данильва.

Текст воспроизведен по изданию: Малоизвестная разрядная запись середины XVI века // Археографический ежегодник за 1961 г. М. 1962

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.