Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

К ИСТОРИИ МОСКОВСКИХ ПОЖАРОВ 1547 г.

До сих пор в исторической литературе утверждалось, что в 1547 г. был один «великий пожар» 21 июня 1., явившийся поводом для массового антифеодального движения XVI в. – Московского восстания. Между тем в опубликованных источниках имеются скупые намеки на то, что 12 апреля тоже был «великий пожар» 2.

Из всех известных источников наиболее подробно апрельский и июньский «великие пожары» описаны в статьях летописного сборника XVII в. 3. Они восходят к более древнему источнику, дополненному рассказами современников, может быть, даже очевидцев, которые упоминаются в конце второй статьи. Об этом свидетельствуют цифры спаленных дворов, погибших монахов, детальный перечень сгоревших улиц. О митрополите Макарии говорится, что веревка, по которой его опускали, оборвалась «за три сажени до земли».

Первая статья – «О великом московском пожаре» повествует о пожаре 12 апреля 1547 г., уничтожившем большую часть Китай-города (примерно от Москворецкой набережной до улицы 25 Октября). Только на одном Гостином дворе сгорело 2000 дворов. Среди горевших объектов назван Соляный двор, не упоминающийся в других источниках. 15 апреля вспыхнул пожар в Замоскворечье: на Болвановке сгорело 1700, а в Кожевниках – 500 дворов. Эти цифры, отсутствующие в других источниках, представляют интерес, так как дают возможность определить численность населения этих районов 4. [224]

В то же время они свидетельствуют о том, что общее количество пострадавших достигло 100000 5.

Об еще более опустошительном пожаре 21 июня говорится в статье «О друзем великом пожаре, о московском». На этот раз выгорели: Кремль, Китай-город и территория вокруг них, примерно от Волхонки до Мокринского переулка в радиусе Садового кольца.

В перечне выгоревших улиц упоминается Никитская, Леонтьевская, Петровская и Грибневская, что является весьма важным свидетельством для восстановления топографии территории Москвы, пострадавшей от пожаров.

Ниже публикуются статьи летописного сборника XVII в. о московских пожарах 12 апреля и 21 июня 1547 г. – «О великом московском пожаре» и «О другом великом пожаре, о московском».


О великом московском пожаре

В лето 7055-го, априля, после велика дни во вторник на святой неделе 6. бысть пожар на Москве. Загореся в ряду в Москотинном 7. на девятом часу дни и панской двор 8. загореся внутрь города Китая и на низу 9. все дворы выгореша от стены соляной Двор 10. От соляного двора торги все погорели и дворы до Николы до Стараго 11. и Устретенскую улицу. А возле стену до турем 12. И монастырь Богоявленской згоре 13. И в церькви иконы и кузнь. Церькви же кирпичная и церьквей же много погорело древяных, иконы и кузнь, и товару в торгу 14. и по гостиным двором 15. много погорело. 2000 дворов згорело и людей много погорело.

Того же месяца, того пожару минув три дни, бысть пожар на Москве. Загорелося на большом посаде 16., на Болвановье 17.; згорело 1000 и 7000 дворов и церквей много погорело, иконы и кузнь, и торг Болвановской выгорел и товару много погорело в торгу и у жетейских людей, и по дворам люди горели. В то же время, того же дни в Кожевниках 18. за рекою згорело 500 дворов и церькви горели. В то же время и в иных местах во многих на Москве загорелося.

Сие зло случися за умножение грех наших, бе бо тогда засуха велика. Того же лета, месяца июня, упал колокол большой с колоколници благовестами, с колоколници на площади напрасно. Се како чюдно и дивли сполнено. Отломишася у него уши, слит был и поставлен на древяной колоколице при великом князе Василье Ивановиче, руском самодерьжце. Глас его был богу угоден. Таков колокол прежь того не бывал иа Москве.

О другом великом пожаре, о Московском

Того же лета 7055-го. Месяца июня в 21 день на память святого священомученика Иульяна Тарсанина вторник в Петрово говеино, был второй великий пожар на Москве. Загореся за городом на посаде, на Острову 19., в монастыре церковь от свечи. Учало горети на все страны. И прииде огнь на пожар к ямскому двору и Кубенского, бе бо тогда засуха велика и ветр силен, и пренесе огнь внутрь града на цареву и великого князя конюшню. Таже огнь поиде на двор великого князя хоромы брусяные и на полаты, и загорешася кровли, бе бо крыты тесом древяным, и загореся верьх Пречистый у церькви у соборные и на Иване Святем.

Прочо же вкратце скажем: весь град выгоре. Монастыри и церькви, и дворы, и церькви кирьпичная Благовещение на великого князя дворе, у казенного двора выгореше внутрь чюдныя иконы Корсуньския, иконы принесены быша от древних лет, и кузнь златая и сребряная, и камение драгое, и жемчюг, и много мощей святых погорело.

Принесены быша от древних лет от божияго града Иерусалима и от прочих святых мест богоугодными святители и преподобными мужи к благородным царем [225] великим князем руским и ко святейшим митрополитом. Много же и казны царя и государя великого князя выгорело, много ценного жемчюгу и всякого камени драгого и бархаты, и камки, и тафты, и сунна, и прочее неисчетно, яко жо подобает в домех царьских быти. И митрополич двор все выгорел и монастырь Чюдовской. Многоцелебныя же мощи Алексея чюдотворца вынесоша ис теплыя церкви, поставиша в большой церкви во Архаггеле. Единех чернецов 56 згоре в том монастыре и подохнулися. А монастырей згорело обещих Чюдовской да в Китае Богоявленской, а особных восмь в городе и за городом, а в девичих четыре.. тако же и в Китай дворы отстаночьные и, что были новых дворов поставили и лавки рядовые люди торговые учали ставить, то все огнь взял.

За городом посад выгоре мало не весь. От пожару взле Москву реку дворы выгорели по обе сторы, улици Черьторьския 20. и до всполья 21. Вторая улица выгорела по обе стороны дворы Арбатская, 3-я улица от пожару выгорела и до всполья – Вьздвиженьская 22., 4-я улица выгорела Никитская 23. от пожару и до всполья, 5-я улица выгорела от пожару и до всполья Леонтьевская 24., 6-я улица выгорела от пожару и до всполья Тверьская 25., 7-я улица выгорела от пожару и до всполья Дмитровская 26., 8-я улица выгорела от пожару и до всполья Петровская, 9-я улица выгорела от пожару от пушечных изб Рожественская, десятая – Стретенская по Стефан Святый, 11-я – Грибневская 27. мало не до всполья, 12-я – Мясники 28. мало эте до всполья же, 13-я – Покровская потомуж, 14-я – Великая 29. улица выгоре возле Москву реку по Яузу.

Бяша бо дотоле видети град Москву велик и чюден и много людей в нем и всякого узорочья исполнен и в том часе изменися, егда бяше погоре. Не видети иного ничего же, но токмо дым и земля и труция мертвых многолежаще. Много церквей святых погоре, а каменыя стояще выгореша внутри и огореша в ней несть видети в них пения и звонения.

Царь же государь, князь великий и из своею княгинею не бо на Москве, но в селе своем в Острову 30. и брат его князь Юрий Васильевич с ним же.

Митрополиту же святейшему Макарью, на Москве неподвижно живущу и правящу слово божие истинное, притекшу в церьковь соборную пречистый богородица, оболокшуся в святительскую одежну и начнешу молебная пред пречистые образом пред чюдотворную иконою Владимирскую и пред чюдотворную же икону, юже Петр чюдотворец Киевские и всея Руси своима рукама написал у гроба чюдотворца Петра и Николы чюдотворца совершающу же святейшему митрополиту Макарию молебная, и се пряде от огня зной и дух, и жар, и немогущу митрополиту вара от огня и духа знойного терпети, занеже убо от зельнаго воздержания и поста елико ему едва ходити кроток же и смирен и милостив по всему, гордости же отнюдь ненавидяще, но иным отсекаше и запрещайте злобою отроча обреташеся, умом всегда совершен бываше. И мы же ся на преднее прострем.

Митрополиту же, убежавшу от пламени огненаго и пришедшу ему к нижним воротом градным, оже прилучися Ивановым людем Федорова сына Наумова с рухлядью стояти, и спустиша митрополита по ужу за град и бысть за три сажени до земли и урвася уже и паде много терпеливый душею, и разбися велми. А егда ис пожару того бежавшу опалеста ему очи от огня и свероста его свои ему монастыри к пречистой на Новое 31.

Благоверный же царь и государь князь великий Иван Васильевич всея Руси и брат его князь Юрья Васильевич кииждо своими бояры приехаста в свою отчину на Москву в той же день из Острова на пожар. И видеше граду погоревшу от огня и святыя церькви и людей погорело много, лежаще трупья мертвых. И о сем сжалися князь великия, кои расплакатися ему вельми слезно. И кто не плачется погибели градныя или кто не жалует, или кто не тужит толика народа людей инок, инокинь по монастырем и во дворах мужей и жен, и детей, и отрок, и отроковиц от огня изгоревших. Царь же и государь князь великий зряше беду, створшуюся на граде его и на святых церьквах, и бывшую печаль князем и бояром, и мужем москвичом прослезився тешаиши и рек: «Не скорьбите князи и боляре мои и народи. Господь бог дал, господь взял. Буди имя господне благословенно отныне и до века. Киждо люде мои ставите хоромы по своих местех. А яз вас жаловати ради лготу дати».

И заутрия приехал во град царь и государь и внида в церьковь владычица нашея богородица честнаго ея Успения, и пришед к чюдотворной иконе пречистыя Владимирския и много моления соверши и слезы доволны излия. Тако жо и пред образом пречистыя чюдотворныя, юже сам чюдотворец Петр написал. По сем жо приходит ко гробу чюдотворца Петра молебная совершая и слезы изливая, прося [226] помощи и заступления, и от всяких бед и зол избавляя. Тако же у гробов и у мощей и у прочих святитель Феогноста и Киприяна и Фотея Ионы.

И потом едет ко пречистой на Новое посетить отца своего пресвященного митрополита Макария и бысть промежи обоих слезы жалостныя, аки от источника текущи о бывшем гневе божий и великом пожаре беседовавшим. И много и словесы духовными митрополит тешашо царя государя и великого князя, поучая его на всякую добродетель, елико подобает царем православным быти.

Царь же и государь, слушая его духовная словеса и наказание поминаше же великому князю о опальных и повинных людех. Царь же и государь слушая митрополита во всем опальных и повинных пожаловал. Царь же и государь князь великий моляше митрополита веля ему молитися господу богу и спасу нашему Исусу Христу, и того пречистой матери владычице нашей богородице, и архаггелом Михаилу и Гаврилу и прочим небесным силам, и всем святым его угодником. Митрополит же моляшеся соборне день и нощь, совершая молебна о царе и государе великом князе и о благоверной княгине, и о князех и боярех, и о всем православном христианстве. Да бы господь бог отвратил гнев свои движимыя на ны, людем же, всему народу пресвященный митрополит повеле каяти отцем своим духовным о грех своих и причащатися христовым таинам. Сия злоба сключися великий пожар за умножение грех наших и неправд.

Богу попущащу каз на ны овогда пожаром, овогда ратию и междоусобную бранию, овогда мором и напрасною смертию, нас грешных на разум наводя.

А летописец и старые люди сказывают: таков пожар на Москве не бывал. Тогда же стоял князь великий в Воробьеве в селе своем. Бе бо церкви та соборная невредима от бывшаго пожару молением пречистые владычицы нашея богородица. Толико во пророцех в верху три иконы загорались были с нижних поль и прилучишася подъяки и угасиша, и образов гех невреди огнь.

Сообщил И. А. Жарков.


Комментарии

1. «История Москвы», т. 1, М., 1952, стр. 138-139.

2. ПСРЛ, т. XXI, стр. 638; А. А. Зимин. Повести XVI века в сборнике Рогожского собрания. «Записки отдела рукописей ГБЛ», вып. 20. М., 1958, стр. 202.

3. См. ЦГАДА, ф. 181, №365/815, лл. 255-258 об. Подробное описание сборника см. М. Н. Тихомиров. Краткие известия и заметки о летописных произведениях в рукописных собраниях Москвы. М., 1962, стр. 77-79.

4. На это справедливо обратил внимание И. И. Смирнов. См. «Очерки политической истории русского государства 30-50-х гг. XVI века». М.-Л., 1958, стр. 120.

5. А. А. Зимин насчитывает 80000. См. Его же. «Реформы Ивана Грозного». М., 1960, стр. 295. Мы исходим из того расчета, что в каждом дворе проживало 4-5 человек (см. М. Н. Тихомиров. Средневековая Москва в XIV-XV вв. М., 1956, стр; 68).

6. 12 апреля (см. ПСРЛ, т. XIII, стр. 152).

7. Находился между улицами Куйбышева и Разина. Здесь и далее топографические примечания составлены да основании работ: М. Н. Тихомиров. Средневековая Москва в XIV-XV веках. М., 1956; Н. В. Сытин. История планировки и застройки Москвы, т. 1. М., 1950; История Москвы, т. 1. М., 1952.

8. Находился около ул. Куйбышева.

9. Современное Зарядье.

10. Соляной двор находился в Зарядье.

11. Никольский монастырь, находился на ул. 25 Октября.

12. «Тюрьмы» были расположены на углу ул. Разина и Китайского проезда.

13. Находился в Ветошном переулке.

14. Торг находился у Красной площади, между ул. Куйбышева и Разина.

15. Гостиный двор стоял там же.

16. Большой посад находился в Китай-городе, между реками Москвой и Неглинной.

17. Болвановка находилась в Замоскворечье, между Лужниковской и Пятницкой улицами.

18. Ныне – Кожевническая улица.

19. Недалеко от того места, где сейчас находится Библиотека им. В.И. Ленина.

20. Ныне – ул. Волхонка.

21. «Всполье» – большой луг.

22. Ныне – ул. Калинина.

23. Ныне – ул. Герцена.

24. Там, где сейчас находится Московский государственный университет (старое здание).

25. Ныне – ул. Горького.

26. Ныне – ул. Пушкина.

27. Около ул. Кирова и проезда Серова.

28. Ныне – ул. Кирова.

29. Мокринский переулок.

30. Находится к югу от Москвы.

31. Новинский переулок.

Текст воспроизведен по изданию: К истории московских пожаров 1547 г. // Исторический архив, № 3. 1962

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2021  All Rights Reserved.