Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

К ИСТОРИИ ПОШЕХОНСКОЙ ВОТЧИНЫ БОГОЯВЛЕНСКОГО ОСТРОВСКОГО МОНАСТЫРЯ

№ 1

1541/42 г. – Межевая запись кн. Никиты Афанасьевича (Шехонского) иг. Богоявл. Остров, м-ря Аврамию на данные в м-рь земли по р. Инопаж в порубежье Вольской и Усть-Шехонской волл. Романовского у.

Список з даных. 1

Се яз, князь Никита Офонасьевич, с ыгуменом с Оврамием островски[м] межи земленые указали и учинили в вековое, что моему племяннику князю [104] Василью Юрьевичю за те межи тое земли монастыръские не обидити, занде же та земля дана по родителех по всех и по нас. А межа с монастыръскою землею; от Харинца дорога ямская старая – левая сторона княж Никитина земля, а правая сторона монастыръская земля; дорогою на повертку, что повертывают к Рыкову; от Чернцова направо к реке к Инопажу, как пруд мелиишной засяжет; да и берегу есми дал, как заплота приткнути мелничная, на левой сторане реки Инопажу вверх; рекою Инопажию на низ по Макаровскую пашню от реки в горе – направе монастыръская земля, а налеве княж Никитина деревна Макаровская; да на верховину Софонеевского врага – правая манастыръская земля сторона, а левая сторона княж Никитина.

А на то послуси Ларион Дмитреев сын Дедъков, да Костянтин Григорьев сын Грибанова, да Облез Иванов сын Жерепцов, да Митя Потапов сын Харитонова.

А запись межевую писал Ивашко Поздеев сын Казакова, лета 7000 пятдесятнаго. //

А у подлинной даной назади написано:

К сей памяти княж Никита руку приложил.

Послух Костя руку приложил.

Послух Ларион руку приложил.

Послух Облез руку приложил.

Послух Митка руку приложил.

РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Пошехонью, № 380/34112. Б/п. Список 1681 г. Списки: Там же. Б/п (в сокращении). 1681 г.; также см. ниже список в составе правой грамоты 1563 г.

Примечание:

1. В ркп. заголовок относится к документам № 1, 2, 5–7.

№ 2

1562/63 г. – Данная кн. Василия Юрьевича Шехонского иг. Богоявл. Остров. м-ря Антонию на пуст. Тюрюкинское с пожнями и лесом пор. Инопаж «в Шехонском стану» (в порубежье Вольской и Усть-Шехонской волл.) Романовского у.

Се яз, князь Василей Юрьевич Шехонской, дал есми к Ведению Пречистые и чюдотворцу Леонтию в дом на Островской Богоявленской игумену Антонию з братьею, или иной по нем игумен или строитель будет, вотчины своей в Романовском уезде в Шехонском стану на реке на Инопажи пожни и лес к их же к монастырской мелнице, от мелницы на низ по речке по Инопажи левая сторона до ручья до Стрелника, Тюрикинскую пустошь, от речки от Инопажи и от Тюрюкинские пустоши в гору вверх по ручью по Стрелнику на четыреста сажень и лесом и всякими угодьи владети, и от монастыръские мелницы от заплоты в гору дал есми им на четыреста ж сежень, а вверх по реке по Инопажи от мелницы ж х Кучину на двесте сажень. И игумену з братьею тою землею, лесом и пожнями владеть. А роду моему и племяни тое земли в пожни и в лес не вступатися и не выкупить, занде же дал есми той своей вотчины в дом и чюдотворцу Леонтию по своих родителех и по своей души без выкупа, и сю есми им даную на ту вотчину дал. [105]

А на то послуси Приезжей Михайлов сын Филипова, да Иван Поздеев сын Казаков, да Митя Некрасов сын.

А даную писал Богданец Петров сын Михайлова, лета 7071-го.

А у подлинной даной назади написано:

К сей даной яз, князь Василей, руку свою приложил.

Послух Иван руку приложил.

Послух Приезжей руку приложил.

Послух Митка Некрасов руку приложил.

РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Пошехонью, № 380/34112. Б/п. Список 1681 г.

№ 3

1563 г. сентября 19. – Правая грамота суда романовского и пошехонского губного старосты кн. Семена Александровича Гнездиловского (с доклада боярину и оружничему Льву Андреевичу Салтыкову) приказчику Богоявл. Остров. м-ря Поспелу Михайлову сыну по тяжбе между ним и черносошными крестьянами о пожне на Софонееве ручье междурр. Инопаж и Харенец в порубежье Вольской и Усть-Шехонской волл. Романовского у.

Список с правые грамоты.

Лета 7072-го 1 году, июля вдень, по цареве и государеве великого князя Ивана Васильевича всеа Русии грамоте, став на спорной земле промеж царевы великого князя усть-шехонские деревни Софонеевы и промеж монастыръскою землею островскою Левонтья чюдотворца княж Никитина данья по душе Шехонского, перед выборным головою и перед губным старостою перед князем Семеном Олександровичем Гнездиловского слуга монастыръской Поспелко Михайлов сын подал жалобницу. И в жалобнице пишет:

Царю государю великому князю Ивану Васильевичю всеа Русии бъет челом и плачется Романовского уезду ис твоево государева богомолья Острова Богоявленскаго Леонтья чюдотворца прикащик монастыръской Поспел Михайлов сын. Жалоба мне, государь, на усть-шехонских крестьян на Меледу, да на Грибача, да на Некраса Ивановых детей Обросимова. Деялося, государь, сего лета июля в шестый день, приехал еси, государь, на Инопаж з детми монастыръскими на пожню на Софонеев ручай косити, что дал к Пречистой и чюдотворцу Леньтию в дом князь Никита Офонасьевич по себе и по своих родителех. И те, государь, крестьяне пришли, кои в сей жалобнице имяны писаны, и с ыными со многими людми с незнаемыми да меня, государь, с монастыръские пожни збили силно и косить, государь, не дали. А ставится, государь, на монастыръской пожни сена по дватцати копен. И лес, государь, монастыръской секут же силно по Софонееву ручаю на монастыръской стороне.

Православный государь царь, умилосердися, покажи милость, вели сыскать про нашу монастыръскую землю, чтоб твоя государева // богомолня в конец не оскудела.

И губной староста, выслушав жалобницы2: Отвечайте.

И против жалобницы Меледа да Некрас Ивановы дети Обросимова и за брата за своего за Грибача отвечали: Не знаем, господине, ни ведаем. Поспел, господине, слуга монастыръской и з детми с монастыръскими на ту пожню не [106] приезживали, а мы их, господине, ни бивали, ни грабливали, – тем нас клеплет. А пожни есмя, господине, монастыръские силно не кашивали и лесу не секали, – тем нас клеплет. А то, господине, пожня, на котор[ой] стоим, то, господине, земля царева и великого князя да наша усть-шехонская к нашей деревне к Софонееве.

И губной староста спрашал ищей Поспела слуги монастыръского: Кому у тебя ведамо, что та земля монастыръская князь Никитина данья по души, и чим их уличаешь.

И 3 ищея Поспел тако рек: Уличаю их, целовать крест, да лезу с ними на поле битися.

И губной староста спрошал ответчиков Меледы да Некраса: Вы крест целуете ли и на поле с Поспелом битися лезете ли.

И Меледа да Некрас тако рекли: Целовав, господине, крест, лезем с ним на поле битися.

И 3 ищея Поспел тако рек: А сверх, господине, поля и крестного целованья шлюся на старожилцов на монастыръских крестьян на Зыка да на Безсона на Макаровых детей, да на Олексея на Якунина, да на Неклюда на Прокофьева, да на Федора на Зинофьева.

И губной староста старожилцов ищеиных велел перед собою поставити. И старожилцы перед губным старостою стали. И губной староста спрошал старожилцов: Скажите вы по цареву великого князя кресному целованью, знаете ли вы те пожни, на которой стоим, и чья та пожня изстари.

И старожилцы // Зык с товарищи тако рекли: Скажем, господине, по цареву и великого князя кресному целованью. Знаем, господине, ту землю за тритцать без дву лет – та земля монастыръская Пречистые и Левонтья чюдотворца княж Никитина данья Шехонского.

И ответчики Меледа да Некрас тако рекли: То, господине, старожилцы называются, а сказывают ту землю знают третцать лет без дву, а пришли, господине, в деревню на мелницу недавно. То, господине, старожилцы лживые. Дай нам, господине, с ними поле, целовав крест, да лезем с ними на поле битися.

И губной староста спрошал старожилцов Зыка с товарищи: вы крест целуете ли и на поле битися лезете ли.

И Зык с товарыщи тако рекли: Целовав, господине, крест, лезем с ними на поле битися.

И губной староста спрошал ответчиков Меледы з братьею: А у вас кому то ведамо, что та земля ваша усть-шехонская.

Шлемся, господине, на старожилцов на С[е]мена Иванова сына, да на Коняху на Логинова сына, да на Ерденя на Иванова сына, да на Истому на Павлова сына, – ту землю знают истари, что та земля наша усть-шехонская.

И губной староста ответчиковых старожилцов Семена с товарищи велел перед собою поставить. И старожилцы перед губным старостой стали. И губной староста спрошал старожилц[ов] Семена с товарищи: Знаете ли вы ту пожн[ю], на которой стоим, и чья та земля истари, и межи вы той земле знаете ли.

И старож[ил]цы Семен с товарищи тако рекли: Скажем, господине, по цареву и великого князя кресному целованью, то, господине, пожня земля царева великого князя к деревне к Софонееве. А меж той земле не знаем, и розъезд той земле не бывал, помним за пятдесят лет. [107]

И 3 ищея Поспел тако рек: Дай м[не], господине, с теми старожилцы кресное целованье, целовав крест, да лезу с ними на поле бити[сь]. То на нас старожилцы накубные 4.

И губной староста спрошал старожилцов Семена с товарищи: Вы крест целуете ль // и на поле битися лезете ли.

И старожилцы Семен с товарищи тако рекли: Целовав, господине, крест, [да] лезем с ними на поле битися.

И ответчики Меледа з братьею 2: А сверх, господине, поля и кресного целованья и старожилцов шлемся на сотную и на книги Федорова писма Чюлкова.

И губной староста спрошал ищеи Поспела: Ты на книги Федорова писма Чюлкова шлешь ли ся.

И Поспел тако рек: Шлюся, господине.

Да ищея Поспел тако рек: А яз, господине, шлюся на сотную и на книги Ондреева писма Калаурова 5.

И губной староста спрошал ответчиков Меледы да Семена: вы на сотную и на книги Ондреева писма Калаурова 5 шлете ли ся.

И отвечики Меледа да Семен тако рекли: Шлемся, господине.

И ищея Поспел подал запись: Во ся, господине судья, у игумена з братьею на ту землю даная запись князь Никитина Шехонского по душе. И старожилцы наши той земле рубеж знают.

И губной староста велел перед собою запись чести. И в запися пишет:

Се яз, князь Никита Офонасьевич, с ьггуменом с Оврамием островским межи земленые указали и учинили, что моему племяннику князю Василью Юрьевичю за те межи тое земли монастыръские не обидити, занде же та земля дана по родителех по всех и по нас. А межа с монастыръского землею: от Харенца дорога ямская старая – левая сторона княж Никитина земля, а правая сторона монастыръская земля; дорогою на повертку, что повертывают к Рыкову; от Чернцова направо к реке к Инопажу, как пруд мелничной засяжет; да и берегу есми дал, как заплота приткнути мелничная, на левой стороне реки Инопажу вверх; рекою Инопажию на низ по Макаровскую пашню от реки в горе – направе монастыръская земля, а левая сторона княж Никитина деревня Макаровская; да на верховину Софонеевского врага – правая сторона манастыръская земля, а левая сторона княж Никитина.

А на то послуси Ларион Дмитреев сын Дедъков, да Костянтин Григорьев сын Грибанова, да Облез Иванов сын Жерепцов, да Митя Потапов сын Харитонова.

А запись межевую писал Ивашко Поздеев сын Казакова, лета 7000 пятдесятнаго.

И губной староста, выслушав записи, да велел вести старожилцом ищеиным, куды они межи знают.

И старожилцы ищеины Зык с товарыщи повели от Макаровского вверх по Софонееву ручаю, да в реку в Харенец, да рекою Харенцом вверх по дорогу по ямскую по старую, да поверх глинника, да по Чернецово, да в реку в Ынопаж.

То, господине, лес к деревне к Рыкову да к займищам монастыръским. То, господине, нашего знатья.

Да ищея Поспелко дал память. И в памети ся пишет:

Шлемся, господине, сверх кресного целованья и поля, иные записи княж Никитины Офонасьевича Шехонского и сотные грамоты Ондреева писма [108] Семеновича Калаурова 5 с товарыщи, на князя Василья Юрьевича Шехонского, да на князя Ивана Тимофеевича Шехонского, да на князя Бориса Яковлевича Шохонского. То им, государь, ведомо, дядя их князь Никита Афонасьевич Шехонской дал к Пречистой в дом и к чюдотворцу к Левонтью по родителех своих и по собе починок Рыков и з займищи на реке на Инопажи, // по обе стороны дал береги и с пожнями по Софонеев ручай. И вели, государь, перед собою поставити князя Василья, да князя Ивана, да князя Бориса и розъезжие грамоты положити перед собою писма Федора Ивановича Чюлкова. Те, государь, Меледа, да Некрас, да Грибан Ивановы дети Обросимова, перелетчи за рубеж за Софонеев ручай, монастыръские пожни княж Никитина данья косят и лес секут силно.

Православный царь государь князь великий, покажи милость, вели сыскати писцовыми книгами и розъезжими, кои у князя Василья, да у князя Ивана, да у княж Яковлева сына у князя у Бориса, что Меледа з братьею Пречистые из дому Левоньтья чюдотворца даные земли по души княж Никитина данья не имывали, а твоя государева богомолня не оскудела. Царь государь князь великий, смилуйся.

И губной староста, выслушав памяти, спрошал ответчиков Меледы да Некраса: Вы на княж Васильеву, и на княж Иванову, и на княж Борисову Шохонских на розъезжую шлете ли ся.

И Меледа да Некрас тако рекли: Шлемся, господине, в послушество.

И губной староста послал целовалников по князя Василья, и по князя Ивана, и по князя Бориса Шохонъских и розъезжую грамоту им велел с собою привести и на княж Никитину землю даную Шохонских, что дал по души к Левонтью чюдотворцу Островскаго монастыря.

И целовалники Митя Бетюков, да Степанко Онисимов, да Нечай Чащин, взяв понятых, по князю Василью, да по князю Ивану и по князю Борису ездили. И князя Василья не сказали у собя, сказали 6 // князь Василей поехал к Москве, а п[ри]кащика и иных людей у князя Василья не сказа[ли], лише пашенные люди. А князя Ивана и князя Бориса не изъехали же, сказали, поехали к Москве. И целовалники дали на поруки их прикащиков княж Иванова да княж Борисова Обломк[а] да Иванчю, стати им перед губным старостою и розъезжая им грамота положити на княж Никитину землю даную.

И княж Иванов и княж Борисов пр[и]кащики перед губным старостою стали. И в ыщеино место в Поспелово стал старец Варсонофей. 7-А ответчик -7 Меледа стал и в братьи своей место в Семеново да в Грибачово.

И губной староста прикащикам Обломку да Иванче велел положить розъезжую грамоту на княж Никитину землю даную, что дал по души к Левонтью чюдотворцу.

И прикащи[ки] Обломок да Иванча перед губным старостою положили список с розъезжие грамоты з братьею Федорова писма Чюлкова.

И ответчик Меледа тако рек: Яз, господине, тому списку з грамоты не верю. Вели им, господине, положити грамоту прямую.

И прикащики Обломок да Иванча тако рекли: Грамота, господине, розъезжая есть у наших государей у князя Василья, да у князя Ивана, да у князя Бориса одна промеж собою, да с ними на Москве.

И губной староста княж Иванова и княж Борисова прикащиков велел дати на поруку з записью, стати на Москве государем их перед боярином и [109] оружеиничим передо Лвом Ондреевичем Салтыковым и грамота им розъезжая положити.

А на земле и на суде были со князем Семеном целовалники губные Здвиженские волости Нечай Юдин, да Спаские волости целовалники Степан Онисимов да Нечай Чащин, да Волские волости Тимоня Гаврилов, да Здвиженские волости крестьянин Федор Махов. //

И перед боярином и оружеиничем Лвом Ондреевичем Салтыковым романовского губново старосты во княж Семеново место Гнездиловского человек его Иванча сей список положил и обоих исцов, в ыщеино место в Поспелково монастыръскою же слугу Богданка Петрова и в ответчиково в Меледино, да в Грибачово, да в Некрасово Ивановых детей место Неклюдка Трофимова поставил.

И Лев Андреевич велел перед собою сей список чести, и выслушав сей список, спросил Богдана Петрова да Неклюдка Трофимова: Был ли обоим исцем таков суд, как в сем списке писано.

И в ыщеино в Поспелково место Богданко Петров, а в отвечиково в Меледино и в его брата место Неклюд Трофимов сказали, что обоим исцем суд таков был, как в сем списке писано.

И по цареве и великого князя Ивана Васильевича всеа Руси слову, боярин и оружеиничей Лев Ондреевич Салтыков велел судье по сему списку ищею монастыръского слугу Поспела Михайлова оправити, а ответчиков Меледу да Грибача Ивановых детей велел судьи объвинити. Потому, сказал на суде ответчик Меледа Иванов, что та земля и пожня Софонеевские деревни изстари их усть-шехонская, да слались на своих старожилцов на Семена на Иванова с товарыщи на четырех человек, что та земля истари их усть-шехонская; и ответчикова правда, Сенка Иванов в их, ответчиковы, речи не говорили, а сказали, что той земле меж не знают. Да и потому что ищеины старожилцы Зык с товарищи шесть человек сказали межи монастыръской земле с усь-шехонскою землею от Макаровского вверх по Софонеевскому ручаю, да в реку в Харенец, да рекою Харенцом вверх но дорогу ямскую по старую, да поверх глинника, да по Чернцово, да в реку в Ынопаж; и ответчики Меледа з братьею с монастыръскими старожилцы // кресного целованья и поля не просили. Да и потому что сами ответчики той спорной земле судье меж не указали ж.

И велел судье по сему списку монастыръскую землю и лес и луги, которые зимли искали монастыръской слуга Поспелко, отдати к монастырю Богоявленскому игумену з братьею да и меж тое земли межа им учинити, и ямы копати, и грани покласти по той земле, куды шли старожилцы ищеины Зык с товарыщи, да и по чертежу, которой чертеж судья прислал к Москве к докладу. Да за дватцать копен сена дватцать алтын доправити, а доправя, отдати ищее. А пошлины судье подписные и подпечатные з земли и с ыску с рубля по два алтына взяти на виноватом.

К сему списку боярин Лев Андреевич печать свою приложил, лета 7072-го, сентября в 19 день.

А подписал дияк Иван Никифоров.

И выборная голова и губной староста романовской и пошехонской князь Семен княже Александров сын Гнездиловского на сей список подписной боярина и оружеиничево Лва Ондреевича Салтыкова ищее Поспелу слуге [110] монастырскаго дал сию правую грамоту на ответчиков на Меледу на Иванова сына Обросимова з братьею.

А правую грамоту писал губной дьяк Истома Офонасьев сын.

А позади у подлинной правой грамоте написано:

К сей правой грамоте князь Семен Гнездиловской руку приложил.

РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Пошехонью, М 380/34112. Б/п (на 9 л.). Список 1681 г.

Список: Там же. Б/п (без текста начального протокола). 1681 г.

Примечания:

1. Так в ркп.; во втором списке текста начального протокола нет; судя по дате доклада и нижеследующей разъезжей, правильно: 7071-го.

2. Так в обоих списках.

3. В ркп. пропущено.

4. Так в ркп.

5. Так в ркп.; правильно: Караулова (описывал Пошехонье в 1540-42 гг.).

6. В ркп. написано дважды.

7. В ркп.: а от а ответчик.

№ 4

1563 г. сентября 19 – 1564 августа 31. – Разъезжая романовского и пошехонского губного старосты кн. Семена Александрова сына Гнездиловского земле Богоявл. Остров. м-ря с черносошной землей д. Софонеево и вотчинной землей кнн. Бориса и Федора Яковлевых детей Шехонского д. Дудорово между pp. Инопаж и Харенец в порубежье Вольской и Усть-Шехонской волл. Романовского у.

Список с розъезжей межевой слово в слово.

Лета 7072-го, по Цареве и государеве великого князя Ивана Васильевича всеа Русии грамоте и по докладному списку и по подписному боярина и оружеиничево Лва Ондреевича Салтыкова губной староста романовъской и пошехонской князь Семен княже Олександров сын Гнездиловской розъехал и межевал меж монастыръского земл[ей] Островского монастыря и меж усть-шехонскою деревнею Сово[не]евым.

С верховины Софонеева ручья против деревни Софонеевы яма, а в ней уголье, да с ямы Софонеевым ручаем – по правой стороне Софонеева ручая земля монастыръская, а по левой стороне земля усть-шехонская Софонеевы деревни, а назади ямы земля князь Борисовы деревни княж Яковлева сына Шехонского Макаровские. Да ручаем Софонеевым на иву, стоит на четверо ис корени, а на ивах грани; да с ывы ручаем же Софонеевым на вяз, стоит против 1 вымла Софонеевского поля, стоит на воде середь Софонеева ру[чья], а на берегу у вяза на монастыръской стороне яма; да с вяза Софонеевым ручаем на березу на виловатую, а на березе грань, а под березою яма; да з березы с виловатые на березу же, стоит на монастыръской стороне, а на березе грань, а под березою яма; да з березы ручаем на волху, а на волхе грань; да с волхи на волху же, стоит против Оносова починка, а на волхе грань, а под вольхою яма; да с волхи проходя Оносов починок на березу на виловатую ручаем Софонеевым, а на березе грань, а под березою яма; да з березы с виловатые ручаем же Софонеевым на ель, а на ели грань, а под елью яма; да с ели на другую ель ручаем же Софонеевым, а на ели грань, а под елью яма; да с ели ручаем же // Софонеевым на волху, а на волхе грань, а под волхою яма; да с волхи на вяз на виловатой на усть ручья [111] Софонеева, а на вязу грань, а под вязом яма; да с вяза на волху, а волха стоит на усть Софонеева ручья и реки Харенца на монастыръской стороне, а на волхе грань, а под волхою яма; да рекою Харенцом с волхи вверх рекою Харенцом к деревни к Дудорову князь Борисове Яковлевича Шехонского; да з деревни з Дудорова по межу Дудоровские деревни – по праву земля монастыръская, а по леву земля князь Борисова да князь Федорова княж Яковлевых детей Шехонского до реки до Инопажи.

А на розъезде были с губным старостою со князем Семеном Олександровичем Гнездиловского Усть-Шехонские волости петровской поп Неждан попов сын Неклюдова, да николской поп Аврамей Кузмин сын, да васильевской поп Панкратей попов сын Нифантеев, да губные целовалники Спаские волости Степан Анисимов да Неждан Чащин, да Здвиженъские волости целовалник Нечай Юдин, да Усть-Шехонские волости Милко Трофимов, да Волские волости езовые Шестак Михайлов, да черные Волские волости Тиша Захарьев сын. А розъезжую писал губной дьяк Истомка Офонасьев сын. У подлинной розъезжей межевой назади написано: Васильевской поп Панкратей на розъезде был и руку приложил. Николской поп Аврамей на розъезде был и руку приложил. Петровской поп Неждан на розъезде был и руку приложил.

РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Пошехонью, № 380/34112. Б/п. Список 1681 г. Список: Там же. Б/п. 1681 г.

Примечание:

1. В ркп. написано дважды.

№ 5

1609/10 г. – Данная кнг. Феодоры Васильевны, вдовы кн. Тимофея Яковлевича Шехонского, иг. Богоявл. Остров, м-ря Лаврентию на десятину земли по р. Инопаж в порубежье Вольской и Усть-Шехонской волл. Пошехонского у.

Се яз, княини Феодора Васильевна князь Тимофеева княгини Яковлевича Шехонсково, отдала яз князя Тимофеевы вотчины Яковлевича Шехонсково по душе его десятину земли в монастырь Богоявленской на Остров игумену Лаврентию з братьею ввек, смежно к их монастыръской земли от реки Инопажи. И мне, княине Федоре Васильевне, ни сыну моему князю Ивану дела нет до тое земли, ни князю Федору, сыну моему, дела нет же. И кто в ту землю станет вступатись, и мне, княине Федоре, та земля очищать, ни убытка никакова не довести.

А на ту землю даную писал Волские волости георгиевской дьячек Дружинка Борисов сын, лета 7118-го году.

А у подлинной даной назади написано: К сей даной памяти яз, князь Иван, руку приложил.

РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Пошехонью, № 380/34112. Б/п. Список 1681 г.

№ 6

1610/11 г. –Данная кн. Петра Иванова сына с «внуком» кн. Иваном Петровым сыном (Борисовича) и племянником кн. Федором Тимофеевым [112] сыном – Шехонских иг. Богоявл. Остров, м-ря Лаврентию на бывшую вотчину кн. Тимофея (Яковлевича) Шехонского пуст. Починок Макаровский в порубежье Вольской и Усть-Шехонской волл. Пошехонского у.

Се яз, князь Петр князь Иванов сын Шехонского, да яз, князь Иван княж Петров сын Шехонского, да яз, князь Федор княж Тимофеев сын Шехонского, дали есмя в дом Пречистые Богородицы и великово чюдотворца Леонтия на Богоявленской Остров в монастырь игумену Лаврентию з братьею, и по нем которые игумены и братья будут, ввек – яз, князь Петр, по брате по своем, а яз, князь Иван, по деде по своем, а яз, князь Федор, по отце по своем по князе Тимофее, да по матере по своей по княине по Федоре, и по брате по своем по князе Иване – пустошь Починок Макаровской, вотчинную пустошь со всеми угодьи, куды с тое пустоши ходил плуг, и соха, и топор, и коса. И игумену Лаврентью з братьею душу князя Тимофееву, и княиню Федору, и князя Ивана поминати и в сеновник ем[у] написати в вековой, а тою пустошью владети ввек. И которые наши родимцы учнут в ту пустошь вступати, и мне, князю Петру, да князю Ивану, да князю Федору та пустошь очищати, а игумена з братьею не довести никоторова слава и убытка. А дали есмя ту пустошь по родителех по своих ввеки веком без выкупно.

А на то послуси Рыбные слободы Преображенской священник Родион Сидоров, да дьякон Архип Федоров, да Усть-Шехонсково Николсково приходу священник Яков Иванов.

А даную писал Рыбные слободы земской дьячек Левка Ларионов, лета 7119-го году.

А у подлинной даной назади написано:

К сей даной князь Петр Шехонской и внука своево место и в племянниково князь Федорово руку приложил.

К сей даной Преображенской поп Федор руку приложил.

К сей даной Преображенской поп Родион руку приложил.

К сей даной николской поп Яков руку приложил.

РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Пошехонью, № 380/34112. Б/п. Список 1681 г.

№ 7

1612/13 г. – Данная кнг. Ксении Федоровны, вдовы кн. Петра Ивановича Шехонского, кнг. Анны Семеновны, вдовой кн. Петра Борисовича Шехонского, и кнн. Федора и Семена Петровых детей Ивановича Шехонского иг. Богоявл. Остров, м-ря Лаврентию и строителю Иоакиму на бывшее усадище кн. Тимофея Яковлевича Шехонского пуст. (сц.) Старое (Староселье) на р. Инопаж с пустт. Дудоровское и Макаровское в порубежье Вольской и Усть-Шехонской волл. Пошехонского у.

Се яз, князя Петра Ивановича Шехонского княини Ксинья Федоровна, да яз, княини Анна Семеновна князь Иванова мать Петровича Шехонского, да яз, князь Федор, да князь Семен князь Петровы дети Ивановича Шехонского дали есмя в дом Пречистые Богородицы и великого чюдотворца Леонтия в Островской монастырь игумену Лаврентию и строителю старцу Иоакиму з [113] братьею по родителех по своих – яз, княини Ксинья, по государе по своем по князе Петре Ивановиче, а яз, княини Анна, по батюшке по своем по князе Борисе Яковлевиче, и по государе своем по князе Петре Борисовиче, и по сыне своем по князе Иване Петровиче, и по матушке по княине Еуфимье Федоровне, и по девере нашем, а мы, князь Федор да князь Семен, по своем дяде по князе Тимофее Яковлевиче, и по княине Федоре, и по сыне их по князе Иване, и по всех своих родителех, и по нас – князь Тимофеевское усадище Яковлевича Шехонского пустошь что было селцо Старое на речке на Инопажи со всеми угодьи по ручай и по межам старинным от деревни от Середнева, да пустошь Дудоровское, да пустошь Макаровское со всеми угодьи по старым межам в Пошехонском уезде к их же монастыръской вотчине смежно, что прародителей наших данье. И1 игумену Лаврентию з братьею, или по нем иные игумены и протчая братья будут, родители наши поминать и написать в сенаник в вековой, а тою отчиною владеть по сей нашей даной, пашнею, и лесом, и пожнями, и всякими угодьи, по наших родителех и по нас. А нам в ту землю и роду нашему и племяни впредь не вступатся. А та у нас отчина не продана // никому, ни в закладе не заложена. А кто в ту отчину учнет вступатся, и нам тое отчину очищать.

А у сей даной сидели Рыбной слободы Преображенской поп Федор, да николской поп Ияков, да приселные сохи крестьянин Федор Семенов, да Усть-Шехонские волости крестьянин Федот Пятов сын Конев.

А на то послуси Рыбные слободы посацкие люди Матвей Александров сын Лосевской да Сидор Онцыфоров.

А даную писал николской церковной дьячек Нехорошко Леонтьев, лета 7121-го.

А у подлинной даной назади написано:

К сей даные Рыбные слободы Преображенской поп Федор сидел и руку приложил, и вместа княини Ксиньи Федоровны и княини Анны Семеновны – дочерей своих духовных.

К сей даной николской поп Яков вместо князя Федора Петровича да сына своего духовного князь Семена Петровича вместо руку приложил.

Послух Матвей руку приложил.

Послух Сидор руку приложил.

РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Пошехонью, № 380/34112. Б/п. Список 1681 г. Список: Там же. Б/п (в сокращении, без конца). 1681 г.

Примечание:

1. В ркп. пропущено.

Текст воспроизведен по изданию: К истории Пошехонской вотчины Богоявленского Островского монастыря // Русский дипломатарий, Вып. 5. М. Археографический центр. 1999

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2021  All Rights Reserved.