|
ПОСОЛЬСКАЯ КНИГА ПО СВЯЗЯМ РОССИИ С НОГАЙСКОЙ ОРДОЙ1551-1556 гг. Февраля 11 нагаиские послы Янболду с таварищи на дворе у царя (слова: у царя написаны по чищенному) и великого князя были. И царь и великии князь молвил: Янболду с таварищи, привезли есте к нам от государеи своих, ото князя и от мирз, грамоты. И в тех грамотах писали к нам, что Исмаиль князь и все мирзы хотят с нами в крепкои дружбе быти и на наших недругов и на своих хотят с нами быти заодин, а нам бы ко князю и к мирзам послати послов своих добрых людеи. И мы ныне вас отпускаем ко князю и к мирзам. /л. 310об./ А с вами вместе посылаем к Исмаилю князю своего посла Ондрея Тишкова, а к Баи мирзе посылаем своего посла Истому Матюкова, а к Арслан мирзе (в слове мирзе буква е исправлена по ранее написанному) посылаем своего посла Григорья Велина, а к Би мирзе посылаем своих казаков Девлетхозю Усеинова с таварищи, 5 человек. И приказали есмя с ними к Исмаилю князю и к мирзам о всех своих делех, как меж нас вперед дружбе и доброму делу быти. Да велел им Ондрея и Истому, и Григорья, и (союз и исправлен по букве «а иотованной») Девлетхозю явити. [185] Да звал нагаиских послов Янболду с таварищи ести. И того дни нагаиские послы Янболду с тава/л. 311/рищи у царя и великого князя ели. А стол был в Столовой избе в брусянои. А после стола царь и великии князь подал нагаиским послом (слова: нагаиским послом, исправлены по ранее написанному нагаиских послов) Янболдую с таварищи по ковшу (в рукописи: по вшу) меду и отпустил их того дни в Нагаи. А Ондрея и Истому, и Григорья, и служилых татар отпустил в Нагаи того ж дни. А приказал с ними к Исмаилю князю и к Баи мирзе, и к Арслан мирзе поклон. И поехали нагаиские послы Янболду с таварищи и Ондреи, и Истома, и Григореи, и служилые татарове с Москвы февраля 19 в среду. А проводити их /л. 311 об./ велено Федору Челищеву. А се посолство к Исмаиль мирзе с Ондреем Тишковым. Говорити от царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии Исмаилю князю Ондрею Третьякову сыну Тишкова. Царь и великии князь Иван Васильевич всеа Русии тебе, другу своему Исмаилю князю, велел поклонитися. Царь и великии князь Иван Васильевич всеа Русии велел тебя о здоровье вспросити, как тебя Бог милует? /л. 312/ А после поклона поминки подати явные. А после поминков речь говорити. Божиею милостию царь и великии князь Иван Васильевич всеа Русии велел тебе говорити. Посылали есмя к тебе преже сего своего посла Игнатья Загрязского с шертною грамотою. И в то время над тобою, другом нашим, незгода учинилася от мирз казаков, и ты посла нашего Игнатья вборзе к нам отпустил, а шертные грамоты написати еси не успел. И после того (в рукописи: то) прислал еси к нам шертную свою грамоту с нашими казаки з Девлетхозею Усеиновым с таварищи, написав не сполна, скорым же делом. А ныне прислал еси к нам (в слове нам буква а исправлена по ранее написанному) своего посла /л. 312об./ Янболду з грамотою. А в грамоте своеи к нам писал еси, что еси другу нашему друг, а недругу недруг. А на Крым с нами хочешь заодин же стояти. А нам бы над твоими недруги промыслити и на астараханскои бы земле город поставити, а на Переволоке и на Самарском устье город же поставити. А мирз бы казаков на вашу сторону не перепускати. А з Баитереком еси к нам писал и словом к нам приказывал о том же деле. Да и о пищалниках (в слове пищалниках буква а исправлена по ранее написанному) еси ко мне [186] с Янболдуем и з Баитереком приказывал, чтоб нам прислати к тебе пищалников. /л. 313/ Царь и великии князь Иван Васильевич всеа Русии велел тебе говорити. И мы по твоему хотенью астараханское дело и с мирзами казаки одноконечно хотим делати сею весною, а пищалников к тебе посылаем в судех же в Астарахань. И ты б тех пищалников велел взяти в Астарахани Баитереку или Тинишу и держал бы (в слове бы буква ы исправлена по ранее написанному) еси их у себя в Сараичике год или где тебе надобе. И корм бы еси им велел давати, чтоб им нужи не было. А ныне дружбу свою к тебе крепкую являя, послали есмя к тебе своего посла Ондрея Третьякова сына Тишкова, доброво своево человека, и запись шертную есми с Ондреем к тебе послал. И что учнет тебе говорити наш посол Ондреи, и ты б ему во всем верил /л. 313об./ и наше дело и свое делал как пригоже. А наше слово никак иноко не будет, как есми свое слово молвил, по тому свою дружбу и совершу. А ты б, друг наш, запись шертную себе вычел, и на тои бы еси записи з Баи мирзою и с Арслан мирзою и со всеми своими детми и с племянники правду нам учинили и печати свои к тои записи приложили. И ту запись дали нашему послу Ондрею. И посла нашего Ондрея, не издержав, к нам отпустили. И на всех бы есте наших недругов с нами были заодин по тому ж, как и мы вашим недругом недружбу доводим. И правили бы есте нам о всем по шертнои записи. /л. 314/ Царь и великии князь велел тебе говорити. Писал еси к нам со своим послом Янболдуем и з Баитереком, чтобы нам животы твои сыскати, которои живот твои гости, не доходя Казани, покинули. И мы для твоеи дружбы посылали тех твоих животов сыскивати. И твоеи для дружбы, сколко есмя могли толко, и сыскали и послали есмя к тебе тех денег з Баитереком сто рублев. Арысланову человеку Кулчану дали есмя тех денег шестьдесят рублев, а Би мирзину человеку Девлетхозе дали есмя тех денег сорок рублев. А ныне тех денег досталных послали есмя к тебе триста рублев с своим с Ондреем. А к Арслан мирзе (в рукописи: мир) ныне послал есми тех же денег двесте рублев с своим послом з Григорьем. А к Би мирзе /л. 314об./ послал есми сто рублев. А к сыну твоему к Магмет мирзе послал есми с своим послом с Ондреем сто ж рублев. И ты б свои денги иные себе взял, а иные роздал тем людем, у которых будет что пропало. Царь и великии князь велел тебе говорити. Писал еси к нам, чтобы нам к Баи мирзе и к Арслан мирзе, и к Би мирзе своих послов послати. И мы к Баи мирзе послали своего посла Истому Матюкова, а к Арслан мирзе послали своего посла Григорья Велина, а к Би мирзе послали верного своего человека Девлетхозю Усеинова. И ты б к Арслан мирзе /л. 315/ и к Баи мирзе, и к Би мирзе послал своих людеи, чтобы нашим послом никоторого бесчестья не учинили. А учинят нашим послом которое бесчестье или грабеж, и нам к ним вперед никого не посылывати. Царь и великии князь велел тебе говорити. Згрубил нам неметцкои король [187] свеискои, украинным нашим людем обиды учинил, и мы на него за то посылали рать свою. И наши воеводы неметцких людеи многих побили, а иных многих людеи в полон поимали. И город Кидень и город Новой, взяв, сожгли и землю ево всю пусту учинили 172. И тое земли людеи доспехи к тебе /л. 316об./ послал есми. И тобе бы, другу нашему, то дело ведомо было. Память Ондрею Третьякову сыну Тишкову. Спустя ему после посолства день или два, обослатися с Ысмаилем князем его людми Янболдою или Баитереком. А приказати ему с ними ко князю: есть, господине, со мною от государя моего к тебе таинои наказ. А велел мне государь те речи говорити тебе наодине. И ты, господине, вели мне быти у себя и государя моего приказ выслушаи. И как ему Исмаиль князь велит быти у себя, и Ондрею, /л. 316/ пришед к Исмаилю князю, говорити. Царь и великии князь Иван Васильевич всеа Русии велел тебе, другу (слово другу написано по чищенному) своему, говорити. Писал еси ко мне Дербышеву цареву неправду, и яз измену ево всю сыскал, как он с крымским царем ссылался и дружился, и как с мирзами с казаки шертью уверился. И яз ныне по твоему приказу послал на Дербыша царя рать свою Ивана Черемисинова да Михаила Колупаева со многими людми с крою вместе. А велел есми им Дербыша царя убити, а астараханских людеи всех велел есми им розогнати того для, чтоб вперед вам от них лиха никоторого не было. /л. 316об./ А Ивану и Михаилу велели есмя жити в Астарахани дела своего и вашего беречи. И тебя, Исмаиля, о всех вестех велел есми без вести не держати. А на Переволоке и на Самарском устье велели есмя быти многим людем и крепости учинити. А велели есмя им беречи по перевозом мурз казаков, чтоб на вашу сторону не перешли. И как (в слове как буква к исправлена по ранее написанному), Бог даст, наша рать придет, и ты бы к Ивану и к Михаилу послал (в слове послал буква а исправлена по ранее написанному) от себя в Астарахань своих людеи человек пять или шесть. А велел им жити в Астарахани. А мы Ивану и Михаилу приказали: каковы у них вести ни будут, и мы им велели с теми вестьми посылати к тебе тех твоих /л. 317/ людей, которых к ним ты пошлешь. А что еси приказывал ко мне з Баитереком, чтобы мне твоих покинутых животов в Казани половина прислати к тебе таино, а другая бы половина дати Баитереку перед людми, мы з Баитереком послали к тебе триста рублев таино, а четвертое сто рублев дали есмя Баитереку перед людми. А ныне есмя послали к тебе с своим послом с Ондреем таино триста рублев. И ты бы нашу дружбу к себе паметовал и на недругов наших с нами был заодин по тому ж, как и мы к тебе дружбу свою (в слове свою буква ю под чернильным пятном) совершаем. Царь и великии князь велел тебе говорити. Приказывали /л. 317об./ есмя к тебе наперед сего с своим послом с Ыгнатьем Загрязским, что царь крымскои хочет быти к Астарахани и на ваши улусы. И мы в те поры послали на Крым [188] яртаул свои дороги отведывати х Крыму. И царь крымскои, сведав то, что мы яртаул свои послали х Крыму дороги отведывати, и он к Астарахани и на ваши улусы не пошел, а пошел против нашего яртаула. И наш яртаул (в слове яртаул буква а исправлена по букве о) у царя кош весь взял и, на самого царя пришед, бился с ним два дни и многих людеи у царя побил. И пришел к нам тот наш яртаул на Тулу, а мы были сами пошли царя искати наспех, и наш яртаул нам сказал, что уж царь побежал тому четвертои день и доити нам его нелзе. /л. 318/ И мы тогды по тому воротилися 173. А ныне нам дорога крымская ведома и, Бог даст, хотим с крымским свое дело делати. Того для есмя и с литовским королем помирилися 174. И ты б друг наш свою мысль к нам отписал, как нам пригоже с крымским царем свое дело делати. И вашим детем со мною быти пригоже ли, чтобы нам твоя мысль ранее (слово ранее написано над строкой) ведома была. Царь и великии князь велел тебе говорити. Слух нас доходит, что царь крымскои ныне хочет ити на ваши улусы, и мы того для рати своеи велели готовои быти. И нечто поидет царь на ваши улусы, и мы в то время хотим рать свою болшую на Крым послати. /л. 318об./ А нечто учинитца тебе весть, что поидет царь крымскои на наши украины, и ты бы тогды на Крым свою рать послал, как тебе будет мочно, чтоб жены их и дети в то время поимати. И о всем бы еси меня без вести не держал, что у тебя вестеи ни будет. А мы по тому ж тебя не учнем без вести держати. Царь и великии князь велел тебе говорити. Ныне тебе мурзы многие недруги учинилися, и мы над твоими недруги над мурзами хотим промышляти, сколко нам Бог поможет. А нечто тебе от твоих недругов учинитца какова тесно/л. 319/та, и ты бы опричь Астарахани иново места себе не искал нигде. Астараханскои юрт велели есмя взяти и Дербиша царя убити для тебя, друга нашего. И воеводам своим Ивану и Михаилу приказали есмя тебя в (предлог в исправлен по ранее написанному) Астарахани всем покоити. И над твоими недруги промышляти с тобою заодин. А мы тебе, другу своему, на твоих недругов везде помогати хотим, сколко нам Бог поможет. А твоеи прямые дружбы к себе никак не позабудем, доколе ить живы будем. А се запись шертная. По Божью веленью чистым серцем, по любви вправду /л. 319об./ яз, Исмаиль князь, яз, Баи мирза суфу, и яз, Арслан мирза, со всею своею братьею и з детми даем шерть царю и великому князю Ивану Васильевичю всеа Русии на том. Быти нам с ним в любви и до своего живота, другу нам ево другом быти, а недругу ево недругом быти. И на всяково ево недруга нам с ним заодин стояти и на ево недруга ему пособляти, сколко мочно. И до смерти нам от царя и великого князя дружбы не отстати. А хто на Крыме царь ни будет, и нам к нему не приставати, а стояти нам на него со царем и великим князем заодин. И [189] везде нам царю и великому князю добра хотети (в слове хотети буква е исправлена по ранее написанному). А царю и великому князю нам добра хотети, и от нас /л. 320/ не отставати. А которые царя и великого князя казаки татбою и розбоем нам лихо учинят, и царю и великому князю тех казаков казнити. А взяв тое, сыскав вправду, нам отдати. А которые наши казаки царя и великого князя украинам лихо учинят татбою и розбоем, и нам по тому же тех казнити, а взяв тое, сыскав вправду, назад отдати. А послов нам царя и великого князя чтити и не грабити, и гостем ево обид не делати. А царю и великому князю наших послов жаловати и гостем нашим обид не делати. А в Казани гостем нашим торг давати безобидно. И на тех на всех делех царю и великому князю крепко шерть дали есмя. И печати есмя к сеи грамоте приложили. А не учнем по тому правити, ино наша шерть буди на нас и на наших /л. 320об./ детях по тому, как в наших книгах писано. А сю запись шертную, написав, дали есмя лета 963-го 175 февраля. А память наказная Ондрею дана такова. Память Ондрею Третьякову сыну Тишкова. Дана ему речь русским писмом да Ондрею ж дана запись шертная татарским писмом, на которой записи просити ему (слово ему написано над строкой) правды у Исмаиля князя. А противень с тое записи дан Ондрею русским писмом. И Ондрею, изговоря Исмаилю князю речь по записи, дати ему запись шер/л. 321/тная татарским писмом. И молвити ему князю, чтоб князь ту запись себе вычел и правду б на неи учинил со всеми своими детми и племянники. И нечто князь учнет говорити, что он правду учинил перед Девлетхозею Усеиновым и он и ныне на тои правде стоит. И Ондрею говорити, что он тогды правду учинил вскоре, без сына боярсково. И государю нашему то не добре верно. А учинишь, господине, правду перед мною на тои записи, которую запись яз тебе дал, и дашь ее мне, и государю нашему та твоя правда будет верна, и любо ему то дело будет все. И говорити ему о том накрепко, чтоб князь на тои записи правду дал. /л. 321об./ И даст князь правду, ино велми добро. А не учинит правды на тои записи, ино молвити: коли, господине, на тои записи правды не учинишь, и ты дружбу свою паметуи по прежнеи записи, как еси правду учинил перед Девлетхозею по тои правде, и ныне государя нашего другу (слово другу исправлено по ранее написанному) буди друг, а недругу ево недруг. А меня отпусти ранее к государю моему. Да память Ондрею. Которая речь наказная таиная дана ему говорити князю наодине (после слова наодине стоит знак вставки (крыж), и на нижнем поле после такого же знака приписано: ему та речь говорити князю на одине) или перед немногими людми, которые у него блиски, перед которыми он велит, и денги ему таиные тогды ж дати. А сослатися /л. 322/ со князем [190] Янболдою или Баитереком, а будет возможно ино своим татарином служилым со князем (слова со князем написаны в продолжение строки на правом поле) сослатца, чтоб с ним переговорити (в слове переговорити слоги перего исправлены по ранее написанному сослатца) наодине. И, изговоря речи, молвити ему, что астараханское дело одноконечно будет зделано, как его Бог даст. А посланы (в слове посланы слог ны исправлен по ранее написанному) на то дело люди многие. И иматися Ондрею за то князю накрепко, что царь и великии князь одноконечно то дело хочет зделати, тово для ево и посолством послал, извещая свою правду. А как, ож Бог даст, придет Ондреи в Нагаи к Исмаилю князю, и кого князь пришлет к нему встречю, а велит ему подворье указати и корм ему /л. 322об./ от Исмаиля князя привезут, и Ондрею тому дати что пригоже: шуба белья лехка или однорядка, а не в пошлину. А в пошлину Ондрею никому никак ничево не давати. А хто ему двор укажет, а корму не явит, и ему тому человеку не давати ничево. А как велит ему Исмаиль князь быти у себя, и кого по него пришлет, и Ондрею тому человеку не давати ничево. А как поидет к Исмаилю князю, и хто у него станет каких пошлин просити, и ему пошлин не давати никаких. А говорити ему. Прислал к государю нашему Исмаиль князь своего посла Янболду и иные мирзы своих людеи, чтоб государь наш к Исмаилю /л. 323/ князю дружбы для прислал к нему доброво своего человека. И государь наш для дружбы и крепкие правды послал меня к Исмаилю князю, и мне ныне какая пошлина давати? А от государя нашего х которым царем к его братье послы ходят, ино и там пошлин никаких нет. И мне здесе какие пошлины давати? Да в пошлину Ондрею однолично ничего никому не давати. А нечто батог покинут да учнут пошлин просити у батога, и Ондрею пошлины никак не давати. А у дверей учнут просити (в слове просити слог си исправлен по ранее написанному) пошлины, ино не давати же. И нечто его не пустят к Исмаилю князю, ино и прочь поити, а пошлины никак не давати. А опричь того хто Ондрея чем почтит, и Ондрею тому за его добро дати что пригоже, а не в пошлину. А в по/л. 323об./шлину Ондрею не давати ничего. А велит ему Исмаиль князь ити прямо к себе, и зацепки ему никоторые не учинят и о пошлинах ему не учнут говорити, и Ондрею ити прямо к Ысмаилю (в слове Ысмаилю буквы смаилю написаны над строкой) князю. И от царя и великого князя ему поклон правити и поминки подати, и речь говорити по записи по царя и великого князя наказу. Да, изговоря речь, подати Исмаилю князю запись шертная. А нечто Исмаиль похочет со царем и великим князем на крымсково стояти заодин, и Ондрею говорити: и ты, господине, на записи учини правду передо мною, которую /л. 324/ есми тебе запись от государя своего дал и печать свою к тои записи приложил. И по Баи мирзу суфу и по Арыслан мирзу пошли и то им дело скажи передо мною, чтоб с тобою были в однои мысли и правду бы на тои записи учинили передо мною ж. И как, господине, правду учинят, и ты ту запись даи мне. И меня к государю моему отпустите, и своих послов Баитерека [191] и Енболдуя (в рукописи: Енбол) к государю моему со мною вместе (слова: со мною вместе исправлены по ранее написанному) пошлете. И свою мысль к государю моему прикажете со мною и с своими послы, как вам пригоже с государем нашим над крымским промышляти, чтоб ваша мысль государю нашему ранее ведома была. И государь наш по тому учнет делом (в рукописи: телом) промышляти. /л. 324об./ А нечто Исмаиль учнет говорити Андрею, чтобы царь и великии князь против ему правду учинил. И Андрею говорити: ныне, господине, ты правду учини передо мною и ту запись даи мне, и яз ту запись везу к государю моему. А что со мною к государю моему прикажешь, и яз то государю своему скажю. А нечто Исмаиль учнет у Ондрея на том правды просити, что царю и великому князю ему правда учинити, и Ондрею на том Исмаилю (в слове Исмаилю буква л исправлена по ранее написанному) правды не давати. А говорити: мне, господине, правды (слово правды написано по чищенному) на том учинити нелзе, то ведает государь мои. А что со (в предлоге со буква о исправлена по ранее написанному) мною к государю моему прикажешь, и яз то до государя своего /л. 325/ донесу. А нечто учнет Исмаиль у Андрея просити правды за царя и великого князя, что царю и великому князю быти с ним вперед в крепкои дружбе, а иных слов не учнет говорити никаких. И Андрею на том правда дати. А нечто учнет правды просити на том, что царю и великому князю писати его вперед братом или отцом, и Андрею на том правды не давати. /л. 325об./ А нечто Исмаиль князь и мирзы учнут говорити, чтоб царь и великий князь казаком красти у них и грабити их не велел. И Андрею говорити: государь наш, господине, заповедь великую казаком учинил, чтоб улусом вашим лиха никак не делали. А которые казаки воровали, послов и гостеи грабили, и лошеди у вас в улусех крали и людеи били, и государь наш тех казаков всех казнил. А ныне поставил на Волге казаков добрых вам на береженье, в которых воровства нет. А нечто Исмаиль князь учнет говорити, чтоб ему /л. 326/ со царем и великим князем вместе ити на Крым сего лета. И Андрею говорити: сего лета, господине, государю нашему ити невместно, нарядитца неколи. А похотите сего лета, и государь мои с вами пошлет пищалников, а сам, Бог даст, идет на Крым на весну. А вы к государю нашему на весне пришлете своих детеи на помочь, хоти не со многими людми. А учнут говорити, чтоб им ити на Крым со царем и великим князем на весне. И Андрею говорити: о том, господине, помыслите себе крепко (слово крепко написано по чищенному) дву государств всем людем возможно ли ити вместе без брани? С государем нашим поидет /л. 326об./ всякие рати до четырехсот тысяч, а с вами так же поидут люди многие. И таким ратем великим как возможно будет прокормитися? А [192] Крым - место невеликое, яз сам гораздо знаю. Наша мысль: государь наш поидет, ино вы детеи своих пошлете, а с ними тысяч десеть или сколко пригоже. А вы поидете, ино государь наш с вами пищалников и казаков пошлет сколко пригоже. А вы, господине, что приговорите и со мною прикажете, и яз то до государя своего донесу. И как будет о том государя нашего мысль, и государь наш вам о том свою мысль прикажет часа того, и вам то будет ведомо вборзе. А ещо, господине, есть коли вам о том деле передумати, и выбрать лутчее. /л. 327/ Да за то Ондрею никак не иматися, что нагаем ити всем вместе со царем и великим князем. А будучи Андрею у Исмаиля князя, розведывати себе таино, как Исмаиль живет с мирзами и как живет с крымским. А нечто Исмаиль князь или которые мирзы похотят ити ратью на царя и великого князя украины, и Ондрею о том царя и великого князя без вести не держати. А послати с теми вестьми татарина служилово да вожа, которые с ним на то посланы. А нелзе будет татарина послати, ино послати полоненика, добыв. А одноконечно царя и великого князя без вести не учинити. /л. 327об./ А нечто поидет крымскои царь к Астарахани, и ведомо то будет в Нагаех, и Андрею говорити, чтоб Исмаиль князь на крымсково сам пошол и искал бы над ним дела, как пригоже. А в Астарахань бы к Дербышу царю и к царя и великого князя сыну боярскому Ивану Черемисинову весть послал, чтоб жили бережно. А как Баи мирза суфу и Рыслан мирза з братьею и з детми приедут к Исмаилю князю, а Ондреи толко тут же будет, и Ондрею им от царя и великого князя поклон правити. А молвити Баи мирзе суфе: государь наш свои речи приказывал и поминки к тебе послал с своим послом с Ыстомою Матюковым. А Арслану /л. 328/ молвити: государь наш свои речи приказывал и поминки к тебе послал с своим послом з Григорьем Велиным. Да память Ондрею. Будучи ему в Нагаех, пытати себе таино, есть (в рукописи: ест) ли князю и (в рукописи было написано или, затем слог ли зачеркнут) мирзам с крымским царем ныне ссылка о миру. И будет у них ссылка о миру есть, ино доведыватися (в слове доведыватися буква ы исправлена по ранее написанному) того подлинно, на чом у них слово. Да что отведает, и Андрею то себе записывати да, приехав, сказати царю и великому князю. И о всем Андрею дело царя и великого князя делати по царя и великого князя наказу и посмотря по тамошнему (в слове тамошнему буква ш исправлена по букве ж) делу, как будет пригоже и как ево /л. 328об./ Бог вразумит. А царя и великого князя о всем без вести не держати, чтоб одноконечно царь и великии князь от него о всяких делех безвестен не был. Да память Андрею. Нечто, недошед нагаиских улусов, учинитца Ондрею [193] весть про которое дело про крымское или про нагаиское о царя и великого князя украинах или про Казань. И Андрею часа того с теми вестми прислати ко царю и великому князю татар дву человек или трех, которые с ним того для дела посланы, да и вожа им дати. И отписати с ними ко царю и великому князю о всех тех вестех /л. 329/ подлинно. А будет великое дело, и Ондрею после тех спустя день или два и иных татар послати с теми ж вестми притчи для: любо (слово любо написано по чищенному) первых на дорозе розгоняют и поемлют, ино другие доедут. А в Нагаех будучи, Андрею по тому ж посылати с вестми тех татар, которые с ним на то посланы, чтоб однолично царь и великии князь безвестен не был. И о всем дело царя и великого князя делати по царя и великого князя наказу и посмотря по делу, как будет (слова: делу, как будет исправлены по ранее написанному) пригоже и как ево Бог вразумит. А царя и великого князя о всем без вести не держати. А нечто у Исмаиля князя будут которые казанские люди беглые или присылкою, и Ондрею говорити Исмаилю князю, чтоб Исмаиль князь /л. 329об./ велел их побити или ему их отдал. То его и правда ко царю и великому князю, что их побьет или выдаст (в слове выдаст буква а исправлена по ранее написанному). Да память Андрею. Послано с ним к Исмаилю князю денег шестьсот рублев, и Ондрею дати Исмаилю князю триста рублев на первом посолстве явно перед всеми людми, а другую триста рублев, изговоря таиную речь, дати Исмаилю таино. /л. 330/ А се посолство к Баи мирзе суфе с Ыстомою Матюковым. Говорити от царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии Баи мирзе суфу Истоме Федорову сыну Матюкова. Царь и великии князь Иван Васильевич всеа Русии тебе, Баи мирзе суфу, велел поклонитися. А после поклона поминки подати. А после поминков речь говорити. /л. 330об./ Царь и великии князь велел тебе говорити, прислал еси к нам своего человека Бахтыбердея з грамотою. А в грамоте своеи к нам писал еси, что есте с Ысмаилем князем заодин учинилися и другу ево хотите другом быти, а недругу ево хотите недругом быти. И на наших недругов так же хотите заодин быти, и нам бы к тебе прислати доброво своего человека, с кем бы тебе о наших делех и о своих поговорити. И мы ныне послали к Исмаилю князю своего сына боярского Ондрея Тишкова. А с Ондреем приказали есмя к Исмаилю князю о всех своих делех и о ваших, как меж нас вперед дружбе и доброму делу быти. /л. 331/ А к тебе есмя послали своего сына боярсково Истому Федорова сына Матюкова. А какове меж нас с Ысмаилем князем и с вами [194] дружбе быти, и мы тому с своим послом с Ондрееем послали к Исмаилю князю шертную запись. И ты б на тои шертнои записи с Ысмаилем князем и с Арыслан мирзою и со всеми своими детми и с племянники правду к нам крепкую учинили. И учиня правду, к тои шертнои (в рукописи: шертои) записи и печати свои приложили. Да ту б есте шертную запись дали нашему послу Ондрею Тишкову. И тех бы есте наших послов Ондрея и Истому отпустили к нам, не издержав. А с ними вместе прислали бы есте к нам своих послов добрых людей и с Ондреем и с Ыстомою и с своими послы приказали бы есте /л. 331об./ к нам о всех наших делех и о своих, как меж нас вперед дружбе и доброму делу быти и как нам над своими недруги промышляти. Память Истоме Федорову сыну Матюкову. Молвити ему от царя и великого князя ся речь Баи мирзе наодине, а сослатися с ним его человеком, которым пригоже. Царь и великии князь велел тебе говорити. Писал еси к нам о астараханском деле, что /л. 332/ Дербыш царь нам и вам изменил и з беглыми мирзами и казаки сложился заодин. И нам бы его за ту измену послати рать своя, и мы, ож Бог даст, на весне посылаем на него рать свою, в головах Ивана Черемисинова да Михаила Колупаева, со многими людми и велим им над Дербышем царем промыслити, как будет возможно, и тебе бы то было ведома. Память Истоме Федорову сыну /л. 332об./ Матюкову (в слове Матюкову буква к исправлена по ранее написанному). Как, ож Бог даст, придет Истома в Нагаи к Баи мирзе суфе, и кого Баи мирза пришлет к нему встречю, а велит ему подворье указати, и корм ему от Баи мирзы привезут, и Истоме тому дати что пригоже: шуба белья легка или однорядка, а не в пошлину. А в пошлину Истоме никому никак ничево не дати. А хто ему двор укажет, а корму не явит, и ему тому человеку не давати ничево. А как велит ему Баи мирза быти у себя и кого по него пришлет, и Истоме тому человеку не давати ничево. А как поидет к Баи мирзе, и хто у него станет каких пошлин просити, и ему пошлин не давати никаких. /л. 333/ А говорити ему: прислал к государю нашему Баи мирзе своего посла Бахтыбердея, а писал к государю нашему, чтоб государь наш к Баи мирзе дружбы для прислал к нему доброво своево человека. И государь наш для дружбы и крепкие правды послал меня к Баи мирзе, и мне ныне какая пошлина давати? А от государя нашего х которым царем, к его братье, послы ходят, ино и там пошлин никаких нет. И мне здесе какие пошлины давати? Да в пошлину Истоме (слово Истоме написано по чищенному) однолично ничево никому не (слово не исправлено по ранее написанному) давати. А нечто батог покинут да учнут [195] пошлин просити у батога, и Истоме пошлин никак не давати (в слове давати первая а исправлена по ранее написанному). А у двереи учнут просити пошлины, ино не давати же. И нечто не пустят к Баи мирзе, ино и прочь поити, /л. 333об./ а пошлины никак не давати. А опричь того, хто Истому чем почтит, и Истоме тому дати что пригоже, а не в пошлину. А в пошлину Истоме не давати ничего. А велит ему Баи мирза ити прямо к себе, и зацепки ему никоторые не учинят, и о пошлинах ему не учнут говорити, и Истоме ити прямо к Баи мирзе. И от царя и великого князя ему поклон правити и поминки подати. И речь говорити по записи по царя и великого князя наказу. А нечто Баи мирза или иные которые мирзы учнут говорити, чтоб царь и великии князь казаком на Волге стояти не велел и улусов /л. 334/ бы их красти и грабити не велел. И (в рукописи союз и отсутствует) Истоме говорити: государь наш, господине, заповедь великую казаком учинил, чтоб улусом вашим лиха никак не делали. А которые казаки воровали, послов и гостеи грабили, и лошеди у вас в улусех крали и людеи били, и государь тех казаков казнил. А ныне государь по вашему челобитью на Волгу по перевозом велел стояти многим казаком и беречи велел накрепко, чтоб мирз казаков на вашу сторону не перепустили. А учнет Баи мирза говорити, чтоб им ити на Крым со царем и великим князем заодин. /л. 334об./ И Истоме говорити: о том, господине, себе помыслите крепко, дву государств всем людем возможно ли ити вместе без брани? С государем нашим поидет всякие рати до четырехсот тысяч, а с вами также поидут люди многие. И таким ратем великим как возможно будет прокормитися? А Крым место невеликое, яз сам гораздо знаю. Наша мысль: государь наш поидет, ино вы детеи своих пошлите, а с ними тысяч десеть или сколко пригоже. А вы поидете, ино государь наш с вами пищалников и казаков пошлет, сколко пригоже. А вы, господине, что приговорите и со мною прикажете, и яз то до государя своего донесу. И как будет о том /л. 335/ государя нашего мысль, и государь наш вам о том свою мысль прикажет. Да за то Истоме никак не иматися, что нагаем ити всем вместе со царем и великим князем. А учнет Баи мирза говорити о астараханском деле, и Истоме говорити наодине таино, что на Астарахань одноконечно царь и великии князь рать свою князя для (далее на строке зачеркнуто слово послал) и их для посылает в головах Ивана Черемисинова да Михаила Колупаева. А наказ тем воеводам учинил государь перед ними, велел им Дербыша царя за его измену (в слове измену буква м исправлена по ранее написанному) убити, а астараханских людей розогнати и в Астарахани велел жити /л. 335об./ тем воеводам со многими людми. И велел им ваших улусов беречи накрепко, и мирз, и казаков на вашу сторону перепускати не велел. И о всяких делех велел к вам из Астарахани вести посылати. А вы б, господине, от себя всякие вести посылали в Астарахань к государя нашего воеводам. [196] А будучи Истоме у Баи мирзы, розведывати себе таино, как Баи мирза живет с Ысмаилем князем и как они живут с крымским. А нечто Баи мирза и иные мирзы похотят ити ратью /л. 336/ на царя и великого князя (пропущено слово украины ?), и Истоме о том царя и великого князя без вести не держати. А послати с теми вестьми татарина служилово да вожа, которые с ним посланы. А нелзе будет татарина послати, ино послати полоненика, добыв. А одноконечно царя и великого князя без вести не учинити. А нечто поидет крымскои царь к Астарахани, и ведомо то будет в Нагаех, и Истоме говорити, чтоб Баи мирза на крымсково сам пошел и искал бы над ним, как пригоже. А в Астарахань бы к Дербышу царю и к царя и великого князя сыну боярскому к Ивану Черемисинову весть послал, чтоб жил бережно. /л. 336об./ Да память Истоме. Будучи ему в Нагаех, пытати себе таино, есть (в рукописи: ест) ли князю и мирзам с крымским царем ныне (слово ныне написано над строкой) ссылка о миру. И будет у них ссылка о миру есть, ино доведыватися того подлинно, на чом у них слово. Да что отведает, и Истоме то себе записывати да, приехав, сказати царю и великому князю. И о всем Истоме дело царя и великого князя делати по царя и великого князя наказу и посмотря по тамошнему делу, как будет пригоже и как ево Бог вразумит. А царя и великого князя о всем без вести не держати, чтоб однолично царь и великии князь от него о всяких /л. 337/ делех безвестен не был. Да память Истоме. Нечто, недошед нагаиских улусов, учинятца Истоме вести про которое дело про крымское или про нагаиское о царя и великого князя украинах или про Казань. И Истоме часа того с теми вестми прислати ко царю и великому князю татар дву человек или трех, которые с ним того для дела посланы, да и вожа (в рукописи: важа) им дати. И отписати с ними ко царю и великому князю о всех тех вестех (в слове вестех буквы тех исправлены по ранее написанному) подлинно. А будет великое дело, и Истоме после тех спустя день или два и иных татар послати с теми ж вестми притчи для: любо первых на дорозе (в слове дорозе буква д исправлена по букве р) розгоняют /л. 337об./ и поемлют, ино другие доедут. А в Нагаех будучи, Истоме по тому ж посылати с вестми тех татар, которые с ним на то посланы, чтоб однолично царь и великии князь безвестен не был. И о всем дело царя и великого князя делати по царя и великого князя наказу и смотря по делу, как будет пригоже и как его Бог вразумит. А царя и великого князя о всем без вести не держати. А нечто у Баи мирзы будут которые казанские люди беглые или присылкою, [197] и Истоме говорити, чтоб Баи мирза велел их побити или ему их отдал, то его и правда ко царю и вели/л. 338/кому князю, что их побьет (в рукописи: побюет) или выдасть (слова: побьет или выдаст написаны по чищенному). А се посолство Арслан мирзе з Григорьем
Велиным. Царь и великии князь Иван Васильевич всеа Русии тебе, Арслан мирзе, велел поклонитися. А после поклона поминки подати. /л. 338об./ А после поминков речь говорити. Царь и великии князь велел тебе говорити. Прислал еси к нам своего человека Кулчана з грамотою. А в грамоте своеи к нам писал еси, что есте с Ысмаилем князем заодин учинилися и другу его хотите другом быти, а недругу его хотите недругом (в слове недругом буква у исправлена по букве о) быти. И на наших недругов хотите заодин быти (слово быти написано по чищенному), и нам бы к тебе прислати доброво своего человека, с кем бы тебе о наших делех и о своих поговорити. И мы ныне послали к Исмаилю князю своего сына боярского Ондрея Тишкова, а с Ондреем приказали есмя к Исмаилю князю о всех своих делех и о ваших, как меж /л. 339/ нас вперед дружбе и доброму делу быти. А к тебе есмя послали своего сына боярского Григорья Велина. А какове меж нас с Ысмаилем князем и с вами дружбе быти, и мы тому с своим послом с Ондреем послали к Исмаилю князю шертную запись. И ты б на тои шертнои записи с Ысмаилем князем и з Баи мирзою и со всеми своими детми и с племянники правду к нам крепкую учинили. И, учиня правду, к тои шертнои (слово шертнои написано по чищенному) записи и печати свои приложили. Да ту б есте шертную запись дали нашему послу Ондрею Тишкову и тех бы есте наших послов, Ондрея и Григорья, отпустили к нам, не издержав. А с ними вместе прислали б есте к нам своих послов добрых людеи и с Ондреем и з Григорьем и с своими послы приказали б /л. 339об./ есте к нам о всех наших делех и о своих, как меж нас вперед дружбе и доброму делу быти и как нам над своими недруги промышляти. Царь и великии князь велел тебе говорити. Писал еси к нам о животех, что покинули твои люди за Камою, и мы тех животов, сыскав, послали к тебе наперед сего с твоим человеком с Кулчаном шестьдесят рублев. А ныне есмя послали к тебе тех животов с своим послом з Григорьем Велиным двесте рублев. И ты б нашу дружбу к себе паметовал. Да те денги двесте рублев Арслан мирзе отдати. /л. 340/ [198] Память Григорью Велину. Молвити ему от царя и великого князя ся речь Арслан мирзе наодине. А сослатися с ним Кулчаном (в рукописи: Кулчано) или иным его ближним человеком. Царь и великии князь велел тебе говорити: писал еси к нам о астараханском деле, что Дербыш царь нам и вам изменил и з беглыми мирзами казаки сложился заодин, и нам бы за ту его измену послати на него рать своя. И мы, ож Бог даст, на весне посылаем на него рать свою, в головах Ивана Черемисинова да Михаила Колупаева, со многими людми и велим им над Дербышем царем промыслити (в слове промыслити буквы слыти исправлены по чищенному), как будет возможно, и тобе бы то было ведомо. /л. 340об./ А память наказная Григорью дана такова. А говорити ему: прислал к государю нашему Арслан мирза своего посла Кулчана, а писал к государю нашему, чтоб государь наш дружбы для прислал к нему доброво своего человека. И государь наш дружбы для и крепкие правды послал меня к Арслан мирзе, и мне ныне какая пошлина давати? А от государя нашего х которым царем, к его братьям, послы ходят, ино и там пошлин никаких нет. И мне здесе какие пошлины давати? Да в пошлину Григорью (слово Григорью написано по чищенному) однолично ничего никому не давати. А нечто батог покинут да учнут пошлин просити /л. 341об./ у батога, и Григорью пошлин никак не давати. А у двереи учнут просити пошлин, ино не давати ж. И нечто его не пустят к Арслан мирзе, ино и прочь поити, а пошлин никак не давати. А опричь тово, хто Григорья чем почтит, и Григорью тому за его добро дати что пригоже, а не в пошлину. А в пошлину Григорью не давати ничего. А велит ему Арслан мирза ити прямо к себе, и зацепки ему никоторые не учинят, и о пошлинах ему не учнут говорити, и Григорью ити прямо к Арслан мирзе и от царя и великого князя ему поклон правити и поминки подати. И речь говорити по записи по царя и великого князя наказу. Да денги животинные двесте рублев /л. 342/ (в рукописи в начале строки зачеркнуто слово дати) Арслану дати. А нечто Арслан мирза или иные которые мирзы учнут говорити, чтоб царь и [199] великии князь казаком на Волге стояти не велел(слова: не велел исправлены по ранее написанному) и улусов бы их красти и грабити не велел. И Григорью говорити: государь наш, господине, заповедь великую казаком учинил, чтоб улусом вашим лиха никак не делати. А которые казаки воровали, послов и гостеи грабили, и лошеди у вас в улусех крали и людеи били, и государь тех казаков казнил. А ныне государь по вашему /л. 342об./ челобитью на Волге по перевозом велел стояти многим казаком и беречи велел накрепко, чтоб мирз казаков на вашу сторону не перепустили. А учнет Арслан говорити, чтоб им ити на Крым со царем и великим князем заодин. И Григорью говорити: о том, господине, помыслите крепко, дву государств всем людем возможно ли ити вместе без брани? С государем нашим поидет всякие рати до четырехсот тысяч, а с вами также поидут люди многие. И таким ратем великим как возможно будет про/л. 343/кормитися? А Крым - место невеликое, яз сам гораздо знаю. Наша (в рукописи: наш) мысль: государь наш поидет, ино вы детеи своих пошлите, а с ними тысяч десеть или сколко пригоже. А вы поидете, ино государь наш с вами пищалников и казаков пошлет, сколко пригоже. А вы, господине, что приговорите и со мною прикажете, и яз то до государя своего донесу. И как будет государя нашего мысль, и государь наш вам о том свою мысль прикажет. Да за то Григорью никак не иматися, что нагаем ити всем вместе со царем и великим князем. А учнет Арслан мирза говорити о астараханском деле. /л. 343об./ И Григорью ему говорити наодине таино, что на Астарахань одноконечно царь и великии князь рать свою князя для и их для посылает в головах Ивана Черемисинова да Михаила Колупаева. А наказ тем воеводам учинил государь перед ними, велел им Дербыша царя за его измену убити, а астараханских людеи розогнати и в Астарахани велел жити тем воеводам со многими людми и велел им ваших улусов беречи накрепко и мирз казаков на вашу сторону перепускати не велел. И о всяких делех велел к вам из Астарахани вести посылати. А вы б, господине, от себя всякие вести посылали в Астарахань к государя нашего воеводам. /л. 344/ А нечто учнет Арслан мирза говорити, что он писал ко царю и великому князю о стрелцех, и царь и великии князь стрелцов ему не прислал. И Григорью говорити: государь наш, господине, стрелцов к тебе не послал потому, что ныне кочюешь у князя назади и тебе беречись не от кого, и государь ныне послал стрелцов ко князю. А приказал князю будет вам стрелцы надобе х которому делу, и государь вам велел стрелцов давати князю. А будучи Григорью у Арслан мирзы, розведывати себе таино, как Арслан живет с Ысмаилем князем и как они живут с крымским. /л. 344об./ А нечто Арслан мирза и иные мирзы похотят ити ратью на царя и великого князя, и Григорью о том царя и великого князя без вести не держати. [200] А послати с теми вестми татарина служилово да вожа, которые с ним посланы. А нелзе будет татарина послати, ино послати полоненика, добыв. А одноконечно царя и великого князя без вести не держати. А нечто поидет крымскои царь к Астарахани (в слове Астарахани вторая а исправлена по ранее написанному), и ведомо будет в Нагаех, и Григорью говорити, чтоб Арслан мирза на крымсково сам пошол и искал бы над ним дела, как при/л. 345/гоже. А в Астарахань бы г Дербышу царю и к царя и великого князя сыну боярскому к Ивану Черемисинову весть послал, чтоб жили бережно. Да память Григорью. Будучи ему в Нагаех, пытати себе таино, есть (в рукописи: ест) ли князю и мирзам с крымским царем ныне ссылка о миру. И будет у них ссылка о миру есть, ино доведыватися того подлинно, на чом у них слово. Да что отведает, и Григорью себе записывати да, приехав, сказати царю и великому князю. И о всем Григорью дело царя и великого князя делати /л. 345об./ по царя и великого князя наказу и посмотря по тамошнему делу, как будет пригоже и как его Бог вразумит. А царя и великого князя о всем без вести не держати, чтоб однолично царь и великии князь от него о всяких делех безвестен не был. Да память Григорью. Нечто, недошед нагаиских улусов, учинитца Григорью весть про которое дело про крымское или про нагаиское о царя и великого князя украинах или про Казань. И Григорью часа того с теми вестми прислати ко царю и великому князю татар дву человек /л. 346/ или трех, которые с ним того для дела посланы, да и вожа им дати. И отписати с ними ко царю и великому князю о всех тех вестех подлинно. А будет великое дело, и Григорью после тех спустя день или два и иных татар послати с теми ж вестми притчи для: любо первых на дорозе розгоняют и поемлют, ино другие доедут. А в Нагаех будучи, Григорью по тому ж посылати с вестми тех татар, которые с ним на то посланы, чтоб однолично царь и великии князь безвестен не был. И о всем дело царя и великого князя делати по царя и великого князя наказу и посмотря по делу, как будет пригоже и как его (слово его исправлено по ранее написанному) Бог вразумит. А царя и великого князя о всем без вести не держати. /л. 346об./ А нечто у Арслан мирзы будут которые казанские люди беглые или присылкою, и Григорью говорити Арслан мирзе, чтоб Арслан мирза велел их побити или ему их отдал. То его (слово его написано по чищенному) и правда ко царю и великому князю, что их побьет или выдаст. А се грамота к Би мирзе с служилым татарином з
Девлетхозею Усеиновым. А се грамота к Магмет мирзе. А се грамота к Юваш мирзе. Того ж году декабря 5. Прислал ко царю и великому князю ис Казани боярин и воевода князь Петр Иванович Шуиской с таварищи нагаиских послов Исмаилева посла Баитерека с таварищи, трех человек. А писал, что они пришли в Казань ноября. А всех послов и гостей 1500 человек, а лошадей с ними 20000, а овец 20300 овец. И гостем всем велели торговати в Казани, а Баитерека с таварищи, 3-х человек, отпустили к Москве ноября ж. [203] И царь и великии князь велел Баитерека с таварищи поставити на Нагаиском дворе и корм им велел давати по указу. /л. 351/ И декабря 8 в неделю велел царь и великии князь Баитереку с таварищи быти на дворе. И того дни Баитерек с таварищи на дворе были. А царь и великии князь сидел в Столовой избе в брусянои. А как Баитерек с таварищи вошли в ызбу, и явил их царю и великому князю челом ударити казначеи Хозяин (в слове Хозяин буква и исправлена по ранее написанному) Тютин. И царь и великии князь звал Баитерека с таварищи карашеватца. И Баитерек с таварищи, быв у карашеванья, отшед, став на коленях, правили (в слове правили буква и исправлена по букве ъ) царю и великому князю от Исмаиля князя челобитье, да подали грамоты. И царь и великии князь велел у них грамоты взяти дьяку своему Ивану Михайлову. (Фраза написана убористо). /л. 351об./ А Баитерека с таварищи звал ести. И того дни нагаиские послы Баитерек с таварищи у царя и великого князя ели. А стол был в Столовой избе в брусянои. А се грамота Исмаилева княжая с его послом з
Баитереком да с Тинишом. Декабря 22. Приговорил царь и великии князь Исмаилева человека Баитерека с таварищи отпустити в Нагаи. А с ними вместе велел послати к Исмаилю князю з грамотою (в слове грамотою вторая о исправлена по букве у) станицу служилых татар Тафкея Тимеева с таварищи. А отписати велел о Дербыше царе и о астараханском деле. Генваря 12 в неделю велел царь и великии князь Исмаилеву человеку Баитереку с таварищи быти на дворе. И того дни Баитерек с таварищи на дворе были. А как Баитерек с таварищи вошли в ызбу, и явил их царю и великому князю челом ударити казначеи Федор /л. 354/ Сукин. И царь и великии князь молыл: Баитерек, отпускаем тебя к твоему (в слове твоему буква т исправлена по букве и) государю к Исмаилю князю. А с тобою вместе посылаем к другу своему к Исмаилю князю з грамотою своих казаков Тафкея Тимеева с таварищи. А писали есмя к Исмаилю о всех (слово всех исправлено по чищенному) своих делех, как меж нас вперед дружбе и доброму (союз и, и в слове доброму буквы доб исправлены по чищенному) делу быти. Да звал Баитерека с таварищи ести. И того дни Баитерек с таварищи у царя и великого князя ели. А стол был в Столовой избе в брусянои. А после стола царь и великии князь подал Баитереку с таварищи по ковшу меду и отпустил их в Нагаи того ж дни. А служилых татар [205] Тафкея Темеева с таварищи (далее в рукописи пропущено слово отпустил) того ж дни. А приказал с ними /л. 354об./ к Исмаилю (в слове Исмаилю буква а исправлена по ранее написанному) князю поклон. И поехали Баитерек с таварищи и служилые татарове Тафкеи Тимеев с таварищи с Москвы генваря 24 в пятницу. А се грамота к Исмаилю князю с Тафкеем Тимеевым
с таварищи. А мы по тому ж на всяково недруга хотим заодин быти и из своего слова никак не выступим. А что еси писал к нам з Баитереком о Дербышеве цареве (в слове цареве первая е исправлена по ранее написанному) неправде, что с Крымом в дружбе учинился, а с мирзами казаки шертью уверился. И нам твоею грамотою вся его неправда явна учинилася. А наши дети боярские Петр Тургенев да Григореи Кафтырев, будучи в Астарахани, ево неправду видя, нам сказывали ж, как Казбулата царевича к себе было взял, и как с Крымом уверился, и как мирз казаков на тебя перевез и тебе недружбу делал 177. И мы за те ево /л. 355об./ за все неправды по твоеи мысли одноконечно сею весною с крою вместе хотим зделати, пошлем на то дело доброво своего человека со многою ратью и велим то дело делати, сколко нам Бог поможт. Да и того велим беречи накрепко, чтоб мирз казаков на вашу сторону не перепускали. А промышляли б над ними на перевозех, как возможно. И нечто, Бог даст, наше дело над нашим недругом и над твоим зделаетца, и пришлет к тебе с тою вестью наш боярин, и ты бы тогды часа того послал в Астарахань для вестеи своих людеи, человек десеть или пятнатцать, и велел им жити у нашего боярина в Астарахани. А мы своему боярину прикажем накрепко, каковы /л. 356/ у него вести ни будут в Астарахани, и мы ему тех твоих людеи велим к тебе посылати со всякими вестьми, чтобы ты о всяких делех безвестен не был. А у тебя каковы вести ни будут, и ты бы тогды в Астарахань нашего боярина без вести не держал. Да говорил нам от тебя Баитерек, чтобы нам к тебе послати сею (в слове сею буква ю исправлена по ранее написанному) зимою стрелцов двесте человек. И мы (в слове мы буква ы исправлена по ранее написанному) были хотели к тебе послати з Баитереком стрелцов. И послы твои Янболдуи с таварищи нам били челом, чтобы нам Баитерековым речам не верити. А послати бы нам к тебе стрелцов своих на весне с ними вместе судном. И грамоту [206] нам твою подали. И в той грамоте твоей (в слове твоей буква е исправлена по ранее написанному) то же писано, чтобы нам стрелцов прислати к тебе судном. И мы по тои твоеи грамоте, Бог даст, /л. 356об./ на весне стрелцов пошлем к тебе с своею ратью вместе, которую пошлем к Астарахани. И как придет наша рать к Астарахани, и ты б тогды тех наших стрелцов, взяв к себе, и держал их у себя и корм им велел давати, чтоб им нужи не было. А как будут тебе не надобны, и ты б их к нам отпустил. Да писал еси (в рукописи: есь) к нам, чтоб на Переволоке город поставити да на Иргызе город же поставити. И мы в тех местех, учиня крепости, велим людем многим стояти и беречи беглых мирз накрепко и тебя о всем без вести не держати. А о крымском деле пошлем к тебе и к твоим племянником своих болших (в слове болших выносная буква х исправлена по букве ж) послов с твоим послом Елболдою вместе. И о том о всем деле /л. 357/ прикажем к тебе подлинно с своими болшими послы. А иные свои речи приказал есми к тебе с твоим человеком Баитереком. И ты о тех наших речах Баитерека гораздо выпроси. А в сеи грамоте есми тех речеи не писал тово для: любо недругу нашему в руки достанетца. Молвя, с прямым своим словом сю свою грамоту к тебе послал есми. А что еси писал к нам о своеи животине, которую пометали за Камою твои люди, и мы, что возмогли, то есмя сыскали и дали тех денег четыреста рублев в руки твоему послу Баитереку. И велели тех денег триста рублев отдати тебе таино, а сто рублев велели есмя отдати тeбе (в слове тебе буква б исправлена по ранее написанному) перед всеми людми. А иные те денги пошлем к вам с своими послы и велим вам отдати перед всеми ж людми, /357об./ чтоб меж вас в том ссоры не было. Да ещо слово (в слове слово буква в исправлена по букве о) наше то: гонца Тафкея Тимеева с таварищи, не издержав, к нам прислал часа того. А с ним бы еси вместе прислал к нам Баитерека ж и о всем бы еси о своем деле отписал к нам подлинно з Баитереком и с нашим гонцом с Тафкеем. А которые люди казанские беглые к вам приедут, или с какими речми хто к вам приедет, и вы б их одноконечно велели побити. А живых не отпускали, то ваша правда и дружба. Писана на Москве лета 7064-го генваря 5 178. /л. 358/ (Начало листа - примерно 4/5 части - без записи). Того ж году генваря ж 2. Писал ко царю и великому князю из Свияжсково города боярин и воевода князь Василеи Семенович Серебреного и все воеводы, что /л. 358об./ что (так в рукописи) декабря 16 приехали к ним в Свияжскои город от нагаиских послов, от Исмаилева княжово сына от Тинахмет мирзина (в слове мирзина вторая и исправлена по ы) посла от Уразлыя гонец его Аиман, а от Касаева сына Ян мирзина посла от Магмет суфы гонец его Амангилдеи. А всех послов и гостей, и их людей 500 человек, а лошадей с ними 3000. И тех гонцов отпустили к Москве того ж дни. [207] И царь и великии князь велел послати встречю нагаиских послов Григорья Прокудина. Генваря 23 Григореи Прокудин сын с нагаискими послы с Уразлыем и с Магмет субою с таварищи к Москве пришел. /л. 359/ И царь и великии князь велел нагаиских послов поставити на Нагаиском дворе и корм им велел давати по указу. Маия 28 в четверг (в слове четверг буква г исправлена по букве б) царь и великии князь Иван Васильевич всеа Русии по крымским вестем пошел в Серпухов против недруга своего крымского царя. Июня 20. Писал ко царю и великому князю в Серпухов казначеи Хозяин Тютин, что июня 16 пришли к Москве из Нагаи от Ак мирзы Шихмамаева сына посол его Тлевбердеи с таварищи, 21 человек, а лошадей с ними 98 (буква ч, обозначающая цифру 90, исправлена по ранее написанному), /л. 359об./ а поставити их велел на Нагаиском дворе и корм им велел давати по указу, и торг им велел давати. Июля 5 в неделю царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии с своего дела из Серпухова к Москве пришел. Июля 7. Приехали ко царю и великому князю из Нагаи служилые татарове Тафкеи Тимеев с таварищи. А посылан в Нагаи к Исмаилю князю з грамотою. Да с Тафкеем же вместе приехал Исмаилев княжои человек Бекчюра с таварищи, 3 человеки. /л. 360/ И царь и великии князь велел Бекчюру с таварищи поставити на Астараханском дворе и корм им велел давати по указу. И июля в 8 день в середу велел царь и великии князь Исмаилеву человеку Бекчюре с таварищы и Ак мирзину послу Тлевбердею с таварищы быти на дворе. И того дни Бекчюра и Тлевбердеи с таварищы на дворе были. А приехав на площадь, ссели с конеи против Арханъила и шли ко царю и великому князю. А царь и великии князь сидел в Золотой полате. А как Бекчюра и Тлевбердеи с таварищы /л. 360об./ вошли в Золотую полату, и явил их царю и великому князю челом ударити казначеи Хозяин Тютин. И царь и великии князь звал Бекчюру и Тлевбердея с таварищы карашеватца. И Бекчюра и Тлевбердеи с таварищы, быв у корошеванья, отшед, став [208] на коленях, правили царю и великому князю от Исмаиля князя и от Ак мирзы челобитье, да подали грамоты. И царь и великии князь велел у них грамоты взяти диаку Ивану Михаилову. А Бекчюру и Тлевбердея с таварищы звал ести. И того дни Бекчюра и Тлевбердеи /л. 361/ с таварищы у царя и великого князя ели. А стол был в Золотой полате. А се грамота Исмаилева княжая с его человеком
Бекчюрою. А се грамота Магмет мирзы с его человеком
Бараком. А се грамота Арслан мирзина. А се грамота Ак мирзина с его человеком
Тлевбердеем. Июля 21. Царь и великии князь нагаиских грамот слушал и приговорил Исмаилева человека Бекчюру и Ак мирзина человека Тлевбердея с таварищи отпустити в Нагаи. А с ними вместе приговорил послати к Исмаилю князю з грамотою станицу служилых татар, в головах Баиберю Тоишева с таварищи (в слове таварищи вторая а исправлена по ранее написанному). И отписати с ними велел о астараханском (в слове астараханском четвертая а исправлена по ранее написанному) деле и о беглых мирзах казакех. /л. 365об./ Июня (по-видимому, следовало написать: июля) 24 велел царь и великии князь Исмаилеву человеку Бекчюре и Ак мирзину послу Тлевбердею с таварищи быти на дворе. И того дни Исмаилев (в слове Исмаилев слог Ис написан по чищенному) человек Бекчюра и Ак мирзин человек Тлевбердеи с таварищи на дворе были и ели. А стол был в Столовой избе в брусянои. И отпустил (союз и, и в слове отпустил буква о исправлены по ранее написанному) царь и великии князь Исмаилева (в слове Ысмаилева слог Ыс исправлен по ранее написанному) человека Бекчюру и Ак мирзина посла Тлевбердея и служилых татар Баиберю Тоишева с таварищи в Нагаи того ж дни. А поехал Бекчюра и Тлевбердеи и Баиберя с таварищи с Москвы августа 3. /л. 366/ А се грамота к Исмаилю князю з Баиберею
Тоишевым с таварищи. А се грамота к Магмет мирзе. А се грамота Арслан мирзе. /л. 370об./ А се грамота Ак мирзе. А се грамота Тахтамышу царевичю з Баиберею ж. Лета 7065-го ноября 15 183 прислал ко царю и великому князю ис Темникова Еникеи князь Тенишев нагаиских татар: Исмаилева человека Елума Ерымова да Али мирзина человека Ямгурчея Кошумова (в слове Кошумова первая о исправлена по букве у), да Акмагмет мирзина человека Исмаилева сына (слово сына написано по чищенному) Акказыя Ивашазеева (слово Ивашазеева исправлено по ранее написанному Ивашева), да Тахтар мирзина человека Тату Кудаигулова. А писал, что от Исмаиля князя посол идет Темир Садыков, а от Юнуса мирзы от Юсуфова сына посол его Аллагул Сююндюков, а от Арслан мирзы посол его Текмен, а от Али мирзы посол его Ахкула, а от Белек Булат мирзы посол его Кашабдал, а от Казы мирзы посол его Туларсак и от иных мирз послы. Всех послов и гонцов и гостеи, и их людей 670 человек, а лошадей с ними 7000. /л. 373об./ И царь и великии князь велел нагаиских гонцов поставити на Нагаиском дворе и корм им велел давати по указу. А против нагаиских послов велел послати встречю Игнатья Заболотцкого да Бориса Зачосломского. [215] А из Шатцкого города велел с нагаискими послы ити к (предлог к исправлен по ранее написанному) Москве воеводе князю Петру Татеву, а с ним детем боярским (в слове боярским буква б исправлена по букве д) мещеряном всем. И декабря 4. Князь Петр Татев и Игнатеи Заболотцкои и Борис Зачосломскои с нагаиски/л. 374/ми послы с Темирем с таварищи к Москве пришли. И царь и великии князь велел нагаиских послов Темиря с таварищи поставити на Астараханском дворе и на хрестьянских дворех и корм послом Темирю с таварищи велел давати по указу и торг им велел дати. А на базаре у них велено быти князю Григорью княж Петрову сыну (в слове сыну буква с исправлена по букве у) Звенигородскому. Декабря 9. Велел царь и великии князь нагаиским послом Темирю с таварищи быти на дворе. И того дни нагаиские послы Темир с таварищи на дворе были. А явил их царю и великому князю /л. 374об./ челом ударити казначеи Федор Сукин. И царь и великии князь звал Темиря с таварищи карашеватца. И Темир с таварищи, быв у корошеванья (в слове корошеванья буква ш исправлена по ранее написанному), отшед, правили царю и великому князю от Исмаиля князя и от мурз челобитье, да подали грамоты. И царь и великии князь велел у них грамоту взяти диаку своему Ивану Михаилову. А послов звал ести. И того дни нагаиские послы у царя и великого князя ели. А стол был в Столовой избе в брусянои. А се грамота Исмаилева княжая с его послом с
Темирем. /л. 375/ А се грамота Юнус мирзина с его человеком. А се грамота Арслан мирзина с его человеком
Текменем. А се грамота Али мирзина с его человека (в рукописи:человека) Ахкулою. А се грамота Белек Булат мирзина с его
человеком Асанаком. А се грамота Аисы мирзина с его человеком
Хоземагметем (фраза написана по
чищенному). Молвя, грамоту написал сентября месяца лета 964-го (буква ц, обозначающая цифру 900, исправлена по букве з со значком, указывающим, что данная буква соответствует семи тысячам). Комментарии 173. Летом 1555 г. крымский хан Девлет-Гирей во главе шестидесятитысячной конницы вознамерился напасть на Московское государство. Для дезинформации противника им был распущен ложный слух о начинаемом им походе против «черкас» — союзников Ивана IV. Чтобы отвлечь хана от нападения на них, царь послал к Крыму ертоульную рать во главе с князем И.В.Шереметевым тринадцатитысячного войска. Хан двинулся к Туле, но, узнав о приближении основных военных сил царя, отступил. Шереметеву удалось захватить обоз крымской армии. После нескольких тяжелых сражений с русским ертоулом Девлет-Гирей ушел в Крым (Соловьев, с. 475-477). 174. В 1556 г. на переговорах Ивана IV с послом польского короля и литовского великого князя Сигизмунда II Августа, Я. Збаражским, между двумя государствами было заключено перемирие на шесть лет (Соловьев, с. 500). 175. Порядковый номер года приведен по лунной хиджре. Дата соответствует февралю 1556 г. юлианского календаря. 963 год хиджры охватывает период с 15 ноября 1555 г. по 3 ноября 1556 г. 176. Февраль 1556 г. 7064 год от СМ охватывает период с 1 сентября 1555 г. по 31 августа 1556 г. по РХ. 177. Астраханский хан Дервиш-Али, посаженный на престол русскими воеводами в 1554 г., первое время честно пытался соблюдать лояльность к своим патронам — Ивану IV и бию Исмаилу. Однако союзнические настроения у этого русского и ногайского ставленника вскоре поутихли. Недолго пожив под унизительным присмотром московских резидентов и под постоянной угрозой крымского вторжения, он решил сменить покровителя и демонстративно стал налаживать связи с Бахчисараем. Тем более, что к этому его подвигала коалиционная политика Девлет-Гирея. В противовес Исмаилу Дервиш-Али задумал поддержать «казачествующих» сирот бия Юсуфа, которые уже успели к тому времени убедить Девлет-Гирея предоставить им помощь против Исмаила — убийцы их отца. Из Бахчисарая астраханский хан пригласил к себе в наследники — калги царевича Хаспулад-Гирея б. Девлет-Гирея, а Юсуфовичам обещал помогать против Исмаила. Соответственно у него произошел полный разрыв с русским протектором П. Тургеневым, который пытался отговорить своего подопечного от рискованной политической переориентации. 178. Дата соответствует 5 января 1556 г. 7064 год от СМ охватывает период с 1 сентября 1555 г. по 31 августа 1556 г. по РХ. 179. О выплатах ногаям из Казани см. комм. 60. 180. Тау (табу, тапу, табук, тапук) — тюрк, «поклон; служение»; здесь в значении «приветствие» (См..: Вельяминов-Зернов, ч. 1, с. 306, 307).) 181. Калмаки — тюркское название западных монголов-ойратов, кочевавших на пространстве между озером Зайсан на западе до Хангайских гор на востоке. В середине XVI в. происходили передвижения монгольских племен вследствие междоусобиц и необходимости поиска новых кормовых угодий (пастбищ). Ойраты вступали в конфликты с казахами и восточными монголами, которые стремились оттеснить ойратов как можно дальше на запад. С ойратами ногаи сталкивались эпизодически. Те изредка появлялись в пределах ногайских кочевий, получали отпор и откатывались назад. Комментируемая фраза из грамоты Ак-мирзы свидетельствует о том, что монгольская опасность в очередной раз исчезла, и восточные войска ногаев идут к Волге. В первой половине XVII в. часть ойратских племен переселилась в Поволжье, где за нею закрепилось название калмыков (собств. хальмг, от тюрк, калмак). 182. Об отечестве — сыновстве как категориях старшинства-меньшинства в иерархии государей см. комм. 23 и 146. 183. Дата соответствует 15 ноября 1556 г. 7065 год от СМ охватывает период с 1 сентября 1556 г. по 31 августа 1557 г. по РХ. 184. Летом 1556 г. между бием Исмаилом и его «кровниками» — сыновьями свергнутого им бия Юсуфа и их сторонниками было заключено перемирие. Юнус б. Юсуф был избран нурадином (об этом титуле см. комм. 156). Через год распря разгорелась с новой силой (подробно см.: Трепавлов. История, с. 281-283). 185. Подобно большинству кочевых держав, территория и население Ногайской Орды делились на три части — центр, правое (западное) и левое (восточное) крылья. Центр — домен бия — располагался в районе среднего и верхнего течения Яика (Урала); в правое крыло (он кол), управляемое нурадином (см. комм. 156), входили кочевья по левому берегу Волги от Камы приблизительно Переволоки (см. комм. 96); в левое крыло (сол кол), управляемое кековатом (см. комм. 100) — степи Западного и Центрального Казахстана. 186. Порядковый номер года приведен по лунной хиджре. Дата соответствует ноябрю 1556 г. юлианского календаря. 964 год хиджры охватывает период с 4 ноября 1556 г. по 23 октября 1557 г. 187. Порядковый номер года приведен по лунной хиджре. Возможно, переписчик ошибся, следовало указать сентябрь 963 года, тогда бы дата соответствовала сентябрю 1556 г. юлианского календаря и грамота могла быть передана с послами во главе с Темиром Садыковым. 963 год хиджры охватывает период с 16 ноября 1555 г. по 3 ноября 1556 г. (ср. комм. 186). Текст воспроизведен по изданию: Посольские книги по связям России с Ногайской Ордой. 1551-1561 гг. Казань. Татарское книжное издательство. 2006
|
|