|
ЖАЛОВАННАЯ ГРАМОТА
ТВЕРСКОМУ АФАНАСЬЕВСКОМУ МОНАСТЫРЮ 1555 г.
Грамота Ивана IV женскому тверскому Афанасьевскому монастырю от 15 февраля 1555 г. относится к типу несудимо-заповедных жалованных грамот. Она включает в себя почти полный текст другой неизвестной жалованной грамоты 1510 г. Василия III этому же монастырю на село Феодорино Пневичской волости Тверского уезда, соло Софоньино с деревнями в Воловичской и Суземской волостях того же уезда и деревню Толпино Иворовской волости Старинного уезда. Она была выдана из Тверского дворца 1. На ней имелась припись дьяка Елизара Циплятева 2. В июне 1534 г. она была “подтверждена” Федором Мишуриным, что представляет интерес для изучения борьбы правительства Елены Глинской с уделом Андрея Старинного 3. Во время пересмотра монастырских жалованных грамот в 1551 г. Афанасьевский монастырь, по-видимому, не представил грамоты в Москву. Лишь спустя несколько лет он обратился с челобитной о ее подтверждении и выдаче новой грамоты на села и деревни, приобретенные после 1510 г. Судя по имеющимся в грамоте ссылкам на писцовые книги, деревни Тепра и Версино Большой половины Задубровской слободы Кашинского уезда, деревня Василево Суходольского стана того же уезда, пустошь Плесово Шесткой волости Тверского уезда приобретены монастырем между 1510 и началом 40-х годов XVI в. 4. После 1540 г. монастырем была приобретена в Суходольском стане Кашинского уезда пустошь Сидорково, а в период 1510-1555 гг.— деревни Карабышево и Тебекино Дорогочского стана Зубцовского уезда. Челобитная “властей” Афанасьевского монастыря была полностью удовлетворена: грамота от 15 февраля 1555 г. подтвердила старую грамоту 1510 г. и распространила судебные льготы на остальные монастырские деревни. Это расширение монастырского иммунитета интересно сравнить с борьбой правительства за ликвидацию монастырских привилегий в конце 40-х — начале 50-х гг. XVI в. Челобитная старицы Александры о подтверждении грамоты 1510 г. и выдаче новой жалованной грамоты была рассмотрена в ведомстве дьяков Юрия Сидорова и Петра Данилова сына Дементьева; оттуда же была выдана и сама новая жалованная грамота. Ю. Сидоров и П. Д. Дементьев были дьяками государевой Казны 5. В 1554-1556 гг. Ю. Сидоров возглавлял различные ведомства, находившиеся в зависимости от Казны 6. Несомненна связь с Казной и А. Ф. Адашева, по приказу которого была выдана грамота 1555 г. Это наблюдение может быть подкреплено анализом других грамот, выданных по его приказу 7. Уставная Пермская грамота от 23 декабря 1553 г., жалованная грамота И. Д. Ластке от 28 апреля 1554 г. (или решение от 1 марта 1555 г.) [221] и жалованная грамота Г. А. Строганову от 4 апреля 1558 г. содержат прямые указания на выдачу из Казны: Жалованная грамота Тотемскому Спасо-Суморину монастырю от 20 февраля 1554 г. подписана дьяками Павлом Никифоровым и Юрием Сидоровым 8, грамота Изосиминой Клинской пустыни от 7 апреля 1555 г. выдана П. Д. Дементьевым, по-видимому, вместе с Юрием Сидоровым 9; подтверждение от 17 февраля 1560 г. жалованной грамоты Кассиано-Учемскому монастырю подписано дьяком Казарином Дубровским. Все они являлись казенными дьяками 10. Следовательно, грамоты, подписанные ими, были выданы из Казны или из ведомств, тесно связанных с ней. Жалованные грамоты от 19 июня 1555 г. Троице-Сергиеву монастырю и от 20 июня 1557 г. Боголюбскому Рождественскому монастырю (не сохранившие подписей выдавших их дьяков) также могут считаться выданными из Казны, поскольку в ней решались вопросы, связанные с монастырскими привилегиями 11. Грамота Боголюбскому Рождественскому монастырю была подтверждена 31 января 1585 г. Богданом Ксенофонтовым, а 21 января 1599 г.— Василием Нелюбовым — дьяками Большого прихода, а это был приказ, генетически связанный с Казной 12, что дает лишнее основание полагать о выдаче последней грамоты из Казны. В целом, как показывают рассмотренные грамоты, этим ведомством в течение 1553—1560 гг. руководил А. Ф. Адашев. Следует добавить, что в росписи июльского похода 1550 г. Ивана Грозного на Коломну и Рязань А. Ф. Адашев прямо назван казначеем; в Пискаревском летописце отмечено, что А. Ф. Адашев “сидел” вместе с Сильвестром, правя “Русскую землю” в избе “у Благовещания”, то есть там, где помещалась Казна. Наконец, известна припись А. Ф. Адашева на докладе казначеев о холопьих отпускных 13. Все эти факты также подтверждают, что А. Ф. Адашев длительное время возглавлял Казну, чем и объясняется многообразие его деятельности. Публикуемый документ позволяет также пополнить список дворцовых дьяков середины 1550-х гг. 14. Подлинник грамоты хранится в коллекции столбцов Калининского областного краеведческого музея. Грамота публикуется по правилам издания документов XVI-XVII вв. Восстановленный по копии конца XIX в. (там же, ф. 103, д. 1206, лл. 1-3) текст заключен в квадратные скобки. В. А. Кучкин Жалованная грамота Тверскому Афанасьевскому монастырю 15 февраля 1555 г. Се аз, царь и великои князь Иван В[ас]ильевич всеа Русии пожаловал есми игуменью Александру с сестрами Офо[нась]евсково манастыря, что во Тфери на посаде за Тмакою, и их попов Ивана да Родиона да диякона Ефрема, или по них в том манастыре иная игуменья и попы и дьякон будут. Били мне челом да положили передо мною жаловальную грамоту данья отца моего великого князя Василья Ивановича всеа Русии на свои манастырские села и на 15 деревни: на сельцо на Феодорино, что во Тферском уезде во Пневичах, да на сельцо на Софоньино з деревнями, что в Суземье и в Воловичах 16, да на деревню на Толпино, что в Старицком уезде в Ыворовскии волости. И в тои, отца моего, жаловальнои грамоте написано: хто у них в тех сельцех и в деревнях учнет жити людеи, и наместни[цы] наши тферские и стариц кие и властели пневичские и суземские, и волотвицкие, и иворовские и их тиуни тех их людеи не судят ни в чом, опричь душегубства и розбоя с поличным. А ведают и судят своих людеи игуменья с сестрами и попы, [и] дьякон сами или кому прикажют. А случитца суд смест[нои их лю]деи з гороцкими и с волостными людми, и наместницы наши и волостели, и их тиуни судя[т, а игу]менья с сестрами и попы, и дьякон или их приказчик с ними же судит. А прав или виноват манаст[ырскои че]ловек, и он в правде и в вине игуменье с сестрами и попом, и дьякону. А гороцкои или волостнои человек в правде и в вине наместником и волостелем и их тиуном. А праведчики и доводчики поборов своих у них не берут, ни въезжают к ним ни по что. А что их лес манастырскои на Толпинскои земле, и мои великого князя крестьяне и боярские, и манастырские, им не явясь, тово лесу у них не секут. А кому будет чего искати на игуменье с сестрами и на попех и на дияконе и на их приказщике, ино их судил отец мои, князь велики Василеи Иванович, или наш дворецкои, а в духовнем деле и[но] их судит владыка Тферск[им И по]прошатаем у них бо[я]рским людем не ездити. А князи и бояря, и всякие ездоки у них сильно не ставятца и корму своего и консково даром не емлют. А явят ту грамоту наместником и волостелем, и они с нее дадут явки алтын. А дана им та отца моего жаловальная грамота лета 7018-го, августа. А подпись на тои грамоте дияка Елизара Цыплятева. А приказ дворецкого Михаила Юрьевича. А на мое великого князя Иваново имя та грамота подписана лета 7042-го июня в 19. Рушати ее не велено никому ничем. А у подписи припись дияка Федора Мишурина. И та у них отца моего жаловальная грамота ветха добре. А что что-деи их манастырские деревни и пустоши в Кашинском уезде в За дубровской слободе в Большои половине деревня Тепъра да деревня Версино, да в Суходольском стану деревня Василево да пустошь Сидорково, да во Тферском уезде в Шесткои волости пустошь Плесово, да в Зубцовском уезде в Дорогоче две деревни Карабышево да Тебекино, и те их деревни и пустоши в отца моего жаловальнои грамоте не написаны, а моее-деи царевы жаловальные граматы у них на те деревни и на пустоши нет. И мне б игуменью Алек-сандру с сестрами и попов, и дьякона пожаловати, велети б им ту отца своего жаловальную грамоту переписати, а велети б им дати своя царьская жаловальная грамота на все их манастырские села и деревни, и на пустоши новая с отца своего грамоты слово в слово. И яз, царь и велики князь, приказал дияком своим Юрью Сидорову да Петру Данилову сыну Дементьева, а велел есми им того сыскати те три [223] деревни, что в Кашинском уезде Тепра да Версино, да Василево, да пустошь Сидорково, да во Тферьском уезде в Шестьскои волости пустошь Плесо, да в Зубцовском уезде в Дорогоче две деревни, Карабышева да Тебекино, Офонасьевсково ли манастыря или за кем за иным.И по вы[пи]си Тферского дворца за приписью дияка Ляпуна Ковезина в писцовых книгах Ивана Заболоцкого да Михаила Усова с товарыщи пустошь Плесово написана за Офонасьевским манастырем. А по выписи Дмитровсково дворца за приписью дияка Ильи Царегороцева в Кашинской платежнице писма князя Ондрея Дашкова с товарыщи деревня Тепра да деревня Версино, что в Задубровскои слободе в Большои половине, да деревня Васильевское, что в Суход[ольск]ом 17 стану, написаны Офонасьевсково же манастыря. А по выписи” Углецкого дворца за приписью дияка Ивана Клобукова деревня Карабышево да деревня Тебекино, что в Зубцовском уезде в Дорогоче, написаны в писцовых книгах Офонасьевсково ж манастыря. И яз, царь и великии князь Иван Васильевич всеа Русии, игуменью Александру с сестрами и попов и диякона, или по неи в том манастыре иная игуменья будет, пожаловал, велел есми отца своего жаловальную грамоту переписати, дати сю свою жаловальную грамоту на все их манастырские села и на деревни и на пустоши новую с отца своего грамоты слово в слово, что их манастырские села и деревни во Тфери сельцо Феодорино во Пневичах да во Шесскои волости пустошь Плосово, да в Кашинском уезде в Задубровскои слободе в Большои половине деревня Тепра да деревня Версино, да в Сухо-дольском стану деревня Василево, да в Зубцовском уезде в Дорогоче деревня Карабышево да деревня Тебекино, да во Тферском уезде в Суземье и в Воловичах сельцо Софоньино з деревнями, да в Старицком уезде в Ыворовскои волости деревня Толпино. И хто у них в тех их сельцах и в деревнях учнет жити людеи, и наместницы наши тферские и старицкие, и зубцовские и волостели пневичские и суземские, и воловитцкие, и иворовские, и задубровские слободы и их тиуни тех их людеи не судят ни в чом, опричь душегубства и розбоя с поличным. А ведают и судят своих людеи игуменья с сестрами и попы и диякон сами или кому прикажют. А случитца суд сместнои их людеи з гороцкими и с волостными людми, и наместницы наши тферские и старицкие, и зубцовские и волостели пневичские и суземские, и воловитцкие, и иворовские, и задубровские слободы и их тиуни судят, а игуменья с сестрами и попы и дьякон или их приказщик с ними же судит. А прав или виноват манастырскои человек, и он в правде и в вине игуменье с сестрами и попом и дьяконом. А гороцкои или волостнои человек, и он в правде и в вине наместником и волостелем и их тиуном. А праведчики и доводчики поборов своих у них не берут, ни въезжают к ним ни по что. А что их лес манастырскои на Толпиньскои земле, и мои, великого князя, крестьяня, и боярские, и манастырокие, им не явная, того лесу у них не секут. А кому будет чего искати на игуменье с сестрами и на попех и на дияконе, ино их судит во всем богомолец нашь епископ Тферски по священным правилом и по соборному уложенью сам или кому повелит от священных. Так же есми их пожаловал, попрошатаем у них боярским людем не ездити. А князи и бояря и всякие ездоки у них сильно не ставятца и корму своего и консково даром не емлют. А явят сю грамоту наместником и волостелем, и они с нее дадут явки алтын. Дана грамота на Москве лета 7060 третьяго февраля в 15 день 18. На обороте грамоты текст разными почерками: Царь и великии князь Иван Васильевич. [224]Приказал царевым, великого князя словом околничеи Олексеи Федорович Адашев. Лета 7 [160]-го апреля в 30 день божиею милостию велики{и государь], царь и великии князь Алексеи Михаилович всеа Русии самодержец [се ж]аловальные грамоты слушал, а выслушав, изо Твери Афонасьевского монастыря старица Каптелину с сестрами, или хто по неи иные игуменьи и сестры будут, пожаловал, велел им сее жаловальную грамоту подписати на свое государево, царево и великого князя Алексея Михаиловича всеа Русии имя, и рудити ее у них не велел никому ни в чем, а велел ходити о всем по тому, как в сеи жаловальнои грамоте написано. А подписал государев, царев и великого князя Олексея Михаиловича всеа Русии диак Иван Федоров. 1756 году июня... 19 в день сия жалованная грамата в Кашине у межевых дел явлена порутчику и межавщику Льву Шатилову. Канцелярист Михайла Носов Калининский областной краеведческий музей, коллекция 2, оn. 2, д. 1.— Подлинник. Комментарии 1. Михаил Юрьевич Захарьин, по приказу которого выдана грамота 1510 г., был в тот период дворецким Тверского дворца (А. А. Зимин. О составе дворцовых учреждений Русского государства конца XV и XVI в. “Исторические записки”, кн. 63. М., 1958, стр. 189).2. О службе Е. Циплятева в Тверском дворце ничего не сообщает такой знаток приказных материалов XVI в., каким был Н. П. Лихачев. См. его: Разрядные дьяки XVI века. СПб., 1888. 3. Ср.: С. М. Каштанов. Жалованные и указные грамоты как источник по истории феодального иммунитета на Руси в первой половине XVI века. Автореферат. М., 1958, стр. 10—11. 4. См. Писцовые книги Московского государства, ч. 1, отд. 2. СПб., 1877, стр. 40. Кашинская “платежница” А. Дашкова составлена, очевидно, на основе кашинских писцовых книг 1540-1542 гг. См.: С. Б. Веселовский. Сошное письмо, т. 2, М., 1916, стр. 598. 5. Н. П. Лихачев. Ук. соч., стр. 269—270. 6. П. А. Садиков. Очерки по истории опричнины. М.-Л., 1950, стр. 266—267, 269. 7. См. Перечень грамот, выданных по приказу А. Ф. Адашева, приведенных в статье С. О. Шмидта “Правительственная деятельность А. Ф. Адашева” (“Ученые записки” МГУ. Кафедра истории СССР, вып. 167, 1954, стр. 36, 43). В перечень нужно внести некоторые уточнения. Так, из публикации жалованной грамоты И. Д. Ластке неясно: выдана ли она по приказу А. Ф. Адашева или по его приказу принято решение казначеев от 1 марта 1555 г. об оставлении за И. Д. Ласткой оброка рыбной ловли на Усть-Цимле (см.: В. Н. Латкин. Дневник путешествия на Печору в 1840 и 1843 гг. ч. 2. СПб., 1852, стр. 141-143). Жалованная грамота Кассиано-Учемскому монастырю от 1 июня 1522 г. лишь подтверждена по приказу А. Ф. Адашева 17 февраля 1560 г. (ААЭ, т. 1. СПб., 1836, стр. 139-141). Кроме того, по приказу А. Ф. Адашева были выданы жалованные грамоты: 19 июня 1555 г. Троице-Сергиеву монастырю и 20 июля 1557 г. Боголюбскому Рождественскому монастырю. Эти грамоты любезно указаны С. М. Каштановым. 8. А. И. Яковлев. Наместничьи, губные и земские уставные грамоты Московского государства. М., 1909, стр. 32-37; В. Н. Латкин. Ук. соч., стр. 141-143; Г. Ф. Миллер. История Сибири, т. 1, М., 1937, стр. 332-334; Амвросий. История Российской иерархии, ч. VI. М., 1815, стр. 418. 9. ЦГАДА, ф. 125. Монастырские дела, ст. 1. Датировка: Леонид. Клинская Изосименская пустынь и ее акты. ЧОИДР, 1876, кн. 2, отд. 5, стр. 75. 10. ААЭ, т. 1, стр. 141. Сведения о П. Никифорове и К. Дубровском см.: П. А. Садиков. Ук. соч., стр. 261, 282. 11. ГБЛ, ф. 303. Троицко-Сергиева лавра, кн. 527, лл. 288—289; АГР, т. 1, Киев, 1860, стр. 221—222; А. А. 3имин. О сложении приказной системы на Руси. “Доклады и сообщения” Института истории, вып. 3, М., 1954, стр. 170. 12. П. А. Садиков. Ук. соч., стр. 255, 299. 13. П. Н. Милюков. Древнейшая разрядная книга официальной редакции (по 1565 г.). М., 1901, стр. 145; “Материалы по истории СССР”, вып. 2, М., 1955, стр. 57; А. А. Зимин. О сложении приказной системы..., стр. 167; “Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею”, т. 1. СПб., 1841, № 154, VIII. 14. См. П. А. Садиков. Ук. соч., стр. 266. 15. В рукописи слово “на” написано над строкой более светлыми чернилами. 16. В рукописи “Суземье и в Во” написано по стертому месту теми же почерком и чернилами. 17. В рукописи: Суходом. 18. У грамоты на малиновом шелковом шнурке красновосковая печать. На лицевой стороне изображение воина на коне и надпись: “Иван, божиею милостию царь и господарь в всея Руси”, на обороте изображение двуглавого орла и надпись: “и великий князь Володимерски, Московски, Новградьски, иных”. 19. Пропуск даты в тексте. Текст воспроизведен по изданию: Жалованная грамота Тверскому Афанасьевскому монастырю 1555 г. // Исторический архив, № 1. 1960
|
|