Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Решение вопроса о Царском месте, или так называемом Мономаховом троне в Успенском Соборе.

(По рукописи Погодинского Древлехранилища).

В Успенском соборе, у южных дверей, стоит узорочное деревянное Царское место, о котором доселе нет положительных известий, кем и когда оно устроено. В начале нынешнего столетия его назвали Мономаховым, единственно по изображениям, которыми оно украшено, и который представляют историю присылки Царских регалий Владимиру Мономаху от Греческого Императора Константина Мономаха. История эта изложена кроме того и в надписи на дверцах места.

Относить этот трон ко временам Владимира Мономаха нет ни малейших оснований. Покойный Малиновский думал также, что место могло быть устроено при В. К. Иоанне III. Позднейшие археологи с большею вероятностию относили его к началу XVII ст. — Впрочем мысль изобразить в украшениях трона и в надписи историю присылки регалий и венчания на Царство Владимира Мономаха, едва ли могла принадлежать времени Царя Михаила Федоровича, при котором не было уже побудительных причин особенно интересоваться этою историею. В это время изобразили бы скорее всего историю всенародного избрания Михаила на Царство (как изобразили ее впоследствии в рисунках), а не Мономахово венчание и присылку регалий. Мысль изобразить на Царском престоле последнее событие могла возникнуть гораздо ранее, именно при Грозном, когда возбужден был [54] и самый вопрос о Царских регалиях и вообще о Царском сане, столько интересовавший первовенчанного Московского Царя. — Ниже мы увидим, что этот трон действительно был устроен при Царе Иване Васильевича в 1551 году.

Просматривая один рукописный сборник библиотеки М П. Погодина, заключающий в себе разные исторические послания XVI века, мы встретили небольшую статью, (4 листка в 4-ку) названную отрывком о венчании на Царство Всероссийское. Статейка показалась нам знакомою: она содержит в себе список, или, может быть, проэкт надписи, находящейся на упомянутом Царском месте или Мономаховом троне. Этот список надписи начинается словами библейского текста: Рече Господь аз избрах тя Царя и взях тя за десную твою руку и пр., которые вырезаны по венцу или подзору трона. За тем в списке следует повествование о получении Владимиром Мономахом из Греции Царских регалий, вырезанное в четырех клеймах на дверцах трона 1. На самом троне надпись этим и заключается. Но в списке есть любопытное продолжение, которое или намеревались вырезать на троне, или оно было уже вырезано на какой либо его части, и в последствии утрачено.

Продолжение надписи заключается в следующем:


«Благоволением, иже Вездесущего Бога в Троицы славимаго, неизреченною силою вся содержащаго Содетеля Владыки всей твари, Царь царствующим и Господь господствующим, иже неизреченным Его Промыслом, и превеликою Его Благодатью, и превысокою Его мышцею и Вседержительною [55] десницею Господа нашего Иисуса Христа, ситце благоизволением совершенныя, в Богоспасаемом православном и в великом преименитом царствующем граде Москве, во святей соборней и Апостольстей церкви Пресвятые Владычицы нашея Богородица и Прнснодевы Мария, честнаго и славнаго Ея Успения, преславно венчан бысть на царство всея Руси, сия дрьжавы благочестивый и боговенчанный Царь и Государь благоверный Великий Князь Иван Васильевичь Владимерский, и Московский, и Ноугородцкий, и Псковскый, и Смоленский, всея Русии Самодержец, по закону совершеннаго Царьсцаго поставленья и всесвященнаго миропомазанием, на престоле древняго достояния отеческаго благословения и прародительского его наследия, благословением и рукоположением первосвятителя Преосвященнаго Митрополита всея Руси кир Макария и всего, яже о нем, пречестнаго и святаго и освященнаго собора и преименитаго светлаго Царьского синклита; еже бысть в лето 7055-го генваря 20; шестое надесягь лето от рожества его. Якож свидетельствует о нем в летописанье о царьском их поставленье на златоукрашенных взатворех места сего. Сие же Царьское место, еже есть престол устроен бысть в лето 7080 (1551) месяца Сентеврия в 1 день, в пятое лето державы Царства и государства его».

«Под местом Царя и Государя Великаго Князя зверь, а ему три имяна: лютой, лев, скимент; второй зверь уена 2, третей орел, четвертой оскроган, пятой оскроган же».


Таким образом это любопытное известие разрешает все недоразумения о времени устройства царского престола.

Что же касается до упомянутых зверей, то древняя опись собора, а вместе с нею и позднейшие описатели его достопамятностей не заметили их различия и называли львами. Один только «Путеводитель к древностям и [56] достопамятностям Московскими, и пр. М. 1792» говорит, что «Императорское место... на резных деревянных различных родов зверях». Действительно, не смотря на чрезвычайно грубую отделку этих фигур, нельзя не заметить их различия 3. Так, фигура, находящаяся под правым передним углом трона, судя по величине головы, должна представлять льва; другая фигура, под правым задним углом, изображает уену с высунутым из пасти довольно длинным языком. Остальные два зверя, сходные между собою по острым мордам, по всему вероятию (неизвестные нам) оскроганы. Двуглавый орел утвержден на самом верху трона

Нет никакого сомнения, что помещение именно этих зверей под Царским престолом не могло произойти случайно. Звери и самый выборе их скрывают какие-либо символы, доселе еще не разъясненные и, вместе со многими другими символическими изображениями, представляющие любопытный вопросе для нашей археологии.

И. Забелин.


Комментарии

1. Памятники Моск. Древности. соч. И. М. Снегирева М. 1841-1845, стр. 27-28. В сочинении Г. Снегирева надпись сначала снята с дверец, потом с подзора; но в списке она расположена иначе и по нашему мнению правильнее. По сличении печатного текста надписи со списком, открылись некоторые, впрочем не очень значительные, варианты. Заметим один более других важный: — в надписи на подзоре, в печ. стр. 28. «И дам гоби на земли на умножение плодов» — в списке: «и дам тобе и пр. — Вообще же нужно заметить, что список писан довольно небрежно.

2. По древним словарям: уена зверя окрутное, без оберненья шыи. (П. Берында). Уена есть зверь дикий, окрутный… (Зизаний), Уена, медведица, рысь (Азбуковник). В сказ. Рус. Нар., Сахарова. Т. II.

3. Оно видно даже и на рисунке трона (см. в Памятниках Моск. Древности, стр. 27), где изображены внизу под углами трона уена и оскроган.

Текст воспроизведен по изданию: Решение вопроса о Царском месте, или так называемом Мономаховом троне в Успенском Соборе // Москвитянин, № 11. 1850

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.