Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

БИБЛИОТЕКА СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ В XVI В. 1

Опись Соловецкого монастыря 1549 г. 2

... да с ним старце...

листрату, да и ...

да старцу Савелью – в церквах иконы и ... и книгы, и ризы, и сосуды, и свечи, и колоколы, и всякое строение церковное и монастырское, и в казне денги и кабалы, и суда серебряные и оловяные, и медяные, и хлеб, и лошади, и волы, и всякои запас монастырскои … 3

Церковь боголепнаго Преображения господа нашего Исуса Христа. А в церкви икон местных. На правой стороне. Икона Преображение Спасово на золоте семи пядеи, а на неи одиннатцать венцов серебряны золочены да две гривны серебряны скан, да цата серебряна золочена. Да икона живоначялная Троица семи пядеи на золоте, а на неи венцов пять серебряны золочены да две гривны серебряны скан, да три цаты серебряны скан. Да икона О тебе радуетца семи пядеи, а на неи венцов дватцать серебряны золочены. Да икона Совета премудросте божии семи пядеи, а на неи венцов одиннатцать серебряны золочены да две гривны серебряны скан, да две цаты серебряны. Да икона Чюдотворцы Соловецкие в деянии, обложена серебром, а в венцах у чюдотворцов по три жемчюги да по два камышка, да две цаты серебряны золочены, а в них по два жемчюга да по камышку, да по две гривны у чюдотворца серебряны золочены да по два золотых; да над чюдотворцы на той же иконе – Троица, а венцев у нее пять, серебряны золочены. Да икона Благовещение на золоте семи пядеи. Да на другой стороне. Икона Пречистая Одигитрие облачная шти пядеи, а на неи два венца серебряны золочены да две гривны скан, да цата серебряна золочена. Да икона Успение Пречистые семи пядеи, а на неи венцов трицать да шесть серебряны золочены, да гривна серебряна скан. Да икона Пречистая Одегитрие пяти пядеи, а на неи два веица серебрены золочены да две гривны серебряны скан, да две цаты серебряны золочены. Да икона Никола чюдотворец в деянии на золоте семи пядеи. Да икона Преображение на беле семи пядеи. Да перед теми иконами восмь свеч болших. Да Деисус болшеи в трехнатцати иконах на золоте, а венцы у Спаса да у Пречистые, да у Предотечи серебряны золочены; да у Спаса цата [342] серебряна золочена. Да праздников над Деисусом четырнацать. Да пророков четырнацать, а среди пророков Пречистая. Все на золоте семи пядеи. Да старого Деисуса шесть икон сторонних осталося от пожару семи пядеи на золоте. Да Деисус резан рыбья кость, поменши пяди. Да икона выносная, а на неи Деисус с праздники, а на другои стороне Деисус с преподобными, обе стороны на золоте, а киот резан и золочен, а пелена бархат на золоте. Да икона Пречистая выносная воплощение трех пядеи, в киоте, сребром обложена, а киот рез золочена, а у Пречистые венцы, убрус жемчюгом сажен да гривна серебрена, а на другой стороне у Пречистые – Троица да Никола чюдотворец, да три святители, а у них венцы четыре серебрены золочены да шесть гривн серебрены скан, да у Пречистые пелена – отлас рудожелт, а у чюдотворцев пелена тафта двоелична. Да икона выносная Пречистая воплощение полутретьей пяди на золоте, а на другой стороне Спасов образ на беле да праздники налойные в шестере, двенацать месяц, писаны на обе стороны пядницы. Да икона празникы осмьнацать писаны на обе стороны пядницы. Да икона девяти пядеи на беле Сергиево видение. Да икона Страшныи суд на золоте десяти пядеи. Да икона Иоан Предтечя в крилех пяти пядеи на золоте. Да икона Иван Богослов на золоте пяти пядеи. Да икона Никола чюдотворець на беле пяти пядеи. Да икона О тебе радуетца на золоте полуторы пяди. Да икона Шестодневец на золоте полуторы пяди. Да Шестодневець же на золоте пядница. Да три образы Спасовы на золоте пядницы. Да образ Николина слова пядница на золоте. Да три образы Пречистые Одигитрие на золоте пядница. Да в киоте пять икон – Преображение Спасово да Страсти, да О тебе радуетца, да Пречистая в раю, да Страсти Христовы с святителями – все на золоте пядницы. Да икона Недреманное око пядница на золоте, да икона Три святители на золоте – обе пядницы. Да икона втроем складная Спасов образ да Пречистая Одегитрие, да икона Никола – менши пяди, в киоте, рез золочена. Да икона Пречистая складная да два апостола, Иван Богослов да Лука, на золоте пядницы. Да икона Страсти пядница на золоте, киот резан золочен. Да два образа – Пречистые Одигитрие на золоте да образ Спасов на золоте. Да Пречистая акафист на золоте пядница. Да икона Никола на золоте, да икона Андрей Критцкои на золоте, а край на лазоре, да образ Спасов на беле, да икона распятие Христово на лазоре, да Кирил Белозерскыи на беле – пядницы все пять. Да Деисус в одиннацати иконах на золоте пядницы с праздники и с пророки; а у всех киоты резаны золочены; а в праздникех нет трех праздников, а в пророцех нет дву пророков. Да Пречистая умиление пядница на золоте, а на полех святители. Да пять икон пядниц в киотех и кисты резаны на золоте: да икона Пречистыя во облаце на золоте, да Воскресение Христово на беле, да икона Троица на беле, да икона Софея премудрость божия на золоте, да Деисус пядница на золоте в киоте в затворе. Да икона Спас в силах со святители на золоте, да икона акафист на золоте, да икона образ Спасов нерукотворенный на золоте – все три пядницы. Да икона Воздвижение на беле, да икона Святители на беле, да икона Пречистая облачная умиление на золоте, да икона образ Николин на золоте – а все четыре пядницы. А двери царьские и столпцы, и сень над дверми – все рез золочена. Да крест болшеи местнои – резна кость рыбья зубу. Деисус с праздники и с пророки – на обе стороны резан вес и позолочен. Да крест воздвизалнои, обложен серебром на обе стороны золочен, а в нем сем камышков да полтретья цат жемчюшков. Да крест воздвизалнои синолоен, а в нем врезывано кость рыбья зубу с праздники и страсти да по углом сребром обложен и позолочен, а в нем восмь достаканцев. Да крест воздвизалнои меднои обложен, а в нем камышки простые. Да паникадило медное о девяти шанданех, да яблоко золоченое с кистью с шелковою. Да два паникадила медяные по осми шанданов, да у них по яблоку, [343] древяные золочены, а кисти шелковые. Да потир серебрен, а Деисус на нем золочен. Да сосуды серебрены. Да другие сосуды – потиры серебрены ж невелики. Да два покровца шиты золотом и серебром, и шелком на тафте. Да панагия Причистая воплощение серебрена. Да икона 4. … Сшествие святого духа серебрена золочена, в головке жемчюжинка вставлена; гойтан у нее – чепочка серебрена золочена. Да икона воротная Воскресение Христово серебряна золочена, а в головке у нее камышок лазорев. Да панагия на раковине Пречистые воплощение обложена серебром, головка золочена, а в неи пять жемчюшков да четыре камышки. Да панагия серебрена золочена невелика, а в неи три жемчюшки. Да икона воротная синолоина резана с праздники и с пророки, и со святители. Да панагия серебрена, верхняя тцка золочена невелика с мощьми, а на неи крест, а в головке камышек. Да панагия синолоина невелика, серебром обложена золочена. Да икона воротная синолоина, а на неи резан Никола чюдотворец, серебром обложена золочена, а в неи девять камышков простых. Да крест аспиден серебром обложен, а в нем шесть жемчюжин. Да осмь икон налоиных на полотенцах Страсти. Да Никола чюдотворец в деянии на золоте семи пядеи. Да Деисус на золоте в девяти иконах пядницы в киотех, а киоты резаны золочены, да в том числе три иконы писаны на обе стороны чюдотворцы. Да Деисус на золоте в одиннадцати иконах пядницы. Да три иконы – Страсти, да Распятие, да Снятие и положение – пядницы на красках. Да икона Страшной суд полуторная на золоте. Да Пречистая облачная со апостолы на престоле и страстотерпцы на золоте пядницы. Да икона Пречистая серебром обложена золочена Одигитрие пядница, а у нее гривна серебрена. Да икона Егореи да Дмитреи на золоте пядница. Да Пречистая Одигитрие серебром обложена золочена пядница, а в неи шесть камышков простые. Да чюдотворцы Зосима и Саватие серебром обложена пядница золочена. Да три иконы – образ Спасов, Распятие и Воскресение – на золоте пядницы. Да Пречистая Одигитрие на красках, а на неи вверху Троица да преподобных два, локотница. Да икона Покров святой богородицы полуторная. Да два образа Николины пядницы. Да икона Пречистая воплощение, а под нею Флор и Лавер на золоте пядницы. Да две иконы, а на них преподобные на золоте пядницы. Да две иконы, а на них пророк Самоил да Екатерина. Да Еуфимеи преподобный на золоте пядница. Да икона на полотенцы страстотерпцы на золоте пядницы, киот резан золочен. Да кадило серебряно, и чепочка, и колце серебряно ж. Да два кадила медяные.

Да церковь Успенье Пречистая теплая. А в церкви икон. Деисус на золоте в пятинатцати иконах пяти пядеи. Да икон местных на золоте: Успение Пречистые шти пядеи да икона Преображенее господне шти пядеи, да икона О тебе радуетца четырех пядеи, да икона Пречистая Одигитрие во пророцех шти пядеи, да икона Никола чюдотворец. Да Зосима и Саватеи на золоте шти пядеи. А двери царьскые и столпцы на золоте. А северскые двери – Данил пророк на беле. Да в олтари Пречистая умиление на золоте полуторы пяди. Да икона чюдотворцы Зосима и Саватие на золоте пядница. Да сосуды серебряны малые. Да две плащиницы: одна шита на зелене тафте золотом и серебром, и шелки, а другая писана с красками на полотне. Да два блюда серебрены дорные. Да в трапезе Деисус на беле в одиннацати иконах шти пядеи. Да икона Спасов образ Еммануил на золоте пядница. Да Николин образ на золоте четырех пядеи. Да икона Принесение мощей Иванна Златоустаго. Да икона Воскресение на золоте дву пядеи. Да Пречистая Одигитрие на золоте пядница, а на полех чюдотворцы Зосима и Саватеи. Да икона Пречистая со апостолы, преломление хлеба, на золоте дву пядеи. [344] Да икона Троица на золоте пядницы. Да Пречистая Одигитрие на беле пядница, а на полех у нее писаны святые. Да в келарской в киоте три иконы – Спас да Пречистая, да чюдотворцы Никола да Зосима и Саватеи – и на празелене пядницы. Да икона пред трапезои местная Спас на престоле, а писан на красках.

Да церковь чюдотворец Никола. А в церкви икон. Деисус на беле, а венцы на золоте в трехнацати иконах шти пядеи. Да праздники на золоте в пятинатцати иконах полутора пяди. Да икона Никола чюдотворец на золоте шти пядеи. Да икона акафист на золоте шти пядеи. Да икона Пречистая Одигитрие на золоте шти пядеи. А двери царьские и столицы на золоте. Да паникадило железное. Да свеча местная в трицат гривенок. Да в олтари шестодневець пядница на золоте. Да икона Покров святой Богородицы на золоте, локотница. Да двери северские, а на них разбойник на беле. Да икона Никола чюдотворец в деянии семи пядеи на золоте, а на нем три венцы серебрены золочены да гривна, да цата серебрены золочены.

Да у Зосимы чюдотворца на гробнице икона на золоте Зосима чюдотворец – венець серебрян золочен да цата, да две гривны серебрены золочены. Да старая икона Зосима чюдотворець на золоте – венець серебрян золочен. Да покров на Зосиме чюдотворце камчат. Да Деисус на золоте в одиннацати иконах полуторы пяди. Да икона Благовещение складная с святители и с преподобными на золоте, а у неи три гривны серебрены. Да Деисус на бели – дватцат одна икона, а венцы все на золоте. Да икона в кисте болшая Чюдотворцы в деянии осми пядеи на золоте, а венцы серебряны золочены да и цаты серебряны ж золочены, да гривны серебряны ж золочены, да пред нею свеча местная. Да в сенех пред чюдотворцы образ Пречистые Одигитрие, да по сторон ее чюдотворцы стоят в киоте четырех пядеи. Да на раке у чюдотворца покров дороги, а около кушак з золотом.

Да у Саватея у чюдотворца на раке. Образ Саватея чюдотворца на золоте осми пядеи, а венець да цата серебрены золочены, да гривна серебрена ж золочена. Да покров на неи дороги. Да икона местная Чюдотворцы в деянии осми пядеи на золоте, а венцы и цаты, и гривны золочены, а стоит в киоте. Да икона Пречистая Одигитрие на золоте полуторная. Да Спас на красках шти пядеи. Да Деисус на беле полуторной, а венцы на золоте. Да икона Пречистая воплощение. Да чюдотворцы Соловецкые Саватеи да Василеи 5 на золоте четырех пядеи. Да перед чюдотворцы в деяние свеча болшая. Да в сенех у Саватея чюдотворца икона в киоте Пречистая на красках четырех пядеи, а по сторон ея чюдотворцы Соловецкие 6.

Да книг во церквах. Евангелие апракос в десть, а в нем десят камышков достоканцы, а застешки и спни медяны. Да еуангелие тетр на бумаге в десть, а на нем бархат лазорев, кресты и застежки, и еуангелисты серебряны золочены. Да еуангелие в десть тетр на бумаге, а на нем кресты и еуангелисты медяны. Да еуангелие тетр в десть под зуфию, а на нем еуангелисты и застежки серебрены золочены. Да еуангелие тетр в полдест, а на нем бархат червьчят з золотом, еуангелисты и застежки и гвоздье серебряно. Да еуангелие тетр в полдесть, а на нем камка да страсти серебряны. Да еуангелие тетр в полдесть с камкою, а на нем крест серебрян. Да еуангелие тетр в полдесть, а на нем камочка, да на нем страсти серебрены золочены. Да еуангелие тетр в полдесть, а на нем бархат червьчат, а застежки и спни серебрены. Да еуангелие тетр в полдесть, а на нем бархат червьчят. Да два еуангелия тетры. Да еуангелие тетр в четверть. Да апостол апракос в десть. Да апостол [345] тетр в десть. Да восмь апостолов тетров в полдесть, а на одном камочка зелена. Да две псалтыри в десть з следованием. Да двои псалмы в десть. Да осмеры псалмы Давидовы в полдесть. Да дватцать псалтыр без дву з следованием в полдесть. Да восмь псалтыр в четверть с следованьем. Да три еуангелия воскресных толковые в десть. Да два еуангелия толковые в десть. Да апостол толковои в десть. Да апостол толковои в полдесть, недописан. Да два устава: один в десть, а другои в полдесть. Да двои минеи месячны. Да охтаик в десть на осм гласов. Да два охтаика в десть, а в них по четыре гласы. Два два охтаика в полдесть, а в них по два гласа. Да четыре треоди: две постных, а две цветных. Да пол треоди цветная в полдесть. Да трои прологи – в семи книгах в десть. Да три часословцы в полдесть. Да стихарал. Да пят ермолоев в четверть. Да двои апокалипси в четверть. Да потребник в десть. Да шесть потребников в полдесть. Да шесть служебников в полдесть. Да книга Никон преподобный в десть. Да книга послание Никонское в десть. Да двои правила в десть. Да правило в полдесть. Да дияконник в четверть. Да два торжественика празничные в десть. Да три торжественика постные в десть. Да два Маргарита в десть. Да книга Григореи Богослов в десть. Да книга Ефрем в десть. Да книга лествица в десть. Да книга главник в десть. Да книга Ефрем сь Ваном с Лествечником в десть 7. Да книга Феодор в десть. Да книга криница в десть. Да книга Ареопагит в десть. Да книга лапсаик в десть. Да пятдесят книг с книгою четьи в полдесть. Да книга соборник. Да книга соборник Исаин. Да книга житья преподобных отец. Да книга деяние толковое. Да книга Григореи Богослов. Да шесть книг лествицы в полдесть, а в одной книге Дорофеи. Да лествица книга в четверть. Да две книги Дорофеи. Да четыре книгы Исака Сирьянина. Да книга житье Златоустаго. Да две книги Василья Кесарииского. Да книга Сава Серпьскои. Да книга Феодора Студииского. Да книга Варлам со Асафом. Да книга Григореи Беседовник. Да книга главы Феодора Едесскаго. Да книга Антиох. Да книга Семион с новым: Богословом. Да четыре патерика. Да книга патерик печерскои. Да книга соборник, а в неи житье Кирила Белозерского и Паисея Великаго. Да книга Сергия преподобнаго. Да книга бытье. Да книга Исуса Навгина. Да книга палея. Да книга пророчества. Да книга пчела. Книга шестодневик Васильев. Книга летописець. Да книга чепь златая. Книга тител. Книга еклисияст. Книга синоксар. Книга зерцало. Книга Ерван. Книга Андреи. Книга Иван Дамаскин. Книга Кирил Иеросалимскыи. Книга Афонасеи Великои. Книга Козма прозвитер. Книга Селивестр, папа римскии. Книга Иван Ексарх. Книга Анастасея горы Синаискыя. Книга Петр Дамаскин. Книга Ияков Жидовин. Книга соборник, а в нем вопрос и ответ. Книга житие преподобных Зосимы и Саватея. Да книга соборник избранные Иосифа Волотцкаго. Да книга два Василья новых в четверть. Два странника в полдесть. Да два священия церковных в полдесть. Да дватцать и две книги старые, говорити по них не мочно, отложены в казну 8.

Да риз. Ризы камка бела з золотом, ожерелье камка з золотом на синеи земли, а круживо по подолу тафта черна с фараузом, а на них Спасов образ серебрян позолочен. Да ризы камка бела на золоте, а ожерелье бархат на черне земле, а по подолу круживо тафта черна с фараузом, а на них образ Спасов серебрян золочен. Да ризы камка бела крестьчята, ожерелье бархат на золоте на черне земле, а на них Пречистая воплощение в дробницах, а около ея убрус да четыре камышка простые. Да ризы бела камка, ожерелье бархат червьчат на золоте земли с золотом, [346] а крест на них жемчюгом сажен, да ризы бела камка, ожерелье бархат на золоте на черне земли, а на них Спас на престоле золочен. Да ризы постные камчяты черны, ожерелье бархатное. Да стихар дияконскои, ожерелье камка червьчята з золотом, а на нем Спас на престоле золочен. Да стихар дияконскои ветщан, ожерелье отласно. Да трои ризы безинны с камками. Да ризы хамовы, ожерелье камка на золоте. Да патрахел камка на золоте. Да пятеры ризы полотняны. Да стихар полотнян дияконскои. Да сем стихареи поповских: четыре полотняны, а три безинны. Да потрахел камка з золотом, а на неи пятнатцат пугвиц серебрены золочены сеньчясты. Да патрахел бархат на золоте, а на нем двенадцат пугвиць серебрены золочены. Да патрахел шиты святители розными шелки на тафте, а венцы шиты золотом, а у пяти венцы жемчюгом сажены, а на нем семнацат пугвиц медяны золочены. Да патрахел камка з золотом, а на нем пятнацат пугвиц серебрены золочены. Да три патрахели камчаты. Да патрахел бархат червьчят. Да два патрахеля пестрядинные полушелковица, а у всех пугвицы медяны золочены. Да две патрахели ветшаные камчаты. Да поручи бархат зелен з золотом, а на них пугвицы серебрены золочены. Да поручи шиты розными шелки, а на них восмь пугвиць серебряны золочены. Да поручи шиты святители на отласе золотом и серебром и розными шолкы, а на них пугвицы медяны золочены. Да трои поручи камчяты. Да поручи бархат червьчят, а у всех пугвицы медяны золочены. Да два пояса тканы шелковые крестьчяты с кистьми; у одного ворворки з золотом и з серебром, а у другово пояса ворворки шелковы. Да пояс червьчят, ворворки з золотом. Да пояс шелков крестьчят с кистьми. Да два пояса полушелковица с кистьми. Да два пояса санитяных с кистьми. Да две ширинки шелковы. Да шесть шеринок бумажных. Да четыре ширинки шелком шиты подкищены. Да шесть ширинок шелком шиты простые. Да улар шит на тафте золотом, а подложен тафтою двоеличною, а опушен фараузом, а на нем сто и сем шипов серебрены. Да два уларя крашенинные крестьчяты. Да риза бела камка, а ожерелье бархат з золотом; а на них икона Пречистая воплощение серебрена золочена. Да патрахел и поручи того же бархату. Да стихар диаконскои камка бела, ожерелье бархат на золоте. Да улар бархат черн. Да другой уларь бархат черн з золотом. Да ризы безинные, ожерелье бархат червьчят на рудожелте земли, а на них икона Пречистая воплощение. Да патрахел камка рудожолта, а поручи тое ж камки. Да ризы безинные, ожерелье бархат черн на рудожолте земли, а воплощение серебряно золочено. Да патрахел бархат червьчят на зелене земли. Да поручи двои того же бархату. Да стихар полотнян. Да стихар дияконскои безинен, ожерелье дороги. Да уларь дороги ж. Да ризы камка бела, ожерелье бархат з золотом на червьчяте земле, а на них икона Пречистая воплощение серебряна золочена, да патрахел того же бархату. Да ризы безинные, ожерелье бархат черн на рудожелте земли з золотом, а на них Пречистая воплощение серебряна золочена, да патрахел камчят. Да двои ризы безинны, ожерелье у них бархат червьчят, а иконы на них Пречистая воплощение. Да ризы безинные, ожерелье камчято, а икона на них Пречистая воплощение. Да стихар безиннои, а ожерелье камчято. Да улар камчят. Да ризы постные мухояр черн, а ожерелье камчято. Да стихар постнои мухояр черн, а ожерелье камчято. Да улар камчят. Да две ширинки подкищены, шиты шолком и золотом. Да сулок тафтян подкищен, а концы шиты золотом и серебром. А колоколов восмь, а в них весу: в болшем восмьдесят два пуда, а в другом тритцат пудов, да три колоколы по дватцати пудов, да два колокола по десяти пудов. Да клепало железное. Да часы болшие, а колокол у чясов того же числа. Да чясы малые да получясье.

А в казне денег. Что отписано игумену Алексею – тысячя четыреста рублев да по кабалам взяти тритцат пят рублев, да прибыли четыреста [347] рублев в московское число. И всех денег в казне тысячи восмь сот тритцат пят рублев. И с теми, кои по кабалам взяти. Да судов серебряных: две стопы, да ковшик питеи, да блюдечко ложчято, да шесть ложек. Да запасу в казне. Дватцат пудов воску. Десят гривенок ладону. Четыре шатры рукавчятых. Да сукон простых андомскых две тысячи локот. Да холстов тысячя локот. Да сермяжных сукон тысячя локот. Да полотен две тысячи локот. Да шуба лисья. Да двесте овчин. Да шуб бараньих сорок. Да пятьдесят колпаков. Да кож: красных десят да дублянных дватцат, да сырых седмьдесят кож, да ворваньих восмьдесят. Да железа полиць два црена. А в келарскои судов: ковш серебрян выноснои да здонка булатная, да кандеика оловяная, да двои судки столовые – одны оловяные, а другие медяные, да двенатцать солониць оловяных, да и чеп [?] медяна полпуда. Да яндова медяна в ведро. Да три лохани медяных. Да девят рукомоиников медяных. Да пят шанданов медяных. Да сем свещников медяных. Да пят сковородок медяных белых луженых. Да две скатерти шитых, да скатерть брана ветшана, да дватцат скатертей простых клетчятых. Да три оловяники ведерных да три полуведерные, да три третники, да три четвертинки, да три крушки. А в поварных судов. Котел медян тритцат ведер. Да другои полтретьяцат ведер. Да восмь котлов естовных по четыре ведра и по три ведра, а в средних котлов по два ведра и по полутора ведра, а менших котлов по ведру и по полуведра – семнацат. Да котел треножек. Да две сковоротки медяных.

И всех котлов в монастыре болших и менших, и середних, и по службам шесдесят.

Да в житницах хлеба ржи и муки ржаныи, и солоду ржаново – полшесты тысячи четвертеи, да пшеницы пятдесят четвертеи, да круп пятдесят четвертеи, да масла сто пудов, да меду пятдесят пудов, да гороху дватцат четвертеи, да семяни конопляного дватцать четвертеи. А лошадеи в монастыре тритцать да волов полтретьятцат. Да морьскых судов монастырских: четыре лодки со всем запасом – сь якори и с парусы, да карбасов болших и малых пятнацат. Да на Соловетцком же острове три варницы с цренами, да три мелницы водяных, да толчея. Да в Пияле црен. А по тоням дватцать и сем неводов. А тонь монастырских в Анзерах и ла Золотицком берегу, и на Варзуском – тритцать, да в Кимбоострове ловля монастырская – ловят сетми у прилуков, а на Выгу ловят езом да трема поезды. Да невод вопче у Золотца.

Да в Вирме реки на берегу монастырская церковь во имя святых апостол Петра и Павла. А в церкви икон. Деисус на бели в девяти иконах пяти пядеи, а венцы на золоте. Да икона местная святых апостол Петра и Павла на золоте трех пядеи. Да икона Воскресение Христово местная четырех пядеи, а венцы на золоте. Да икона Николин образ на беле четырех пядеи. Да икона Пречистая Одигитрие на беле полуторная. Да икона Зосима и Саватеи на бели пядница. Да икона Климент, папа римскии, на беле четырех пядеи. А риз в церкви – ризы полотняны, ожерелье камка ветшана. А книг в церкви: еуангелие, да апостол, да псалтыр, да шестодневец с минеею со опщею, да пролог, да торжественик.

Да колокол. А у церкви двор монастырскои, а во дворе дватцатеро лошадеи да пят котлов – два по два ведра, а два по полутора, а котел в ведро, да црен. А дан дают с црена в великого князя казну. А жилцов в Вирме тринатцать, а варят со четырма црены, а дан дают с цренов в великого князя казну. А земли монастырскои два лука, а сено косят четыреста копен. И того идет в монастыр половина, а з жилцов оброку идет в монастырь сорок алтын.

Да в Суме четыре луки, да двор монастырскои, да две мелницы водяные, да четыре жилцы. А промышляют цреном, а дан дают с цренов в великого князя казну. А жита сеют на лук по коробье, а сена косят [348] двесте копен, а оброку с них идет в монастыр два рубля московская. А в Шижниме, в Сухом Наволоке, и в острову тринатцать луков, а жилцев на тех луках дватцать человек, а оброку с них идет в монастыр с лука по рублю.

Да на Двине монастырскои земли тритцат веревок, а жилцев на той земли шесть, а оброку с них идет в монастыр рубль московской. И всего оброку идет из Вирмы и из Сумы, и из Шижнемы, и з Сухонаволока, и з Двины семнатцать рублев и сем алтын без дву денег в московское число.

Да из монастыря ездят на Вологду солью торговати в дву насадех. А на конце Ольшь Григорьев руку приписал. Дияк Дмитрии Пивов.

БАН РО, Собр. автор, мат., № 46.

Опись книг Соловецкого монастыря 1570 г.

/л. 1/ Лета 7079-го сентября в 21 день по государеве цареве и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии грамоте и по наказу государевых: царевых и великого князя дияков Данила Микулина сына Бортенева, да Никиты Юрьева сына Щелепина Стефан Калитин да Скорята Дмитреев описали на Соловках монастыр игумену Варламу да строителю Меркурью, да с ними лутчим старцом: келарю Мисаилу Назимову, да казначею Роману Двинянину, да старцу Гарасиму Шестернину, да старцу Иасафу Важанину, да старцу Исаие Гущину – в церквах образы и образов кузнь, и ризы, и сосуды, и свечи, и колоколы, и всякое строенье церковное и монастырское, и в казне денги и сосуды серебряные и оловяные, и медяные, и всякои запас монастырскои по сему списку.

/л. 25/ А книг. Еуангелеи толковых воскресных пят. Да еуангелие же толковое воскресное в десть. Все те в десть. Да еуангелиа четыре в десть, по два еуангелисты в книге. Да пят апостолов в полдесть. Да въсмь апостолов в полдесть. Да три уставы: один в десть, а два в полдесть. Да два апостола толковых в десть, да третеи апостол в полдесть недописан в тетратех. Да еуангелие в десть в тетратех. /л. 25 об./ Да четырнацат ермолоев: пят ермолоев в полдесть, а девят ермолоев в четверть. Да стихарал в полдесть. Да стихеры въскресные и дневные и степенно в полдесть в затылок сплетено. Да Никон великии. Да златоструи. Да Козма Индикоплов. А все три книги в десть. Да книга палея. Да книга Исус Навгин. Те книги в полдесть. Да четыре треоди постных в десть. Да пятая треодь посная в дву книгах в полдесть. Да три треоди цветных в десть. Да пол треоди цветные в полдесть. Да шесть прологов в десть. Да пять /л. 28/ торжествеников в десть. Два маргарита в десть. Да три Ефрема. Да книга лествица. Да книга главник. Да книга Феодорит. Да книга креница. Да книга Деонисеи Ареопагит. Да книга лапсаик. А все те девят книг в десть. Да двои правила в десть, а третие в полдесть. Да книга Никонское послание. Да книга потребник. Да книга Григореи Богослов. Все те три книги в десть. Да две псалтыри толковые: одна в десть, а другая в полдесть. Да книга на латинскую ересь и на иные ереси на многие в десть. /л. 26 об./ Да книга тител в полдесть. Да книга Афанасии Александрескии в полдесть. Да книга предста царица одесную, соборник, в десть. Да книга Семион Дивногорца и житья преподобных Изосимы и Саватея в десть. Да книга деянье апостолское. Да книга Григореи Богослов. Те книги обе в полдесть. Да девять лествиц: восмь в полдесть, а девятая в четверть. Да два Дорофея в полдесть. Да четыре Исака Сирины в полдесть. Да две апакалипси в четверть. Да дватцать шесть псалтыр с следованьем в полдесть. Да две псалтири с следованьем в десть. Да четыре псалтыри в четверть, три следо/л. 27/ванье. Да четверы псалмов, двои без следованья в десть. Да одиннатцат псалмов без [348] следованья в полдесть. Да четыре книги беседы еуангельскые Иванна Златоустаго в десть. Да книга Григореи, папа римскыи, в десть. Да двенацат минеи месячных четьих в девяти книгах. Да две минеи четьих старых: сентябрь да октябрь в полдесть. Да книга Спас кормъчии в десть. Да пят соборников четьих в полдесть. Да трефолои стариннои с каноны и жития святых отец в полдесть. Да три трефолоя в полдесть, /л. 27 об./ Спиридонова писма. Да пят трефолоев новым чюдотворцом в полдесть. Да две менеи месячные: девят месяцов в трех книгах. Да шестнадцат месяцов во штинатцати книгах. Да три минеи новых, Спиридонова письма. Да шесть книг четьих в четверть. Да книга в четверть Василеи Новои ветчяная. Да соборник в четверть. Да книга Селиверст в полдесть. Да книга Яков Жидовин. Да книга Иван Ексарх. Да книга Иван Дамаскин. Да книга Козма прозвитер. Да книга Анастасеи. Да книга чеп злотая. Да книга Афо/л. 28/насеи Александръскии. Да книга Кирил Ерусалимскии. Да книга измарагд. Да книга пророчества. Да книга еклисияст. Да книга пчела. Да книга зерцало. Да книга Ерван. Да книга Андреи Уродивыи. Да книга шестодневник Васильев. Да книга Петр Дамаскин. Да книга приточник. Да книга Златауст. Да книга житие Златаустово. Да книга Василеи Великии. Да книга Сава Серпъскии. Да книга Феодор Студит. Да книга Варлам и Асаф. Да книга Григореи Беседовник старого Рима. Да книга главы /л. 28 об./ Феодор Едесскии. Да книга Антиох. Да книга с Семионом з Богословом с Новым. Да шесть патериков, два печерских. Да книга соборник – Кирилово житие Белозерского и Паисеино. Книга бытия. Две книги Иосифа Волотцкаго. Да две книги жития Соловетцских чюдотворцов и с каноны. Да две книги ахтаица, а в них 5 гласов. А все те книги в полдесть. Да книга шестодневець в полдесть. Да ахтаец на восмь гласов в десть. Да ахтаець ж пятого гласу в десть. Да книга канунник с ыкосы в полдесть. Да два канунника: /л. 29/ один в четверть, а другои в полдесть. Да пят потребников в полдесть. Да семь служебников в полдесть, да семои харатеинои. Да книга Синоксар в полдесть. Да три богородичники в полдесть; четвертои в полдесть же в тетратех. Да одиннацат часословцов в полдесть. Да два часословца в полдесть. Да житьа святых отец в десть. Да книга лествица в десть. Да книга соборник в десть. Да книга измарагд в десть. Да книги два чясовника.

Да прибыло же книг после отписки подьячего Олеши Григорьева. Книга еуангелие тетр в десть писано на бумаге, /л. 29 об./ крыто бархатом, бархат червьчят на золоте; а верхняя дска обложена серебром сканью золочена, а на неи распятие господне да Пречистыя, да Иван Предтечя, да еуангелисты серебряны золочены, да десят камешков красных; да на другой стороне дски жючки серебряны и застешки серебряны. Да еуангелие апракос в десть писано на харатьи; верхняя дска обложена серебром золочена, а на неи Спасов образ, а около его сем жемчюжян да четыре еуангелисты серебряны золочены, а крыто бархатом черным, да на нем десят камешков. /л. 30/ Да еуангелье в десть, крыто сатынью червьчятою, на нем распятие господне серебряно золочено и еуангелисты. Да еуангелье в десть, сатынью же обложено писано на бумаге, а на верхнои дски распятие господне да Пречистая, да Иван Предтечя, да четыре еуангелисты серебряны золочены и застежки серебряны золочены. Да еуангелье в десть писано на бумаге опракос; а верхняя дска вся серебром обложена золочена, а на неи распятие господне да Пречистая, да Иван Предтечя, да по сторон Зосима и Саватеи на серебре писано чернилы, да четыре еуангелисты, да восмь камешков, застежки серебряны; /л. 30 об./да на другои цки жучки серебрены, а покрыто камкою червьчятои. Да еуангелие в десть, письмо на бумаги, крыто камкою таусинною; на верхнеи цки распятие господне да Пречистая, да Иван Предтечя и четыре еуангелисты серебрены золочены. Да еуангелье в полдесть, крыто бархатом червьчятым золотным распятие господне и еуангелисты серебрены золочены [350] малые круглые. Да еуангелье в полдесть, крыто камкою червьчятою. Да два еуангелья в полдесть. Да восмь еуангелеи в полдесть. Да еуангелие в четверть. Да еуангелье в десть, /л. 31/ покрыто кожею чорною. А всех еуангелеи дватцат.

Архив ЛОИИ СССР, Колл. акт. кн. 2, № 121.

Опись книг Соловецкого монастыря 1582 г.

/л. 2/ Лета 7090-го майя в 5 день по государеве Цареве и великого князя Ивана Васильевичя всея Русии грамоте игумен Ияков, приехав в Соловецкой монастырь, да з бывшим Резанским епюскопом Филофеем, да с старцы соборными: с старцом з Галахтионом, да с казначеем с старцом с Мисаилом Назимовым, да с келарем с старцом с Акакием, да с старцом Романом з Двинянином, да с старцом с Ысаком Шаховым, да с старцом Ефросимом Назимовым, да с старцом Иасафом Кашкиным, да с старцом с Павлом, да с старцом Исидором, да с старцом Максимом, да с старцом Арьсением, /л. 2 об./ да с старцом Кондратием – созрили в церквах образы и сосуды, и у образов кузнь, и ризы, и свечи, и книги, и колоколы, и всякое строение монастырское, и в казне деньги, и сосуды серебряные и оловяные, и медяные, и хлеба, и всякой обиход монастырской по сим книгам.

/л. 48/ Еуангелия престолные.

Книга еуангелие тетр в десть писано на бумаге, крыто бархатом черьвчятым /л. 48 об./ золотным; а верхняя цка обложена серебром сканью золочена, а на неи распятие Господне да Пречистая, да Иван Предтечя, да четыре еуангелисты серебряны золочены, да десять вставочек простых; да на другои стране жучки серебряны, да застежки серебряны; а прокладки шелк з золотом и с серебром. Да еуангелие апрокос в десть писано на харатьи; а верхняя цка обложена серебром золочена, а на ней Спасов образ, а около его восмь жемчюжин, да четыре еуангелисты серебряны золочены, а крыто бархатом черным, да /л. 49/ на нем 12 камышков, да прокладка шелкова. Да еуангелие в десть крыто сатынью червьчятою, а на нем распятие Господне серебряно золочено, и еуангелисты серебряны ж золочены. Да еуангелие в десть крыто сатынью же, писано на бумаге, а на верхнои цки распятие господне да Пречистая, да Иван Предтечя, да четыре еуангелисты серебряны золочены и застежки серебряны ж золочены. Да еуангелие в десть писано на бумаги апракос; а верхняя цка вся серебром обложена золочена, а на неи распятие господне да Пречистая, да Иван Предтечя, да по сторон Зосима и Саватии на серебре писаны чернилы, да четыре еуангелисты, да херувимы, да Герман /л. 49 об./ на серебре ж писаны чернила, да восмь камешьков и застежки серебряны; да и на другои цки жучки серебряны; а покрыто камкою червьчятою; да прокладки шелк з золотом и с серебром ткан. Да еуангелие в десть писано на бумаге, а крыто камкою таусинною; а на верхънои цки распятие господне да Пречистая, да Иван Предтечя, да четыре еуангелисты серебряны золочены. Да еуангелие в полдесть, крыто бархатом червчятым золотным; а на нем распятие господне и еуангелисты серебряны золочены малые круглые. Да еуангелие в полдесть, крыто камкою червочятою. /л. 50/ Да еуангелие в полдесть, крыто дороги полосаты; а на нем еуангелисты серебряны золочены и застежки серебряны. Да еуангелие печятное в десть, крыто камкою зеленою; верхняя дцка обложена серебром золочена: посреди распятие господне да по сторон Пречистая, а по другую страну Иван Предтечя со еуангелисты. Да осмь еуангелеи в полдесть, что по кельям держат. Да еуангелие в четверть. Да еуангелие в десть, крыто кожею черною. [351]

/л. 61 об./ Да книг. Еуангелеи толковых вскресных пят. Да еуангелие же толковое въскресное. А все писаны в десть. Да четыре еуангелия в десть, по два еуангелиста в книге. Да пят апостолов в полдесть. Да восмь апостолов в полдесть. Да три уставы: один в десть, а два в полдесть. Да два апостола толковых /л. 62/ в десть, да третеи апостол в полдесть, недописан, в тетратех. Да еуангелие в десть в тетратех. Да четырнатцат ирмолоев: пят ирмолоев в полдесть, а девят ирмолоев в четверть. Да стихарал в полдесть. Да стихеры въскресные и дневные и степенно в полдесть, в затылок сплетено. Да Никон великии. Да златоструй. Да Козма Иньдикоплов. А все три книги в десть. Да книга палея. Да книга Исус Наввин. Те книги в полдесть. Да четыре треоди постных в десть. Да пятая книга треод же постная в дву книгах в полдесть. Да три тре/л. 62 об./оди цветных в десть. Да шесть прологов в десть. Да пять торжествеников в десть. Да два маргарита в десть. Да три Ефремы. Да книга лествица. Да книга главник. Да книга Феодорит. Да книга креница. Да книга Деонисии Ареопагит. Да книга лапсаик. А все те девят книг в десть. Да двои правила в десть, а третии в полдесть. Да книга Никонское послание. Да книга потребник. Да книга Григореи Богослов. Все те книги в десть. Да две псалтыри толъковые: одна в десть, а другая в полдесть. Да книга на латынскую ересь и на иные ереси многие в десть. Да книга тител /л. 63/ в полдесть. Да книга Афонасей Александръскии в полдесть. Да книга предста царица одесную тебе, соборник в десть. Да книга Симиона Дивногорца и жития преподобных Зосимы и Саватия в десть. Да книга деяния апостолъская. Да книга Григореи Богослов. Те книги обе в полдесть. Да девят лествиц: осмь в полдесть, а девятая в четверть. Да два Дорофея в полдесть. Да четыре Исака Сирина в полдесть. Да два апокалипси в четверть. Да дватцат шесть псалтыр с следованием в полдесть. Да две псалтыри с следованием в десть. Да четы/л. 63 об./ре псалтыри в четверть, три с следованием. Да четверы псалмы, двои без следования в десть. Да одиннатцатеры псалмы без следования в полдесть. Да четыре книги беседы еуангельские Иванна Златоустаго в десть. Да книга Григореи, папа римскии, в десть. Да двенатцат минеи месячных четьих в девяти книгах. Да две минеи четьих старых: сентябрь да октябрь в полдесть. Да книга Спас кормьчии в десть. Да пят соборников четьих в полдесть. Да трефолои стариннои – каноны и жития святых отець в полдесть. Да три трефолоя в полдесть, Спиридонова писма. Да пят трефолоев новым чюдотворцам в полдесть.

Архив ЛОИИ, Колл. акт. кн. № 2, № 124.

Опись книг Соловецкого монастыря 1597 г.

/л. 1/ Переписные книги игумена Исидора 105-го году

/л. 2/ Лета 7105-го маия 2 дня по государеве цареве и великого князя Федора Ивановича всеа Русии грамоте игумен Исидор, приехав в Соловецкой монастырь, да с келарем с старцом с Ысаком, да с казначеи с старцом Архиппом, да с соборными старцы: с старцом священником з Геронтьем, да с старцом священником с Феодосьем, да с старцом Кирьяком, да с старцом Протасием, да с старцом Филаретом, да с старцом Флавьяном, да с старцом Иевом, да с старцом Кондратием, да с старцом Трифоном – созрили в церквах образы и у образов кузнь, и сосуды, и ризы, и свечи, и книги, /л. 2 об./ и колокола, и всяко строение монастыръское, и в казне денги, и сосуды серебряные и оловяные, и медяные, и хлеб, и всякои обиход монастыръскои по книгам бывшего игумена Иякова, что ему был монастыр отведен и всякое монастыръское строение.

/л. 57/ Да у Спаса же в церкви...

[352]

/л. 67 об./ Еуангелия престолные. Книга еуангелие тетр в десть, писано на бумаги, крыто бархатом черчятым золотным; а верхняя цка обложена серебром с сканью золочена, а на неи распятие господне да Пречистая, да Иван Предтеча, да четыре еуангелисты серебряны золочены, да десять въставочек простых, да на другои стране жучки и застешки серебряны, а прокладки шолк з золотом и серебром. Да еуангелие апракос в десть, писано на харатьи, поволочено бархатом черчатым, а верхняя цка обложена серебром золочена, а на неи Спас на престоле да четыре еуангелисты серебряны же золочены. /л. 68/ Да еуангелие писмяное в десть на бумаги, поволочено бархатом зеленым, а верхняя цка обложена серебром золочена, а на неи и Спасов образ да четыре еуангелисты серебряны золочены, а около еуангелия восми жемчюшков да двенатцать камышков, а прокладка шелкова. Да еуангелие печятное в десть, покрыто бархатом черным, а верхняя цка обложена серебром золочена, а на неи распятие господне да четыре еуангелисты чеканены серебряны ж золочены, да четыре вставки: два сердолика черчаты, да два достоканца зелены. /л. 68 об./

Да еуангелие печятное в десть, крыто камкою зеленою, верхняя цка обложена серебром золочена, а на неи распятие господне со еуангелисты. Да еуангелие в десть, крыто сатынью черчятою, а на нем Спас на престоле да четыре еуангелисты серебряны золочены. Да еуангелие в десть, крыто сатынью черчятою же, писано на бумаги; а на верхние цки распятие господне да Пречистая, да Иван Предтеча, да четыре еуангелиста серебряны золочены, застешки серебряны же. Да еуангелие апракос в десть писано на бумаги; а верхняя цка обложена се/л. 69/ребром золочена, а на неи распятие господне, да Пречистая, да Иван Предтеча, да по сторон Зосима и Саватеи на серебре ж писаны чернью, да четыре еуангелисты, да херувими, да Герман на серебре ж писаны чернилы, да осм камышков, застешки и жучки серебряны, а покрыто камкою черчятою, прокладки шолк з золотом и серебром ткан. Да еуангелие в десть писано на бумаги, а крыто камкою таусинною; а на верхнеи цки распятие господне да Пречистая, да Иван Предтеча, да четыре еуангелисты серебряны золочены. Да еуангелие в полдесть, крыто бархатом /л. 69 об./ черчятым золотным; а на нем распятие господне и еуангелисты малые серебряны золочены. Да еуангелие в полдесть, крыто камкою черчятою. Да еуангелие в полдесть писмяное, поволочено камкою голубою; а на нем четыре еуангелисты серебряны золочены. Да восми еуангелеи в полдесть, что по кельям держат. Да еуангелие в четверть. Да еуангелие в десть, крыто кожею черною.

/л. 94 об./ Книги. Шесть еуангелеи воскресных толковые в десть. Да четыре еуангелия четьи вседневные в десть, по два еуангелиста в книги. Да восм еуангелеи в полдесть. Да еуангелье в четверть. Да в тетратех написан Матфеи еуангелист. Да пять апостолов в десть. Да восми апостолов в полдесть. /л. 95/ Да два апостола толковых в десть. Да апостол в полдесть, недописан, в тетратех. Да три устава: один в десть, а два в полдесть. Да пять ирмолоев в полдесть. А девять ирмолоев в четверть. Да стихорал в полдесть. Да стихеры воскресные и дневные и степенно в полдесть, сплетено в затылок. Да книга Никон Великии. Да книга златоструи. Да книга Козма Индикоплов. А все три книги в десть. Да книга палея. Да книга Исус Наввин. Обе в полдесть. Да четыре треоди постных в десть: три писмяные, а четвертая печатная. Да треод постная же в дву книгах /л. 95 об./ в полдесть. Да две треоди цветных в десть. Да шесть прологов в десть, все писмяные. Да пять книг торжествеников в десть. Да два маргарита в десть. Да три книги Ефремы в десть писмяные. Да книга лествица, да в той же книге написан в начале Ефрем. Да книга главник. Да книга Феодорит. Да книга креница. Да книга Дионисии Ареопагит. Да книга лапсаик. А все те книги девять в десть. Да двои правила [353] в десть, а третья книга правила же в полдесть. Да книга Никонские послания. Да потребник. Да книга Григореи Богослов. Все три в дес/л. 96/ть. Да две книги псалтыри толковые: одна в десть, а другая в полдесть. Да книга на латынскую ересь и на иные ереси многие в десть. Да книга тител в полдесть. Да книга Афонасеи Александръскии в полдесть. Да книга предста царица одесную тебе, соборник в десть. Да книга Семиона Дивногорца и жития преподобных Зосимы и Саватея в десть. Да книга деяния апостольская. Да книга Григореи Богослов. Обе в полдесть. Да книга лествица в десть. Да сем книг лествиц в полдесть. Да лествица в четверть. Да две книги Дорофея в полдесть. Да четыре книги /л. 96 об./ Исака Сирина в полдесть. Да две апокалипси в четверть. Да псалтыр чюдотворца Зосимы с следованием в полдесть. Да псалтырь государева жалованья с следованием в полдесть. Да псалтырь с следованием митрополита Филиппа в полдесть. Да псалтырь с следованием в полдесть, данье старца Селивестра Благовещенского. Да псалтырь с следованием, данье старца Ионы Шамина в полдесть. Да псалтырь с следованием в полдесть, данье игумена Еуфимия. Да псалтыр с следованием в полдесть, Кашинская. Да три псалтыри в четверть: Гуревьская, да Паламоновская, да Некта/л. 97/рьевъская, и всех десять. Да шестнатцать псалтырь с следованием в полдесть. Да две псалтыри с следованием в десть. Да три псалтыри с следованием в четверть. Да псалмы Давидовы в четверть. Да четверы псалмы Давидовы в десть. Да одинатцатеры псалмы в полдесть. Да четыре книги беседы еуангельские Иванна Златоустаго в десть. Да книга Григория, папы римскаго, в десть. Да двенатцать минеи месечных в десяти книгах четьих в десть. Да две минеи четьих старых: сентябрь да октябрь в полдесть. Да книга Спас кормьчий в десть. Да пят книг/л. 97 об./ соборников четьих в полдесть. Да трефолои старои с каноны и жития святых отец в полдесть. Да три трефолоя в полдесть, Спиридонова писма. Да пять трефолоев новым чюдотворцам в полдесть. Да десять книг минеи месечных в десть. Да восминатцат минеи в полдесть. Да шесть книг четьих в четверть. Да книга четья в четверть Василеи Новыи, ветчана. Да книга соборник в четверть. Да книга Селивестр в полдесть. Да книга Яков Жидовин. Да книга Иван Ексарх. Да книга Иван Дамаскин. Да книга Козма прозвитер. Да книга чеп златая. Да книга Анастасии. /л. 98/ Да книга Афонасеи Александръски. Да книга Кирил Иерусалимъскии. Да книга измарагд. Да книга пророчества. Да книга еклисияст. Да книга пчела. Да книга зерцало. Да книга Герван. Да книга Андреи Уродивыи. Да книга шестодневник Васильев. Да книга Петр Дамаскин. Да книга приточник. Да книга Златауст. Да книга житие Златаустово. Да книга Василеи Великии. Да книга Сава Сербъскии. Да книга Феодор Студит. Да книга Варлам и Асаф. Да книга Григореи Беседовник старого Рима. Да книга главы Феодор Едескии. Да кни/л. 98 об./га Антиох. Да книга Семион новыи Богослов. Да четыре патерика скитцких. Да два патерика печерских в полдесть. Да книга Кирилово житие Белозерскаго и Паисеино. Да книга бытья. Да две книги Иосифа Волоцкаго. Да две книги жития Соловецких чюдотворцов и с каноны. Да две книги охтаица, а в них пять гласов. А все книги в полдесть. Да книга шестодневец в полдесть. Да охтаец на восм гласов в десть. Да две книги охтаица в десть на восм гласов. Да охтаец пятого гласа в десть. Да два канонника: один в четверть, а другой в полдесть. Да книга кано/л. 99/нник с ыкосы в полдесть. Да четыре потребника в полдесть. Да сем служебников в полдесть, а седмои харатеинои. Да книга Синоксар в полдесть. Да три богородичника в полдесть. Да тринатцать часословцов в полдесть. Да книга жития святых отец в десть. Да книга лествица в десть. Да книга измарагд в десть. Да два чясовника в четверть. Да книга Сергия чюдотворца житие, в затылок плетена. Да книга соборник верую во единаго Бога. Да книга соборник [354] Исака Рушанина. Да книга Пахомии Великии и иные жития. Да книга Григореи Синаискии. Те все книги в полдесть. /л. 99 об./

Да книги Филиппа игумена Колычева: еуангелье в десть, сплетено в затылок, во цках, да еуангелье в полдесть в досках, сплетено в затылок, да апостол в полдесть, да псалмы Давидовы в полдесть, да чясословец в полдесть, да книги житие чюдотворцов в полдесть, в кожи сплетено.

Да книги дание священника Арсения: книги апостол в полдесть, да книга лествица, да Исак Сирин в полдесть, да книга потребник в полдесть, да книга Анастасеи Синаискии в полдесть, да книга златоуст в четверть, да книга бытья в четверть, да книга патерик египецкии и з Герваном в четверть, да книга соборник /л. 100/ з главником в четверть, да книга чясословец в четверть. Да книга данье старца Измаила Новгородца апостол в полдесть.

Да книга данье священноинока Иева: еуангелье под бархатом зеленым в полдесть, да книга потребник в полдесть, да книга на иноверные еретики в полдесть.

Да книги старца Исака Шахова дание: еуангелье в десть печятное, да еуангелье тетр в полдесть, поволочено камкою черною, а у еуангелья застешки серебряные, а на застешках вырезано имя Исаково, да книга от правил в десть, поволочено в затылок, да служебник в полдесть, да книга /л. 100 об./ апостол печятнои в десть, да псалмы Давидовы, тростью писаны, в полдесть.

Да книги данье старца Феодосья игумена Вяжицкого: еуангелье да апостол, обе в полдесть, тетры.

Да книги данье старца Венямина Топоркова: еуангелье в полдесть, да апостол в десть, да книга еуангелье тетр, писан в полдесть.

Да книги данье старца Варлама Синицы: псалмы Давидовы в полдесть, да соборник в полдесть. Да псалтырь с следованием в полдесть в затылок, а данье старца Елиазара.

Да книга данье священноинока Николы – псалтыр с следованием в полдесть. Да книга псалтырь толковая в полдесть – /л. 101/ данье старца Исаи Устюжанина. Да ирмолои в четверть, данье старца Исака диякона. Да ирмолои в четверть, данье старца диякона Павла. Да книга зерцало, данье Алексея Иванова сына, Ившаева в полдесть. Да книга апокалипси и хожение богословле в полдесть. Да книга лапсаик в десть. Да апостол печятнои в десть, данье старца Еуфимия товарыща Серебряника. Да псалмы Давидовы в полдесть, данье старца Тихона Крылошанина. Да книга трефолои в полдесть, писаны каноны, поволочена нерпою черною.

Да книги данье старца Герасима Шестерни: псалтырь /л. 101 об./ с следованием в полдесть, да канонник в полдесть в тетратех, да чясовник в полдесть в тетратех. Да евангилье тетр в полдесть болшои бумаги, поволочено камкою зеленою, данье Антония крылошанина. Да святцы в четверть. Да трефолои в краснои коже в полдесть, и постное не введено. Да чясословец в полдесть. Да канонник с святцы и с тропари, и с кондаки в полдесть, данье старца Митрофана турчясовца.

Да книги данье старца Паисеи Картмазова: еуангелье в десть печятное, да псалтыр в полдесть с следованием, да псалтырь с следованием в четверть, /л. 102/ да книга четья в восмину.

Да книги дияка Богдана Дементьева данье: еуангелье в полдесть, да апостол в десть, да апостол в полдесть, да псалтыр с следованием в полдесть, да богородичен в полдесть, да ирмолои в полдесть, да зерцало в полдесть, да бытья ветчяная, да книга в четверть, а в неи писаны каноны толковые, да книга Максим Грек в полдесть, да книга Григореи Богослов в десть восмислов. Да апостол печятнои в десть, данье подьяка митрополичья Ивана Кафтанникова. Да патерик печеръскии в полдесть. Да соборник в полдесть /л. 102 об./ о шестом псалме. Да канонник в четверть, [355] данье священника Тарасия. Да псалмы Давидовы в полдесть с тропари и с молитвами, данье старца Аврамия Устюжанина. Да половина треоди постные, в затылок сплетено. Да другая половина треоди постные в кожи. Да книга Василеи Великии в полдесть. Да книга половина треоди цветные в полдесть, в затылок. Да книга минея вопщая. Да книги новоприбылные, что при игумене Иякове прибыли, государево жалование и христолюбцов дание, и мона/л. 103/стырское писмо.

Благоверныи царь государь и великии князь Иван Васильевич всеа Русии пожаловал три книги: книга Иосифа Маттафея Евреянина в полдесть, да книга Сава Сербъскии в десть, да книга соборник в десть. Да еуангелье в десть тетр, печять литовская, данье священника Саватея с Муезера. Да еуангелье в десть тетр, данье священника Касьяна, поволочено бархатом черьвчатытым золотным.

Да книги: еуангелье, да апостол, литовская печять, данье старца Феодосья с Кожеозера. Да псалмы Давидовы в полдесть, данье старца Ферапонта. Да псал/л. 103 об./мы Давидовы в четверть. Да устав в полдесть, данье старца Ефросима Назимова. Да книга библия в десть, данье Ивана Григорьева Шашина. Да книга, старца Исака Шахова данье, – Иван Лествичник в полдесть. Да книга, данье старца Гедеона уставщика, – псалмы в десть, московская печять. Да книга Максим Грек скорописная, в кожицы переплетена. Да книги, священника Геласеи данье, – псалмы Давидовы с каноны в полдесть; да псалмы в полдесть, да чясовник печятнои в полдесть. Да еуангелье толковое воскресное печятное, данье Ивана смолянина Болтаева. Да книга еуангелье в десть. Да книга /л. 104/ еуангелье толковое – Иван Богослов, един еуангелист. Да чясовник печятнои, литовская печать, в полдесть, поволочен кожею белою. Да псалмы в полдесть, печять литовъская. Да книга в полдесть под черною кожею, а в неи писан чясовник, да псалмы Давидовы, да каноны, данье старца Алимпия. Да два охтая новы в десть. Да чясовник, печять литовская, в полдесть, данье священника Иева.

Да книги данье старца Созонта: книга златауст в полдесть, да книга соборник в полдесть, да книга житие Кирила Белозерскаго. Да книга гранограф в десть. Да книга в десть Григореи /л. 104 об./ Богослов, первая половина восм слов. Да две треоди печятные в десть: одна треод постная, а другая цветная. Да книшка библия в четверть, печять литовская.

Да книги данье старца Ефтихия: апостол ветчян в красной кожи, да псалмы Давидовы печатные, обе в полдесть, да чясословец в четверть, да канонник в четверть, да соборник в десть Иванна Златаустаго.

Да книги данье старца Венедикта: книга летописец степенной в десть, да книга в полдесть, писано в неи царские вопросы и соборные ответы от многоразличных церковных чинов. /л. 105/ Да книга главник в полдесть, данье старца Мисаила кириловского Кривого клобука. Да книга в десть житие Иванна Златаустаго. Да книга Максим Грек в полдесть. Да книга библия в четверть печятная. Да две книги в полдесть, а в них писана треод цветная. Да книга в полдесть, а в неи писано половина охтая четыре гласа, в затылок поволочена кожею.

Да книги бывшего владыки Филофея данье: еуангелье печятное в десть, да еуангелье воскресное толковое, да устав в десть, да минея месячная в десть месяц сентябрь, да стихорал в полдесть. /л. 105 об./ Да книшка певчяя в четверть, писано в неи под знамя стихеры и славники. Да псалмы Давидовы в десть, печатные. Да две книги в десть – еуангелисты толковые Марко да Лука. Да восм книг охтаев печятных в десть, по четыре гласы в книге, четыре книги переплетены, а четыре в тетратех не переплетены.

Да книги данье старца Никандры: книга библия в десть, да стихарал в полдесть, держан.

Да бывшего игумена Иякова данья книг: книга еуангелие толковое [356] воскресное печятное в десть, да апостол писмянои в полдесть, да псалтырь с следованием /л. 106/ в четверть, да еуангелье, московская печять, в десть под камкою таусинною, да апостол печятнои в десть, да псалтыр с следованием в полдесть, да псалмы, московская печят, в десть, да чясословец в полдесть, да книга цветки – правила святых отец в полдесть, да книга четья – цветки в полдесть, да книга Дорофеи в полдесть, да книга Исак Сирин в полдесть, да книга минея вопщая в полдесть, да книга чясословец с каноны в четверть, да ирмолои в четверть, да книга каноны в четверть, да две книги в полдесть: еуангелье да апостол, поволочено камкою вишневою. /л. 106 об./ Да еуангелье печятное в десть, да еуангелье в полдесть, да книга устав в полдесть, поволочен тимом красным. Да книга потребник, да книга Иван Лествичник, обе в полдесть, поволочены тимом красным. Да книга служебник. Да книга патерик печерскои, обе в полдесть, поволочены тимом красным. Да псалмы Давидовы, поволочены нерпою черною.

Архив ЛОИИ, Колл. акт. кн. М 2, № 127.


Комментарии

1. Введение к публикации и опись 1514 г. см.: «Археографический ежегодник за 1970 год». М., 1971, стр. 357–372.

2. Опись печатается по копии, составленной студентом петроградской Духовной академии Елеазаровским, а частично Н. К. Никольским. Подробно см. введение к публикации.

3. Так в копии, ибо подлинный столбец был дефектным.

4. Далее в копии неразобранное слово.

5. Вероятно, ошибка в копии; должно быть: Зосима.

6. Далее печатается по копии Н. К. Никольского.

7. Эта фраза вставлена под строкой с указанием, что она имеется в списке Ф. И. [видимо, Ф. И. Покровского].

8. Здесь обрывается копия Н. К. Никольского.

Текст воспроизведен по изданию: Библиотека Соловецкого монастыря в XVI в. // Археографический ежегодник за 1971 год. М. 1972

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2021  All Rights Reserved.