|
«И ... ДЕРЖАТИ ЕГО В ВЕЛИЦЕЙ КРЕПОСТИ» Соборная грамота о ссылке Матвея Башкина — вольнодумца XVI века В 1553-1554 гг. в Москве состоялись церковные соборы, на которых были осуждены несколько еретиков, духовных и светских вольнодумцев разных воззрений — старец Артемий, сын боярский Матвей Семенович Башкин, дьяк Иван Михайлович Висковатый и другие. Источников об их взглядах и о дальнейшей судьбе некоторых из них немного, и все они давно введены в научный оборот, поэтому особый интерес представляют новые материалы. Известно, что после осуждения один из «еретиков» — Матвей Башкин — был отправлен в Иосифо-Волоколамский монастырь. Недавно при переописании фонда монастыря (РГАДА. Ф. 1192. Оп. 1) был обнаружен фрагмент грамоты (Д. 235), которую можно определить как грамоту о заключении в монастырь Матвея Башкина. Просматривая архив монастыря в 1853 г., на нее обратил внимание К. И. Невоструев. На ярлыке, приклеенном к ней, он написал: «Грамота м. Макария, касательно подначального священника. Замечательная. (Без начала и конца)». Этот документ форматом 40,5 х 28,5 см, написанный полууставом середины XVI в., является одним из листов грамоты, отправленной в монастырь из Москвы. На бумаге просматривается филигрань «сфера», которая почти идентична «сфере» в альбоме Брике № 13997 — 1553 г. 1 и в альбоме Лихачева № 1768 — 1555 г. 2 (следовательно, грамота была написана между 1553-1555 гг.). В нижней части листа сохранились два параллельных вертикальных разреза — места крепления бумажных жгутов, запечатывавших грамоту, также просматриваются следы от ее первоначального складывания. Грамота обтрепалась с обоих краев, поэтому в тексте имеются пропуски, изначально отсутствовали и скрепы по листам. Согласно сохранившемуся тексту, находка представляет собой отрывок грамоты о ссылке узника в Волоколамский монастырь. В ней нет его имени, но по характеру указаний о его содержании, которые даются монастырским властям, следует, что это был не рядовой ссыльный. Из дошедших источников известно, что в декабре 1553 г. Германом Полевым был доставлен в монастырь на пожизненное заключение Матвей Башкин, осужденный собором 1553-1554 г. «за ересь» 3. Изучение текста грамоты позволило установить, что она аналогична грамоте о ссылке в Соловецкий монастырь в январе 1554 г. старца Артемия, которая содержит приговор церковного собора 1553-1554 г. по делу о его еретичестве 4. В ней, как и в Волоколамской грамоте, отсутствуют скрепы по листам, а дата ссылки старца (1554 г.) соответствует датировке архивной грамоты по филиграни (между 1553-1555 гг.). И Артемий, и Башкин были сосланы почти в одно время — Матвей Башкин в декабре 1553 г. в Волоколамский монастырь, старец Артемий в январе 1554 г. в Соловецкий монастырь. Существенно, что обе грамоты идентичны по тексту, разночтения встречаются только в двух местах: [187]
Далее тексты сходны за исключением некоторых слов: «безбожные еретики», «еретически единомысленицы», «божественный Иван Златоуст» — в Волоколамской грамоте; «богохульники еретики», «богохульники единомысленицы», «блаженный Иван Златоуст» — в Соловецкой. Текстуальное тождество обоих документов и полнота Соловецкой грамоты позволяют восстановить лакуны в тексте архивной находки и определить число отсутствующих в ней листов. Волоколамский отрывок — это шестой лист грамоты, утерянными являются первые пять и последний, седьмой, листы. Сделанные наблюдения позволяют предположить, что публикуемый документ является отрывком соборной грамоты о ссылке Матвея Башкина в Иосифо-Волоколамский монастырь в 1553 г. с изложением соборного приговора по его делу. Публикацию подготовила И. Л. ЖУЧКОВА. 1553 г., декабрь. — Соборная грамота о ссылке Матвея Башкина в Иосифо-Волоколамский монастырь [...] [Начало текста утрачено.] и покояние и исповение прилежно. Подобает же и тому самому стражу, которои к нему приставлен, сии ж с великим опасением соблюдает себя от нег[о], да не како поврежен будет; также и тои самыи презвитер да соблюдает себя твердеиша прежреченныя ради вины, иже аще приходити к нему имать исповеди ради. Подобает же и над сими смотрити твердеише, яко да не изнесут от него никому ж ничто ж ни же от кого к нему принесут или дадут, или пошлют что, нигде ж никогда же ни ко мнихом, ни к миряном, но вся бываемая от него н[а]ш[е]му смирению, да изъявляет истинно на[стоятель] тоя ч[ес]тныя обители. И никако ж ничто ж да не скрыет бл[а]го или зло. И аще истинно буд[ет обра]щение его к православнои вере г[оспода] н[а]ш[е]го И[и]с[у]с[а] Х[ри]с[т]а, да поразумеет о сем великий и б[о]ж[е]ствен[ный со]бор с советом б[о]ж[е]ственаго писания и еже о с[вя]т[о]м д[у]се с с[ы]ном с[вя]тыя ц[е]ркви и н[а]ш[е]го смирения, православного и хр[и]столюбиваго ц[а]ря г[осу]д[а]ря великого князя Ивана Васил[ь]евичя всеа Русии самодержца повелением о всех полезных к бл[а]гоч[е]стивои н[а]шеи вере и к д[у]ше[в]неи ползе о всех бл[а]гих, хотящих каятися истинно, а не лестно. И таковых с[вя]тая соборная ап[о]с[то]льская ц[е]рков приемлет. И о всем исправляти повелевает по с[вя]щ[е]нным правилам, аще ли не учтет каетис, но пребывати иметь в своем злоч[а]стии. И тогда держати его в велице [188] крепости, донде обратится и покается, и тогда вся о нем да свершатся по с[вя]щенным правилам. Елицы ж чрез заповедание и запрещение н[а]ше к нему дрьзнут или писание посылати, или беседовати, или учитис, или инако како приобщатис или явленне или таине, таковии убо вси, аще и в величестве кто будет, или властию, или саном некиим почтен, от православнаго и христолюбиваг[о] великог[о] державнаго ц[а]ря н[а]шего великог[о] Князя Ивана Всил[ь]евичя всеа Русии самодержца и от н[а]шего смирения, и от всего великог[о] б[о]ж[е]ственаго собора безо всяког[о] сомнения и извета единосоветники и единомысленицы да вменятся ему и тем же судом да осужени будут, яко еретичестии единомысленицы и поборницы, их же подобает ненавидети совершенною ненавистею, яко ж рече б[о]жественыи Иван Златауст: «Яко не имам сытости вл[а]д[ы]ку Х[ри]с[т]а любити, тако ж не имам сытости враги его ненавидети безбожныя еретики», их же свершенною ненавистию возненавидех. И паки тои ж гл[агол]ет: «Аще кто къ еретиком саобщается и сосходя им чюжа себя творит с[вя]тыя великия божия соборныя и ап[о]с[толь]ския ц[е]ркви». И паки рече: «Аще кто хощет друг быти безбожным еретиком — враг б[о]жии есть». И паки рече: «Буди искусен слову правде, да возможеши съпротив гл[агол]ющая обличати и баснословцем запрещати, и еретики възущати и возпрещати, и отпадующая наказьвати, и обращати не просто ж, но по свидетел[ь]ству и по искуству б[о]ж[е]ственаго писания вся да творим, яко же рече великии ап[о]с[то]л Павел: «Меч д[у]х[о]вный и еже есть гл[агол] б[о]жии, оружие бо воинства н[а]шего неплотско, но сил[ь]но б[о]г[о]ви на розарение твердемъ помышление разоряюща, и всяко возношение взимающеся на разум б[о]жии, и пленяюще всяк разум в послушание Христово». И готово имуще отомстителя всяко преслушание, живо бо слово б[о]жие и деиствено, и остреише, паче вся[ко]го меча обоюдуостра, и приходя до разделения д[у]ши ж и д[у]ха, членов же и мозгов и суди во помышлением и мыслем с[е]рд[е]чным». Таковии убо и от н[а]шего смирения и от всего великог[о] б[о]ж[е]ственаг[о] собора епитемиами и отлучении да накажутся, аще ли же и еще непослушное имеют[...]. [Конец текста утрачен.] РГАДА. Ф. 1192. Оп. 1. Д. 235. Л. 1. Комментарии 1. См.: Briquet C. M. Les filigranes. Dictionnaire historique des marques du papier. Leipzig., 1923. 2. См.: Лихачев Н. П. Палеографическое значение бумажных водяных знаков. СПб., 1899. 3. Зимин А. А.: 1) И. С. Пересветов и его современники. М., 1958. С. 173, 175; 2) Краткие летописцы XV-XVI вв. // Исторический архив, М.; Л., 1950. С. 4-5. 4. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической эспедицией Императорской Академии наук, Т. I. 1294-1598 гг. СПб., 1836, № 239. С. 249-256. Текст воспроизведен по изданию: «И ... держати его в велицей крепости» Соборная грамота о ссылке Матвея Башкина — вольнодумца XVI века // Исторический архив, № 2. 1993 |
|