|
ДОКУМЕНТЫ ЧАСТНОГО АРХИВА СЛУЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА1 1531 г. апреля 18. Жалованная льготная грамота дмитровского князя Юрия Ивановича Матвею Карпову с. Тучкову и его сыну Андрею на сельцо Троецкое с деревнями в Нерехотском стану Кашинского уезда. /л. 98/ Се яз князь Юрьи Иванович пожаловал есми Мотвея Карпова сына Тучкова да ево сына Ондреица. Что у них в моеи отчине в Кашинском уезде в Нероготцком стану их сельцо Троецкоя да деревня Попова да деревня Буикина да деревня Борискова, и то де у них сельцо и деревни опустели. И оже будет так, и яз князь Юрьи Иванович пожаловал Мотвея да ево сына Ондреица, не надобе им с тово сельца и з деревень моя княже Юрьева Ивановича никоторая дань, ни рожественная, ни петровская, ни ям, ни примет, ни посошнои и намесечнои корм, /л. 99/ иные никоторые пошлины на три года. А как отсидят свою лготу три годы, и оне потянут во все пошлины по книгам. Писана в Дмитрове лета 7039-го апреля в 18 день. А назади тое грамоты написано: Князь Юрьи Иванович. ЦГАДА. Ф. 1209, Поместный приказ. Столбцы по Мурому 1061/36945. Л. 98-99. 2 1545 г. марта 27. Духовная Матвея Карпова сына Тучкова. /л. 100/ Список з духовнои грамоты слова в слова. Во имя отца и сына и святого духа се яз раб божии Матвеи Карпов сын Тучков пишу собе духовную грамоту своим целым умом и разумом, кому ми что дати, на ком мне что взяти. Дати м[не] петровских деняг рубль по каболе, дати м[и] Дмитрею Ильину сыну Шестокова десять рублев по отца его кабале, а в тех есми [117] деньгах заложил свою вотчину деревню Онтоново да Литвиново за рост похати, да дати ми Ермоле Иванову сыну Попову дватцать алтын з гривною. да дати мне Кузьме Кокорю Кипреянову два рубля безкобально, дати ми Ондрею Хвастову два рубля и четыря гривны. Да взяти ми на Офросинье на сестре на Ондрееве жене Ромеикова 1 и на ее детях на Михаиле да на Юрье пять рублев деняг, да взяти ми на Иване Григорьеве сыне Карабузина полтора рубля з гривною по каболам, да взяти ми на Бесоне да на Тишине на Ждановых детях Стрелковых полтора рубли, а взял у меня те деньги отец их Ждан, да взял у меня Ждан Попов сын Ондреев конь рыж в цену за три рубли, да тех ми деняг не плачивал. Да благословляю свою жену Овдотью и своих детей Ондрея, Данила, Волокиту, Шестого своею вотчиною сельцом Троетцким да деревнею Поповским да пустошью Буикиным. Да дал есми пустошь Борисково к живоначальнои Троице по своих родителех и по себе. А с тое вотчины дати детем дочери моеи Марье десять рублев да девку Оксиньицу Федорову дочь, да девку же Оринку Офонину дочь. Да благословляю свою жену Овдотью и своих детеи своими людьми полными 2 Федькою Петровым сыном да его детьми Савкою да Ондрюшкою, а жену его Окулину да дочерь его Домашку отпустил на слободу. Да дал есми своим детем Калинку Петрова сына и з детьми, а жена его на слободу, а Офоня Семенов сын детем жа моим и з детьми с Самсонком да и с Ыванком да со Фролком, да и дочи его Настя, да Иванком да Илейка Васильевы дети Резанова, да Якушко Костентинов сын Булгаков, да и дети его Васька да Назарко да Порашка, да Митя Серков сын, да Анюшка Зыкова дочь, да Денис да Кузьма Микифоровы дети, да Ненила Гридина дочь, да Якуша Кожюхова сына, да жену его Домну, да Иванка Данилова сына, а те все люди жене моеи и детем моим. А отпустил есми по себе Ивана Семенова... 3 .../л. 100/ свою приложил лета 7000 пядесят третьяго марта в 27 день. А назади духовные написано: Божиею милостию смиренныи Акакии епископ Тверскии. Приказщик Костентин руку приложил. К сему душевному списку Дмитреи приказщик руку приложил. Поп Понкратеи отец духовнои руку приложил. К сему душевному списку Тихонко послух руку приложил. Поп Ондреи послух руку приложил. [118] По сеи духовнои грамоте Яков Парфеньев сын Молвянов за Ждана за попова сына за Ондреева за конь за рыж деньги заплатил. По сеи духовнои грамоте заплатили рубль деняг Тишка да Истома свои жеребеи Ждановы дети Неклюдовы. Да под тою ж духовною написано: сея духовная у митрополичьи бояр в суде была да по митрополичью веленью и по приговору боярскому из дела выдана. Припись у духовнои диака Савлука Турпеева. ЦГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Мурому 1061/36945. Л. 100-101. 3 1556 г. декабря 29. Послушная митрополита Макария Волоките Матвееву с. Тучкова на дер. Антоново и пуст. Литвинову Нероготского стана Кашинского уезда. /л. 102/ От пресвещенного Макария митрополита всеа Русии в Кашинскои уезд в Нероготцкои стан в деревню в Онтонову хрестьяном Федку Ванину да Коску Голтаеву с товарищи. Здеся перед нашими бояры тегался Волокита Матвеев сын Тучков з Дмитриевым с Ыльиным сыном Шестокова о деревне Антонове да о пустоши Литвинове. И по наших бояр суду и по царевых великого князя бояр приговору Волокиту оправили, а Дмитрея обвинили, и 4-деревню Онтонову -4 да пустошь Литвинову Волоките отдали, а деньги на Волоките взяв и отдали Дмитрею. И вы б отныне и впредь Волокиту и ево приказщика слушали во всем и пошлину его всякою ему платили, а Дмитрея и ево /л. 103/ прикащика не слушали ни в чем и пошлин ему не давали никоторых. Писано на Москве лета 7065-го декабря в 29 день. А у подлинные у правые грамоты припись митрополичья дьяка Совлука Турбеева. ЦГАДА.Ф. 1209. Столбцы по Мурому 1061/36945. Л. 102-103. Список 1635 г. [119] 4 1623 г. июня 21. Жалованная "за осадное сиденье" царя Михаила Федоровича Леонтию Петровичу Тучкову на село Никольское с пустошам в Чудском стану Кашинского уезда. /л. 104/ Божиею милостию мы великии государь царь и великии князь Михаило Федорович всеа Русии самодержец, советовав со отцем своим с великим государем святеишим патриархом Филоретом Никитичем Московским и всеа Русии, по своему царскому милосердному осмотрению пожаловали есмя Левонтья Петровича Тучкова старою отца его вотчиною, что было отцу его дано при царе Василье за московскоя осадноя сиденья в вотчину ис старого его поместья, и жалованная грамота отцу ево на ту вотчину дана при царе Василье во 118-м году. А в тои жалованнои грамоте написано: Пожаловали есмя его, Петра, за его службу, что он при царе Василье, пометуя бога и пречистую богородицу и московских чудотворцев, будучи в московском государстве в нужное и прискорбное время за веру христианскою и за светыя божия церкви и за всех проваславных крестьян против врагов наших польских и литовских людей и руских варов, которые московское государство до конца хотели разорить и веру християнскою попрать, а отец ево Петр, будучи на Москве в осаде, против тех врагов наших стоял крепко и мужественна и к царю Василью и к московскому государству многою службу и дородства показал, голот, во /л. 105/ всем оскуденья и всякою осадною нужу терп[е]л многоя время, а на воровскую прелесть и смуту ни на которою не покусился, стоял в твердости разума своего крепко и непоколебима безо всякия шатости, и от тое их великие службы и от. крепкаго осадного сиденья польския и литовския люди и русския воры от Москвы отошли. И за те ево службу и за царя Васильява осадноя сиденья мы великии государь царь и великии князь Михаило Федорович всеа Русии пожаловали ево, Левонтья, с помесного отца его окладу, что отцу ев[о] написан оклад по вотчиннои грамоте 118-го году с пятисот с пятидесяти чети со ста чети по дватцати чети, итого ста десять чети, в Кашинском уезде в Чютцком стану селом Никольским, пустошью Марьиным, половиною пустошью Скрылева в вотчину со всеми угодьи. А по отказным книгам отписа кашинского губного старосты Посника Кувшинова лета 7110-го в том селе и в деревне и в пустошах написона пашни и перелогуи и лесом поросло сто дватцать семь чети в селе, а в дву по тому же. И перешло у него в тои вотчине сверх нашего указу лишка в пустоши Марьине семнатцать чети, и тем лишком указали есмя [120] владети в поместья по-прежняму да больших наших 5 писцов и мерщиков. А как будут в Кашине наши большие писцы и мерщики, /л. 106/, и ане ту ево вотчинною землю от помесные земли отмежюют апроче и на межах ямы покопают и грани потешут и всекия признаки учинят вотчинною землю с ряду с одного. И мы, великии государь царь и великий князь Михаило Федорович всеа Русии и отец наш великий государь светейшей патриарх Филорет Никитич Московский всеа Русии, царя Васильявых жалованных грамот и тех, которые за царя Васильява осадная сиденья по нашему царскому указу даваны, наши грамоты при нашеи царскои державе слушали и в тех прежних жалованных грамотах про те вотчины по царя Васильяву уложенью написаны некрепка, не против нашава царского жалованья нынешняго указу, что по нашему царскому милосердому призренью давоны вотчины бояром нашим и всяких чинов людем за осадноя сиденья, которые нам великому государю в осаде служили, с нами на Москве сидели в приход польскова королевича Владислава, и того в тех жалованных грамотах за ту царя Васильяву осаду, что ему та вотчина вольно продать и заложить и в приданые и в моностырь по душе да выкупу дать не 6-написано, а написано -6 толька, что [и] кому та вотчина за службу дана и дети внучата его вольны, а х какой мере им та вотчина написана, и вольно ль им те вотчины продать и заложить и в при/л. 107/даные и в моностырь по душе да выкупу, и о том ни о чем в царя Васильявых грамотах именно не написана. И мы, великии государь царь и великии князь Михаило Федорович всеа Русии самодержец и отец наш великий государь светейшей патриарх Филорет Никитич Московскии [и] всеа Русии, окозуя свою государскую ко всем людем совершенною милость, пожаловали ево, Левонтья, за отца ево царя Васильеву московскою осаду, укозали ту вотчину, что отцу дана из его жа поместья при царе Василье пополнить и покрепить новою нашею царскою жалованною грамотою. И по нашеи царской милости владети ему Левонтью, тою вотчиною па тому жа, как написана в наших жалованных грамотах, которые по нашему указу на вотчины даваны бояром нашим и всяких чинов людем за их к нам службы и за московская осадная сиденья королевичева приходу. И в сеи нашеи нынешнеи царскои жалованнои грамоте укозали есмя нашу государскою милость абьявить именно в тои вотчине, что дана отцу ево Петру за царя Васильеву осаду ис старова его поместья: он, Левонтеи, и ево дети и внучата и правнучата вольны и вольно ему и ево детям и внучатам и правнучатам та вотчина продать и заложить и приданые и в моностырь [121] /л. 108/ по душе да выкупу дать. А хто будет роду их тое вотчину из моностыря похочет выкупить, им та вотчина выкупать ценою по нашему государскому указу против дач, сколька в ней в даче четвертные пашни написано будет, а дать за чети по полтине. А будет продаст в чужой род, а хто будет роду ево захочет ту вотчину выкупить, и ему выкупать по прежняму нашему уложенью, как их родовые и купленые вотчины выкупают. А будет у него детеи и роду не останетца или останетца, а выкупать не похотят, и та вотчина из монастыря взять на нас, а деньги в монастырь дать за нее из нашие царские казны по тои жа цене по полтине за четверть. А в моностырь та вотчина по прежнему по нашему уложенью не крепка. А будет у нево детеи и роду не останетца, а останетца одна жена, и жене тою вотчиною владети по свои живот, а после своего живота та вотчина для мужня и своего поминка отдать в моностырь да выкупу, а из моностыря та вотчина выкупать на нас, а дать за нее из нашие казны деньги по полтине ж за четверть. А будет после его жена его учнет сидеть во вдовах или пострижетца, и еи та вотчина вольно продать и за[л.109]ложить. А будет жена ево останетца бездетна, а вдовством сидеть и постритца не похочет, а поидет замуж, и та вотчина взяти на нас в поместные земли, а мужа ее по душе на поминок за ту вотчину дать из нашие козны деньги против того, как из моностыря указано выкупать, а жениха ее пожалуем мы, великии государь, ис тое вотчины в поместья по своему государскому разсмотренью, что даведетца. Писана нашего государства в царствующем граде Москве лета 7131-го июня в 21 день. А припись у подлинные грамоты дияка Венедихта Махова. А справка подьячева Тимофея Ондреянова. ЦГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Мурому 1061/36945. Л. 104-109. Список 1635 г. Комментарии 1. В тексте: Ромейкокова. 2. Написано над строкой. 3. Утрата листа в деле. 4. В тексте: деревне Онтонове. 5. Переправлено из наша 6. Написано над строкой другим почерком. Текст воспроизведен по изданию: Документы частного архива служилых людей первой половины XVII века // Архив русской истории, Вып. 1. 1992 |
|