Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

СУЗДАЛЬСКИЙ ВЛАДЫЧНЫЙ ДОМ В ДОКУМЕНТАХ XVI–НАЧАЛА XVII ВЕКА.

№ 1

1530 г. сентября 3. – Жалованная обельно-несудимая грамота в. кн. Василия Ивановича сузд. еп. Геннадию на владычные вотчины в Суздальском у., с подтверждением ц. Ивана Васильевича 1551 г. июня 17 еп. Афанасию.

Великого князя Василия Ивановича всеа Росии з жалованные грамоты, какова дана суздалскому владыке Генадию, список. Что его села и деревни в Суздалском уезде село Туртанское, село Гнездилово, село Крапивье, село Киболо, село Яново з деревнями, село Ратминское, село Иванское, село Глебовское, село Красное, да в Ермолине стану селцо Юрьевское з деревнями, селцо Поповское з деревнями, в Демине стану деревня Пищеково, и кто у него в тех селех и в деревнях учнут жить люди, и те его люди коня не кормят, и сен не косят, и к дворским и к соцким и к десятцким с тяглыми людми не тянут. А намесники суздальские и властели ермолинские и деминские и их тиуны тех ево людей не судят ни в чем, опричь душегубства и разбою с поличным, а праведчики 1 и довотчики не въезжают и не вступают к ним ни по что, а ведает и судит их владыка Генадий.

На том списке позади написано тако:

И на грамоте подписано царево и великого князя имя.

Писана та грамота сентября 3-го числа, 7039-го году.

На том же списку написано:

Лета 7059-го, июля в 16 день, царь и великий князь Иван Васильевич всеа Росии сей грамоты слушав, богомолца // своего суздальского и торуского владыки Афонасия пожаловал, велел ему ту грамоту подписать на свое государево и великого князя имя и той у него грамоты рушить не велел никому ни в чем, а велел ходить о всем по тому как в той грамоте написано. У подлинной грамоты припись дьяка Юрья Сидорова.

РГАДА. Ф. 248. Кн. 126. Л. 528 об., 529. Изложение в описи архива Суздальского владычного дома 1721 г.

Примечание:

1. В ркп.: приводчики. [78]

№ 2

1544/45 г. – Купчая (выкупная) Третьяка, Орла и Ивана Васильевых детей Петелина у Офимьи, вдовы Ивана Филиппова сына Борзецова, на сц. Покровское, д. Пореево и сщ. Семухино в Шеренском ст. Московского у.

Выкупчая 1 Третьяка да Орла да Ивана Васильевых детей Петелина. Выкупили они свою вотчину у Офимьи Ивановы жены Филипова сына Борзецова сельцо Покровское, да деревню Пореево, да селище Семухино Московского уезду в городке в Шеренке, селцо Покровское на речке на Шеренке, а деревня Пореева на речке на Кинелке, с луги, и с лесы, и з болоты, и с пожнями, и с пустошми, и со всякими угодьи, и со всем по тому же, что к тому селцу, и к деревне, и к селищу к Семихину, и к пустошам к обема половинам истари. А дали они за выкуп пятдесят рублев денег.

Тое купчую писал Роман Верхоглядов, 7053 году.

У подлинной купчей позади пишет:

К сей купчей Григорей, да послухи Дмитрей Иванов 2, Замятия // Борисов, Остафей Прокофьев, Курбат Васильев, Истома Иванов, Федор Ильин, Худяк, Данило, Митяй Семенов руки приложили.

РГАДА. Ф. 248. Кн. 126. Л. 529, 529 об. Изложение в описи архива Суздальского владычного дома 1721 г.

Примечания:

1. Так в ркп.

2. В ркп.: Иванованов.

№ 3

1569/70 г. – Купчая Меньшого Юрьева сына Румянцева у Бориса Образцова сына Рогатого на жеребий с. Хорятино с дд. и пустт. в Стародубе Ряполовском во Владимирском у.

Список с купчей слово в слово.

Се яз, Меншой Юрьев сын Румянцова, купил есми у Бориса Образцова сына Рогатова вотчину его, что государь его пожаловал противу его костромские вотчины старинные, в Володимерском уезде в Стародубе в Ряполовском на Кривоборе в селе в Хорятине, а в нем храм Покров святыя Богородицы да теплой храм Никола чюдотворец, да в деревне Карабузине, да в деревне Сорофеевской, да в пустоши Новинской, да в [пусто]ши в Трушинской ево жеребей. А та у меня [Бори]са, вотчина з дядею с моим с Яковом Семеновым [сыном] Рогатово не розделена – в селе и в деревнях и в пустош[ах] дворы, и пашня, и луги, и лес, и всякое угодье не деле[но]. А я купил есми у Бориса ту вотчину ево жеребей с хл[е]бом земляным, что на его жеребье ржи высеено, с пашн[е]ю, и с луги, и с лесы, и со всякими угодьи, что к тому ево жеребью изстари потяглу, куды ходил ис той вотчины из ево жеребья топор, и коса и соха ходила. А купил есми ту ево вотчину яз, Меншой, у Бориса собе и своим детем впрок без выкупа. А дал есми Борису на той ево вотчине на его жеребью семдесят рублев да пополнка конь гнед. А та у меня, у Бориса, вотчина мой жеребей опричь Меншова не продана, ни променена, ни заложена в кабалах в денежных, ни в хлебных кабалах, ни в записех денежных и в хлебных, ни в приданые не отдана, ни в каких [79] крепостях нигде ни у кого ни в чем. А явятца у кого на тот мой жеребей вотчины купчая, или меновная, или кабала, или запись денежная, или хлебная, или духовная, или рядная, или иная какая нибудь крепость, и мне, Борису, та своя вотчина свой жеребей очищать, а Меншова мне в той своей вотчине в своем жеребью убытка не уч[и]неть никоторого. И в книги мне, Борису, та своя вотчина Меншому в Помесной избе у дияков запи[сать]. А не очищу яз, Борис, тое своей вотчины своего жер[ебья], и что ся Меншому учинит в той вотчине в каких кр[епо]стях ни буди в моем жеребью, и мне, Борису, те у[бытки] // платить Меншому по сей купчей.

А на то послуси Яков Семенов сын Рогатова, да Василей Григорьев сын Пелепелицына, да Василей Иванов сын Пелепелицына, да Пестрой Иванов сын Пелепелицына.

А купчую писал Олешка Ананьин сын Родионова, лета 7078-го.

А назади у купчей написано:

К сей купчей яз, Борис, вотчину свою продал и руку приложил.

Послух Василей руку приложил.

Послух Василей Пелепелицын руку приложил.

Пестрой послух руку приложил.

РГАДА. Ф. 125. Оп. 1. 1627 год. Д. 1. Л. 10, 11. Список 1627 г.

На обороте пометы: 136-го, сентября в 6 день подал Богомил. К сему списку Богомилко руку приложил.

№ 4

1570/71 г. – Данная Меньшого Юрьева сына Румянцева сузд. еп. Варлааму на жеребий с. Хорятино с дд. и пустт. в Стародубе Ряполовском во Владимирском у.

Список з даные слово в слово.

Милости ради Пречистые Богородицы чеснаго и славнаго ей Рожества, се яз, Меншой Юрьев сын Румянцов, дал есми в дом Пречистые Богородицы в Суздаль суздалскому епискупу Варламу, или по нем иные епискупы в Суздале будут, отчину свою в Володимерском уезде в Стародубе в Ряполовском куплю свою, что яз купил у Бориса Образцова сына Рогатова в селе Хорятине, да в деревне Карабузине, да в деревне Сорофеевской, да в пустоши Новинской, да в пустоши Трушенской свою выть, в селе храм Покров святые Богородицы, храм Николо чюдотворец, со всеми угодьи, где ходил плуг, и соха, и коса, и та-пор, что к тому селу и к деревням и к пустошам на ту выть изстари потяглу; а луги к тому селу и к деревням на реке на Клязме. А дал есми ту свою вотчину на покой по своих родителях 1 по отце по своем иноке Гурье, да по матери своей по Ксенье, и по иноке по князе Тихоне. И владыке Варламу за ту мою куплю пожаловать, родители мои велеть в вечный во вседневный сенаники написати в соборе Пречистые Богородицы в Суздале, а душа их помянути. А межа той моей отчине, пашенной земле и непашенной, лугом и лесу по отделным книгам и по выписи, по старым крепостям.

И на то послуси Елизарей Иванов сын Румянцов, да Иван Тимофеев сын Щербачов, да Василей Давыдов сын Щербачов. [80]

А даную писал Иван Ондреев сын Шепелев, лета 7000 семдесят девятого.

А назади даные написано:

Сию вотчину в селе Хорятине и в деревнях и в пустошах свой жеребей со всеми угодьи дал яз, Меншой, в дом Пречистой владыке Варламу и руку приложил, в Суздаль.

Послух Елизарей руку приложил.

Послух Василей руку приложил.

Послух Иван руку приложил.

РГАДА. Ф. 125. Оп. 1. 1627 год. Д. 1. Л. 16. Список 1627 г.

На обороте помета: К сему списку Богомилко руку приложил.

Примечание:

1. В ркп. пропущено; восстановлено по смыслу.

№ 5

1570/71 г. – Данная Ефросиньи, вдовы Якова Семенова сына Рогатого, сузд. еп. Варлааму на половину с. Хорятино и д. Потанино в Стародубе Ряполовском во Владимирском у.

Список з даные слово в слово.

Милости ради Пречистые Богородицы чесного и славнаго ея Рожества, се яз, Еуфросинья Яковлева жена Семенова сына Рогатова по приказу мужа своего Якова дала есми в дом Пречистые Богородицы суздалскому епискупу Варламу, или по нем иные епископы в Суздале будут, вотчину свою в Володимерском уезде в Стародубе в Ряполовском половину села Хорятино да к нему деревню Потанино с лесы, и с луги с отхожими пожнями, и с перевесы, и с озеры и со всеми угодьи, что х тому полуселу и к деревни изстари потяглу, куды ходил топор и коса и соха, что царь государь великий князь Иван Васильевич всеа Русии пожаловал мужа моево Иякова противу старые мужа моево костромския вотчины сельца Высоково да деревни Козаковы, деревни Костерина, деревни Юрышкины, деревни Малые. И яз тою половину селца Хорятина з деревнею дала в дом Пречистой по своих родителех по отце своем Андрее, да по матери своей Еуфимье, да по муже своем Иякове, и по своей душе в вечный поминок. И владыке Варламу пожаловати, радители наши велети написать в вечный и во вседневны сенаники х Пречистые в соборе и душа их поминать. А меня, Еуфросинью, владыке Варламу пожаловать, в девич монастырь устроить. А пошлет Бог по мою душу грешную, и владыке Варламу пожаловать, велеть написать в вечный и в вседневны сенаники с моими родители вместе за тот же вклад, или по нем иные епискуп будет в Суздале. А межи тому полуселцу и деревни, пашенной и непашенной земле, и лесу, и лугом, и всяким угодьем по отделной грамоте володимерского городового приказщика Григорья Федорова сына Деглина. И держут та наша отчина в дому по памяти для наших родителей // в вечный поминок.

А на то послуси Иван Ортемьев сын Шилова, да Ондрей Лукьянов сын Полтева, да Федор Иванов сын Клепикова, да Трофим Федоров сын суздалской губной, да Погожей Федоров сын Дулова.

А даную писал Подъячей Товарыщев сын, лета 7000 семьдесят девятого году. [81]

А назади даные написано:

Послух Ивашко Шилов руку приложил.

Послух Федор руку приложил.

Послух Погожъко руку приложил.

Послух Трофим руку приложил.

Послух Ондрюшка руку приложил.

РГАДА. Ф. 125. Оп. 1. 1627 год. Д. 1. Л. 20, 21. Список 1627 г.

На обороте помета: К сему списку Богомилко руку приложил.

Изложение в описи архива Суздальского владычного дома 1721 г.: РГАДА. Ф. 248. Кн. 126. Л. 524 об., 525.

№ 6

1570/71 г. – Данная Анны, вдовы Ивана Таратина, сузд. еп. Варлааму на д. Лихачево и пуст. Юркинское в Московском у.

Преосвященному Варлааму суздальскому даная вдовы Анны Ивановские жены Таратины на деревню Лихачево, на пустошь Юркинское на речке на Кинелке. А межа той вотчине пашенной земле и непашенной, и лугом, и лесу по старинным крепостям.

Тое данную писал Подъячей Товарыщев сын, 7079-го 1 году. А как тому писцу имя и прозвания, и месяца и числа не написано.

У той даной позади послухи Иван Шилов, Федор, да Трофим, //да Андрей руки приложили.

РГАДА. Ф. 248. Кн. 126. Л. 528, 528 об. Изложение в описи архива Суздальского владычного дома 1721 г.

Примечание:

1. В ркп. обозначение тысяч ошибочно передано буквой «Д».

№ 7

1572 г. ноября 20. – Жалованная данная грамота ц. Ивана Васильевича протопопу Рожд. Сузд. собора Викуле на вотчину кн. Ивана Дмитриевича Вельского с. Добрынское с дд. в Боголюбском ст. Владимирского у.

Список з грамоты слово в слово.

Се яз, царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии пожаловал есми Рожества Пречистые что в Суздале внутри города протопопа Викулу [з братье]ю, или хто по нем иный протопоп з братьею у Рожества Пречистые будет, княж Ивановскою от[чиною] Дмитреевича Белского в Володимерском уезде в Боголюбском стану селом Добрынским, того ж села деревнями, деревнею Кузнецовым, деревнею Мелюковым, деревнею Медведковым, деревнею Семенк[овым, деревнею] Зарубиным, с пашнею, и с луги, и с лесы, и со всеми угодьи, и со всем по тому, как то село и деревни были за князем Иваном Дмитриевичем Белским. И протопопу Викулу з братьею у Рожества Пречистые княж Иванова отца Дмитрея Федоровича во иноцех Зосиму, да княж Иванову матерь княж Дмитриеву княгиню Марфу во иноцех Александру, да его, князя Ивана [82] Дмитриевичя, имя ему Леонтей, да княж Иванову княгиню Марфу, да княж Ивановых детей князя Василья младенца, князя Ивана младенца, князя Федора младенца, княжну Анну младенца, княжну Настасью написати их в вечный и вседневный синаник и в литею и служити собором со всею братьею на их преставление, княж Дмнтриево генваря в 11 день, князь Дмитриевы княгини Марфы маия 17 день, княж Ивана Дмитриевичя маия 24 день, княж Ивановы княгини Марфы преставление октября 12 день. А на паметь душ их панахиды пети и обедни служить и кормы кормити со всем собором, по князе Дмитрее октября в 30 день, по князе Иване июня 18 день, по княж Дмитрееве княгине Марфе да по княж Иванове княгине Марфе ж июля в 15 день. Поминати князя Ивана Дмитревичя и со всеми его родители, докуды стоит соборная апостолская церковь Рожества Пречистыя.

А дана грамота на Москве, лета 7081, ноября 20 день.

А у грамоты печать государева.

ГИМ ОПИ. Ф. 17. Оп. 2. Картон 20а. № 1652. Л. 6. Список XVIII в.

Изложение в описи архива Суздальского владычного дома 1721 г.: РГАДА Ф. 248. Кн. 126. Л. 512, 512 об.

Публ.: Акты исторические, описанные И. М. Катаевым и А. К. Кабановым. М., 1905. С. 105, 106. № 93.

№ 8

1572-85 гг. – Запись сузд. еп. Варлаама и протопопа Рожд. Сузд. собора Викулы (?) с обоюдным обязательством не вступаться во владычную и соборную половины сс. Павловское и Вески в Суздальском у.

Даная грамота преосвященного Варлаама епископа Суздальского и Торуского на половину села Павловского да села Вески з деревнями, на которые великого государя царя и великого князя Ивана Васильевича даные были жалованные грамоты, и те грамоты в пожарное время изгорели, и преосвященному епископу Варлааму в ту половину села Павловского да в половину села Весок з деревнями не вступатца ни во что, ни в пашню, ни в покосы, ни в которые денежные оброки. И протопопу з братьею в тех их селех Павловском, в селе Вес-ках з деревнями в епископлю в половину // не вступитись по тому ж ни во что никоторыми делы.

И оная даная за архиерейскою рукою и за печатью. При той даной написано тако:

Смиренный Варлаам, божиею милостию епископ Суздальской и Торуский. При той же даной ево архиерейская печать.

РГАДА. Ф. 248. Кн. 126. Л. 531 об., 532. Изложение в описи архива Суздальского владычного дома 1721 г.

Примечание: Аналогичная запись архиеп. Арсения и протопопа Ивана от 15 марта 1620 г. сообщает, что половина села Вески была пожалована Иваном IV еп. Варлааму «по князь Дмитрее Федоровиче Белском и по его родителех» (там же. Л. 531 об.). Запись датируется временем царских вкладов по князьям Вельским (1572 г.) и временем пребывания Варлаама на Суздальской епископской [83] кафедре (в июне 1584 г. на имя Варлаама оформлено подтверждение грамоты 1578 г.; к ноябрю 1585 г. кафедру уже занимал Иов).

№ 9

1575 г. декабря 20. – Жалованная меновная тарханно-несудимая грамота митрополита Антония сузд. еп. Варлааму на церквные приходы в с. Шубине в Тухачевском ст. Московского у. и с. Добрынское в Боголюбовском ст. Владимирского у. за церковные приходы в сс. Афанасьеве и Сотничи в Суздальском у.

Преосвященного Антония митрополита всеа Росии преосвященному Варлааму епископу Суздалскому и Торускому, или по нем иные епископы будут, жалованная грамота Тухачевского стану на село Шубино да в Боголюбовском стану на село Добрынское з данью, и з десятилничею пошлиною, и з заездом, со всем, как с тех церквей попы платили дань и всякие пошлины, и десятилником и заезщиком и всем пошлинником, также попов ведать и судить. А против того епископ Варлаам отдал две ж церкви в Суздалском уезде в Зарецкой десятине в селе Афонасове да в селе Сотниче со всем по тому ж, как с тех церквей попы платили дань и всякие пошлины в его, епископлю, // казну. И десятилником своим и всем пошлинником в те церкви и в попы не вступать ни во что. А те де села сошлись с Костромскою десятиною.

Подлинная грамота за рукою преосвященного Антония митрополита всеа Русии и за ево красною печатью.

Писана декабря в 20 день 7084-го году.

РГАДА. Ф. 248. Кн. 126. Л. 527, 527 об. Изложение в описи архива Суздальского владычного дома 1721 г.

№ 10

1578 г. февраля 3. – Жалованная (подтвердительная) обельно-несудимая, на данного пристава, односрочная, заповедная (от ездоков и незваных гостей) и тарханно-презжая грамота ц. Ивана Васильевича сузд. еп. Варлааму на владычные вотчины в Суздальском, Владимирском и Московском уу., с подтверждениями: 1) ц. Федора Ивановича 1584 г. июня 20 еп. Варлааму; 2) ц. Бориса Федоровича 1599 г. марта 25 архиеп. Галактиону; 3) ц. Василия Ивановича 1606 г. июля 31 архиеп. Галактиону; 4) ц. Михаила Федоровича 1616 г. октября 22 архиеп. Арсению; 5) ц. Михаила Федоровича 1622 г. июля 28 архиеп. Арсению; 6) [ц. Алексея Михайловича 1646 г. июня 8 архиеп. Серапиону].

Список з государевы царевы и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии з жаловалные грамоты.

Се яз, царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии, пожаловал есми суздалского епископа Варлама, или по нем иныи епископы будут. Что он нам бил челом, а сказал была деи у Пречистые в дому у преж бывой братьи его у Генадия епископа отца нашего великого князя Василья Ивановича всеа Русии [84] жаловалная грамота от намесников и от их пошлинников, и крестьяне денег з городцкими и с волостными людми ни в которые розметы и проторы не тянули, и у денежного збору и у таможенных и у замытных денег не сиживали, и у зеленного анбару в целовалникех не бывали, и сору и дров не важивали, не ямсково двора не делывали, и с подводами не стаивали, и намеснича корму не плачивали, и посошных служеб не служивали, и лесу и камени не важивали, и нашего хлеба не молачивали, и сен не косили, и тюрем не ставили, и потюремных денег не давали. И та де у него наша жаловалная грамота згорела тому два года Благовещеньев день. А подписана деи та грамота была на мое, царево и великого князя, имя при Офонасье епископе. И ныне деи суздалские городовые приказщики Офонасей Беликов да Улан Козлов и наши посланники его крестьян к городу с посадцкими и с волостными людми притянули, // и у денежного збору и у зелейного анбару в целовалникех сидят, и к зелейному анбару сор и дрова возят. И в том деи его крестьяном чинятца убытки и продажи великие, и от того деи та ево вотчина запустела, и крестьяне многие розошлися. А вышло деи с Пречистые вотчины после Дмитриева писма Тумского в четыре годы семьдесят шесть семей, а запустело шездесят вытей. Да его де купли в дву городех в Московском уезде в Шеренке на речке на Кинелке пустошь Покровское и с ыными пустошми да в Володимерском уезде в Стародубе в Ряполовском пустошь Хорятино и с ыными пустошми. Да пожаловали деи есмя его, велели дати в дом Пречистые Богородицы в Суздаль по боярине своем по князе Иване Дмитреевиче Белском на поминок в Московском уезде в Тухачеве стану село Шубино з деревнями, да в Левичине стану селцо Залесье – половина его в Московском уезде, а другая половина в Коломенском уезде. И то де село Шубино з деревнями и селцо Залесье крымские люди воевали по два лета, деревни пожгли и людей многих побили, а иных в полон поимали. Да в Володимерском уезде в Боголюбском стану село Добрынское з деревнями. И нам бы богомолца своего епископа Варлама пожаловати, велети бы ему на его вотчины дати нашу жаловалную грамоту.

И яз, царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии, богомолца своего суздалского епископа // Варлама, или по нем иные в Суздале епископы будут, пожаловал, с его вотчины, что в Суздале на посаде монастырь Борис и Глеб, да слоботка Борисова Сторона, да слоботка Иванова Гора, да в Суздалском уезде в Ополском стану село Яново з деревнями, село Кропивье, село 'Гуртинское з деревнею, село Гнездилово, село Павловское, село Глебовское, село Красное з деревнею, село Кибало, село Иванское, село Ратминское, да в Фантыревском стану село Вески з деревнями, да в Ермолине стану селцо Юрьевъское з деревнями, да в Демине стану селцо Пищиково з деревнями, да в Московском уезде, что его купли в Шеренке на речке на Кинелке пустошь Покровская и с ыными пустошми, да в Володимерском уезде в Ряполовском пустошь Хорятино и с ыными пустошми, да наше жалованье, что есмя велели дати в дом Пречистыя Богородицы по боярине по своем по князе Иване Дмитреевиче Белском на поминок в Московском уезде в Тухачеве стану село Шубино з деревнями да в Левичине стану селцо Залесье, да в Володимерском уезде в Боголюбском стану село Добрянское з деревнями, и с тех слобод и с сел и з деревень не надобе моя, царя и великого князя, ямщина, ни осминное, ни туковое, [ни кос]тки и закос, и ямчюги не варят, ни мыта, ни тамги, ни вещего, ни померного, ни пят[на], ни подымнаго не платят, ни на яму с подводами ни стоят, и посошных служеб // [85] не служат, и лесу и камени и извести не возят, ни кормов моих ни конских не дают, ни лугов моих не косят, и хлеба моего не молотят и не возят, и неделщики наши и их племянники в их отчину не въезжают и сроков не наметывают, ни ямсково двора ни города не делают, и тюрмы не ставят, и у тюрем сторожи не стерегут, и целовалников к губному делу и к ямчюжному анбару и к денежному, ни в тамги, ни к мыту, к збору и к перевозу не емлют, ни мостов не мостят, и по рекам перевозов и мытов не дают, и к емчюжному анбару сору и дров не возят, ии кормов татарских ни подвод не дают, ни с сотцкими ни с пятидесятцкими и з десятцкими и с черными людми нашего всякого тягла не тянут, ни в боры 1 на лоси и на медведи и на волки и на лисицы не ездят.

И ловчие наши и охотники и псари в его отчину не въезжают, и станов не чинят, и собак наших не кормят, и проводников и кормов не емлют, и поборов своих не берут. И где поедут еиископли дети боярские или крестьяне на которой город ни буди купити чего на епископль обиход или продати и на свою рыбную ловлю, и они мыта, и тамги, и вещего медового и соляного и серебряного, и номеру, и всяких наших пошлин не дают. И намесницы наши суздалские и володимерские и Московского уезда епископлих детей боярских и крестьян не судят ни в чем // и кормов своих не емлют, и доводчики их и праведчики и их люди не въезжают к ним ни по что и поборов своих не берут. И денежные зборщики и посланницы в его отчину по данные денги не въезжают, а платят они ямские денги с его вотчины сами на Москве.

А случитца суд смесной енископлим детем боярским или крестьяном з городцкими и с волостными, и наши наместники суздалские и володимерские и Московского уезда судят, а епискупль боярин да дьяк или епископль приказщик с ними же судят, или кому прикажут. А прав или виноват епископль сын боярской или крестьянин – в правде и в вине епископу, а намесницы и их тиуны в еписконля сына боярского или крестьянина в виноватаго у него не вступаютца ни чем. А городцкой человек или волостной прав или виноват – наместником.

А наместнича и волостелина двора не делают.

А хто з дерева убъетца, или в воде утонет, или мертваго водою принесет к епископле земле, или кого возом сотрет, или на мелнице 2 колесом сотрет, или убитым человеком подкинут, или кого зверь 3 съест, или лошадь убъет, или обеситца, или кусом подавитца, или кого гром убъет, или хто от своих рук истеряетца, и с тех мертвых людей наши суздалские и володимерские и Московского // уезда намесницы и их тиуны головщины на них не емлют.

А кому будет чего искати на епископле боярине, и на дьякех, и на детех боярских, и на крестьянех, ино их сужу яз, царь и великий князь, или мой дворецкой.

А ратные и проезжие люди в их отчине не ставятца и кормов силно не емлют. А станут ратные и проезжие люди, и они корм себе и лошадем купят по цене. А наши крестьяне, и митрополичьи и княжие люди, и боярские и монастырские к епископлим крестьяном на пиры и на братчины и на свадбы незваны не ездят. А хто придет незван, и они его сошлют з двора безпенно. А не послушает незваной и з двора не пойдет, станет пити силно, а случитца какой убыток, и они без суда на нем возмут вдвое. [86]

Також есми его пожаловал, не велел на его крестьянех всее его вотчины сел и деревень своих, царя и великого князя, повозов ни иных никоторых розметных дел розметывати.

Також есми пожаловал епископа Варлама, дал есми ему даново пристава. Кому будет чего искати на его детех боярских и на крестьянех, и пристав мой даной наметывает на них срок, а чинит им один срок в году – Рожество Христово. А 4 апричь моего даного пристава наши неделщики площадные и дворцовые владычних детей боярских и крестьян на поруки не дают и сроков на них не наметывают. // А хто на них накинет срок не по их сроку, и яз им х тому сроку ездити не велел. А хто на них возмет безсудную грамоту, и та безсудная не в безсудную.

А пожалую которого своего намесника или волостеля суздалского и володимерского и Московского уезда, дам им свою грамоту жаловалную и на грамотчики о корму, и о суде, и о всяких пошлинах, и о повозех, а на сю мою грамоту грамот нет.

А сю жаловалную грамоту дал есми суздалскому епископу и велел есми держати впрок. А велел есми с сее грамоты списывати списки слово в слово да посылати те списки с епископлею печатью по городом и по волостем намесником, и волостелем, и приказщиком городовым, и на мыт мытчиком и посланником, в которых городех и в волостех его, епископли, села и деревни и на посадех слободы и погосты, ходити велети по тому, как у него в сей нашей жаловалной грамоте писано. А хто не учнет сее нашие грамоты слушати или чем их станет обидити на суседстве, и тому от меня, царя и великого князя, быти в великой опале и в казни.

А кому явят сю мою грамоту, и они с нее явки не дают.

Дана грамота на Москве, лета 7086-го, февраля в 3 день. //

А подпись на государеве цареве и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии жаловалной грамоте дияка Стефана Лихачева.

Да на той же государеве грамоте назади подпись:

Лета 7092-го, июня в 20 день, государь царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии сее грамоты слушал, и выслушав сю жаловалную грамоту, суздалского епископа Варлама, или по нем иныи епископы будут, пожаловал, велел им сю грамоту подписати на свое царево и великого князя имя и сее у них грамоты рудити не велел никому ни в чем и о всем велел ходити по тому, как в сей грамоте писано. А у подписи припись государя царя и великого 5 князя Федора Ивановича всея Русии дияка Андрея Гаврилова сына Арцыбашева.

Божиею милостию мы, великий государь царь и великий князь Борис Федорович всеа Русии самодержец и сын наш царевич князь Федор Борисович всеа Русии, по сей грамоте богомолца своего суздалского и торуского архиепископа Галахтиона пожаловали, сее у него грамоты рудити не велели никому ничем, а о всем велели ходити // по тому, как в сей грамоте писано. Лета 7107-го, марта в 25 день. А у подписи припись государя царя и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии дияка Василья Нелюбова сына Сукова.

Лета 7114-го, июля в 31 день, государь царь и великий князь Василей Иванович всеа Русии сее грамоты слушал, и выслушав сю жаловалную грамоту, суздалского архиепископа Галахтиона, или по нем иныи архиепископы будут, пожаловал, велел им сю грамоту подписати на свое царево и великого князя Василья Ивановича всеа Русии имя и сее у них грамоты рудити не велел никому ни в чем и о всем велел ходити по тому, как в сей грамоте писано. А у подписи припись государева царева и великого князя Василья Ивановича всеа Русии дияка Василья Нелюбова. [87]

Лета 7125-го, октября в 22 день, государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии сее жаловалные грамоты слушал, и выслушав грамоту, суздалского // архиепископа Арсения, или хто по нем иный архиепископ будет, пожаловал, велел ему сю грамоту подписати на свое царево и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии имя и сее у них грамоты рудити не велел никому ни в чем, а велел ходити о всем по тому, как в сей жаловалной грамоте написано. А у подписи припись государева царева и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии дияка Патрекея Насонова.

130-го, июля в 28 день, мы ж, великий государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии и отец наш государев великий государь святейший Филарет Никитич божиею милостию патриарх Московский и всеа Русии, сее жаловалные грамоты деда нашего государя царя и великого князя блаженные памяти Ивана Васильевича всеа Русии 86-го году суздалского и торуского епископа слушав, указали – яз, царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии, и отец наш государев великий государь святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всея Русии – по нашему государьскому указу по уложенью переписати вновь на наше царьское имя, а сее прежнюю жаловалную грамоту // указали, подписав на наше государьское имя, отдати суздалскому и торускому архиепископу Арсению впредь для спору вотчинных земель и всяких вотчинных крепостей, а во всем указали ходити 4 по тому, как в нашей в новой царской жаловалной грамоте нынешняго 130-го году написано. А подпись государева царева и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии дияка Ивана Поздеева.

К сему списку преосвященный Иосиф архиепископ суздалский и торуский велел печать приложить.

РГАДА. Ф. 125. Оп. 1. 1627 год. Д. 1. Л. 29-39. Список 1627 г.

На обороте по листам помета и скрепа: Подал в суд сын боярской Богомил, а подлинную сказал в Суздале, и ее на срок положит. Диак Семен Бредихин. В середине нижнего поля последнего листа приложена поврежденая круглая черновосковая печать (диам. прибл. = 45) с надписью: Божиею милостию смиренный [Ио]сиф архиеп[ископ Суздалский и Т]ару[ски]й.

Список: ГИМ ОНИ. Ф. 17. Оп. 2. Д. 183. Л. 126-134. XIX в. (со списка 1627 г.). Публ.: АИ. СПб., 1841. Т. 1. С. 366-369. № 200 (по списку 1627 г.).

Изложение в описи архива Суздальского владычного дома 1721 г.: РГАДА. Ф. 248. Кн. 126. Л. 512 об.– 516 (по сравнению со списком 1627 г. опись 1721 г. фиксирует дополнительное подтверждение:

«154-го, июня в 8 день, великий царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии самодержец тое жалованные грамоты слушав, суздалского архиепископа Серапиона, или кто по нем архиепископы будут, пожаловал, велел тое грамоту переписать на свое государево царево и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии имя и тое у них грамоты рудить никому ни в чем не велел, а велел ходити о всем по тому, как в той жалованной грамоте писано, опричь того, что написано судить в год на один срок на Рожество Христово, а по его государева указу властей монастырей сроки отставлены. Припись дьяка Ивана Федорова»).

Уп.: Каштанов С. М. Хронологический перечень иммунитетных грамот XVI века. Ч. 2 // АЕ за 1960 год. М., 1962. С. 187. № 1035.

Примечания:

1. В ркп.: воры.

2. В ркп.: мелце.

3. В ркп.: сверь.

4. В ркп. пропущено.

5. В ркп. написано дважды. [88]

№ 11

1585 г. ноября 25. – Указная (с прочетом ?) грамота ц. Федора Ивановича о самостоятельном сборе и уплате податей сузд. еп. Иовом с владычной вотчины с. Шубино в Тухачевском ст. Московского у.

Великого государя царя и великого князя Федора Ивановича всеа Росии суздальскому епископу Иеву отказная грамота на село Шубино. Всяким посланником, и городовым прикащиком, и губным старостам, и денежным зборщиком, и целовалником, и розсылщиком для денежных великого государя доходов въезжати не велети, а к денежному збору и ко всем делам великого государя и к тюрмам целовалников не имати, и для збору доходов не есздить ни по что, для того чтоб крестьяном в том продажи никоторым не было. А ямские денги и всякие государевы подати во всей вотчине платить приказным людем самим на Москве по прежним жалованным грамотам.

У подлинной грамоты назади написано тако:

Царь и великий князь всеа Русии.

Припись дьяка Дружины Петелина.

При той грамоте великого государя печать.

Писана на Москве, ноября 25-го числа, 7094-го году.

РГАДА. Ф. 248. Кн. 126. Л. 528. Изложение в описи архива Суздальского владычного дома 1721 г.

№ 12

1587/88 г. – Меновная сузд. еп. Иова протопопу Рожд. Сузд. собора Викуле на половину с. Павловское в Опольском ст. Суздальского у. за с. Добрынское с пустт. в Боголюбовском ст. Владимирского у.

Даная преосвященного Иева епископа Суздалского и Торуского на вотчину в Суздалском уезде в Ополском стану на село Павловское, что дано по князе Михаиле Васильевиче Кислом на поминовение вечных благ, половину того села владыке, а другая протопопу з братиею. И преосвященный епископ Иев отдал свою половину того села Павловского с пашнею, и с лесом, и с луги, и с отхожими пожнями, и со всеми угодьи, // что к тому селу Павловскому истари потягло, где ходил плуг, и соха, и коса, и топор, променил в Пречистые дом протопопу Викуле з братьею впрок без выкупу. А против того полусела Павловского и всяких угодей взял у протопопа Викулы з братьею в Володимерском уезде в Боголюбовском стану село Добрынское с пустошми, что их пожаловал великий государь царь и великий князь Иван Васильевич всеа Росии и в соборную церковь Рожества Пресвятые Богородицы им, протопопу з братиею, или иной кто по нем будет, на поминовение боярина князя Ивана Дмитреевича Белского. А буде он, епископ, в село Павловское станет вступатца, и за неустойку написано на нем, епископе, пятьсот рублев денег.

При той меновной архиерейская печать приложена.

А запись писал Юрья Кононов, писано лета 7096-го году. [89]

Позади записи послухи Афонасей Сьянов, Пятой Тумской, Яков Шафров, Гаврило Ярышкин, Пинай Половников, Шарап Иванов руку приложили.

РГАДА. Ф. 248. Кн. 126. Л. 530 об., 531. Изложение в описи архива Суздальского владычного дома 1721 г.

Изложение в описи архива Суздальского владычного дома 1763-64 гг.: РГАДА. ф. 280. Оп. 5. Д. 258. Л. 4.

№ 13

1587/88 г. – Меновная протопопа Рожд. Сузд. собора Викулы сузд. еп. Иову на с. Добрынское с пустт. в Боголюбовском ст. Владимирского у. за половину с. Павловское в Опольском ст. Суздальского у.

Меновная запись Суздаля города соборнай церкви протопопа Викулы з братиею, или кто по нем протопопы и попы будут, на вотчину, что дано по боярине по князе Иване Дмитреевиче по Бельском Володимерского уезду Боголюбовского стану на село Добрынское з деревнями и с пустошми, с пустошью с Ысаковою, да с пустошью Дунаевым, пустошью Максимовскою, да с пустошью Дорожавскою, да с пустошью з Желудихою, да с пустошью з Зарубином, да с пустошью с Семынинскою, и с пашнями, и с лесы, и с луги, и с рыбными ловлями, с рекою с Нерлью, и с перелогом, и с озеры, и з заводьми, и со всеми угодьи, что к тому селу Добрынскому и х пустошам истари. На вотчины ево, суздалского епископа Иова, Суздальского уезду Ополского стану на половину села Павловского впрок без выкупа. А то село Павловское истари было пополам со владыкою. И тем селом Павловским со всеми угодьи всем ему, протопопу, владеть. А ему, протопопу, з братьею до села Добрынского с пустошъми и со всеми угодьи не вступать. // А буде он, протопоп, или впредь кто по нем будет, станут во оное село Добрынское вступатца, и на них взять неустойка пятьсот рублев. Писана та меновная 7096-го 1 году, а в котором месяце и числе не написано. К подлинной меновной протопоп Викул, и протодьякон Федор, поп Игнатей, поп Родион, поп Григорей, дьякон Иван, дьякон Иван же руки приложили. Послухи Афонасей, да Пятой, да Яков, да Бахтеяр, да Федор, да Иван, да Трофим, да Иван руки приложили. А тех послухов отцев и прозвания не написано.

РГАДА. Ф. 248. Кн. 126. Л. 526 об., 527. Изложение в описи архива Суздальского владычного дома 1721 г.

Примечания: 1В ркп. вместо «ЗЧS-го» ошибочно «ЗPS-го».

№ 14

1587 г. октября 10. – Жалованная данная грамота ц. Федора Ивановича сузд. еп. Иову на луга в окологородье Суздаля; с подтверждениями 1) ц. Бориса Федоровича 1598/99 г. архиеп. Галактиону; 2) ц. Василия Ивановича 1606 г. архиеп. Галактиону; 3) ц. Алексея Михайловича 1646 г. июня 8 архиеп. Серапиону.

Царя и великого князя Феодора Ивановича всеа Русии жалованная грамота преосвященному епископу Иеву Суздалскому и Торускому, или по нем [90] епископы в Суздале будут, на подгородные на три луга оброчные, что в Суздале на посаде по речке по Каменке под городом под ево архиерейским двором, на луг Андреевской, на луг Воркову, на луг Болтоусов. Велено владеть и сено на них косить и лошади пущать по той жлованной грамоте безоброчно.

При той грамоте позади написано тако:

Царь и великий князь Феодор Иванович всеа Русии.

У той грамоты государева красная печать.

Писана 7096-го году, октября 10-го числа.

7107, великий государь царь и великий князь Борис Феодорович всеа Росии самодержец и сын его царевич князь Федор Борисович всеа Русии богомолца своего суздалского и торуского архиепископа Галактиона пожаловали, тое у него грамоты рудить не велели никому ни в чем, а о всем велели ходити как в той грамоте писано. Припись дьяка Василья Сукова.

7114, июля в 8 день, государь царь и великий князь Василей Иванович всеа Русии тое грамоты // слушав, суздалского архиепископа Галактиона, или по нем кто епископы будут, пожаловал, указал подписать на свое государево царево и великого князя Василья Ивановича всеа Русии имя и тое у них грамоты рудить не велел никому ни в чем, а велел ходити по тому, как в той грамоте писано. Припись дьяка Василья Нелюбова.

154-го году, июня в 8 день, великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии самодержец тое жалованные грамоты слушав, суздалского архиепископа Серапиона, или кто по нем иные архиепископы будут, пожаловал, велел ему ту грамоту подписать на свое государево царево и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии имя и тое у них грамоты рудити никому ни в чем не велел, а велел ходить о всем по тому, как в той жалованной грамоте писано. Припись дьяка Ивана Федорова.

РГАДА. Ф. 248. Кн. 126. Л. 516 об., 517. Изложение в описи архива Суздальского владычного дома 1721 г.

№ 15

1588 г. февраля 14. – Жалованная данная и тарханно-презжая грамота ц. Федора Ивановича сузд. еп. Иову на рыбные ловли в pp. Волге и Ветлуге и право беспошлинного провоза рыбы от Суздаля до Владимира и обратно, с подтверждениями: 1) ц. Бориса Федоровича 1599 г. марта 25 архиеп. Галактиону; 2) ц. Михаила Федоровича 1613 г. апреля архиеп. Герасиму; 3) ц. Михаила Федоровича 1622 г. июля 28 архиеп. Арсению.

Царя и великого князя Феодора Ивановича всеа Русии жалованная грамота преосвященному епископу Иеву Суздалскому и Торускому, или по нем иные епископы в Суздале будут, на рыбные ловли от речке от Луши вниз по Волге до Ветлужского устья на дватцети на пяти верстах по обе стороны реки Волги и с падучими речками, и з заводми, и с озеры, и с пески, и с подвальи, и с речкою Ветлугой с устья Ветлужского по Волосову заводь по обе стороны, с озеры, и з заводьми, и с пески, и бобровыми гоны по старине, что было истари дано в дом Пречистыя Богородицы в Суздаль. Безоброчно и безпошлинно ловити ему [91] велеть в тех водах рыбу всякую и бобры гонити. А от епископля судна, которые ево судно пойдет из Суздаля на низ в те рыбные ловли со всяким ево запасом мимо городов рекою Клязмою в Володимере и в других городех и назад до Суздаля, с того судна с рыбы пошлин и зимним путем с возов пошлин и тамги имать не велено. //

У подлинной грамоты позади написано тако:

Царь и великий князь Феодор Иванович всеа Русии.

При той же грамоте ево государева красная печать.

Писано 7096-го году, февраля в 14 день.

7107 году, марта в 25 день, великий государь царь и великий князь Борис Федорович всеа Русии самодержец и сын его царевич князь Федор Борисович всеа Русии по сей грамоте богомолца своего суздалского и торуского архиепископа Галактиона пожаловали, тое у него грамоты рудить не велели никому ни в чем, а о всем велели ходить по тому, как в той грамоте писано. Припись дьяка Василья Сукова.

Лета 7114 году, июля в 31 день, государь царь и великий князь Василей Иванович всеа Русии, слушав тое жалованную грамоту, суздалского архиепископа Галактиона, или по нем иные кто архиепископы в Суздале будут, пожаловали 1, велели им тое грамоту подписать на свое государево царево и великого князя Василья Ивановича всеа Русии имя и тое грамоты рудити не велел никому ни и чем и о всем велел ходити по тому, как в той грамоте писано. Припись дьяка Василья Нелюбова. //

7121-го, апреля в день, государь царь и великий князь Михайло Феодорович всеа Русии тое грамоты жалованные слушав, суздалского архиепископа Герасима, или кто по нем иные архиепископы будет, пожаловал 1, велел тое грамоту подписать на свое государево царево и великого князя Михаила Феодоровича всеа Русии имя и тое у них грамоты рудить не велел никому ни в чем, а о всем велел ходить как в той грамоте писано. Припись дьяка Сыдавна Васильева.

130 году, июля в 28 день, великий государь царь и великий князь Михайло Феодорович всеа Русии и отец его государев великий государь святейший Филарет Никитич божиею милостию патриарх Московский и всеа Росии, тое жалованные грамоты дяди его государя царя и великого князя блаженные памяти Федора Ивановича всеа Росии 96-го году суздалского и торужского епископа слушав, указал – царь и великий князь Михайло Феодорович всеа Русии и отец его государев великий государь святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всеа Росии – по его государьскому указу по уложенью переписати вновь на его государское имя, а тое прежнюю жалованную грамоту указал, подписав на его государское имя, отдати суздалскому и торускому // архиепископу Арсению впредь для спору вотчинных земель и всяких вотчинных крепостей, а во всем указал ходить 1 по тому, как в его в новой царской жалованной грамоте нынешняго 130-го году написано. Припись дияка Ивана Поздеева.

РГАДА. Ф. 248. Кн. 126. Л. 518–519 об. Изложение в описи архива Суздальского владычного дома 1721 г.

Примечание:

1. В ркп. пропущено. [92]

№ 16

1588 г. мая 30. – Жалованная несудимая грамота ц. Федора Ивановича сузд. еп. Иову на с. Шубино с дд. и пустт. в Тухачеве ст. Московского у. и с. Добрынское с дд. и пустт. в Боголюбовском ст. Владимирского у., с подтверждением ц. Алексея Михайловича 1646 г. июня 8 архиеп. Серапиону.

Царя и великого князя Феодора Ивановича всеа Русии жалованная грамота преосвященному епископу Иеву Суздалскому и Тарускому, или по нем в Суздале иные епископы будут, на вотчины Московского уезду в Тухачеве стану на село Шубино з деревнями // и с пустошми да в Володимерском уезде в Боголюбовском стану на село Добрынское з деревнями и с пустошми, как было дано прежнему бывшему епископу Варламу в дом Пресвятые Богородицы в наследие вечных благ, впрок без выкупа, со всеми угодьи, что к тем селам и к деревням и к пустошам исстари потягло, куды ходит плуг, и соха, и топор, и коса. Епископу Иеву, или по нем иной хто епископ будет, князь Иванова отца князь Дмитрея Федоровича Белского во иноцех Изосиму и ево родителей поминать и в синодик написать. А тех ево вотчин крестьян судом и росправою ведать, опричь губных дел, велено ему, Иеву епископу, самому, или кому он прикажет.

У той грамоты позади писано тако:

Царь и великий князь Феодор Иванович всеа Русии.

При той грамоте государева красная печать.

Писана маия в 30 день, 7096 году.

154-го году, июня в 8 день, великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии самодержец той жалованной грамоты слушав, суздалского архиепископа Серапиона, или кто по нем иные архиепископы будет, пожаловал, велел ему тое грамоту // подписать на свое государево царево и великого князя Алексея Михайловича всеа Росии имя и тое у них грамоты рудить никому ни в чем не велел, а велел ходить о всем по тому, как в той грамоте писано. Припись дьяка Ивана Федорова.

РГАДА. Ф. 248. Кн. 126. Л. 517–518. Изложение в описи архива Суздальского владычного дома 1721 г.

№ 17

1598/99 г. – Запись Бажена Михайлова сына Опранина сузд. еп. Галактиону с обязательством не вступаться в ранее бывшее за ним на оброке сщ. Корятино (Хорятино) с пустт. в Стародубе Ряполовском в Суздальском у.

Список з записи слово в слово.

Се яз, Бажен Михайлов сын Опранин, суздалец сын боярской, что были мне даны из Болшого приходу в Суздалском уезде в Стародубе Ряполовском пустоши на оброк селищо Корятино, да пустошь Потанино, да пустошь Карабузино, да пустошь Новское, да пустошь Трушино, да пустошь Ерофеевское в сотом году, и я теми пустошми владел по государеве грамоте по сто седмой год и оброк с них платил в Болшой приход, и нынеча на те пустоши суздалской архиепискуп Галахтион выложил даные крепости, и мне, Бажену, тем селищем Корятиным и пустошми впредь не владеть и не вступатца. А учну яз, Бажен, впредь [93] вступатца в то селищо и в пустоши, и на мне, Бажене, взяти по сей записи сто рублев денег суздалскому архиепискупу.

А на то послуси Бажен Григорьев сын Кожин, да Остафей Федоров сын Иванова, да Иван Второва сын Нелаев, да Роман Федоров сын Дураков.

А запись писал Кондратей Дмитреев сын Мордвинов, лета 7107-го года.

А назади записи написано:

К сей записи яз, Бажен, руку приложил.

Послух Баженко руку приложил.

Послух Осташ руку приложил.

Послух Иваш руку приложил.

Послух Романец руку приложил.

РГАДА. Ф. 125. Оп. 1. 1627 год. Д. 1. Л. 44. Список 1627 г. На обороте помета: К сему списку Богомилко руку приложил.

№ 18

1600 г. мая 3. – Жалованная данная (поместная) грамота сузд. архиеп. Галактиона Константину Андрееву сыну Мистрина на сц. Хорятино с пустт. в Стародубе Ряполовском в Суздальском у.

Список со аръхиеписковы грамоты Суздалскаго и Торуского Галактиона, по чему владел сын боярской его Костянътин Мистрин тем селцом Хорятииым с пустошми.

Божиею милостию се яз, преосвещенный Галагтион аръхиепискои богоспасаемых градов Суздаля и Торусы, пожаловал есми своего сына бояръского Костянтнна Андреева сына Мистрина в Пречистые отчине поместьем сельцом Хорятиным с пустошми – пустошь Потанино, пустошь Трушинъское, пустошь Карабузино, пустошь Новская, пустошь Ерефеевская, с отхожими луги, землею пашнею и непашнею, и лесом, и луги, и со всеми угодьи, где ходил плуг, и соха, и коса, и топор, и что к тому селцу и к пустошам истари потяглу. И нашему сыну боярскому Костянътину тем сельцом Хорятиным и с пустошъми владети всем. А хто у нево будет в том его поместье за ним крестьян, и мы Костянътина тем пожаловали, тех своих крестьян судити и ведати велели во всем по сей нашей жаловалной грамоте.

Писано в Суздале, лета 7108-го, мая в 3 день. А печать у грамоты аръхиепископа Галахтиона.

РГАДА. Ф. 125. Оп. 1. 1627 год. Д. 1. Л. 47. Список 1627 г. На обороте помета: 136-го, сентября в 6 день подал Богомил.

Публ.: АИ. СПб., 1841. Т. 2. № 32.

№ 19

1605 г. сентября 11. – Жалованная (подтвердительная) грамота ц. Дмитрия Ивановича сузд. архиеп. Галактиону на владычные вотчины в Суздальском, Владимирском и Московском уу.

Жалованная грамота царя и великаго князя Димитриа Ивановича всеа Русии, данная преосвященному Галактиону архиепископу Суждалскому и [94] Торускому на его, архиепископли, вотчины в Суждале на посаде монастырь Борис и Глеб, да на слободки Борисову Сторону, Иванову Гору, да в Суждалском уезде в Ополском стану на село Янево з деревнями, на село Крапивье, на село Туртинское з деревнею, на село Гнездилово, на село Павловское, на село Глебовское, на село Красное з деревнею, на село Киболо, на село Иванское, на село Ратминское, да в Фантыреве стану на село Вески з деревнями, да в Ермолине стану на селцо Юрьевское з деревнями, в Демине стану на селцо Пищиково з деревнями, да в Московском уезде в Шеренке на речке на Кинелке на пустошь Покровское с ыными пустошми, да в Володимерском уезде на пустошь Хорятино с ыными пустошми, в Московском уезде в Тухачеве стану на село Шубино з деревнями, да в Левичине стану на селцо Залесье, да в Володимерском уезде в Боголюбовском стану на село Добрынское з деревнями.

На дву склееных листах, местами по краям ветха.

При ней печать восковая красная привесная на красном шелковом шнуре.

7114-го году, сентября 11 дня.

На той грамоте позади написано тако:

Царь и великий князь Дмитрей Иванович всеа Русии.

Да по склейкам:

Диак // Василей Нелюбов.

А пониже написано тако:

По сей жалованной грамоте с 16 сел, да с 2 слободок, да с 15 деревень, да 6 пустошей взято подписных и печатных пошлин тритцать три рубли двенадцать алтын две деньги.

РГАДА. Ф. 280. Оп. 5. Д. 258. Л. 1, 1 об. Изложение в описи архива Суздальского владычного дома 1763-64 гг.

Текст воспроизведен по изданию: Суздальский владычный дом в документах XVI - начала XVII века // Русский дипломатарий, Вып. 5. М. Археографический центр. 1999

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2021  All Rights Reserved.