|
Сказка Ивана Юрьевича Сабурова.1526 г. В Актах Исторических (том I, стр. 192) помещена весьма интересная сказка (показание) Ивана Юрьевича Сабурова, из розыскного дела о неплодии в. кн. Саломонии Юрьевны, жены в. кн. Василия Ивановича (1526 г.). Содержание сказки следующее: ______________________________________ «Лета 7034 ноября 23 дня, сказывал Иван: говорила мне великая княгиня: «есть деи жонка Стефанидою зовут Рязанка, а ныне на Москве, и ты ее добуди и ко мне пришли»; и яз Стефаннды допытался да я к себе есми ее во двор позвал да послал есми ее на двор к великой княгине с своею жонкою с Настею, и та Стефанида и была у великой княгине и сказывала мне Настя, что Стефанида воду наговаривала и смачивала ею великую княгиню да и смотрила ее на брюхе и сказывала, что у великой княгине детем не быта, а после того пришел яз к великой княгине и она мне сказывала: «присылал ты ко мне Стефаниду и она у меня смотрила, и сказала, что у меня детем не быти, а наговорила мне воду Стефаннда и смачиватися велела от того, чтобы князь великий меня любил, а наговаривала мне Стефанида воду в рукомойнике, а велела мне тою водою смачиватися; а коли понесут к великому князю сорочьку и порты и чехол и она мне велела из рукомойника тою водою смочив руку да охватывати сорочьку и порты и чехол и иное которое платье белое» и мы хаживали есмя к великой княгине по сорочьку и по чехол и по иное что платье великого князи да из того рукомойника и смачивали то платье. Да Иван же сказывал: говорила господина мне, великая княгиня: «сказали мне черницу, что она дети знает (а сама безноса), ты ту черницу добуди», и яз тое черници посылал добывати.... та черница наговаривала не помню на масло, не помню мед простой.... и велела великой княгине тем тертися от тогож, чтобы князь великий любил да и [178] детей деля; а после того и сам яз к великой княгине пришол и великая княгиня мне сказывала: «приносила ко мне от черници Настя, и яз тем терлася». К сей памяти яз Иван руку приложил. На обороте этого документа, писанного столбцом, находится следующая приписка: «да Иван же говорил: а что [ни], господине говорити? того мне не испамятовати, сколько к мне о тех делех жонок и мужиков прихаживало». ______________________________________ По поводу этого показания Ивана Юрьевича, можно было бы привести довольно много и довольно интересных примеров, подобных только-что сообщенному нами; можно было бы представить доказательства того, что многое из давно минувшего прошлого еще сохранилось до сих пор, не только в отдельных семьях, но и целых обществах; например, сохранились многие виды язычества у христиан, остались поклонения внешности, фетишам, существует вера в гадания и нравственный и физический политеизм и пр., но это увлекло бы нас за пределы нашего сообщения; мы позволим себе только сказать, что и в переживаемое нами время, не только у нас, но и в других европейских семьях, у других народов, сохранились остатки инстиктивных побуждений, свойственных всему человечеству. Ограничимся только несколькими примерами, из числа которых особенно выделяются обычаи, существовавшие у евреев, где бездетные женщины проглатывали те обрезки, которые оставались во время обряда древней Милитте; этот традиционный способ, помогавший в бездетстве, может сравниться только разве с тем обычаем, который был известен в западной Европе (в XVI ст.), когда женщины, желая иметь детей, привешивали к изображениям своих святых угодников золотые фалюсы. Правда, духовенство преследовало этот обычай, но золотыми фалюсами не брезгало. После этих способов, помогающих оплодотворению, все известные средства в прошлых и настоящих вехах, как, например, пояса и кушаки богинь Фреи и Фригги, амулеты, ладонкн, наузы и т. п., заговоренные и нашептанные вещи, всякого рода смачивания и вспрыскивания, могут считаться не существенными, детскими. К числу довольно верных средств, по понятиям китайцев, принадлежат жертвы и моления, которые они совершают два раза в месяц, одному из своих идолов. Недалеко от Пекина находится кумирня, называющаяся дун-э-мяо; в этой кумирне стоит баснословное животное, изображающее созвездие тэ, которое отличается особенно крупными некоторыми частями тела. В эту кумирню на поклонение сбираются 1-го и 15-го числа каждого месяца мужчины, а 2-го и 16-го числа — женщины. [179] Чтобы заключить несколькими словами нашу заметку, мы приведем без перевода слова Диодора Сицилийского, который описывает встречу женщинами, в древнем Египте, их оплодотворявшего божества: «....illos dies foeminae duntaxt, ipeum vident ante faciem eius constitutae, elevastisque peplis, inguina ostentant, coetero deinceps tempore in conspectum novi dei prodire illis interditume est». Сооб. А. И. Савельев. Текст воспроизведен по изданию: Сказка Ивана Юрьевича Сабурова. 1526 г. // Русская старина, № 3. 1878 |
|