№ 94.
1620 г., Сентября 26. Письмо Царя Михаила Феодоровича патриарху Филарету, о получении известий о прибытии Литовских, Крымских и Английских послов.
Великому государю отцу нашему, святейшему Филарету Никитичю, Божиею милостию патриарху Московскому и всеа Русии, сын ваш, Царь и Великий Князь Михайло Федорович всеа Русии челом бьет. Писал еси, государь, к нам в своей государской святителской грамоте с жилцом с Нехорошим с [84] Юматовым и прислал отписку, что писал к нам из Можайска сотник стрелецкой Михайло Внуков о Литовских посланникех. И ты, государь, по той отписке приказал бояром послати в Можаеск указ о походе Литовским посланником по прежнему нашему указу; а Крымским, государь, гонцом велел ты, государь, быти к Москве, и к Москве они пришли и корм им на приезде дан по-прежнему: и мы, государь, Можайскую отписку слушели и бояром чести велели; а указ, государь, по ней, по твоему государеву повеленью, послан. Да писали, государь, к нам с Вологды воиводы да пристав Аглинскаго посла Борис Волошенинов, что Аглинской посол Иван Ульянов на Вологду пришел Сентября в 17 день: и мы, государь, велели к Борису Волошенинову послать указ наш, чтоб он с Аглинским послом шел к нам к Москве по станом, чтоб ему к Москве прити после Покрова святей Богородицы. А каковы, государь, отписки писали к нам с Вологды, и мы те отписки послали к тебе, ко государю, с жилцом с Нехорошим Юматовым.
Отпуск писан столбцом, на одном листке.
Комментарии
К № 94. Упоминаемый в этом письме Английский посол Иван Ульянов есть Джон Мерик, который был прислан в Россию в 1620 году, для принесения Царю поздравлений о заключении мира с Польшей и о возвращении из плена патриарха Филарета; ему же было поручено вести переговоры о союзе против общих врагов в о дозволении Английским купцам ездить по Волге в Персию.
Отписки Вологодских воевод и пристава Бориса Волошенинова, о которых упоминается в этом письма, найдены нами в Архивском статейном списке о приезде в Россию посла Мерика (Англ. № 7): эти отписки довольно любопытны, и потому мы присовокупляем их здесь вполне.
а) Отписка Вологодских воевод Василья Бутурлина и Тимофея Агеева:
«Государю, Царю и Великому Князю Михаилу Федоровичю всеа Русии холопи твои, Васка Бутурлин, Тимошка Агеев челом бьют. В нынешнем, Государь, во 129-м году Сентября в 11 день прислана твоя Государева, Царева и Великого Князя Михаила Федоровича всеа Русии грамота за приписью дьяка Савы Раманчюкова, а в твоей Государеве грамоте написано: как Аглинской посол князь
Иван Ульянов которого числа на Вологду придет, и нам, холопем твоим, послу и Королевским и посолским дворяном и податному мастеру и часовнику, дворы и корм и питье, изготовя, давати по росписи, какову пришлет Колмогорской пристав, которой с послом от города придет, и в запрос давати, чево посол учнет просити, и во всем к послу береженье и честь держати, чтоб ему ни от ково ни в чем безчестья не было, и в тот день по улицам и до Посолсково двора учинить для встречи людно и стройно, по посолскому обычаю; а сколко на Вологде посол побудет, и которово числа с Вологды с приставом с Борисом Волошениновым пойдет, и что послу и королевским дворяном по росписи поденного корму и питья в дорогу до Ярославля отпустим и что дадим в запрос, и нам, холопем твоим, о том велено отписати к тебе, к Государю, Царю и Великому Князю Михаилу Федоровичю всеа Русии. И мы, холопи твои, по твоему Государеву указу, к посолскому приходу дворы и корм и питье и подводы и провожатых до Ярославля изготовили. И в нынешнем, Государь, во 129-м году Сентября в 17 день пришел на Вологду Аглинской посол князь Иван Ульянов с Колмогорским приставом с Кирилом Малыгиным. И в тот, Государь, день, по твоему Государеву указу, для посолского приходу было у посолского двора людно, посадцкие и всякие люди и стрелцы были в цветном платье и стройно, по посолскому обычею. А сталь посол на Немецком на Аглинском дворе; а к нам, холопем твоим, о том писал пристав ево Кирила Малыгин, чтоб ему стать на своем на Аглийском дворе. И мы, холопи твои, послу и королевским дворяном и их людем и полатнику и часовнику корм и питье по росписи, какову прислал Колмогорской пристав Кирило Малыгин, даем, и в запрос корму и питья, чево посол попросит, даем же; и во всем к нему береженье и честь учинили по посолскому обычаю. А сколко, Государь, дней Аглинской посол на Вологде побудет и которово числа с Вологды с приставом с Борисом с Волошениновым пойдет, и что корму на Вологде по росписи ц в запрос отдадим, и что в дорогу до Ярославля отпустим, и сколко подвод и провожатых отпустим, и мы, холопи твои, про то про все к тебе, Государю, отпишем, и кормовую подливную роспись пришлем».
б) Отписка пристава Бориса Волошенинова: «Государю, Царю и Великому Князю Михаилу Федоровичю всеа Русии, холоп твой, Бориско Волошенинов челом бьет. По твоему Государеву, Цареву и Великого Князя Михаила Федоровича всеа Русии наказу, велено мне, холопу твоему, ехати на Вологду встречю Аглинсково посла князя Ивана Ульянова. И Сентября, Государь, в 17 день Аглинской посол князь Иван Ульянов на Вологду пришел; и как, Государь, воевода Василей Бутурлин да дьяк Тимофей Агеев с подводами зберутца и коево числа с Вологды Аглинсково посла отпустят, и я, холоп твой, по твоему Государеву указу, к тебе, ко Государю, о том к Москве отпишу. А что, Государь, с Аглинским послом королевских дворян да писарь, поп, полатной мастер да часовник, и что, Государь, посолских и дворянских людей, и что им по росписи поденново корму и питья, и я, холоп твой, взяв список с подлинные росписи Архангелского города у пристава у Кирила у Малыгина, которой пристав с Аглинским послом прислан от Орхангилского города, списав слово в слово и под-клея под сю отписку, послал к тебе, ко Государю, к Москве».
«Список с кормовые с подлинные росписи, слово в слово: 128-го, Августа в 15 день, роспись по чему давати Аглинскому послу князю Ивану Ульянову и королевским дворяном и лосолским и дворянским людем поденново корму:
«Послу на день 2 хлеба, 2 колача денежные; дворяном королевским семи человеком 7 калачей денежных, 7 хлебов двуденежных.
«Писарю-саксетарю да попу 2 колача да 2 хлеба денежные.
«Людем посолским 18 человеком 18 калачей, 18 хлебов денежных.
«Посолским же и дворянским людем 20 человеком 10 калачей денежных да 20 хлебов двуденежных. «Полатному мастеру да часовнику да их людем 2 человеком 4 калача, 4 хлеба денежных.
«Послу же и дворяном с людми и мастером пол-яловицы, 3 борана, пол от ветчины, 10 куров, 150 яиц, 8 гривенок масла коровья, пол четверика круп, четверть пуда соли, четверть ведра уксусу, четверть ведра сметаны, луку и чесноку на гривну, свечь восковых на 2 алтына.
«Питья послу на день 5 чарок вина горячево доброво, полведра меду паточного, ведро пива.
«Дворяном королевским 7 человеком во 3 чарки вина человеку на день, да всем вопче 2 ведра меду цыженого, 4 ведра пива.
«Писарю да попу 4 чарки вина, полведра меду цыженого, ведро пива.
«Посолским лутчим людем 18 человеком по 2 чарки вина человеку, 3 ведра меду цыженово, 9 ведр пива, по полуведра человеку.
«Досталным посолским и дворянским людем, 20-ти человеком, по 2 чарки вина человеку, по полуведра пива человеку на день.
«Полатному мастеру да часовнику да их людем 2 человеком, 8 чарок вина, полведра меду княжего, 2 ведра пива».
«Английский посол Джон Мерик прибыл в Москву 3-го. Ноября 1620 г. и оставался там до Июня 1621 года. Он представлялся Государю 15-го Декабря. В разрядах (портф. XI) есть о нем некоторые известия, которые мы здесь присовокупляем :
«Того ж (7129) году был у Государя, Царя и В. Князя Михаила Федоровича всеа Русии и святейшаго Филарета Никитича, патриарха Московскаго и всеа Русии, Аглинской посол князь Иван Ульянов; а был он у Государя и у патриарха Декабря в 15 день.
«А пристав был у посла Иван Костянтинов сын Коромышев.
«А встречал посла околничей Никита Васильевич Годунова да дьяк Михайло Данилов.
«А Государь с бояры и святейший патриарх со властми были при после в Золотой Полате: а рынды были в белом платье при после, князь Федор да князь Иван Борисовичи Татевы, да князь Федор да князь Петр Волконские. А с столом ездил от Государя к послу столщик князь Федор Семенович Куракин...
«И Генваря в 30 день был у Государя Аглинской посол в другой ряд.
«А пристав у него был Иван же Коромышев, а встречал посла князь Борис Хилков; а обещал посла околничей князь Григорей Волконской.
«А рынды были князь Федор да князь Иван Борисовичи Татевы да князь Федор да князь Петр княж Федоровы дети Мерина Волконскаго.
«И от Государя был посол в ответе у бояр. «А бояре были в ответе: Казанской наместник боярин князь Иван Борисович Черкаской, да Ржевской наместник боярин князь Иван Федорович Троекуров Ерославской, да думной посолской дьяк Иван Грамотин».
Список с письма, напечатанного нами под № 94, находится также в вышеозначенном статейном списке, на стр. 62.
|