№ 51.
1619 г., Октября 22. Письмо инокини Марфы патриарху Филарету, о своей болезни и об облегчении ее.
Честнейшему и пресвятейшему о Бозе пастырю и учителю православных велений, истинному столпу благочестия, великому государю отцу отцем, святейшему Филарету Никитичю, Божиею милостию патриарху Московскому и всеа Русии, старица Марфа вашему святителству челом бьет. Из Ярославля, государь, сын вашего благородства, вкупе ж и мой, Царь и Великий Князь Михайло Федорович всеа Русии и яз пошли Октября в 16 день, в су боту, и того же дни пришли в село Великое на вечер. А из Великого, государь, села хотели итти Октября в 20 день, в среду: и по греху, государь, моему припомянулася мне прежняя болезнь портежная, и для того в Великом селе поизмешкали; только, государь, Божиею милостию и вашего святительства молитвами, есть лехче, и из Великого, государь, села сын ваш, вкупе ж и мой, Царь и Великий Князь Михайло Федорович всеа Русии и я пошли к Ростову Октебря в 22 день, в пятницу. Молю ж, государь, вас, великого государя и отца нашего, да незабвенны будем лред Богом мы и сын наш в ваших честнейших к Богу предстояниих, чтоб Господь Бог, святых ради ваших молитв, подаровал сыну нашему здравие, також и нам от болезни ко здравию пременение, и царствующаго града достигнути в радости, и в веселии святолепное ваше лице зрети и равноапостолную руку целовати и вашего святителства стопам поклонитись и челом ударить.
Отпуск писан столбцом, на одном листке. На обороте вверху помета: С жилцом с Петром Ивановым сыном Елизаровым.
Комментарии
К № 51. В этом письме говорится о болезни Государевой матери, инокини Марфы – болезнь портежная, по понятиям того времени, происходившая от волшебства, наговорев и других средств, служивших к повреждению (порче) здоровья. В других письмах встречаются еще древние названия болезней, напр. мака (№ 2), камчюг (№ № 57, 59 и 60) т. е. подагра, по объяснению Карамзина (X. пр. 315). Подтверждение этого объяснения Карамзина мы находим в Архивском деле о приезде в Россию Голландского посланника Николая Гейнзиуса (1669 г.). Этот посланник не хотел приехать к Государю верхом, согласно с обычаем, и требовал корету, объявляя, что ему к Великому Государю на лошеди верхом ехать по наказу Статов и за камчюжною болезнью нелзе; на вторичное же требование он отвечал, что ему чрез указ Статов и своей ради ножные болезни отнюдь на лошеди ехать не возможно. Переговоры об этом, продолжавшиеся с 16-го октября 1669 по 7-е марта 1670 г, кончились тем, что посланник приехал к Государю в санях.
|