№ 386.
1655 г., Февраля 4. Письмо патриарха Никона Царю Алексию Михайловичу, о своем прибытии в Москву и об опустении столицы от моровой язвы.
Великий Государь, Царь и Велнкий Князь Алексей Михайлович, всея Великия и Малыя Росии! Богомолец ваш, смиреный и грешный Никон патриарх Бога молю о вашем Государеве душевном спасении и о телесном здравии и о всех полезных, о еже низпослатися свыше, и на сопостаты победа и одоление. По отшествии от вас, Государей, приволокся во царствующий град Москву Февраля в 3 день, часа за два до света, в суботу. Ох, увы! зрения неполезнаго и плача достойнаго! Непрестанно смотря плакал, плакал пустоты Московския, пути и домов, идеже преж соборы многии и утеснение, тамо никоково, великия пути в малу стезю и потлачены, дороги покрыты снеги и никем суть и следими, разве от пес. Ох, ох! Иеремия плачевный тому разве уплакати таковыя и толикое зло и запустения. Ей, ей! пиянства на ся издавна и омрачения не помню, яко ж ныне изумехся от пустоты; обаче мало возвеселихся в воскресение о пришествии останков хрестьян во святую соборную апостольскую церковь ко святей литоргии, малым чим менши, яко и преж, или за радость на видение нас во святей службе, ако и недра церковныя не вместиша и двор против полн был. А еже о дворовой пустоте не мошно утешитило; о инех же писати ей не свем что. Здравии будите на многия лета. Писал по литоргии в 6-й час дни. В хоромех ваших везде кадил, сыскав ладану чорного росного и еще есть его много; а велми полезен. Антиохийский патриарх оживися и Сербский. Старыми язвами есть болят, толко от них не вредят ся с ними живущии. В Чюдове монастыре в воскресение скорою смертью умер, толко по сыску и по досмотру от грыжы, а не тою болезнью, и то бывает и над многими.
Подлинник писан столбцом, на двух склеенных вместе листках. На обороте первого надпись: Великому Государю, Царю и Великому Князю Алексею Михайловичю, всея Великия и Малыя Росии Самодержцу. Виден знак, что была красная восковая печать.
Комментарии
К № 386. И это письмо отнесено нами к 1655 году. Здесь Никон говорит об опустении Москвы после моровой язвы и о своем возвращении туда 3 февраля, в субботу, во время отсутствия Государя из столицы. Мы знаем, что в феврале 1655 года, после моровой язвы, возвратились в столицу и Царь и патриарх, – Никон возвратился прежде, а Государь 10-го февраля, тоже в субботу (Арх. Разр. сп. № 155 портф. № XVI, под 7163 годом: «Того ж году Февраля в 10 день, в субботу, Г., Ц. и В. К. Алексей Михайлович, в. В. и М. России Самодержец, пришол из Вязмы в царствующий град Москву. А встречал Государя за городом со кресты святейший Никон патр. М. и в. В, и М. России со всем освященным собором».). Эти обстоятельства не оставляют ни малейшего сомнения о годе, к которому относится это письмо. Архим. Аполлос напечатал это письмо там же на стр. 144, но ошибкою отнес его к 1654 году; в заглавии тоже есть неверность.
|