№ 383.
1653 г., Января 27. Письмо патриарха Никона Царю Алексею Михайловичу, с уведомлением о своем здоровье и пребывании во Владимире.
Спасово слово воистину непогрешно, якоже глаголет: по сему вас и познают, яко мои ученицы, аще в любви пребудете, аще заповеди моя соблюдете. Ибо воистину любовь не весть достояния лиц разсуждати, еже о богатстве и нищете, еже о благородии и злородии, еже о высокоумии и скудости, еже о разстоянии месте, качества и количества. Ибо любовь воистину подобна есть солнечну просвещенно, во вся концы земля достизающу. Воистину не погреша изреку, любви начало и бытие и конец – Христово пришествие. Зде имать в сем словеси много о любви повествование, якоже приклад разума разсудити возводя на многия образы. За скудость моего времяни и за неначаемую радость сие написа, яко случай ми показа, Великому Государю, Царю и Великому Князю Алексею Михайловичю всеа Руси и Великой Государыне, Царице и Великой Княгине Марии Ильичне и Государыням благоверным Царевнам, богомолец ваш Государев, грешной Никон патриарх. Бога моля о вашем Государеве многолетном здоровье и о душевном спасении, благодарствене покланяюсь за милость вашу и любовь к нам; а я, богомолец ваш, и Стефан . . . . поп еще жывы. Генваря в 27 день в 7-й час..............отчине во граде Владимере, в Рожестве................. ныя литоргии, писал своею грешною рукою.
Подлинник писан столбцом, на одном листке. На обороте надпись: Государю, Царю и Великому Князю Алексею Михайловичю, всеа Русии. Есть знак, что была красная восковая печать.
Комментарии
№ 383. Мы отнесли это письмо к 1653 году на основании следующих соображений. Оно писано после 1652 года (ибо 27-го января 1652 года Никон еще нее был патриархом) и прежде 1655 года, потому что в нем не упоминается ни об одном из Царевичей, сыновей Царя Алексея Михайловича, а Царевич Алексей Алексеевич родился 5 февраля 1654 года, след. это письмо может быть отнесено к 1653 или к 1654 году. Но из Разрядных списков видно, что в 1654 году патриарх Никон находился в Москве 25-го и 29-го января, и след. 27-го не мог быть во Владимире: поэтому остается отвести это письмо к 1653 году. Оно также напечатано в упомянутом сочинении архим. Аполлоса (стр. 150).
|