№ 382.
1652 г., Июня 11. Письмо митрополита Никона Царю Алексею Михайловичу, о прибытии с мощами Св. Филиппа митрополита в Онегу и о погибели на море ладьи дьяка Леонтьева со многими людьми.
Благоверному и христолюбивому Царю, Государю, и Великому Князю Алексею Михайловичю всеа Русии, и благоверной и христолюбивой Царице и Великой Княгине Марии Ильичне, и Государыням, благоверным Царевнам, богомолец ваш, смиреный Никон митрополите, Бога моля, челом бью. Будите, Государи, во многих богоугодных делех здравыи и долголетныи. А я, богомолец ваш, за милостью Божиею, молитв ради святаго Филиппа митрополита, с моря приехал с мощми святаго Филиппа митрополита на Онегу под порог, Июня в 11 день, в 5 часу дни. И того же дни и часу встретил мене, богомолца вашего, сотник Ларион Иванов сын Папин с вашими Государевыми грамотами; а принял те Государевы грамоты под порогом и прочол все, и от страху и радости и слез воистину яко изумлен бых на много время; обаче за премногую твою Государеву милость писати противу ко мне, богомолцу твоему, ни ума, ни времени не обрел, точию благодаря и хваля Бога дерзнул мало ведомо тебе, Государю Царю, о себе грешнем своею бедною рукою, яко жив есмь; а что, ты, Государь, писал к рабу Божию Василью, а своему и нашему о Бозе другу, и о том тебе преж сего писано, яко оста вашу и нашу любовь, прейде к небесному Царю в совет и в небесныя кровы со святыми ангелы жити Маия в 3 день, погребен честно в Сиском монастыре, милостиня и сорокоустие доволно дано, а погребал я грешной, а положен пред входом церковным, о десную страну притвора; а о всем писати к тебе Государю вскоре стало нелзе, а путем стану, Государь, милости у Христа прося, стану, елика сила моя может, промышлять; а о боярине и о дворянех тебе Государю от самого мене ведомо будет, как сподобит Бог очи твои видеть, а что было нужнее и то тебе писано. А дьяка судом Божиим не стало, утонул на море, лодью его розбило, и которые были люди и те все потонули Маия в 16 день в неделю, и лодьи его останок на море нашли, на полы переломлена, и под лодьею иконы, которые у него [302] были, узнали, да подушки, а с ним сын его Петр да Иван Пустынников, да твоей Государевы мастерской полаты портной мастер Игнатей с ученики, да два подьячих, да люди его, да богомолцов, а сколко человеке, и о том писано к тебе, Государю, преж сего; а про иной всякой случай, аще изволит очи твои Государевы видеть, все будет ведомо: а я, богомолец вашь, о вашем Государеве многолетном здравии Бога молю и челом бью. А что во многолетии и вселенских патриарх поминать, и то зело благо, как ты, Государь, писал.
Подлинник писан столбцом, на двух склеенных вместе листках.
Комментарии
К № 382. О перенесении мощей Св. Митрополита Филиппа находятся довольно подробные известия в Архивских разрядных списках (№ 155 портф. XV, под 7160 годом). Мы присовокупляем здесь эти известия:
«Тово ж году Марта в 20 день Государь, Царь и В. К. Алексей M. всеа Русии, советовав со отцем своим и богомольцом, Святейшим Иосифом Патр. M. и в. Р., и со всем освященным Собором, чтоб принести в царствующий град Москву из Соловецкова монастыря мощи иже во святых о. вашего Филиппа, м. М. и в. Р. чудотворца..............
«И указал Государь в Соловецкой монастырь итти по мощи иже во святых отца нашего Филиппа м. М. и в. Р. чудотворца, преосвященному Никону Митрополиту Новгородскому и Великолуцкому, а с ним архимандритом и игуменом и иных от освященнаго чина, да боярину кн. Ивану Никитичю Хованскому да дьяку Гаврилу Левоптьеву.
«А с боярином с Князь Иваном Никитичем Хованским послал Государь своево Государева двора столников и стряпчих, дворян Московских.
«И поведе им благочестивый Государь и святейший патриарх, яко да со всякою подобающею честию и благоговением принесут чудотворные мощи чудотворца Филиппа Митрополита в царствующий град Москву.
«И сего числа Новогородской митрополит Никон и боярин кн. Ив. Н. Хованской с товарыщи были у Государя у руки на отпуске в соборной церкви Успения Пресвятыя Богородицы, и у патриарха у благословения:
«Того ж месяца Июля в 6 день, как пришли с мощми чудотворца Филиппа Митр. М. и в. Р. к Троице в Серниев монастырь Новгородцкой Митр. Никон да боярин Кн. И. Н. Хованской, и Государь указал Митрополиту быть к Москве.
«А на встречю против чудотворных мощей чюдотворца Филиппа Митрополита М. и в. Р. послал Государь в село Воздвиженское властей: преосв. Корнилия, Митр. Казанская и Свияжскаго, да преосв. Маркела, архиеп. Вологодскаго и Великопермскаго, а с ним архимандритов и игуменов и иных от освященнаго чина, да боярина кн. Алексея Никитича Трубецкова, да Околничих кн. Дм. да кн. Сем. Петровичев Лвовых, да думнова дьяка Лариона Лопухина.
«А с боярином с кн. А. Н. Трубецким послал Государь своего Государева двора столников и стряпчих, и дворян, и жилцов.
«И встретя чудотворныя мощи чуд Филиппа в селе Воздвиженском, указал Государь Казанскому Митрополиту Корнилию да Вологодскому Архиепископу Маркелу и освященному Собору, да боярину кн. А. Н. Трубецкому с товарыщи, итти из села Воздвиженскова с чудотворными мощми в царствующий град Москву.
Того ж месяца Июля в 9 день принесены мощи иже во святых отца нашего Филлипа Митр. М. и в. Р. г., новаго исповедника, из Соловецкаго монастыря в царствующий град Москву,
«И против чудотворных мощей изъиде на встретение со кресты В. Г. Ц. и В. кн. Алексей Михайлович в. Р. с преосв. Митрополиты и со архиепископы и с архимандриты и игумены и со всем освященным Собором и с своим Царским сипклитом и со всенародным множеством, и принесоша чудотворныя мощи в царствующий град Москву в соб. а пост. Церковь Пречистыя Богородицы честнаго Ея Успения.
«И того дни, не доходя восприятия чудотворных мощей, идучи за образы, не стало Ростовская Митр. Варлаама.
«Того ж месяца Июля в 17 день праздновал Государь принесению мощей иже во святых отца нашего Филиппа М. М. и в. Р. чудотворца.
«И того дни преложены мощи Филиппа Митрополита в серебреную раку и поставлены в Соборной Церкви Успения пречистые Богородицы, на десной стране, у предела великомученика Димитрия Селунскаго.
«И того ж дни пожаловал Государь из дворян в околничие Петра Петровича Головина, а околничество ему сказывал дворцовой дьяк Давыд Дерябин, а у скаски ему был выговор против тово ж, что в прошлом во 159 году на Велик день, как сказало было ему околничество, и он околничества не принял, и за то был на нево Государев гнев и выговор.
«Того ж дни был у Государя стол, ...........
«А после стола пожаловал Государь боярину князь Ивану Никитичу Хованскому за службу, что посылан в Соловецкой монастырь по мощи чудотворца Филиппа, Митрополита».
Впрочем, письмо, напечатанное нами под № 382, было уже напечатано в «Начертании жития и деяний Никона соч. Архим. Аполлоса, изд. 4-е, М. 1845, стр. 121. В заглавии этого письма есть здесь неверность – погибший на море дьяк назван Постниковым. Изо всех актов видно, что погиб дьяк Гаврило Леонтьев, который был послан в Соловецкий монастырь вместе с Митрополитом Никоном и с боярином кн. Хованским. Мы считаем неизлишним присоединить к сему два донесения Митр. Никона и боярина кн. Хованского о погибели дьяка Леонтьева; эти донесения заимствованы нами из Архивского дела о посылке в Соловецкий монастырь, для перенесения мощей Мит. Филиппа.
а) Первое донесение от 22 Мая 1652 года:
«Государю, Царю и Великому Князю Алексею Михайловичю всеа Русии, богомолец твой Государев, Новгородской Никон Митрополит, да холоп твои Ивашко Хованской челом бьют. В нынешнем, Государь во 160 году, по твоему Государеву, Цареву и Великого Князя Алексея Михайловича всеа Русии указу, посланы мы в Соловецкой монастырь по мощи иже во святых отца нашего Филиппа, Митрополита Московская и всеа Русии. И с Москвы, Государь, до моря, Божиею милостию, доехали, дал Бог, здорово. И Маия в 14 день, пев молебен в твоем Государеве богомолье, со слезами, иже во святых отца нашего Николы чюдотворца в Корелском монастыре, отпустились в 3-м часу ночи. И доплывше от Соловков за восмдесят верст добрым и тихим плаванием безбедно, и Маия в 15 день в 4-м часу ночи учал быть ветр в море противен, именуемый Глубник, и толико сила его велика, не на море точию трус творяше, но на горах, и храмы основания разорите и древа искорените. Нам же, в море на якорех стоящим до дни 16 числа, в исходе третьяго часа дни, и от многия буря и от великих волн не возмогли якори удержати, на русы изодрало, и шеймы исперервало и якори изломало: и бывше вси в великой беде носими по морским волнам, аки по горам великим, и от шуму и возношения волн вси во отчаяние себе вложиша и в болезнь люту впадше, яко ни себе кому паметовати. И меня, богомолца твоего, ушибло и залило в окна в кормовом чюлане, одва ожил; а лодью кинуло в Пудожское устье. А мене, холопа твоего Ивашка, лодью выкинуло на устье Николы чюдотворца Корелского монастыря. А другую мою, богомолца твоего, лодью с приказными людми и с запасы, и мою, холопа твоего, с запасом и с людми и дворян Ивана Заецова с товарыщи и головы Остафья Зыбина и сотника Якова Ковезина с стрелцами, и городовых стрелцов лодьи выметало на берег меж Пудужьским и Корелским устьем; и те лодьи о берег розбило. А другую дворянскую лодью выкинуло на летней стороне от Корелскоя устья сорок версть. А властей и протопопа и ключоря выкинуло от тое лодьи верст с десять на берег: и те лодьи то ж розбило, толко люди всех тех лодеи здоровы. А дияка Гавряды Леонтиева и дворянина Ивана Пустынникова по 22-й день вести нет; а посылали проведывать по всему летнему берегу, где надеялись вымету, и проведать не могли: а чаем, что впрям потонули. Да с ним же дияком твоя Государева и казна была, что было милостина давать братье тысеча рублев. А гонца для того к тебе, Государю, не отпустили вскоре, что едва от морского страху и трепета в себе пришли; да и для того, что посылали про дияка Гаврила Леонтиева да про Ивана Пустынникова впрам проведывать; и проведать не могли. А собратся в место людми и по се число не можем; а как соберемся, и мы, милости у Бога прося, хощем на море отпустится». б) Вторая отписка была писана в конце Мая или в начале Июня, потому что она получена в Москве 14-го Июня.
«Государю, Царю и Великому Князю Алексею Михайловичю всеа Русии, богомолец твой Государев Новгородцкой Никон Митрополит, да холоп твой Ивашко Хованцкои челом бьем. Внынешнем, Государь, во 160 году писали мы к тебе, Великому Государю, Царю и Великому Князю Алексею Михайловичю всеа Русии, что Маия в 16 день от многия буря и от великих водн по морю лодьи рознесло и по морским берегам розметало, а иные лодьи о берег розбило: а тех лодеи, милостию Божиею, люди все живы; а твоего Государева дияка Гаврила Леонтиева с людми лодьи в ведоме нет. И я, богомолец твои и холоп твой, для тех людеи посылали в судах на море сыскивать и проведывать по берегам. И сыскали впрямь, что дияка Гаврила Леонтиева лодью разбило, и плавает на море переломлену поперег пополам; и людеи всех потопило, и твоя Государева казна потонула. А на судне у него, дияка, был сын ево Петр да Иван Пустынников и всяких чинов, богомодцов и ево дворовых людей шестьдесят деветь человек. И ис той, Государь, лодьи деревяные суды и запас на летней берег морем выметывает; а людеи по се число еще в вымете нет. И я, богомолец твой, послал нароком Колмогорского подъячево с стрелцами по летнему берегу, а велел везде по волостям и по деревням, которые по берегу живут, заказать накрепко, где обьявятца люди топлые, велел весть подавать к Архангелскому городу к околничему и воеводе Федору Васильевичю Бутурлину.
О перенесении мощей Св. Митр. Филиппа напечатаны раз-вые акты в С г. Г. и Д. III, № № № 147, 149-154; Акт. Арх. Экспед. IV, № № 57, 329.
|