№ 269.
1629 г., Июня 21. Письмо патриарха Филарета Царю Михаилу Феодоровичу, об отправлении Царских указов в Вязму и другие города, с повелением не пропускать Литовских послов.
Божиею милостию благородному и христолюбивому, Богом избранному и Богом венчанному, Великому Государю, Царю и Великому Князю Михаилу Федоровичю, всеа Русии Самодержцу, отец твой и богомолец, смиренный Филарет, святейший патриарх Московский и всеа Русии, Бога моля, благословляю и челом бью. Июня, Государь, в 21 день, в твоей Государева грамоте писано ко мне, отцу твоему и богомолцу, что ты, Великий Государь, Вяземских отписок, что писали к тебе, к Государю, твои Государевы воеводы, столник Олексей Головин да Иван Благой, да диак Иван Михайлов, слушел, и мне б, отцу твоему и богомолцу, велеть отписать в Вязму, по прежним твоим Государевым указом, Литовских посланников приимать не велеть, а велеть им отказывать то ж, что об них твоего Государева указу в Вязме нет, что их к Москве мимо Вязмы пропущать; а будет пойдут силно, и их не пущать, а дратца с ними не велеть; а будет пройдут к Вязме заставу силно, и их в Вязме потому ж не велеть приимать; да и в Можаеск и на Волок-Ламской и в Торопец и на Луки-Великие велети ж бы отписати, либо пройдут Вязму силно, или обойдут иными дорогами, а придут в те городы, и их потому ж приимать не велеть и отказать велеть против тово ж; а людей бы в Вязму велеть прибавить, либо какой задор от Литовских людей учинитца, чтоб в Вязме не безлюдно было; и велети б воеводам в Вязме быти от Литовских людей со остереганьем, чтоб изгоном и украдом дурна какова не учинили; а о извощтке Дорогобужском, розведав бы про нево в Вязме, велеть ево укрепить вашим Государевым крестным целованьем, а как обявитца от него служба, и тогды ему и жалованье твое Государево дать, смотря по ево службе. И я, отец твой и богомолец, велел тотчас послать твою Государеву грамоту в Вязму к твоим Государевым воеводам, к столнику к Олексею Головину да к Ивану Благому, да к диаку к Ивану Михайлову, чтоб они, по прежним твоим Государевым указом, Литовских посланников в Вязму не приимали и велели им отказывати накрепко, что их приимати и к Москве пропущати не велено, и они б к Вязме не ходили, а воротились назад; а толко силно похотят итти, и их не пропущати, а дратца б с ними не велели, и воеводам в Вязме велел быти от Литовских людей со остереганьем, чтоб изгоном и украдом дурна какова не учинили; да и от себя я, отец твой и богомолец, в Вязму к твоим Государевым воеводам о том писал особную грамоту, а велел потому ж Литовским посланником отказать накрепко, чтоб они силно к Вязме мимо указ не ходили, в Вязму их не примут и к Москве без твоего Государева указу не пропустят; да и в Можаеск и на Волок Ламской и в Торопец и на Луки-Великие потомуж я, отец твой и богомолец, велел от тебя, Государя, писать к воеводам, толко Литовские посланники пройдут мимо Вязму силно или обойдут иными дорогами, а придут в те городы, и их потому ж бы не приимали и им отказывали; а прибавочных людей [212] с Москвы в Вязму я, отец твой и богомолец, до твоего Царсково приходу посылати не велел, чтоб в том смуты не учинити. А о извощике в Вязму велел отписати по твоему Государеву указу, как указано в твоей Государеве грамоте. А милость Божия и пречистые Богородицы и великих чюдотворцов Петра и Олексея и Ионы и всех святых молитвы и нашего смирения благословение да есть и будет с Вашим Царским Благородием ныне и во веки, аминь.
Подлинник писан столбцом, на четырех листках. На обороте первого надпись: Божиею милостию благородному и христолюбивому, Богом избранному и Богом венчанному, Великому Государю, Царю и Великому Князю Михаилу Федоровичю, всеа Русии Самодержцу. Здесь же приложена красная восковая печать с изображением благословляющей руки. На обороте последнего листка, внизу, помета: 137, Июня в 21 день, в ночи, на стану под Яковлевскою рощею, с жилцом с Федором Зеновьевым.
|