№ 22.
1619 г., Сентября 10. Письмо патриарха Филарета Царю Михаилу Феодоровичу, с советом отправиться на поклонение чудотворцу Макарию Унженскому.
Божиею милостию Великому Государю, Царю и Великому Князю Михаилу Федоровичю, всеа Русии Самодержцу, Богом хранимому и Богом избранному и Богом венчанному, победопоборнику великого истиннаго православия, по плотцкому рожению сыну, о Святем же Дусе возлюбленейшему сыну нашего смирения, в православии радоватися, и радость да будет ти мир и милость и победа на враги и на супостаты православные нашие истинные веры, в жизнь живота безнаветно и безмятежно; многолетствием, Государь, здравствуй душевне, вкупеж и телесне во всяких благопотребных и душевных спасении. Егда же убо, Великий Государь, прочтохом о вашем Царском здравии посланную к нам грамоту, велми духовне возрадовахся, слыша ваше Царское путное шествие здраво и весело. Ащели, Великий Государь, пожалуешь похощеш спросити о нашем пребывании: и яз, милостию Божиею и пречистые Богородицы и великих чюдотворцов Петра и Олексея и Ионы и всех святых молитвами, телесне жив, а душевне Бог весть. А здеся, Государь, в вашей Царской отчине, в пресловущем в царствующем граде Москве, Сентября по 10 число, дал Бог, здраво все. А что в вашей Царской грамоте ко мне, отцу твоему и богомолцу, писано, что в моей грамоте к Вашему Царскому Величеству писано о чюдесех и о свидетелстве преподобнаго чюдотворца Макария Желтоводского, а быти ли вашему Царскому походу к чюдотворцу, и того де в моей грамоте не написано, и мне б о том к вам, Великому Государю, отписати наскоро: и я, отец твой и богомолец, к вам, Великому Государю, писал преж сего, что по общему нашему духовному совету о Святем Дусе, по тому свидетелству, проповедати дела Божия преславно есть и угоднику Божию, преподобному отцу Макарию, честь воздаяти також, яко и прочим святым преподобным отцем. И то, Государь, к вам, Великому Государю, я, отец твой и богомолец, писал, чтоб Ваше Царское Величество свой обет исполнил, к преподобному чюдотворцу свой Царской подвиг совершал не откладывая, и ему, предивному в чюдесех, преподобному Макарию честь воздавал так ж, як ж и прочим святым преподобным отцем. Молю и благословляю Ваше Царское Благородие, чтоб вы, Великий Государь, свое обещанье совершал, к преподобному отцу Макарию шел безо всякого сумнения: а я, отец твой и богомолец, о вашем Царском многолетном здравии и о путном шествии молю и прошу всемилостиваго, в Троицы славимаго Бога и пречистую Богородицу и великих чюдотворцов, чтоб Вашему Царскому Величеству подал Бог многолетное здравие и победу и одоление на враги, и путное б шествие устроил Бог здраво и весело, и чтоб велел Бог мне вас, Великого Государя, на вашем Царском престоле в вашей отчине, в преславном в царствующем граде Москве видети в радости вскоре. Да послал я к вам, Великому Государю, с вашим Царским крайчим, с Михайлом с Михайловичем Салтыковым часы воротные боевые: и вам бы, Великому Государю, пожаловати велети приняти. А о своем бы Царском здравии ложаловати б велети к нам писаньем возвещати почасту, чтоб я, отец твой и богомолец, слыша ваше Царское путное шествие здраво и весело, радовался. А милость Божия и пречистые Богородицы и великих чюдотворцов Петра и Олексея и Ионы и всех святых, и нашего [32] смирения благословение и молитвы да есть и будет с Вашим Благородием ныне и во веки, аминь.
Подлинник писан столбцом, на двух листках. На обороте первого надпись: Божиею милостию Великому Государю, Царю и Великому Князю Михаилу Федоровичю, всеа Русии Самодержцу, Богом хранимому и Богом избранному и Богом венчанному. Тут же прижжена красная восковая печать с изображением благословляющей руки, вокруг которой неразборчивая надпись. Внизу второго листка помета: Сентября в 14 день, с Иваном с Мерлеивым.
|